Функциональная грамотность.

 Иванченко Надежда Владимировна

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя:  Н.В. Иванченко

Класс:  7

УМК:

Предмет: ИЗО

Тема: «Искусство иллюстрации. Слово и изображение»

Тип урока: урок «открытия» и актуализация новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок в  разделе «Искусство иллюстрации. Слово и изображение»

     Цель: познакомиться с искусством иллюстрации и выполнить иллюстрацию к иллюстрацию к буклету: «Эти причудливые узоры — Зентангл и Дудлинг.»

Материалы и оборудование: презентация, компьютер, мультипроектор, раздаточный материал.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

познакомиться с искусством иллюстрации

Рассмотреть иллюстрации

 

-будут учиться выполнить иллюстрацию к буклету «Эти причудливые узоры — Зентангл и Дудлинг.»

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

-использовать модели и схемы

- формулировать собственное мнение и позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

-способность к оценке своей учебной деятельности;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоконтроль

Ход урока

Название

этапа урока

Задача, которая должна быть

решена(в рамках достижения планируемых результатов)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

Мотивационный этап

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Фронтальная

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

-На столе у раздаточный материал, которым мы с вами будем пользоваться на протяжение данного урока. Я желаю, чтобы  каждый из  вас стремился к личному успеху, но в тоже время работали дружно, помогали друг другу  справиться с возникшими трудностями.

Настраиваются на урок, демонстрируют готовность.

Личностные:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоконтроль результата.

Актуализация  опорных знаний

Актуализировать мыслительные операции, необходимые при получении нового знания.

Фронтальная

— Отгадайте загадку: (1 слайд)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь в 10 раз умней. (книга)

— Что такое книга? (ответы детей)

Книга – это и искусство слова, и искусство изображения, верный друг и помощник.

— Чем отличаются эти книги. (показываю 2 книги: детскую с иллюстрациями и взрослую- без.)

На столе лежат тексты давайте их зачитаем…..

(2 слайд)

Оформление книг – дело нелёгкое. Чтобы книга вышла в жизнь, над ней должны потрудиться люди многих специальностей. Но всё – таки главный среди них - художник. Именно он определяет лицо книги – выполняет обложку, делает иллюстрации, которые в книге являются произведениями изобразительного искусства.

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы  

- Что такое книга?

— Чем отличаются эти книги.

Зачитывают текст

Коммуникативные:  умение работать в группе (умение слушать, вести диалог)

Регулятивные

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (умение работать по алгоритму)  и

осуществлять пошаговый контроль по результату.

Текст

Проблемное объяснение нового знания.

Сформулировать тему и цели урока.

-Организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового знания

Фронтальная

(3 слайд)

— Главным художественным средством при оформлении книги является иллюстрация.

— Сформулируйте тему урока. О чем мы будем говорить сегодня.

— Тема урока: Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

— Какую цель поставим перед собой?

познакомиться с искусством иллюстрации

Рассмотреть иллюстрации

выполнить иллюстрацию к буклету «Эти причудливые узоры — Зентангл и Дудлинг.»

-  Как вы думаете, что такое иллюстрация? (предположения детей)

(4 слайд)

Давайте зачитаем второй текст…..

Слово «иллюстрация» обозначает дополнительное освещение, изображение, поясняющее или дополняющее текст. Она обусловлена содержанием книги и участвует в общем художественном оформлении произведения.  

Расцвет русской книжной иллюстрации начался ещё в начале 19 века.

Заполним таблицу по работе с текстом.

(5 слайд)

Оценим работу  Оценивают себя в листе + -

Формулируют тему и цель урока.

Читают текст, работают с текстом

Проверяют.

Оценивают себя в листе + -

Регулятивные

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (умение работать по алгоритму)  и

осуществлять пошаговый контроль по результату. 

Коммуникативные: умение вести диалог; формулировать собственные мысли.

Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении и связях

с помощью учителя.

Лист для практической работы с текстом

Проблемное объяснение нового знания.

-Организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового знания

Фронтальная

(6 слайд)

— Зачем нужны иллюстрации в книгах? (ответы дети)

— Художник – иллюстратор помогает нам лучше понять текст, раскрывает его содержание в зрительных образах. Красочные картинки помогают раскрыть характер героя.

— Все иллюстрации одинаковые?

(7 слайд)

— В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: иллюстрация на обложке;  фронтиспис; заставка; полосная иллюстрация, полуполосная, разворотная, оборочная, рисунки на полях; концовка;

Слушают отвечают на вопросы

Коммуникативные:

умение работать в паре.

(умение работать по алгоритму).

Личностные:

адекватно воспринимать информацию.

Первичное закрепление

Организовать усвоение детьми нового способа действий.

Индивидуально в группе

(8 слайд)

https://learningapps.org/5798197

Я предлагаю выполнить интерактивное  задание на сайте ….Рассмотрите иллюстрации к сказкам. Определите для каждой иллюстрации верное название.

Выполняют задание в паре у доски

Коммуникативные:

умение работать в паре.

 (умение работать по алгоритму).

Личностные:

адекватно воспринимать оценку товарищей.

https://learningapps.org/5798197

интерактивное  задание

Самостоятельная работа

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

Индивидуальная

(9слайд) Ребята хочу вам представить некоторых художников иллюстраторов детских книг. Работы которых были представлены в моей презентации.

И хочу предложить вам тоже попробовать себя в профессии иллюстратора и помочь мне оформить вот этот буклет.

«Эти причудливые узоры — Зентангл и Дудлинг.»

Показ буклета, в пустых местах нужно вставить ваши работы. Поэтому вам нужно их раскрасить и внизу подписать ручной красиво. Я сфотографирую и вставлю в буклет….

Выбор картинки…

(10 слайд)

Эти причудливые узоры — Зентангл и Дудлинг.

Такая техника подходит для всех от детей до взрослых, которые никогда не занимались рисованием.

Рик Робертс (Rick Roberts) и Мария Томас  (Maria Thomas). 2006 год.

Первая техника, с которой можно спутать Зентангл – это ДудлингДудлинг – это техника создания простейшего рисунка, состоящего из различных элементов. Дудлинг (doodling) как стиль рисования происходит от английского слова doodle (бессознательные каракули). Doodle art широко примененяется в скрапбукинге, дизайне, анимации. Особенно популярен в стоковой иллюстрации.

(11 слайд) Включить музыку

Раскраски Антистресс — это интересные раскраски с множеством мелких деталей. Картинки можно раскрашивать гелевыми ручками, для более яркого рисунка, карандашами или даже краской. Сочетать можно любые цвета в не зависимости от правил. Пару часов в день за таким рисунком помогут ребенку и даже взрослому сконцентрироваться на интересном занятии и оставить суету дня. Раскраски антистресс помогают расслабить мысли

Выполняют раскрашивание

Оценивают себя

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (умение работать по алгоритму)  и

осуществлять пошаговый контроль

Оценивают работы для буклета.

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Организовать

выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий.

Индивидуальная

(11 слайд)

-Ребята вам творческое домашнее задание:

  Оформить коллективную работу «Алфавит в загадках»

Первоначальные буквы отгадок соответствуют буквам алфавита.

7 класс – гласные

6 класс - согласные

Записывают домашнее задание

Коммуникативные:  аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве

Итог урока

Организовать фиксацию соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели.

Зафиксировать  затруднения  обучающихся.

Фронтальная  

Над какой темой работали?

Продолжите высказывание.

Я узнал(а)………

Я  научился (ась)………….

Мне было трудно…………

Мне нужна помощь……………

Продолжают высказывание.

Регулятивные:

осуществлять итоговый контроль по результату

Коммуникативные:   формулировать собственное мнение и

аргументировать свою позицию.

Личностные:

способность к оценке своей учебной деятельности.

Лист оценивания



Предварительный просмотр:

1. Оформление книг – дело нелёгкое. Чтобы книга вышла в жизнь, над ней должны потрудиться люди многих специальностей. Но всё – таки главный среди них - художник. Именно он определяет лицо книги – выполняет обложку, делает иллюстрации, которые в книге являются произведениями изобразительного искусства.

1.Оформление книг – дело нелёгкое. Чтобы книга вышла в жизнь, над ней должны потрудиться люди многих специальностей. Но всё – таки главный среди них - художник. Именно он определяет лицо книги – выполняет обложку, делает иллюстрации, которые в книге являются произведениями изобразительного искусства.

1.Оформление книг – дело нелёгкое. Чтобы книга вышла в жизнь, над ней должны потрудиться люди многих специальностей. Но всё – таки главный среди них - художник. Именно он определяет лицо книги – выполняет обложку, делает иллюстрации, которые в книге являются произведениями изобразительного искусства.

1.Оформление книг – дело нелёгкое. Чтобы книга вышла в жизнь, над ней должны потрудиться люди многих специальностей. Но всё – таки главный среди них - художник. Именно он определяет лицо книги – выполняет обложку, делает иллюстрации, которые в книге являются произведениями изобразительного искусства.

1.Оформление книг – дело нелёгкое. Чтобы книга вышла в жизнь, над ней должны потрудиться люди многих специальностей. Но всё – таки главный среди них - художник. Именно он определяет лицо книги – выполняет обложку, делает иллюстрации, которые в книге являются произведениями изобразительного искусства.

Иллюстрация это….

Слово «иллюстрация» обозначает дополнительное освещение, изображение, поясняющее или дополняющее текст. Она обусловлена содержанием книги и участвует в общем художественном оформлении произведения.  

Расцвет русской книжной иллюстрации начался ещё в начале 19 века.

Прочитав текст ответьте на вопросы, используя данный текст

Вопрос

Ответ  

Оценка

Иллюстрация это….

Что обусловлено содержанием книги….

XIX век….

Иллюстрация это….

Слово «иллюстрация» обозначает дополнительное освещение, изображение, поясняющее или дополняющее текст. Она обусловлена содержанием книги и участвует в общем художественном оформлении произведения.  

Расцвет русской книжной иллюстрации начался ещё в начале 19 века.

Прочитав текст ответьте на вопросы, используя данный текст

Вопрос

Ответ  

Оценка

Иллюстрация это….

Что обусловлено содержанием книги….

XIX век….

Лист оценивания

Над какой темой работали?

 

Продолжите высказывание.

Я узнал(а)………

Я  научился (ась)………….

Мне было трудно…………

Мне нужна помощь……………

Лист оценивания

Над какой темой работали?

 

Продолжите высказывание.

Я узнал(а)………

Я  научился (ась)………….

Мне было трудно…………

Мне нужна помощь……………

Лист оценивания

Над какой темой работали?

 

Продолжите высказывание.

Я узнал(а)………

Я  научился (ась)………….

Мне было трудно…………

Мне нужна помощь……………

Лист оценивания

Над какой темой работали?

 

Продолжите высказывание.

Я узнал(а)………

Я  научился (ась)………….

Мне было трудно…………

Мне нужна помощь……………

Лист оценивания

Над какой темой работали?

 

Продолжите высказывание.

Я узнал(а)………

Я  научился (ась)………….

Мне было трудно…………

Мне нужна помощь……………

Лист оценивания

Над какой темой работали?

 

Продолжите высказывание.

Я узнал(а)………

Я  научился (ась)………….

Мне было трудно…………

Мне нужна помощь……………

Лист оценивания

Над какой темой работали?

 

Продолжите высказывание.

Я узнал(а)………

Я  научился (ась)………….

Мне было трудно…………

Мне нужна помощь……………

Лист оценивания

Над какой темой работали?

 

Продолжите высказывание.

Я узнал(а)………

Я  научился (ась)………….

Мне было трудно…………

Мне нужна помощь……………

Лист оценивания

Над какой темой работали?

 

Продолжите высказывание.

Я узнал(а)………

Я  научился (ась)………….

Мне было трудно…………

Мне нужна помощь……………



Предварительный просмотр:

 

с искусством иллюстрации

иллюстрации

иллюстрацию к буклету «Эти причудливые узоры — Зентангл и Дудлинг.»


Предварительный просмотр: