Школьное лесничество "Зеленый патруль"
Школьное лесничество работает с 2019 года.
Руководитель, Гилева Л.В., учитель географии.
Охват:
2023-2024 год- 45 учащихся, (10 и 7 классы)
2024-2025 год- 47 учащихся, (11 и 8 классы)
2025-2026 год- 50 человек ( 5 класс и 6 классы)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 59.17 КБ | |
| 18.59 КБ | |
| 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Департамент образования Администрации МО г. Салехард
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
МБОУ СОШ №3
РАССМОТРЕНО зам. директора ________________________ Чернецкая И.Г.↵ от «28» 08 2024 г. | СОГЛАСОВАНО зам директора ________________________ Сухорукова В.В. от «29» 08 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО директор ________________________ Осипов С.Л. от «29» 08 2024 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Школьное лесничество»
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: 1 год
Направленность: Естественно-социальная
Составитель: Гилева Л.В.
Салехард 2025
Пояснительная записка
Учебный курс, на котором базируется дополнительная образовательная программа объединения «Школьное лесничество», создан по предмету «Лесоводство и лесопользование». При реализации программы объединения «Школьное лесничество» используются как обобщённые данные по предмету, так и конкретные – по лесам ЯНАО.
Дополнительная образовательная программа Школьное лесничество «ЯМАЛ» разработана на основе федерального государственного стандарта основного общего образования (в части формирования экологической культуры учащихся), с учетом авторской программы Н.А. Салахутдинова «Юный лесовод».
Основные направления развития хозяйственной деятельности нашего региона - это нефтяная и газовая промышленность и как следствие хозяйственной деятельности человека остро встаёт вопрос о сохранении природных богатств региона, в данном случае речь идёт о лесах, так как население в основном проживает в лесных городах и посёлках. И здесь необходимо начать правильное формирование роли и места человека в системе природа - человек - общество, воспитывать экологическое мировоззрение.
Актуальность изучения данного курса не подлежит сомнению. Будучи доступной каждому желающему, являясь бесплатной, деятельность ребят в объединении «Школьное лесничество» открывает им двери в общество взрослых, позволяет каждому найти себе занятие по душе, добиться успеха в творческой деятельности и на этой основе повысить свою самооценку, самоутвердиться в коллективе сверстников, повысить свой статус в глазах педагогов, родителей, ближайшего окружения.
Новизна программы. Необходимость введения подрастающего поколения в рыночную экономику вынуждает педагогов создавать новые модели образования. При этом школьное образование предусматривает, как правило, обучение – основное и дополнительное, - которое реализуется при максимально полной учебной нагрузке, допустимой СанПиН. Внешкольные учреждения дополнительного образования детей концентрируют свои усилия на внеучебной образовательной деятельности (ВОД).
Ведущих идей, на основании которых составлена данная программа, несколько. Опорная идея - использование метода социокультурной имитации деятельности настоящего «взрослого» лесничества как ведущей технологии профессиональной социализации обучающихся в объединении «Школьное лесничество». А это - минимум кабинетных теоретических занятий и максимум часов, отводимых на лесоводческую практику, опытную и исследовательскую работу, природоохранные и санитарно-технические акции.
Образовательная программа объединения «Школьное лесничество» напрямую связана с регионально-краевыми компонентами школьных курсов природоведения, географии и биологии.
Нормативно-правовая основа программы
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МО РФ от 17.12.2010 №1897«Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644););
Лесной кодекс Российской Федерации;
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 986 от 4.10.2010 г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель программы: Формирование экологически грамотной личности, обладающей широким спектром общих знаний, относящихся к сфере экологии леса, лесоводства и лесопользования.
Задачи:
Обучающие:
- Приобретение знаний в предметной области в рамках образовательной программы.
- Приобретение знаний и умений, по экологической оценке, состояния лесных экосистем;
- Получение знаний и умений о методах исследования лесных экосистем;
- Приобретение личного опыта и навыков работы со специальными инструментами и приспособлениями для изучения леса.
Развивающие:
- Развитие навыка самостоятельного использования знаний и умений в рамках предметной деятельности.
- Формирование и развитие творческого подхода к решению задач в рамках предметной области.
- Развитие стремления к познанию, расширению кругозора, информированности в рамках предметной деятельности.
- Формирование навыков самостоятельной работы по обработке материалов, полученных в ходе экскурсий;
Воспитательные:
- Вырабатывание трудолюбия, аккуратности, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении совместных работ.
- Формирование ответственного отношения к лесу, как к одному из главных элементов природных ландшафтов.
Организационно-педагогические основы обучения
Образовательная программа объединения «Школьное лесничество» рассчитана на учащихся в возрасте 12-16 лет (5-9 классы) – мальчиков и девочек, не имеющих специальной подготовки в данной предметной области, но проявивших желание к изучению биологии и экологии леса, лесоводства и рационального лесопользования.
Зачисление обучающегося в объединение производится на основании письменного заявления родителей (законных представителей).
Отчисление из объединения происходит по собственному желанию обучающегося или его родителей (законных представителей).
Данная программа не имеет специальных требований к желающим заниматься в объединении, поэтому индивидуальные особенности детей при их зачислении не учитываются.
Приѐм в образовательное объединение, перевод и отчисление обучающихся из образовательного объединения регулируются Положением школьного лесничества.
Объём материала программы рассчитан на 1 год обучения. Оптимальный численный состав объединения определяется в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и составляет:
– 30 человек,
Программа предполагает проведение теоретических, практических занятий, экскурсий, полевых практик.
Сроки реализации программы 1год
Год обучения | Количество часов в неделю | Количество недель в году | Всего часов в году |
1 | 2 | 35 | 70 |
Рекомендуемый режим занятий
Продолжительность занятия | Периодичность занятий | Кол-во часов в неделю |
2 часа | 1 раз в неделю | 2 |
|
Занятия проходят раз в неделю, продолжительность каждого занятия – два академических часа с обязательным 10-минутным перерывом между ними для отдыха детей и проветривания помещений. Один академический час равен 45 минутам. В дополнительном образовании учебный год согласно нормативным документам длится 35 учебных недель (поэтому 2 академических часа х 35 недель = 70 учебным часам в год).
Ожидаемые результаты реализации программы «Школьное лесничество»
По окончании изучения данной программы обучающиеся достигнут следующих результатов:
Личностные:
- Выработано трудолюбие, аккуратность и терпение и умение довести начатое дело до конца и взаимопомощь при выполнении совместных работ.
- Сформировано ответственное отношение к лесу, как к одному из главных элементов природных ландшафтов.
- Воспитание у учащихся бережного отношения к лесу и его обитателям. Формирование сознательного подхода к восприятию экологических проблем в области природопользования.
Метапредметные:
- Приобретут навыки самостоятельного использования знаний и умений в рамках предметной деятельности.
- Сформирован и развит творческий подход к решению задач в рамках предметной области.
- Развито стремление к познанию, расширению кругозора, информированности в рамках предметной деятельности.
- Приобретут навыки самостоятельной работы по обработке материала, который получили в ходе экскурсий.
Предметные:
- Приобретены знания в предметной области в рамках образовательной программы;
- Приобретены знания и умения, по экологической оценке, состояния лесных
экосистем;
- Получены знания и умения о методах исследования лесных экосистем;
- Приобретен навык работы специальными инструментами и приспособлениями для изучения леса.
Модель выпускника
По окончании обучения по программе учащиеся будут знать общие сведения о лесе, основные элементы и признаки леса; основы лесоведения, лесовосстановления, общей экологии; региональные проблемы охраны природы; особо охраняемые природные территории ЯНАО.
Будут уметь сравнивать типы лесов по лесорастительному покрову; распознать древесные и кустарниковые породы; наблюдать изменения в природе, определять некоторые травянистых растений; определить лекарственные растения и проводить правильно их сбор. Будут понимать значение леса в природе и жизни человека.
Кроме этого, с первого года обучения планируется их активное привлечение учащихся к научной и проектной деятельности с последующим выступлением с результатами работы на семинарах, конференциях, съездах школьных лесничеств.
Учебно-тематический план обучения
№ п/п | Раздел. Тема | Всего (часов) | Теория (часов) | Практик а (часов) |
| Вводное занятие | 1 | 1 |
|
1. 1.1.
1.2.
1.3. | Лес и его значение. Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества Леса ЯНАО, их экологическое и хозяйственное значение. Лесная кладовая. | 10
| 5
| 5
|
2. 2.1. 2.2 2.3.
2.4. 2.5 | Лесоведение. Лес, как природная система. Обитатели леса. Основные элементы и признаки леса Типы лесов в ЯНАО и основные лесообразующие древесные породы в этих типах леса. Смена пород в лесу. | 10
| 4
| 6
|
3. 3.1. 3.2.
| Основы экологии. Что такое экология. Экологические законы Экологические факторы | 10
| 5
| 5
|
4. 4.1.
4.2.
| Лесовосстановление. Возобновление леса – естественное и искусственное. Выращивание лесного посадочного материала. | 10
| 4
| 6
|
5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 5.6. | Охрана природы. Охрана окружающей среды. Роль зеленых насаждений. Редкие растения и их охрана. Редкие животные и их охрана. Красная книга ЯНАО и России. Особо охраняемые территории ЯНАО. | 10
| 4
| 6
|
6.
| Фенологические метеорологические наблюдения в дендропарке и в лесу. | 10
| 2
| 8
|
7. | Полевые практики. | 4 | 1 | 3 |
8. | Здоровый образ жизни. | 2 | 2 | |
9. | Дополнительные мероприятия. | 2 |
| 2 |
| Итоговое занятие. | 1 |
| 2 |
Итого: | 70 | 25 | 43 | |
Содержание программы обучения
Вводное занятие (1 ч.).
Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу. Экскурсия в лес, знакомство с основными экспозициями древесно-кустарниковых пород.
Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Участие школьников в деле охраны леса и зеленых насаждений.
Планирование «Недели леса »:
- Праздник «День работника леса» (поздравительные открытки работникам ОАО Леса ЯНАО).
- «Неделя леса ». АКЦИЯ «ПОСАДИ ДЕРЕВО!!!».
Раздел 1. Лес и его значение (10 ч.)
Тема 1.1. Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества Древесина - главный продукт леса. Лес – фабрика кислорода. Побочное пользование лесов. Водоохранная и почвозащитная роль леса (2ч).
Тема 1.2. Леса ЯНАО, их экологическое и хозяйственное значение. Группы лесов по режиму хозяйственного значения. (2ч).
Тема 1.3. Лесная кладовая. Пищевые и лекарственные растения. Работа над рефератами (лекарственные растения, рецепты) (2ч).
Практические работы (6ч):
- Составление гербария «Лекарственные растения» (2ч).
- Экскурсия в лес для сбора и изучения лекарственных растений (2ч).
- Викторина «Знаешь ли ты лес?»(1ч).
- Экскурсия в хвойный лес. (1ч).
Раздел 2. Лесоводство (10 ч.)
Тема 2.1. Лес как природная система. Лес – сложное растительное сообщество. Основные элементы и признаки леса (древостой, подрост, подлесок, живой напочвенный покров).
Лесные ярусы. (2ч)
Тема 2.2. Лесные обитатели. Лесные звери. Зимующие, кочующие и перелетные птицы. Биологические особенности животных леса. Поведение животных. Приспособление животных к обитанию в лесах различных групп. Муравьи – санитары леса (3ч).
Тема 2.3. Типы лесов в ЯНАО. Смешанные, хвойные, мелколиственные и широколиственные леса. Биологические особенности основных древесных пород, произрастающих в нашей республике (3ч).
Тема 2.4. Смена пород в лесу. Первичные и вторичные леса. Смена пород в результате пожара, сплошных рубок. Смена сосны елью. Смена сосны березой и осиной (2ч). Практические работы (10ч):
- Наблюдение за растениями и животными леса, изучение условий обитания, особенностей произрастания – одиночные или образуют заросли, угнетен ли рост и т.д.(2ч).
- Изучение типов повреждений растений насекомыми. Сбор природной коллекции (2ч).
- Самостоятельная работа: составление гербария древесно-кустарниковых пород (2ч).
- Экскурсия в лес для ознакомления типами леса (2ч).
- Изучение ярусов в лесу (2ч).
- Викторина «Птицы – друзья леса» (1ч).
- Роль муравьев в лесных экосистемах (2ч).
- Изучение смены пород в лесу (2ч).
Раздел 3. Основы экологии (10ч.)
Тема 3.1. Что изучает экология (2ч).
Тема 3.2. Законы экологии для Мира и Леса (3ч).
Тема 3.3. Экологические факторы (3ч).
Практические работы (ч):
- Определение кислотности снега. (2ч).
- Выявление химических загрязнений на снегу. (2ч).
- Оценка качества воды(2ч).
- Анализ суммарной запыленности воздуха.
Экскурсия – по короткому участку маршрута по старой лыжной трассе в местечке «Лыжная база» г. Салехард; цель экскурсии - знакомство с состоянием деревьев и кустарников. (2ч).
Самостоятельная работа «Ярусы леса» и основные древесные породы их составляющие»». «Виды деревьев и кустарников местной флоры. Фотографирование растений и компьютерная обработка фотографий, составление и оформление рефератов, подготовка презентаций.
Раздел 4.Лесовосстановление (10ч).
Тема 4.1. Возобновление леса – естественное и искусственное. Семенное и вегетативное размножение. Факторы, способствующие возобновлению леса. Роль животных в распространении семян. Посадка леса (2ч).
Тема 4.2. Выращивание лесного посадочного материала (сеянцы, саженцы, черенки).
Лесные питомники их назначение (2ч).
Практические работы:
- Опыты применения различных способов размножения деревьев и кустарников (семенами, черенками и т.д.) (2ч).
- Дидактическая игра «Лес. Сад. Огород» (2ч).
- Викторина «Деревья и кустарники» (1ч).
- Экскурсия в лес для ознакомления с лесовосстановительными работами прошлых лет (2ч).
- Экскурсия в ОАО Леса ЯНАО и проведение лабораторного занятия на тему «Определение посевных качеств семян лесных растений» (2ч).
- Определение схемы смешения лесных культур в разных кварталах (2ч).
Раздел 5. Охрана природы. (10ч.)
Тема 5.1.Охрана окружающей среды и ее значение для народного хозяйства. Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду (2ч).
Тема 5.2. Роль зеленых насаждений и озеленения. Создание искусственных растительных сообществ (2ч).
Тема 5.3. Редкие растения и их охрана. Растения, занесенные в Красную книгу ЯНАО. Причины исчезновения растений (2ч).
Тема 5.4. Редкие животные и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу ЯНАО. Роль искусственных гнезд. Значение зимней подкормки птиц (2ч).
Тема 5.5. Особо охраняемые территории ЯНАО (заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки) (2ч).
Практические
- Экскурсия «Краснокнижные растения и животные ЯНАО».
- Подготовка и проведение праздников природы: «День птиц», «День Земли».
- Самостоятельная работа: твоя Красная книга (доклады, сообщения, рефераты о редких и краснокнижных животных и растениях из других географических регионов Земли в коллекциях»).
- «ЗЕЛЁНЫЙ ПАТРУЛЬ» по прилегающим городским зелѐным зонам (паркам, скверам и т.п.) для выявления их загрязнений.
- Экскурсия в Салехардское лесничество, знакомство с работниками, подписание (или пролонгация подписанного ранее) договора о совместной деятельности и составление плана этой деятельности.
- Практическая деятельность кружковцев «Школьного лесничества» по плану совместной деятельности с работниками Салехардского лесничества.
6. Фенологические и метеорологические наблюдения в природе (10ч).
Тема 6.1. Значение наблюдений за погодой и природными явлениями. Фазы развития растений. Поведение животных. Народные приметы. Главнейшие объекты для фенологических наблюдений (2ч).
Практические работы (8ч):
- Наблюдение за перелетными птицами (2ч).
- Экскурсия «Краски осени». Листопад – явление природы (2ч).
- Наблюдение за цветением деревьев и кустарников (2ч).
- Наблюдение: Раннецветущие растения (2ч).
- Нанесение наблюдений в календарь наблюдений. Значение метеорологических и фенологических наблюдений за погодой и природными явлениями, фазами развития растений, поведением животных.
- Как, что и когда наблюдать в природе? «Народные приметы и предсказание погоды по ним», «Какая завтра погода», «Животный и растительный мир и погода», «Растения – барометры» (2ч).
Раздел 7. Полевые практики (4ч):
- Изучение растений в окрестностях города Салехарда:
растения леса; растения луга; растения водоема;
- Изучение видового состава лекарственных растений г. Салехарда.
- Изучение раннецветущих растений.
- Инвентаризация (учет) древесно-кустарниковых культур и многолетних травянистых растений, посаженных в прошлые годы.
Раздел 8. Здоровый образ жизни (1ч).
Тема 8.1. Пропаганда здорового образа жизни среди детей. Анкетирование учащихся. Игровые программы (сценарий, викторина, беседа, подвижные игры):
- Береги здоровье смолоду!
- Скажем курению нет!
- В здоровом теле – здоровый дух.
- Здоровье сгубишь – новое не купишь.
- Школа чистюль.
- Твой дом – твое здоровье.
- Прекрасное рядом.
- Наркомания – знак беды.
Практические работы.
- Сервировка и оформление обеденного стола.
- Подвижные игры на свежем воздухе
Тема 8.2. Растения лечат и калечат. Путешествие с комнатными растениями. Гиподинамия. Движение – это твоѐ лекарство. Красивая походка. Изучение физического развития и функционального состояния организма.
Практические работы.
- Оказание первой доврачебной помощи.
- Правила хранения лекарств и обращение с ними.
- Дополнительные мероприятия (8 ч). Практическая деятельность группы кружковцев «Школьного лесничества» первого года занятий по плану совместной деятельности с работниками ОАО Леса ЯНАО.
- Итоговое занятие (1ч).
Подведение итогов за год. Подготовка и публикация в ИНТЕРНЕТЕ (на странице ОАО ЯНАО, сайте школы) отчета о проведённых акциях и результатах практической деятельности коллектива первого года занятий объединения «Школьное лесничество».
К концу первого года занятий учащиеся будут знать общие сведения о лесе, основные элементы и признаки леса; основы лесоводства и лесоразведения; региональные проблемы охраны природы; особо охраняемые природные территории и памятники природы РК. Будут уметь сравнивать типы лесов по лесорастительному покрову; распознать древесные и кустарниковые породы; наблюдать изменения в природе, изменения среды обитания под влиянием деятельности человека; определять некоторые виды древесных, кустарниковых и травянистых растений; определить лекарственные растения и проводить правильно их сбор; использовать знания в решении простейших экологических проблем и в природоохранной деятельности; обосновать значение биоразнообразия; сравнивать различные типы леса; обосновать потребность в лесоразведении; выращивать посадочный материал в открытом/закрытом грунте; осуществлять природоохранные мероприятия; представлять результаты исследовательской деятельности; определять классы пожарной опасности в лесу. Будут понимать значение леса в природе и жизни человека.
Методическое обеспечение программы
Программа построена на общедидактических и специфических принципах обучения:
- принцип сознательности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной
деятельности;
- принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала;
- принцип повторения знаний, умений, навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;
- принцип постепенности. Последовательное обучение важно для формирования экологически грамотной личности.
Для достижения поставленной цели в программе используются следующие методы обучения:
- словесные методы (беседа, объяснение, рассказ);
- практические (практические задания, наблюдения, анализ, работа с литературой, работа с лесотаксационными инструментами); наглядные (плакаты, схемы, таблицы).
А также формы познавательной деятельности:
- викторина;
- экскурсия;
- ролевая игра;
- дидактическая игра;
- практическая работа.
Условия реализации программы:
- тематические плакаты: «Животные леса», «Птицы леса», «Перелетные и зимующие птицы», «Насекомые леса», «Ярусы леса», «Пищевые сети и цепи», «Природные сообщества», «Особо охраняемые территории РК»
- гербарии: «Лекарственные растения леса», «Пищевые растения леса», «Древеснокустарниковые породы леса», «Растения луга», «Растения водоѐма»
- спилы деревьев: сосна обыкновенная, сосна сибирская кедровая, ель обыкновенная, ель сибирская, пихта сибирская, лиственница сибирская, береза пушистая, осина обыкновенная.
- коллекции: «Насекомые вредители леса» «Насекомые леса» «Насекомые луга» «Насекомые водоѐма»
- расходный материал для выполнения практических работ (индикаторная и фильтровальная бумага), рабочие тетради и блокноты, химические стаканы, воронки, цветные карандаши, фломастеры, картон и бумага, ножницы, скотч, клей-карандаш, бумага для печати;
- компьютер;
- мультимедиа-проектор;
- экран;
- цифровой фотоаппарат;
- Красная Книга ЯНАО;
- гербарные папки;
- бинокль;
- портновский сантиметр;
- рулетка;
- лесотаксационное оборудование (возрастной бурав, таксационная вилка, высотомер).
Календарный учебный план.
Раздел, тема программы. |
Содержание (теория, практика, форма проведения) |
Дидактические материалы, наглядные пособия
|
Примечание | ||||
1 | 1-7 сентя бря | Тема 1.1 Вводное занятие. | Теория: Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу. Практика: Викторина. Решение ситуационных задач.
|
| Входящий контроль. | ||
Раздел 1. Лес и его значение | |||||||
|
| Тема 1.2 Лес и его значение.
| Теория: Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества Древесина - главный продукт леса. Лес – фабрика кислорода. Побочное пользование лесов. Водоохранная и почвозащитная роль леса.
|
|
| ||
2 | 8-14 сентя бря | Тема 1.3 Леса ЯНАО | Теория: Леса ЯНАО, их экологическое и хозяйственное значение. Группы лесов по режиму хозяйственного значения.
|
|
| ||
Тема 1.4 Лесная кладовая. | Теория: Пищевые и лекарственные растения. Работа над рефератами (лекарственные растения, рецепты).
|
|
| ||||
3 | 15-21 сентя бря | Тема 1.5 Викторина «Знаешь ли ты лес?» | Практика: проверка усвоенного материала. |
|
| ||
Тема 1.6 Составление гербария «Лекарственные растения ЯНАО».
| Практика: составление альбома гербарных образцов лекарственных растений.
|
|
| ||||
4 | 22-28 сентя бря | Тема 1.7 Составление гербария «Пищевые растения ЯНАО».
| Практика: составление альбома гербарных образцов пищевых растений.
|
|
| ||
Тема 1.8 Экскурсия в лес. | Практика: знакомство учащихся с растительным миром таежных лесов. |
|
| ||||||||
5 | 29-5 октяб ря | Тема 1.9 Фенологические и метеорологические наблюдения в природе. | Теория: Значение наблюдений за погодой и природными явлениями. Фазы развития растений. Поведение животных. Народные приметы. Главнейшие объекты для фенологических наблюдений.
|
|
| ||||||
Тема 1.10 Экскурсия «Краски осени». Листопад – явление природы.
| Практика: Наблюдение за подготовкой растений к зимним условиям. Знакомство учащихся со значением листопада в жизни растений. |
|
| ||||||||
Раздел 2. Лесоведение | |||||||||||
6 |
| Тема 2.11 Лес как природная система. | Теория: Лес – сложное растительное сообщество. Основные элементы и признаки леса (древостой, подрост, подлесок, живой напочвенный покров). Лесные ярусы. |
|
| ||||||
7 | 20-27 октяб ря | Тема 2.12 Лесные обитатели. | Теория: Лесные звери. Зимующие, кочующие и перелетные птицы. Биологические особенности животных леса.
|
|
| ||||||
Тема 2.16 Лесные обитатели. | Теория: Поведение животных. Приспособление животных к обитанию в лесах различных групп. Муравьи – санитары леса.
|
|
| ||||||||
8 | 28-3 ноябр | Тема 2.17 Типы лесов в ЯНАО. | Теория: Смешанные, хвойные, мелколиственные и широколиственные леса. Биологические особенности |
|
| ||||||
9 | Тема 2.18 Смена пород в лесу. | Теория: Первичные и вторичные леса. Смена пород в результате пожара, сплошных рубок. Смена сосны елью. Смена сосны березой и осиной.
|
|
| |||
10 | 4-10 ноябр я | Тема 2.19 Экскурсия по окрестностям Салехарда. | Практика: Наблюдение за растениями и животными, обитающими в окрестностях Салехарда, изучение условий обитания, особенностей произрастания.
|
|
| ||
Тема 2.20 Экскурсия в ОАО Леса ЯНАО.
| Практика: Изучение коллекций повреждений растений насекомыми.
|
|
| ||||
11 | 11-17 ноябр я | Тема 2.21 Самостоятельная работа. | Практика: Составление гербария древеснокустарниковых пород на основе материалов
|
|
| ||
Тема 2.22 Викторина «Птицы – друзья леса». | Практика: Проведение викторины по птицам таежных лесов.
|
|
| ||||
12 | 18-23 ноябр я | Тема 2.23 Конкурс плакатов "Берегите лес".
| Практика: Повторение пройденного материала.
|
|
| ||
Тема 2.24 Народные приметы и предсказание погоды по ним.
| Теория: Знакомство учащихся с народными приметами, связанными с определением погоды. Раскрыть верные и неверные народные приметы. Дать им научное объяснение
|
|
| ||||
Раздел 3. Основы экологии | ||||||||
13 |
| Тема 3.28 Что изучает экология. | 2 | 2 | - | Теория: познакомить учащихся с понятием экосистема, и из каких частей она состоит.
|
|
|
15 | 8-14 декаб ря | Тема 3.29 Законы экологии для Мира и Леса. | 2 | 2 | - | Теория: познакомить учащихся с влиянием основных экологических законов на лесные экосистемы.
|
|
|
Тема 3.30 Экологические факторы. | 2 | 2 | - | Теория: знакомство учащихся с климатическими, орографическими и эдафическими факторами и их влиянием на лесные экосистемы.
|
|
| ||
14 -15 | 15-21 декаб ря
| Тема 3.31 Экологические факторы. | 2 | 2 | - | Теория: знакомство учащихся с биотическими, и антропогенными факторами и их влиянием на лесные экосистемы.
|
|
|
Тема 3.32 Экскурсия «Ярусы и основные древесные породы их составляющие».
| 2 | - | 2 | Практика: знакомство учащихся древесными и кустарниковыми растениями, и с лесными ярусами на.
|
|
| ||
16-17 | 22-28 декаб ря | Тема 3.33 Экскурсия «Виды деревьев и кустарников инорайонных флор.
| 2 | - | 2 | Практика: знакомство учащихся с древесными и кустарниковыми породами из других регионов на лыжной базе.
|
|
|
Тема 3.34 Влияние погоды на животный и растительный мир.
| 2 | 1 | 1 | Теория: Раскрыть учащимся влияние погодных условий на растительный и животный мир. Практика: Знакомство учащихся с сезонными изменениями.
|
|
| ||
18 | 11-17 январ я | Тема 3.35 Виртуальная экскурсия «Зимний лес».
| 2 | 1 | 1 | Теория: Познакомить учащихся с изменениями в жизни растений и животных в зимний период. Практика: Блиц-опрос по виртуальной экскурсии. Знакомство с образцами древесных и кустарниковых пород.
|
|
|
Тема 3.36 Проверочная | 2 | - | 2 | Практика: Проверочная работа. |
| Промежуточный | ||
Раздел 4. Лесовосстановление | ||||||||
19 | 18-26 январ я | Тема 4.37 Естественное возобновление леса. | 2 | 2 | - | Теория: Раскрыть учащимся особенности естественного возобновления леса.
|
|
|
Тема 4.38 Искусственное возобновление леса.
| 2 | 2 | - | Теория: раскрыть учащимся особенности искусственного возобновления леса. Изучить семенное и вегетативное размножение растений.
|
|
| ||
20 | 27-2 февра ля | Тема 4.39 Факторы, способствующие возобновлению леса.
| 2 | 2 | - | Теория: познакомить учащихся с различными факторами способствующими возобновлению леса. Раскрыть роль животных в распространении семян. Посадка леса.
|
|
|
Тема 4.40 Выращивание лесного посадочного материала.
| 2 | 2 | - | Теория: лесные питомники и их назначение. Выращивание сеянцев, саженцев, размножение с помощью черенков.
|
|
| ||
21 | 3-9 февра ля | Тема 4.41 Экскурсия Леса ЯНАО«». | 2 | - | 2 | Практика: проведение лабораторного занятия на тему «Определение посевных качеств семян лесных растений».
|
|
|
Тема 4.42 Дидактическая игра «Лес. Сад. Огород».
| 2 | - | 2 | Практика: Повторение пройденного материала. |
|
| ||
22 | 10-16 февра ля | Тема 4.43 Экскурсия. Раннецветущие растения.
| 2 | - | 2 | Практика: Знакомство учащихся с сезонными изменениями в растительном мире весной. |
|
|
Тема 4.44 Здоровый образ жизни. Береги здоровье смолоду!
| 2 | 1 | 1 | Теория: Пропаганда здорового образа жизни среди детей. Практика: Проведение викторины о бережном отношении к здоровью. Подвижные игры на свежем воздухе.
|
|
| ||
23 | 17-23 | Тема 4.45 Проверочная | 2 | - | 2 | Практика: Проверочная работа. |
| Промежуточный |
февра ля | работа
|
| контроль. | |||||
Раздел 5. Охрана природы | ||||||||
|
| Тема 5.46 Охрана природы. | 2 | 2 | - | Теория: Охрана окружающей среды и ее значение для народного хозяйства. Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. |
|
|
24 | 24-2 марта | Тема 5.47 Роль зеленых насаждений и озеленения. | 2 | 2 | - | Теория: Знакомство учащихся с созданием искусственных растительных сообществ.
|
|
|
Тема 5.48 Редкие растения и их охрана. | 2 | 2 | - | Теория: Растения, занесенные в Красную книгу Республики Коми. Причины исчезновения растений.
|
|
| ||
25 | 3-9 марта | Тема 5.49 Редкие животные и их охрана. | 2 | 2 | - | Теория: Животные, занесенные в Красную книгу ЯНАО. Роль искусственных гнезд. Значение зимней подкормки птиц. |
|
|
Тема 5.50 Особо охраняемые территории ЯНАО. | 2 | 2 | - | Теория: Знакомство учащихся с заповедниками, заказниками, памятниками природы, национальными парками и их ролью в охране окружающей среды.
|
|
| ||
26 | 10-16 марта | Тема 5.51 Экскурсия «Краснокнижные растения и животные».
| 2 | - | 2 | Практика: Знакомство учащихся с растениями и животными в занесенными в Красную книгу. |
|
|
Тема 5.52 Экскурсия по паркам и скверам Салехарда для выявления их загрязнений.
| 2 | - | 2 | Практика: Знакомство учащихся с негативным влиянием антропогенного фактора на окружающую среду. |
|
| ||
27 | 17-23 марта | Тема 5.53 «День птиц» | 2 | 2 | - | Теория: Подготовка к проведению экологического праздника «День птиц».
|
|
|
Тема 5.54 «День птиц» | 2 | - | 2 | Практика: Проведение «Дня птиц».
|
|
| ||
28 | 24-30 марта | Тема 5.55 Самостоятельная работа «Твоя Красная книга». | 2 | - | 2 | Практика: Подготовка сообщений, докладов, рефератов о краснокнижных растениях и животных других регионов.
|
|
|
Тема 5.56 Проверочная работа.
| 2 | - | 2 | Практика: Проверочная работа.
|
| Промежуточный контроль. | |||
29 | 31-6 апрел я | Тема 5.57 Правила хранения лекарств и обращения с ними.
| 2 | 2 | - | Теория: Познакомить учащихся с правилами хранения и использования лекарственных препаратов.
|
|
| |
Тема 5.58 Оказание первой медицинской помощи.
| 2 | 1 | 1 | Теория: Раскрыть учащимся теоретические аспекты оказания первой медицинской помощи. Практика: Наложение повязок, жгутов, транспортировка пострадавших, использование подручных средств при оказании первой медицинской помощи.
|
|
| |||
30 | 7-13 апрел я | Тема 5.59 «День Земли» | 2 | 2 | - | Теория: Подготовка к проведению экологического праздника «День Земли».
|
|
| |
Тема 5.60 «День Земли» | 2 | - | 2 | Практика: Проведение «Дня Земли».
|
|
| |||
31 | 14-20 апрел я | Тема 5.61 Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | Практика: Проверочная работа.
|
| Итоговый контроль. | |
Раздел 6. Практические работы | |||||||||
|
| Тема 6.62 Практические работы | 2 | 2 | - | Практика: Практическая деятельность кружковцев «Школьного лесничества» по плану совместной деятельности с работниками Салехардского лесничества.
|
|
| |
32 | 21-27 апрел я | Тема 6.63 Практические работы | 2 | - | 2 | Практика: Практическая деятельность кружковцев «Школьного лесничества» по плану совместной деятельности с работниками Салехардского лесничества.
|
|
| |
Тема 6.64 Практические работы | 2 | - | 2 | Практика: Практическая деятельность кружковцев «Школьного лесничества» по плану совместной деятельности с работниками Салехардского лесничества.
|
|
| |||
33 | 28-4 мая | Тема 6.65 Практические работы | 2 | - | 2 | Практика: Практическая деятельность кружковцев «Школьного лесничества» по плану совместной деятельности с работниками Салехардского лесничества.
|
|
| |
Тема 6.66 Практические работы | 2 | - | 2 | Практика: Практическая деятельность кружковцев «Школьного лесничества» по плану совместной деятельности с работниками Салехардского лесничества.
|
|
| |||
Раздел 7. Полевые практики | |||||||||
34 | 5-11 мая | Тема 7.67 Полевые практики | 12 | 2 | 10 | Практика: Изучение растительного и животного мира в окрестностях города Салехарда.
|
|
| |
Тема 7.68 Полевые практики |
|
|
| Практика: Изучение растительного и животного мира в окрестностях города Салехарда .
|
|
| |||
35 | 12-18 мая | Тема 7.69 Полевые практики |
|
|
| Практика: Изучение растительного и животного мира в окрестностях города Салехарда
|
|
| |
Тема 7.70 Полевые практики |
|
|
| Практика: Изучение растительного и животного мира в окрестностях города Салехарда
|
|
| |||
36 | 19-25 мая | Тема 7.71 Полевые практики |
|
|
| Практика: Изучение растительного и животного мира в окрестностях города Салехарда
|
|
| |
Тема 7.72 Полевые практики |
|
|
| Практика: Изучение растительного и животного мира в окрестностях города Салехарда
|
|
| |||
| Итого:
| 70 | 25 | 43 |
|
|
| ||
36 учебных недель в учебном году (17 недель в I полугодии, 19 недель во II полугодии)
|
|
|
|
|
|
| |||
Список литературы
Нормативная база
- 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2018 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребѐнка» от 24.07.98 г. №124-ФЗ (ред. от 02.12.2013 г).
- Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. (ред. от 28.12.2013 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
- Межведомственная программа развития дополнительного развития детей в Российской Федерации до 2020 года.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей""
- Устав школьного лесничества МБОУ СОШ №3 и ОАО Леса ЯНАО
Литература для педагога
- Андреев К.А., Волков А.Д., Крутов В.И. Книга юного лесовода. Учебное пособие по основам лесоведения и охраны природы. Петрозаводск. 2006.
- Гудков В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник-определитель. 2007.
- Исследуем окружающую среду. Методическое пособие для педагогов УДО и общеобразовательных школ. Уфа: Издательство БИРО, 2005.
- Комплексная экологическая практика школьников и студентов: программы, методики, оснащение. Учебно-методическое пособие. Издание 3-е, исправленное и дополненное. Под ред. проф. Л.А. Коробейниковой. Санкт-Петербург, 2002.
- Лесной кодекс Российской Федерации. Сибирское университетское издательство: Новосибирск – 2009. 6. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Юнысбаев Б.Х. Экологические исследования в сельской школе: Изучение биологического разнообразия (тематика, методы, правила оформления экологических проектов). Учебно-методическое пособие. Уфа: БИРО, 2004.
- Приказ МИНПРИРОДЫ РК от 12.02.2008 №79 (ред. от 28.07.2008) «Об утверждении перечней (списков) объектов растительного и животного мира, занесѐнных в Красную книгу Республики Коми»
- Приложение 3 к Приказу Рослесхоза от 29.12.2007 №523 «Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований».
- Сеннов С.Н. Лесоведение и лесоводство. Москва: Академия, 2005.
- Соколов Г.И., Грачева Л.П. Пособие по вопросам лесного хозяйства и экологии. Челябинск, 2006.
- Храбрый В. Атлас определитель птиц. Санкт-Петербург 2006.
- Ярошенко А.Ю. Как вырастить лес. Методическое пособие. Уфа: 2005
Литература для учащихся
- АтласЯНАО, 2011.
- Бобров Р.В. Экзамен на лесничего: Книга для учащихся старших классов средней школы. Москва 1990
- Красная книга ЯНАО. , 2009.
- Солодова Н.И., Христофорова Л.Б., Малахова Н.И. Основы устойчивого управления лесным хозяйством. Санкт-Петербург, 2006.
- Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии, Москва 2001.
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора
МБОУ СОШ №3
«4» марта 2019 года
Приказ № от
УСТАВ
Школьного лесничества
«Зеленый патруль»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Ямало-Ненецкого автономного округа
города Салехард
1.Общие положения.
Школьное лесничество – добровольное общественное эколого-образовательное объединение учащихся, создаваемое при участии и под руководством педагогов Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» и Окружного автономного учреждения «Леса Ямала».
- Цели и задачи. 2.1. Цели школьного лесничества.
Воспитание у учащихся бережного, экологически и экономически обоснованного социально-активного отношения к природе, углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии, умения осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств.
2.2. Задачи школьного лесничества.
- Экологическое образование учащихся с учетом принципов концепции устойчивого и гармоничного развития общества и природы.
- Оказание практической помощи в деле воспроизводства, охраны и защиты лесов, использования лесных богатств.
- Обучение школьников специальным навыкам исследования природы леса, в том числе участие в опытно-исследовательской работе в области охраны природы и лесного хозяйства на территории лесного фонда.
- Пропаганда среди населения знаний о лесе.
- Профессиональная ориентация учащихся.
3. Организация и содержание работы
- Школьное лесничество организуется из числа учащихся 5 -10 классов МБОУ СОШ №3. Учащиеся принимаются в школьное лесничество на добровольной основе по личному заявлению.
- Школьное лесничество имеет специальную символику.
- Школьное лесничество работает на территории лесничества, закрепленной за ним в установленном порядке.
- Школьное лесничество работает в течение календарного года в соответствии с Планом работы школьного лесничества, утвержденным директором школы по согласованию с ОАУ «Леса Ямала».
- Члены школьного лесничества могут участвовать в следующих мероприятиях:
- посадка и посев леса;
- уход за лесными культурами;
- уход за лесными питомниками;
- выращивание лесопосадочного материала;
- озеленение населенных пунктов и других территорий;
- участие в проведении профилактических мероприятий по охране лесов от пожаров, выявлении очагов вредных организмов;
- охрана насекомых, птиц, зверей, редких растений, других природных объектов (родники, водные объекты и т.д.);
- проведение научных и обучающих исследований, наблюдений за различными объектами природы;
- организация музеев и уголков природы;
- проведение походов, тематических экскурсий, исследовательской работы;
- пропаганда идей охраны природы;
- участие в смотрах, конкурсах, викторинах, олимпиадах, тематических праздниках.
- Лесохозяйственные и иные работы, связанные с проведением плановых и внеплановых мероприятий школьного лесничества, выполняются учащимися во время уроков технологии и во вне учебного времени.
- На период летних каникул на базе школьного лесничества могут организовываться лагеря труда и отдыха, действующие на основании положений и законодательных актов о подобных формах работы.
- Вся деятельность школьного лесничества организуется на принципе добровольности работы ее участников. Выход из состава школьного лесничества осуществляется при окончании школы или по собственному желанию на основании письменного заявления.
4. Управление школьным лесничеством.
- Высшим органом управления школьного лесничества является общее собрание его членов, собираемое не реже 2-х раз в год.
- Общее собрание членов школьного лесничества:
- избирает из своего состава исполнительный орган – Дирекцию школьного лесничества. В состав Дирекции включаются руководитель школьного лесничества, руководитель или заместитель руководителя ОАУ «Леса Ямала;
- обсуждают план работы, определяют пути его выполнения;
- обсуждают вопросы дисциплины членов школьного лесничества; - решают вопросы о приеме, поощрении членов школьного лесничества.
4.3. Дирекция школьного лесничества:
- руководит всей деятельностью школьного лесничества;
- совместно с ОАУ «Леса Ямала» и МБОУ СОШ №3 участвует в разработке проекта плана работы на год;
- входит с предложениями о совершенствовании деятельности школьного лесничества, поощрении лучших его членов;
- анализирует результаты деятельности и отчитывается перед общим собранием членов школьного лесничества;
4.4. Члены школьного лесничества должны проходить обучение технике безопасности перед непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
5. Обязанности сторон.
5.1. МБОУ СОШ №3 обязуется:
5.1.1. Обеспечить организацию школьного лесничества на базе МБОУ СОШ №3 в количестве 100 человек.
5.1.2.Назначить из числа учителей лицо, ответственное за деятельность школьного лесничества и обеспечить организацию его успешной работы.
5.1.3. Выделить помещение для проведения организационной работы и теоретических занятий членов школьного лесничества.
5.1.4. Предоставить для обеспечения деятельности школьного лесничества оборудование, материалы, оргтехнику, исходя из возможностей МБОУ СОШ №3.
5.1.5. Обеспечить планирование работы школьного лесничества, ведение необходимой документации школьного лесничества.
5.1.6. Оказывать содействие школьному лесничеству в выполнение запланированных мероприятий.
5.2. ОАУ «Леса Ямала» обязуются:
5.2.1. Назначить из числа своих специалистов лицо, ответственное за деятельность школьного лесничества и обеспечить стимулирование его работы.
5.2.2. Обеспечить организационное, методическое и техническое руководство школьным лесничеством.
5.2.3. Способствовать выполнению школьным лесничеством комплекса работ по охране, защите и воспроизводству лесов.
5.2.4. Организовать руководство работой по охране, защите и воспроизводству лесов, проводимой школьным лесничеством.
5.3. Общие обязанности сторон.
5.3.1. Обеспечить функционирование школьного лесничества в соответствии с «Положением о школьном лесничестве» и планами его работы.
5.3.2. Оказать помощь Совету школьного лесничества в разработке нормативных и регламентирующих документов для обеспечения деятельности школьного лесничества и организации работы школьного лесничества в соответствии с ними.
5.3.3. Обеспечить изучение лесохозяйственных дисциплин, нормативных актов, касающихся вопросов управления лесами, членами школьного лесничества, приобретение ими навыков ведения работ по охране, защите и воспроизводстве лесов.
5.3.4. Содействовать членам школьного лесничества и участвовать в проведении других запланированных мероприятий.
5.3.5. Содействовать членам школьного лесничества во всероссийских и региональных мероприятиях, соответствующих профилю деятельности школьного лесничества.
5.3.6. Оказывать помощь членам школьного лесничества в оформлении результатов практических и исследовательских (опытнических) работ и подведении итогов работы
6. Регламентация деятельности.
6.1. Деятельность школьного лесничества регламентируется следующими документами:
- договор о сотрудничестве между Муниципальным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №3» города Салехарда и Окружным Автономным учреждением «Леса Ямала»
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ от 29.12.2012
- Лесной кодекс РФ ст.40
- документация школьного лесничества.


