7.СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ АДРЕСНОЙ РАБОТЫ С РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Чухломина Ирина Сергеевна

В своей работе применяю:  индивидуальную и дифференцированную формы обучения по следующим направлениям:

·         Работа с одарёнными детьми;

·         Работа с детьми ОВЗ;

·         Индивидуальная работа с воспитанниками школьного интерната «Синяя птица».

3.1.Работа с одаренными детьми

Я убеждена в том, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Что делает одаренного ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех детей: участие, поддержка, заинтересованность в нем как в личности, возможность  испытания новых чувств и переживаний  по поводу собственной успешности, радость от решенной трудной задачи, возможность ставить цели, достигать их.

Направления работы с одарёнными детьми:

1.      Подготовка обучающихся к участию в конкурсах, олимпиадах, фестивалях;

2.      Разработка творческих, исследовательских проектов;

В период с 2013-2016 гг мои ученики достигли определенных результатов:

Таблица 3.1.1.Результаты участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня

год

Фамилия Имя

Класс

Мероприятие

Уровень мероприятия

Результат

2013

Мотовилина Снежана Грищенко Маргарита Тараненко Аким Томакин Алексей Лупекина Маргарита

5

Областной конкурс «Математический марафон»

региональный

Диплом III степени

2013

Талаева Анна

6

Математический конкурс-игра «Кенгуру»

международный

7 место в районе

2013

Гришаева Ксения

8

Математический конкурс-игра «Кенгуру»

международный

7 место в районе

2013

Гришаева Ксения

8

Заочная областная олимпиада школьников по математике

региональный

призер

2013

Лупекина Анастасия

8

Заочная областная олимпиада школьников по математике

региональный

призер

2014

Петрова Екатерина

5

Математический конкурс-игра «Кенгуру»

международный

2 место в районе

2014

Финогеева Ирина

7

Математический конкурс-игра «Кенгуру»

международный

6 место в районе

2015

Тимиров Дмитрий

9

«Кенгуру-выпускникам»

международный

69 баллов

2015

Гришаева Ксения

9

«Кенгуру-выпускникам»

международный

67 баллов

2015

Яценко Дарья

7

Заочная региональная предметная олимпиада школьников

региональный

призер

2015

Коновалов Степан

9

Заочная региональная предметная олимпиада школьников

региональный

призер


 

На ряду с подготовкой обучающихся к участию в конкурсах и олимпиадах различного уровня, провожу работу, направленную на творческое развитие учащихся. Так вученица 7 класса Яценко Дарья в феврале 2015 года на районной конференции «Элита Верхнекетья» представила творческую и исследовательскую работу на тему: «Практическое применение признаков равенства треугольников».

В 2014-2015 учебном году были проведены дополнительные занятия с сильными учениками, направленные на решение заданий повышенного уровня сложности из ОГЭ. По результатам основного государственного экзамена, ряд обучающихся 9 класса набрали высокий балл.

Таблица 3.1.2.Наиболее высокие результаты ОГЭ по классу

Фамилия Имя

Тестовый балл ОГЭ

Максимальный тестовый балл ОГЭ

1

Тимиров Дмитрий

38

38

2

Гришаева Ксения

21

38

3

Иванов Валерий

21

38

4

Коновалов Степан

21

38

 

 

Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяют мне  оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.

По данным диагностики уровня усвоения знаний и умений разрабатываю индивидуальные образовательные маршруты в виде системы консультаций. Так в 2013-2014 учебном году была разработана и реализована программа дополнительных занятий по математике с учащейся 6 класса Черепановой Валерией. Система консультаций представлена в Приложении 3.1.1:

В результате систематических дополнительных занятий, по итогам первой четверти 2015-2016 учебного года Валерия показала хороший результат и успевает на «4» по алгебре и геометрии.

В 2016 году  прошла повышение квалификации в образовательном Фонде «Талант и успех» по программе «Преподавание геометрии в профильных 8-9 классах. Начальная подготовка к участию в олимпиадах по математике» в объёме 72 часов (ОЦС/ПК-16/001086).

Работа с детьми ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.

Понимая значимость работы с детьми данной категории свою педагогическую деятельность строю на основе социального заказа, учёта потребностей и интересов детей, пожеланий родителей, учёта ресурсов, материальной базы.

Зная индивидуальные особенности обучающихся, стараюсь активизировать их деятельность на уроках математики. Результаты обучения в специальной (коррекционной группе) представлены в Приложении 3.2.1

Стараюсь мотивировать учеников данной категории через вовлечение их во внеурочную деятельность по предмету.  Ребята активно участвуют в мероприятиях школьного уровня, предметных неделях. Так же принимают участие в олимпиадах различного уровня. Так Картавых Максим, обучающийся 8 класса, стал участником «Заочной областной олимпиады школьников по математике» (2013-2014 учебный год), а обучающаяся 5 класса, Шилова Анастасия принимала участие в международном конкурсе «Кенгуру» (2014-2015 учебный год) и заняла 2 место в школе, 9 место в районе.

В 2016 году прошла повышение квалификации в ТОИПКРО по дополнительной профессиональной программе «Курсы повышения квалификации «Реализация адаптированных основных образовательных программ в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» в объёме 108 часов (0401-16).

Ученики усваивают необходимые знания: все обучающиеся данной категории  по итогам 2013-2014, 2014-2015, 2015-2016 учебных годов аттестованы по математике и все обучающиеся данной категории 9 класса (2014-2015 учебный год) успешно справились с ГВЭ.

 

3.2.Работа с воспитанниками пришкольного интерната «Синяя птица»

Сегодня в школе обучаются дети из 6 посёлков, 30 обучающихся  проживают в пришкольном интернате. Находясь в дали от родителей, функцию родительского контроля за обучением детей берут на себя педагоги школы, классные руководители и воспитатели интерната «Синяя птица». Хочется отметить, что обучающиеся проживающие в пришкольном интернате с большим желанием принимают участие в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня, где показывают хорошие результаты.

Таблица 3.3.1. Школьный тур Всероссийской предметной олимпиады школьников по математике

Учебный год

Класс

Фамилия Имя воспитанника интерната

Результат

1

2013-2014

5

Русских Михаил

Призер

2

2014-2015

5

Белосутцева Анастасия

Участник

3

2014-2015

5

Комарова Александра

Призер

4

2014-2015

6

Русских Михаил

Призер

5

2014-2015

7

Закуринова Надежда

Участник

6

2015-2016

6

Комарова Александра

Победитель

7

2015-2016

6

Буланов Дмитрий

Призер

 

Участники Школьного тура Всероссийской предметной олимпиады школьников по математике

Воспитанники интерната также активно принимают участие в международном конкурсе «Кенгуру».

Таблица 3.3.2.  Результаты международного конкурса-игры «Кенгуру» среди воспитанников пришкольного интерната «Синяя птица»

Учебный год

Фамилия Имя воспитанника интерната

класс

Место в школе

Место в районе

1

2013-2014

Русских Михаил

5

1

17

2

2013-2014

Попова Вероника

5

2

22

3

2013-2014

Дудник Кирилл

8

3

15

4

2013-2014

Овчаренко Татьяна

8

3

15

 

Также в 2014-2015 учебном году воспитанники интерната принимали участие в международном конкурсе «Кенгуру выпускникам» и получили следующие результаты: Козюков Никита - 28 баллов, Остроухов Сергей – 16 баллов.

3.3.Позитивная динамика интереса учащихся к предмету

Одним из значимых критериев деятельности учителя является рост мотивации к изучению предмета. Понимание значимости высокой, устойчивой мотивации к изучению предмета для успешности освоения общеобразовательной программы по математике побудило меня выстроить систему диагностики мотивации учащихся.

На протяжении 2013-2014, 2014-2015 и 2015-2016 учебного года осуществляю диагностику мотивации учащихся к изучению предмета.

Цель: изучение мотивации учащихся к изучению математики.

Диагностика  осуществляется с  применением следующих методов:

·         Анкет, вопросов, диагностических срезов и специально разработанных заданий для  определения уровня учебной мотивации учащихся.

·         Изучение продуктов деятельности учащихся (проверка домашних, индивидуальных, поисково-исследовательских заданий)

·         Наблюдения  за учащимися в ходе учебной деятельности.

·         Анкетирование родителей учащихся

·         Фронтальные проверки преподавания предмета.

Показателями повышения роста мотивации к изучению предмета являются:

1.      Позитивная динамика количества учащихся – участников олимпиад различных уровней.

2.      Количество призовых мест в предметных олимпиадах и конкурсах, полученных учащимися.

3.      Позитивная динамика уровня качества обучения.

4.      Позитивная динамика количества учащихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности.

5.      Позитивная динамика количества учащихся, принимающих участие в математических играх, творческих конкурсах. 

 

Таблица 3.4.1.Увеличение числа учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах

Учебный год

Количество участников

Форма мероприятия

Уровень мероприятия

2013-2014

8

Всероссийская предметная олимпиада школьников

школьный

2014-2015

20

2015-2016

28

 

 

Таблица 3.4.2. Результаты участия в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней

год

Фамилия Имя

Класс

Мероприятие

Уровень мероприятия

Результат

2013

Мотовилина Снежана Грищенко Маргарита Тараненко Аким Томакин Алексей Лупекина Маргарита

5

Областной конкурс «Математический марафон»

региональный

Диплом III степени

2013

Талаева Анна

6

Математический конкурс-игра «Кенгуру»

международный

7 место в районе

2013

Гришаева Ксения

8

Математический конкурс-игра «Кенгуру»

международный

7 место в районе

2013

Гришаева Ксения

8

Заочная областная олимпиада школьников по математике

региональный

призер

2013

Лупекина Анастасия

8

Заочная областная олимпиада школьников по математике

региональный

призер

2014

Петрова Екатерина

5

Математический конкурс-игра «Кенгуру»

международный

2 место в районе

2014

Финогеева Ирина

7

Математический конкурс-игра «Кенгуру»

международный

6 место в районе

2015

Тимиров Дмитрий

9

«Кенгуру-выпускникам»

международный

69 баллов

2015

Гришаева Ксения

9

«Кенгуру-выпускникам»

международный

67 баллов

2015

Яценко Дарья

7

Заочная региональная предметная олимпиада школьников

региональный

призер

2015

Коновалов Степан

9

Заочная региональная предметная олимпиада школьников

региональный

призер

 

 

На основании данных таблиц 17-18, можно сделать вывод о том, что количество учащихся, участвующих в предметных олимпиадах по предмету ежегодно увеличивается, растет количество призовых мест, а значит и растет интерес учащихся к предмету.

3.4.Удовлетворенность родителями учащихся преподаванием предмета «математика»

Мнение родителей об уровне преподавания предмета немаловажный фактор в формировании мотивации учащихся к изучению предмета. Ежегодно проводится опрос родителей, с целью изучения степенью их удовлетворенности уровнем преподавания. В таблице 19 приведены результаты опроса родителей с 2013 по 2016 гг.

Таблица 3.5.1. Степень удовлетворенности уровнем преподавания математики родителями учащихся

Вопросы

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Общее количество опрощенных родителей

12

11

11

Удовлетворены ли вы уровнем преподавания математики в классе вашего ребенка?

83%

86%

98%

Ваш ребенок с интересом изучает предмет математика?

55%

67%

68%

Как вы думаете, предмет математика является важным в образовании вашего ребенка?

100%

100%

100%

Важно ли изучение математики для будущего вашего ребенка?

31%

42%

65%

 По мнению родителей, как видно из таблицы 19, наблюдается положительная динамика степени удовлетворенности родителями учащихся уровнем преподавания предмета, а также рост интереса к изучению математики со стороны учащихся. Уважительное отношение родителей к предмету (100% ответов)  также свидетельствует о высокой степени удовлетворенности родителями уровнем преподавания предмета, что безусловно влияет на развитие мотивации учащихся.

 

Таблица 3.5.2. Положительная динамика количественных показателей результатов анкетирования  «Интерес к предмету» за 3 года обучения математике в среднем звене среди учащихся одного и того же класса.

2013-2014

(6 класс)

2014-2015

(7 класс)

2015-2016

(8 класс)

58%

56%

71%

 

Мотивация учащихся отслеживались с 2013 года, что позволяло оценивать и контролировать свою деятельность, как учителя – предметника. Падение интереса к математике в 7 классе вполне закономерно и объективно. Изучение новых разделов математики-алгебры и геометрии на начальном этапе тяжело воспринимается учениками, что  приводит к снижению оценок по предметам, а, следовательно, и падению интереса к учебе. По мнению психологов, мотивация оценки в этом возрасте очень существенна.

Таким образом, выстроенная система диагностики мотивации учащихся к изучению предмета позволяет объективно оценить степень интереса учеников к изучению математики. Положительная динамика в представленных мной показателях свидетельствуют об устойчивом, повышенном интересе ребят к изучению предмета.