Главные вкладки

    Открытые уроки

    Чибисова Валентина Евгеньевна

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок в 5 классе. Природоведение + Экология.

    Тема: Почему всем хватает места на Земле? Взаимоотношения между живыми организмами.

    Цель: Формирование представления о  взаимоотношениях между живыми организмами  в природе,  как  регуляторе  численности  всего живого на Земле.

    • Задачи:

        - ввести понятие «биотические отношения», как   взаимоотношения между организмами;

        - познакомить с различными типами взаимоотношений между организмами;

        - продолжить формирование умений мыслительной деятельности;

        - развивать интерес к изучению экологии;

        - продолжить воспитание чувства ответственности, любви, бережного отношения ко всему    живому.

    Ход урока

    1. Орг. момент. СЛАЙД 1.

    Здравствуйте. Я рада вас всех приветствовать на нашем сегодняшнем уроке. Урок у нас сегодня интегрированный «Природоведение + Экология».

    Соседи, соседи: жуки и медведи,

     Орлы и козявки, деревья и травки.

     Прожить без соседей — увы! – невозможно,

     Иных обойдешь далеко, осторожно,

     Иными, как раз, хорошо закусить,

     А с теми под крышей теплее прожить.

     Иные годятся для дальней дороги,

     Другие поднимут тебя по тревоге,

     А эти соседи помогут в беде.

     Соседи, соседи – всегда и везде!

    Как вы считаете, какая у нас сегодня тема урока?

    А нужны ли в природе соседи?

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

    СЛАЙД 2. Сообщение темы урока.

    Тема нашего занятия: «Почему всем хватает места на Земле?».

    Запись темы урока в тетради по природоведению.

    СЛАЙД 3. Сообщение цели урока.

    СЛАЙД 4 – 15. /Одуванчик, задание/.

    УЧИТЕЛЬ. Рассчеты в тетради по природоведению.

    1-й  год – 100 семян;

                   2-й  год – вырастет 100 одуванчиков;

          3-й  год – 100 х 100 = 10 000 одуванчиков;

          4-й  год – 10 000 х 100 = 1 000 000 од-ов;

                                      и  т.д.

         10-й  год – 1 000 000 000 000 000 000 од-в.      (1 квинтиллион)

       СЛАЙД 16.       Рассчеты.

    УЧИТЕЛЬ.   Такому количеству одуванчиков потребуется места в 15 раз

     больше чем суша Земли. Какой вывод можно сделать?

    Если бы у живых организмов выживало все потомство, то    …..

    Всем на Земле не хватило бы места.

       

       СЛАЙД 17.   ВЫВОД и ВОПРОС:

    Почему на Земле живут самые разные   организмы, независимо от того, сколько   потомков они производят – много или мало?

    УЧИТЕЛЬ.   ВСПОМНИМ ИКРИНКИ РЫБЫ-МЯЧА, РЫБЫ-ЛУНЫ, ТРАВЯНОЙ ЛЯГУШКИ   и   КОШАЧЬЕЙ АКУЛЫ  или СЛОНА.

    СЛАЙД 18. Вывод: Чем большая часть потомства может погибнуть, тем больше его производит родительский организм.

    УЧИТЕЛЬ. Какие условия, необходимы для существования организма?

    • Место на суше или в воде;
    • Подходящая пища;
    • Определенное количество влаги, света и тепла.

    СЛАЙД 19.

    УЧИТЕЛЬ.  Любой организм производит потомков больше, чем их может выжить.

     КАКИЕ ПРИЧИНЫ СПОСОБСТВУЮТ ГИБЕЛИ ПОТОМСТВА У ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ?

    ОТВЕТЫ: Причины гибели живых организмов:

    • Другие организмы;
    • Болезни;
    • Отсутствие пищи;
    • Неблагоприятные условия

    СЛАЙД 20.

    УЧИТЕЛЬ.  Рассмотрим первую причину гибели живых организмов.

    В любой среде обитания живут разнообразные организмы. В лесах, например, растут березы, осины, дубы, сосны, кустарники; живут зайцы, белки, лисицы, волки, дятлы, жуки-короеды и многие другие животные. При этом жизнь одних организмов зависит от жизни других. Даже тогда, когда человек выращивает на поле пшеницу, независимо от него на поле поселяются сорняки, прилетают насекомые, птицы, поселяются другие животные.

    Между организмами, обитающими в одних и тех же местах, образовались различные взаимоотношения.

     

    СЛАЙД 21.

    Одни из них взаимовыгодные: каждый из организмов извлекает для себя пользу; при некоторых взаимоотношениях одни организмы угнетают или уничтожают другие.

    СЛАЙД 22.

    Для обозначения характера взаимоотношений между организмами ученые используют сочетания математических знаков:

    0 — отсутствие взаимоотношений между видами;

    – — отрицательное влияние на жизнь особей;

    + — благоприятное влияние на организм.

    Но если организмы в природе не живут изолированно друг от друга, то для обозначения взаимоотношений используют комбинации знаков.

    — Сколько комбинаций знаков может быть? (6)

    0 — нейтральные;

    – – — взаимно-вредные;

    – 0 — вредно-нейтральные;

    ++ — взаимно-полезные;

    +0 — полезно-нейтральные;

    + – — полезно-вредные.

    СЛАЙД 23.

    Между живыми организмами в природе сложились сложные взаимоотношения. Эти отношения называются БИОТИЧЕСКИМИ.

    СЛАЙД 24. БИОТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ это отношения между разными организмами.

    РАБОТА В ТЕТРАДИ ПО ЭКОЛОГИИ. ЗАДАНИЕ 1 СТР. 32

     Одни и те же организмы служат для некоторых жертвами, для других хозяевами или «квартирантами», «нахлебниками», «конкурентами». Сложные взаимоотношения организмов помогают им сохраниться в природе. Человек издавна использует знания о взаимоотношениях организмов при разведении сельскохозяйственных животных и растений, добыче диких животных и использовании дикорастущих растений.

    СЛАЙДЫ 25-26,      27. /СТИХОТВОРЕНИЕ/

    Проблемы, которые мы сегодня затронули, очень актуальны, и поэтому мы будем к ним возвращаться на следующих уроках.

    Самые далекие вещи в природе соединены тысячами тончайших, но очень крепких нитей — экологическими связями. И чтобы разумно воздействовать на природу, нужно как следует изучить и понять взаимодействие этих связей, иначе можно навредить всему живому.

    Ставится проблемный выбор. Хищники поедают своих жертв — хорошо это для всей популяции или плохо? (Например, овец в отаре становится всё меньше).

    Заслушиваются ответы детей.

    Доказываем простым примером: завезли коз на необитаемый остров, где не было ни одного хищника. Козы ели буйную растительность и размножались. Наконец, их стало так много, что пищи на всех перестало хватать. Козы съели все растения, после чего вымерли от голода. Уничтожение волков в 80 годах ХХ века в Сибири.

    Подвожу к выводу (его делают сами ученики):

    Для популяции хищник полезен, и даже необходим (он регулирует численность животных (поедает только больных и слабых), не дает им чрезмерно размножаться.

    Чтобы научиться жить в мире с природой, надо не только ее любить, но и знать ее законы. И один из главных законов: В природе всё взаимосвязано.

    У американского писателя Рея Брэдбери есть фантастический рассказ. Его герои с помощью машины времени отправились в далекое прошлое, на 60 млн. лет назад, чтобы посмотреть на динозавров. Организатор предупредил, чтобы гости из будущего не повредили ничего живого в том первобытном лесу. Один из героев случайно раздавил бабочку. Когда же они вернулись назад в свой век, планета изменилась.

     Мне бы очень хотелось, чтобы наши потомки не получили планету безжизненной!

    IV. Домашнее задание: составить таблицу в тетради.

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Интегрированный урок в 5 классе. Природоведение + Экология. Учитель экологии и природоведения: Чибисова В.Е.

    Слайд 2

    Почему всем хватает места на Земле?

    Слайд 3

    Цель: Сформировать представление о взаимоотношениях между живыми организмами в природе, как регуляторе численности всего живого на Земле. Задачи: - ввести понятие «биотические отношения», как взаимоотношения между организмами; - познакомить с различными типами взаимоотношений между организмами; - продолжить формирование умений мыслительной деятельности; - развивать интерес к изучению экологии; - продолжить воспитание чувства ответственности, любви, бережного отношения ко всему живому.

    Слайд 4

    У всех живых организмов бывает разное количество потомков.

    Слайд 5

    Треска 9 млн. штук

    Слайд 6

    Рыба – меч 16 млн. штук

    Слайд 7

    Рыба -луна Откладывает 28 млн. штук икринок

    Слайд 8

    Луна-рыба самая тяжелая из всех костных рыб. Рекордно крупный экземпляр был пойман 18 сентября 1908 года примерно в 65 км от Сиднея. Весил он 2235 кг и имел длину 4 м 26 см!

    Слайд 9

    Травяная лягушка 2000 икринок

    Слайд 10

    Кошачья акула 2-20 покрытых специальной защитной оболочкой яйцеклеток.

    Слайд 11

    Количество детенышей у грызунов Мышь – 4-8 штук Крыса – 5-10 штук Хомяк – 5-18 штук Шиншилла – 1-6 штук Несколько раз в год

    Слайд 12

    Количество детенышей в потомстве кошачьих Пума – 1-5 штук Кошка – 1-12 штук Манул – 2-10 штук Лев – 2-3 штуки Тигр раз в 2—3 года 2-4штук КАРАКАЛ 1-4 штуки

    Слайд 13

    Слон – одного раз в 4 года Медведь – 2-3 через год Кит – одного раз в 2 года

    Слайд 14

    Черный тополь – 28 млн. млн. штук в год Орхидея рода Цикнохес - 3751000 Одуванчик – более 100 семян

    Слайд 15

    Один ярко-желтый одуванчик образует больше 100 семян. Задание: Рассчитайте сколько одуванчиков может вырасти через 10 лет от одного родительского растения?

    Слайд 16

    1-й год – 100 семян; 2-й год – вырастет 100 одуванчиков; 3-й год – 100 х 100 = 10 000 одуванчиков; 4-й год – 10 000 х 100 = 1 000 000 од-ов ; и т.д. 10-й год – 1 000 000 000 000 000 000 од-в . (1 квинтиллион)

    Слайд 17

    Если бы у живых организмов выживало все потомство, то всем на Земле не хватило бы места! Почему на Земле живут самые разные организмы, независимо от того, сколько потомков они производят – много или мало?

    Слайд 18

    Вывод: Чем большая часть потомства может погибнуть, тем больше его производит родительский организм.

    Слайд 19

    Условия, необходимые для существования организма: Место на суше или в воде; Подходящая пища; Определенное количество влаги, света и тепла.

    Слайд 20

    Любой организм производит потомков больше, чем их может выжить Причины гибели живых организмов: Другие организмы; Болезни; Отсутствие пищи; Неблагоприятные условия.

    Слайд 21

    Взаимоотношения между живыми организмами

    Слайд 22

    В природе каждый живой организм живет в окружении множества других представителей. Экологические взаимодействия организмов обычно имеют чрезвычайно сложный характер, зависят от многих факторов и по-разному протекают в различных условиях . – – отрицательное влияние на жизнь особей; + – благоприятное влияние на организм; 0 – отсутствие взаимоотношений между видами;

    Слайд 23

    Все взаимоотношения делятся на 6 групп . + + Взаимополезные + 0 Полезно - нейтральные + - Полезно - вредные - - Взаимновредные - 0 Вредно - нейтральные 0 0 Нейтральные

    Слайд 24

    Связи между разными организмами называют биотическими.

    Слайд 25

    - - Взаимно - вредные (конкуренция) Межвидовая конкуренция (соперничество за одни и те же ресурсы между организмами разных видов) Серая и черная крысы. Серая крыса — более крупная, агрессивная, хорошо адаптирующаяся к самым различным условиям, практически полностью вытеснила из поселений человека черную крысу, живущую теперь только в лесных и пустынных районах. Далее

    Слайд 26

    Внутривидовая конкуренция ( соперничество за одни и те же ресурсы между организмами одного вида) В начало

    Слайд 27

    Сосед-конкурент – это тоже опасно . Он рядом живет, все как будто прекрасно, Но где только можно, он вас потеснит, Участок отнимет и свет заслонит, Умело обставит он вас на охоте – Вы даже не сразу все это поймете. Сумеет он дом и невесту отнять, Останется вам только горько рыдать . А все почему? Потому что крупнее, Чуть-чуть посильнее, чуть-чуть побыстрее, А может быть, просто, он вас поумнее. Бывает и так иногда у зверей.

    Слайд 28

    Симбиотические Антибиотические Безразличные Кооперация (++) Мутуализм (++) Комменсализм Конкуренция (--) Хищничество (+-) Нейтрализм (0 0) Паразитизм (+-) Нахлебничес-тво (+ 0) Квартиранство (+ 0) Виды взаимоотношений организмов


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Части Мирового океана Автор: Чибисова В.Е., учитель географии, Нестиарская ООШ

    Слайд 2

    Планируемые результаты: ПРЕДМЕТНЫЕ – должны знать , что такое Мировой океан, основные части Мирового океана: материки, полуострова, острова, архипелаги, океаны, моря, заливы, проливы. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ – должны уметь описывать географическое положение морей, работать с географическими и контурными картами. Продолжить формирование работы с картами атласа. ЛИЧНОСТНЫЕ – осознают целостность Мирового океана.

    Слайд 3

    Соотношение суши и океана. 149 млн км 2 361 млн км 2

    Слайд 4

    Океан – это единое водное пространство, которое нигде не прерывается или прерывается? Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям древних греков и египтян омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что Земля имеет форму шара, а материки омывает не река, но название «Океан» сохранилось. На заметку эрудиту

    Слайд 5

    Суша в океане

    Слайд 6

    Материки Материки – огромные участки суши, со всех сторон или почти со всех сторон окружённые водой.

    Слайд 7

    Полуострова Полуостров – это часть суши, окружённая с 3-х сторон водой. Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида и др.

    Слайд 8

    Острова Остров – это часть суши, окружённая со всех сторон водой. Великобритания, Гренландия, Исландия, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания и др.

    Слайд 9

    Архипелаги Архипелаг – это группа островов, находящихся близко друг от друга. Большие Антильские, Гавайские, Японские и др.

    Слайд 10

    Части Мирового океана

    Слайд 12

    Мировой океан Тихий океан Атлантический океан Индийский океан Тихий океан Северный Ледовитый океан

    Слайд 14

    Покажите океаны

    Слайд 16

    Внутреннее море – Чёрное Окраинное море – Баренцево

    Слайд 17

    Задание 1 Пользуясь физической картой полушарий, определите, внутренними или окраинными являются моря: 1.Красное; 2.Карское; 3.Охотское; 4.Японское. Частями каких океанов являются эти моря? Проверяем: Красное – внутреннее, Индийский океан; Карское – окраинное, Северный Ледовитый океан; Охотское - окраинное, Тихий океан Японское – окраинное , Тихий океан

    Слайд 18

    Моря Северного Ледовитого океана Баренцево Карское Лаптевых Чукотское Восточно-Сибирское и др.

    Слайд 19

    Моря Тихого океана Берингово, Охотское, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Тасманово и др.

    Слайд 20

    Моря Индийского океана Красное Аравийское и др.

    Слайд 21

    Моря Атлантического океана Чёрное, Средиземное, Норвежское, Северное Балтийское и др.

    Слайд 22

    Задание Совершите морское путешествие из Токио (Япония) в Лондон (Великобритания). Перечислите все географические объекты, которые встретятся на вашем маршруте.

    Слайд 23

    Залив – это часть океана (моря), вдающаяся в сушу, но свободно сообщающаяся с океаном (морем). Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов , Мексиканский, Персидский, Финский.

    Слайд 24

    Пролив – сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов. Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Гудзонов .

    Слайд 25

    С помощью атласа определите, о каких объектах идёт речь? 1. Залив и пролив на севере Северной Америки. 2. Пролив, разделяющий Евразию и Северную Америку. Пролив между островом Огненная Земля и Южной Америкой. 4. Море к юго-востоку от Австралии. 5. Самое северное море Тихого океана. 6. Остров к югу от Австралии. Пролив между Антарктидой и островом Огненная Земля. 8. Море, названное в честь братьев-мореплавателей. 9. Море между Северной и Южной Америками. 10. Самый большой океан.

    Слайд 26

    Ответы: Гудзонов залив и пролив. 2. Берингов пролив. 3. Магелланов пролив. 4. Тасманово море. 5. Берингово море. 6. Остров Тасмания. 7. Пролив Дрейка. 8. Море Лаптевых. Карибское море. Тихий океан.

    Слайд 27

    Приём определения географического положения моря План Состав действий Название 2. Географическое положение: а) в Мировом океане; б) относительно других объектов Назвать и показать море; определить, к какому океану относится, как отделено от него Определить: а) в какой части океана, между какими меридианами и параллелями находится, протяжённость; б) какой частью и берега каких материков и островов оно омывает; какими проливами соединено с океанами и морями

    Слайд 28

    Обозначьте на контурной карте Островные архипелаги: Большие Антильские, Гавайские, Филиппинские, Японские. Острова: Великобритания, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания. Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида. Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское , Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское. Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов , Мексиканский, Персидский, Финский. Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский .



    Предварительный просмотр:

    Урок в 7 классе.                                                 Чибисова Валентина Евгеньевна

                                                                          учитель географии Нестиарской ООШ

    Тема: «Австралия. Природные зоны. Органический мир».

    Цель:

    Познакомить учащихся с особенностями природы и органического                         мира материка-заповедника Австралии.

    Задачи:

    1. Образовательная: Продолжить знакомство учащихся с особенностями природы материка, познакомить с растениями и животными Австралии.

    1. Развивающая: Развивать речевую деятельность, навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

    1. Воспитательная: Воспитывать любознательность, внимательность, экологическую культуру и бережное отношение к природе.

    Оборудование: 

    -атласы для 7 класса;

    -физическая карта мира;

    -природные зоны Австралии;

    -компьютер;

    -мультимедийный проектор;

    -экран;

    - мультимедийная презентация;

    -рабочие тетради;

    -экспедиционные дневники;

    -карточки с новыми словами;

    -растения из гербария.

    Подготовительная работа: 

    Ученики получают задание подготовить сообщения о деревьях и животных Австралии.

    Ход урока.

    1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ:

    Оргмомент: /Готовность учащихся к уроку, приветствие учителя/.

    СЛАЙД 1.      «…путешествие – это проникновение

                            в область значительного и прекрасного».

                                            (К.П.Паустовский)

    2.ОРГАНИЗАЦИОННО - МОТИВАЦИОННЫЙ:

    Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний:

    Учитель:  /Читает слайд 1/. Как вы догадались, ребята, сегодня мы совершим путешествие. Для этого  потребуются экскурсионные дневники,  в которых вы будете вести записи и две ручки с разными пастами. /Учитель раздает  экскурсионные дневники/.

    А сейчас посмотрим на экран и прочитаем стихотворение – задание:

    Учитель:  /Читает слайд 2/.        СЛАЙД 2. ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?

    ОНА РАСПОЛАГАЕТСЯ ПОД НАМИ –
    ТАМ, ОЧЕВИДНО ХОДЯТ ВВЕРХ НОГАМИ –
    ТАМ НАИЗНАНКУ ВЫВЕРНУТЫЙ ГОД –
    ТАМ, В ОКТЯБРЕ РАСЦВЕТАЮТ САДЫ –
    ТАМ ПРОТЕКАЮТ РЕКИ БЕЗ ВОДЫ –
    ТАМ, В ЗАРОСЛЯХ СЛЕДЫ БЕСКРЫЛЫХ ПТИЦ –
    ТАМ КОШКАМ В ПИЩУ ДОСТАЮТСЯ ЗМЕИ –
    РОЖДАЮТСЯ ЗВЕРЯТА ИЗ ЯИЦ –
    И ТАМ СОБАКИ ЛАЯТЬ НЕ УМЕЮТ –
    ДЕРЕВЬЯ САМИ ЛЕЗУТ ИЗ КОРЫ –
    ТАМ КРОЛИКИ СТРАШНЕЙ, ЧЕМ НАВОДНЕНИЕ –

    Учитель:  Против каждой строки стихотворения напишите, что она означает, где есть затруднения  можно пока не заполнять, заполните в конце урока.

    /учащиеся заполняют и выясняют, что речь идет о материке Австралия, учитель читает 3 слайд/.

    СЛАЙД 3.

      «…Этот край – самый любопытный на земном шаре! Его возникновение, растения, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит…. Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда-либо существовавших!», так описал Австралию, один из героев Жюля Верна в романе «Дети капитана Гранта».

       

     Сегодня мы с вами продолжим изучение компонентов природы этого удивительного материка, познакомимся с природными зонами, растениями и животными. Вам также необходимо обратить внимание на слова и их правописание и правильно без ошибок записать их в тетради. 

    Учитель:   

    Учитель: Запишите дату и тему сегодняшней экспедиции./Учащиеся записывают в экспедиционные дневники дату и тему урока/. 

    СЛАЙД 4. /тема урока/.

    Учитель:  Мы устремились к берегам Австралии. По пути вспомним и повторим изученные темы. Знатоки карты, покажите свои знания.  

    СЛАЙД 5. /индивидуальное задание – тренажер (карта Австралии с цифрами)/.

                     

     ЗАДАНИЕ: Нужно вместо цифр написать географические объекты.

    СЛАЙД 6. /индивидуальное задание – тренажер (карта Австралии с геогр. объектами)/.

    Учитель:  Верно, ли вы выполнили это задание? Проверьте свои работы и оцените себя, оценки занесите в экспедиционные дневники.

    Учитель:  А сейчас мы с вами проведем блиц-опрос. Ответы на вопросы должны быть краткими и точными и постарайтесь цепочку не прерывать.

     СЛАЙД 7.

     

    3.ОРГАНИЗАЦИОННО – ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ:

    Этап усвоения  нового материала:

    Учитель:  Любая экспедиция, путешествие начинается с изучения карты. Откройте атласы на стр. 17, карта природных зон. (На ознакомление 1 минута).

     СЛАЙД 8. /карта природных зон Австралии/.

    Учитель: 

    Вопросы: Скажите,  какие природные зоны встречаются в Австралии?

                       Знакомы ли вам эти природные зоны?

                       На каком материке они встречались?

                       С каким регионом Африки можно сравнить Австралию?

    СЛАЙДЫ  9. /Учитель читает слайд 9/.   /саванны и редколесья (слова)/.

    Учитель: Мы находимся на территории саванн и редколесий Австралии.

    Вопрос: Какому климатическому поясу он соответствует?

     Учитель:  Преобладают здесь красные ферраллитные и коричнево-красные почвы.

                       Среди травы растут эвкалипты, акации, бутылочные и другие деревья. СЛАЙДЫ  10, 11, 12. /саванны и редколесья/.

    СЛАЙДЫ  13. /пустыни (слова)/.

    Учитель: Южнее распространены пустыни.

    Вопрос: Вспомните и сравните пустыни Австралии и Африки? Что вы можете сказать? 

    Учитель:  В австралийских пустынях растут низкие колючие эвкалипты и другие кустарники, их заросли называют скрэбом. (Запишите). Такие пустыни являются хорошими пастбищами для овец. Есть здесь и песчаные пустыни, например Большая песчаная пустыня. В пустынях Австралии нет оазисов.

     СЛАЙДЫ 14, 15. /скрэб, оазис/

    Учащиеся записывают в рабочие тетради новые слова: СКРЭБ и ОАЗИС.

    СЛАЙДЫ  16, 17, 18. /пустыни/.

    СЛАЙДЫ  19. /влажные тропические леса (слова)/.

    Учитель: 

    Вопрос: Где в Австралии встречаются леса? Почему?

     Учитель: Зелень лесов нарушает акация, разные виды цветов круглый год. Во влажных тропических лесах встречаются фикусы, древовидные папоротники, эвкалипты, баньян, мангровые деревья; в более засушливых районах – эвкалипты и акации. На острове Тасмания распространены леса умеренного пояса.

    СЛАЙДЫ  20, 21, 22. / влажные тропические леса/.

    СЛАЙДЫ  23. /эндемики/.

    Учащиеся записывают в рабочие тетради новое слово: эндемики. 

    СЛАЙДЫ  24.

    75% видов растений встречаются только в Австралии и на близлежащих островах. Познакомимся поближе с некоторыми видами.

    Не забывайте вести записи в дневниках нашей экспедиции.

    Краткие сообщения учащихся : (Баньян, эвкалипты, бутылочное дерево, казуарина). Используют образцы гербария.

    СЛАЙДЫ 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. /растительный мир Австралии/.

    Учитель: Уникален и животный мир материка. Запишите названия животных

    СЛАЙД 32. 

    Краткие сообщения учащихся : (кенгуру, коала, дикая собака динго, ехидна и утконос).

    СЛАЙДЫ   33, 34, 35, 36, 37.

    Физкультминутка.

    Учитель: Посмотрим, как вы внимательно смотрели и слушали сегодня на уроке? Сейчас я читаю предложение и вы, если согласны со мной, хлопаете в ладоши, а если не согласны, то топаете ногами. Проверим?! 

    СЛАЙД 38.

    Учитель: А сейчас поставьте в свои экспедиционные дневники по 1 баллу за каждый правильный ответ.

    4.РЕФЛЕКСИВНО – ОЦЕНОЧНЫЙ:

    Проверка понимания новых знаний и их закрепление:

    СЛАЙД 39. /вопросы/.

    Вопросы:

    Учитель: В чем же заключается уникальность животных?

    А почему эти животные встречаются только на этом материке?

    Учитель:  Австралия самый уникальный материк!

    Но с освоением материка особенно пострадала природа. Многие животные находятся на грани вымирания. Значительные площади, очищенные от леса заняты полями и виноградниками. Быстро расселились и заняли место в пищевой цепи кролики и овцы, размножаются тополь, дуб и другие растения.

    СЛАЙД  40.

    Учитель:  А сейчас посмотрим экологическую карту материка.

    Вопросы: Какие проблемы характерны? Можно ли их решить?

    Существуют природоохранные законы, создаются национальные парки, но несмотря на эти мероприятия, многое еще предстоит сделать.

    СЛАЙД  41.

    Вопрос: Сравните долю охраняемых территорий Австралии с другими регионами и государствами.

     СЛАЙД  42.

    Учитель: Австралийцы стремятся сохранить уникальный органический мир. На гербе Австралии изображены страус и кенгуру, на монетах – ехидна, утконос и птица лирохвост. 

    СЛАЙД  43. /герб Австралии/.

    ВОЗВРАЩЕНИЕ КО 2 СЛАЙДУ:  Учащиеся смотрят свои записи и дополняют записи экспедиционного дневника

    Учитель: Задание: СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН К СЛОВУ «АВСТРАЛИЯ»./Время 3 минуты/.

    Учащиеся зачитывают свои работы.  /При наличии времени/.

    Учитель: Что вы узнали на уроке? Как вы поработали на уроке? Оцените себя.

    5.Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению:

    Учитель: Задание для творческой работы. Написать призыв, просьбу, воззвание или лозунг на тему: «СОХРАНИМ ПРИРОДУ МАТЕРИКА».

    Или

    Составить кроссворды: «Растения Австралии» или «Животные Австралии».



    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА

    ТЕМЫ «АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ».

    Цель изучения:

     

    Образовательная:

    1. Познакомить учащихся с физико-географическим положением  материка и его особенностями .

    2. Сформировать у учащихся представление о природно-ресурсном потенциале, размещении населения и хозяйстве страны.

    Развивающая:

    1.Стимулировать мыслительную деятельность учащихся, развивать память и воображение.

    2.Развивать навыки самостоятельной деятельности на уроке.

    Воспитательная:

    1.Воспитывать любознательность, внимательность, экологическую культуру и бережное отношение к природе.

    Планируемые результаты:  

    Личностные: 

    - Уметь анализировать, сравнивать карты и составлять характеристики природных компонентов Австралии и Океании, доказывать свою точку зрения.

    - Проявлять учебно-познавательный интерес к изучению природы и органическому миру других материков, в целом, к географической науке.

    Метапредметные:

    - Владеть понятиями и номенклатурой географических  объектов  темы.

    - Доказывать, что особенности природных условий материка и многообразие видов органического мира Австралии связаны между собой.

    - Выявлять воздействия природных условий на развитие разных видов хозяйственной деятельности.

    Предметные: 

    - Делать выводы о физико-географическом положении Австралии и Океании.

    - Знать природные зоны Австралии; особенности природных условий и многообразие органического мира материка.

    Урок и его основное

    содержание

    Учебный материал

    Общеучебные умения

    Межпредметные связи

    Виды и формы

    деятельности

    Планируемый

    результат

    Формы

    проверки (диагностики) результата

    основные понятия и термины

    умения (уметь), способы действий

    Географическое положение, история открытия и исследования материка

    Австралии.

    Особенности физико-географического положения Австралии. История открытия и исследования материка. Самый удаленный и самый низкий материк вне сейсмической зоны.

    Большой водораздельный хребет

    Читать географические карты разного типа; Определять географические координаты;

    Выявлять различия при сравнении объектов; Пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать;

    Усвоение информации с помощью видеотехники.

    1.Учебно-организационные;

    2.Учебно-интеллектуальные;

    3.Учебно-информационные;

    4.Учебно-коммуникативные.

    Математика /географические координаты и протяженность/

    История /открытия и исследования/

    Информатика /использование ТСО/

    Давать характеристику физико-географического положения Австралии.

    Приводить примеры, доказывающие влияние географического положения на природу материка.

    Обсуждать презентации географических открытий и путешествий.

    Фронтальная.

    Индивидуальная.

    Показывать Австралию по карте.

     

    Определять географическое положение, используя типовой план; координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах.

    Прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка.

    Фронтальный опрос.

    Работа с картами атласа и контурными картами.

    Австралия. Природные зоны. Органический мир.

    Особенности размещения природных зон и природы материка.  Характерные представители своеобразного и неповторимого органического  миром Австралии (75% видов растений и 95% животных являются эндемиками).

    Австралия – материк – заповедник.

    Самый сухой материк, артезианский бассейн, пересыхающие русла рек. Отсутствие процессов горообразования.

    Скреб,

    эндемики,

    крик,

    гейзеры, артезианские воды

    Владеть различными формами самоконтроля; Объяснять различные явления живой природы;

    Организация совместной деятельности;

    Выслушивание мнения других;

    Усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера.

    Учебно-организационные;

    Учебно-интеллектуальные;

    Учебно-информационные;

    Учебно-коммуникативные.

    Экология

    /охрана окружающей среды/

    Физика 

    /явления природы/

    Литература /стихи, произведения/

    Биология /растительный и животный мир/

    Информатика /использование ТСО/

    ИЗО

    /картины, рисунки, иллюстрации/

    Объяснять особенности размещения природных зон.

    Подготавливать и обсуждать презентации об уникальных представителях растительного и животного мира.

    Сравнивать численность населения материков и объяснять особенности изменения численности.

    Фронтальная.

    Индивидуальная. Групповая.

    Анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Австралии и Океании.

    Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Австралии: между климатом и характером природной зональности.

    Фронтальный опрос.

    Экспедиционные дневники.

    Австралийский Союз. Океания.

    Австралия – страна городов. Богатства полезных ископаемых – металлические  руды, золото. Пастбища и животноводство.

    Коренное население. Океания – острова различного происхождения  в Тихом океане. Влияние океана и удаленного положения на природу и жизнь островитян. Русские имена на карте Океании.Меланезия, Полинезия и Микронезия.

    Австралийский Союз,

     «страна-материк»,

     Океания,

     аборигены, горнодобывающая держава,

    Работа с

    учебником;

    Практическая работа;

    Работа с дополнительной литературой;

    Усвоение информации с помощью видеотехники.

    Учебно-организационные;

    Учебно-интеллектуальные;

    Учебно-информационные;

    Учебно-коммуникативные.

    Химия

    /полезные ископаемые/

    Физкультура /спорт, туризм/

    Информатика /ТСО/

    Православная культур /религия/

    ИЗО /картины, рисунки, иллюстрации/

    Иностр. язык

    Наносить на контурную карту крупнейшие города Австралии.

    Выявлять факторы, влияющие на размещение населения.

    Изучать воздействие человека на природу материка

    Фронтальная,

    Индивидуальная.

    Выявлять воздействия природных условий на развитие разных видов хозяйственной деятельности.

    Готовить и обсуждать сообщения об особенностях населения, хозяйства, о памятниках природы и культуры стран.

    Фронтальный опрос.

    Работа с картами атласа и контурными картами.

    Электронный тест.

    Тихий океан. Особенности природы и хозяйственного использования.

    Физико-географические особенности Тихого океана. Происхождение берегов, рельеф дна океана, взаимодействие с атмосферой и сушей. Уникальные природные особенности – глубоководные желоба, зона вулканизма и землетрясений, цунами и тайфунов.  Гидрологические условия, антропогенное воздействие и хозяйственное использование Тихого океана. Минеральные и биологические ресурсы. Многообразие  стран побережья Тихого океана и густота транспортных путей.

    Материковые острова,

     вулканические острова,

     коралловые острова,

    эпифит,

    копра, атолл

    Работать с контурными картами;

    Работать с основными компонентами учебника;

    Использовать справочную и дополнительную литературу;

    Проводить разные виды сравнения;

    Организация совместной деятельности;

    Выслушивание мнения других;

    Учебно-организационные;

    Учебно-интеллектуальные;

    Учебно-информационные;

    Учебно-коммуникативные.

    Экология

    /охрана окружающей среды/ История /открытия и исследования/

    Математика

    / протяженность/

    Информатика /использование ТСО/

    Химия

    /полезные ископаемые/

    Физкультура /спорт, туризм/

    Литература /стихи/

    Музыка /музыкальное сопровождение/

    ИЗО

    /картины, рисунки, иллюстрации/

    Наносить на контурную карту географических объектов Тихого океана.

    Объяснять по картам особенности географического положения Тихого океана.

    Устанавливать по картам систему течений в океане, характер их хозяйственного использования.

    Подготавливать и обсуждать презентации о Тихом океане.

    Фронтальная,

    Индивидуальная, Групповая.

    Показывать по карте Тихий океан и определять его географическое положение, используя типовой план.

    Называть характерные особенности природы Тихого океана и уметь выявлять их причины.

    Уметь выбирать карты для характеристики природы океана, сопоставлять их и работать с разными источниками географической информации.

    Фронтальный опрос.

    Работа с картами атласа и контурными картами.

    Тестирование.

    Приложения к технологической карте

    ТЕМА «АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ»

    Элементы

    содержания

    Знания

    Специальные умения

    Трудности при изучении темы

    Упражнения, направленные на предупреждение ошибок, коррекцию



    Предварительный просмотр:

    Тематический урок

    «Что значит свет в нашей жизни? Как сберечь энергию?»

    (В рамках Всероссийского урока «Свет в нашей жизни». 15 декабря 2015 г.)

    Цель урока: Активизация познавательного процесса к изучению вопросов энергосбережения и применения этих знаний в жизни.

    Привлечение внимания обучающихся к важности света и световых технологий для качества жизни людей и устойчивого развития человечества в целом.

    Задачи урока:

    - Показать обучающимся ценность содержания и целостность окружающего мира, связь человека с природой;

    - Способствовать формированию активной жизненной и познавательной позиции обучающихся;

    - Создание условий для развития познавательного интереса у детей к данной теме;

    - Повышение исследовательского интереса, творческой активности и вовлечение учащихся в познание темы;

    Ход урока:

    1.Вступление.Учащимся предлагается отгадать загадки.   

    Презентация.

    1. Заря зарница, красная девица по небу ходила, ключи обронила (Роса и солнце).
    2.  Сама нагая, а рубашка за пазухой? (Свеча).

    Какое понятие заложено в основе загадок? (Свет).

    Ответы учащихся. Что значит свет в нашей жизни? Как сберечь свет?

    Ребята 2015 год объявлен годом света и световых технологий. В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 года Дня света и световых технологий.

    Я предлагаю вам послушать выступление генерального директора ЮНЕСКО Ирины Георгиевны Боковой.  (С 2009 года.  Дипломат Болгарии)

    Видеоролик №1

    ЮНЕСКО— учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки, культуры и коммуникаций.

    ЮНЕСКО курирует строительство школ в разоренных странах, а также публикации научных работ. Но главная цель более глобальна - укоренить идеи мира в сознании самых разных людей.

    Задачи развития ЮНЕСКО и ООН:

    • сокращение количества людей, которые за чертой бедности в развивающихся странах;
    • достижение начального школьного образования во всех развивающихся странах;
    • устранение дискриминации по признаку пола;
    • изменение современной тенденции истощения природных ресурсов.

    Организация была создана 16 ноября 1945 года. Её штаб-квартира располагается в Париже, во Франции. В настоящее время в организации насчитывается 195 государств. 

    Тезисы выступления генерального директора ЮНЕСКО Ирины Георгиевны Боковой:

    ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! УВАЖАЕМЫЕ ШКОЛЬНИКИ!

    Я, Ирина Бокова, генеральный директор ЮНЕСКО – международной организации по вопросам образования, науки и культуры, в которую входят почти все страны мира.

    По просьбе ЮНЕСКО Организация Объединённых Наций объявила 2015 год Международным годом света и световых технологий. ЮНЕСКО поддерживает инициативу Правительства Российской Федерации по проведению в российских школах урока, посвященного значимости света и бережному отношению к энергетическим ресурсам.

    Сегодня большинство из вас узнают много нового про свет, его важность в природе и жизни человека. Вся живая природа нашей планеты существует благодаря свету: именно солнечный свет помогает образованию из углекислого газа и воды всех органических веществ – основы живой природы. Каждый из вас ежедневно пользуется искусственным освещением: дома, в школе, на отдыхе, и многие даже не задумываются, насколько сложной была бы наша жизнь без света. Понимая важность искусственного света, учёные всего мира веками работали и продолжают работать над тем, чтобы сделать его лучше. Благодаря науке мы можем многое сделать для бережного и экономного расходования электроэнергии на освещение.

    Очень многое зависит и от нашего образа жизни. Важным вкладом в экономию природных ресурсов станет энергоэффективное поведение. Следование правилу «выходя, гасите свет» помогает сэкономить до 10% электроэнергии. Каждая новая энергосберегающая лампа вместо лампы накаливания в нашем доме —это сохраненная частичка природы.

    Россия – страна, богатая природными ресурсами, поэтому на ней лежит большая ответственность за бережное их расходование. Именно от вас и вашего отношения к природным богатствам страны зависит возможность улучшить жизнь населения не только России, но и планеты в целом.

    Бережное отношение к окружающей природе и ее ресурсам это культура и воспитание каждого человека. Дорогие ребята! В заключение хочу пожелать вам успешного жизненного пути, освещённого не только современными лампами, но и энергией ваших знаний и теплом ваших сердец!

    Ирина Бокова

    2. Понятие о свете.      

    Что такое свет?

    Это такая субстанция, которую мы видим, но не можем потрогать или взвесить. Благодаря органам зрения мы можем видеть мир, работать, отдыхать, находить связь с окружающей средой. Зная световые законы и закономерности, ученые создали оптические приборы, которые человек широко применяет в практической деятельности.

    Видеоролик №2

    Интересные факты о свете:

    1. Свет – одна из форм энергии, которую способен различить человеческий глаз. Свет генерируется при помощи электромагнитного излучения и перемещается строго по прямой и с постоянной скоростью.
    1. Точная скорость света 299782458 м/с., в книгах и учебниках её часто округляют до 300000 км/с. Ничто во Вселенной не может двигаться быстрее света.
    1. Для того чтобы добраться от поверхности Солнца до поверхности Земли свету необходимо всего 8 минут и 17 секунд, а от поверхности Земли до Луны свет домчится за 1,3 секунды.
    1. Преломления света можно добиться путем пропускания его через разные субстанции, например, воздух и воду.
    1. Основными цветами света являются зеленый, синий и красный, при их смешении в определенных пропорциях можно получить любой существующий цвет и оттенок.
    1. У света есть различные цвета, они зависят от длины волны света, самые длинные волны красного цвета, короткие - фиолетового.
    1. Электрический свет появился лишь в 1879 году, когда известнейший ученый Томас Эдисон изобрел первую лампочку.
    1. Интересный факт о свете электрической лампы: только 10% энергии, затрачиваемой лампочкой уходит на освещение, остальные 90% уходят в виде тепла, что весьма неэффективно!

    1. Почему небо синее? Ведь по логике оно должно быть бесцветным. Дело в том, что мы можем видеть только рассеянный свет, в случае с радугой его рассеивают капельки воды, поэтому мы видим все цвета видимого спектра света – от красного до фиолетового. В случае с небом – в воздухе содержится бесчисленное множество очень маленьких пылинок, которые сильнее всего рассеивают синие волны, поэтому мы видим небо синим.

    3.Основная часть урока.      Видеоролик-презентация.

    Вопрос ученикам.

    Вы читали сказку Корнея Чуковского «Краденое солнце»? О чем эта сказка?

    Давайте представим эту ситуацию на минутку. Закройте глаза и скажите, что вы ощутили.

    Ответы детей.

    Что будет, если исчезнет весь свет?

    Произойдет экологическая катастрофа. Как этого избежать?

    Ключевую роль в предотвращении экологической катастрофы играет энергосбережение. Проблема разумного использования энергии является одним из наиболее острых проблем человечества. Современная экономика основана на использовании энергетических ресурсов, запасы которых истощаются и не возобновляются. Это все ведет к экологической катастрофе.

    Для решения данной проблемы первым шагом будет являться эффективное использование энергии.

    Самое простое решение.

    Самый простой способ уменьшить загрязнение окружающей средыберечь энергию, или, другими словами, расходовать энергию боле разумно. Словом это называется «Энергосбережение». Экономить энергию должно все человечество и каждый человек в отдельности. Используя меньше не возобновляемых источников энергии, мы уменьшаем количество вредных выбросов в атмосферу.

    Самый лучший в мире источник энергии всего в восьми минутах от Земли.


    Солнечные лучи достигают Земли за 8 минут 15 секунд. Почти вся энергия, ко-
    торую мы потребляем, исходит от Солнца. Даже такие невозобновляемые источники энергии, как нефть, уголь и газ, образовались благодаря энергии Солнца. Без Солнца жизнь на Земле прекратится. За 15 минут Солнце посылает нам столько энергии, сколько хватает человечеству на целый год. Если мы научимся разумно использовать этуэнергию, то сможем решить энергетические проблемы в будущем.

    Хватит ли энергии каждому жителю Земли?

    Потребление энергии человечеством непрерывно растет. Разница между человечеством каменного века и современным огромна, особенно в использовании энергии. Пещерный человек потреблял около1% того количества энергии, которую потребляет современный житель Земли. Значит, на земле стало больше энергии? Нет! Она стала более доступна, но ее не стало больше. Количество энергии в природе постоянно. Она не возникает из ничего и не может исчезнуть в никуда. Она просто переходит из одной формы в другую.

    С появлением информационных технологий потребление энергии стало в современном мире гораздо больше, чем даже 40 лет назад поэтому задача ООН состоит в том, чтобы показать значимость энергии для общества и привлечь всех к бережному использованию энергии, то есть рациональному ее использовании.

    Нашей целью является то,чтобы каждый из нас стал использовать энергию более разумно, чем сейчас.

    Практикум.

    Задание.

    Тест на сбережение энергии. (Приложение)

    Ответьте на вопросы анкеты, и проверьте, умеете ли вы

    беречь энергию в вашем доме.

     

    1. Мы выключаем свет в комнате, когда уходим из нее.
    2. Стиральная машина всегда полностью заполнена, когда мы используем ее. 
    3. Холодильник стоит в прохладной комнате.
    4. Мы не ставим мебель перед обогревателями.
    5. Мы начали использовать энергосберегающие лампочки 
    6. Мы используем местное освещение (настольную лампу, бра, торшер) 
    7. Мы проветриваем быстро и эффективно, всего несколько минут.
    8. Мы заклеиваем окна на зиму.
    9. Мы зашториваем окна на ночь.

    10. Мы кладем крышку на кастрюлю, когда варим. 

    11. Мы часто размораживаем холодильник.

    12. Мы используем раковину для мытья посуды. 

    13. Мы моемся под душем, а не принимаем ванну.

    14. Мы ходим пешком или ездим на велосипеде в школу и на работу. 

    15. Мы снижаем температуру в помещении, когда выходим.

    16. Мы снижаем температуру в помещении ночью. 

    17. Мы повторно используем стекло, бумагу и металл.

    18. Мы не покупаем товары, которые могут использоваться только один раз. 

    19. Мы не покупаем товары в больших обертках.

    20. Мы чиним вещи, вместо того, чтобы заменить их.

    Да

    Нет

     

     

    Сложите все ответы ДА. Если у вас получилось:

    От 1 до 5 ответов ДА:

    Вам еще многому надо научиться, так что начните прямо сейчас.

    От 6 до 10 ответов ДА:

    У вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой.

     

    От 11 до 15 ответов ДА:

    Вы являетесь хорошим примером всем остальным.

    От 16 до 20 ответов ДА:

    Кто-то из вашей семьи должен стать министром по охране природы.

    Мы записываем наше энергопотребление

     

    Подведение итогов.

    Составление памятки.

    Памятка. Краткие рекомендации по энергосбережению.

    1.Уходя, гасите свет.

    2. Максимально используйте естественное освещение.

    3.Регулярно проверяйте чистоту ламп, плафонов, окон.

    4. Попробуйте использовать вместо обычных ламп накаливания энергосберегающие (экономия будет составлять до 75%).

    5. Отключайте все электроприборы, когда они не используются, полностью - вынимайте вилку из розетки (для удобства можно использовать розетки с кнопкой полного отключения электропитания).

    6. Регулярно удаляйте накипь внутри чайника, она увеличивает затраты энергии на кипячение воды.

    7.Диаметр днища кастрюль должен быть равным диаметру конфорок.

    8. Холодильник должен быть установлен в прохладном месте, подальше от электроплиты и батарей, его задняя стенка должна быть чистой и не должна примыкать вплотную к стене.

    9.Не заслоняйте батареи шторами и мебелью, тогда теплый воздух будет поступать свободно.

    10. В холодное время года при слишком мощном отоплении не открывайте окна в помещении, лучше отрегулируйте температуру обогрева.

    Что же можем предпринять мы для того, чтобы сэкономить

    энергию в квартире?

    Экономия электричества – проблема, которая всерьез озаботила не только западные страны, но и Россию. Мы становимся все более и более сознательными и сами заинтересованы в экономии. Еще бы, ведь тарифы на электроэнергию постоянно растут! Самое время задуматься об экономии еще на стадии ремонта. Тогда появляется возможность спланировать технические решения, которые, хотя и стоят дополнительных денег, на самом деле быстро окупаются сторицей.

    1. Установите в квартире двухтарифный счетчик. Их стоимость – от 2000 рублей. Счетчик фиксирует количество израсходованных киловатт-часов отдельно в дневное время (с 7 утра до 11 вечера), и отдельно – в ночное. В ночное время тариф на потребленную электроэнергию падает почти в два раза! Так что все ваши бытовые приборы с отложенным стартом (стиральные и посудомоечные машины) вы скоро привыкнете запускать по ночам – это даст экономию до 150рублей в месяц. 

    2. Статистка свидетельствует, что 50% сэкономленной электроэнергии - это экономия за счет освещения. «Если бы весь мир заменил обычные лампочки накаливания на энергосберегающие, то сэкономленным электричеством можно было бы снабжать 5 стран с населением равным таковому на нашем континенте», - сказал недавно министр по делам окружающей среды Австралии Малькольм Тернбулл. Энергосберегающие лампочки светят на порядок дольше и являются в среднем в три раза более экономичными, чем обычные. Единственное неудобство заключается в том, что их нельзя выбрасывать (они содержат ртуть) – по истечении срока годности их нужно сдавать в утиль (это можно сделать, например, в магазинах IKEA). Стоимость самих лампочек – порядка 200 рублей. Экономить освещение помогут также выключатели с регулятором (реостатом), позволяющим управлять яркостью светового потока. 

    3. Экономии способствуют и датчики движения. Представьте – зашли вы в прихожую или кладовку – свет включился; ушли, не вспомнив о наличии выключателя – свет потухнет сам через минуту. Установка датчиков движения в редко используемых помещениях даст экономию электроэнергии еще до 80 рублей в месяц. Одно но: сами такие устройства достаточно дороги, и, чтобы окупить затраты на их установку за счет экономии электричества, понадобится года три, а то и больше. Есть и более действенный способ, из разряда «сделай сам». Понадобится приобрести выключатель-кнопку и выключатель, который обычно устанавливают в автомобилях. Их надо установить в косяк двери так, чтобы при закрытой двери оба были нажаты. Когда вы открываете дверь, автомобильный выключатель, работающий на размыкание, срабатывает, и лампочка в помещении загорается. Вы закрываете за собой дверь, при этом срабатывает выключатель-кнопка, и свет продолжает гореть. И горит он до тех пор, пока вы не выйдете из помещения. При выходе автомобильный выключатель гарантирует подсветку, а после закрывания двери лампочку гасит выключатель-кнопка. Эта конструкция отлично работает в небольших и малоиспользуемых помещениях. Смонтировав ее, не нужно будет развешивать по стенам плакаты с надписями типа «уходя, гасите свет!». 
    Если же электрик из вас никакой, а датчик движения – слишком дорогое удовольствие, возможен третий вариант – установка в помещении выключателей с таймером. На таймере устанавливается определенный промежуток (от 10 секунд до 10 минут), и через заданное время свет автоматически выключается. Ощутимая экономия при установке выключателей с таймерами достигается во время вашего отпуска или командировки. Что вы делали обычно? Правильно – оставляли свет на кухне или в одной из комнат, чтобы создать видимость присутствия. А что вам надо будет сделать теперь? Всего лишь установить таймер. И в назначенное время свет загорится, и будет гореть некоторое время, создав даже более достоверную иллюзию вашего нахождения дома – ведь свет может по очереди зажигаться в разных помещениях!
    4. Правильная расстановка мебели в доме. Вызвав на дом дизайнера для обмера помещения и составления дизайн-проекта новой кухни, учтите в своих пожеланиях и такой пункт, как установка холодильника на максимальном расстоянии от плиты. В самом прохладном месте кухни он потребляет в два раза меньше энергии, чем по соседству с плитой! В комнатах устанавливайте столы для занятий поближе к окну – естественное освещение поможет сэкономить на искусственном. Светлые шторы, чистые окна и не слишком большое количество цветов на подоконнике также увеличат освещенность квартиры и уменьшат время использования светильников.

    5. В отопительный сезон установите за батареями отопления теплоотражающие экраны, а сами батареи не закрывайте шторами (приподнимите их наверх или укоротите) – тогда необходимость в использовании дополнительных нагревательных приборов отпадет, и вы сэкономите уйму денег! Тем же, кто живет в собственном доме, следует позаботиться об утеплении стен, через которые, по статистике, уходит до 70% тепла из помещения! 
    И еще один совет: Примите к сведению, что, уходя из квартиры, лучше не оставлять приборы в режиме ожидания (stand-by), а выдергивать их из розетки. Знаете ли вы, что телевизор в режиме ожидания «съедает» в месяц 21кВт? А зарядное устройство мобильного телефона, оставленное воткнутым в розетку – еще 8! Вовремя выключая все приборы из сети, вы добьетесь экономии еще 60 рублей в месяц!
    Конечно, все хорошо в меру, и не следует «зацикливаться» на копеечной экономии, если для этого придется вложить в оборудование дома немалые средства. Но при грамотном подходе к делу и тщательном планировании на стадии ремонта ваш семейный бюджет наверняка выиграет, причем ощутимую сумму!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Заря зарница, красная девица по небу ходила, ключи обронила. Что это такое?

    Слайд 2

    солнце и роса

    Слайд 3

    Сама нагая, а рубашка за пазухой. Что это такое?

    Слайд 4

    СВЕЧА

    Слайд 5

    Какое понятие заложено в основе загадок?

    Слайд 6

    2015 год объявлен годом «Света и световых технологий». В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации в декабря 2015 года «Дня света и световых технологий».

    Слайд 7

    ЮНЕСКО— учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки, культуры и коммуникаций. ЮНЕСКО курирует строительство школ в разоренных странах, а также публикации научных работ. Но главная цель более глобальна - укоренить идеи мира в сознании самых разных людей. Задачи развития ЮНЕСКО и ООН: - сокращение количества людей, которые за чертой бедности в развивающихся странах; - достижение начального школьного образования во всех развивающихся странах; - устранение дискриминации по признаку пола; - изменение современной тенденции истощения природных ресурсов.

    Слайд 8

    В рамках Всероссийского урока «Свет в нашей жизни». Тематический урок: «Что значит свет в нашей жизни? Как сберечь энергию?»

    Слайд 9

    Цель урока: - Активизация познавательного интереса к изучению вопросов энергосбережения и применения этих знаний в жизни. Задачи урока: - Показать обучающимся ценность содержания и целостность окружающего мира, связь человека с природой.

    Слайд 10

    Что такое свет? Это такая субстанция, которую мы видим, но не можем потрогать или взвесить. Благодаря органам зрения мы можем видеть мир, работать, отдыхать, находить связь с окружающей средой. Зная световые законы и закономерности ученые создали оптические приборы, которые человек широко применяет в практической деятельности.

    Слайд 11

    http://www.apkpro.ru/lightyear.html Интересные факты о свете :

    Слайд 12

    Что будет, если исчезнет весь свет? Произойдет экологическая катастрофа. Как этого избежать?

    Слайд 13

    Энергосбережение в действии

    Слайд 14

    Сегодня первостепенное значение и наибольшую актуальность имеет проблема экономного потребления энергоресурсов

    Слайд 15

    Самый лучший в мире источник энергии всего в восьми минутах от Земли. Солнечные лучи достигают Земли за 8 минут 15 секунд. Почти вся энергия, которую мы потребляем, исходит от Солнца. Даже такие невозобновимые источники энергии, как нефть, уголь и газ, образовались благодаря энергии Солнца. Без Солнца жизнь на Земле прекратится. За 15 минут Солнце посылает нам столько энергии, сколько хватает человечеству на целый год. Если мы научимся разумно использовать эту энергию, то сможем решить энергетические проблемы в будущем.

    Слайд 16

    Снижение энергозависимости может быть достигнуто за счет определенного ряда мер

    Слайд 20

    Энергосберегающие бытовые приборы Электроплита с обычными конфорками не оказывает негативного воздействия на организм человека 1 приемлемая стоимость 2 потребляет много электроэнергии 1 на разогрев тратится много времени 2 Достоинства Недостатки 3 неудобно чистить

    Слайд 21

    Энергосберегающие бытовые приборы Стеклокерамическая электроплита большая теплопроводность, небольшой расход энергии 1 удобство в использовании, быстрота 2 высокая стоимость 1 необходима специальная посуда 2 Достоинства Недостатки 3 можно случайно разбить поверхность

    Слайд 22

    Энергосберегающие бытовые приборы Индукционная электроплита высокий уровень безопасности, так как плита не нагревается, нагрев происходит в самой посуде 1 низкое энергопотребление, экологически безвредно 2 очень высокая стоимость 1 необходима специальная посуда 2 Достоинства Недостатки 3 высокая скорость приготовления блюд

    Слайд 23

    Энергосберегающие бытовые приборы Лампа накаливания не содержит вредных веществ 1 низкая стоимость 2 маленький срок службы 1 большой расход энергии 2 Достоинства Недостатки 3 нагревается при работе

    Слайд 24

    Энергосберегающие бытовые приборы Компактная люминесцентная лампа экономия электроэнергии 1 срок службы в 8 раз больше, чем у лампы накаливания 2 особая утилизация (ртуть) 1 высокая стоимость 2 Достоинства Недостатки 3 не нагревается при работе

    Слайд 25

    Энергосберегающие бытовые приборы Светодиодная лампа 1 безопасность, малые размеры 2 очень высокая стоимость 1 напряжение строго нормировано (необходим резистор) 2 Достоинства Недостатки 3 незначительное тепловыделение, отсутствие ультрафиолетового излучения экономия электроэнергии, срок службы в 30 раз больше, чем у лампы накаливания

    Слайд 26

    Не наливайте полный чайник , если вам нужен кипяток всего для одной чашки напитка. Не апитка

    Слайд 27

    Вовремя размораживайте холодильник Продукты, перед тем как поставить в холодильник, охладите на воздухе Плотно закрывайте дверцы холодильника

    Слайд 28

    Не используйте сразу несколько электрических приборов

    Слайд 29

    Совет 3 Используйте воду при низком давлении и тщательно закрывайте кран Используйте воду при низком давлении

    Слайд 30

    Не оставляйте без необходимости включенными в сеть зарядные устройства для мобильных приборов. Старайтесь избегать использования удлинителей , а если это необходимо , то пользуйтесь качественными удлинителями с проводом большого сечения.

    Слайд 31

    Не используйте сразу несколько электрических приборов Берегите энергию, уходя гасите свет

    Слайд 32

    Будем надеяться, что настанет то время, когда энергосбережение будет стилем жизни!

    Слайд 33

    Альтернативные источники

    Слайд 34

    Памятка. Краткие рекомендации по энергосбережению. 1.Уходя, гасите свет. 2. Максимально используйте естественное освещение. 3.Регулярно проверяйте чистоту ламп, плафонов, окон. 4. Попробуйте использовать вместо обычных ламп накаливания энергосберегающие (экономия будет составлять до 75%). 5. Отключайте все электроприборы, когда они не используются, полностью - вынимайте вилку из розетки (для удобства можно использовать розетки с кнопкой полного отключения электропитания). 6. Регулярно удаляйте накипь внутри чайника, она увеличивает затраты энергии на кипячение воды. 7.Диаметр днища кастрюль должен быть равным диаметру конфорок. 8. Холодильник должен быть установлен в прохладном месте, подальше от электроплиты и батарей, его задняя стенка должна быть чистой и не должна примыкать вплотную к стене. 9.Не заслоняйте батареи шторами и мебелью, тогда теплый воздух будет поступать свободно. 10. В холодное время года при слишком мощном отоплении не открывайте окна в помещении, лучше отрегулируйте температуру обогрева.

    Слайд 35

    Мы сделали свой выбор – тот, кто научился экономить электроэнергию, воду, тепло, газ в своей квартире, лучше понимает необходимость энергосбережения в своем доме, в многоквартирном доме, на работе, в стране… Как яблоко на блюде У нас Земля одна. Не торопитесь, люди, Все выскрести до дна!

    Слайд 36

    Тест на сбережение энергии. Ответьте на вопросы анкеты, и проверьте, умеете ли вы беречь энергию в вашем доме. 1. Мы выключаем свет в комнате, когда уходим из нее. 2. Стиральная машина всегда полностью заполнена, когда мы используем ее. 3. Холодильник стоит в прохладной комнате. 4. Мы не ставим мебель перед обогревателями. 5. Мы начали использовать энергосберегающие лампочки 6. Мы используем местное освещение (настольную лампу, бра, торшер) 7. Мы проветриваем быстро и эффективно, всего несколько минут. 8. Мы заклеиваем окна на зиму. 9. Мы зашториваем окна на ночь. 10. Мы кладем крышку на кастрюлю, когда варим. 11. Мы часто размораживаем холодильник. 12. Мы используем раковину для мытья посуды. 13. Мы моемся под душем, а не принимаем ванну. 14. Мы ходим пешком или ездим на велосипеде в школу и на работу. 15. Мы снижаем температуру в помещении, когда выходим. 16. Мы снижаем температуру в помещении ночью. 17. Мы повторно используем стекло, бумагу и металл. 18. Мы не покупаем товары, которые могут использоваться только один раз. 19. Мы не покупаем товары в больших обертках. 20. Мы чиним вещи, вместо того, чтобы заменить их.

    Слайд 37

    Сложите все ответы ДА. Если у вас получилось: От 1 до 5 ответов ДА: Вам еще многому надо научиться, так что начните прямо сейчас. От 6 до 10 ответов ДА: У вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой. От 11 до 15 ответов ДА: Вы являетесь хорошим примером всем остальным. От 16 до 20 ответов ДА: Кто-то из вашей семьи должен стать министром по охране природы.



    Предварительный просмотр:

    Международный год света и световых технологий

    2015 - Международный год света

    Беседа

    Мы хорошо знаем, какую важную роль играет электричество в жизни человека.  Оно дает нам свет, тепло, приводит в движение разные механизмы, которые делают труд человека легче. Электроэнергия заняла настолько прочное место в нашей жизни, что без него нельзя сейчас обойтись.


                Когда-то давным-давно, люди жили без электричества. Они вставали с восходом солнца, ложились на закате, пищу готовили на костре. Наверное, это хорошо, сидеть вечером, в кругу семьи у костра, и слушать, как потрескивают дрова, чувствовать, как идет тепло от костра.

    Слайд 1-5 (слайд 3: видеоряд- пояснение почему 2015 г объявлен годом света, слайд 5- мультфильм о первобытном человеке).


                Но сейчас все намного проще: можно включить плитку и приготовить пищу, можно включить телевизор или магнитофон и посмотреть интересную передачу или послушать музыку. Можно поиграть в интересные игры на компьютере. Еще лучше - пообщаться с близкими людьми, которые находятся очень далеко, через интернет. Когда дома холодно, мы включаем обогреватель, и тут же становится тепло и уютно.
    Я считаю, что электричество - это мой друг, с которым появляется много возможностей. Но при этом - это и страшная сила, которую стоит уважать.
    Мы проводим
     Всероссийский тематический урок «Свет в нашей жизни».  

    Слайд 6-9

    1. Свет- это электромагнитная волна;
    2. Эволюция искусственных источников света;
    3. Светодиоды;
    4. Органические светодиоды.

    Слайд 10-  учебное видео «Световые голограммы»

    Слайд 11

    1. Лисма- инновационные разработки;

    2. 28 июля 2015 В Ереване состоялась конференция «Современные световые технологии для комфортной жизни», организатором которой стал завод «Лисма», а участниками - ключевые потребители светотехнической продукции Армении.  

    Специалисты  «Лисмы» представили предприятие и рассказали об источниках света, которые выпускаются в Саранске.  Особый интерес вызвали новинки – светодиодная филаментная лампа и натриевая лампа для уличного освещения. Главное преимущество обеих – лучшие характеристики по энергосбережению.

    Слайд 12

     3. Освещение Саранска;

     4. Новогоднее освещение.

    Поговорим о профессии светодизайнера. Тема светодизайна интересна и актуальна. Свет наделяет предметы обстановки какой-то собственной жизнью и особенным «выражением лица». Они вступают в новые пространственные взаимоотношения. Их контуры могут растворяться в воздухе или, напротив, становиться четкими, контрастными и «мускулистыми». Что-то подойдет из тьмы поближе, что-то отодвинется в тень… Наступает пора блаженства для всего находящегося в комнате и особо — для того, что «в возрасте». Старая мебель приобретает молодую свежесть и грацию, выцветшие шторы — опять из муслина и бархата, изуродованная планировочными выступами стена становится стройной и таинственной… — свет каждый вечер творит свою сказку.
    Однако у всякой сказки есть свои законы, свой сюжет и композиция. Изучив их, каждый способен стать волшебником, или, если по-современному, — фотографом, творящим световые образы собственного интерьера.

      Светодизайн для России  молодое направление и поэтому выбор профессионального исполнителя – одна из серьезнейших задач.

    Слайд 13 (фильм- светодизайн)

    В наших силах делать этот мир таким, каким его приятно видеть!

    Презентация к уроку (создана в программе PREZI)- https://cloud.mail.ru/public/4RMS/Aj8NnVCX1

    В архиве нажать на файл «PREZI»

    Слайды:

    Слайд 1,2

    Слайд 3

    Слайд 4 (мультфильм)

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Ссылки.

    1. http://viro.edu.ru/index.php/konferentsii-konkursy/vne-viro/5069-vserossijskij-tematicheskij-urok-svet-v-nashej-zhizni

    2. http://www.apkpro.ru/lightyear.html

    3. http://www.youtube.com/watch?v=bhDi0yAw46Q33 – первобытн человек;

    4.http://www.minenergo.gov.ru/upload/medialibrary/caf/svet-v-nashey-zhizni-v3.4.pdf

    5. http://danilova.pro/wp-content/uploads/2014/08/113.jpg

    6. http://cs7001.vk.me/c540105/v540105117/48a2/TseD941pJHg.jpg

    7. http://mycity13rus.ucoz.ru/_ph/1/316762251.jpg

    8. http://www.youtube.com/watch?v=sROm5l4RliE

    9. http://light.ifmo.ru/ru/facts/ - учебные фильмы фильмы о свете.