Методическая деятельность. ПРОГРАММА РАБОТЫ С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ
Программа работы с молодым специалистом
Селюниной Ниной Владимировной (учитель математики)
на 2016-2019 гг.
Содержание
I | Паспорт программы | 3 |
II | Пояснительная записка | 4-6 |
III | План работы на 2016-2019 годы | 7-10 |
IV | Ожидаемые результаты | 11 |
V | Приложения | 12-18 |
Приложение 1. Анкета для молодых специалистов №1 (вводная). | 12 | |
Приложение 2. Анкета для молодых специалистов №1 (промежуточная). | 13-14 | |
Приложение 3. Анкета для молодых специалистов №1 (итоговая). | 15 | |
Приложение 4. Лист наблюдения оценки деятельности молодого учителя во время урока. | 16-17 |
- Паспорт программы
Название программы | «Индивидуальная программа работы с молодым специалистом Селюниной Ниной Владимировной, учителем математики |
Сроки реализации | 2016-2019 год |
Цель и задачи | Цель программы – обеспечение быстрого и эффективного включения молодого специалиста в образовательный процесс, его активного участия в деятельности и развитии образовательной организации.
Задачи:
|
Этапы и сроки | I - Адаптационный (2016-2017гг) II – Основной (проектировочный) (2017 – 2018гг) III – Контрольно-оценочный (2018-2019гг) |
- Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
- новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
- различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
- необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
Этапы становления молодого учителя включают:
- адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
- стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
- преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)
Параметры
Программа должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
- вхождение в профессиональное образовательное пространство,
- профессиональное самоопределение,
- творческая самореализация,
- проектирование профессиональной карьеры,
- вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
- самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Можно выделить два ведущих направления в становлении учителя:
Содержание направления:
профессионализация
Появление новых качеств профессионала и именно здесь молодому учителю необходимо наставничество.
социализация
Появление новых качеств личности
Программа направлена на становление молодого учителя и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности
Цель программы: оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении.
Задачи программы:
- активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации быть учителем.
- организация внутришкольной методической работы с молодым учителем.
- организация наставничества по различным направлениям с молодым учителем.
- ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
Основной подход в оказании помощи молодым учителям – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.
Важнейшим этапом в профессиональном становлении учителей являются первый, второй годы работы в школе.
Цель наставничества в этот период: увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике и т.д.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа:
1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Обязанности наставника:
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
- разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
- знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
- проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
- оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Обязанности молодого специалиста:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
III. План работы на 2016-2020 годы
№ | Название деятельности | Рассматриваемые вопросы | Сроки | Мониторинг профессиональных затруднений |
1 год (2016-2017) Адаптационный этап | ||||
1 | Знакомство с молодым учителем. | 1.Организационные мероприятия:
2.Диагностика умений и навыков молодого учителя. 3.Заполнение информационной карточки. 4.Общая характеристика основных проблем начинающего педагога. | Сентябрь-октябрь | Анкета №1 (вводная) |
2 | Практические занятия «Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации» | 1.Изучение документов:
2.Знакомство с УМК, предметными программами. 3.Коррекция календарных и поурочных планов молодого учителя. | Сентябрь-октябрь |
|
3 | Семинар-практикум 1 по теме: «Требования к организации современного урока. Нестандартные формы урока» | 1.Методические требования к уроку. 2.Практикум «Типы и формы уроков, факторы, влияющие на качество преподавания». 3. Соответствие методов обучения формам организации уроков. | Ноябрь |
|
4 | Семинар-практикум 2 по теме: «Современный формы анализа урока. Самоанализ» | 1.Анализ урока: виды, формы, технологии. 2. Учимся делать самоанализ урока. | Декабрь |
|
5 | Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля. | 1.Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика. 2.Нормы оценивания учебной деятельности. 3.Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала. 4.Организация мониторинговых исследований. 5. Система оценивания детей с ОВЗ. | Январь-февраль |
|
6 | Самообразование учителя – лучшее обучение. | 1.Выбор темы самообразования. 2.Планирование работы над темой самообразования. 3. Составление индивидуальной программы профессионального развития. | В течение года |
|
7 | Посещение взаимных уроков | 1.Разработка технологических карт уроков. 2.Подбор дидактического материала. 3. Анализ урока. 4.Корректировка работы. | В течение года | 1.Карта-схема наблюдения «Место учителя в классе во время урока». 2. Лист наблюдения оценки деятельности молодого учителя во время урока |
8 | Отчёт по итогам года | 1.Открытый урок молодого учителя. 2.Совместное общешкольное внеклассное мероприятие молодого учителя и наставника. | Апрель-май | Анкета №3 (итоговая)
|
9 | Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций. Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. | В течение года | Анкета №2 (промежуточная)
| |
2 год (2017-2018) Основной (проектировочный) этап | ||||
1 | Работа с документами. Корректировка планов и программ. | 1.Коррекция календарных и поурочных планов молодого учителя на новый учебный год. 2.Корректировка плана по самообразованию молодого учителя. 3. Корректировка индивидуальной программы профессионального развития. | Ежегодно август-сентябрь | Анкета №1 (вводная) |
2 | Семинар-практикум 3 «Портфолио педагога. Как подготовиться к аттестации» | 1.Изучение методических рекомендаций к составлению портфолио учителя. 2.Работа над портфолио. | Март 2016 |
|
3 | Семинар-практикум 4 «Особенности работы с детьми ОВЗ» | 1.Изучение документации. 2.Разработка адаптационных программ. 3.Особенноси работы с детьми ОВЗ. | Октябрь 2016г. |
|
4 | Семинар-практикум 5 «Персональный сайт учителя» | 1.Изучение требований к персональному сайту учителя. 2.Изучение Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ (с изменениями).3.Разработка структуры персонального сайта.4.Работа над сайтом.5.Участие в региональном конкурсе «Электронное портфолио молодого учителя».
| Январь-март 2017г. |
|
5 | Семинар-практикум 6 «Участие в конкурсах профессионального мастерства как инструмент профессионального роста учителя» | 1.Подготовка и участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.
| Февраль 2017г. |
|
6 | Посещение взаимных уроков | 1.Разработка технологических карт уроков. 2.Подбор дидактического материала. 3. Анализ урока. 4.Корректировка работы. | В течение года | 1.Карта-схема наблюдения «Место учителя в классе во время урока». 2. Лист наблюдения оценки деятельности молодого учителя во время урока |
7 | Представление опыта работы | 1.Подготовка выступлений на семинарах и РМО учителей истории и обществознания. 2.Открытые уроки. | В течение года |
|
8 | Отчёт по итогам года Участие в методической неделе «Учитель -учителю» | 1.Открытый урок молодого учителя. 2.Совместное общешкольное внеклассное мероприятие молодого учителя и наставника. | Апрель-май | Анкета №3 (итоговая)
|
9 | Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций. Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. | В течение года | Анкета №2 (промежуточная)
| |
3 год (2018 -2019) Контрольно-оценочный этап | ||||
1 | Работа с документами. Корректировка планов и программ. | 1.Коррекция календарных и поурочных планов молодого учителя на новый учебный год. 2.Корректировка плана по самообразованию молодого учителя. 3. Корректировка индивидуальной программы профессионального развития. | Ежегодно август-сентябрь | Анкета №1 (вводная) |
2 | Посещение взаимных уроков | 1.Разработка технологических карт уроков. 2.Подбор дидактического материала. 3. Анализ урока. 4.Корректировка работы. | В течение года | 1.Карта-схема наблюдения «Место учителя в классе во время урока». 2. Лист наблюдения оценки деятельности молодого учителя во время урока |
3 | Представление опыта работы | 1.Подготовка выступлений на семинарах и РМО учителей истории и обществознания. 2.Открытые уроки. | В течение года |
|
4 | Подготовка к аттестации | 1.Изучение документации. 2.Работа над портфолио. | В течение года |
|
5 | Прохождение аттестации на первую квалификационную категорию | 1.Подготовка открытых уроков. 2.Подготовка открытого внеклассного мероприятия. | В течение года По графику |
|
6 | Отчёт по итогам года Участие в методической неделе «Учитель -учителю» | 1.Открытый урок молодого учителя. 2.Совместное общешкольное внеклассное мероприятие молодого учителя и наставника. | Апрель-май | Анкета №3 (итоговая)
|
- Ожидаемые результаты.
Первый этап.
- Знает практические требования и содержание образовательных программ;
- Умеет отбирать учебный материал, составлять календарно-тематическое планирование, грамотно вести документацию, классные журналы.
- Умеет определять тему самообразования.
- Грамотно планировать и проводить учебные занятия и мероприятия внеурочной деятельности.
Второй этап.
- Планировать и проводить открытые уроки и внеклассные общешкольные мероприятия.
- Участвовать в семинарах, конференциях, круглых столах.
- Умеет грамотно оформлять портфолио учителя.
- Имеет персональный сайт учителя или страницу на официальном сайте школы.
- Участвует в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.
Третий этап.
- Готов к прохождению аттестации на квалификационную категорию.
- Готов делиться опытом работы с коллегами.
Приложение 1.
Анкета для молодых специалистов №1
(вводная)
Дата __________ ФИО молодого учителя ________________________________
№ вопроса | Вопрос | Варианты ответов (ответ) |
1 | Испытываете ли Вы трудности в профессиональной деятельности? | А) Да, я испытываю трудности в своей профессиональной деятельности Б) Нет, трудностей практически не возникает В) Затрудняюсь ответить. |
2 | Назовите, какие трудности у Вас возникают |
|
3 | Какие чувства Вы испытываете на рабочем месте? |
|
4 | Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала Вашей профессиональной деятельности? | А) Да, изменилось в лучшую сторону Б) Да, изменилось в худшую сторону В) Нет, осталось прежним Г) Затрудняюсь ответить Д) Другое _____________________ |
5 | Если изменилось ваше отношение к выбранной профессии, то, что больше всего повлияло на это? |
|
6 | Удовлетворены ли Вы своей работой? | А) Да Б) Частично В) Нет Г) Затрудняюсь ответить. |
7 | Укажите причины, которые в наибольшей степени вызывают неудовлетворенность работой |
|
8 | Комфортно ли Вам работать в данном педагогическом коллективе? | А) Да Б) Частично В) Нет Г) Затрудняюсь ответить. |
9 | Какие мероприятия, на Ваш взгляд, необходимо провести школе для поддержки и сопровождения молодых специалистов? |
|
Приложение 2.
Анкета для молодых специалистов №2
(промежуточная)
Дата __________ ФИО молодого учителя ______________________________
№ вопроса | Вопрос | Варианты ответов (ответ) | ||||||||||||||||||||
1 | Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки? | А) Да Б) Нет В) Частично | ||||||||||||||||||||
2 | Перечислите, какие знания, умения, навыки и способности Вам необходимы на начальном этапе педагогической деятельности? |
| ||||||||||||||||||||
3 | В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности? (выберите несколько вариантов) | А) в составлении календарно - тематического планирования; Б) разработке технологических карт урока; В) проведении уроков; Г) проведении внеклассных мероприятий; Д) на уроках есть трудности с дисциплиной; Е) трудности с подбором дидактического материала; Ж) общении с коллегами, администрацией; З) трудности с использованием ИКТ; И) Другое ______________________________ ___________________________________________________________________________________________________
| ||||||||||||||||||||
4 | Представляет ли для вас трудность | А) формулировать цели и задачи урока; Б) выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока; В) мотивировать деятельность учащихся; Г) формулировать вопросы проблемного характера; Д) создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении; Е) подготавливать для учащихся задания различной степени трудности; Ж) активизировать учащихся в обучении З) организовывать сотрудничество между учащимися; И) организовывать самоконтроль и взаимоконтроль учащих; К) развивать творческие способности учащихся; Л) работать с детьми ОВЗ; М) Другое ______________________________ ___________________________________________________________________________________________________ | ||||||||||||||||||||
5 | Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (проранжируйте очередность ваших предпочтений)
| А) Самообразование; Б) Обучающие семинары; В) Курсы повышения квалификации; Г) Творческие лаборатории; Д) Индивидуальная помощь педагога-наставника; Е) Мастер-классы Ж) Районные методические объединения З) Районный «Клуб молодого учителя» И) «Школа молодого учителя» К) Школьные методические недели Л) Другое ______________________________ ________________________________________________________________________________ | ||||||||||||||||||||
6 | Если бы вам предоставили возможность выбора темы семинара-практикума для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (проранжируйте в порядке выбора)
| А) «Типы уроков, методика их подготовки и проведения» Б) «Учет и оценка знаний учащихся» В) «Урегулирование конфликтных ситуаций» Г) «Формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися» Д) «Анализ урока: виды, формы, технологии» Е) «Использование интерактивной доски в учебном процессе» Ж) «Как создать персональный сайт учителя» З) «Участие в конкурсах профессионального мастерства как инструмент профессионального роста учителя» И) Другое ______________________________ ___________________________________________________________________________________________________ |
Приложение 3.
Анкета для молодых специалистов №3
(итоговая)
Дата __________ ФИО молодого учителя ________________________________
№ вопроса | Вопрос | Варианты ответов (ответ) |
1 | Трудно ли Вам работать учителем? | А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить |
2 | Какова Ваша общая удовлетворенность профессией? | А) полностью удовлетворен; Б) скорее удовлетворен, чем нет; В) затрудняюсь ответить; Г) скорее не удовлетворен, чем удовлетворен; Д) полностью не удовлетворен; |
3 | Комфортно ли Вам работать в данном педагогическом коллективе? | А) Да Б) Частично В) Нет Г) Затрудняюсь ответить. |
4 | Кто или что помогло адаптироваться в новой социальной роли? (выберите варианты ответов) | А) наставник Б) коллеги Б) руководитель образовательного учреждения В) заместители руководителя образовательного учреждения Г) руководитель методического объединения Д) мероприятия, проводимые в образовательном учреждении Е) участие в работе «Школе молодого учителя» Ж) участие в заседаниях районного «Клуба молодого учителя» З) участие в региональной программе «Три горизонта» И) друзья, подруги, знакомые |
5 | Что вызывало наибольшие проблемы в работе? | А) большая педагогическая нагрузка; Б) недостаток свободного времени; В) отсутствие опыта работы; Г) низкая техническая оснащенность аудиторий; Д) мало внимания со стороны руководства, наставника; Е) особых проблем не было Ж)Другое _________________________________ __________________________________________________________________ |
6 | Ваши предложения по улучшению работы |
|
Приложение 4.
Лист наблюдения оценки деятельности молодого учителя во время урока
ФИО учителя |
|
Дата урока |
|
Предмет |
|
Тема урока |
|
Форма урока |
|
Тип урока |
|
Класс |
|
Количество учеников |
|
№ посещаемого урока |
|
Цель посещения |
|
Оборудование |
|
УМК |
|
Структура наблюдения
№ | Анализ | Оценка деятельности преподавателя (баллы) | Замечания и предложения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | Готовность материально – технического оснащения урока: наличие наглядных пособий, раздаточного материала, фрагментов кино- и диафильмов, действующих моделей, приборов, справочно – информационной литературы, схем, таблиц. |
|
|
|
|
|
|
2 | Готовность преподавателя и учащихся к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой. |
|
|
|
|
|
|
3 | Поведение преподавателя: уверенность, твёрдость, умение поддерживать дисциплину. |
|
|
|
|
|
|
4 | Речь преподавателя: понятная, выразительная, литературно – грамотная, оптимального темпа, достаточно громкая |
|
|
|
|
|
|
5 | Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость. |
|
|
|
|
|
|
6 | Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. |
|
|
|
|
|
|
7 | Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы. |
|
|
|
|
|
|
8 | Деятельность учащихся на уроке выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, обобщения. |
|
|
|
|
|
|
9 | Использование ИКТ (интерактивная доска, проектор, мобильный класс) |
|
|
|
|
|
|
10 | Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок. |
|
|
|
|
|
|
11 | Объем и характер домашнего задания, его дифферинцированность |
|
|
|
|
|
|
12 | Качество презентации и дидактического материала |
|
|
|
|
|
|
13 | Рефлексия |
|
|
|
|
|
|
Заключение по уроку ____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общие рекомендации по уроку ____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ______________ Наставник ________________ /________________________/
Педагог ________________/________________________/
Оценка осуществляется по 5-бальной шкале | ||||
5 – качество проявляется почти всегда и на высоком уровне | 4-качество проявляется часто, но имеются недочёты | 3-качество проявляется на уровне 50% | 2-качество проявляется редко | 1-качество отсутствует |