4.4 Работа с детьми-сиротами и (или) детьми, оставшимися без попечения родителей

Гилева Лариса Владимировна

Общешкольные мероприятия:

Турпоход – сентябрь,

Битва хоров – ноябрь,

Весёлые старты,

Участие в Марш-параде,

Экологические акции

Школьное лесничество

Телекоммуникационный исследовательский проект

Классные мероприятия:

Посещение различных выставок,

Участие в различных акциях,

Посещение театра

Посещение экскурсий в различных организациях

Участие в беседах классных часов.

Индивидуальные:

Участие в различных конкурсах

Участие в научно-практических конференциях.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Программа

по педагогическому сопровождению

опекаемых детей

Классный руководитель: Гилева Л.В.

Срок реализации: 2 года

Салехард, 2019

Цель программы: повышение эффективности процесса социально-психологической адаптации в новых условиях обучения, способствование в повышении самооценки, самореализации личности.

Цель педагогического сопровождения - обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.

Цель воспитательного сопровождения обусловливает формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.

При составлении программы индивидуального сопровождения ребенка можно использовать методы и приемы:

  • изучение документов, личных дел;
  • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
  • изучение социума (внешкольных связей, семьи, близкого окружения) ребенка;
  • диагностические исследования;
  • наблюдение за ребёнком;
  • индивидуальная и групповая работа с родителями и педагогами.

Динамика работы

  1. Выявление актуальных проблем ребенка.
  2. Разработка путей поддержки и коррекции.
  3. Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации, профилактики и др.).
  4. Реализация намеченной программы.

План реализации Программа по сопровождению опекаемых детей

 

Ф.И.       Моисеев Константин_____________

Мероприятия

Срок

1. Работа с семьей

1. Сбор сведений о несовершеннолетнем, и его семье.

2. Посещение семьи, проведение беседы с приемным родителем или опекуном по поводу воспитания, взаимоотношения с подростком, оказания индивидуальной педагогической помощи.

3. Проведение диагностики несовершеннолетнего и его семьи:

- выяснение особенностей семейного воспитания;

- характера взаимоотношений подростка и родителей

Опросник «Наедине с собой»

- выявление взаимоотношений семьи и школы, углубленное педагогическое обследование

Анкетирование «Мое отношение к школе».

4. Отработка рекомендаций психолога.

5. Проведение бесед с опекунами или приемными родителями

 «Как общаться с ребенком»

6. Проведение деловой игры «Организация режима детей»

7. Проведение круглого стола «Оказание правовой помощи». Консультирование.

8. Проведение родительского собрания с элементами тренинга «Родители начинают с себя» (профилактика эмоциональных срывов).

9. Проведении родительского собрания «Агрессивные дети. Причины и механизмы агрессии».

10. Проведение консультации «Организация летнего отдыха».

2. Успеваемость,

посещаемость

1. Проведение диагностики познавательной деятельности;

определение умственного развития;

диагностика эмоционально-волевой сферы, поведенческой сферы и личности ребенка.

2. Посещение уроков: изучение ребенка в микросоциуме, в  школе, взаимоотношение с педагогами, дисциплинированность, умение управлять своими чувствами, умственное развитие и способности.

3. Организация контроля за успеваемостью.

4. Организация контроля за посещением занятий.

5. Проведение бесед с учителями-предметниками по успеваемости и посещаемости.

6. Проведение бесед с несовершеннолетним по итогам четверти, учебного года.

7. Обмен информацией с классным руководителем.

3. Внеурочная занятость

1. Выявление рейтинга учащегося в коллективе (методика независимых характеристик).

2. Проведение беседы с целью выявления интересов и склонностей ребенка. Анкета «Мои интересы».

3. Обеспечение внеурочной занятости (вовлечение в работу кружков, секций).

4. Включение в общественную жизнь классного коллектива – дать конкретное поручение.

5. Организация контроля за занятостью в свободное время;

6. Проведение бесед и практикумов

4. Работа с различными службами

1. Привлечение различных ведомств к работе с семьей, с несовершеннолетним.

 (Центр «Радость», УСПН, «Отдел опеки и попечительства ГУО г. Абакана»)

2. Организация летней занятости (оказание помощи в приобретении путевок в летние оздоровительные лагеря)

3. Индивидуальное консультирование по вопросам отдыха (трудоустройства).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации мо г. Салехард

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №3»

«Рассмотрено»

протокол № 1 от 27.08.2021 г.

заседания НМС  

«Согласовано»

29.08.2016 г.

«Утверждено»

приказ № 561-о от 29 августа 2021 г

Председатель НМС

Директора по УВР

Директор школы

Чернецкая  Н.Г.

___Шакун Н.Н.__________

Осипов С.Л.

_______________

_______________

Департамент образования Администрации МО г. Салехард

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №3»

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

«ПОКОЛЕНИЕ 21 века»

Срок реализации программы: 2021-2025уч год.

Разработчик программы: учитель МБОУ СОШ №3 Гилева Л.В., классный руководитель 8б класса

Нормативно - правовые основы Программы

Программа воспитательной работы «ПОКОЛЕНИЕ 21 ВЕКА» разработана в соответствии с:

1.Законом РФ «Об образовании»,

2.Конвенцией ООН «О правах ребенка»,

3.Концепцией модернизации содержания и структуры российского образования;

4.Концепция воспитания в образовательной среде ЯНАО;

5.Уставом МБОУ СОШ №3 г Салехард,

6.Локальными правовыми актами школы

7.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан   Российской Федерации на  2011 - 2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10.2010 г. № 795);

8.Рекомендацией “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16);

9.Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16);

10.Ф З “О воинской обязанности и воинской службе”, “Об обороне”;

11.Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»

12.Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение ,2009.

13.ФГОСами нового поколения,2010.

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание – великое дело:

им решается судьба человека.

В.Г.  Белинский

 Воспитание человека всегда было сложной задачей. Сегодня время требует от учителей строить воспитательные отношения на основе принципов гуманистической личностно-ориентированной педагогики, видеть смысл воспитательной деятельности не в формировании личности ребёнка по какому-либо заданному образцу, а в мобилизации внутренних сил ученика для работы по самосовершенствованию, не в решении своими действиями проблем, а в актуализации и поддержке их собственных устремлений, в преодолении трудностей, возникающих на их жизненном пути. Учителю доверена ответственная работа по формированию у учащихся качеств, которые помогут в будущем ученику состояться во взрослой жизни. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Разрабатывая программу воспитательной работы, я учитывала и специфику сельской образовательной системы, тенденции в развитии современного российского общества:

I. Цель и задачи воспитательной работы.

 Цель: создать условие для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществена основе индивидуальных и подходов в урочное и внеурочное время.

 Задачи:

- Воспитать преданность Родине и гордость за неё в независимости от экономических и политических трудностей в обществе, основанные на изучении истории и традиций, формирование у детей гражданско-патриотического сознания.

Организация индивидуальной работы по выбору профессии.

 - Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный и эстетический рост личности.

 - Гуманизм и коллективизм как позиции, характеризующие подростка в его отношении к людям, и способность каждого занять своё место в обществе себе подобных.

 - Постоянное самосовершенствование и с ним самовоспитание, достойное и уважительное отношение к самому себе.

 - Физическое развитие, формирование навыков здорового образа жизни, соблюдение правил человеческого общежития.

- Организация индивидуально-профилактической работы с учащимися группы «риска» на основе взаимодействия с инспекторами ПДН, пропаганда правовых знаний.

- Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования при организации внеурочной деятельности для учащихся.

- Вовлечение в работу органов ученического самоуправления большого количества учащихся, развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма среди учащихся класса.

 

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленным Уставом школы.

2.  Приоритетные направления в воспитательной работе:

 

  •  воспитание патриотизма, любви к малой и большой Родине,
  •   гражданское и военно- патриотическое воспитание,
  •   экологическое воспитание,
  •   нравственно-этическое воспитание,
  •   формирование навыки здорового образа жизни,
  •   развитие самоуправления в классе.

 

1) воспитание патриотизма, любви к малой и большой Родине,

-воспитать патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, к своему народу;

- вовлечь ребят в деятельность военно-патриотического клуба «За того парня»,

- воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труда, оказывать им посильную помощь

-участвовать в Акциях: «Поддержи ветерана», «Посылка Ямальскому солдату».

- воспитывать любовь к ЯНАО, родной школе.

 

2) гражданское и военно- патриотическое воспитание:

- становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях;

- способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.;

 -воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу, к малой родине;

- воспитывать у учащихся активную жизненную позицию;

- воспитывать у учащихся интернациональные чувства;

-формировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство;

- воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи.

 

2) экологическое воспитание:

 -изучение учащимися природы и истории родного края (походы, исследовательские работы, сбор краеведческой информации);

- формировать и развивать бережное отношение к     охране окружающей среды;

- проведение природоохранных акций «Дорога домой», «Помогите бездомным животным!», «Чистый школьный двор» и др.

 -Сбор игрушек, подарки для воспитанников санаторно-лесной школы, «Доверия», центра социальной реабилитации для пожилых людей «Мядико»

3) нравственно-этическое воспитание:

- формировать у учащихся такие качества как: культура поведения в школе, в классе, в столовой, в коллективе, развивать эстетический вкус, уважение к личности;

- создание условий для развития у учащихся творческих способностей;

-формирование у обучающихся представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство».

 

4) формирование навыков здорового образа жизни (физкультурно- оздоровительная деятельность):

- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

- популяризация занятий физической культурой и спортом, привлечение внимания детей к ценностям современного олимпийского движения;

- пропаганда здорового образа жизни, норм и правил личной гигиены.

 

5) развитие самоуправления в классе:

- развивать у учащихся качества: активность, ответственность, самостоятельность, инициативность;

- развивать самоуправление в школе и в классе.

 

Данные направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга

и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных,

нравственных и культурных традиций.

Все эти направления осуществляются через следующие

формы и методы работы:

 

1) проектная и исследовательская деятельность:

- мотивировать и стимулировать интерес у учащихся к исследовательской деятельности, научной работе;

- научить учащихся использовать проектный метод в социально значимой деятельности,

- участие в школьных, региональных и всероссийских конкурсах

2) экскурсии и встречи с интересными людьми наше огорода, региона:

- посещение картинной галереи,

- встречи с работниками библиотек,

- посещение музеев,

- классные мероприятия и воспитательные часы.

3) создание и пополнение портфолио учащихся,

4) повышение уровня учебной мотивации через заинтересованность учеников разными видами интеллектуальной деятельности.

   1.Содержание.

   Учащиеся школы изучают Конституцию Российской Федерации, получают знания об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение.

   Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина.

   Знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения учебных дисциплин).

   Знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам).

   Знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина.

   Участвуют в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.

   Получают опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их культур и образа жизни.

   Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

2.Виды деятельности и формы занятий.

   Изучение учебных дисциплин, беседы, встречи с представителями общественных организаций и органов власти разного уровня, круглые столы, митинги, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (смотр строя и песни, инсценировки), кругосветки, конкурс плакатов (газет), выставка рисунков, конкурс чтецов,  организация и проведение народных гуляний и игр, национально-культурных праздников, участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими и общественными организациями, волонтёрская деятельность).

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Мероприятия

1.

Тематические классные часы:

-День единства;

-«Школа правовых знаний.  Закон и ответственность»

-«Думай до, а не после»;

-День Защитника Отечества;

-День Победы;

- «Права ребенка в современном мире»;

- "Конвенция о правах ребенка. Право на защиту»

2.

Встречи с  представителями правовых структур, органов правопорядка, ветеранами войны, представителей прокуратуры

3.

Конкурс плакатов на военную тематику

4

Участие в акции «Поддержи ветерана»

5.

Посещение музеев, экскурсии

6.

 День профилактики:

- Антинаркотическая акция;

- «Родительский урок»;

- «Спорт вместо наркотиков»;

- Интернет-урок «Имею право знать!»;    

7.

Конкурсы, посвященные правовой и патриотической теме: «День Отечества»

Воспитание социальной ответственности и компетентности.

   Программа воспитания социальной ответственности и компетентности должна быть направлена на:

  • осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;
  • усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодежи в современном мире;
  • освоение норм и правил поведения, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями;
  • освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;
  • приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
  • осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:
  • социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);
  • социальные роли в классе: лидер — ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;
  • социальные роли в обществе:  гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;
  • формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.

   1.Содержание.

   Активно участвуют в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума.        

   Овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально - мысленный перенос в положение другого человека.

   Активно и осознанно участвуют в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби).

   Приобретают опыт и осваивают основные формы учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями.

    Активно участвуют в организации, осуществлении и развитии школьного самоуправления: участвуют в принятии решений руководящих органов образовательного учреждения; решают вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе; контролируют выполнение обучающимися основных прав и обязанностей; защищают права обучающихся на всех уровнях управления школой и т. д.

   Разрабатывают на основе полученных знаний и активно участвуют в реализации посильных социальных проектов — проведении практических разовых мероприятий или организации систематических программ, решающих конкретную социальную проблему школы, городского или сельского поселения.

   Учатся реконструировать (в форме описаний, презентаций, фото- и видеоматериалов и др.) определённые ситуации, имитирующие социальные отношения в ходе выполнения ролевых проектов.

   2.Виды деятельности и формы занятий.

   Участие в организации и деятельности детско-юношеских и общественных организаций, участие в классном и школьном самоуправлении (управляющий совет, совет старшеклассников, актив школы, актив класса), организация дежурства по школе, столовой, классу,  ведение портфолио учащегося, ведение портфолио класса, организация социальных акций, совместные мероприятия с участием сверстников, учителей, родителей и других членов семьи, расширение опыта позитивного взаимодействия в семье в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнении и презентации совместно с родителями творческих проектов, работ  (день самоуправления, День матери, конкурс «Формула семейного счастья», выставки семейного творчества), психологические тренинги.

Воспитание социальной ответственности и компетентности.

Мероприятие

День знаний

Экскурсия по школе для первоклассников

Организация работы кружков

 - «Праздник Осени»  

Оформление стенда «Мир глазами детей»

День Святого Валентина

День 8 марта

Выставка детского творчества

Отчет о работе доп. объединений, проведение праздника

«Последний звонок»

Родительские собрания

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.

   Программа воспитания нравственных чувств, убеждений, этического сознания  направлена на:

  • сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;
  • любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
  • понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости;
  • понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;
  • понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;
  • умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;
  • понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.  

   1.Содержание.

   Знакомятся с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, участвуют в подготовке и проведении бесед.

   Участвуют в общественно полезном труде в помощь школе, городу, селу, родному краю.

   Принимают добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.

   Расширяют положительный опыт общения со сверстниками противоположного пола в учёбе, общественной работе, отдыхе, спорте, активно участвуют в подготовке и проведении бесед о дружбе, любви, нравственных отношениях.

   Получают системные представления о нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, о родителях и прародителях, открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

   2.Виды деятельности и формы занятий.

   Уроки доброты («Трудно ли быть добрым?», «Взаимопонимание», «Великодушный поступок»), уроки социальной жизни («Учимся видеть хорошее», «Пойми меня», «Доверие»), беседы-практикумы «Вежливая просьба», «Я по улице шагаю», «Давайте говорить друг другу комплименты»), классные часы «Учимся правильно жить и дружить», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Я чувствую себя счастливым, когда...»), классные и школьные праздники «День учителя», «Международный женский день», «День матери», «День семьи». Художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России, экскурсии, походы, просмотр учебных фильмов, игровая программа, наблюдение и обсуждение педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей, акции милосердия и благотворительности в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах в природе (акция «Подкорми птиц», «Скворечник»).

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

 День Учителя (концерт)        

Посещение театров, музеев и др.

Работа школьных кружков

День старшего поколения

Праздники семьи: «истории любви моего дома». «мамины руки, нет их теплее…», »Дорогое слово отец», «Долгая и близкая дорога к дому».

Конкурс рисунков

Посещение выставок,

музеев, экскурсии по г. Салехарду

Тематические экскурсии по г. Салехарду: «Памятные места города»

Новогодние елки

Литературная гостиная

Тематические классные часы, беседы, дискуссии, диспуты по духовно-нравственной тематике.

Классные часы «Что такое духовность? »

Воспитание экологической культуры.

   Программа воспитания экологической культуры направлена на:

  • присвоение эколого-культурных ценностей как одного из направлений общероссийской гражданской идентичности;
  • умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
  • понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
  • представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;
  • способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;
  • опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;
  • осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития;
  • знание основ законодательства в области защиты природы и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;
  • овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического просвещения населения;
  • профессиональная ориентация с учетом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, устойчивого развития общества;
  • развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности;
  • опыт участия в экологических и природоохранных мероприятиях, экологическом туризме;

   1.Содержание.

    Получают представления об экологии, обусловленности здоровья и здорового образа жизни человека экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья (в ходе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ, уроков и внеурочной деятельности).

   Учатся экологически грамотному поведению в школе, дома, в природной и городской среде: организовывать экологически безопасный уклад школьной и домашней жизни, бережно расходовать воду, электроэнергию, утилизировать мусор, сохранять места обитания растений и животных (в процессе участия в практических делах, проведения экологических акций, ролевых игр, школьных конференций, уроков технологии, внеурочной деятельности).

   Участвуют в проведении школьных спартакиад, эстафет, экологических и туристических слётов, экологических лагерей, походов по родному краю. Ведут краеведческую, поисковую, экологическую работу в местных и дальних туристических походах и экскурсиях, путешествиях и экспедициях.

   Участвуют в практической природоохранительной деятельности, в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; создании и реализации коллективных природоохранных проектов.

   Участвуют на добровольной основе в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций, мероприятиях, проводимых общественными экологическими организациями.

   Проводят школьный экологический мониторинг, включающий:

  • систематические и целенаправленные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности, школы, своего жилища;
  • мониторинг состояния водной и воздушной среды в своём жилище, школе, населённом пункте;
  • выявление источников загрязнения почвы, воды и воздуха, состава и интенсивности загрязнений, определение причин загрязнения;
  • разработку проектов, снижающих риски загрязнений почвы, воды и воздуха, например проектов по восстановлению экосистемы ближайшего водоема (пруда, речки, озера и пр.).

   Разрабатывают и реализуют учебно-исследовательские и просветительские проекты по направлениям: экология, ресурсосбережение, экология и бизнес и др.

   2.Виды деятельности и формы занятий.

   Получение опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе, расширение опыта общения с природой осуществляется в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю, получение опыта участия в природоохранительной деятельности осуществляется в школе и на пришкольном участке, посредством участия в экологических акциях и десантах, высадке растений, создании цветочных клумб, очистке доступных территорий от мусора, подкормка птиц, участие в мероприятиях городских, областных, всероссийских программ экологического воспитания. Представление усвоенных в семье позитивных образцов взаимодействия с природой при поддержке родителей (презентации «Как я провел лето», «Моё семейное путешествие», «Наш любимый уголок природы».

Воспитание экологической культуры

Мероприятие

Организация мероприятия  «Праздник Осени».  

Выставка детского творчества  «Поделки из природного материала»

Участие во всероссийской акции  «Сделаем вместе»;

Организация уборки школьной территории

Экскурсии на природу.

Акции: «Подкормите птиц зимой», «Спаси дерево», «Чистый лес», «Посадка деревьев»

Просмотр фильмов, посвященных охране природы.

Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни.

   Программа воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни направлена на:

  • присвоение ценностей здоровья своего народа, народов России как одного из направлений общероссийской гражданской идентичности;
  • осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивного (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
  • осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития;
  • знание основ законодательства в области защиты здоровья и выполнение его требований;
  • овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения  здоровьесберегающего просвещения населения;
  • профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем здоровья;
  • устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;
  • опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях;
  • резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);
  • отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.

   1.Содержание.

   Получают представления о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья (в ходе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых  программ, уроков и внеурочной деятельности).

   Участвуют в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни — проводят беседы, тематические игры, театрализованные представления для младших школьников, сверстников, населения. Просматривают и обсуждают фильмы, посвящённые разным формам оздоровления.

   Участвуют в проведении школьных спартакиад, эстафет, соревнований, оздоровительных походов.

   Составляют правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды и контролируют их выполнение в различных формах мониторинга.

   Учатся оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.

   Получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями).

   Приобретают навык противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ (научиться говорить «нет») (в ходе дискуссий, тренингов, ролевых игр, обсуждения видеосюжетов и др.).

   Проводят школьный мониторинг здоровья,  включающий:

  • мониторинг количества заболеваний ОРВИ и гриппом во время подъема уровня заболеваемости;
  • разрабатывают и реализуют учебно-исследовательские и просветительские проекты по направлениям: здоровье, здоровье и экология и др.

   2.Виды деятельности и формы занятий.

   Физминутки,  физкультурные упражнения и подвижные игры, Дни здоровья, спортивные праздники «Мама, папа, я — спортивная семья», походы, экскурсии, «Весёлые старты», «А ну-ка, парни», эстафеты, участие в спортивных мероприятиях разного уровня, в городских программах, посвящённых пропаганде ЗОЖ, профилактике потребления ПАВ, соблюдение СанПиН.

Формирование ценностного отношения к здоровью и

здоровому образу жизни

Мероприятия

Организация спортивных секций, кружков

Профилактический осмотр

Участие в городских и районных спортивных мероприятиях

Праздники: «День здоровья», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Вперед, мальчишки!», «Веселые старты»

Тематические классные часы: «О вреде курения», «Алкоголизм», «Борьба со СПИДом», «Мир без наркотиков»

Первенство школы по волейболу, минифутболу

Акции: «Родительский урок», «Территория здоровья», «Школа против курения»

Родительские собрания «Профилактика алкоголизма, курения и наркомании».

Борьба с гиподинамией:

-физкультминутки;

-организация подвижных игр

Родительские собрания по ЗОЖ (рекомендации по оздоровлению детей)

Пропаганда ЗОЖ: проведение тематических классных часов, приглашение специалистов для беседы, оформление газет, плакатов, рисунков, просмотр видеофильмов, проведение спортивных мероприятий, консультации

Индивидуальная работа:

-диагностика;

- коррекция психики, здоровья и девиантного поведения;

-помощь, консультирование обучающихся

Нормативное инструктирование обучающихся по охране труда, здоровья и жизни

Устные и наглядные средства информации, просвещения и пропаганды знаний стенд «Здоровый образ жизни» 

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.

   Программа воспитания трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии направлена на:

  •     понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
  •     осознание нравственных основ образования;
  •     осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
  •     осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
  •    умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  •    сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;
  •     готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования);
  •    бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения;
  •    общее знакомство с трудовым законодательством;
  •    нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде.

   1.Содержание.

   Участвуют в подготовке и проведении «Недели науки, техники и производства», конкурсов научно-фантастических проектов, вечеров неразгаданных тайн.

   Ведут дневники экскурсий, походов, наблюдений по оценке окружающей среды.

   Участвуют в олимпиадах по учебным предметам, изготавливают учебные пособия для школьных кабинетов, руководят техническими и предметными кружками, познавательными играми обучающихся младших классов.

   Участвуют в экскурсиях на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в научные организации, учреждения культуры, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, с различными профессиями.

   Знакомятся с профессиональной деятельностью и жизненным путем своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд нашей семьи».

   Приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно- ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед подростками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности).  

   Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа в творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как подростковых, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время).

   Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

   Учатся творчески и критически работать с информацией: целенаправленный сбор информации, её структурирование, анализ и обобщение из разных источников (в ходе выполнения информационных проектов — дайджестов, электронных и бумажных справочников, энциклопедий, каталогов с приложением карт, схем, фотографий и др.).

   2.Виды деятельности и формы занятий.

   Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности  учащихся: познавательной, общественно-полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде. Формирование положительного отношения к труду, осуществление профессионального информирования учащихся о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность. Консультации по выбору профиля обучения: индивидуальные, групповые. Изучение профессиональных планов школьников выпускных классов. Выявление структуры интересов и склонностей учащихся. Осуществление психофизиологической диагностики способностей, организация проведения экскурсий в учебные заведения, на предприятия, посещение Дней открытых дверей учебных заведений. Встречи с представителями предприятий, учебных заведений. Анкетирование родителей учащихся, привлечение родителей для выступлений перед учащимися с беседами, организация мастер-классов, творческих встреч, круглых столов.

   Участие в различных видах общественно-полезной деятельности: субботники по благоустройству территории школы, трудовые десанты «Чистый двор», «Чистая школа», «Зелёные аллеи», осенняя ярмарка, конкурсы, презентации, проекты выставки декоративно-прикладного творчества, коллективно-творческие мероприятия «А ну-ка, парни», «А ну-ка, девушки», встречи с представителями трудовых династий, ветеранами труда, представителями разных профессий, поощрение трудолюбия, порицание лени, неряшливости, небрежности.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Мероприятие

Участие в проекте «Помоги младшему другу»

Организация дежурства по школе,

общешкольный субботник

Работа по уборке   территории   школы

Очистка пришкольной территории от снега и льда

Участие в муниципальном субботнике

Оформление клумбы

Подведение итогов «Лучший дежурный класс»

Диагностика «Учебная мотивация».

Выпуск стенгазет.

Тематические родительские собрания.

Работа с учителями-предметниками по координации усилий в обучении сильных и слабых учащихся.

Внедрение программы психопрофилактической  работы с обучающимися.

Встречи учащихся школы и их родителей со специалистами по проблемам трудового, правового, полового и антиалкогольного воспитания.

Индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.

Педагогическое руководство деятельностью родительского актива, обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных творческих мероприятий.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).

   Программа воспитания ценностного отношения к прекрасному, формирования основ эстетической культуры направлена на:

  •     ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;
  •     эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
  •     представление об искусстве народов России.

1.Содержание.

   Получают представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России (в ходе изучения учебных предметов, встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам).

   Знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения учебных предметов, в системе экскурсионно - краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок).

   Знакомятся с местными мастерами прикладного искусства, наблюдают за их работой, участвуют в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас» и др., обсуждают прочитанные книги, художественные фильмы, телевизионные передачи, компьютерные игры на предмет их этического и эстетического содержания.

   Получают опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования.

   Участвуют вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.

   Участвуют в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремятся внести красоту в домашний быт.

   2.Виды деятельности и формы занятий.

   Формами обогащения художественного опыта учащихся в школе являются творческие кружки, театральные, хореографические объединения учащихся, любительские изостудии, школьная художественная самодеятельность, школьные вечера, олимпиады и др.

Формирование ценностного отношения к прекрасному,

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Мероприятие

 День Учителя (концерт)

Посещение театров, музеев и др.

Работа школьных кружков

День старшего поколения

День матери

Посещение выставок,

музеев, экскурсии по г. Салехарду

Тематические экскурсии по г. Салехарду: «Памятные места города»

Новогодние елки

Литературная гостиная

Тематические классные часы, беседы, дискуссии, диспуты по духовно-нравственной тематике.

Классные часы «Что такое духовность? »

Диагностика уровня воспитанности обучающихся.

Концерты, посвященные праздничным датям .

Критерии оценки эффективности воспитательного процесса.

Ожидаемые результаты

Критерии отслеживания результата

Методики

Охват внеурочной деятельностью

1. Занятость учащихся во внеурочное время

сводная таблица

Состояние преступности                      

1.Отсутствие правонарушений и отсева учащихся;

количество учащихся, состоящих на

учете в  КДН

Уровень воспитанности                          

1. Уважение к  традициям и фундаментальным ценностям школы;

  • 2.Демонстрация знаний этикета и делового общения;
  • 3.Овладение социальными навыками

сводная таблица по классам

Сформированность познавательного потенциала

1.Освоение учащимися образовательной программы

2.Развитость мышления

3.Познавательная активность учащихся

4.Сформированность учебной деятельности

1.Школьный тест умственного развития

2. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

3. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка

4.Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ)

5.Педагогическое наблюдение

Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника

1.Коммуникабельность

2.Сформированность коммуникативной культуры учащихся

3.Знание этикета поведения

1. Методика выявления коммуникативных склонностей.

2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

3.Педагогическое наблюдение.

Сформированность нравственного потенциала

1.Нравственная направленность личности

2. Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

1.Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"

2. Методика С.М. Петровой "Русские пословицы"

3. Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора"

4. Метод ранжирования

5. Методики "Репка" ("Что во мне выросло"), "Магазин", "Золотая рыбка", "Цветик - семицветик"

Сформированность физического потенциала

1.Состояние здоровья  

2. Развитость физических качеств личности

1. Состояние здоровья выпускника школы

2. Развитость физических качеств личности

3. Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика

4. Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

5. Отсутствие вредных привычек

Сформированность эстетического потенциала

1.Развитость чувства прекрасного

2. Сформированность других эстетических чувств

Результативность работы ДО

 1. Эффективность деятельности органов, объединений.

 2. Расширение круга вопросов, самостоятельно решаемых детьми.

Методика М.И. Рожкова «Диагностика уровня творческой активности учащихся»

Сводная таблица

Результативность в районных и областных мероприятиях

Имидж школы

Сводная таблица

Оценка микроклимата в школе

 1. Характер отношений между участниками учебно-воспитательного процесса

 2. Единые требования педагогов и родителей к ребенку.

 3. Участие детей, родителей, учителей в мероприятиях.

4. Нравственные ценности.

5. Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».

Методика С.М. Петровой «Пословицы»

Методика М.И. Рожковой «Изучение социализированности личности».

Методика Л.В. Байбородовой «Ситуация выбора».

Анкета «Что такое счастье?»

Игра  «Фантастический выбор»

Анкета «Моя семья». Методика Е.Н. Степановой «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Методика А.А. Андреева. «Изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Методика Е.А. Степановой «Изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Методика А.А. Андреева  «Изучение удовлетворенности подростков жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Анкета для старшеклассников.

Сформированность общешкольного коллектива

1.Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

2.Развитость самоуправления

3.Сформированность совместной деятельности

 1. Анкетирование;

 2. Тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой;

 3. Методика «Изучение социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова;

4. Методика «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» М.И.Рожкова;

5. Методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева;

6. Комплексная методика «Изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» А.А.Андреева;

7. Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» Р.С.Немова.

8.Методика"Наши отношения"

Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью

1.Комфортность ребенка в школе

2.Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)

1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"

2.Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"

3. Анкета "Ты и твоя школа"

4. Социометрия

5.Сводная ведомость трудоустройства выпускников

Интеграция учебной и внеучебной деятельности.

Рост познавательной активности учащихся.

Наличие высокой мотивации в учебе.

Расширение кругозора учащихся.

Самореализация в разных видах творчества.

Самоопределение после окончания школы.

Анализ результативности участия во внеклассной работе.

Анкета «Зеркало».

Анкета «Патриот».

Анкета «Что вам интересно?»

Анкета «Анализ интересов и направленности подростков».

 Анкета «Интересы и досуг».

 Анкета «Профориентация

подростков.

 Анкета «Познавательные потребности подростка».

 Методика Д.В. Григорьевой «Личностный рост»

Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся

   По каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должны быть предусмотрены и обучающимися могут быть достигнуты определённые результаты.

   Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 

  • ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;
  • знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;
  • системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;
  • понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;
  • уважительное отношение к органам охраны правопорядка;
  •  знание национальных героев и важнейших событий истории России;
  • знание государственных праздников, их истории и значения для общества.

   Воспитание социальной ответственности и компетентности:

  • позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
  • умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;
  • первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;
  • ознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;
  • знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;
  • умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;
  • умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;
  • умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении;
  • ценностное отношение к мужскому или женскому гендеру (своему социальному полу), знание и принятие правил полоролевого поведения в контексте традиционных моральных норм.

   Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

  • ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
  • чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;
  • умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  •  знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
  • понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;
  • понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
  • готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;
  • готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;
  • потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;
  • умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;
  • понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода; • понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие;
  •  понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.

   Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:

  • ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
  • начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;
  • умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
  • знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;
  • знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;
  • знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;
  • знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;
  • знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;
  • умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности,  при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;
  • умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
  •  умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;
  • умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение;
  • знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;
  • формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  • резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);  отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;
  • отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях;
  • умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;
  • проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
  • формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;
  • овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;
  • опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.

   Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:

  • понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
  • понимание нравственных основ образования;
  • начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;
  • умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач;
  • самоопределение в области своих познавательных интересов;
  • умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников;
  • начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
  • понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
  • осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;
  • знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
  • умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • начальный опыт участия в общественно значимых делах;
  • навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;
  • знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально- психологическим качествам, знаниям и умениям человека;
  • сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;
  •  общие представления о трудовом законодательстве.

   Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):

  • ценностное отношение к прекрасному;
  • понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;
  •  способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
  • опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • представление об искусстве народов России;
  •  опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;
  • опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;
  • опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.