Проектная деятельность на уроках географии.

Гилева Лариса Владимировна

Программа: «Применение метода проектов для развития личности учащегося на уроках географии и во внеурочное время».

Заключение: Рецензия. Т.А.Ротару, профессор, преподаватель высшей категории дисциплин профессионального цикла ОГА ПОУ Белгородский политехнический институт 2018 г.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoe_serebro_yamala.docx21.89 КБ
Файл programma_metod_proektov.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

Живое серебро Ямала

 Цель проекта: -Ознакомление с рыбами, занесенными
в Красную книгу ЯНАО, России;

-Изучение экологической обстановки, при стремительном индустриальном развитии округа, влияния на развитие сиговых рыб.

Задачи проекта:

-Изучить   популяции сиговых рыб осетра, муксуна, стерляди;

-Сравнить показатели вылова сиговых рыб по годам на Ямале;

-Обобщить государственные меры сохранения сиговых рыб на Ямале.

Актуальность проекта:

Мы, жители   Земли , думаем,  что  растительный и животный  мир  на планете безграничен.  Но каждый год с лица Земли исчезают сотни видов животных, вырубаются  миллионы гектаров  деревьев. Вот и « живое серебро»  – сиговые рыбы, которые живут  на Ямале, подошли к своей последней черте – полному исчезновению.

Люди должны восстановить эту ценную породу рыб, не только для наших потомков, но и оживить водную жизнь рек, речушек и озер Ямала- жемчужины России.

Объект исследования: Сиговые рыбы:  осетр,  нельма,

стерлядь, муксун,  чир, корюшка

Методы исследования:

Беседа

Опрос

Анализ теоретического материала    

Интервью

Интернет – источник

Фотографирование

Руководители проекта-

-Мухминова И.П. учитель коррекционных классов (8) вида

-Гилева Л.В. учитель биологии и географии

Работали над проектом:

- Учащийся коррекционного класса –Попов Борис

Продукт проекта :

-Презентация: «Живое серебро Ямала»

 - Сибирский сказ «Плач муксуна»

Плакат:

 «Сбережем серебро потомкам!»

Общая длина рек Ямала   – около трёхстах километров, это три четверти    космической трассы «Земля – Луна». В округе – почти 300 тысяч озёр! Особая гордость округа – озеро Ней то, полярный изумруд, одно из крупнейших на полуострове. Заполярным Байкалом зовут наше озеро Щучье, красота которого спорит с жемчужинами мирового значения! Ну а матерью всех рек на Ямале считается Обь – одна из крупнейших рек земного шара, первая в России по площади бассейна и третья, после Енисея и Лены, по водности.

Отчего же в Оби так много «серебра» - сигов?

Живым серебром принято уважительно именовать рыбное многообразие той или иной местности.

 В Обском бассейне великолепно сбалансированы различные требования сиговых рыб к нагулу и размножению. В Оби и Тазе места нагула и нереста сигов разделены громадными пространствами, условия среды в них резко различные, удовлетворяющие требованиям рыб и в период нагула, и в период размножения.

В осетровом хозяйстве Сибири Обь-Иртышский бассейн занимает ведущее место (70 процентов от общего вылова). Осетр — проходная рыба, совершающая длительные миграции

Нерестилищ осетра в средней Оби на территории округа нет.

Ход осетра на нерест от Обской губы до нерестилищ занимает год, то есть осетры перед нерестом обязательно должны перезимовать в Оби.

После перекрытия реки плотиной Новосибирской ГЭС, которая отрезала около 40 процентов нерестовых угодий в верхней Оби, воспроизводство осетра резко сократилось

Популяция обского осетра — реальный кандидат в Красную книгу России. Для сохранения осетра в округе необходимо расширить искусственное воспроизводство, а также пресечь браконьерский промысел, сократить прилов молоди при подледном лове.

        Большая часть обской стерляди обитает в средней Оби, верхней Оби и в Иртыше, но молодь стерляди встречается и в нижней Оби, включая южную часть Обской губы.

Современное состояние популяции стерляди относительно благополучное, но требуются особые охранные меры в местах массового размножения.

Особого внимания заслуживает проблема прилова молодой стерляди при проведении зимнего лова стационарными орудиями.

Стерлядь — рыба семейства осетровых. Взрослые особи обычно достигают длины 40—60 см и массы 0,5—2 кг, иногда встречаются экземпляры массой 6—7 кг и даже до 16 кг. Предельный возраст стерляди около 30 лет.

Осенью, в сентябре, собирается на глубоких участках рек (ямах), где проводит всю зиму в малоподвижном состоянии, не питаясь.

Зарегулирование рек обычно улучшает условия откорма стерляди, но ухудшает условия её воспроизводства.

Стерлядь — ценная промысловая рыба, объект прудового и озёрного разведения.

Муксун встречается во всех крупных реках Сибири от Оби до Колымы. Западная граница распространения — западное побережье Ямала.

В реке Обь муксун, как и другие речные сиговые, совершает протяженные миграции.    До половозрелости муксун держится в Обской губе и дельте Оби. Созревающие рыбы весной поднимаются на нагул в пойму нижней Оби.

Нерестится муксун на средней Оби в районе устья Томи, пройдя путь около 2 тыс. км.

Возраст производителей не превышает пятнадцати лет, средний возраст — девять-десять лет. Нерестовое стадо включает рыб семи-девяти поколений. Муксун редко участвует в повторном нересте, так как практически полностью вылавливается.

Муксун — пресноводная рыба из рода сигов семейства лососевых. В длину достигает 0,75 м, весом до 8 кг.

Рацион состоит из моллюсков и придонных ракообразных. Нерестится осенью, в октябре — ноябре.. Муксун считается ценной промысловой рыбой, деликатесом.

Численность муксуна в последние годы резко сокращается из-за массового браконьерского вылова,.

Муксун — объект искусственного воспроизводства и товарного рыбоводства.

Нельма — рыба семейства лососей, подвид белорыбицы. Распространена в бассейне Северного Ледовитого океана (от реки Поной к востоку до реки Макензи). Полупроходная или пресноводная рыба.

Длина до 1,3 м, весит до 50 кг. Нерест осенью. Плодовитость 125—420 тыс. икринок. Икра развивается между камнями в течении всей зимы.

Хищник начиная с первого года жизни. Питается корюшкой, ряпушкой, молодью сигов а также молодью карповых и окунёвых рыб.

Ценная промысловая рыба; объект разведения.

Основные места обитания — опресненные участки низовий рек, впадающих в Северный Ледовитый океан.

Нельма — крупная рыба. Она достигает 30 и даже 40 кг; средний вес в разных водоемах колеблется от 5 до 12 кг.Нерестует нельма во второй половине сентября и в октябре при температуре воды от 3 до 8°, главным образом на быстрых местах с песчано-галечным грунтом.

Наиболее многочисленна в крупных реках — Оби, Иртыше, Енисее и Лене.

Чир. Окраска боков более темная, чем у других видов рода. Взрослые особи часто имеют бронзовый отлив на боках.   Длина тела около 70 см.

Молодь всех сиговых рыб весной после выклева, когда пойма еще не залита, потоком воды выносится в Обь, затем в губу, где и находится первые годы жизни. Другая часть распределяется по пойме нерестовых рек, нагуливается и осенью при освобождении пойм от воды также мигрирует в губу.

В озере Ярато встречается наиболее крупный чир — размером до 60 см и весом до 4 кг в возрасте 20 лет. В Сеяхе эти показатели достигают соответственно 43 см и 1255 г, в Мордыяхе — 49 см и 2 кг. Во второй половине сентября — начале октября производители поднимаются вверх по реке для размножения. Нерестится чир на течении в период шугохода и подо льдом. Нерестилища находятся в среднем и верхнем течении реки. После нереста чир, если позволяет ледовая обстановка на реке, заходит в озера для зимовки.

Охраняемые территории ЯНАО.

1.Верхне-Тазовский государственный заповедник площадь территории

2.Гыданский государственный заповедник площадь территории

3.Кунатовский государственный природный охотничий заказник федерального значения

4.Надымский государственный природный охотничий заказник федерального значения

5.Нижне-Обской государственный природный охотничий заказник федерального значения

 6.Горнохадатинский государственный биологический заказник регионального значения

7.Мессо-Яхинский государственный биологический заказник регионального значения

8.Собты-Юганский государственный биологический заказник регионального значения

9.Полуйский государственный биологический заказник регионального значения

10.Полярно-Уральский государственный биологический заказник регионального значения

11.Ямальский государственный биологический заказник регионального значения

12.Пякольский государственный биологический заказник регионального значен

13. Харбейский геологический памятник природы регионального значения

14.Сынско-Войкарская этническая территория с особым режимом природопользования

В 2015 году планируется ввести в строй первый для Ямала рыбоводный завод сиговых на р. Собь. В перспективе он обеспечит выпуск в бассейн Оби 20 миллионов экземпляров сеголеток чира, 16 млн. экз. сеголеток пеляди и 5 млн. муксуна. В соответствии с технико-экономическим обоснованием к проекту «Строительства рыбоводного завода на р. Собь, ЯНАО» себестоимость 1 экз. молоди пеляди и чира на выпуске составит 3,03 руб., 1 экз. молоди муксуна 8,5 руб.

Второй такой же завод должен появиться и на территории Красноселькупского района на реке Таз.

Срок завершения строительства рыборазводного завода в поселке Харп остается неизменным – 2015 год

  4 июня, в Салехарде состоялось заседание рыбохозяйственного Совета Ямало-Ненецкого автономного округа. Одна из обсуждаемых тем – строительство рыборазводного завода в поселке Харп Приуральского района. По словам заместителя директора регионального инновационно-инвестиционного Фонда «Ямал» Михаила Быкова, сроки завершения строительства данного проекта остаются неизменными – 2015 год.

           На данный момент уже завершена подготовка площадки для начала строительства. Близится к концу завоз стройматериалов. Ориентировочно в июле начнется монтаж главного корпуса завода. «Стройматериалы доставляют из Свердловской и Тюменской областей. Мощность будущего завода по выращиванию молоди сиговых пород такова: к примеру, чир – 20 млн мальков в год, пелядь – 16 млн, муксуна – 5 млн. Первые результаты ожидаются в 2016 году», -отметил Михаил Быков.Напомним, Федеральным агентством по рыболовству создан проект нормативного акта об установлении ограничения добычи муксуна в реках Ямало-Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа и Томской области



Предварительный просмотр:

Администрация

муниципального образования город Салехард

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

«Рассмотрено»

протокол № 1 от 28.08.2017 г.

заседания НМС  

«Утверждено»

приказ № 398-о от 28 августа 2017 г

Председатель НМС

Директор школы

Чернецкая  Н.Г.

Ямполец Н.И.

_______________

_______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

«Метод проектов на уроке географии и внеурочной деятельности»

Гилева Лариса Владимировна

учитель географии и биологии

Класс: 6

Количество часов: 1 часов в неделю (34 часов)

Срок реализации: 2017-2018 учебный год

(автор программы): Гилева Л.В.учитель географии, МБОУ СОШ №3

1.ФГОС НОО

2.Составлена на основе примерной программы федерального государственного стандарта ООО (примерных учебных программ) для общеобразовательных учреждений по географии.

3. Учебник: Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенский, А.А.Плешаков

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучаемой деятельности.

Курс « Метод проектов на уроке географии» является одним из видов внеклассной работы по географии. Вызывая интерес учащихся к предмету, занятия способствуют  развитию  географического кругозора, познанию географических закономерностей, накоплению новых знаний о природе, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества географической подготовки школьников. Занятия курса  позволит заинтересованным учащимся развить творческие способности, научиться готовить и защищать проектные работы.

Анализ программ, предшествующих модифицированной программе; её достижения и недостатки. Данная модифицированная программа курса составлена на основе формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с авторской рабочей программой (составитель Е.М.Домогацких изд-во Русское слово, 2012 г. к УМК под.ред. Домогацких Е.М.).

В ней предлагается материал для углубления материала, изучаемого в школе, а также материал, не включенный в школьную программу.

Обоснование внесенных изменений. Модифицированная программа центра

« Метод проектов на уроке географии» предполагает  углубленное изучение материала по темам: «Земля во вселенной», «Географическая карта и географические координаты», «Литосфера», «Атмосфера», «Гидросфера», «Биосфера», «Географическая оболочка». Основное содержание программы способствует формированию географического мировоззрения у учащихся. Вносимые изменения обусловлены тем, что у некоторых учащихся снижен интерес к географии как к науке. Интерес к географии непременно повысится, если дети увидят, что она окружает их, сопровождает и даже помогает решать жизненные задачи.

Цель занятий: продолжить формирование УУД в 6 классе с помощью метода проектов, способствовать формированию у учащихся представлений о географии как о части общечеловеческой культуры; развитию умений и навыков учащихся решать и справляться с заданиями, выносимыми на различные этапы всероссийской Олимпиады школьников по географии;  овладению конкретными географическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности.

Задачи курса « Метод проектов на уроке географии»:

-изучение метода проектов

— знакомство технологией проектного метода;

— формирование личных учебно-познавательных мотивов;

— углубленное знакомство учащихся с областью географии, рассматривающей оболочки Земли;

— формирование умений решать географические задачи;

— умение определять географические объекты по их описанию

 Пути, средства и методы достижения целей. Успешное достижение цели курса

возможно путём создания условия радости познания нового, целенаправленного информационного взаимодействия учителя и ученика. Важно, чтобы руководитель центра умело сочетал словесные, наглядные и практические методы обучения. Используемые технологии: проектная, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, используется системно-деятельностный метод.

 Сроки реализации программ. Программа курса « Метод проектов на уроке географии»  рассчитана на 1 год обучения, 35 часов, 1 занятие в неделю по 1 часу.

 Возраст учащихся: 11 — 12 лет.

 Формы организации детского коллектива: эвристическая беседа; деловая игра; олимпиада; демонстрация опытов; конкурс; викторина; создание географических кроссвордов

Тематика проектных работ

1. История открытия и исследования территории своей местности с древнейших времен до наших дней

2. Построение плана территории своей школы.

3. Использование недр Земли человеком.

4. Местные признаки и прогноз погоды. Характерные особенности погоды по сезонам года.

5. Использование и охрана вод своей местности.

6. Красная книга Тульского края.

7. Природно-антропогенный (природный) комплекс.

Требования к уровню усвоения учебного материала

 

В результате изучения программы курса «Готовимся к олимпиаде по географии» учащиеся должны:

  • осознать роль географии в познании окружающего мира:

— объяснять роль различных источников географической информации.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

— объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

— объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

— выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов

и явлений;

— определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между

ними, их изменения в результате деятельности человека;

— различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия

внутренних и внешних сил;

— выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

— выделять причины стихийных явлений в геосферах.

  • использование географических умений:

— находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа

разнообразных источников географической информации;

— применять приборы и инструменты для определения количественных и

качественных характеристик компонентов природы.

  • использование карт как моделей:

— определять на карте местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

— формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам

изменения окружающей среды;

— использовать географические знания для осуществления мер по сохранению

природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

— приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации

человека к условиям окружающей среды.

Содержание программы

Введение. (2 часа)

Что изучает география. Организация наблюдений за природой.

Раздел 1. Земля во Вселенной (3 часа)

            Организация наблюдений за природой. Инструментарий географа. Фенологические признаки наступления времен года своей местности. Путешествия как способ познания окружающего мира. История открытия и исследования территории своей местности с древнейших времен до наших дней.

Практические работы: 1. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями в природе.

Раздел 2. Географические карта и географические координаты (6 часов)

            Глобус. Инструментарий картографа. Градусная сеть на карте Мордовии. Географические координаты. Изображение рельефа на карте. Различие планов и карт по масштабу. Ориентирование на местности. Азимут. Условные знаки на плане и карте. Построение простейших планов местности. Определение географических координат.

Практические работы:

1. Определение географических координат. Определение расстояний по карте.

2. Решение задач по сравнению масштаба планов и карты. 3. Определение азимутов и расстояний на местности.

Раздел 3. Земная кора. (6часов)

            Профессии географов, изучающих литосферу. Инструментарий геолога. Знакомство с горными породами. Основные формы рельефа и их расположение на физической и тектонической картах. Карта движения литосферных плит. Процессы выветривания. Использование недр Земли человеком.

Практические работы: 1. Определение ГП Русской равнины

Раздел 4. Атмосфера (6 часов)

            Географические науки и профессии географов, изучающих. Инструментарий метеорологов. Метеостанции на территории республики. Работа с календарем погоды. Особенности температурного режима. Различия по сезонам. Построение графика хода температуры на основе данных календаря погоды. Распределение осадков по сезонам года Наблюдение за облаками. Построение розы ветров. Причины, влияющие на климат. Местные признаки и прогноз погоды. Характерные особенности погоды по сезонам года.

Практическая работа:

1. Описание погоды по плану.

Раздел 5. Гидросфера (5 часов)

            Географические науки и профессии географов, изучающих гидросферу. Инструментарий гидрологов. Гидрологические пункты на территории Тульской области. Малый круговорот воды в природе. Реки. Использование и охрана вод своей местности.

Практическая работа:

1. Определение географического положения рек Упы и Оки.

Раздел 6. Биосфера (5 часов)

            Методы наблюдения за биосферой. Растительный мир. Растения, занесенные в Красную книгу. Животный мир. Заповедники и заказники. Выявление и объяснение особенностей компонентов природы, их взаимосвязей. Почвы.

Раздел 7. Географическая оболочка (3 часа)

            Природные комплексы. Природные стихийные бедствия. Меры безопасности. Природоохранные мероприятия. Наблюдение за антропогенными изменениями в природе своей местности.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Метод проектов на уроке географии» 6 класс

 

п/п

1

Наименование

разделов и тем

Введение. Что изучает географическое краеведение?

Вид занятия

ИНМ

Кол-во часов

1

Проектные работы

 

2

Организация наблюдений за природой. Инструментарий географа

У-Э

1

Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом

 

Пр. № 1 История открытия и исследования территории своей местности с древнейших времен до наших дней

3

Фенологические признаки            наступления времен года.

 

1

4

Путешествие как способ познания окружающего мира. История открытия и исследования своей местности.

 

1

                                                                                                                                                           

5

Глобус. Инструментарий географа.

ИНМ

 

1

 

6

 Градусная сеть на карте. Географические координаты

 

УПР

 

1

Определение географических координат. Определение расстояний по карте.

7

Изображение рельефа на карте. Различие планов и карт по масштабу.

УПР

 

1

Решение задач по сравнению масштаба планов и карт

8

Ориентирование на местности. Азимут.

УПР

1

Определение азимутов и расстояний на местности

9

Условные знаки на плане и карте.

ИНМ

1

Пр. № 2. Построение плана территории своей школы

10

Построение простейших планов местности.

УПР

1

11

Знакомство с горными породами.

ИНМ

 

1

 

12

Основные формы рельефа. Их расположение на физической и тектонической картах.

 

КУ

 

1

Определение

ГП Русской равнины.

13

Карта движения литосферных плит. 

КУ

 

1

14

Процессы выветривания.

КУ

1

 

15

Геологическая кладовая России и Тульской области.

КУ

1

Виртуальная экскурсия по геологическим музеям страны

 

 

 

     

16

Использование недр Земли человеком.

 

КУ

1

Пр. № 3. Использование недр Земли человеком.

17

Географические науки и профессии географов, изучающие атмосферу. Инструментарий метеорологов

ИНМ

1

Работа с календарем погоды

18

Особенности температурного режим. Различия по сезонам.

 

КУ

 

1

Построение графика хода температуры на основе данных календаря погоды.

19

Распределение осадков по сезонам года. Наблюдение за облаками.

 

КУ

 

1

 

20

Построение розы ветров.

УПР

1

Построение розы ветров

21

Причины, влияющие на климат Местные признаки и прогноз погоды. Характерные особенности погоды по сезонам года.

 

КУ

 

1

 

22

Работа с календарем погоды.

УПР

1

Описание погоды своей местности по плану

23

Географические науки и профессии географов, изучающих гидросферу. Инструментарий гидрологов

 

 

ИНМ

 

1

Пр.№4 Местные признаки и прогноз погоды. Характерные особенности погоды по сезонам года.

 

24

Малый круговорот воды в природе на примере Тульской области.

УПР

1

25

Реки Тульской области.

КУ

1

Описание ГП одной из рек Тулы по плану.

26

Описание гидроресурсов Тульской области.

КУ

1

 

27

Использование и охрана вод своей местности.

КУ

 

1

Пр.№5 Использование и охрана вод своей местности.

 

28

Методы наблюдения за биосферой.

ИНМ

1

 

29

Растительный мир тульской области. Растения, занесенные в Красную книгу.

КУ

1

 

30

Животный мир Тульской области. Заповедники и заказники на территории.

КУ

1

 

31

Выявление и объяснение особенностей компонентов природы, их  взаимосвязей.

КУ

1

 Пр.№6 Красная книга Тульского края.

32

Почвы

У-Э

1

Весенняя экскурсия. Изучение почв своей местности.

33

Природные комплексы.

УПР

 

1

34

Природные стихийные бедствия. Меры безопасности.

 

КУ

 

1

 

35

Наблюдение за антропогенными изменениями в природе своей местности

 

У-Э

 

1

Пр.№7 Природно-антропогенный (природный) комплекс.

 

         

И   Т   О   Г   О

 

35

7

 

Виды занятий:  ИНМ –  урок Изучения Нового Материала

                           КУ    —  Комбинированный Урок

                           УПР —  Урок — Практическая работа по проекту

                           У-Э  —  Урок — Экскурсия