ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ

Чухломина Ирина Сергеевна

4.1.Обоснование выбора используемых технологий

Умение заинтересовать математикой – дело не простое.  Много зависит от того, как поставить вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение решения задачи. Активность учащихся, успех урока зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету? Как выработать у ученика стремление к творчеству? Конечно же, через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемных ситуаций, разнообразие методов обучения.

  Как учитель-предметник стараюсь не  «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи.

На своих уроках я применяю элементы современных образовательных технологий: здоровье сберегающие технологии, личностно - ориентированный подход, игровые технологии, технологии сотрудничества, технологии проблемного обучения, ИКТ.

Таблица 4.1.1.Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической деятельности

№ п/п

Современные образовательные технологии и (или) методики

Цель использования технологий и (или) методик

Результат использования технологий и (или) методик

1

Технология сотрудничества

Развитие коммуникативных компетенций, социализация обучающихся.

Социальные и личностные компетенции. Умения работать в группе, находить своё место в коллективе.

2

Технология проблемного обучения.

Формирование творческой личности обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью.

Развитие умений анализировать, сравнивать, наблюдать, делать выводы, выставлять гипотезы, выстраивать самостоятельно алгоритмы решения проблем. Формирование исследовательской активности.

3

ИКТ

Привлечение различных информационных ресурсов для развития у обучающихся навыков самообучения.

Разработка медиапродуктов учителем и обучающимися для использования на уроках, во внеклассной деятельности.

Участие в конкурсах презентаций различных уровней.

 

4

Здоровье сберегающая технология

Укрепление здоровья детей, повышение их работоспособности и творческой продуктивности.

Укрепление здоровья обучающихся, улучшение их работоспособности и творческой продуктивности.

 

 

5

Игровые технологии

Моделирование различных жизненных ситуаций с помощью задач-рисунков, логических мини-задач, задач-шуток, сюжетно-ролевых игр.

Глубокое понимание изучаемых социальных явлений и отношений с точки зрения управления этими отношениями.

6

Личностно-ориентированный подход

Учета индивидуальных способностей и качеств личности в обучении знаниям и умениям. Ориентация как на процесс обучения, так и на конечные цели.

Ориентация учащихся на самостоятельную работу, собственные открытия.

Использование дидактического материала, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика.

Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и учащихся.


Современные дети живут в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объём информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения. Поэтому, на своих уроках делаю основной упор на использование ИКТ.

В школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе. Об этом говорил ещё в начале девятнадцатого века Ф.А. Дистервег: «Сведений науки не следует сообщать учащимся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладел. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий ...».

Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что учащиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни.

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных цифровых и электронных образовательных ресурсов (ЦОР и ЭОР).

Главной целью использования цифровых и электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих изучение математики на уровне основного общего образования, является повышение качества математического образования и увеличение степени его доступности.

В результате изучения предметной области «Математика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математической логикой; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию.

Таким образом, возникает необходимость внедрения инноваций в учебный процесс с целью повышения качества образования. Одним из способов решения этой проблемы является применение в образовательном процессе электронных и цифровых образовательных ресурсов.

Для повышения качества математического образования мною была выработана собственная стратегия по использованию электронных и цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения  математике

Задачи:

·         научить обучающихся используя цифровые образовательные ресурсы добывать самостоятельно необходимые знания и применять их на практике;

·         сделать процесс обучения интересным и увлекательным.

 

Работа была выстроена по трём направлениям:

Первое: научить обучающихся применять ИКТ на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Второе: использовать ИКТ для  исследовательской деятельности.

Третье: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Сегодня мой кабинет оснащён  интерактивной доской, проектором, компьютером, выходом в сеть Интернет. В 2014 году  был приобретен мобильный компьютерный класс из 18 индивидуальных планшетов для обучающихся, который активно применяю в учебном процессе.  Материально-техническая оснащённость кабинета позволяет учащимся пользоваться  электронными библиотеками, интернет-ресурсами. Учащиеся с удовольствием выполняют индивидуальные задания на основе привлечения дополнительных источников. Использование современной техники при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребёнка. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном для каждого ученика темпе, а также позволяет освободить учителя от ряда утомительных функций, например, бесконечных записей на доске, отработки элементарных умений и навыков, проверки знаний.

 

Применяю современную технику на уроке в различных режимах, а именно:

·       в обучающем режиме;

·       в режиме графической иллюстрации изучаемого материала;

·       в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

·       в диагностическом режиме тестирования качества усвоения материала;

·       в режиме самообучения.

 

Используемые мною ЦОР, решают ряд задач, а именно:

·           облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

·           допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

·           освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

·           предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

·           дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;

·           выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочие;

 

Как показывает практика использования ресурсов медиатеки на уроках, работа с ЦОР усилила наглядность уроков, дала возможность оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету, подключила одновременно несколько каналов представления информации. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономится до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски.

Анализ индивидуальных образовательных результатов учащихся за период 2013-2015гг. показал рост стабильно положительных результатов и снижение отрицательной динамики.

Показателем уровня освоения обучающимися образовательных программ по математике являются результаты основного государственного экзамена. В ходе проведения итоговой аттестации за курс основного общего образования 2014-2015 учебном году получены высокие результаты.

Таблица 4.1.2. Результат итоговой аттестации учащихся 9 класса

Учебный год

класс

Количество участников ОГЭ

Средний тестовый балл

класс

район

ТО

2014-2015

9

16

17,56

14,39

16,6


Так же прослеживается положительная динамика результатов промежуточной аттестации в 7-8 классах.

Таблица 4.1.3. Результаты промежуточной аттестации учащихся 7-8 классов

Учебный год

класс

Количество обучающихся

Качественная успеваемость (учебный год)

Качественная успеваемость (экзамен)

Динамика качественной успеваемости

2013-2014

8

17

47%

53,8%

+6,8%

2014-2015

7

16

18,8%

25%

+6,2%

 

 

Позитивным результатом моей работы может выступать показатель уровня вовлеченности в процесс олимпиадного и конкурсного движения учащихся. Ежегодно ребята принимают участие во Всероссийской предметной олимпиаде школьников и показывают хорошие результаты.

Так же мои ученики активно участвуют в «Заочной областной олимпиаде школьников по математике» и занимают призовые места.

Важными следствиями активного использования ЦОР на уроках математики стали:

·           переход от репродуктивного процесса обучения к активно-деятельностному;

·           поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения;

·           выстраивание индивидуальных образовательных траекторий изучения математики в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся;

·           стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся;

·           реализация компетентностного подхода к изучению математики, активное использование ее прикладной составляющей.

Работая с информационными технологиями необходимо понимать, что подготовка к любому уроку с использованием ИКТ, конечно, это кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала работа. Это грамотная дозировка использования ИКТ на уроке, так чтобы не навредить.  Но это творческий процесс, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.

Применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.

Информационные технологии на уроках математики позволяют дать ученикам уникальную возможность самим в процессе независимо от преподавателя узнать новое понятие, подметить закономерность, выдвинуть собственную гипотезу, прочувствовать, как возникают математические вопросы. Применение информационных технологий позволяет делать уроки математики не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует поднятию интереса к учению.

Публикации размещены на сайте http://nsportal.ru/irina-sergeevna-1

4.2.Наличие инновационных целей разработок и использования

В 2013 году темой моего самообразования стали  «Средства визуализации на уроках математики». Данная тема выбрана мною не случайно.

 Обучаясь в Томском Государственном педагогическом университете, под руководством Сазановой Т.А. и Гельфман Э.Г., в течении трех лет мною разрабатывалась рабочая тетрадь по геометрии для учащихся 7 класса «Признаки равенства треугольников». Методические разработки по этой теме были представлены в 2012 году на XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование», посвященной 110-летию ТГПУ и в одноименном сборнике опубликована статья «Изучение темы признаки равенства треугольников». На данный момент я не оставляю свои наработки и занимаюсь созданием электронной рабочей тетради, которая являлась бы универсальным цифровым образовательным ресурсом по геометрии. Для реализации данной цели появилась необходимость в получении дополнительных знаний теоретического и технического характера.

В 2013 году прошла курсы повышения квалификации по теме «Использование дистанционных технологий в образовательном процессе» и участвовала в семинаре «Современные подходы к обучению математики в условиях внедрения ФГОС».

Для распространения опыта работы и общения с коллегами создала свой персональный сайт. Регулярно принимаю участие в работе районного методического объединения учителей математики.

В 2015 году представила опыт работы по теме  «Учебно-методическое обеспечение введения ФГОС общего образования по предмету». Накопив опыт, самостоятельно изучив геометрическую среду GeoGebra, разрабатываю уроки с применением данного ЦОР.

Программа написана МаркусомХохенвартером на языке Java (работает на большом числе операционных систем). Переведена на 39 языков и в настоящее время активно разрабатывается. Полностью поддерживает русский язык.

GeoGebra – это программное обеспечение, которое создано для того, чтобы сделать видимой связь двух разделов математики: алгебры (изучающей буквенно‐числовые выражения, равенства и неравенства таких выражений) и геометрии (изучающей фигуры, их свойства, взаимопревращение и расположение на плоскости или в пространстве.

Использование программы GeoGebra на уроках позволяет:

- оптимизировать учебный процесс, более рационально используя время на различных этапах урока;

- осуществлять дифференцированный подход в обучении;

- проводить индивидуальную работу, используя персональные компьютеры;

- снизить эмоциональное напряжение на уроке, внося в него элемент игры,

- расширять кругозор учащихся;

- способствует развитию познавательной активности учащихся.

Прогнозируемые эффекты от применения данной технологии:

- возможно повышение интереса к изучаемому предмету у слабо успевающих учащихся;

- повышение уровня самооценки;

- развитие навыка самоконтроля;

- побуждение к открытию и изучению нового в сфере информационных технологий, желанию поделиться с товарищами своими знаниями.

Таким образом, для создания рабочей электронной тетради, одним из основных программных обеспечений стала геометрическая среда GeoGebra.

 Приняла участие в заседании РМО «Введение ФГОС ООО. Особенности преподавания математики», где представила сообщение по теме: «ЦОР как средство визуализации на уроках математики».  В 2015 году приняла участие в межмуниципальном семинаре «Управление образовательной организацией в условиях реализации ФГОС», в рамках которого представила открытый урок «Цифровые образовательные ресурсы и средства визуализации на уроках математики».

Публикации размещены на сайте http://nsportal.ru/irina-sergeevna-1

Таблица 4.2.1. Наличие статей, публикаций, выступлений, справок

Форма представленного опыта работы

Документ, подтверждающий уровень участия

Тема представленного опыта работы

Дата представления

доклад

Управление образования Администрации Верхнекетского района

СЕРТИФИКАТ

Заседание РМО учителей математики по теме: «Внедрение ФГОС второго поколения в основную школу. Актуальность внедрения личностно-компетентностного и системно деятельностного подходов для формирования у учащихся умения учиться»

Учебно-методическое обеспечение введения ФГОС общего образования по предмету

11 марта 2015

доклад

Управление образования Администрации Верхнекетского района

СЕРТИФИКАТ

Заседание РМО учителей математики по теме: «Введение ФГОС ООО. Особенности преподавания математики»

ЦОР как средство визуализации на уроках математики

10 ноября 2015

Мастер-класс

Управление образования Администрации Верхнекетского района

СЕРТИФИКАТ

Межмуниципальный семинар «Управление образовательной организацией в условиях реализации ФГОС»

Цифровые образовательные ресурсы и средства визуализации на уроках математики

28 октября 2015

Методический совет

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2016»

Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения

Март

2016

Методический совет

Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2016»

Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения

Апрель

2016

Открытый урок

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Клюквинская средняя общеобразовательная школа-интернат» Верхнекетского района Томской области

СЕРТИФИКАТ

Неделя молодого специалиста «Учитель – учителю»

Урок математики в 6 классе «Решение уравнений и задач на проценты»

Март

2016

Открытое занятие

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Клюквинская средняя общеобразовательная школа-интернат» Верхнекетского района Томской области

СЕРТИФИКАТ

Семинар-практикум Клуба молодого учителя по теме «Современный урок. Требования к организации. Нестандартные формы урока»

Урок алгебры  8 классе «Сокращение рациональных дробей»

1 октября 2016г

Мастер-класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Клюквинская средняя общеобразовательная школа-интернат» Верхнекетского района Томской области

СЕРТИФИКАТ

Семинар-практикум Клуба молодого учителя по теме «Современный урок. Требования к организации. Нестандартные формы урока»

«Интерактивная доска как инструмент современного урока»

2 октября 2016г


Публикации размещены на сайте http://nsportal.ru/irina-sergeevna-1

 

 

4.3.Создание цифровых авторских продуктов

«Электронный кроссворд»

Название кроссворда: Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное число

Предмет: математика

Номинация: электронный кроссворд

Возрастная группа: кроссворд для обучающихся 5 – 7 классов

Цель создания кроссворда: организация повторения и обобщения материала по теме «Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное число» на уроке математики в 5 классе.

Список используемых информационных источников:

ü  Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – 31 изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013;

ü  Попов М.А. Контрольные и самостоятельные работы по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я.Виленкина и др. «Математика 5 класс» / М.А.Попов. – 7-е изд., стереотип. – М.: издательство «Экзамен», 2012;

ü  Лебединцева Е.А. Математика 5 класс. Тетрадь 2. Задания для обучения и развития учащихся./ Е.А.Лебединцева, Е.Ю.Беленкова. –М. : Интеллект-Центр, 2013;

ü  Александрова В.Л. Математика. 5 класс. Практикум. Готовимся к ГИА: [учебное пособие] / В.Л.Александрова. –М.: Интеллект-Центр,2013.

Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету.

Следовательно, и учебник, и урок должны быть увлекательными. Интерес школьника к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Электронный кроссворд, включенный в урок, оказывает заметное влияние на деятельность обучающихся. Игровой мотив является для них действенным подкреплением познавательному мотиву, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрацию внимания, настойчивость, работоспособность. Что способствует более прочному усвоению одной из важнейших тем 5 класса.

На всех видах уроков всегда уместно использование кроссвордов, построенных на учебном материале, данный кроссворд я рекомендую использовать на этапе закрепления материала или на обобщающем уроке. Разгадывание кроссворда является для учащегося своеобразной гимнастикой, тренирующей его умственные способности. Чтобы отгадать нужные слова, приходится быть очень внимательным, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления и предметы, выполнять различные задания по теме. Отгадывание кроссвордов развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, повышает умственную активность, расширяет словарный запас обучающихся.

Использование данного кроссворда на уроке математики в 5 классе решает педагогические задачи, такие как повторение, закрепление и обобщение материала по теме «Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное число», расширение словарного запаса обучающихся, проявление творческого подхода к выполнению заданий, приобретение навыка работы в группе, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля, развитие коммуникативности обучающихся.

Материалы с данным ЦОР размещены на сайте http://nsportal.ru/irina-sergeevna-1

 

«Математический кубик-рубик»

Общая информация о ресурсе

Название: «Математический кубик-рубик»

Ключевые слова: Устный счет на уроках      математики. Натуральные числа.

Предмет, класс: Математика, 5 класс

УМК: подходит для любого УМК

Краткое описание применения: используется на уроках математики в 5 классе при отработке навыка устного счета. Время выполнения заданий 5-7 минут.

Автор

Бурачкова Ирина Сергеевна, МБОУ «Клюквинская СОШИ» Верхнекетского района

Техническая информация

PowerPoint

Целевая аудитория

5 класс

 

 

Материалы с данным ЦОР размещены на сайте http://nsportal.ru/irina-sergeevna-1

4.4.Участие в сетевых проектах

Таблица 4.4.1. Разработка и реализация педагогических проектов

Тема проекта

Цель создания проекта

Степень участия (участник творческой группы, автор проекта)

Срок реализации

Результат

Форма представления результата, уровень представления (с указанием названия мероприятия)

Разработка персонального сайта

Обобщение опыта работы, создание электронного портфолио педагога

Автор проекта

2015-2016гг.

Персональный сайт http://nsportal.ru/irina-sergeevna-1

Сертификат о создании в социальной сети работников образования своего персонального сайта


.

 

Используя современный образовательные методики и технологии, в рамках «Недели Молодого Педагога» провела открытый урок в 6 классе. Технологическая карта урока и самоанализ размещены в Приложении 5.4.1

Открытый урок в 6 классе

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 4.4.1.

Тема урока: Решение уравнений и решение задач на проценты

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок

Цель: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Задачи:

Обучающая: 

  • обобщить и систематизировать знания и умения по темам «Решение уравнений» и «Решение задач на проценты»;
  • уметь решать уравнения различного уровня сложности, решать задачи на проценты, сплавы и смеси, находить значение выражения, содержащего модуль;

Развивающая:   

  • развивать кругозор, мышление, любознательность, внимание, культуру математической речи;
  • прививать интерес к изучению математики;

Воспитывающая: воспитывать аккуратность, чувство коллективизма, самоконтроля.

Формы работы:

  • фронтальная работа;
  • групповая работа;
  • индивидуальная работа;

Технология обучения: интегрированный урок;

Время реализации занятия: 45 минут

Необходимое оборудование и материалы для занятия: Компьютер для учителя,  интерактивная доска Smart Board, презентация PowerPoint (12 слайдов), раздаточный материал для обучающихся (приложение №1-10), индивидуальные планшеты для обучающихся, геометрическая среда Geo Gebra, цветные карандаши, цветные стикеры.

План проведения занятия

Этапы занятия

Время реализации

1

Организационный этап

2 минуты

2

Постановка цели и задач

5 минут

3

Оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях

27 минут

4

Подведение итогов и формирование выводов

5 минут

5

Формулирование и разъяснение домашнего задания

3 минуты

6

Рефлексия

3 минуты

Карта занятия

Название этапа

Время (мин)

Деятельность

Формирование УУД

Учитель

Ученики

Организационный момент

2

Формирует группы. Проверяет готовность обучающихся.

Готовятся к занятию.

Личностные УУД

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Владеют своей речью, проявляют эмоциональную отзывчивость.

Постановка цели и задач

5

Объясняет задание группам.  Сопровождает работу групп.

Задаёт вопрос классу для формулирования темы занятия.

Учащиеся в группах устно выполняют вычисления на заранее приготовленных карточках и собирают «Математический пазл» (Приложение 1).

Формулируют тему, цель и задачи урока.

Регулятивные УУД

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Предметные УУД

Учатся воспроизводить знания.

Познавательные УУД

Учатся  анализировать информацию.

Коммуникативные УУД

Учатся строить аргументированные высказывания.

Оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях

27

Регулятивные УУД

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Развитие умения осмысливать и систематизировать полученную  информацию

Предметные УУД

Учатся воспроизводить знания.

Умение решать уравнения аналитически. Умение решать задачи на проценты.

Познавательные УУД

Учатся  анализировать информацию.

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Коммуникативные УУД

Учатся строить аргументированные высказывания.

Создание ситуации для продуктивного взаимодействия учащихся друг с другом.

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Личностные УУД

Обеспечение высокой творческой активности при выполнении задания в группах.

Метапредметные УУД:

Анализ, синтез, обобщение, аналогия.

Уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения.

Формулирует задание 1-5. Объясняет задания группам.  Сопровождает работу групп.

Анализирует и корректирует ответы групп.

Работают в группах с раздаточным материалом (Приложение 2-7), проводят отбор информации.

Презентуют результат работы классу. Выполняют творческое задание на индивидуальных планшетах в среде GeoGebra.

Знакомятся с интересными сведениями об архитектуре, ученых и кулинарии Франции.

Подведение итогов и формирование выводов

5

Подводит итоги занятия, акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности учащихся на уроке, возвращает их к учебным задачам урока.

Звучит заключительное слово.

Слушают. Анализируют.

Подводят итоги своей работы.

Регулятивные УУД

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность.

Формулирование и разъяснение домашнего задания

3

Учитель формулирует и разъясняет домашнее задание

Слушают. Анализируют. Задают вопросы.

Регулятивные УУД

Развитие умения осмысливать и систематизировать полученную  информацию.

Рефлексия

3

Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, заполнить рефлексионную анкету.

Кратко формулируют свои отчеты. Работают с картой самооценивания. Подводят итоги своей работы.

Личностные УУД

Дают оценку своего

эмоционального состояния и аргументируют свою позицию.

Умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи.

Метапредметные УУД:

Выражение и аргументация своих мыслей.

Самоанализ открытого урока

Мною был проведён повторительно-обобщающий урок математики в 6 классе по теме: «Решение уравнений и решение задач на проценты». Актуальность темы определяется значимостью темы в курсе математики. Эта тема важна для изучения математики в средней школе. Умение быстро, рационально и правильно решать уравнения и задачи на проценты облегчает прохождение многих тем курса математики.

Цель: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Цель и триединые задачи урока поставила так, чтобы чётко прослеживалась их взаимосвязь.  Рационально распределила время внутри отдельных структурных элементов урока, что видно в буклете.

Задачи:

Обучающая: 

  • обобщить и систематизировать знания и умения по темам «Решение уравнений» и «Решение задач на проценты»;
  • уметь решать уравнения различного уровня сложности, решать задачи на проценты, сплавы и смеси, находить значение выражения, содержащего модуль;

Развивающая:   

  • развивать кругозор, мышление, любознательность, внимание, культуру математической речи;
  • прививать интерес к изучению математики;

Воспитывающая: воспитывать аккуратность, чувство коллективизма, самоконтроля.

Занятие было проведено в форме интегрированного урока. Интегрированное обучение подразумевает  проведение уроков с широким использованием межпредметных связей. Тип данного урока соответствует уроку повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений. Этот урок имеет большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей. Формой данного типа урока является урок-совершенствование.

Структура урока строится на сочетании этапов: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания. 

На данном уроке учащиеся включались в различные виды деятельности. Были проведены беседы,  практиковалось выполнение заданий, решение задач. Были приготовлены дидактическая игра и индивидуальные задания и  задания творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания.

На данном уроке применялись фронтальная, индивидуальная и групповая формы учебной работы. Разные группы учащихся были включены в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На таких уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации материала.

Используемые мною элементы подвижного обучения помогали обеспечивать здоровьесбережение школьников, а использование на уроке ИКТ (просмотр презентации, работа на индивидуальных планшетах) положительно сказывались на эффективности урока.

Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся.

Этапы занятия:

Урок проходил в 6 этапов:

Организационный момент включал в себя формирование групп обучающихся с помощью заранее приготовленных разноцветных стикеров, проверку готовности учеников к занятию, организацию внимания обучающихся и формулирование правил работы в группе. Группы были сформированы произвольно, так как мне были неизвестны психологические характеристики данного детского  коллектива.

На следующем этапе, постановка цели и задач, с помощью дидактической игры «Математический пазл», учащиеся самостоятельно формулируют тему, цель и задачи урока. Данный этап очень важен, так как на мой взгляд главное пробудить интерес у учеников. «Заинтересовать – значит заставить задуматься». 

Этот этап плавно перетекает в этап оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях. На данном этапе учащиеся, работая в группах, выполняли различные задания, направленные на выявление межпредметных связей с географией, историей, наукой и культурой Франции.

Следующие два этапа, Подведение итогов и формулирование выводов, разъяснение домашнего задания, включают в себя акцент внимания на конечный результат учебной деятельности учащихся на уроке, возвращает их к учебным задачам урока. Учащимся предложено интегрированное домашнее задание, состоящее из творческих заданий, направленных на выявление межпредметных связей.

 На завершающем этапе рефлексия, учащиеся анализируют и оценивают свою работу и эмоциональное состояние к завершению урока. Также была проведена рефлексия деятельности.

Считаю, что все этапы урока были последовательны, логически взаимосвязаны. Могу сказать, что структура урока соответствовала данному типу.

При подготовке к занятию мною были просчитаны риски  как технологические (поломка оборудования, отсутствие электроэнергии), так и личностные (заболевания обучающихся, психологическая неготовность к сотрудничеству у обучающихся).

Дисциплина на протяжении всего урока сохранялась нормальная. Наблюдалась рабочая атмосфера, на мой взгляд, мне удалось поддержать активную включенность в работу большинства обучающихся. Стиль общения на уроке использовала демократический. Обучающиеся на протяжении всего урока работали активно, и было видно, что они заинтересованы и увлечены учебной деятельностью.

На мой взгляд,  и по результатам рефлексии цель урока достигнута,  поставленные задачи выполнены полностью.



Предварительный просмотр:

Автор: Бурачкова Ирина Сергеевна

Образовательное учреждение: МБОУ «Клюквинская СОШИ» Верхнекетского района

Название кроссворда: Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное число

Предмет: математика

Номинация: электронный кроссворд

Возрастная группа: кроссворд для обучающихся 5 – 7 классов

Цель создания кроссворда: организация повторения и обобщения материала по теме «Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное число» на уроке математики в 5 классе.

Список используемых информационных источников:

  • Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – 31 изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013;
  • Попов М.А. Контрольные и самостоятельные работы по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я.Виленкина и др. «Математика 5 класс» / М.А.Попов. – 7-е изд., стереотип. – М.: издательство «Экзамен», 2012;
  • Лебединцева Е.А. Математика 5 класс. Тетрадь 2. Задания для обучения и развития учащихся./ Е.А.Лебединцева, Е.Ю.Беленкова. –М. : Интеллект-Центр, 2013;
  • Александрова В.Л. Математика. 5 класс. Практикум. Готовимся к ГИА: [учебное пособие] / В.Л.Александрова. –М.: Интеллект-Центр,2013.

Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету.

Следовательно, и учебник, и урок должны быть увлекательными. Интерес школьника к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Электронный кроссворд, включенный в урок, оказывает заметное влияние на деятельность обучающихся. Игровой мотив является для них действенным подкреплением познавательному мотиву, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрацию внимания, настойчивость, работоспособность. Что способствует более прочному усвоению одной из важнейших тем 5 класса.

На всех видах уроков всегда уместно использование кроссвордов, построенных на учебном материале, данный кроссворд я рекомендую использовать на этапе закрепления материала или на обобщающем уроке. Разгадывание кроссворда является для учащегося своеобразной гимнастикой, тренирующей его умственные способности. Чтобы отгадать нужные слова, приходится быть очень внимательным, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления и предметы, выполнять различные задания по теме. Отгадывание кроссвордов развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, повышает умственную активность, расширяет словарный запас обучающихся.

Использование данного кроссворда на уроке математики в 5 классе решает педагогические задачи, такие как повторение, закрепление и обобщение материала по теме «Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное число», расширение словарного запаса обучающихся, проявление творческого подхода к выполнению заданий, приобретение навыка работы в группе, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля, развитие коммуникативности обучающихся.



Предварительный просмотр:

Общая информация о ресурсе

Название: «Математический кубик-рубик»

Ключевые слова: Устный счет на уроках      математики. Натуральные числа.

Предмет, класс: Математика, 5 класс

УМК: подходит для любого УМК

Краткое описание применения: используется на уроках математики в 5 классе при отработке навыка устного счета. Время выполнения заданий 5-7 минут.

Автор

Бурачкова Ирина Сергеевна, МБОУ «Клюквинская СОШИ» Верхнекетского района

Техническая информация

PowerPoint

Целевая аудитория

5 класс

Адрес, телефон

Томская область, Верхнекетский район, п.Клюквинка, ул. Сплавная 30-2

8-923-430-9692