Методическая копилка


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогической конференции 29.08.2013 года

Повышение качества образования через использование инновационных технологий

(Слайд 1)

 Времена меняются, мир вокруг нас меняется, школа тоже не остаётся в стороне, применяются новые виды обучения, компьютер – уже не диво дивное, а средство обучения, учителя осваивают новые педагогические технологии, стараясь идти в ногу со временем., а ученики – какими они должны быть, чтобы успешно овладевать знаниями (самостоятельно или с помощью учителя), чтобы не потеряться в этом мире, найти себя в профессии. Им сложно, но быть молодым трудно во все времена. Мне нравится их  самостоятельность, направленность на будущее, умение быстро осваивать новые информационные технологии, пользоваться ими, вызывает улыбку их самоуверенность , но настораживает их потребительское отношение ко всему и ко всем: мне должны, для меня обязаны ,отсутствие какого-то внутреннего такта, воспитанности, что может сыграть с ними злую шутку во взрослой жизни.

  Какие они, сегодняшние ученики? Умные, добрые, развитые не по годам, а может быть, избалованные и капризные?
 Современная школа - это школа добра, взаимопонимания, сотрудничества учеников, родителей и учителей.

(Слайд 2)
  Ученик в современной школе - это не просто человек, который получает знания. Это тот, кто отстаивает свою честь, честь родителей, честь школы. Ученик - это товарищ для одноклассников, помощник.
 Современный ученик школы должен уметь:
1.Хорошо усваивать новый материал.
2.Помогать тем, кто не понял тему.
3.Высказать свою точку зрения.
4.Должен выполнять домашнее задание;
5.Уважать учителя и его мнение;
6. Должен принимать участие в жизни класса и школы.
 Ученик современной школы также должен быть толерантным,  понимать что он основа общества, уметь работать в обществе, в команде,  взаимодействовать с учителем, лишь в этом случае он получит знания полностью. Ученик должен интересоваться всем, ведь в наше время поток информации огромен и ученик должен быть в курсе всего что происходит. Он - пример для младших и предмет гордости для старших. Должен вести активный здоровый, спортивный образ жизни. Школа - это первый шаг в большой, взрослый мир и ученик должен сделать его уверенно.

(Слайд 3)
  Что должен учитель? Несомненно, наблюдается усложнение функций, выполняемых учителем, диверсификация (расширение, разнообразие, разностороннее развитие, отказ от узкой специализации) его труда. Профессия учителя носит многоотраслевой характер: педагог осуществляет преподавательскую, социально-педагогическую, воспитательную, коррекционно-развивающую, управленческую и культурно-просветительскую работу. Он регулярно осваивает новые педагогические идеи, программы, технологии, чтобы идти в ногу со временем.

  Учитель  знает педагогику, дидактику, методики и учебные программы преподаваемых дисциплин, а кроме того, основы законодательства в области образования, семьи, охраны материнства и детства, нормативные документы, определяющие деятельность СОШ. Он  умеет оказывать первую медицинскую помощь, занимается репетиторством, владеет техническими электронными средствами. Он  ритор, умеющий убеждать,  социально активен. Он соблюдает нормы этики и эстетики, имеет способность к самообразованию и самовоспитанию, вырабатывает инновационный стиль научно-педагогического мышления. Занимается учебно-исследовательской и проектной деятельностью.

  Из многочисленных должностных обязанностей учителя, приоритетным является – дать качественное образование учащимся.

(Слайд 4)
  Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

(Слайд 5)

  Как же повысить качество образования?

  Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств: 

http://ms.znate.ru/tw_files2/urls_19/60/d-59805/59805_html_m771b889d.png

(Слайд 6)

  Хорошее качество образования - это...

  Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:

 

*  с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;

*  с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;

* с глубокими прочными знаниями по всем предметам.

   Для родителей:  (Слайд 7)

* с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;

* со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;

* с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.

Для учителей:  (Слайд 8)

* с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально);

* с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;

* со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;

* с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт.

  Понятно, что в этих условиях традиционная сложившаяся система педагогического образования не может оставаться неизменной. Она нуждается в модернизации. Значительный эффект здесь может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств. Поэтому появилась острая потребность в новых методологических подходах к разработке новейших информационных технологий и информационных технических средств.

 (Слайд 9)
Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе

 Образовательная технология:

•легко вписываются в учебный процесс;

•позволяют достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;

•обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;

•обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

•обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

•отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

•четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

 (Слайд 10)

Приоритетные технологии:

•-развивающее обучение;

•-проблемное обучение;

•-разноуровневое обучение;

•-коллективная система обучения (КСО);

•-технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);

•-исследовательские методы обучения;

•-проектные методы обучения;

•-технологию модульного и блочно- модульного обучения;

•-лекционно – семинарско - зачетная система обучения;

•-технология развития «критического мышления»;

•технология использования в обучении игровых методов: ролевых,деловых и других видов обучающих игр;

•-обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);

•-здоровьесберегающие технологии;

•- систему инновационной оценки « портфолио»;

•- технологию дистанционного обучения;

•технология мастерских;

•групповое обучение  и др; 

(Слайд 11)

  • Еще один верный способ улучшения качества образования через использование инновационных технологий, а именно: технология погружения в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения.

  Следует заметить, что в каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как обозначенные выше способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс невозможен без обмена информацией между педагогом и обучаемым. Однако в современном понимании информационная технология обучения - это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. И смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.

         

 (Слайд 12)

 Компьютер как современное техническое средство обучения и воспитания

  Персональный компьютер (ПК) -- универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеклассных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. ПК может помочь активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала. Кроме того, вся современная проекционная аппаратура является мультимедийной, т. е. многофункциональной.

  Основные аспекты, которыми надо руководствоваться при анализе обучающей компьютерной программы и ее применении:

Психологический -- как повлияет данная программа на мотивацию учения, на отношение к предмету, повысит или снизит интерес к нему, не возникнет ли у учащихся неверия в свои силы из-за трудных, непонятно сформулированных или нетрадиционных требований, предъявляемых машиной.

Педагогический -- насколько программа отвечает общей направленности школьного курса и способствует выработке у учащихся правильных представлений об окружающем мире.

Методический -- способствует ли программа лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор предлагаемых ученику заданий, правильно ли методически подается материал.

Организационный -- рационально ли спланированы уроки с применением компьютера и новых информационных технологий, достаточно ли ученикам предоставляется машинного времени для выполнения самостоятельных работ.

  Таким образом, компьютер в учебном процессе выполняет несколько функций: служит средством общения, создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, контролирует действия ученика и предоставляет ему новые познавательные возможности.

   Все  возможности компьютерных технологий не снижают роли учителя. Новые технологии в образовательном процессе важны, но, как сказал В.Путин на заседании правительства 16.11.09. – «Никакие новые технологии не заменят хорошего учителя».  

  Все программы разработаны с обязательным активным участием педагогов, что предопределяет опосредованное влияние учителя даже в случае самостоятельной работы детей с компьютером. Именно учитель решает, исходя из индивидуальных особенностей ученика, какого характера программы более целесообразно использовать на том или ином этапе обучения, определяет все педагогические и психолого-методические аспекты взаимодействия ученика с компьютером.

  Телепроекты, телеконференции, дистанционное обучение -- виды компьютерных телекоммуникаций, получающие широкое распространение в учебно-воспитательном процессе. Самой известной и наиболее емкой телекоммуникационной сетью является Интернет.  

  Сегодня педагогу для эффективного осуществления своей деятельности Интернет-ресурсы  необходимы. В условиях недостаточного количества имеющейся информации в библиотечных фондах школ, да и районных библиотек, Интернет-ресурсы помогают получить весь необходимый материал. Кроме этого Интернет - это и способ общения не только с друзьями и родственниками, но и коллегами, возможность обмена опытом.

(Слайд 13)
Интерактивная доска как современное техническое средство обучения.

  Еще один  путь повышения качества образования через использование инновационных технологий, а именно: технологии погружения в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения - интерактивной доски.

    Использование интерактивных досок в классе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.

  Работа с интерактивной доской предоставляет новые возможности, как педагогам, так и учащимся.

Возможности для учителей: 

  •  экономия драгоценного времени урока, которое педагог обычно тратит на наглядное объяснение материала,
  • позволяет преподавателям объяснять новый материал из любого места класса,
  • создает определенную гибкость, позволяя учителям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов,
  • позволяет учителям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил, а также упрощая проверку усвоенного материала,
  • позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям,
  • позволяет легко переходить от режима демонстрации к режиму записей на доске, сохраняя при этом и тот и другой материал, а также возможность повторного воспроизведения его в любой последовательности на уроке,
  • позволяет учителям вновь использовать созданные материалы и  делиться ими друг с другом,
  • возможности доски, как наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями анимации и мультипликации позволяют повысить интерес учащихся к рассматриваемому материалу,
  • использование интерактивной доски позволяет создать проблемную ситуацию и возможность разрешить её, выполняя виртуальные лабораторные опыты, мини-исследования,
  • вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Возможности для учащихся: 

  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков, коммуникативных навыков,
  • всё, что ученик напишет, автоматически сохранится в памяти, так что спустя время письменные ответы можно будет найти в архиве и проверить, например, объективность выставления оценок,
  • появляется возможность работать более творчески (можно исправить или переделать любой элемент демонстрационного материала), возрастает уверенность в себе,
  • можно заранее или на уроке подготовить собственный материал.

 (Слайд 14)
Дистанционная форма обучения

 -- получение образования без посещения учебного заведения с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации. Дистанционное обучение -- заочное образование, самообразование и самообучение, заочное повышение квалификации и переподготовка, общедоступное «открытое» обучение.

  Следует отметить, что такого рода деятельность не имеет у нас пока применения. Но была бы очень удобной для индивидуального обучения учащихся без посещения из на дому.

  Несомненно информационные технологии и технические средства обучения играют огромную роль в проведении внеклассных мероприятий, предметных недель.

(Слайд 15)
Заключение

  Таким образом все современные информационные технологии как средства целостного педагогического процесса используются для достижения следующих педагогических целей:

1. Развитие личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества;

развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;

формирование умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажерами);

развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и интеллектуальными обучающими системами);

формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

* подготовка специалистов в области информационных технологий;

* подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.

3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

* повышение эффективности и качества обучения за счет применения информационных технологий.

(Слайд 16)
  Все выше сказанное должно укладываться в инновационное  образовательное пространство урока для достижения качества современного образования.

 

(Слайд 17)
  Диверсификация профессии педагога – требование времени, путь к формированию социокультурной компетентности учителя, принцип многоуровневого развития профессиональной личности педагога. И наилучшими показателями работы педагогов служат показатели успешности обучения учащихся:

  1. Высокие баллы ЕГЭ
  2. Показатели олимпиадных работ
  3. Участие в инернет-проектах
  4. Мотивация к изучению предметов

И как следствие – качественное образование.

Литература:

  1. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b3bc68a4c53a89521306
  2. http://festival.1september.ru/articles/585914/
  3. Журнал «Биология в школе» №1 2013 год.
  4. Журнал «Начальная школа» №7 2013 год.



Предварительный просмотр:

Основные направления внеурочной деятельности

Цель внеурочной деятельности:  создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и  культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности

  • Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.
  • Включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
  • Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.
  • Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  • Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.

Направления внеурочной  деятельности являются содержательным ориентиром  при организации внеучебной деятельности.

Основные направления внеурочной деятельности:

  • спортивно-оздоровительное;
  • общеинтеллектуальное;
  • общекультурное;
  • духовно- нравственное;
  • социальное.

1.                Спортивно-оздоровительное направление.

Спортивно-оздоровительная деятельность строится с опорой на основе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

 

Цель спортивно-оздоровительной деятельности: воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие валеологической культуры.

Задачи:

  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на её основе самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • потребность ребенка заниматься спортом;
  • формировать представление:

1)                о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

2)                о правильном (здоровом) питании, полезных продуктах;

3)                о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;

4)                о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков, их пагубном влиянии на здоровье;

5)                о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

Планируемые результаты:

Результаты первого уровня:

  • приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья;
  • практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов спортивной подготовки;
  • получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания.

Результаты второго уровня:

1.      формирование позитивного отношения обучающихся к своему здоровью, как к ценности, неотъемлемой составляющей хорошего самочувствия, успехов в учёбе и жизни вообще.

         Результаты третьего уровня:

2.      регулярные занятия спортом; систематически оздоровительно- закаливающие процедуры;

3.      участие в спортивных и оздоровительных акциях в окружающем школу социуме.

2.                Общеинтеллектуальное направление

Большое значение в развитии и социализации  школьников имеет организация внеурочной работы по предмету. Она углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие  способности, интеллект учащихся, стимулирует их активность, поскольку может быть приближена к интересам и возможностям ученика.

Цель общеинтеллектуального направления:

Формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания.

Задачи:

  • обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами;
  • способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности.

Основные формы организации деятельности: кружки, факультативы, научное общество учащихся, экскурсии, походы, познавательные игры и беседы, исследовательские проекты, конкурсы рисунков, рассказов, сочинений, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции, интеллектуальные марафоны).

Планируемые результаты:

Результаты первого уровня:

  • приобретение знаний об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий.
  • формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность;

Результаты второго уровня:

  • самостоятельное или во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым выполнение задания данного типа, для данного возраста;
  • умение высказывать мнение, обобщать, классифицировать, обсуждать.

Результаты третьего уровня:

  • умение самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

3.                Общекультурное направление

Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.

         Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности позволяет учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности.

Цель общекультурного направления:

Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Задачи:

  • развитие эмоциональной сферы ребёнка, чувства прекрасного, творческих способностей;
  • формирование коммуникативной общекультурной компетенций;
  • овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;
  • овладение навыками межличностного общения;
  • формирование интереса к творческим профессиям.

Планируемые результаты:

Результаты первого уровня:

  • Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры своего народа;
  • Приобретение знаний об эстетических идеалах, традициях художественной культуры родного края;
  • Умение видеть прекрасное в окружающем мире: природе родного края, в пространстве школы и дома.

Результаты второго уровня:

  • Получение опыта переживания и позитивного отношения к художественным ценностям культуры своего народа;
  • Получение первоначального опыта самореализации в различных видах и формах художественного творчества.

Результаты третьего уровня:

Участие в акциях художественно- эстетического направления в окружающем школу социуме.

4.     Духовно- нравственное направление.

Духовно- нравственное направление направлено на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Цель духовно- нравственного направления: 

создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи:

1.                формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно- игровой, предметно- продуктивной, социально- ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно- нравственной компетенции- «становиться лучше»;

2.                формирование патриотизма и гражданской солидарности;

3.                развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

4.                формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

Планируемые результаты:

Результаты первого уровня:

приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых), формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Результаты второго уровня:

получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Результаты третьего уровня:

получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения.

5.                  Социальное направление (социально- преобразующее творчество)                                                                                                            В рамках социального направления учащиеся принимают добровольное посильное участие в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме.  Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

Цель социального направления:

Создание условий для перевода ребенка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты.

Задачи:

1.                формирование позитивного отношения к базовым ценностям;

2.                формирование навыков труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;

3.                выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах;

4.                стремление активно участвовать в общих интересах в делах класса, школы, города.

Планируемые результаты:

Результаты первого уровня: - получение элементарных представлений о значении участия человека в общественно-полезной деятельности;

- приобретение начального опыта участия в различных видах общественно- полезной деятельности;

Результаты второго уровня:

- получение опыта позитивного отношения к общественно- полезной деятельности;

Результаты третьего уровня: -  потребность в участии в общественно-полезной деятельности в окружающем школу социуме.

Такая важная часть учебно-воспитательного процесса, как внеурочная деятельность всегда была в центре внимания педагогов и методистов. Организация досуга учащихся – безусловно, важный показатель не только освоения образовательной программы, но и интереса школьников к личностному развитию. В какой-то степени уровень вовлеченности детей во внеурочную деятельность характеризует атмосферу школы в целом.



Предварительный просмотр:

Классный час на тему: « Планета Мира – зеленая планета»

Цель: Прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее, понимать закономерности происходящего в ней.

Развивать интеллектуальные умения учащихся (умение обобщать, делать выводы), акцентировать внимание на экологические проблемы.

Воспитывать любовь ко всему живому.

Ведущий. Ребята, как вы понимаете тему нашего классного часа? Т.е. мир на нашей планеты – это не только отсутствие войны. Мир – планеты – это гармония с природой.

«Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», - так писал более ста лет тому назад Л. Н. Толстой. Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем другая, чем эта, среди которой мы живем сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли дремучие, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало тишину. А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц - становится все меньше и меньше. Безумный XX век принес человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень и очень важная - охрана окружающей среды. Отдельным людям, занятым своей работой, порой трудно было заметить, как бледнеет природа, как трудно было когда-то догадаться, что Земля круглая. Но те, кто постоянно связан с природой, кто ее наблюдает и изучает, - ученые, писатели, работники заповедников, многие другие, -обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и забеспокоились все люди на Земле.

Сейчас мы с вами, ребята, отправимся  в путешествие по страницам жизни нашей планеты.  Как в любой книги страницы будут разные – увлекательные, загадочные, пугающие.

Страница 1: ЗАГАДКИ

Эту страницу мы посвящаем загадкам о животных, птицах и растениях. Я напомню вам слова великого сказочника Ганса Христиана Андерсена: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок». Итак, перед нами чудесная ромашка. На каждом лепестке чудесного цветка будет загадка для вас:

1.Кто строит себе под водой дом из воздуха? (Паук-серебрянка.)

2. Детеныш еще не родился, а уже отдан на воспитание. Кто он? (Кукушонок.)

З.Лыко дерет, а лаптей не носит.(Коза.) .  

4. У кого уши на ногах? (У кузнечика}

5.Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (Муравьи.)

б.Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка.)

7.Из куста шипуля, за ногу тяпуля. (Змея.)

8. Кто дважды родится, один раз умирает? (Птица.)

9. О ней поют поэты всех веков,

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот свиток алых лепестков.

Раскрывшихся благоуханной чашей.

О каком цветке идет речь? (О розе.)

Страница 2: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Одна из излюбленных тем художников – это природные пейзажи. Я предлагаю вашему вниманию картины художников России. Ваша задача узнать и назвать автора.

Страница 3: ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

Чтобы любить природу, нужно ее знать. Сейчас мы с вами попутешествуем по сказочному лесу и узнаем много интересных и невероятных фактов из жизни зеленых обитателей. Какие деревья мы видим в нашем лесу?

ПО СКАЗОЧНОМУ ЛЕСУ

А знаете ли вы, что в Бразилии растет молочное дерево? Иногда его называют «дерево-корова». Чтобы «подоить» его, надо надрезать кору и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко. Скоро вы пойдете в лес за березовым соком. Что нужно сделать, чтобы нанести дереву как можно меньше вреда?

Конфетное дерево растет в Индии, Японии и Китае. Не так давно его завезли на Кавказ и в Крым. Подсушите на солнце плоды конфетного дерева и они напомнят вкус настоящих конфет (вкусных и сладких).

А вот плоды колбасного дерева хоть с виду и напоминают колбасу, но совершенно несъедобны. Кигелия — дерево с густой кроной, опадающей на время засухи. Цветёт крупными красными цветами, которые опыляются птицами нектарницами. Свое название колбасное дерево получило за плоды, похожие на крупные ливерные колбасы длиной до 60 см, свешивающиеся с ветвей. Растет в тропической Африке

В Индии, Индонезии и на тропических островах можно встретить хлебное дерево. Конечно, на нем поспевают не булочки, батоны и буханки, а крупные тяжелые плоды, килограммов по 30 каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, по вкусу напоминающие настоящий хлеб.

Самое твердое на свете дерево - железное. Но это общее название для разных пород. На Кавказе, например, его называют самшитом, а в тропических странах - черным деревом. Древесина у них настолько твердая, что топор отскакивает, нож не берет, и такая тяжелая, что в воде тонет. Из некоторых пород железного дерева даже вытачивают детали машин, как из настоящего железа.

Из семян шоколадного дерева получают шоколад и какао.

Бумажное дерево - из коры его молодых побегов делают бумагу для денежных знаков.

Семена сального дерева покрыты слоем тугоплавкого жира, похожего на воск. Из налёта на семенах получают растительное масло, используемое в производстве свечей и мыловарении. Плоды мыльного дерева содержат сложные химические соединения, растворы которых легко пенятся при взбалтывании и поэтому используются вместо мыла.

Карандашное дерево - красный можжевельник - растет на юге нашей страны. Древесина его мягкая, легкая, с розоватым ядром, хорошо режется и колется. Поэтому и идет она главным образом на оболочки карандашей.

Страница 5: ИЗ КНИГИ РЕКОРДОВ ГИННЕССА

Сколько всего удивительного на нашей зеленой планете. Страница взята у нас из Книги рекордов Гиннесса. Давайте, ребята, вспомним:

1. Самое большое животное на Земле. - Кит. Он млекопитающее, а не рыба, дышит не жабрами, а легкими. 86 видов. Самый большой - голубой или синий. Его длина примерно 33 м. На его спине  могут уместиться 30 слонов.

1. Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на Земле. -Акулы .Появились 400 млн. лет

назад, раньше, чем динозавры. Насчитывается более 350 видов.

  1. Самый быстрый зверь. (Гепард. В переводе означает «собака-кошка». Развивает скорость до 120 км/час.)
  2. Самая крупная кошка. (Тигр. Амурские тигры достигают в длину 3,5 ми весят более 300 кг.) 
  3. Самая большая змея. (Анаконда. Обитает в Южной Америке. Самая длинная -8м 29см, по 6-7м  встречаются часто).
  4. Самая крупная птица. (Страус. Достигает высоты 2,5м, весит примерно 100 кг, но развивает скорость до 50 км/час).

7.Самая маленькая птичка. (Колибри. Их насчитывают 400-500 видов. Самые маленькие -величиной со шмеля. Съедают пищу в 2 раза больше своего веса.)

8.Самый большой зверь на суше. (Слон. Индийский слон, вес 5-6 т.; африканский - 7-8 т. Живут слоны 60-70 лет.)

9.Самый высокий зверь. (Жираф. Достигает роста 5,5-бм, весит целую тонну.)

10. Самый лучший прыгун. (Кенгуру. Обитает только в Австралии. Около 50 видов. Достигает

до трех метров в высоту и до 12 метров в длину.)

  1. Самые большие обезьяны. (Горилла. Длина тела взрослого самца может достигать 2м, а вес 270 кг.)
  2. Самая большая черепаха. (Слоновая. Весит примерно 600 кг. Длина и ширина по 1,5 м. Может  голодать по 18 месяцев.)
  3. Самая хитрая кошка. (Леопард. Может бесшумно и ловко подкрадываться к жертве,
    прикидываться мертвым, изображая умирающего, стонать, подманивая неопытных оленей,
    верблюдов.)
  4. Самый большой лежебока. (Барсук. Летом спит весь день, а зимой - день и ночь. Довольно большой зверь, примерно 1 м длиной. Полезный -уничтожает вредных насекомых, грызунов,  ядовитых змей.)

Страница 6: ПОЭТИЧЕСКАЯ

Вытяните ладони. (Под звуки спокойной музыки кладу каждому из них на ладонь по горошине, прошу детей внимательно рассмотреть её). На ваш взгляд, на что она похожа?

(Варианты ответов).

Горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса.

Что вы можете увидеть на этой маленькой “копии” планеты Земля?

Как прекрасна наша планета, когда на нее смотришь из космоса. С высоты 300–350 километров перед нашими глазами оживают материки и океаны, горные страны и равнины, пустыни и реки. Трудно себе даже представить, что в любой точке планеты обитает очень разнообразное, многочисленное население. Живет не просто так, само по себе, а по правилам, которые установились на Земле в течение всей истории её развития.

Чтение учеником стихотворения.

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыш в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Берегите свою планету,
Ведь другой на свете нету!

Действительно, другой планеты, на которой есть жизнь, нет. Жить растениям и животным на планете всегда было не просто. Их подстерегали опасности: извержение вулканов, землетрясения, засухи, наводнения, леденения, бури и многое другое. Но проходило время и Природа залечивала свои раны.

И вот на этой Земле 2 миллиона лет тому назад появился Человек – частица Природы.

И появились на земле Экологические проблемы.

 Презентации детей о проблемах загрязнения

Воды

Воздуха

Почвы.

Экозаставка

- Что же нужно делать, чтобы не случилось экологической катастрофы? (Больше заботиться об экологии планеты, запретить использование технологий, нарушающих природное равновесие, больше сажать растений, следить за чистотой в городе и на природе и т.д.)

- Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Они могут многое. Их помощь природе очень разнообразна. (Например: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц зимой; установка табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям; посадка растений в зеленых зонах города и школы.)

- Как вы думаете, сможем ли мы воздействовать на будущее сегодня? (Если каждый человек задумается о сохранении природы сегодня и приложит свои усилия, то мы сможем изменить мир к лучшему. Если каждый год каждый человек будет сажать по 1 дереву, то через 20-30 лет на всей планете зашумят леса)

Вывод: во всех этих бедах, которые мы обсудили, виноват человек – единственное разумное существо на Земле. Поэтому всем людям надо объединиться и помочь планете. Приложим все усилия, чтобы сохранить это богатство, вылечить нашу планету.



Предварительный просмотр:

 РАЗРАБОТКА УРОКА «КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА»

Урок в 8 классе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  1. Обучающая: Показать единство органического мира, проявляющееся в клеточном строении; раскрыть строение и функцию клеточных органоидов; определить химический состав клеток; ввести понятие об обмене веществ, ферментах, клеточном гомеостазе, раздражимости, возбудимости; повторить процессы происходящие при делении клеток; разъяснить понятие «внешняя» и «внутренняя» среда организма.
  2. Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение на основе биологического эксперимента; привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
  3. Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработать  умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.

Задачи:

  1. Показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких образований.
  2. Дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся.
  3. Учить анализу, созданию образов и понятий.

Оборудование: таблицы: «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», микроскопы,  презентация. Оборудование для химического эксперимента: пробирки с сырым и вареным картофелем, пероксид водорода.

Ход урока

Организационно-мотивационный этап:

   Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности. А так же знания, которые вы получили на уроках биологии в 6 и 7 классах.

    Посмотрите внимательно на слайд 1  (Приложение 1) и ответьте на вопрос: Что общего в строении клеток растений и животных и чем они отличаются?

    Теперь давайте рассмотрим готовые микропрепараты клетки и назовем основные органоиды клетки и укажем их функцию для организма человека. Слайд 2

    Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. «Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…» писал Р. Куг в 1685 году. Эти ячейки получили название «клетки». Мы с вами сделали то же, что сделал Гук 300 лет назад. Слайд 2. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток. Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме.

   Ребята! Давайте обобщим все сказанное, подумаем и сформулируем тему нашего урока. (Ответы).

   Выберем название, которое звучит более научно. Запишем тему урока. Слайд 3 

   Как вы думаете: какова цель сегодняшнего урока? (Ответы).

   Цель нашего урока следующая: изучить строение и жизненные свойства клетки организма человека.

Изучение новой темы.

    Ребята! Живые существа, населяющие нашу планету, очень разнообразны, но все они имеют клеточное строение. Тело растения, животного, человека построено из клеток, словно дом из кирпичей.

     Клетка – наименьшая единица живого. Это основная единица строения и развития всех живых организмов. (Запись в тетрадь).

Слайд 2 Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая одевает клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме.

    Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии, лизосомы, пластиды и др. Подробно об этом вы будите говорить в старших классах.

    Какие органы живых организмов вы знаете? Каково их значение?

    Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию. Сейчас мы с вами определим функции главных частей клетки.

    Ребята! Вы сейчас будете работать в группах. Откройте, пожалуйста учебники на странице 28-28. Изучите текст 2 «Строение клетки» и заполните в тетради таблицу. Слайд 4

Название органоидов клетки

Функции органоидов

   На работу дается 7–10 минут.

   Итак, таблицу заполнили. Теперь давайте устроим проверку. На слайде будут один за другим появляться органоиды клетки, ваша задача назвать их функции. Слайд 5-10.

    Давайте подведем итог и сделаем вывод.

     Вывод: Клетка тела человека имеет сложное строение.  Жизнь многоклеточного организма зависит от жизнедеятельности отдельных клеток и их групп, выполняющих особые специализированные функции. Слайд 11

Физкультминутка.

     Ваши глаза немного утомились. Крепко зажмурьте газа и посчитайте до 5, затем откройте их и посчитайте до 5 снова. Повторите 5-6 раз. Это упражнение снимает усталость, укрепляет мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

    Ну вот, наши глаза отдохнули, и мы переходим к следующему этапу урока.  Познакомимся с основными процессами жизнедеятельности клетки. Слайды 12-15.

    Демонстрационный эксперимент. Опыт с ферментом каталазой и пероксидом водорода. Опыт проделывается с сырым и вареным картофелем. Слайд 13

    Подведем итог нашей работы. Все клетки – живые. Они дышат, питаются, растут и делятся. Из одной клетки получается две. Затем, из каждой новой, когда она вырастет, – еще две. Благодаря этому растет весь организм.

Исполнительско-исследовательский этап.

     Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование. Проверьте сами себя – поняли ли вы тот материал, о котором говорили сегодня на уроке. Работа по вопросам с последующим обсуждением. Слайд16

Программированное задание: 

    Какие утверждения верны? Работа по карточкам.

Поставьте знак «+» или «-».

  1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.
  2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.
  3. Пластиды – есть только у растительных клеток.
  4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.
  5. Живые клетки только питаются.
  6. Клетки одинаковы по форме и размерам.
  7. Организм человека состоит из клеток.

Оцените, пожалуйста, сами свои работы по ключу. Слайд 17

Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.

Поднимите руку, кто допустил 1 или 2 ошибки.

Поднимите руку, кто допустил 3 ошибки.

Рефлексивный этап.

   Урок подходит к концу. Давайте ответим на вопрос, который поможет нам определить, достигли ли мы цели урока.

   Итак, вопрос: каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился на уроке.

   Информация о домашнем задании. Слайд 18.

 Оценочный этап. 

Ребята! У нас было изучение новой темы. Я очень довольна вашей работой на уроке. Оценки вам поставлю после проверки ваших тетрадей. Посмотрите, ребята, на столе у вас лежат кружочки разного цвета. Выберите тот цвет, который максимально соответствует вашему настроению на уроке. Зеленый – я все понял, отличное настроение. Синий – некоторые моменты были не очень понятны, но я потружусь дома, хорошее настроение. Красный – я плохо понял урок, плохое настроение. Прикрепите ваши кружочки на магнитную доску. И мы увидим преобладающее настроение класса. Урок окончен, до свидания.

Хронометраж урока.

Этап урока

Отведенное время (в  мин)

1

Организационный момент

1

2

Формирование целей урока. Мотивационный этап

3

3

Изучение нового материала

15

4

Физкультминутка

2

5

Демонстрационный эксперимент

3

6

Исполнительско-исследовательский

12

7

Выполнение программированного задания

3

8

Рефлексивный этап

3

9

Информация о домашнем задании

1

10

Оценочный этап

2