Презентации учителя к урокам биологии 9 класс

Рабочая программа для общеобразовательных учреждений к линии УМК под редакцией И.Н. Пономарёвой

Учебник: Биология 9 класс. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. М. Издательский центр "Вентана-Граф" 2019 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Биотические связи в природе2.27 МБ
Файл Популяции как форма существования вида449.45 КБ
Office presentation icon Природное сообщество - биогеоценоз2.22 МБ
Файл Многообразие клеток1.32 МБ
Файл Химические вещества в клетке1.15 МБ
Файл Строение клетки2.35 МБ
Файл Животный организм и его особенности1.93 МБ
Файл Сравнение свойств организма человека и животных1.3 МБ
Файл Бактерии. Вирусы2.13 МБ
Файл Многообразие растений и их значение в природе1.3 МБ
Файл Размножение живых организмов1.71 МБ
Файл Образование половых клеток220.26 КБ
Файл Изучение механизмов наследственности и изменчивости2.47 МБ
Файл Закономерности изменчивости1.42 МБ
Файл Ненаследственная изменчивость2.4 МБ
Office presentation icon Развитие эволюционного учения1.08 МБ
Файл Современные представления об эволюции органического мира1.13 МБ
Файл Вид, его критерии и структура. Процессы образования видов2.27 МБ
Office presentation icon Основные направления эволюции1.05 МБ
Файл Примеры эволюционных преобразований живых организмов538.77 КБ
Файл Человек – представитель животного мира792.26 КБ
Файл Эволюционное происхождение человека1.6 МБ
Файл Закономерности действия факторов среды на организмы1.25 МБ
Файл Приспособленность организмов к действию факторов среды503.09 КБ
Файл Смена биогеоценоза и её причины88.47 КБ
Файл Макроэволюция2.09 МБ
Файл Размножение клетки и её жизненный цикл617.18 КБ
Файл Многообразие животных2.03 МБ
Файл Индивидуальное развитие852.26 КБ
Файл Основные закономерности эволюции1.34 МБ
Файл Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли2.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Биотические связи в природе Тема урока: 07.04.2020

Слайд 2

Пищевые (трофические) связи Любая пищевая цепь должна начинаться с растений! Продуцентов органического вещества. Пищевая цепь так же может начинаться с мертвого вещества. Например растительного опада . 07.04.2020

Слайд 3

Запишите в тетради примеры пищевых цепей 07.04.2020

Слайд 4

На самом деле пищевые связи очень сложные и образую вот такие пищевые сети 07.04.2020

Слайд 5

Виды экологических взаимодействий: Нейтральные (00) Взаимно-вредные (--) Вредно-нейтральные (-0) Взаимно-полезные (++) Полезно-нейтральные (+0) Полезно-вредные (+-) 07.04.2020

Слайд 6

Самостоятельная работа с учебником Изучить текст стр. 220-222 Заполнить в тетради таблицу. 07.04.2020

Слайд 7

Вид взаимоотношений Примеры Хищничество Паразитизм Конкуренция Протокооперация Мутуализм Симбиоз Комменсализм Нейтрализм (сначала подумать самим о таком виде взаимоотношений, затем найти информацию в интернете) 07.04.2020

Слайд 8

Нейтрализм (00) Белка и лось 07.04.2020

Слайд 9

Взаимно-вредные (--) Внутривидовая конкуренция 07.04.2020

Слайд 10

Взаимно-вредные (--) Межвидовая конкуренция 07.04.2020

Слайд 11

Вредно-нейтральные (-0) – аменсализм Деревья и светолюбивые травы 07.04.2020

Слайд 12

Взаимно-полезные (++) - симбиоз Протокооперация 07.04.2020

Слайд 13

Взаимно-полезные (++) Симбиоз 07.04.2020

Слайд 14

Полезно-нейтральные (+0) Нахлебничество 07.04.2020

Слайд 15

Полезно-нейтральные (+0) - коменсализм Квартиранство 07.04.2020

Слайд 16

Полезно-вредные (+-) хищничество 07.04.2020

Слайд 17

Полезно-вредные (+-) Животные - паразиты 07.04.2020

Слайд 18

Полезно-вредные (+-) Грибы - паразиты 07.04.2020

Слайд 19

Биологическая задача 1 Иногда можно услышать мнение: «Неужели современные техника и наука не может найти средств для уничтожения комаров? От них столько неприятностей людям и животным!» Представим себе, что такое средство найдено. Правильно, ли поступит человек, если воспользуется им? Почему? 07.04.2020

Слайд 20

Подведем итоги В процессе эволюции между организмами возникли сложные взаимоотношения. Биотические факторы влияют не только на отдельные особи, но и на популяцию в целом, регулируя численность видов. Взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают биологическое равновесие в экосистеме. Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам: обеспечению пищей, изменению среды обитания, расселению видов в пространстве. 07.04.2020


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Популяции как форма существования вида Тема урока: 08.04.2020

Слайд 2

Ребята, вы уже поняли, что урок на дистанционном обучении очень похож на обычный урок в классе. Поэтому и работаем мы с вами в обычном режиме по плану: Записываем в тетради число и тему урока Просматриваем мою презентацию и делаем записи, выполняем задания И не забываем работать с текстом учебника!

Слайд 3

Популяция - это группа особей одного вида, находящихся во взаимодействии между собой и населяющих общую территорию ЭТО ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ВИДА!

Слайд 4

Характеристика популяций Ваша самостоятельная работа в тетради с текстом учебника. (Помните, если вам уже поднадоела табличка, можно придумать свой вариант выполнения заданий)

Слайд 5

Характеристика популяций Параметры характеристики Разъяснения Численность Плотность Рождаемость Смертность Возрастная структура Пространственная структура Этологические особенности

Слайд 7

Почему численность хищников меняется с изменением численности жертвы? Могут ли их численности совпадать? Вы не забыли – это задание из ОГЭ!

Слайд 8

Факторы регулирующие численность популяции Абиотические факторы Биотические факторы Не зависящие от плотности популяции Зависящие от плотности популяции (Изучить текст на стр. 227)

Слайд 9

Пришло время подводить итоги нашего урока Устно ответьте на вопросы стр.228

Слайд 10

Домашнее задание 1. § 52 (Внимательно изучаем, по окончании изучения пятой главы, будет онлайн-тестирование) 2. Для сдающих ОГЭ по биологии -выполнение заданий № 17 на сайте: https://bio-oge.sdamgia.ru/test?theme=19


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день! Для начала, проверим наши знания Ответьте на вопросы стр. 228 учебника Делаем вывод: виды объединяются в популяции, популяции объединяются в более крупную систему….

Слайд 2

Природное сообщество - биогеоценоз Тема урока: 31.08.20 § 53 Не забываем вести конспект урока используя текст параграфа и слайды учителя!

Слайд 3

Биоценоз (Сообщество) Биоценоз - исторически сложившаяся совокупность растений, животных, микроорганизмов, населяющих участок суши или водоёма (биотоп) и характеризующихся определёнными отношениями как между собой.

Слайд 4

Экосистема или биогеоценоз Экосистема или экологическая система ( óikos — жилище, местопребывание и система), природный комплекс (биокосная система), образованный живыми организмами (биоценоз) и средой их обитания (косной, например атмосфера, или биокосной — почва, водоём и т. п.), связанными между собой обменом веществ и энергии

Слайд 5

Биогеоценоз

Слайд 6

Классификация экосистем В основе классификации экосистем заложены виды-средообразователи сообществ и климатические признаки Лес хвойный Лес лиственный Лес дождевой (тропический)

Слайд 7

Искусственные экосистемы Агроцено́з (от греч. ἀγρός , читается agros — поле , κοινός , читается koinos — общий) — биогеоценоз, созданный человеком

Слайд 8

Экосистемы городов

Слайд 9

Экологические ниши Скажем так: местообитания – это «адрес» проживания живого организма, а экологическая ниша – это его «профессия»

Слайд 10

Местообитание Экологическая ниша = ? В природе на одной территории обитают сотни популяций разных видов. Благодаря чему они уживаются рядом друг с другом?

Слайд 11

Пасущиеся в африканских саваннах копытные по ‑ разному используют пастбищный корм: зебры обрывают в основном верхушки трав, антилопы гну кормятся тем, что оставляют им зебры, выбирая при этом определенные виды растений, газели выщипывают самые низкие травы, а антилопы топи довольствуются высокими сухими стеблями, оставшимися после других травоядных

Слайд 12

Стрижи преследуют насекомых в воздухе Пеночка – теньковка охотится в кронах, перелетая с ветки на ветку Серая мухоловка подстерегает насекомых, сидя на ветке Большой пестрый дятел долбит древесину и поедает насекомых - древоточцев Пищуха находит насекомых в трещинах коры Крапивник обшаривает кусты и подрост Певчий дрозд роется в лесной подстилке Птицы леса

Слайд 13

Морфологическая структура сообщества

Слайд 14

Видовая структура сообщества Видовое разнообразие – признак экологического разнообразия: чем больше видов, тем больше экологических ниш, т.е. выше богатство природы

Слайд 15

Трофическая структура Пищевые цепи- последовательный ряд питающихся друг за другом организмов

Слайд 16

Цепь выедания и цепь разложения .

Слайд 17

Пищевая сеть трофической структуры – состоит из нескольких пищевых цепей

Слайд 18

Выводы с урока: (Записать самостоятельно)

Слайд 19

Домашнее задание § 53 Ответить на вопросы стр. 233 (Устно)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Многообразие клеток Тема урока:

Слайд 2

Великие открытия в области клеток Фамилия ученого Год открытия Открытие

Слайд 3

Роберт Гук (1635 – 1703) А нглийский естествоиспытатель и изобретатель

Слайд 4

Антони ван Левенгук (1632-1723) нидерландский натуралист, конструктор микроскопов, основоположник научной микроскопии, исследовавший с помощью своих микроскопов структуру различных форм живой материи

Слайд 5

Роберт Броун (Браун) (1773-1858) Б ританский ботаник конца XVIII — первой половины XIX века, морфолог и систематик

Слайд 6

Маттиас Якоб Шлейден (1804—1881) Немецкий ботаник

Слайд 7

Теодор Шванн (1810-1882) Немецкий цитолог , гистолог и физиолог, автор клеточной теории

Слайд 8

Рудольф Вирхов (1821-1902) Немецкий ученый и политический деятель. Врач патологоанатом, гистолог, физиолог.

Слайд 9

Запишите основные положения клеточной теории 1)

Слайд 10

Илья Ильич Мечников (1845-1916) Русский микробиолог, иммунолог

Слайд 11

Сергей Гаврилович Навашин (1857-1930) Российский цитолог и эмбриолог

Слайд 16

Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Химические вещества в клетке Тема урока:

Слайд 2

С момента появления первого живого существа — около 3,7 миллиарда лет назад (а по некоторым данным — 4,1 млрд лет назад)

Слайд 4

Химический состав клетки

Слайд 5

Выполните в тетради работу отражающую химический состав клетки и значении этих веществ для клетки.

Слайд 7

Принцип комплементарности

Слайд 8

Домашнее задание § 6 По принципу комплементарности построить вторую цепь ДНК I цепь ДНК ТАГЦЦТТАГ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строение клетки. Органоиды клетки и их функции Тема урока:

Слайд 3

Плазматическая мембрана

Слайд 4

Ядро

Слайд 5

Цитоплазма

Слайд 6

Эндоплазматическая сеть (ЭПС)

Слайд 8

Комплекс Гольджи

Слайд 9

Лизосомы

Слайд 10

Митохондрия

Слайд 11

Пластиды

Слайд 12

Рибосомы

Слайд 14

Цитоскелет

Слайд 15

Органоиды движения

Слайд 16

Заполните таблицу «Строение клетки» Название органоида клетки Рисунок Функция

Слайд 17

Домашнее задание § 7-8 Закончить таблицу


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Животный организм и его особенности Тема урока:

Слайд 4

Общие признаки животных

Слайд 5

1. Гетеротрофы. Питаются готовым органическим веществом

Слайд 6

2. Активное передвижение

Слайд 7

Таксисы – направленные движения «+» к источнику пищи, свету, «-» от источника раздражения

Слайд 8

3. Ограниченный рост

Слайд 9

4. Особенности строения клетки животных

Слайд 10

5. Большинство животных имеют системы органов Нервную Пищеварительную Выделительную Кровеносную Дыхательную Опорно-двигательную Половую Эндокринную

Слайд 11

6. Животные имеют чёткую симметрию тела

Слайд 12

7. Способны переносить неблагоприятные условия

Слайд 13

8. Сложное поведение Этология – наука о поведении животных

Слайд 15

9. Забота о потомстве

Слайд 16

10. Сооружение построек

Слайд 17

Задание формата ОГЭ В опыте экспериментатор осветил часть капли с находящимися в ней амёбами. Через непродолжительное время простейшие стали активно двигаться в одном направлении. Какое свойство организмов иллюстрирует опыт ? Ответ: Раздражимость

Слайд 18

Задание формата ОГЭ Начинающий студент-зоолог, занимающийся изучением поведения грызунов, заметил, что при сильном снижении температуры окружающей среды у грызунов приостанавливаются процессы жизнедеятельности, а затем восстанавливаются, когда температура поднимается. Как называется данное состояние ? Ответ: Спячка

Слайд 19

Примечание Глубина оцепенения напрямую зависит от концентрации остаточной жидкости, а спячке предшествует процесс накопления жировой ткани. Время нахождения организма в одном из состояний и условия для его поддержания подразделяют на следующие стадии: Это анабиоз , что был вызван глубоким обезвоживанием (в исключительных случаях 100%), может продолжаться десятки, сотни, а иногда и тысячи лет. Диапауза - это частичное обезвоживание организма, в котором он может пребывать не столь длительный срок, как при анабиозе. Оцепенение. Перед наступлением данного состояния организмы накапливают жидкость, не способную замерзнуть. В среднем оцепенение может длиться год или немногим больше. Спячка. В качестве подготовки к спячке животные организмы накапливают жировые отложения, которые обеспечивают выживание. В таком состоянии они могут пребывать несколько месяцев, в редких случаях - год.

Слайд 20

Задание формата ОГЭ Как называется свойство живых организмов, изображенное на рисунке ? Ответ: размножение

Слайд 21

Задание формата ОГЭ Некоторые животные с приходом зимы меняют окраску шерсти. Как называется данное свойство живых организмов ? Ответ: приспособленность или адаптация

Слайд 22

На рисунке изображено одно из проявлений жизнедеятельности амебы. Ответ: самовоспроизведение или размножение

Слайд 23

Домашнее задание § 19 Записи в тетрадях


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверка домашнего задания Написать схему классификации животных Написать схему эволюционного развития животных

Слайд 2

Сравнение свойств организма человека и животных Тема урока:

Слайд 5

Нервная система

Слайд 6

Скелет

Слайд 7

Система органов кровообращения

Слайд 10

Эндокринная система

Слайд 12

Система органов размножения

Слайд 15

Так чем же мы отличаемся от животных??? Самостоятельная работа с текстом стр.91 Отличие человека от животных

Слайд 16

Домашнее задание

Слайд 17

На рисунках датского карикатуриста Х. Битструпа изображена реакция человека, которому на шляпу сел случайный прохожий. Определите по внешней реакции человека тип его темперамента.

Слайд 18

Пояснение. Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу. Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику. Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно слабым процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу. Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу.

Слайд 20

Какое из свойств органа зрения проверяется с помощью представленной таблицы? 1) адаптация 2) цветовое восприятие 3) бинокулярность 4) острота

Слайд 21

Домашнее задание § 21 Подготовиться к проверочной работе по теме «Человек»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организм – открытая живая система Тема урока:

Слайд 2

Живой организм – элементарная структурная единица жизни

Слайд 3

Докажите, что живые организмы являются открытыми биологическими системами

Слайд 4

Примитивные организмы

Слайд 5

Бактерии

Слайд 6

Бактерии – древнейшие из известных организмов. Следы жизнедеятельности бактерий относятся к архею и датируются возрастом 3,5 млрд. лет. Термин «бактерия» происходит от греческого слова « bacterion » - палочка.

Слайд 7

Строение бактериальной клетки

Слайд 8

Бактерии можно увидеть только в микроскоп, поэтому их называют микроорганизмами или микробами; Микроорганизмы изучаются микробиологией. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется бактериологией. Начало этой науке положил Антони ван Левенгук в XVII веке.

Слайд 9

Самостоятельная работа с учебником Зарисуйте и подпишите различные формы бактериальных клеток .

Слайд 10

ГРУППЫ НАСТОЯЩИХ БАКТЕРИЙ кокки (шаровидные) - одиночные диплококки (собраны по два) стрептококки ( в виде цепочки)

Слайд 11

стафилококки (в виде виноградной грозди) бациллы (палочковидные)

Слайд 12

извитые - вибрионы (в виде запятой) спириллы (один или несколько правильных завитков)

Слайд 13

Где живут бактерии? Трудно найти место на Земле, где не было бы бактерий. Они встречаются в самых разнообразных местах: в атмосфере и на дне океанов, в быстротекущих реках и в вечной мерзлоте, в парном молоке и в ядерных реакторах; однако особенно много их в почве. В верхнем слое почвы содержатся миллионы бактерий на 1 г, то есть примерно 2 тонны на гектар. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных.

Слайд 14

СОЖИТЕЛИ В ОРГАНИЗМЕ В ротовой полости – основная масса бактерий в зубном налете (в 1г – примерно 250млн.) Это стрептококки, лактобациллы, коринебактерии, актиномицеты и др.

Слайд 15

В пищеварительном тракте (толстый кишечник) – симбиотические бактерии – бифидобактерии, лактобактерии и др . НОРМАЛЬНЫЕ СОЖИТЕЛИ В ОРГАНИЗМЕ В тонком кишечнике бактерий мало, так как их убивает соляная кислота желудка

Слайд 16

Возбудители кишечных заболеваний Дизентерийная палочка Возбудитель брюшного тифа Возбудитель сальмонеллеза Холерный вибрион

Слайд 17

Возбудители заболеваний дыхательных путей Дифтерийная палочка Пневмококки Палочка Коха

Слайд 18

Возбудители особо опасных инфекций Возбудители чумы Возбудители проказы возбудители язвы Костюм врача, который носили во время вспышки чумы в Марселе в 1720 г.

Слайд 19

Борьба с патогенными бактериями Соблюдение правил личной гигиены Прививки и вакцины Ультрафиолетовый свет и ионизирующая радиация Антибиотики и другие лекарственные препараты Вещества-окислители (йод, хлор, перекись водорода) Термическая обработка (пастеризация, кипячение, стерилизация)

Слайд 20

РАЗМНОЖЕНИЕ БАКТЕРИЙ Клетки бактерий при благоприятных условиях очень быстро размножаются, делясь надвое. Если клетка удваивается каждые пол часа, то за сутки она способна дать 281474976710656 потомков. А некоторые бактерии способны размножаться еще быстрее.

Слайд 21

Быстрое размножение паразитических бактерий в организме человека приводит к тому, что например простудное заболевание развивается меньше чем за день.

Слайд 22

Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений

Слайд 23

Почвенные бактерии

Слайд 24

Бактерии разложения и гниения

Слайд 25

Самостоятельная работа с учебником Отобразите (схемой, таблицей или др.) значение бактерий в природе и жизни человека

Слайд 26

Вирусы

Слайд 27

Ивановский Дмитрий Иосифович (1864 - 1920), российский физиолог растений и микробиолог. Исследуя заболевания табака, впервые (1892) открыл возбудителя табачной мозаики, названного впоследствии вирусом.

Слайд 28

Вирус табачной мозаики

Слайд 29

Происхождение вирусов По этому вопросу были выдвинуты три основные гипотезы. Вирусы являются потомками бактерий или других одноклеточных организмов, претерпевших дегенеративную эволюцию. Вирусы являются потомками древних, доклеточных, форм жизни, перешедших к паразитическому способу существования. Вирусы являются остатки клеточных генетических структур, ставших относительно автономными, но сохранившим зависимость от клеток.

Слайд 30

Разнообразие форм и размеров вирусов

Слайд 31

Сравнительные размеры вирусов

Слайд 32

ВИЧ

Слайд 33

Бактериофаг

Слайд 34

Заражение бактерии бактериофагом

Слайд 35

Роль вирусов Негативная роль : Вызывают заболевания растений, животных и человека. Используются как биологическое оружие. Позитивная роль Регулируют численность живых организмов в биосфере. Являются объектом нано – биотехнологий.

Слайд 36

Основными путями передачи вирусной инфекции являются: Пищевой путь, при котором вирус попадает в организм человека с загрязненными продуктами питания и водой (вирусный гепатит А, Е и др.) Парентеральный (или через кровь), при котором вирус попадает непосредственно в кровь или внутреннюю среду человека. Таким путем передаются хрупкие вирусы, быстро разрушающиеся в окружающей среде (вирус гепатита В, ВИЧ, вирус бешенства и др.). Дыхательный путь, для которого свойственен воздушно-капельный механизм передачи. Это наиболее опасный путь передачи, так как с воздухом вирус может переноситься на значительные расстояния и вызывать целые эпидемии. Так передаются вирусы гриппа, свинки, ветряной оспы и др.

Слайд 37

Меры профилактики Соблюдение здорового образа жизни. Меры по повышению иммунитета. Повышение санитарной культуры населения. Своевременное выявление и лечение больных. Ношение марлевых повязок при контакте с больными. Соблюдение санитарно-гигиенических правил. Вакцинация населения

Слайд 38

Игры без правил или плохие новости в упаковке из белка

Слайд 39

Самостоятельна работа с текстом учебника Выписать названия бактериальных и вирусных заболеваний человека

Слайд 40

Домашнее задание § 14,15


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Многообразие растений и их значение в природе Тема урока:

Слайд 2

Составить схему «Многообразие растений»

Слайд 11

Составить схему «Многообразие растений»

Слайд 12

Работа с гербарием Изучить гербарные растения. Распределить названия растений по отделам схемы «Многообразие растений»

Слайд 13

Домашнее задание § 16,17 (Подготовиться к проверочной работе по теме « Царство Растения»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Размножение живых организмов Тема урока:

Слайд 2

Размножение Свойство, присущее всем живым организмам, воспроизводить себе подобных 25.11.2019

Слайд 3

Типы размножения Бесполое Половое 25.11.2019

Слайд 4

Характеристика бесполого размножения Участвует одна родительская особь; Дети являются точной генетической копией родителей; Основной способ деления – митоз. 25.11.2019

Слайд 5

Заполните таблицу: Бесполое размножение Способ размножения Особенность размножения Примеры организмов 25.11.2019

Слайд 6

Бинарное деление – деление, при котором образуются две равноценные дочерние клетки

Слайд 7

Множественное деление , или шизогония . Материнская клетка распадается на большое количество более или менее одинаковых дочерних клеток (малярийный плазмодий)

Слайд 8

Споруляци я - размножение посредством спор – специализированных клеток грибов и растений. Если споры имеют жгутик и подвижны, то их называют зооспорами. (Хламидомонада)

Слайд 9

Почкование - на материнской особи происходит образование выроста – почки, из которого развивается новая особь (дрожжи, гидра)

Слайд 10

Фрагментация – разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых развивается в новую особь. У растений (спирогира) и у животных (кольчатые черви). В основе фрагментации лежит свойство регенерации.

Слайд 11

Вегетативное размножение . Характерно для многих групп растений. При вегетативном размножении новая особь развивается либо из материнской, либо из особых структур (луковица, клубень), специально предназначенных для вегетативного размножения.

Слайд 12

25.11.2019

Слайд 13

По лиэмбриония - размножение во время эмбрионального развития, при котором из одной зиготы развивается несколько зародышей – близнецов (однояйцевые близнецы у человека). Потомство всегда одного пола.

Слайд 14

Сиамские близнецы

Слайд 15

Клонирование искусственный способ бесполого размножения. В естественных условиях не встречается. Клон – генетически идентичное потомство, полученное от одной особи в результате того или иного способа бесполого размножения

Слайд 16

Характеристика полового размножения Отличается наличием полового процесса Происходит при участии гаплоидных половых клеток - гамет Гаметы формируются в специальных органах мужских и женских особей Происходит объединение генетического материала родительских особей, результате чего увеличивается генетическое разнообразие потомства и его жизнестойкость

Слайд 17

Органы размножения Гаметангии – водоросли, грибы Растения Животные Антеридии Архегонии Половые железы Семенники Яичники

Слайд 18

Биологические виды в зависимости от производимых клеток Раздельнополые самки, самцы Обоеполые гермафродиты

Слайд 19

Половые клетки человека акросома Ширина сперматозоида человека около 0,005 мм, длина 0,06-0,07 мм, а масса 0,000000005 г. В 1 см3 спермы содержится от 20 до 60 миллионов сперматозоидов.

Слайд 20

Половые клетки человека

Слайд 21

Половые клетки птиц

Слайд 22

Чередование поколений Изучить по

Слайд 23

Партеногенез

Слайд 24

Домашнее задание §22 Записи в тетради


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ответ: 24531 Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию лягушки, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр . 1) замена жаберного дыхания лёгочным 2) откладка икры самкой в воду 3) развитие жабр, мускулатуры и скелета 4) оплодотворение икры самцами 5) появление личинки

Слайд 2

Ответ: 35124 Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке эле­мен­ты клас­си­фи­ка­ции вида Серая жаба, на­чи­ная с наи­мень­ше­го. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр . 1) класс Зем­но­вод­ные 2) тип Хор­до­вые 3) род Жабы 4) цар­ство Жи­вот­ные 5) отряд Бес­хво­стые

Слайд 3

Образование половых клеток. Мейоз Тема урока:

Слайд 4

Мейоз ( греч. « мейозис » – уменьшение)- такое деление клетки, при котором из одной материнской клетки с диплоидным набором (2 n ) хромосом образуется 4 клетки с гаплоидным ( n) набором хромосом.

Слайд 5

Клетки организма Соматические Клетки тела животных и растений с диплоидным набором хромосом ( 2n). В соматических клетках все хромосомы парные: Парные хромосомы сходные: размерами, формой, набором генов(строением) называются гомологичными. Половые Одинарный (гаплоидный) набор хромосом ( n) . В основе образования половых клеток лежит мейоз. При образовании половых клеток из пары гомологичных хромосом попадает только одна: М Ж 2 n n

Слайд 6

Клетки организма Соматические В гомологичных хромосомах, гены отвечающие за один и тот же признак находятся в одном и том же месте – локусе. Такие гены называются аллельными. У человека в соматических клетках 2 n = 46 ; Половые У человека в половых клетках n = 23 ; Происходит редукция (уменьшение) хромосом по сравнению с соматическими.

Слайд 7

Мейоз Интерфаза Мейоз I Профаза I Метафаза I Анафаза I Телофаза I Мейоз II Профаза II Метафаза II Анафаза II Телофаза II

Слайд 9

Значение мейоза 1) Образуется 4 разнокачественные гаплоидные клетки ( nc ) ; 2) Поддержание постоянного числа хромосом из поколения в поколение; 3) Один из механизмов изменчивости в результате: Перекомбинации генов в профазе I входе конъюгации и кроссинговера; Независимого расхождения хромосом.

Слайд 10

Записать в тетради определение следующим терминам: Диплоидный набор хромосом – Гаплоидный набор хромосом – Кроссинговер -

Слайд 11

Сравнительная характеристика митоза и мейоза Сравнение Митоз Мейоз Сходство Различия

Слайд 12

Домашнее задание § 24 Закончить таблицу


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изучение механизма наследственности Тема урока:

Слайд 2

Первые представления о наследственности Одома́шнивание или доместика́ция ( от лат. domesticus — «домашний» ) — процесс изменения диких животных или растений, при котором на протяжении многих поколений они содержатся человеком генетически изолированными от их дикой формы и подвергаются искусственному отбору.

Слайд 3

Этапы изучения наследственности у организмов

Слайд 4

Найти и записать информацию об основных открытиях способствующих развитию науки о наследственности К.М. Бэр – 1828 г Т.Шванн и М.Шлейден – 1839 г Ф.Мишер – 1868 г И.Д. Чистяков, В.Флеминг – 1882 г В.Флеминг , Э.Страсбургер – 1888 г

Слайд 5

Грегор Иоганн Мендель (1822-1884) 1865 г – открытие Менделем факторов наследственности и разработка гибридологического метода, т.е. правил скрещивания организмов и учета признаков у их потомства. Официальной датой рождения генетики как науки считают 1900 год, в который независимо друг от друга ученые из Германии, Голландии и Австрии " переоткрыли " законы Менделя.

Слайд 7

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости

Слайд 8

Наследственность – способность организмов передавать свои признаки из поколения в поколение Наследование признаков обусловлено процессом размножения

Слайд 9

Ген как носитель наследственной информации.

Слайд 10

Самостоятельная работа с текстом учебника стр.111

Слайд 11

Изменчивость – свойство живых организмов приобретать новые признаки и свойства

Слайд 12

Причины изменчивости?

Слайд 13

Домашнее задание § 25-26


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лабораторная работа № 3 Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов Цель – Ход работы – Вывод – 1. Благодаря каким закономерностям проявляются наследственные признаки у живых организмов? 2. Какую роль наследственные и ненаследственные признаки играют в эволюции живых организмов?

Слайд 2

Закономерности изменчивости Тема урока:

Слайд 3

Изменчивость – свойство живых организмов приобретать новые признаки и свойства

Слайд 4

Причины изменчивости? Наследственная изменчивость (генотипическая) Ненаследственная изменчивость (фенотипическая)

Слайд 5

Задание формата ОГЭ Рассмотрите фо­то­гра­фии со­ба­ки по­ро­ды такса. Вы­бе­ри­те характеристики, со­от­вет­ству­ю­щие её внеш­не­му строению, по сле­ду­ю­ще­му плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, по­ло­же­ние шеи, форма хвоста. При вы­пол­не­нии ра­бо­ты Вам по­мо­гут ли­ней­ка и карандаш А Б В Г Д

Слайд 6

А. Окрас

Слайд 7

Б. Форма головы В. Форма ушей

Слайд 8

Г. Положение шеи Д. Форма хвоста

Слайд 9

Ответ: 11431 Пояснение . Окрас со­ба­ки — однотонный, форма го­ло­вы — клинообразная, форма ушей — висящие, по­ло­же­ние шеи — высокое, форма хво­ста — саблевидная

Слайд 10

Типы наследственной изменчивости Комбинативная изменчивость Кроссинговер Независимое расхождение хромосом Мутационная изменчивость Генные мутации Хромосомные мутации Геномные мутации

Слайд 11

Прогерия – генная мутация

Слайд 12

Синдром «Кошачьего крика» - хромосомная мутация Строение гортани изменяется у всех больных, а значит «кошачий крик» характерен всем без исключения. У большей части страдающих этим синдромом отмечается изменение строения черепа: уменьшение мозгового отдела, лунообразная форма лица. Ушные раковины при синдроме «кошачьего крика» обычно расположены низко. Иногда у больных отмечаются врожденные патологии сердца или других органов. Характерным признаком также становится умственная отсталость. ( Делеция по короткому плечу 5 хромосомы)

Слайд 13

Синдром Дауна – геномная мутация Синдром Дауна – это генетическая аномалия, которая объясняется утроением 21-ой хромосомы . Синдром Дауна - достаточно часто встречающаяся патология, она наблюдается у одного ребенка среди 700-800 родившихся Американский актёр Крис Берк с синдромом Дауна

Слайд 14

Цитоплазматическая наследственность

Слайд 15

Вопросы стр. 116

Слайд 16

Домашнее задание § 27


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ненаследственная изменчивость Тема урока:

Слайд 2

Модификационная изменчивость Или фенотипическая изменчивость. Она не связана с изменениями генотипа, но определяется им.

Слайд 6

Статистические закономерности модификационной изменчивости . Модификационная изменчивость многих признаков растений, животных и человека подчиняется общим закономерностям. Эти закономерности выявляются на основании анализа проявления признака у группы особей ( n ). Степень выраженности изучаемого признака у членов выборочной совокупности различна. Каждое конкретное значение изучаемого признака называют вариантой и обозначают буквой v . При изучении изменчивости признака в выборочной совокупности составляется вариационный ряд , в котором особи располагаются по возрастанию показателя изучаемого признака.

Слайд 7

Модификационная изменчивость На основании вариационного ряда строится вариационная кривая — графическое отображение частоты встречаемости каждой варианты Частота встречаемости отдельных вариант обозначается буквой p . Например, если взять 100 колосьев пшеницы ( n ) и подсчитать число колосков в колосе, то это количество будет от 14 до 20 — это численное значение вариант ( v ). Вариационный ряд: v = 14 15 16 17 18 19 20 Частота встречаемости каждой варианты p = 2 7 22 32 24 8 5 Среднее значение признака встречается чаще, а вариации, значительно отличающиеся от него, — значительно реже. Это называется нормальным распределением . Кривая на графике бывает, как правило, симметричной. Вариации, как большие, чем средние, так и меньшие, встречаются одинаково часто.

Слайд 8

Составить вариационный ряд класса по признаку роста учащихся

Слайд 9

Составить вариационную кривую по цвету волос учащихся

Слайд 10

Норма реакции – это пре­де­лы из­мен­чи­во­сти при­зна­ка, ко­то­рые обу­слов­ле­ны дан­ным ге­но­ти­пом.

Слайд 11

Задание формата ОГЭ Установите соответствие между признаком и диапазоном его нормы реакции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца . Признак Диапазон А) Строение глаза насекомого 1) узкая норма реакции Б) Удойность коровы 2) широкая норма реакции В) Урожайность пшеницы Г) Масса тела человека Д) Количество пальцев на руках

Слайд 12

Ответ: 12221

Слайд 13

Выводы: Модификационные изменения не передаются по наследству . Модификационные изменения зависят от условий окружающей среды . Модификационные изменения возможны только в пределах нормы реакции.

Слайд 15

Онтогенетическая изменчивость

Слайд 16

Домашнее задание § 28 Записи в тетради! Подготовиться к Лабораторной работе.

Слайд 17

Лабораторная работа №4 Изучение изменчивости у организмов ( см.распечатку )


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Идеи развития органического мира в биологии. Чарлз Дарвин об эволюции органического мира. Тема урока:

Слайд 2

Эволюционное учение – это наука о причинах, движущих силах, закономерностях исторического развития живой природы.

Слайд 3

Карл Линней (1708-1778) Шведский натуралист, врач. Основоположник систематики. Верил в Божественный замысел всего живого.

Слайд 4

Жан-Батист Ламарк (1744 – 1829) Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк французский учёный-естествоиспытатель, создатель первой целостной эволюционной теории эволюции живого мира (Ламаркизм).

Слайд 5

Чарльз Дарвин (1809 – 1882) Чарлз Роберт Дарвин— английский натуралист и путешественник. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов» (полное название: «Происхождение видов путём естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»), основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость.

Слайд 6

Чарлз Дарвин (1809-1882) Отец Ч. Дарвина Роберт Уоринг Дарвин Мать Ч. Дарвина Сусанна Дарвин Дом в Шрусбери (Англия), где родился Ч. Дарвин

Слайд 7

Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина Открытия в биологии клеточное строение организмов – Р.Гук, А.Левенгук сходство зародышей животных – К. Бэр открытия в области сравнительной анатомии и палеонтологиии – Ж.Кювье Работы геолога Ч.Лайеля об эволюции поверхности Земли под влиянием естественных причин ( t , ветра, осадков и т.д.) Развитие капитализма, сельского хозяйства, селекции Создание пород животных и сортов растений 1831-1836 - кругосветное путешествие на Бигле

Слайд 8

Кругосветное путешествие на корабле «Бигль» 1831-1836 Дарвин возвращается из кругосветного путешествия убежденным сторонником взглядов об изменяемости видов

Слайд 9

Значение искусственного отбора для создания теории Дарвина Искусственный отбор – процесс создания новых пород (сортов) путём систематического отбора и размножения особей с ценными для человека признаками Из анализа огромного материала по созданию пород и сортов Дарвин извлек принцип искусственного отбора и на его основе создал свое эволюционное учение

Слайд 10

Творческая роль искусственного отбора особи, отобранные человеком для размножения, передадут свои признаки потомкам ( наследственность ) многообразие потомков объясняется разными комбинациями признаков от родителей и мутациями ( наследственная (по Дарвину неопределенная) изменчивость )

Слайд 11

Движущие силы эволюции по Дарвину Наследственная изменчивость Борьба за существование Естественный отбор

Слайд 12

Естественный отбор – основной направляющий фактор эволюции Адаптация , обеспечивающая выживание и воспроизведение потомства Дивергенция – постепенное расхождение групп особей по отдельным признакам и образование новых видов Результат естественного отбора

Слайд 13

Дарвин о борьбе за существование Дарвин прикинул, что потомство даже 1 пары слонов за 750 лет составило бы 19 млн

Слайд 14

Формы борьбы за существование - внутривидовая; - межвидовая; - с неблагоприятными условиями неживой природы.

Слайд 15

Внутривидовая борьба

Слайд 16

Межвидовая борьба Серая крыса Чёрная крыса

Слайд 17

Межвидовая борьба Блоха

Слайд 18

Борьба с неблагоприятными условиями среды

Слайд 19

Естественный отбор – основной направляющий фактор эволюции Адаптация , обеспечивающая выживание и воспроизведение потомства Дивергенция – постепенное расхождение групп особей по отдельным признакам и образование новых видов Результат естественного отбора

Слайд 20

Положения теории эволюции Дарвина Организмы изменчивы. Абсолютно одинаковых организмов не существует. Частично, различия между организмами передаются по наследству. Теоретически при благоприятных условиях организмы способны размножаться в геометрической прогрессии. Выживают организмы с полезными свойствами.

Слайд 21

Домашнее задание § 34-35


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверка домашнего задания Вопросы стр. 148 Вопросы стр. 152 Назовите основные положения теории эволюции Ч.Дарвина

Слайд 2

Какие движущие силы эволюции выявил Ч. Дарвин? Наследственная изменчивость Борьба за существование Естественный отбор Какая «сила», на ваш взгляд, является наиболее важной? Какие «силы» движут эволюционными процессами с современных точек зрения?

Слайд 3

Современные представления об эволюции органического мира Тема урока:

Слайд 4

Что является элементарной единицей эволюции? Популя́ция (от лат. populatio — население) — группа организмов одного вида, длительное время обитающих на одной территории (занимающих определённый ареал) и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп .

Слайд 5

Свойства популяции: Генотип Фенотип Плотность популяции Численность популяции Половая структура Возрастная структура Пространственная структура Этологическая структура

Слайд 6

СТЭ – синтетическая теория эволюции

Слайд 7

Движущие силы эволюции с точки зрения СТЭ Борьба за существование Естественный отбор Мутации Популяционные волны Изоляции Дрейф генов Запишите пояснения к этим движущим «силам»

Слайд 8

Запишите примеры популяций: 1 вариант – Пушкинского сада 2 вариант – Пикшенского озера

Слайд 9

Зарисуйте популяцию 1 вариант – животных 2 вариант - растений

Слайд 10

Домашнее задание § 36


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверка домашнего задания Дать понятие о популяции и её роли в эволюции органического мира

Слайд 2

Изучите график зависимости интенсивности размножения популяции микроорганизмов в питательной среде от времени её существования (по оси х отложено время (в днях), а по оси у — число образовавшихся особей на 1 см 3 ) Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость? 1) Зона оптимума численности популяции расположена между 10-м и 30-м днём её существования. 2) Максимум численности популяции наблюдается на 20-й день эксперимента. 3) Минимальное количество особей во время эксперимента равно 10 особей на 1 см 3 . 4) После 35-го дня численность популяции стабилизируется. 5) Снижение численности особей связано с нехваткой питательных веществ. 24

Слайд 3

Пояснения 1. Зона оптимума численности популяции расположена между 10-м и 30-м днём её существования. Судя по возрастанию и убыванию графика в период с 10 по 30 день происходит значительное изменение численности микроорганизмов, следовательно зона оптимума должна быть намного уже. 2. Максимум численности популяции наблюдается на 20-й день эксперимента. Если провести от точки максимума на графике прямую перпендикулярно к оси х , то точка пересечения с осью х будет соответствовать 20 дню. 3. Минимальное количество особей во время эксперимента равно 10 особей на 1 см 3 . Минимальная точка на графике соответствует 5 особям на 1 см 3 4. После 35-го дня численность популяции стабилизируется. После 35 дня график не меняется, следовательно численность популяции также не изменяется. 5. Снижение численности особей связано с нехваткой питательных веществ. Исходя из данного графика невозможно сделать такой вывод.

Слайд 4

Изучите график, отражающий динамику численности животных (отложено по оси у ) в разные годы Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость? 1) Максимальная численность зайцев достигается до 1865 года. 2) Численность зайцев изменяется в ответ на смерть хищников от болезней. 3) Максимальная численность рысей достигается в 1905 году. 4) Численность рысей никогда не превышает численность зайцев. 5) В период с 1875 по 1885 наблюдается период, когда численность зайцев и рысей сравнялась. 15

Слайд 5

Вид, его критерии и структура. Процессы образования видов Вид, его критерии и структура. Тема урока:

Слайд 6

Термин «вид» впервые ввел в биологию английский ботаник Джон Рей. Джон Рей (1628 – 1705)

Слайд 7

Карл Линней (1707-1778) Создатель единой классификации растительного и животного мира. Внедрил биноминальную номеклатуру

Слайд 8

Вид – это совокупность организмов, характеризующихся общностью происхождения, обладающих сходством морфологических, физиологических признаков, свободно скрещивающихся, дающих плодовитое потомство и занимающих одну область распространения – ареал.

Слайд 9

Виды состоят из популяций!

Слайд 10

Критерии вида – признаки, по которым особи объединяются в один вид признаки, по которым можно различить особей разных видов. ИЛИ

Слайд 11

Морфологический критерий - особенности внешнего строения.

Слайд 12

Морфологический критерий Не является основным и единственным, так как: Существуют виды-двойники (например, виды-двойники малярийного комара, 2 вида-двойника черных крыс).

Слайд 13

Морфологический критерий Не является основным и единственным, так как: Существует явление мимикрии – подражание съедобного вида ядовитому). осовидка оса

Слайд 14

Морфологический критерий Не является основным и единственным, так как: Особи одного вида могут отличаться друг от друга по окраске и другим признакам (при обитании в разных условиях (например, две популяции улиток – лесная и луговая, две популяции речного окуня – глубоководная и прибрежная; могут появляться особи-альбиносы).

Слайд 15

Физиологический критерий - особенности процессов жизнедеятельности. Главным является способность к размножению.

Слайд 16

Физиологический критерий - Не является основным и единственным, так как: Есть близкие виды, имеющие сходные процессы жизнедеятельности.

Слайд 17

Географический критерий - область распространения (ареал) вида. Ареал сибирской лягушки Ареал травяной лягушки

Слайд 18

Географический критерий Не является основным и единственным, так как: В одном ареале могут жить особи разных видов. Особи одного вида могут занимать разные ареалы (например, островные популяции). Существуют виды-космополиты, проживающие повсеместно (например, рыжий таракан, домовая муха) Ареалы некоторых видов быстро изменяются (например, расширяется ареал зайца-русака). Существуют биареальные виды (например, перелетные птицы).

Слайд 19

Экологический критерий - приспособленность особей вида к определенным условиям существования.

Слайд 20

Экологический критерий Не является основным и единственным, так как: Разные виды могут быть приспособлены к одинаковым условиям. Особи одного вида могут жить в несколько различающихся условиях (например: глубоководная и прибрежная популяции речного окуня, одуванчик может расти и в лесу, и на лугах).

Слайд 21

Генетический критерий - определенный набор хромосом. Главным является не количество, а строение и форма хромосом. Например, у человека и тополя одинаковое количество хромосом – 46.

Слайд 22

Генетический критерий Не является универсальным, так как: Особи одного вида могут иметь разное количество хромосом. Например: у особей одного из видов долгоносиков набор хромосом может отличаться в 2-3 раза. В природе имеются виды, которые успешно скрещиваются. Например: некоторые виды синиц, канареек, зябликов; некоторые виды тополей, ив.

Слайд 23

Вывод: для того, чтобы определить принадлежность особи к какому-то виду недостаточно одного критерия, необходимо учитывать совокупность всех критериев.

Слайд 24

Видообразование. Микроэволюция

Слайд 25

Видообразование - это качественный этап эволюционного процесса . Видообразование - процесс возникновения новых видов.

Слайд 26

ПЕРВЫЙ ПУТЬ ВИДООБРАЗОВАНИЯ Это процесс превращения одного вида в другой, трансформация вида-предка в вид-потомок в течение больших отрезков времени без формирования дочерних видов.

Слайд 27

ВТОРОЙ ПУТЬ ВИДООБРАЗОВАНИЯ дивергентное видообразование Географическое Экологическое

Слайд 28

Географическое видообразование.

Слайд 29

Разнообразие дарвиновских вьюрков на Галапагосских островах

Слайд 30

РАССЕЛЕНИЕ ВИДА НА БОЛЬШУЮ ТЕРРИТОРИЮ Одуванчик лекарственный Одуванчик кок-сагыз

Слайд 31

Экологическое видообразование.

Слайд 32

I. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РАСЫ Долгоносик большой сосновый Долгоносик дубовый

Слайд 33

Возможен ли быстрый путь образования новых видов?

Слайд 34

БЫСТРОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ГЕНОТИПА Гибридизации с последующей полиплоидией. Путем гибридизации терна и алычи с последующей полиплоидией - возникла культурная слива. Плоды сливы Плоды алычи Плоды терна + =

Слайд 35

Стерильные гибриды

Слайд 36

Биологическая задача В одном озере живут окунь, ёрш, карась, щука, плотва. В соседнем, изолированном от первого озере, - окунь, щука, судак, лещ, плотва. Сколько видов и сколько популяций населяют оба водоёма? Ответ: количество видов – 7. Количество популяций – 10.

Слайд 37

Биологическая задача В начале сезона было помечено 1000 рыб. В ходе последующего лова в общем вылове из 5 тысяч рыб обнаружилось 350 меченых. Какова была численность популяции рыб перед началом отлова ? Ответ: 5000*1000/350 =14285 рыб

Слайд 38

Составить опорную схему «Критерии вида и их характеристика»

Слайд 39

Домашнее задание § 37-38


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные направления эволюции Тема урока:

Слайд 2

Направления эволюции Биологический прогресс. - Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде. Увеличение численности вида. Расширение ареала. Биологический регресс. Снижение уровня приспособленности к условиям обитания. Уменьшение численности вида. Сокращение ареала.

Слайд 3

Алексей Николаевич Северцев (1866 – 1836) Сформулировал идеи о путях достижения биологического прогресса

Слайд 4

Биологический прогресс Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация

Слайд 5

Пути биологического прогресса

Слайд 6

Ароморфоз (по А.Н.Северцову) Возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.

Слайд 7

Ароморфозы Архейской эры

Слайд 8

Крупные Ароморфозы

Слайд 9

Идиоадаптация Это приспособления живого мира к окружающей среде, открывающие перед организмами возможность прогрессивного развития без принципиальной перестройки их биологической организации.

Слайд 10

Разнообразие форм идиоадаптации у насекомоядных

Слайд 11

Существуют некоторые общие причины, которые во всех группах животного царства способны вызывать дегенерацию. Такое действие оказывает, например, паразитический образ жизни. Дегенерация резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций

Слайд 12

Саккулина – корнеголовый рак (паразит краба). Имеет вид мешка, набитого половыми продуктами, и обладающая как бы корневой системой, пронизывающей тело хозяина. а) – саккулина, прикреплённая к нижней стороне краба; б) – её корневидные отростки внутри тела краба. Общая дегенерация

Слайд 13

С особенною силою дегенерация наблюдается у паразитов внутренностных, живущих в глубине органов или тканей другого животного и устраненных от всякого непосредственного влияния внешней среды. В некоторых случаях дегенерация строения доходит до потери пищеварительного канала (ленточные глисты) Аскариды. Пример дегенерации паразитов

Слайд 14

Нередко дегенерации подвергаются лишь отдельные органы. Жизнь в постоянной темноте сопровождается дегенерацией глаз у самых различных животных: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные. Протей европейский Крот Примеры дегенерации

Слайд 16

Характеристика биологического прогресса и биологического регресса

Слайд 17

Характеристика биологического прогресса и биологического регресса

Слайд 18

§ 40 Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Примеры эволюционных преобразований живых организмов Тема урока:

Слайд 4

Отобразите в тетради эволюцию кровеносной системы животных

Слайд 5

Отобразите в тетради эволюцию дыхательной системы животных

Слайд 6

Отобразите в тетради эволюционные преобразования органов растений

Слайд 7

Домашнее задание § 41


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Человек – представитель животного мира

Слайд 3

Приматы один из наиболее прогрессивных отрядов плацентарных млекопитающих, включающий, в том числе, обезьян и человека. Отряд насчитывает более 400 видов

Слайд 5

Дриопитеки Произошли около 30 миллионов лет назад. Подобно другим гоминидам, у них был довольно крупный головой мозг, а длинные и подвижные кисти рук были прекрасно приспособлены для висения и раскачивания на ветвях. Внешне эти обезьяны напоминали шимпанзе, но из руки были пропорционально короче (лишь немного длиннее ног). Они дали три ветви, которые привели к шимпанзе, горилле и человеку.

Слайд 6

Австралопитек («Южная обезьяна») Первооткрыватель австралопитека, который дал название, английский анатом Р. Дарт нашел в 1924 году на территории ЮАР череп детеныша этой обезьяны). Время становления австралопитеков относят к периоду от 9 до 5 миллионов лет назад.

Слайд 7

Особенности австралопитеков Объем мозга 600 куб см; Могли бегать на двух ногах, высвободив руки; Лицевая часть черепа больше мозговой; Надбровные дуги; Возможно пользовались орудиями, которые подбирали в природе; Скорее всего жили стаями; Уменьшение на теле волосяного покрова; Изменяется форма таза (он становится уже)

Слайд 8

Домашнее задание § 43 Составить схему эволюционного развития приматов

Слайд 9

https://www.youtube.com/watch?v=bltu5EXXn5c (просмотр фильма с 20 минуты)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эволюционное происхождение человека Тема урока:

Слайд 2

Антропогене́з — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens ), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих...

Слайд 3

4. Общественный образ жизни

Слайд 4

Первые попытки объяснений о происхождении человека Изучите на стр. 185-186 легенды о происхождении человека. Какая из них вам кажется наиболее красивой?

Слайд 5

Наука и происхождение человека

Слайд 6

Ч. Дарвин (1809 – 1882)

Слайд 7

Сходство человека с животными. (Самостоятельная работа) С типом Хордовые; С классом Млекопитающие; С отрядом Приматы

Слайд 8

Сходство строения скелета человека и человекообразных обезьян

Слайд 9

Сходство зародышей на ранних стадиях развития

Слайд 10

Рудиментарные органы у человека

Слайд 11

Отличия человека от животных (Самостоятельная работа)

Слайд 12

Задание 1 и 2 стр. 188

Слайд 13

Домашнее задание § 44


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Закономерности действия факторов среды на организмы Тема урока:

Слайд 2

Интенсивность экологического фактора, наиболее благоприятная для жизнедеятельности организма, называется оптимумом. Закон оптимума

Слайд 3

Закон оптимума

Слайд 4

Законы действия экологических факторов

Слайд 5

Влияние факторов на живые организмы индивидуально. Температурный фактор

Слайд 6

Различают животные организмы : с постоянной температурой тела (теплокровные ) с непостоянной температурой тела (хладнокровные )

Слайд 7

По отношению к свету растения делят на : светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента – хлебные злаки. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи.

Слайд 8

тенелюбивы е – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц.

Слайд 9

теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения

Слайд 10

По отношению к воде растения делят: водные растения повышенной влажности; околоводные растения, наземно-водные; наземные растения; растения сухих и очень сухих мест, обитают в местах с недостаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху; суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тел.

Слайд 11

Закон ограничивающего фактора Любой фактор, влияющий на организмы, может стать либо оптимальным, либо ограничивающим в зависимости от силы своего воздействия. (Не было бы счастья, да несчастье помогло)

Слайд 12

Периодичность действия факторов

Слайд 14

Вопросы стр. 214


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приспособленность организмов к действию факторов среды Тема урока:

Слайд 2

Самостоятельная работа с текстом Приспособленность организмов к планктонному образу жизни: Очень мелкий размер живых организмов. Разнообразные выросты и щетинки на теле. Наличие на теле капелек жира или воздушных полостей (уменьшение удельного веса)

Слайд 3

Адаптации или приспособления живых организмов к условиям среды обитания

Слайд 5

Жи́зненная фо́рма ( биологи́ческая фо́рма биофо́рма ) — внешний облик, отражающий приспособленность к условиям среды.

Слайд 6

Классификация жизненных форм растений с учетом особенностей роста и длительностью жизни А. Древесные растения Деревья Кустарники Кустарнички Б. Полудревесные растения Полукустарники Полукустарнички В. Наземные травы Поликарпические травы (многолетние травы, цветут много раз) Монокарпические травы (живут несколько лет, цветут один раз и отмирают) Г. Водные травы Земноводные травы Плавающие и подводные травы

Слайд 7

Жизненные формы животных 1. Плавающие формы 1. Чисто водные: а) нектон, 6) планктон, в) бентос 2. Полуводные: а) ныряющие, б) неныряющие , в) лишь добывающие из воды пищу II. Роющие формы 1. Абсолютные землерои (всю жизнь проводящие под землей) 2. Относительные землерои (выходящие на поверхность) III. Наземные формы 1 . Не делающие нор: а) бегающие, б) прыгающие, в) ползающие 2. Делающие норы: а) бегающие, б) прыгающие, в) ползающие 3. Животные скал IV. Древесные лазающие формы а) не сходящие с деревьев, б) лишь лазающие по деревьям V. Воздушные формы а) добывающие пищу в воздухе, б) высматривающие пищу с воздуха.

Слайд 8

Экологические группы организмов - - Это отношение к какому-либо одному господствующему фактору среды

Слайд 9

Просмотр видео «Приспособленность живых организмов к среде обитания»

Слайд 10

Домашнее задание § 50


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ответьте (устно) на вопросы Что называют биогеоценозом и экосистемой? Что общего в этих понятиях и чем они отличаются? В.И. Вернадский – кто это? Какой вклад он внес в развитие биологии? Дайте характеристику продуцентам, консументам и редуцентам . Приведете примеры. Почему цепи питания обязательно должны начинаться с продуцентов?

Слайд 2

Ребята, приготовьтесь сегодня получить оценку за работу на уроке! Для этого необходимо выполнить работу урока и (сегодня!) прислать 2 фотографии (двух страниц) работы из тетради учителю. Желательно в ВК!

Слайд 3

Смена биогеоценоза и её причины Тема урока: (Работа №1) 28.04.2020

Слайд 4

Сегодня тема урока по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=VKbF3392MyE В тетради по теме составить краткий (не более одной страницы!) конспект используя текст § 55

Слайд 5

Многообразие биогеоценозов Тема урока: (Работа № 2) 28.04.2020

Слайд 6

Самостоятельная работа по теме § 56 (Результаты работы занести в таблицу) Название экосистемы Характеристика экосистемы 1. 2. 3. Сделать вывод о причинах неустойчивости (сукцессии) агробиоценозов

Слайд 7

Напоминаю – фотоотчет на оценку!

Слайд 8

Домашнее задание Повторить § 51- 56 Подготовиться к тестированию


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверка домашнего задания Вопросы мини-теста Характеристика вида и его критериев Понятие о микроэволюции . Основные пути видообразования

Слайд 2

Предположим, что завершился процесс микроэволюции . А что дальше?

Слайд 3

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов Тема урока:

Слайд 4

Палеонтологические Эмбриологические Сравнительно- анатомические (Морфологические) Биогеографические Группы доказательств эволюционного процесса Молекулярно-биологические и цитологические

Слайд 5

Палеонтологические доказательства эволюции Ископаемые формы

Слайд 6

Эмбриологические доказательства эволюции К. Бэр сформулировал закон зародышевого сходства: « В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают общее сходство» Стадии эмбрионального развития позвоночных. 1821 – 1902 г

Слайд 7

Сравнительно- анатомические (морфологические) доказательства эволюции Общий план строения позвоноч-ных

Слайд 12

Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции Клеточное строение организмов Сходный элементарный химический состав живых организмов (98% приходится на четыре элемента- С,О, H , N ) Одинаковое строение и функционирование органических молекул (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот )

Слайд 13

Биогеографические доказательства эволюции Современные континенты возникли из единого массива суши - Пангеи, существовавшей в палеозое, в результате дрейфа континентов А. Пангея; конец палеозоя, 230 млн. лет назад Б. Лавразия и Гондвана; мезозой, 180 млн. лет назад Нынешние континенты сформировались в конце мезозоя, 110 млн. лет назад

Слайд 15

Вывод: Чтобы доказать, подлинность эволюции живого мира на Земле, необходимо использовать данные разных наук. Это данные генетики, палеонтологии, молекулярной биологии, селекции, эмбриологии, биогеографии, экологии, цитологии, сравнительной анатомии и других наук.

Слайд 16

Вопросы стр. 167

Слайд 17

Домашнее задание § 39 Задание 3 (стр. 167) в виде схемы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Размножение клетки и её жизненный цикл Тема урока:

Слайд 2

Деление соматических клеток. Деление половых клеток. Деление стареющих, патологических клеток.

Слайд 3

Митоз - это деление нормальных соматических клеток, в результате которого из 1 материнской клетки образуются 2 дочерние клетки идентичные материнской.

Слайд 4

Фазы митоза:

Слайд 6

Клеточный цикл

Слайд 7

Видеофрагмент митоза

Слайд 8

Биологическое значение митоза: Обеспечение генетической стабильности, т.е. число хромосом в обеих дочерних клетках равно числу хромосом материнской клетки. Бесполое размножение, регенерация и замещение клеток.

Слайд 9

Домашнее задание: § 13 Повторить § 5-12 Подготовиться к проверочной работе по теме «Клеточный уровень».

Слайд 10

Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения» Стр.56 Не забудьте сформулировать вывод к работе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разнообразие животных Тема урока:

Слайд 3

Схема классификации животных

Слайд 4

Подцарство Простейшие

Слайд 6

Кишечнополостные

Слайд 7

Плоские черви

Слайд 14

Задания формата ОГЭ На каком ри­сун­ке изображено животное, у ко­то­ро­го нет на­руж­но­го хитинового скелета?

Слайд 15

Задание формата ОГЭ На каком рисунке изображено животное, которое может быть промежуточным хозяином бычьего цепня?

Слайд 16

Задание формата ОГЭ На каком рисунке изображено животное, которое может быть промежуточным хозяином печёночного сосальщика?

Слайд 17

Работа с микроскопом Рассмотреть под микроскопом предложенных животных К какому классу животных они относятся?

Слайд 18

Домашнее задание § 20 Написать сообщение о животных (выполнить в тетради!)

Слайд 19

Твит – это короткое сообщение длиною в 140 символов

Слайд 20

План твита Классификация предложенного класса Представители класса (не менее 5) Общая характеристика класса Особенности класса Рисунок одного представителя класса


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверка домашнего задания

Слайд 2

Ответ: 12534 Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке пунк­ты ин­струк­ции по ве­ге­та­тив­но­му раз­мно­же­нию от­вод­ка­ми куста кры­жов­ни­ка. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр . 1) Вни­ма­тель­но осмот­ри­те куст и най­ди­те од­но­лет­ние по­бе­ги. 2) Вы­бе­ри­те од­но­лет­ние по­бе­ги, рас­ту­щие близ­ко к по­верх­но­сти почвы. 3) При­сыпь­те побег землёй. 4) Ло­па­той от­де­ли­те уко­ре­нив­ший­ся побег от куста. 5) При­гни­те по­бе­ги к почве и за­кре­пи­те побег де­ре­вян­ны­ми шпиль­кам

Слайд 3

Ответ: 34512 Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию прыткой ящерицы, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр . 1) развитие зародышей внутри яиц 2) выход молодых ящериц 3) оплодотворение яиц в яйцеводах самок семенной жидкостью самцов 4) продвижение яиц по яйцеводам самки и образование на них защитной волокнистой оболочки 5) откладка самкой яиц

Слайд 4

Индивидуальное развитие Тема урока:

Слайд 5

Онтогенез Онтогенезом , или индивидуальным развитием, называют весь период жизни с момента слияния половых клеток и образования зиготы до гибели организма

Слайд 6

Этапы онтогенеза

Слайд 7

Этапы эмбрионального развития

Слайд 8

эктодерма Нервная система и органы чувств Эмаль зубов Эпидермис кожи Кожные железы Роговые выросты

Слайд 9

энтодерма Эпителий органов дыхания Эпителий органов пищеварения печень поджелудочная железа

Слайд 10

мезодерма мускулатура кровеносная система скелет выделительная система половая система

Слайд 11

Факторы влияющие на развитие зародыша Физические воздействия Наследственные факторы Химические воздействия Курение Наркотические вещества Алкоголь Вирусные и бактериальные инфекции Стрессы

Слайд 12

Рекомендации учащимся по предотвращению аномалий в развитии будущего потомства: Содействовать сохранению нормальной экологической обстановки ; Не ухудшать не сейчас ни в будущем экологию родного края; Не употреблять алкогольные напитки; Не курить; Не принимать наркотические средства; Полноценно питаться; Заниматься спортом .

Слайд 13

Постэмбриональный период прямое непрямое ( с метаморфозом)

Слайд 14

Биогенетический закон В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают известное общее сходство. Карл Бэр Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) до определенной степени повторяет историческое развитие вида (филогенез), к которому относится данная особь Ф. Мюллер и Э. Геккель

Слайд 15

Составить в тетради схему или таблицу отражающую развитие органов из зародышевых листков

Слайд 16

Ответ: 24531 Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию лягушки, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр . 1) замена жаберного дыхания лёгочным 2) откладка икры самкой в воду 3) развитие жабр, мускулатуры и скелета 4) оплодотворение икры самцами 5) появление личинки

Слайд 17

Ответ: 35124 Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке эле­мен­ты клас­си­фи­ка­ции вида Серая жаба, на­чи­ная с наи­мень­ше­го. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр . 1) класс Зем­но­вод­ные 2) тип Хор­до­вые 3) род Жабы 4) цар­ство Жи­вот­ные 5) отряд Бес­хво­стые

Слайд 18

Домашнее задание § 23 Записи в тетради


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные закономерности эволюции Тема урока:

Слайд 2

1. Эволюция имеет необратимый характер Правило необратимости Организм не может вернуться к прежнему состоянию, осуществленному в ряду его предков

Слайд 3

2. В процессе эволюции происходит прогрессивное усложнение форм жизни

Слайд 4

3. Эволюция – процесс непрограммированный !

Слайд 5

4. Приспособленность видов к среде обитания носит относительный характер

Слайд 6

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5 «Приспособленность организмов к среде обитания»

Слайд 7

Домашнее задание §42


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли Тема урока:

Слайд 2

Проверка домашнего задания Дать характеристику человеческих рас. Доказать единство их происхождения

Слайд 3

Объяснить пути расселения человека

Слайд 4

Человек – житель биосферы Собирательство – земледелие, Охота – животноводство.

Слайд 5

Влияние человека на биосферу Видео

Слайд 6

Сельскохозяйственная революция

Слайд 7

Промышленная революция

Слайд 8

Научно-техническая революция (НТР)

Слайд 9

Повторение изученного (стр. 200 – 201)

Слайд 10

Домашнее задание § 47 § 30-46 Подготовиться к проверочной работе