Олимпиады


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

1 ТУР – ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП  (2015-2016 гг.)

8 класс

Часть I.

          Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.    Общим признаком клеток все существующих на Земле организмов является :
        а) маленькие размеры,   б) наличие хлоропластов,    в) общий план строения,

        г) наличие ядра.

2.   Вода необходима для прорастания семян, потому что:

       а) зародыш потребляет только растворенные питательные вещества,

       б) в воде растворены органические вещества,

       в) в воде находятся минеральные вещества,

       г) при прорастании необходимо увеличивать массу семян.

3.    С появлением растений на Земле атмосфера обогатилась:

        а) кислородом,    б) азотом,   в) углекислым газом,    г) водородом.

4.     Бактерии, наиболее полезные для человека:

        а) стрептококки,  б) туберкулезная палочка,   в) молочнокислые,   г) пневмококки.

5.       Семенами размножаются:

         а) хвощи и плауны,    б) мхи и папоротники,    в) папоротники и водоросли,

         г) хвойные и цветковые.

6.      Двойное латинское название принято для обозначения:

          а) класса,    б) вида,   в) рода,   г) типа.

7.       В организме животного не существует ткани:

         а) соединительной,     б) нервной,   в) проводящей,   г) мышечной.

8.       Органы объединяются в систему органов, потому что:

          а) они рядом расположены,    б) сходны по строению,

          в) выполняют общую функцию,     г) взаимодействуют с другими системами.

9.       Из перечисленных червей в кишечнике человека паразитирует:

          а) многоглазка,    б) печеночный сосальщик,    

          в) белая планария,     г) бычий цепень.

10.      Кто из насекомых проходит стадию куколки:

           а) саранча,   б) тля,    в)  бабочка,   г) клоп.

11.      Дальневосточный лосось во время нереста в реках ничего не ест и погибает от истощения.   Это происходит потому, что:

           а)  нет пищи,    б) есть запасы жира,    в) кишечник сжат созревшей икрой,

           г) много конкурентов за пищу.

12.     Жабы, в отличие от лягушек, могут жить вдали от водоемов. Чем это можно объяснить?

           а) они размножаются на суше,    б) у них лучше развиты легкие и более сухая кожа,

           в)  у них короткие задние конечности и длинные передние,

           г) они питаются наземными беспозвоночными животными.

13.      Кожа ящерицы выполняет функцию:

           а) дыхания,    б) защиты от потери воды,   в) выделения,   г) опоры.

14.     Какая особенность органов кровообращения сформировалась в процессе эволюции у птиц?

          а) два круга кровообращения,        б) четырехкамерное сердце,

          в) разветвленная сеть капилляров,    г) автоматия сердечной мышцы.

15.      Млекопитающих можно отличить от других позвоночных по наличию:

           а) волосяного покрова и ушных раковин,   б) голой кожи, покрытой слизью,

          в) рогового панциря или щитков,     г) сухой кожи с роговыми чешуями.

16.       К основным распространителям инфекционных заболеваний относится:

            а) домовая мышь,   б) лисица,   в) ондатра,     г) корова.

17.      Клетки человека не способны к:

        а) размножению,  б) обмену веществ,   в) развитию,   г) фотосинтезу.

18.    Функцию питания и роста кости в толщину выполняет:

          а) губчатое вещество,    б) желтый костный мозг,  

          г) надкостница,    г) красный костный мозг.

19.     При переломе позвоночника необходимо:

           а) уложить больного на спину на мягкую поверхность и вызвать «Скорую помощь»,

           б) уложить больного вниз лицом на твердую поверхность и вызвать «Скорую помощь»,

           в) наложить тугую повязку вокруг туловища и транспортировать пострадавшего в больницу,

            г) ждать врачей, не оказывая помощь.

20.     Импульсы от органа в мозг проводят:

                          а) чувствительные нейроны,         б) двигательные нейроны,

                          в) вставочные нейроны,                  г) все указанные нейроны.    

Часть II.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за правильный ответ).

  1. Водорослями называют любые растения, обитающие в воде.
  2. Овощеводы и полеводы размножают растения только семенами.
  3. Рыбы – раздельнополые животные.
  4. Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.
  5. Птицы и млекопитающие – теплокровные животные.
  6. Вид Человек разумный относится к классу Млекопитающих.
  7. Анатомия  - это наука о функциях организма и его органов.
  8. Центральная нервная система человека образована головным и спинным мозгом.
  9. Неподвижно соединены между собой теменная и височная кости.
  10. Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует согреть поврежденный сустав.

Часть III.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия или последовательности. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 (по 2 балла за правильный ответ). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

  1. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого он характерен:

Царство                                                Признак

А. Растения                                          1. Растут в течение всей жизни

Б.  Животные                                      2. Активно перемещаются в пространстве

                                                               3.  Питаются готовыми органическими веществами

                                                                4. Образуют органические вещества в процессе

                                                                    фотосинтеза

                                                                5. Имеют органы чувств

                                                               6. Являются основным источником кислорода на Земле

  1. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей:

                    А) семейство Волчьи                                            Г) Отряд Хищные

                    Б) Класс Млекопитающие                                  Д) Тип Хордовые

                    В) Вид Обыкновенная лисица                           Е) Род Лисица

Часть IV.

Дайте развернутый ответ на вопрос. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4.

Каковы причины нарушения осанки? К чему может привести неправильная осанка?

Матрица ответов на задания школьного этапа олимпиады по биологии

Фамилия ________________________                        

Имя         ________________________

Класс      ________________________

МАТРИЦА ОТВЕТОВ 
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. Школьный этап. 2015-16 уч. год. 8 класс

Часть 1. 20 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

Часть 2. 10 баллов (по 1 баллу за каждое задание).  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 "ДА" или «НЕТ»

 

 

 

 

Часть 3. 4 балла (по 2 за каждое задание).

  1. Задание на установление соответствия.

Признак

1

2

3

4

5

6

Царство

  1. Задание на установление последовательности.

Последовательность

1

2

3

4

5

6

Категории

Часть 4. 4 балла.

Ответ:



Предварительный просмотр:

Матрица ответов на задания школьного этапа олимпиады по биологии

Фамилия ________________________                         Шифр _____________

Имя         ________________________

Класс      ________________________

МАТРИЦА ОТВЕТОВ 
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. Школьный этап. 2015-16 уч. год. 10-11 класс

Часть 1. 30 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

а

а

в

б

г

б

в

а

в

б

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

в

в

в

г

б

г

г

г

б

в

21

22

23

24

25

26

27

28

Ответ

в

г

в

в

г

в

б

б

Часть 2. 12 баллов (по 2 балла за каждое задание).  

1

2

3

4

5

6

 

 г

г 

г 

г 

г

г

Часть 3. 10 баллов (по 1 баллу за каждое задание).  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 -

-

+

+

+

+

-

Часть 4. 10 баллов (по 2 балла за каждое задание).  

1.

1

2

3

4

5

А

Г

В

Б

Ж

2.

1

2

3

4

5

В

Б

Б

А

А

3.

1

2

3

4

5

Д

В

Б

Г

А

4.

1

2

3

4

5

Д

Г

Б

А

В

5.

1

2

3

4

5

Д

А

Г

В

Б



Предварительный просмотр:

МАТРИЦА ОТВЕТОВ 
на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

по биологии 7 класс

Максимальное количество баллов – 33 балла.

Часть 1. 15 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

4

1

1

4

2

1

1

3

1

1

2

3

3

2

2

Часть 2. 10 баллов (по 2 балла за каждое задание).

Вопрос

1

246

2

145

3

156

4

135

5

236

Часть 3. 5 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

1

2

3

4

5

ответ

нет

нет

нет

нет

да

Часть 4. 3 балла.

                                                             Вопрос

А

Б

В

Г

Д

Е

1

1

1

2

1

2



Предварительный просмотр:

МАТРИЦА ОТВЕТОВ 
на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

по биологии 7 класс

Максимальное количество баллов – 33 балла.

Часть 1. 15 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

4

1

1

4

2

1

1

3

1

1

2

3

3

2

2

Часть 2. 10 баллов (по 2 балла за каждое задание).

Вопрос

1

246

2

145

3

156

4

135

5

236

Часть 3. 5 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

1

2

3

4

5

ответ

нет

нет

нет

нет

да

Часть 4. 3 балла.

                                                             Вопрос

А

Б

В

Г

Д

Е

1

1

1

2

1

2



Предварительный просмотр:

Матрица ответов на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады

по биологии.

2018/19 учебный год  

6 класс

ШИФР _______________________

Часть 1. (10 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

Часть 2. (5 баллов)

1

2

3

4

5

«да»

«нет»

Часть 3. (5 баллов)

Характеристика

А

Б

В

Г

Д

Е

Царство организмов

Часть 4. (3 балла)

Матрица ответов на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады

по биологии.

2018/19 учебный год  

7 класс

ШИФР _______________________

Часть 1. (20 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

11-20

Часть 2. (5 баллов)

1

2

3

4

5

«да»

«нет»

Часть 3. (12 баллов)

3.1. (6 баллов)

Пример

А

Б

В

Г

Д

Е

Группа веществ

3.2. (6 баллов)

Признак

А

Б

В

Г

Д

Е

Тип половой клетки

Часть 4. (3 балла)

                Матрица ответов на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады

                                                                  по биологии.

2018/19 учебный год  

8 класс

ШИФР _______________________

Часть 1. (20 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

11-20

Часть 2. (5 баллов)

1

2

3

4

5

«да»

«нет»

Часть 3. (12 балла)

3.1. (6 баллов)

Признак

А

Б

В

Г

Д

Е

Группа растений

3.2. (6 баллов)

Признак

А

Б

В

Г

Д

Е

Класс животных

Часть 4. На предложенное задание дайте полный развернутый ответ. Ответ запишите четко и разборчиво. (3 балла)

Матрица ответов на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады

по биологии.

2018/19 учебный год  

9  класс

ШИФР _______________________

Часть 1. (25 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

11-20

21-25

Часть 2. (7 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

«да»

«нет»

Часть 3. (16 баллов)

3.1. (6 баллов)

Название растения

А

Б

В

Г

Д

Е

Виды жилкования

3.2. (6 баллов)

Признак

А

Б

В

Г

Д

Е

Организм

3.3 (4 балла)

 

А

Б

В

Г

Термин

Часть 4. На предложенное задание дайте полный развернутый ответ. Ответ запишите четко и разборчиво. (2 балла)



Предварительный просмотр:

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии

2018-2019 учебный год.

6 класс

Время выполнения 45 минут.

         Уважаемые участники олимпиады, теоретический тур олимпиады включает 4 задания. Внимательно познакомьтесь с характером каждого из них и определите для себя последовательность выполнения работы. Ответы каждого из них запишите в листе ответов.

          Начинать работу можно с любого задания, однако, рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах которых вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

 

Часть 1. Задание включает 10 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. В матрице ответов впишите букву правильного ответа.

  1.  Как называется наименьшая группа организмов, обладающая сходными признаками строения, питания и жизни в природе?

А)    государство             Б)  царство            В)   вид             Г)  сообщество

  1.  Как называются растения, тело которых состоит из органов?

А)  низшие            Б)  высшие           В)   споровые              Г)  примитивные

  1.  Что растительный организм выделяет в процессе дыхания?

А)   кислород            Б)  углекислый газ          В)    азот             Г) водород

  1.  В какой среде произрастает клевер?

А)   в наземно-воздушной         Б)  в почвенной      В) в водной         Г)  в организменной

  1.  Благодаря какому веществу растения способны к фотосинтезу?

А)   хлоропласты              Б)  лейкопласты           В)  хлорофилл        Г)  вакуоль

  1.  Как называется процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльце пестика?

А)   оплодотворение              Б) опыление      В)  размножение     Г) газообмен

  1. Как называется хвойное листопадное растение с мягкими хвоинками, собранными пучками?

А)   ель                 Б)  пихта             В)  лиственница              Г)  можжевельник

  1.  Какой гриб оказал важную роль в развитии медицины?

А) дрожжи                Б)  мукор              В)  трутовик             Г)   пеницилл

  1.  Опыт Дж. Пристли, доказывающий, что растение «очищает воздух, испорченный горением», изображен на рисунке:
    А)  1           Б) 2                В)  3                 Г)  4
  2.   Как называется тип растительного сообщества, в котором растут и ели, и березы?

А)   ельник                 Б)  сосновый бор              В)    березняк             Г)  смешанный лес

Часть 2. Задание в виде суждений, с каждым их которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».

  1.  У хвойных растений семена развиваются в шишках.
  2.  Вода в большинстве случаев не нужна для прорастания семян.
  3.  Грибы по способу питания относятся к гетеротрофам.
  4.  Процесс исторического развития живого мира называется конъюгацией.
  5.  Водоросли относят к низшим растениям так как их тело представлено талломом.

Часть 3. При выполнении заданий на соответствие  к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в матрицу ответов цифры под соответствующими буквами.

Установите соответствие между  характеристикой и царством организмов.

Характеристика

Царство

  1.  в  состав клеточной стенки входит хитин        

Б) тип питания - фотосинтез

В)  образуют органические вещества из неорганических

Г)  запасным питательным веществом является крахмал

Д)  в природных  системах являются потребителями органического вещества

Е) тело состоит из нитей гиф

1)  грибы

2)  растения

Часть 4. На предложенное задание дайте полный развернутый ответ. Ответ запишите четко и разборчиво.

        Какие условия необходимы для прорастания семян?

 Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии

2018-2019 учебный год.

7 класс

Время выполнения 45 минут.

         Уважаемые участники олимпиады, теоретический тур олимпиады включает 4 задания. Внимательно познакомьтесь с характером каждого из них и определите для себя последовательность выполнения работы. Ответы каждого из них запишите в листе ответов.

          Начинать работу можно с любого задания, однако, рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах которых вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Часть 1. Задание включает 20 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. В матрице ответов впишите букву правильного ответа.

  1.  Что в переводе с греческого означает слово «ботанэ»?

А)   живое               Б)  расти            В)   трава, растение             Г) зеленое

  1.  Что из ниже перечисленного характерно не только для растений, но и для большинства животных?

А)   ведут прикрепленный (неподвижный) образ жизни        

Б)   в качестве основного источника энергии используют  солнечную энергию

В)   имеют клеточное строение                            

Г)  растут в течение всей жизни

  1.  Назовите основной признак, по наличию которого цветковые растения относятся к группе высших растений

А)    многоклеточность                   В)  тело расчленено на органы

Б)    имеется цветок                         Г) половое размножение

  1.  Растения относят к эукариотам, потому что они имеют характерную для этой систематической группы организмов особенность. Назовите эту особенность.

А)     способны к фотосинтезу                В)  имеют защитную клеточную оболочку

Б)  их клетки имеют ядро                        Г)  имеют хлоропласты

  1.  Наиболее крупная систематическая группа, или таксон растительного царства:

А)   семейство                Б) род               В)  отдел              Г) порядок

  1.  Ткань, к которой относят камбий:

А)   покровная         Б)  образовательная           В)  проводящая       Г)  механическая

  1.  Сколько клеточных оболочек из клетчатки отделяет цитоплазму соседних клеток друг от друга:

А)  1                     Б)  2               В)   3                 Г) 4

  1.  Подземным видоизменением побега не является:

А)   корневище ландыша                 В)  клубень картофеля

Б)   луковица чеснока                      Г) корнеплод моркови

  1. Процесс в клетках листа, для которого требуется кислород:

А)   фотосинтез                          В) клеточное дыхание

Б)    испарение                            Г)  передвижение воды и минеральных веществ по сосудам

  1.   Группа организмов, представители которой плотно опутывают корни деревьев и способствуют снабжению деревьев водой и минеральными веществами:

А)    лишайники             Б)  водоросли         В)   мхи            Г)   грибы

  1.   Группа организмов, которые представляют собой взаимовыгодное сожительство организмов, относящихся к разным систематическим группам:

А)   бурые водоросли             Б)   грибы         В)  лишайники               Г) хвощи  

  1.   Турист, путешествуя в тайге по заболоченной местности, поранил руку. Какое растение он нашел и обмотал им поврежденную руку:

А)   кукушкин лен           Б)  сфагнум          В)   папоротник          Г)   хвощ болотный

  1.   Кому из простейших свойственно автотрофное и гетеротрофное питание?

А)  инфузории                Б)  радиолярии           В)  эвглене                Г)   амебе

  1.   При неблагоприятных условиях большинство простейших:

А)   погибает                                            В)  погибает, перед этим размножается

Б)    переходит в состояние цисты         Г)   поведение не изменяется

  1.   Кто из кишечнополостных может размножаться почкованием?

А)   медуза              Б)  цианея             В)    гидра             Г)  корнерот

  1.   Половой процесс (конъюгация) характерен для:

А)  хламидомонады            Б) эвглены          В)  инфузории-туфельке         Г)   амебы

  1.   Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:

А)   корненожки           Б)   жгутиконосцы     В)   инфузории    Г)   споровики

  1.   Муха цеце является переносчиком трипаносом, вызывающих у человека:

А)   сонную болезнь           Б)  восточную язву         В)   малярию           Г)  кокцидоз

  1.   Взаимовыгодные отношения живых организмов:

А)   квартиранство           Б)  симбиоз          В)   паразитизм      Г)  конкуренция

  1.   Группа организмов, называемая в биоценозе разрушителями:

А)   разрушители              Б)  продуценты          В)   консументы            Г)   редуценты

Часть 2. Задание в виде суждений, с каждым их которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».

  1.  К прокариотам относят организмы, клетки которых имеют одно ядро.
  2.  Бактерии, изогнутые в виде запятой называются вибрионами.
  3. Улотрикс пример одноклеточной водоросли.
  4.  Манную крупу изготавливают из пшеницы.
  5.  Функция ядра хранение наследственной информации и регуляция процессов жизнедеятельности клетки.

Часть 3. При выполнении заданий на соответствие  к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в матрицу ответов цифры под соответствующими буквами.

3.1. Установите соответствие между примерами веществ и группой, к которой они относятся.

Пример

Группа веществ

А) вода

Б) белки

В) жиры

Г) минеральные соли

Д) углеводы

Е) нуклеиновые кислоты

1)  органические вещества          

2)  неорганические вещества                                      

3.2. Установите соответствие между типом половой клетки и ее признаками.

Признак

Тип половой клетки

А) образуется в женском организме

Б) обладает способностью к движению

В) образуется в семенниках

Г) местом образования является яичник

Д) содержит запас желтка

Е) может называться яйцом

1) яйцеклетка

2) сперматозоид 

Часть 4. Пользуясь таблицей, ответьте на вопросы.

                                    Численность устьиц у некоторых растений

Название растения

Число устьиц на 1 мм2

Место произрастания

на верхней поверхности листа

на нижней поверхности листа

Кувшинка

625

3

Водоем

Дуб

0

438

Влажный лес

Яблоня

0

248

Плодовый сад

Овес

40

47

Поле

Молодило

11

14

Каменистые сухие места

  1. Как расположены устьица у большинства растений, представленных в таблице?
  2. Почему численность устьиц разная? Дайте одно объяснение.
  3. Как число устьиц зависит от влажности места обитания?

   

  Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии

2018-2019 учебный год.

8 класс

Время выполнения 45 минут.

         Уважаемые участники олимпиады, теоретический тур олимпиады включает 4 задания. Внимательно познакомьтесь с характером каждого из них и определите для себя последовательность выполнения работы. Ответы каждого из них запишите в листе ответов.

          Начинать работу можно с любого задания, однако, рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах которых вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Часть 1. Задание включает 20 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. В матрице ответов впишите букву правильного ответа.

  1.  Как называется наука, изучающая закономерности исторического развития органического мира:

А)    экология              Б)  систематика         В)     эволюционное учение         Г)  цитология

  1.  При изучении строения тканей используется метод:

А)  микроскопирования                     В)  экспериментальный

Б)  сравнительный                              Г)  наблюдения

  1.  Все организмы, обитающие на планете Земля, имеют

А)  одинаковое строение                   В)  одинаковый химический состав

Б)  одинаковый генетический код    Г) одни и те же органоиды в клетках

  1. Укажите правильный перечень процессов и явлений, характерных только для растений:

А)  фотосинтез, активное перемещение в пространстве, дыхание

Б)  кровообращение, выделение, спорообразование

В)  дыхание, фотосинтез, испарение

Г)  половое размножение, паразитизм, активное передвижение

  1.  Митохондрии отсутствуют в клетке у

А)  эвглены зеленой                          В)  одуванчика обыкновенного

Б)  озерной лягушки                          Г)  туберкулезной палочки

  1. Какие растения относятся к отделу Мохообразные?

А)  обитающие во влажных местах и размножающиеся семенами                        

Б)  листостебельные, не имеющие корней, размножающиеся спорами

В)  все растения влажных мест обитания                            

Г)  все травянистые растения

  1. Образовательная ткань растений

А) обеспечивает рост и развитие растений          В) участвует в фотосинтезе      

Б) осуществляет транспорт веществ                     Г) обеспечивает связь между органами

  1.  Какой агроприем улучшает снабжение корней культурных растений кислородом?

А)   прореживание посевов               В)  подкормка минеральными удобрениями

Б)  прополка сорняков                       Г)  рыхление почвы

  1. У бактерий при наступлении неблагоприятных условий жизни

А)    усиливаются процессы жизнедеятельности         В) образуются споры        

Б)    полностью прекращается дыхание                        Г)  образуются гаметы  

  1. Для представителей какого отдела растений характерно двойное оплодотворение?

А) папоротниковидные     Б) покрытосеменные     В) моховидные     Г) голосеменные

  1. У какого из приведенных типов беспозвоночных впервые в ходе эволюции появилась кровеносная система?

 А)  членистоногие          Б)   кольчатые черви       В)  моллюски            Г)  круглые черви

  1. В каком органе тела человека обитают взрослые особи человеческой аскариды?

А)  кишечнике               Б)  желудке           В)   легких           Г) спинно-мозговом канале

  1.   Какие животные типа Хордовые имеют наружное ухо?

А)   пресмыкающиеся            Б) земноводные        В)  птицы          Г) млекопитающие

  1.   Какую функцию у рыб выполняет мозжечок?

А)  обеспечивает координацию движений  

Б)   воспринимает информацию от органов слуха                  

В)  регулирует работу кровеносной системы

Г)  контролирует поведение

  1.  Какая особенность строения черепа человека является приспособление к речи?

А)  скошенный лоб                       В) наличие выступающего подбородка

Б) развитые надбровные дуги      Г)  мозговая часть черепа преобладает над лицевой

  1.   Между биологическими объектами и их классификацией существует определенная связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в приведенной таблице?

Объект

Классификация

Инфузория туфелька

Простейшие

Белая планария

?

А) круглые черви                                В)  многощетинковые кольчатые черви

Б) плоские черви                                 Г)  малощетинковые кольчатые черви

  1. Какое изменение в строении стопы появилось у человека в связи с прямохождением?

А)  сформировались своды                   В)  большой палец приобрел подвижность

Б) срослись кости предплюсны            Г)  сократилось количество фаланг пальцев

  1.  Какой орган входит в состав пищеварительной системы?

А)  почка         Б)  аорта           В)  трахея           Г)  печень

  1.   Какой витамин синтезируется в организме человека под действие солнца?

А)  А                 Б) В                В) С               Г)  D

  1.   Что из перечисленного является примером природного сообщества?

А)  березовая роща                           В)  отдельная береза в лесу

Б)  березы и ели в лесу                     Г) крона березы

Часть 2. Задание в виде суждений, с каждым их которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».

  1.  При увеличении плавательного пузыря рыба становится легче и всплывает вверх.
  2.  Жировая ткань – это один из видов соединительной ткани.
  3.  В живых организмах содержаться все элементы таблицы Д.И.Менделеева.
  4.  В клетках всех животных и растений есть органоид клеточный центр.
  5.  Гаметофит мхов способен к фотосинтезу.

Часть 3. При выполнении заданий на соответствие  к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в матрицу ответов цифры под соответствующими буквами.

 3.1. Установите соответствие между признаком растения и группой растений.

Признак

Группа растений

 А) не имеют тканей

 Б) не имеют органов

 В) имеют коробочки со спорами

 Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки

 Д) спорофит развивается на гаметофите

 Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы

 1. моховидные

 2. зеленые водоросли

3.2.  Установите соответствие между классами животных и их признаками.

Признак

Классы животных

 А) тело сегментировано

 Б) сегменты слившиеся

 В) органы дыхания – легочные мешки или трахеи

 Г) органы дыхания – жабры

 Д) пять пар ходильных ног

 Е) четыре пары ходильных ног

 1. ракообразные

 2. паукообразные

Часть 4. На предложенное задание дайте полный развернутый ответ. Ответ запишите четко и разборчиво.

         К какому подцарству, типу относят животное, изображённое на рисунке? Что обозначено буквами А и Б и в чём состоит роль этих структур в жизни животного?

C:\Users\Администратор\Desktop\media\image1.jpeg 

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии

2018-2019 учебный год.

9 класс

Время выполнения 90 минут.

         Уважаемые участники олимпиады, теоретический тур олимпиады включает 4 задания. Внимательно познакомьтесь с характером каждого из них и определите для себя последовательность выполнения работы. Ответы каждого из них запишите в листе ответов.

          Начинать работу можно с любого задания, однако, рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах которых вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

  1. Из одной клетки состоят

А) хлорелла и ряска                                                 В) вирус ВИЧ и гриб мукор

Б) бактерия сенной палочки и яйцо страуса        Г) яйцеклетка и эндосперм семени

  1. Какое утверждение правильно?

А) вирусы, бактерий и некоторые грибы состоят из одной клетки

Б) только растения и животные состоят из клеток

В) бактерии, грибы, растения и животные состоят из клеток

Г) клетки всех организмов имеют ядра

  1. Ген – это часть молекулы

А) РНК      Б) ДНК      В) АТФ      Г) белка

  1. Синтез белков в организме эвглены зеленой

А) происходит постоянно                 В) происходит только ночью

Б) происходит только на свету        Г) не происходит

  1. Катализаторами химических реакций являются

А) жиры                 Б) белки          В) углеводы              Г) нуклеиновые кислоты

  1. У человека в отличие от гориллы

А) больше мозговой отдел черепа                В) меньше подбородочный выступ

Б) верхние конечности длиннее нижних    Г) позвоночник состоит из пяти отделов

  1. У растительных и животных клеток сходным является

А) строение клеточной стенки              В) количество хромосом в клетке

Б) функции митохондрий                      Г) наличие хлоропластов

  1. К группе отделов «Водоросли» относятся

А) все водные растения        

Б) растения, не имеющие корней, стеблей и листьев

В) одноклеточные водные организмы

Г) растения, обитающие на дне водоема

  1. Что общего в организации птиц и пресмыкающихся?

А) двойное дыхание     В) полное разделение венозной и артериальной крови

Б) теплокровность        Г) отсутствие желез в коже

  1. Воздушные мешки как часть дыхательной системы имеются у

А) птиц      Б) земноводных     В) пресмыкающихся    Г) двоякодышащих рыб

  1. Внутреннюю среду организма составляют

А) кровь, желчь, межклеточное вещество

Б) кровь, тканевая жидкость, цитоплазма клеток

В) кровь, лимфа, тканевая жидкость

Г) кровь и лимфа

  1. В каком состоянии должны находиться нервные центры головного мозга, отвечающие за сгибание и разгибание руки, чтобы человек мог удержать предмет на вытянутой руке

А) оба центра расслаблены

Б) оба центра возбуждены

В) центр сгибания возбужден, а разгибания расслаблен

Г) центр разгибания возбужден, а сгибания расслаблен

  1. Энергетический обмен в организме человека это совокупность химических реакций, направленных на

А) создание органических веществ      В) создание минеральных веществ

Б) запасание энергии                             Г) выделение энергии

  1. Какими цифрами обозначены кости, входящие в пояс верхних конечностей?
  2.  

А) 1, 2                  Б) 3, 4             В) 5, 6                Г) 7, 8

                                                       3, 4

             C:\Users\Администратор\Desktop\media\image1.jpeg                                   

  1. Малый круг кровообращения заканчивается в

А) правом предсердии                       В)  правом желудочке

Б) левом желудочке                           Г)  левом предсердии

  1. В пищеварительном тракте питательные вещества

А) усложняются по своему химическому строению

Б) переводятся в растворимое состояние

В) не изменяются по своему химическому строению

Г) только механически обрабатываются

  1. Определите название структуры глаза по её описанию.

«Прозрачное и эластичное двояковыпуклое тело позади радужки»

А) роговица     Б) белочная оболочка    В) стекловидное тело   Г) хрусталик

  1. Синтез новых белков клетки происходит в (на)

А) хромосомах                 Б) митохондриях          В) рибосомах               Г)  ядре

  1. На рисунке показан график, отражающий динамику численности населения в городе N за 200 лет. На какие годы пришлось максимальное снижение численности населения после её подъема?

C:\Users\Администратор\Desktop\media\image1.jpeg

                    Динамика численности населения г. N с 1800 по 2007 г.

А) 1900 – 1929        Б) 1945 – 1950          В) 1990 – 2000         Г) 2000 – 2007  

20.Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Между третьим и одним из понятий, перечисленных ниже существует такая же связь.

Найдите это понятие.

Кожа

Соли, мочевая кислота

?

Пепсин

А) прямая кишка                         В)  почки

Б) молочные железы                   Г)  пищеварительные железы

  1. Инстинкт – это

А) генетически запрограммированное поведение

Б) приобретенный в течение жизни опыт

В) поведение, обусловленное целенаправленным обучением

Г) совокупность наследственных и приобретенных моделей поведения

  1. Какой тип темперамента соответствует данному описанию?

«Человек легко и быстро приспосабливается к новым условиям жизни, он общителен, свободно сходится с незнакомыми людьми, его мимика богата, подвижна и выразительна»

А) холерический    Б) сангвинический    В) флегматический   Г) меланхолический

  1. Основной мерой профилактики заражения аскаридами (аскаридозом) является

А) термическая обработка мясных продуктов

Б) мытье рук перед едой

В) отстаивание воды перед употреблением

Г) отказ от употребления в пищу сырых куриных яиц

  1. В каком из вариантов правильно указана иерархия систематических групп животных?

А) тип – класс – отряд – семейство – род – вид

Б) тип – отряд – класс –  семейство – род – вид

В) тип – класс – отряд – вид – род – семейство

Г) класс – тип – отряд – семейство – род – вид

  1. Верны ли суждения о клетках и многоклеточных организмах?

А. Одна клетка никогда не бывает самостоятельным организмом.

Б. Только в  многоклеточных организмах определенные клетки выполняют определенные функции.

      А)  верно только А                            В) верны оба суждения

      Б)  верно только Б                            Г) оба суждения неверны

Часть 2. Задание в виде суждений, с каждым их которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».

  1. Конечными продуктами окисления жиров и углеводов является углекислый газ и вода.
  2. Малярийный плазмодий относится к типу споровиков.
  3. К эукариотическим организмам относят вирус кори.
  4. Условные рефлексы не вырабатываются, если ребенку меньше года.
  5. При подозрении на столбняк больному вводят сыворотку, так как в ней содержатся ослабленные возбудители столбняка.
  6. Влияние температуры на растения – пример действия биотического фактора.
  7. Продуценты выполняют функцию создания органических веществ из неорганических.

 

Часть 3. При выполнении заданий на соответствие  к каждой позиции подберите соответствующую позицию.

  1. Установите соответствие между примерами растений и видом жилкования.

Название растения

Виды жилкования

А) Пальма веерная

Б) Сирень

В) Рожь

Г) Береза

Д) Кукуруза

Е) Вишня

1) Сетчатое

2) Параллельное

3.2.  Установите соответствие между признаком и организмом, для которого он характерен.

Признак

Организм

А) Прокариотический организм

Б) Одноклеточный эукариотический организм

В) Образует мицелий

Г) В цитоплазме одна хромосома

Д) Споры служат для бесполого размножения

Е) Размножается простым делением

1) Стрептококк

2) Мукор

  1. Вставьте в текст «Животные ткани» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.  Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

                                                               Животные ткани.

Тела большинства животных образованы четырьмя типами тканей. Кожные покровы, слизистые и железы выстилаются ____(А) тканью, выполняющей защитную и секреторную функции. Основу скелета позвоночных животных составляет ____(Б) ткань. Взаимосвязь организмов с окружающей средой и согласованную работу всех внутренних органов обеспечивает ____(В) ткань. Важнейшими свойствами этой ткани являются возбудимость и проводимость. А такие свойства, как возбудимость и сократимость, характерны для ____(Г) ткани.

Перечень терминов:

  1. мышечная         3) проводящая        5) опорная                      7) соединительная
  2. нервная             4) запасающая        6) образовательная        8) эпителиальная

Часть 4. На предложенное задание дайте  развернутый ответ. Ответ запишите четко и разборчиво.

      Немецкая пословица гласит: «Хорошо пережевано – наполовину переварено».     Объясните её смысл с позиции физиологии. Укажите два объяснения.

                      Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии

2018-2019 учебный год.

10 класс

Время выполнения 90 минут.

         Уважаемые участники олимпиады, теоретический тур олимпиады включает 4 задания. Внимательно познакомьтесь с характером каждого из них и определите для себя последовательность выполнения работы. Ответы каждого из них запишите в листе ответов.

          Начинать работу можно с любого задания, однако, рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах которых вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Часть 1. Задание включает 15 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. В матрице ответов впишите букву правильного ответа.

  1. Использование в цитологии современных методов исследования позволило изучить строение и функции

А) организма растений                                В) органоидов клетки

Б) органов животных                                Г) систем органов

  1. Отсутствие в клетке митохондрий, комплекса Гольджи, ядра указывает на её принадлежность к

А) вирусам                    Б) прокариотам           В) эукариотам               Г)  бактериофагам

  1. Какое размножение обеспечивает генетическое разнообразие растений?

А) побегами              Б) семенами              В) корневищами             Г) корнями

  1. Сложные формы поведения, обусловленные наличие коры головного мозга, проявляются у

А) пресмыкающихся         Б) рыб             В) земноводных           Г) млекопитающих

  1. В организме человека освобождение крови от продуктов обмена веществ осуществляется в

А) мочеточниках               Б) нефроне почек         В) кишечнике             Г) почечной лоханке

  1. Если в пробирку с кровью добавить концентрированный раствор поваренной соли, то эритроциты сморщиваются вследствие

А) выделения из них воды                             В) поступления в них воды

Б) повреждения ЭПС                             Г) сокращение числа рибосом

  1. К железам внутренней секреции относят

А) гипофиз и щитовидную железу        В)  слюнные железы и железы желудка

Б) слезные железы и печень                   Г) потовые железы и железы кишечника

  1. У нетренированных людей после физической работы появляются болезненные ощущения в мышцах, что связано с

А) истончение мышечных волокон         В) накопление в мышцах молочной кислоты

Б) накопление в мышцах гликогена        Г) увеличением ядер в мышечных клетках

  1. У человека, в отличие от человекообразных обезьян,

А) есть ногти                                             В)  отсутствуют волосы на лице

Б) имеется свод стопы                             Г) конечность хватательного типа

  1.  Какой признак у человека считают атавизмом?

А) хватательный рефлекс                           В) обильный волосяной покров

Б) наличие аппендикса в кишечнике        Г) появление зубов мудрости

  1.  Употребление продуктов или специальных лекарственных препаратов, содержащих витамин D

А) увеличивает массу тела                               В) улучшает зрение

Б) предупреждает рахит                               Г) увеличивает содержание гемоглобина

  1.  Почему водоросли в экосистеме пруда относят к организмам-производителям?

А) потребляют готовые органические вещества      

Б) разлагают органические вещества

В) создают органические вещества из неорганических            

Г) участвуют в круговороте вещества

  1.  Взаимные влияния организмов одного или разных видов друг на друга относят к факторам

А) абиотическим              Б) биотическим          В) антропогенным         Г)  ограничивающим

  1.  Биосфера – открытая система, так как в ней

А) используется энергия Солнца                  

Б)  организмы объединены биотическими связями

В) биогеоценозы связаны между собой                            

Г)  однородные условия существования для организмов

  1.  Верны ли следующие суждения об обмене веществ?
  1. Пластический обмен представляет собой совокупность реакций расщепления органических веществ в клетке, сопровождающихся выделением энергии.                                        
  2. Хлорофилл растительных клеток улавливает солнечную энергию, которая аккумулируется в молекулах АТФ.

А) верно только 1               В) верны оба суждения

Б) верно только 2                Г) оба суждения неверны    

         

Часть 2. 

2.1. Выберите три верных ответа из шести.

       Какие уровни организации жизни изучает экология?

А) молекулярный                         В) клеточный                        Д) органный

Б) популяционно-видовой          Г) биогеоценотический       Е) биосферный

2.2. Проанализируйте таблицу «Вегетативное размножение растений». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведенные в списке. Запишите выбранные цифры в ответ.

Вегетативное размножение растений

Название видоизмененного органа растения

Какие органы видоизменены?

Пример

__________________(А)

Придаточные корни

Георгины

Клубень

__________________(Б)

Картофель, батат

Корневище

Побег

_________________(В)

Список терминов и понятий:

  1. плод                               4) клубень                            7) корнеплод        
  2. корень                        5) побег                                   8) корневые шишки
  3. морковь, петрушка       6) тюльпан, нарцисс           9) ландыш, пырей

Часть 3. При выполнении заданий на соответствие  к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в матрицу ответов цифры под соответствующими буквами.

3.1. Установите соответствие между органоидами и особенностью их строения.

Органоиды

Особенности строения

А) хлоропласт

Б) эндоплазматическая сеть

В) лизосома

Г) митохондрия

Д) комплекс Гольджи

Е) ядро

1) одномембранный

2) двумембранный

3.2. Установите соответствие между признаками растений и отделами, к которым их относят.

Признаки растений

Отделы

А) не выносят засушливых условий

Б) в основном деревья и кустарники

В) имеют семязачаток

Г) образуют пыльцу

Д) половое развитие при наличии воды

Е) редукция гаметофита в жизненном цикле

1) папоротниковидные

2) голосеменные

  1. Установите соответствие между костями скелета верхней конечности человека и отделами скелета, к которым их относят.

Кости

Отделы скелета

А) ключица

Б) плечевая кость

В) кость запястья

Г) лучевая кость

Д) лопатка

Е) кость кисти

1) пояс конечности

2) свободная конечность

3.4. Установите соответствие между признаками крота и критериями вида.

Признаки крота

Критерии вида

А) тело покрыто короткой шерстью

Б) глаза очень маленькие

В) роет ходы в почве

Г) передние лапы широкие – копательные

Д) питается насекомыми

Е) размножается в гнездовой норе

1) морфологический

2) экологический

Часть 4. На предложенное задание дайте полный развернутый ответ. Ответ запишите четко и разборчиво.

4.1.  Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?

4.2.  Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трёх причин.

 Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии

2018-2019 учебный год.

11 класс

Время выполнения 90 минут.

         Уважаемые участники олимпиады, теоретический тур олимпиады включает 4 задания. Внимательно познакомьтесь с характером каждого из них и определите для себя последовательность выполнения работы. Ответы каждого из них запишите в листе ответов.

          Начинать работу можно с любого задания, однако, рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах которых вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Часть 1. Задание включает 15 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. В матрице ответов впишите букву правильного ответа.

  1. В основе разделения органоидов методом центрифугирования лежат их различия по

А) строение и составу                       В)  плотности и массе

Б)  выполняемым функциям             Г)  расположению в цитоплазме

  1.  Что служит доказательством единства происхождения органического мира?

А) наличие органических и неорганических веществ

Б)  существование одноклеточных организмов и неклеточных форм жизни

В) сходство в строении клеток организмов разных царств                

Г)  жизнь организмов в природных и искусственных сообществах

  1. Каковы конечные продукты подготовительного этапа энергетического обмена?

А)  углекислый газ и вода                             В)  триглецириды и аммиак

Б)  мочевина и молочная кислота                 Г)  аминокислоты и глюкоза

  1. Клеточная инженерия занимается

А)   создание чистых линий              

Б)   пересадкой ядер соматических клеток в яйцеклетки

В)  получением гетерозисных организмов

Г)  синтезом новых генов и внедрением их в клетки бактерий

  1. Анализ стадий эмбриогенеза позвоночных животных служит основой для изучения их

А) особенностей размножения                В)  модификационной изменчивости

Б)  уровня обмена веществ                      Г)  эволюционного происхождения

  1. Микориза – это

А)  паразит, живущий за счет других организмов                            

Б) симбиоз мицелия с корнями растений
Б)  болезнь растения, вызванная грибами                                    

Г) гифы гриба, на которых развивается плодовое тело

  1.  Взрослая особь человеческой аскариды обитает в

А)  желудке               Б) надпочечниках           В)  кишечнике                Г)  легких

  1. Внутренняя оболочка сердца, выстилающая его камеры, называется

А)   эпикардом              Б) эндокардом            В)   миокардом            Г)  перикардом

  1. Что характерно для внешнего торможения

А)  формируется в нейронах вегетативной нервной системы                  

Б)  образуется под влиянием условного раздражителя
В) появляется при возникновении сильного раздражителя                          

Г)  не развивается в нейронах функционирующей рефлекторной дуги

  1.   Стабилизирующая форма естественного отбора способствует

А)  полному вытеснению редких рецессивных мутаций                      

Б)  сохранению в популяции среднего значения признака

В)  формированию новых признаков                      

Г)  увеличению внутривидового разнообразия

  1.   Копчиковая кость, аппендикс, остаток третьего века в углу глаза человека – это

А)  аналогичные органы        Б)  гомологичные органы     В) атавизмы     Г)  рудименты                              

  1.   Отношения каких организмов служат примером симбиоза?

А)  клеща и собаки                               В) щуки и карася

Б)  сосны и маслят                                Г) растения росянки и насекомого

  1.   Наиболее существенные и постоянные преобразования в биосфере вызывают

А) климатические условия             В) сезонные изменения в природе

Б) природные катаклизмы              Г) живые организмы

  1.  Кислотные дожди наиболее опасны для

А)  ивы              Б)  липы               В)  сосны               Г)  березы

  1.   Верны ли следующие суждения о фотосинтезе?
  1. В световой фазе происходит преобразование энергии света в энергию химических связей глюкозы.
  2. Реакции темновой фазы протекают на мембранах тилакоидов, в которые поступают молекулы углекислого газа.

А)  верно только 1.              В) верны оба суждения

Б)  верно только 2.               Г)  оба суждения неверны

 

Часть 2. 

2.1. Выберите три верных ответа из шести.

       В экосистеме смешанного леса к первичным консументам  относят

А) лосей и зубров                  В) зайцев и косуль            Д) волков и лисиц

Б) кротов и бурозубок          Г) клестов и снегирей       Е) синиц и поползней

2.2. Проанализируйте таблицу «Строение органа слуха». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведенные в списке. Запишите выбранные цифры в ответ.

  Строение органа слуха

Название отдела

Строение

Функция

__________________(А)

Ушная раковина,

наружный слуховой проход, барабанная перепонка

Улавливает и проводит звуки

Среднее ухо

__________________(Б)

Проводит звуковые колебания.

Обеспечивает выравнивание давления в среднем ухе и наружном ухе.

Внутреннее ухо

Улитка с перепончатым лабиринтом внутри

_________________(В)

Список терминов и понятий:

  1. Рецепторы слуха                           
  2. Евстахиева труба                                                  
  3. Наружное ухо
  4. Поддержание равновесия
  5. Возникновение звуковых ощущений
  6. содержит евстахиевую трубу и слуховые косточки
  7. содержит преддверие и полукружные каналы
  8. восприятие изменения положения тела
  9. восприятие звука                                                                                      

Часть 3. При выполнении заданий на соответствие  к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в матрицу ответов цифры под соответствующими буквами.

3.1. Установите соответствие между характеристикой органоида и его видом.

Характеристика органоида

Вид органоида

А) система канальце, пронизывающих цитоплазму

Б) система уплощенных мембранных цилиндров и пузырьков

В) накапливает продукты биосинтеза белков

Г) на мембранах могут размещаться рибосомы

Д) участвуют в образовании лизосом

Е) обеспечивает выведение органических веществ из клетки

1) комплекс Гольджи

2) эндоплазматическая сеть

3.2. Установите соответствие между особенностью строения и функций ткани растений и их видом.

Особенность строения и функции

Ткани

А) состоят из плотно прилегающих друг к другу клеток

Б) имеют устьица, чечевички

В) образованы клетками удлиненной формы, сообщающимися между собой

Г) обеспечивают защиту органов растения от неблагоприятных воздействий среды

Д) осуществляют газообмен и испарение воды

Е) включают в себя сосуды и ситовидные трубки

1) покровные

2) проводящие

  1. Установите соответствие между характеристикой регуляции функций и её способом.

Характеристика

Способ регуляции

А) скорость проведения информации сравнительно невысокая

Б) является древней формой взаимодействия клеток и органов

В) эволюционно более поздний способ регуляции

Г) осуществляется посредством нервных импульсов

Д) осуществляется посредством химически активных веществ, поступающих в кровь, лимфу и тканевую жидкость

Е) скорость проведения информации высокая

1) нервная

2) гуморальная

3.4. Установите соответствие между характеристикой и способом видообразования.

Характеристика

Способ видообразования

А) изменение исходного ареала вида

Б) освоение новой среды обитания внутри ареала исходного вида

В) пространственная изоляция популяций

Г) изменение пищевых потребностей популяции

Д) расхождение признаков в популяциях на границах ареала

Е) возникновение приспособлений в связи с освоением засушливых мест обитания

1) географическое

2) экологическое

Часть 4. На предложенное задание дайте полный развернутый ответ. Ответ запишите четко и разборчиво.

4.1.  Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин.

4.2.  Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений? Приведите не менее трёх причин.