Самообразование


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52 «Самолетик»

Самообразование

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС».

Воспитатель: Мамонова Е.В.



Что творчество?
Коробочку с гуашью взять,
И кисточкой взмахнуть неброско,
Чтоб красоту понять,
Не нужно знать,
А нужно чувствовать –
Всё в жизни очень просто!

Актуальность:

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, являясь доступной, свободной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и т.п. В то же время, это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Цель:

Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

  • Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
  • Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке;
  • Обучать приемам нетрадиционных  техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
  • Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками;
  • Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;
  • Развивать детское творчество, фантазию и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;
  • Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

Формы проведения:

  • подгрупповая и индивидуальная деятельность;
  • дидактические игры;
  • театрализация;
  • выставки рисунков и поделок;
  • беседа;
  • художественное экспериментирование;
  • рассматривание иллюстраций;
  • решение проблемных ситуаций.

Методы проведения:

  •  словесные;
  •  наглядные;
  •  практические;
  •  игровые.

Приемы проведения:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение;
  • создание игровой ситуации;
  • показ воспитателя;
  • использование движения руки;
  • сравнение двух техник;
  • проговаривание последовательности работы.

Принципы работы с детьми:

  • доступность отбираемого материала;
  • постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
  • индивидуальный подход к детям.

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать:

  •  о разнообразии техник нетрадиционного рисования;
  •  о свойствах и качествах различных материалов;
  •  о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

  •  планировать свою работу;
  •  договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
  •  анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
  •  создавать индивидуальные работы;
  •  использовать различные техники и способы создания рисунков;
  •  аккуратно и экономно использовать материалы.

Перспективный план по самообразованию.

№ п/п

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Оборудование

СЕНТЯБРЬ

1.

«Поляна с цветами»

Рисование мятой бумагой

Знакомство детей с техникой рисования мятой бумагой. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к природе.  Развитие внимания, мышления и вкуса. Воспитание аккуратности.

Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой.

2.

«Золотая волшебница  осень»

Тычок жёсткой полусухой кистью

Уточнять и расширять представления детей об осени. Продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Развивать творчество и фантазию.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

ОКТЯБРЬ

1.

«Осенняя пора (пейзаж, отражение в  озере)»

Монотипия

Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления обосени. Познакомить детей с симметрией, на примере отражение в озере, реке (отпечаток).

Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, творчество, умение самостоятельно придумывать сюжет. Воспитывать заботу и любовь, и бережное отношение к природе.

Листы бумаги, гуашь, кисти, банка с водой, салфетки, музыкальное сопровождение П.И. Чайковский «Времена года (Осень)»,  компьютер, проектор, картины с репродукциями художников, презентация  нетрадиционная техника рисования - «монотипия».

2.

«Гроздь рябины»

Рисование ватными  палочками

(Пуантилизм)

Учить детей рисовать кисть рябинки методом тычка ватной палочкой. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и  представлений о природе. Воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в рисунке.

Гроздь рябины (картинка или настоящая), краска красного цвета (гуашь), шаблоны с изображением веточки,тряпочки, белая бумага формата А3, игрушка - птичка.

НОЯБРЬ

1.

«Волшебные кляксы»

Кляксография

Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов.

Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

2.

«Однажды в осеннем лесу»

Печать по трафарету поролоном

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - печать по трафарету с использованием поролона. Развивать творчество и фантазию у детей. Учить правильно, располагать детали композиции.

Оранжевая или желтая цветная бумага, трафареты волка и лисы, баночка под воду, поролон, кисти №2 белка и щетина №4, гуашь (белая, коричневая, зелёная, оранжевая, серая).

ДЕКАБРЬ

1.

«Зимняя сказка»

Граттаж

Познакомить детей с новой техникой рисованияграттаж. Побуждать детей придумывать свои сюжеты, замыслы и передавать в своих рисунках красоту окружающего мира, используя свои личные впечатления.  Развивать мелкую моторику рук; формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильно нажимая на изобразительный инструмент как того требует предлагаемая техника.

Кисть, восковая свеча, белый картон, подстилка, вода, гуашь чёрная, стек, тряпочка, иллюстрации по теме зима.

2.

«Новогодняя ночь»

Набрызг

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «рисование брызгами», формирование и развитие художественно-творческих способностей. Показать детям возможность получения изображения с помощью брызг. Развивать творческое мышление и воображение.  Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. 

Картон, гуашь, старая зубная щетка, карандаш.

ЯНВАРЬ

1.

«Новогодняя ёлочка»

Пластилинография

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «пластилинография». Развивать творческие способности и воображение.

Учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни.

Продолжать воспитывать самостоятельность в работе.

Набор пластилина, основа, доска, стеки, картон.

2.

«Новогоднее  волшебство»

Рисование цветными мыльными пузырями

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью мыльных пузырей.

Преображать спонтанно полученный рисунок. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Формировать основы для правильного речевого дыхания. Развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и держать рабочее место в чистоте.

Мыльные пузыри

(цветной мыльный раствор),   альбомные листы, клеёнка на стол,  фартуки,  влажные салфетки, музыкальное сопровождение.

ФЕВРАЛЬ

1.

«Зимний пейзаж»

Кляксография

Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа.

Продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

2.

«С Днем Защитника Отечества»

Цветной

граттаж

Развивать творческое воображение.

Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: цветной граттаж.

Учить использовать средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Учить оценивать качество работ своих товарищей.

Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью или фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

МАРТ

1.

«Подарок для мамы»

Тычок жёсткой полусухой кистью

Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру. Формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

2.

«Весна»

Монотипия

Обогащать и расширять  художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски.

Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по-мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.

АПРЕЛЬ

1.

«Космос»

«Печать поролоном по трафарету; набрызг»

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Трафареты и принадлежности для рисования.

2.

«Подводный мир»

Рисование цветными мыльными пузырями

Закреплять работу с  детьми по нетрадиционной технике рисования с помощью мыльных пузырей.

Преображать спонтанно полученный рисунок. Формировать основы для правильного речевого дыхания. Развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и держать рабочее место в чистоте.

Мыльные пузыри

(цветной мыльный раствор),   альбомные листы, клеёнка на стол,  фартуки,  влажные салфетки, музыкальное сопровождение.

МАЙ

1.

«Праздничный салют»

Граттаж

Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы. Создавать композицию рисунка,  располагая внизу - дома, а вверху - салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью или фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

2.

«Одуванчики в траве»

Рисование мятой бумагой

Закрепление работы с  техникой рисования мятой бумагой. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к природе.  Развитие внимания, мышления и вкуса. Воспитание аккуратности.

Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой.

Используемая литература:

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное воспитание. – 2010. - №18
  2. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании. // Дошкольное воспитание. -2002. – №2. – с. 2–8.
  3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.
  4. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. – 2004. – №2. – с. 48 – 53.
  5. Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. М., 2004.
  6. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста -М, Сфера, 2005.
  7. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., 2008.
  8. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://pedlib.ru/Books/6/0297/6-0297-32.shtml .
  9. Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2.
  10. Утробина К. Уронило солнце лучик золотой./Дошкольное воспитание. 1996 №2.
  11. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2011.
  12. Интернет ресурсы: http://dohcolonoc.ru/; http://www.maam.ru/; http://nsportal.ru/; http://www.openclass.ru/; http://pandia.ru/.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа в разных изобразительных техниках . Нетрадиционная техника рисования . Подготовила воспитатель: Мамонова Е.В.

Слайд 2

Каждый ребёнок рождается художником. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей, развивают воображение, помогает проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Слайд 3

Дети и творчество – неразделимые понятия. Ребенок познает окружающий мир, стараясь отразить его в игре, лепке и рисовании. Ведь в душе каждый малыш - певец и музыкант, художник и скульптор. Творческие порывы у детей часто связаны с художественной деятельностью, а изобразительное творчество ребенка - идеальная возможность для проявления его фантазии. Это является важным условием для нормального развития малыша.

Слайд 4

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать: - рисование пальчиками - рисование ладошками - печать из ниток - печать из картофеля или морковки. С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать: -тычок жесткой полусухой кистью. -печать поролоном; -печать пробками; -восковые мелки + акварель; -свеча + акварель; -волшебные веревочки. - отпечатки листьев - рисунки из ладошки - рисование ватными палочками - волшебные ниточки - монотипия.

Слайд 5

малышам 3-4 лет можно предложить: Рисование пальчиками Рисование ладошками

Слайд 6

Печати из картофеля или морковки. Печати из ниток

Слайд 7

Отпечатками пальцев маленький художник может раскрашивать картинки-раскраски. Только раскраски должны быть крупные, без мелких деталей. Рисовать можно не только пальчиками, но и ладошками и даже ножками. Вот такие интересные работы можно сделать из отпечатков ручек и ножек, если приложить чуточку фантазии.

Слайд 8

С детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники: - рисование мыльными пузырями; - рисование мятой бумагой; - рисование солью; - пластилинография ; - граттаж ; - фроттаж ; Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения. - рисование песком; -кляксография с трубочкой; -кляксография обычная; -монотипия пейзажная; -печать по трафарету; -монотипия предметная; - пластилинография .

Слайд 9

С детками 5-6 лет можно попробовать: Отпечатки-картинки Печать пластилином

Слайд 10

Отпечатки листьев Рисунки из ладошки

Слайд 11

Забавные отпечатки Оригинальные картинки можно создавать при помощи всевозможных самодельных штампиков . Кроме того, при помощи самодельных штампиков можно создавать красивые поздравительные открытки, упаковочную бумагу, украшать ими фотоальбомы. Работа со штампиками развивает творческое мышление и воображение у детей.

Слайд 12

Штампики-цветочки из пластиковой бутылки Штампики из скалки Штампики из катушки из-под скотча

Слайд 13

Штампики из деталей конструктора Лего Штампики из приклеенной банковской резинки для денег

Слайд 14

Картина из отпечатков от стаканчиков с горлышком разного диаметра Еще можно сделать аппликацию из картона разной текстуры, после чего использовать ее в качестве трафарета для создания отпечатков.

Слайд 15

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ Ребенку будет очень интересно нарисовать картинку мыльными пузырями.. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

Слайд 16

Рисование в технике Клеевые картинки Для рисования в этом стиле Вам потребуется клеевой пистолет. Помогите ребенку нарисовать горячим клеем контуры на бумаге, внутри которых изображение заполняется красками. Благодаря клею краска не вытекает за пределы этих контуров. Получается что-то вроде витражного изображения. В этой технике Вы вместе с вашим ребенком можете создать настоящий витраж на стекле, но тогда вместо простой акварели нужно будет купить акриловые краски на водной основе.

Слайд 17

Рисование в технике Клеевые картинки

Слайд 18

Есть еще один необыкновенно интересный вариант рисования солью. Для этого нужно нарисовать рисунок карандашом, а потом обвести клеем ПВА. Это может быть простой цветок, узоры или геометрические фигуры. Клея не жалеем. Щедро посыпаем рисунок солью, а потом аккуратно стряхиваем лишнюю на поднос. Теперь добавим цвета - можно раскрасить кисточкой, а можно взять пипетку и по капле подкрашенную воду нанесем на рисунок. Вы сможете увидеть, как капли растекаются и получаются яркие узоры и фигуры.

Слайд 19

РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point - точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы. Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.

Слайд 20

просто свои пальчики ватные палочки кисти простые карандаши с ластиком на конце

Слайд 21

И задачи перед детьми ставятся разные, бывает так, только чтобы подчеркнуть какие-то отдельные, важные детали в картине Весь рисунок

Слайд 22

Как составить конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике Целью подобного занятия должно быть ознакомление детей с той или иной техникой нестандартного рисования. Необходимо обратить их внимание на особенности данной техники: как ведёт себя краска, что получается на рисунке. Занятие нетрадиционным рисованием требует тщательной организации. Основная задача — завлечь детей, особенно младшего возраста. Для этого следует рассказать подходящую занятию сказочную историю или стихотворение. Затем надо придумать, как это может перетечь в рисование.

Слайд 23

СПСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов по рисованию пальчиками «Цветные ладошки»

 «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Одним из эффективных способов развития ребенка является рисование. Этот вид творчества помогает не только развить творческие способности, но и помочь выразить свой внутренний мир, снять психологическое напряжение, расслабиться и отдохнуть.

 Учеными доказано, что дети развиваются гораздо быстрее, если занимаются рисованием. Это не только интересно и весело, но и очень полезно.

 Причем рисовать можно с самого раннего возраста, когда ребенок только-только научился сидеть, а именно с 8-10 месяцев. Инструментами для творчества в этом возрасте выступают исключительно ручки крохи, его пальчики, ладошки, кулачки.

Такое рисование называют пальчиковым рисованием. С его помощью ребёнок знакомится с цветами и оттенками, развивается мелкая моторика, воображение, концентрация внимания, а также рисование помогает снять психоэмоциональное напряжение.

     Впервые методика «Рисование пальцем» была описана в 1932 году Рут Ф. Шоу, ей необходимо было преодолеть проблемы, которые возникли в ее школе. Данная методика, по наблюдениям Рут Шоу помогала детям, посещавшим ее школу избавиться от страхов и подавленности, для раскрытия основных характеристик личности. Рисование пальцами позволяло выявить искренние проявления личности, создавая условия для самовыражения.

Рисование пальцами дает минимальную нагрузку на мышцы руки и не имеет шаблонов. Это своего рода «разрешенная игра с грязью», которой все восхищаются. Ведь пальчиковые рисунки всегда получаются яркими и интересными.

В детском саду эта техника рисования также имеет огромное значение. Её основная цель -  сенсомоторное развитие.

 Как и пальчиковая гимнастика, рисование пальцами положительно влияет на мелкую моторику. А она в свою очередь связана с психическим и интеллектуальным развитием, поскольку за моторику и умственно-речевые навыки отвечают одни и те же отделы мозга.

     Задачи пальчикового  рисования:

- улучшает мелкую моторику и тактильное восприятие;

- стимулирует мыслительную способность, развивает речь;

- знакомит с окружающим миром, формирует познавательный интерес;

- формирует представление о предметах, их цветах и формах;

- развивает логическое и образное мышление;

- улучшает память, концентрацию внимания;

-развивает художественное восприятие, воспитывает интерес к изобразительному искусству;

- помогает снять  психоэмоциональное напряжение.

Рисование пальчиковыми красками является подготовительным этапом для перехода к рисованию кистью, учит чувствовать границы листа, положительно влияет на развитие образного мышления.

Пальчиковое рисование желательно начинать в первой половине дня, когда активность ребенка более высокая. Первые занятия, как правило, длятся недолго – буквально пару минут. В дальнейшем увлеченный ребенок, не отрываясь, может рисовать до 15–20 минут.

   Для рисования пальцами используют специальные пальчиковые краски. Это могут быть готовые, покупные краски, они имеют нужную консистенцию и не требуют дополнительного разведения водой. Большинство из них имеют горькие компоненты во вкусе, чтобы ребенку, один раз попробовав, больше не захотелось их лизать. При покупке красок от российского производителя нужно обратить внимание на производителя - на упаковке должен стоять номер санитарного разрешения. А на импортной продукции должен стоять значок «AP» либо «CE», означающий соответствие стандартам безопасности.

В крайнем случае, можно использовать  немного разведенную гуашь.

Также можно сделать краски самим. В этом случае они будут более безопасны для самых маленьких художников.

Проще всего использовать выжатый свекловичный, морковный, смородиновый, вишневый, шпинатный сок.

Другой вариант — купить в продовольственном магазине набор пищевых красителей, смешать их с хорошо вываренной манкой. Густотой каши определяется плотность красок. Слишком жидкой ее делать не стоит, иначе рисовать будет неудобно.

Третий вариант самостоятельного изготовления красок более сложный. Соедините 2 стакана муки и 7 больших ложек мелкой поваренной соли. Затем порционно добавляйте воду, пока масса не обретет сметанообразную консистенцию. В получившуюся смесь влейте большую ложку подсолнечного масла, тщательно размешайте, чтобы не было комочков. Разделите массу на порции.  Получается 6 баночек красок, примерно по 50гр. каждая.

     В каждую порцию добавьте определенный пищевой пигмент, опять хорошенько размешайте. Дополнительно можно добавить немного глицерина, тогда краски станут глянцевыми.

       Бумага может быть любого формата, но для первых занятий предпочтительны ватманские листы А3 и А2, так как малыши обычно широко размазывают краску. Можно использовать для занятия раскраски, распечатать контурные шаблоны. Если рукомойник находится далеко, желательно поставить на стол миску с подогретой до +30–40°C водой. В ней маленький художник будет мыть пальчики после нанесения определенного цвета.

       Заниматься с дошкольником нужно, соблюдая определенную этапность, зависящую от возрастных возможностей маленького художника:

    1.Этап беспорядочных пятен. Это первые занятия с малышами раннего возраста, которые  еще не способны создать на бумаге образы, но их непременно увлечет размазывание ярких красок по листу.

       На этом этапе важно показать малышам технику рисования, а также постараться выделить указательный палец как основной рабочий. Обычно малыши размазывают краску сразу всеми пальчиками. Нужно периодически в ходе занятия брать указательный палец ребенка, макать в краску, водить по бумаге именно им. Постепенно малыш поймет, что указательным пальчиком работать удобнее. Этот момент важен для ускорения развития письма и художественно-прикладных навыков у будущего школьника.

    2.Этап раскрашивания по зонам. Постепенно дошкольник начнет осознавать, в каких местах, и какого цвета нужно делать пятна, сюжеты его рисунков будут становиться все понятнее и осмысленнее. Например, если родитель попросит изобразить снежные сугробы, ребенок сделает это в нижней части листа в виде округлых белых холмиков. Это значит, у дошкольника формируется представление о зонировании изображения, то есть закрашивании определенных участков, за контур которых выходить нельзя, иначе композиция нарушится. Практикуется такое рисование пальчиками в младшей группе, где дошкольникам 2–3 года.

    3.Выстраивание по форме. Такая техника рисования предназначена для дошкольников 3–5 лет, которые уже имеют хорошую плоскостную и пространственную ориентацию. Она подразумевает, что ребенок изображает цветные пятна вдоль определенной линии или проставленных меток. Например, пальчиками нужно поставить зеленые листики на шаблонном изображении ветки дерева. Или разноцветные лампочки на новогодней гирлянде. Взрослому задание может показаться простым, но ребенок не всегда понимает, куда тыкать пальцы. Поэтому на первых порах ему нужно помогать, подсказывать нужные точки.

   4.Дорисовывание. Это самый творческий этап, к которому приступают, когда дошкольник уже хорошо владеет техникой рисования пальцами. На этом этапе отпечатки пальцев становятся основой для дальнейшего вырисовывания персонажа с применением воображения. Например, изобразив в ряд несколько зеленых пятен, останется подрисовать маркерами глазки и ножки, чтобы получилась забавная гусеница.

    5.Мазки. Это самый сложный этап. С помощью техники нанесения краски не пятнами, а мазками разной длины и толщины можно создавать высокохудожественные картины, напоминающие произведения импрессионистов. Рисование пейзажей и натюрмортов мазками практикуют в старших детсадовских группах, где дошкольники уже имеют представление о композиции, цветовых сочетаниях, оттеночных перехода.

Существует несколько техник пальчикового рисования:

1.Рисуем полураскрытым кулачком, например, так можем рисовать радугу, холмы, бананы и т. п.

2. Рисуем ладошкой, при этом пальчики могут быть сомкнуты (бабочка — вертикально прикладываем к бумаге две разукрашенные ладошки, рыбка — одна ладошка, приложенная к бумаге горизонтально);

3. Рисуем пальчиками, а именно:

- кончиками пальцев ставим точечки (так можно нарисовать гусеницу, виноград, рябину или раскрашивать этой техникой обычную раскраску, либо заранее подготовленный шаблон), 

- проводим пальчиками линии (так хорошо рисовать геометрические фигуры),

- прикладываем пальчики (раскрасим 1–2 пальчика и приложим их к бумаге — выйдут кустики, деревья, звездочки),

- соберем пальчики в пучок (и получим цветы и зимние снежинки);  

4. Рисуем кулачком со стороны большого пальчика (выйдут красивые розы, ракушки, улитки).

Дети умеют видеть красоту. Но не все они верят, что могут передать эту красоту на бумагу. Постепенное продвижение в обучении рисованию пальчиками даёт ребенку возможность начать рисовать. И от этапа «хаотичного тыканья» перейти к настоящему изобразительному творчеству.

 Рисуйте и творите вместе с детьми!

Рисунки пальчиками - 83 фото



Предварительный просмотр:

Картотека нетрадиционных

 техник рисования по возрастам.

«Рисование ладошкой».

Возраст: от 2 лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

 Способ получения изображения: ребѐнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает еѐ с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

G:\20-21г план по самообразованию\ладошки.jpg

«Рисование ватной палочкой».

 Возраст: от 2 лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка с гуашевой краской.

Способ получения изображения: ребѐнок опускает ватную палочку в гуашь. Ставит еѐ перпендикулярно к белому листу и начинает изображать.

G:\20-21г план по самообразованию\ватные.jpeg

«Рисование пальчиками».

Возраст: от 2 лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребѐнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

G:\20-21г план по самообразованию\пальчик.jpg

«Оттиск печатками из картофеля».

Возраст: от 3 лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребѐнок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и печатка.

G:\20-21г план по самообразованию\картофель.jpg

«Оттиск печатками из овощей и фруктов».

Возраст: от 3 лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из овоща или фрукта. Способ получения изображения: ребѐнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

G:\20-21г план по самообразованию\фрукты.jpg

«Тычок жёсткой полусухой кистью».

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жѐсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребѐнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

G:\20-21г план по самообразованию\жост кисть.jpg

«Оттиск поролоном».

Возраст: от 4 лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребѐнок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

G:\20-21г план по самообразованию\паролон.jpg

«Оттиск пенопластом».

Возраст: от 4 лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребѐнок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской, и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

G:\20-21г план по самообразованию\пенопл.jpg

«Восковые карандаши + акварель».

Возраст: от 4 лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые карандаши, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребѐнок рисует восковыми карандашами на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок восковыми карандашами остаѐтся не закрашенным.

G:\20-21г план по самообразованию\Восковые карандаши + акварель.jpg

«Волшебные верѐвочки».

Возраст: от 4 лет.

Средства выразительности: волшебное изображение, силуэт.

Материалы: верѐвочки различной длины и цвета.

Способ получения изображения: Для начала ребѐнок учится выкладывать простейшие по форме предметы – цветы, овощи, фрукты и прочее. Постепенно фигуры усложняются, используются несколько верѐвочек. Любое изображение необходимо начинать выкладывать с головы, следить за формой туловища человека или животного.

«Оттиск печатками из ластика».

Возраст: от 4 лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: ребѐнок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу. Для получения другого цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

G:\20-21г план по самообразованию\ластик.jpg

«Оттиск мятой бумагой».

Возраст: от 4 лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребѐнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

G:\20-21г план по самообразованию\бумага.jpg

«Свеча + акварель».

Возраст: от 4 лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребѐнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

G:\20-21г план по самообразованию\свеча.jpg

«Рисование расчѐской, зубной щѐткой».

Возраст: любой. Средства выразительности: объѐмность, цвет.

Материалы: плотная бумага, акварель, зубная щѐтка и т.д., вода в блюдечке.

Способ получения изображения: Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинкам она позволяет быстро и легко тонировать бумагу или наносить элементы рисунка с разной плотностью густоты краски. Щетку нельзя сильно мочить, то есть полусухую зубную щѐтку окунаем в гуашь, консистенции кашицы и можно приступать к работе.

G:\20-21г план по самообразованию\зубная.jpg

«Пластилинография».

 Возраст: любой.

Средства выразительности: объѐм, цвет, фактура.

Материалы: картон с контурным рисунком, стекло; набор пластилина; салфетка для рук; стеки; бросовый и природный материалы.

Способ получения изображения:

-Нанесение пластилина на картон. Можно сделать поверхность немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.

- На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком, а рисунок процарапывается стеком или палочкой.

- Рисовать пластилином «горошками», «капельками» и «жгутиками». Из пластилина катаются горошинки или капельки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника «жгутиками» несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.

-На картон наносится рисунок, скатываются жгутики, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками.

-Работа на стекле. В качестве эскиза можно выбрать любую понравившуюся картинку и перевести еѐ на стекло, положив стекло на картинку. Это очень простой способ. Ребѐнок 4-5 лет вполне способен справиться с этой задачей. Далее необходимо подождать, когда высохнет эскиз на стекле. Маркер сохнет быстрее (2-3 мин), тушь дольше (10мин). Основа, с нанесѐнным эскизом, готова! Прежде чем приступить к лепке, необходимо продумать сочетание цвета и подобрать нужные оттенки путем смешивания. Начинаем наносить выбранный цвет на нужные детали рисунка с той стороны, на которой рисовали эскиз. Равномерно распределяем пальцем пластилин, не выходя за линии эскиза. Толщина слоя не более 2-3 мм. При этом контролируем нанесение пластилина на рисунок с лицевой стороны и подправляем.

G:\20-21г план по самообразованию\пластилин.jpg

«Отпечатки листьев».

Возраст: от 5 лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребѐнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берѐтся новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

«Монотипия предметная».

Возраст: от 5 лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребѐнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотопия (предметная и пейзажная)

«Кляксография обычная».

Возраст: от 5 лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведѐнная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребѐнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография в детском саду: техники рисования, конспект занятия + фото и  видео

«Кляксография с трубочкой».

Возраст: от 5 лет.

Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведѐнная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребѐнок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает еѐ на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы еѐ конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются

E:\20-21г план по самообразованию\клякса.JPG

«Набрызг».

Возраст: от 5 лет.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жѐсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребѐнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу

Нетрадиционная техника рисования «набрызг» с использованием трафаретов.  Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

«Чѐрно-белый граттаж» (грунтованный лист)

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чѐрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребѐнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

«Рисование мыльными пузырями».

Возраст: от 5 лет.

Средства выразительности: цветные круги.

Материалы: шампунь. Гуашь, лист бумаги, трубочка для коктейля, тонкая кисточка (фломастеры).

Способ получения изображения: Педагог в баночку с гуашью вливает шампунь, добавляет немного воды, всѐ хорошо размешивает – раствор готов. Вставляет трубочку в стаканчик. Ребѐнок начинает дуть в трубочку до тех пор, пока не образуется пышная пена. Затем стаканчик с пеной накрывается листом бумаги – получается изображение. Можно приложить к стаканчикам лист, с другими цветами гуаши. Когда изображение подсохнет, педагог предлагает дорисовать недостающие детали.

G:\20-21г план по самообразованию\мыльные пузыри.png

«Рисование по мокрому листу».

Возраст: от 5 лет.

Средства выразительности: точка, фактура.

 Материалы: бумага, гуашь, жѐсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребѐнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Монотипия пейзажная».

Возраст: от 6 лет.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребѐнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На плитку наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

«Рисование песком» (крупой, солью, скорлупой).

Возраст: от 6 лет.

Средства выразительности: объѐм.

Материалы: чистый песок или манная крупа, клей ПВА, картон, кисти для клея, простой карандаш.

Способ получения изображения: ребѐнок готовит картон нужного цвета, простым карандашом наносит необходимый рисунок, потом каждый предмет по очереди намазывает клеем и посыпает аккуратно песком, лишний песок ссыпает на поднос. Если нужно придать больший объѐм, то этот предмет намазывает клеем несколько раз по поверхности песка.

Цыпленок из яичной скорлупы Рисуем солью и крупой. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис  Онлайн-Дневников


Предварительный просмотр: