Методическая деятельность. ПРОГРАММА РАБОТЫ С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ

Чухломина Ирина Сергеевна

 

                      Программа работы с молодым специалистом

Селюниной Ниной Владимировной (учитель математики) 

на 2016-2019 гг.

 

 

Содержание

 

I

Паспорт программы

3

II

Пояснительная записка

4-6

III

План работы на 2016-2019 годы

7-10

IV

Ожидаемые результаты

11

V

Приложения

12-18

Приложение 1. Анкета для молодых специалистов №1  (вводная).

12

Приложение 2. Анкета для молодых специалистов №1  (промежуточная).

13-14

Приложение 3. Анкета для молодых специалистов №1  (итоговая).

15

Приложение 4. Лист наблюдения оценки деятельности молодого учителя во время урока.

16-17

 

  1. Паспорт программы

 

Название программы

«Индивидуальная программа работы с молодым специалистом

Селюниной Ниной Владимировной, учителем математики

Сроки реализации

2016-2019 год

Цель и задачи

Цель программы – обеспечение быстрого и эффективного включения молодого специалиста в образовательный процесс, его активного участия в деятельности и развитии образовательной организации.

 

Задачи:

  • Адаптация молодого специалиста к требованиям учреждения и должности.
  • Развитие молодого специалиста в профессиональной деятельности.
  • Оценка потенциала молодого специалиста с целью формирования кадрового резерва и построения карьеры.

 

Этапы и сроки

I - Адаптационный (2016-2017гг)

II – Основной (проектировочный) (2017 – 2018гг)

III – Контрольно-оценочный (2018-2019гг)

 

 

  1. Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

  • новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
  • различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
  • необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.

Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. 

 

Этапы становления молодого учителя включают:

  • адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
  • стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
  • преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)

 

Параметры

Программа  должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

  1. вхождение в профессиональное образовательное пространство,
  2. профессиональное самоопределение,
  3. творческая самореализация,
  4. проектирование профессиональной карьеры,
  5. вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
  6. самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

Можно выделить два ведущих направления в становлении учителя:

 

Содержание направления:

профессионализация

Появление новых качеств профессионала  и именно здесь молодому учителю необходимо наставничество.

социализация

Появление новых качеств личности

Программа направлена на становление молодого учителя и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности

Цель программы: оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении.

Задачи программы:

  1. активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации быть учителем.
  2. организация внутришкольной методической работы с молодым учителем.
  3. организация наставничества по различным направлениям с молодым учителем.
  4. ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
  5. адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

 

Основной подход в оказании помощи молодым учителям – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.

Важнейшим этапом в профессиональном становлении учителей являются первый, второй годы работы в школе.

Цель наставничества в этот период: увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике и т.д.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа:

 

1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Обязанности наставника:

  • знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
  • разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
  • изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
  • знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
  • вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
  • проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
  • оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
  • личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
  • подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Обязанности молодого специалиста:

  • изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
  • выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
  • постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
  • учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
  • совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
  • периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения. 

III. План работы на 2016-2020 годы

Название деятельности

Рассматриваемые вопросы

Сроки

Мониторинг профессиональных затруднений

1 год (2016-2017)

Адаптационный этап

1

Знакомство с молодым учителем.

1.Организационные мероприятия:

  • собеседование с молодым специалистом;
  • знакомство с традициями школы;

2.Диагностика умений и навыков молодого учителя.

3.Заполнение информационной карточки.

4.Общая характеристика основных проблем начинающего педагога.

Сентябрь-октябрь

Анкета №1 (вводная)

2

Практические занятия «Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации»

1.Изучение документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • документы Министерства образования Российской Федерации;
  •  локальные акты школы;
  • Должностные инструкции; положения;
  • Положение об оплате труда работников МБОУ «Клюквинская СОШИ»;
  • Санитарно-гигиенические требования к обучению школьников.

2.Знакомство с УМК, предметными программами.

3.Коррекция календарных и поурочных планов молодого учителя.

Сентябрь-октябрь

 

3

Семинар-практикум 1 по теме: «Требования к организации современного урока.

Нестандартные формы урока»

1.Методические требования к уроку.

2.Практикум «Типы и формы уроков, факторы, влияющие на качество преподавания».

3. Соответствие методов обучения формам организации уроков.

Ноябрь

 

4

Семинар-практикум 2 по теме: «Современный формы анализа урока. Самоанализ»

1.Анализ урока: виды, формы, технологии.

2. Учимся делать самоанализ урока.

Декабрь

 

5

Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля.

1.Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика.

2.Нормы оценивания учебной деятельности.

3.Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала.

4.Организация мониторинговых исследований.

5. Система оценивания детей с ОВЗ.

Январь-февраль

 

6

Самообразование учителя – лучшее обучение.

1.Выбор темы самообразования. 2.Планирование работы над темой самообразования.

3. Составление индивидуальной программы профессионального развития.

В течение года

 

7

Посещение взаимных  уроков

1.Разработка технологических карт уроков.

2.Подбор дидактического материала.

3. Анализ урока.

4.Корректировка работы.

В течение года

1.Карта-схема наблюдения

«Место учителя в классе во время урока».

2. Лист наблюдения оценки деятельности молодого учителя во время урока

8

Отчёт по итогам года

1.Открытый урок молодого учителя.

2.Совместное общешкольное внеклассное мероприятие молодого учителя и наставника.

Апрель-май

Анкета №3 (итоговая)

 

9

Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций.

Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д.

В течение года

Анкета №2 (промежуточная)

 

2 год (2017-2018)

 Основной (проектировочный) этап

1

Работа с документами.

Корректировка планов и программ.

1.Коррекция календарных и поурочных планов молодого учителя на новый учебный год.

2.Корректировка плана по самообразованию молодого учителя.

3. Корректировка индивидуальной программы профессионального развития.

Ежегодно

август-сентябрь

Анкета №1 (вводная)

2

Семинар-практикум 3 «Портфолио педагога. Как подготовиться к аттестации»

1.Изучение методических рекомендаций к составлению портфолио учителя.

2.Работа над портфолио.

Март

2016

 

3

Семинар-практикум 4 «Особенности работы с детьми ОВЗ»

1.Изучение документации.

2.Разработка адаптационных программ.

3.Особенноси работы с детьми ОВЗ.

Октябрь 2016г.

 

4

Семинар-практикум 5 «Персональный сайт учителя»

1.Изучение требований к персональному сайту учителя.

2.Изучение Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ (с изменениями).

3.Разработка структуры персонального сайта.

4.Работа над сайтом.

5.Участие в региональном конкурсе «Электронное портфолио молодого учителя».

 

Январь-март 2017г.

 

5

Семинар-практикум 6 «Участие в конкурсах профессионального мастерства как инструмент профессионального роста учителя»

1.Подготовка и участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.

 

Февраль 2017г.

 

6

Посещение взаимных  уроков

1.Разработка технологических карт уроков.

2.Подбор дидактического материала.

3. Анализ урока.

4.Корректировка работы.

В течение года

1.Карта-схема наблюдения

«Место учителя в классе во время урока».

2. Лист наблюдения оценки деятельности молодого учителя во время урока

7

Представление опыта работы

1.Подготовка выступлений на семинарах и РМО учителей истории и обществознания.

2.Открытые уроки.

В течение года

 

8

Отчёт по итогам года Участие в методической неделе «Учитель -учителю»

1.Открытый урок молодого учителя.

2.Совместное общешкольное внеклассное мероприятие молодого учителя и наставника.

Апрель-май

Анкета №3 (итоговая)

 

9

Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций.

Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д.

В течение года

Анкета №2 (промежуточная)

 

3 год (2018 -2019)

Контрольно-оценочный этап

1

Работа с документами.

Корректировка планов и программ.

1.Коррекция календарных и поурочных планов молодого учителя на новый учебный год.

2.Корректировка плана по самообразованию молодого учителя.

3. Корректировка индивидуальной программы профессионального развития.

Ежегодно

август-сентябрь

Анкета №1 (вводная)

2

Посещение взаимных  уроков

1.Разработка технологических карт уроков.

2.Подбор дидактического материала.

3. Анализ урока.

4.Корректировка работы.

В течение года

1.Карта-схема наблюдения

«Место учителя в классе во время урока».

2. Лист наблюдения оценки деятельности молодого учителя во время урока

3

Представление опыта работы

1.Подготовка выступлений на семинарах и РМО учителей истории и обществознания.

2.Открытые уроки.

В течение года

 

4

Подготовка к аттестации

1.Изучение документации.

2.Работа над портфолио.

В течение года

 

5

Прохождение аттестации на первую квалификационную категорию

1.Подготовка открытых уроков.

2.Подготовка открытого внеклассного мероприятия.

В течение года

По графику

 

6

Отчёт по итогам года Участие в методической неделе «Учитель -учителю»

1.Открытый урок молодого учителя.

2.Совместное общешкольное внеклассное мероприятие молодого учителя и наставника.

Апрель-май

Анкета №3 (итоговая)

 

 

 

  1. Ожидаемые результаты.

Первый этап.

  1. Знает практические требования и содержание образовательных программ;
  2. Умеет отбирать учебный материал, составлять календарно-тематическое планирование, грамотно вести документацию, классные журналы.
  3. Умеет определять тему самообразования.
  4. Грамотно планировать и проводить учебные занятия и мероприятия внеурочной деятельности.

 

Второй этап.

  1. Планировать и проводить открытые уроки и внеклассные общешкольные мероприятия.
  2. Участвовать в семинарах, конференциях, круглых столах.
  3. Умеет грамотно оформлять портфолио учителя.
  4. Имеет персональный сайт учителя или страницу на официальном сайте школы.
  5. Участвует в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.

 

 

Третий этап.

  1. Готов к прохождению аттестации на квалификационную категорию.
  2. Готов делиться опытом работы с коллегами.

 

Приложение 1.

Анкета для молодых специалистов №1

 (вводная)

Дата __________ ФИО молодого учителя ________________________________
 

№ вопроса

Вопрос

Варианты ответов (ответ)

1

Испытываете ли Вы трудности в профессиональной деятельности?

А) Да, я испытываю трудности в своей профессиональной деятельности

Б) Нет, трудностей практически не возникает

В) Затрудняюсь ответить.

2

Назовите, какие трудности у Вас возникают

 

 

3

Какие чувства Вы испытываете на рабочем месте?

 

 

4

Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала Вашей профессиональной деятельности?

А) Да, изменилось в лучшую сторону

Б)  Да, изменилось в худшую сторону

В) Нет, осталось прежним

Г) Затрудняюсь ответить

Д) Другое _____________________

5

Если изменилось ваше отношение к выбранной профессии, то, что больше всего повлияло на это?

 

6

Удовлетворены ли Вы своей работой?

А) Да

Б) Частично

В)  Нет

Г)  Затрудняюсь ответить.

7

Укажите причины, которые в наибольшей степени вызывают неудовлетворенность работой

 

 

 

8

Комфортно ли Вам работать в данном педагогическом коллективе?

А) Да

Б) Частично

В)  Нет

Г)  Затрудняюсь ответить.

9

Какие мероприятия, на Ваш взгляд, необходимо провести школе для поддержки и сопровождения молодых специалистов?

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Анкета для молодых специалистов №2

 (промежуточная)

Дата __________ ФИО молодого учителя ______________________________

 

№ вопроса

Вопрос

Варианты ответов (ответ)

1

Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

А) Да

Б) Нет

В) Частично

2

Перечислите, какие знания, умения, навыки и способности Вам необходимы на начальном этапе педагогической деятельности?

 

3

В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?

(выберите несколько вариантов)

А) в составлении календарно - тематического планирования;

Б) разработке технологических карт урока;

В) проведении уроков;

Г) проведении внеклассных мероприятий;

Д) на уроках есть трудности с дисциплиной;

Е) трудности с подбором дидактического материала;

Ж) общении с коллегами, администрацией;

З) трудности с использованием ИКТ;

И) Другое ______________________________

___________________________________________________________________________________________________

 

4

Представляет ли для вас трудность

А) формулировать цели и задачи урока;

Б) выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока;

В) мотивировать деятельность учащихся;

Г) формулировать вопросы проблемного характера;

Д) создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении;

Е) подготавливать для учащихся задания различной степени трудности;

Ж) активизировать учащихся в обучении

З) организовывать сотрудничество между учащимися;

И) организовывать самоконтроль  и взаимоконтроль учащих;

К) развивать творческие способности учащихся;

Л) работать с детьми ОВЗ;

М) Другое ______________________________

___________________________________________________________________________________________________

5

Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (проранжируйте очередность ваших предпочтений)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А) Самообразование;

Б) Обучающие семинары;

В) Курсы повышения квалификации;

Г) Творческие лаборатории;

Д) Индивидуальная помощь педагога-наставника;

Е) Мастер-классы

Ж) Районные методические объединения

З) Районный «Клуб молодого учителя»

И) «Школа молодого учителя»

К) Школьные методические недели

Л) Другое ______________________________

________________________________________________________________________________

6

Если бы вам предоставили возможность выбора темы семинара-практикума для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (проранжируйте в порядке выбора)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А) «Типы уроков, методика их подготовки и проведения»

Б) «Учет и оценка знаний учащихся»

В) «Урегулирование конфликтных ситуаций»

Г) «Формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися»

Д) «Анализ урока: виды, формы, технологии»

Е) «Использование  интерактивной доски в учебном процессе»

Ж) «Как создать персональный сайт учителя»

З) «Участие в конкурсах профессионального мастерства как инструмент профессионального роста учителя»

И) Другое ______________________________

___________________________________________________________________________________________________

Приложение 3.

Анкета для молодых специалистов №3

 (итоговая)

Дата __________ ФИО молодого учителя ________________________________

 

№ вопроса

Вопрос

Варианты ответов (ответ)

1

Трудно ли Вам работать учителем?

А) Да

Б) Нет

В) Затрудняюсь ответить

2

Какова Ваша общая удовлетворенность профессией?

А) полностью удовлетворен;

Б) скорее удовлетворен, чем нет;

В) затрудняюсь ответить;

Г) скорее не удовлетворен, чем удовлетворен;

Д) полностью не удовлетворен;

3

Комфортно ли Вам работать в данном педагогическом коллективе?

А) Да

Б) Частично

В)  Нет

Г)  Затрудняюсь ответить.

4

Кто или что помогло адаптироваться в новой социальной роли?

(выберите варианты ответов)

А) наставник

Б) коллеги

Б) руководитель образовательного учреждения

В) заместители руководителя образовательного учреждения

Г) руководитель методического объединения

Д) мероприятия, проводимые в образовательном учреждении

Е) участие в работе «Школе молодого учителя»

Ж) участие в заседаниях районного «Клуба молодого учителя»

З) участие в региональной программе «Три горизонта»

И) друзья, подруги, знакомые

5

Что вызывало наибольшие проблемы в работе?

А) большая педагогическая нагрузка;

Б) недостаток свободного времени;

В) отсутствие опыта работы;

Г) низкая техническая оснащенность аудиторий;

Д) мало внимания со стороны руководства, наставника;

Е) особых проблем не было

Ж)Другое _________________________________

__________________________________________________________________

6

Ваши предложения по улучшению работы

 

 

Приложение 4.

Лист наблюдения оценки деятельности молодого учителя во время урока

ФИО учителя

 

Дата урока

 

Предмет

 

Тема урока 

 

 

Форма урока

 

Тип урока

 

Класс

 

Количество учеников

 

№ посещаемого урока

 

Цель посещения

 

 

Оборудование

 

 

 

УМК

 

 

 

Структура наблюдения

Анализ

Оценка деятельности преподавателя (баллы)

Замечания и предложения

1

2

3

4

5

1

Готовность материально – технического оснащения урока: наличие наглядных пособий, раздаточного материала, фрагментов кино- и диафильмов, действующих моделей, приборов, справочно – информационной литературы, схем, таблиц.

 

 

 

 

 

 

2

Готовность преподавателя и учащихся к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой.

 

 

 

 

 

 

3

Поведение преподавателя: уверенность, твёрдость, умение поддерживать дисциплину.

 

 

 

 

 

 

4

Речь преподавателя: понятная, выразительная, литературно – грамотная, оптимального темпа, достаточно громкая

 

 

 

 

 

 

5

Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость.

 

 

 

 

 

 

6

Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.

 

 

 

 

 

 

7

Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы.

 

 

 

 

 

 

8

Деятельность учащихся на уроке выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, обобщения.

 

 

 

 

 

 

9

Использование ИКТ (интерактивная доска, проектор, мобильный класс)

 

 

 

 

 

 

10

Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок.

 

 

 

 

 

 

11

Объем и характер домашнего задания, его дифферинцированность

 

 

 

 

 

 

12

Качество презентации и дидактического материала

 

 

 

 

 

 

13

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

Заключение по уроку ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общие рекомендации по уроку ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ______________     Наставник ________________ /________________________/

                                           Педагог    ________________/________________________/

Оценка осуществляется по 5-бальной шкале

5 – качество проявляется почти всегда и на высоком уровне

4-качество проявляется часто, но имеются недочёты

3-качество проявляется на уровне 50%

2-качество проявляется редко

1-качество отсутствует