Главные вкладки
Курсы внеурочной деятельности. ДО.
Внеурочная деятельность ДО как ресурс развития и воспитания личности школьника с позиции требований нового ФГОС.
Современный этап модернизации российского образования характеризуется стремлением привести систему школьного образования и воспитания в состояние, адекватное потребностям социума и отдельной личности. Идеалом образованного человека сегодняшнего дня становится личность, готовая к жизни в условиях динамического обновления и изменения общества, социально активная, способная к адекватной адаптации на рынке труда, - с одной стороны, и духовно богатая, обладающая высоким уровнем развития гражданской ответственности и социального интеллекта, - с другой Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определил духовно-нравственное развитие школьников как задачу современного воспитания первостепенной важности, обязательное условие поступательного развития страны и консолидации гражданского общества, государственный заказ для школы.
Результаты внеурочной деятельности можно посмотреть в соц сети и насайте МКОУ Самойловской СОШ:
http://самойловская-школа.абан-обр.рф/category/novosti/
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 218.69 КБ | |
| 164.97 КБ | |
| 275.5 КБ | |
| 162.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
интеллектуальное направление
«Искусственный интеллект и 3D ручка»
Учитель Иванченко Надежда
Владимировна
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Курс «Знакомство с искусственным интеллектом» является вводным к программе «Искусственный интеллект» для общеобразовательных школ и предназначен для преподавания в 5-7 классах. Программа курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования (приказ Минпросвещения №287 от 31 мая 2021 г.) Данный курс предназначен для системного и целенаправленного знакомства учащихся начальной школы с понятием искусственного интеллекта и связанными с ним технологиями, методами, инструментами. Данный курс способен занять существенное место в системе универсальных учебных действий, формируемых у учащихся, что является одной из ключевых задач основного образования.
Научно-технический прогресс диктует все новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. В образовательное пространство, включая дополнительное образование, все активнее внедряются современные цифровые технологии. Аддитивные технологии (ЗD-моделирование) активно входят в нашу жизнь. С помощью ЗD-принтеров в короткие сроки создаются объекты для таких областей, как: строительство, медицина, машиностроение и др. Создание ЗD—моделей существенно облегчает процесс моделирования и проектирования сложных макетов и конструкций. ЗD-ручка позволяет ребенку школьного возраста прикоснутся к технологиям будущего, преодолеть интеллектуальную пассивность, повысить мотивацию, стимулировать познавательную активность. Дополнительная общеразвивающая программа «ЗD-моделирование с помощью ЗD-ручки» (далее — программа) имеет техническую направленность и ориентирована на развитие творческих способностей обучающихся. Программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
− Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29.12.2012 г.;
− Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ № 1726-p от 04.09.2014);
− Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196);
− Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
Актуальность данной программы определяется активным внедрением технологий ЗD-моделирования во многие сферы деятельности (авиация, архитектура, медицина и т.п.) и потребностью общества в дальнейшем развитии данных технологий. Освоение приемов ЗD-моделирования направлено на развитие творческого потенциала ребенка посредством приобщение обучающихся к новейшим информационным технологиям. Рисование 3D ручкой - новейшая технология творчества, в которой для создания объёмных изображений используется нагретый биоразлагаемый пластик. Овладение обучающимися навыками ЗD-моделирования с помощью ЗD-ручки даст возможность создать объекты проектирования в том виде, какими они являются в действительности без особых временных затрат.
Отличительные особенности программы «ЗD-моделирование с помощью ЗD-ручки» от существующих:
- в программу внесены изменения и дополнения в учебно-тематический план программы (увеличено количество практических часов, включены новые тематические блоки — «Основы композиции», «Основы цветоведения»);
- в содержание программы включен региональный компонент (ознакомление с флорой и фауной Прикамья при изготовлении моделей).
Практическая значимость программы. Программа ориентирована на систематизацию знаний и умений ЗD-моделирования. Практические задания, выполняемые в ходе изучения программного материала, готовят обучающихся к решению ряда задач, связанных с применением знаний, полученных в школе на уроках технологии, математики, изобразительного искусства.
Программа обеспечивает следующие психолого-педагогические условия:
- формирование и поддержку положительной самооценки у детей, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с обучающимися, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в современных для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
В процессе реализации программы реализуются следующие принципы обучения:
- доступность (предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены);
- связь теории с практикой (обучение построено на так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике);
- воспитательный характер обучения (ученик не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества);
- систематичность и последовательность (учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения); как правило, этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного — к общему;
- индивидуальный подход в обучении (в процессе обучения, педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.));
Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся 9-10 лет. Численность обучающихся в группе — 5-8 человек.
Срок реализации программы составляет 2 года с общим объемом 105 часов в год, 210 часов на весь период обучения.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность времени отдыха между занятиями составляет 10 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование знаний и умений в области трёхмерного моделирования, приобщение к основам цифровых знаний.
Личностные:
- способствовать воспитанию трудолюбия, уважительного отношения к результатам труда взрослых и сверстников;
- воспитывать уважение к окружающим умение слушать и слышать партнера, признавать право на собственное мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников;
- развивать навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях.
Метапредметные:
- обучить использовать при выполнении заданий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации (справочную и прочую литературу, ИКТ и пр.);
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия, выстраивать оптимальную технологическую последовательность для достижения результата;
- способствовать освоению способов решения задач творческого и поискового характера.
Метапредметные:
- научить правилам техники безопасности при работе с ЗD-ручкой;
- научить основным правилам создания трехмерной модели реального геометрического объекта посредствам ЗD-ручки;
- обучить основным способам и приемам моделирования;
- сформировать знания о видах пластика для прутка и их основных свойствах;
- научить закономерностям симметрии и равновесия.
Содержание программы
Учебно-тематический план
№ темы | Наименование темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие. Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | Беседа, лекция, практическое задание | Устный опрос | |
Раздел 1. Teоpeтические основы трехмерного моделирования | ||||||
2 | История создания 3D-технологии. Основы 3Dмоделирования | 1 | 1 | Лекция, практическое задание | Тест «История создания ЗD-технологии» | |
3 | Виды 3Dтехнологии и их применение в различных областях | 2 | 1 | 1 | Лекция, практическое задание | Кроссворд «Геометрическая форма» |
4 | ЗD-ручка: описание, основные элементы, технология работы | 4 | 1 | 3 | Беседа, практическое задание | Заполнение таблицы «Найди соответствие» |
5 | Основы рисования 3D-ручкой | 4 | 4 | Просмотр видеофильма, практическое задание | Составить схему «От простого к сложному» | |
Итого часов по разделу | 12 | 4 | 8 | |||
Раздел 2. Рисование на плоскости с использованием ЗD-ручки | ||||||
6 | Техники рисования на плоскости | 7 | 1 | 6 | Мастер класс, практическое задание | Тест «Техники закрашивания контура» |
7 | Промежуточная диагностика | 1 | - | 1 | Тестирование по созданию плоскостных моделей. | |
Итого часов по разделу | 8 | 1 | 7 | |||
Раздел 3. Основы цветоведения | ||||||
8 | Цветовой круг, сочетание цветов | 1 | 1 | 0 | Лекция, Просмотр видеофильма практическое задание | Работа по карточкам «Заполнение цветового круга» |
9 | Теплые, холодные, контрастные цвета | 2 | 2 | Лекция, практическое задание | Практическая работа «Раздели цвета по группам» | |
Итого часов по разделу | 3 | 1 | 2 | |||
Раздел 4. Рисование в пространстве с использованием ЗD-ручки | ||||||
10 | Техника рисования в пространстве | 1 | 0 | 1 | Мастер-класс, практическое занятие | Тест «Виды чертежа» |
11 | Создание сложных моделей | 4 | 0 | 4 | Беседа, практическое занятие | Найди соответствие «Создание объемной фигуры» |
12 | Комбинирование материалов при создании сложных 3Dмоделей | 5 | 0 | 5 | Лекция, практическое занятие | Устный Опрос |
Итого часов по разделу | 10 | 0 | 10 | |||
Итого | 34 | 7 | 27 | |||
Количество часов: 34 ч. в учебный год (1 час в неделю).
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
Введение история искусственного интеллекта | 1 | 06.09 | |||
Технологические решения | 1 | 13.09 | |||
Дидактическая игра 3 Д ручка | 1 | 20.09 | |||
Роль искусственного интеллекта в жизни человека | 1 | 27.09 | |||
Рисование линий на бумаге ЗD-ручкой | 1 | 29.09 | |||
История ЗD-печати, система быстрого прототипирования. | 1 | 06.10 | |||
Задачи 3Dмоделирования, изобретение ЗD-ручки. | 1 | 13.10 | |||
«Модель», основные виды моделирования, оценка модели | 1 | 20.10 | |||
Геометрическая основа строения формы предметов. | 1 | 27.10 | |||
Сферы применения трехмерного моделирования. | 1 | 10.11 | |||
Краткая характеристика материалов, используемых в ЗD-печати | 1 | 17.11 | |||
Работа с ЗD-ручкой, исследование процесса нагревания, замена пластика, | 1 | 24.11 | |||
Разные виды пластика, испытание разных скоростей подачи материала | 1 | 01.12 | |||
Эскизная графика и шаблоны при работе с ЗD-ручкой. | 1 | 08.12 | |||
Выполнение линий разных видов. | 1 | 15.12 | |||
Способы заполнения межлинейного пространства | 1 | 22.12 | |||
«Создание плоской фигуры по шаблону». | 1 | 29.12 | |||
Разработка эскиза. | 1 | 12.01 | |||
Создание и защита проекта «Любимые мультики» | 1 | 19.01 | |||
Составить схему «От простого к сложному» | 1 | 26.01 | |||
Защита рассказ о выполненной модели. | 1 | 02.02 | |||
Рисование на плоскости с использованием ЗD-ручки | 1 | 09.02 | |||
«Техники закрашивания контура» | 1 | 16.02 | |||
Понятие теплых, холодных, контрастных цветов с применением цветового круга. | 1 | 02.03 | |||
Практическая работа «Раздели по цветам» | 1 | 09.03 | |||
-создание плоскостной работы в холодном сочетании — «Зимний лес»; | 1 | 16.03 | |||
-создание плоскостной работы в теплом сочетании — «Цветочная поляна»; | 1 | 23.03 | |||
-создание плоскостной работы в контрастном сочетании — «Город будущего», | 1 | 06.04 | |||
«Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей». «Качели». «Самолет» | 1 | 13.04 | |||
Практическая работа «Раздели цвета по группам». | 1 | 20.04 | |||
Создание трёхмерных объектов. Практическая работа «Велосипед», «Ажурный зонтик» | 1 | 27.04 | |||
Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из нескольких материалов», «Украшение для мамы», «Вертолет» | 1 | 04.05 | |||
Разработка и выполнение проекта с применением полученных знаний | 1 | 11.04 | |||
Защита проекта. | 1 | 18.04 | |||
Содержание учебно-тематического плана
Тема 1. Вводное занятие. Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности
Теория: Ознакомление с тематическими разделами программы и планом работы объединения на год. Инструктаж по технике безопасности, организация рабочего места. Организационные вопросы
Практика: Рисование линий на бумаге ЗD-ручкой
Форма аттестации: Устный опрос.
Раздел 1. Теоретические основы трехмерного моделирования
Тема 2. История создания ЗD-технологии. Основы ЗD-моделирования
Теория: История ЗD-печати, система быстрого прототипирования, изобретение ЗD-ручки. Задачи 3Dмоделирования, понятия «модель», основные виды моделирования, процесс моделирования, оценка модели
Практика: Работа на бумаге, создание простой модели с помощью карандаша и линейки
Тема 3. Виды ЗD-технологии и их применение в различных областях
Теория: Общие понятия и представления о форме. Геометрическая основа строения формы предметов. Сферы применения трехмерного моделирования.
Практика: Работа на бумаге, создание простой модели с помощью карандаша и линейки. Реализацию модели с помощью ЗD-ручки
Тема 4. ЗD-ручка: описание, основные элементы, технология работы
Теория: Подробное изучение устройства ЗD-ручки. История появления, виды ЗD-ручек, виды пластика (PLA и ABS). Принцип работы ЗD-ручки
Тема 5. Основы рисования ЗD-ручкой
Теория: Организация рабочего места. Эскизная графика и шаблоны при работе с ЗD-ручкой. Выполнение линий разных видов. Способы заполнения межлинейного пространства
Практика: Практическая работа «Создание плоской фигуры по шаблону».
Разработка эскиза. Создание и защита проекта «Любимые мультики»
Форма аттестации: составить схему «От простого к сложному»
Форма аттестации: Наблюдение. Устный рассказ о выполненной модели.
Раздел 2. Рисование на плоскости с использованием ЗD-ручки
Тема 6. Техники рисования на плоскости
Теория: Координатная плоскость. Рисунки на координатной плоскости. Основные техники рисования ЗD-ручкой на плоскости, важность цельного контура, техники закрашивания плоскости
Форма аттестации: Тест «Техники закрашивания контура»
Тема 7. . Цветовой круг, сочетание цветов
Теория: Понятие цвета, сочетаний. Цветовой круг, сочетание цветов в работе.
Цветовой круг, сочетание цветов в работе, показ наглядного материала? Просмотр мультфильма «Цветик — семицветик»
Тема 8 Техники рисования в пространстве
Теория: Важность создания чертежа в трехмерном моделировании, основы
чертежа Практика: Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей». «Качели». «Самолет»
Форма аттестации: Тест «Виды чертежа»
Тема 9. Создание сложных моделей
Теория: Создание объёмной фигуры из разных элементов. Техника скрепления разных элементов
Практика: Создание трёхмерных объектов. Практическая работа «Велосипед», «Ажурный зонтик»
Форма аттестации: Найди соответствие «Создание объемной фигуры».
Тема 10. Комбинирование материалов при создании сложных ЗD-моделей Теория: Комбинирование материалов в ЗD-моделировании в разных областях, расширение возможностей моделей. Материалы для комбинирования, преимущества
Практика: Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из нескольких материалов», «Украшение для мамы», «Вертолет»
Форма аттестации: Устный опрос.
Практика: Копирование работы с использование различных элементов
Форма аттестации: Тест «Виды простых трехмерных композиций».
Тема 11. Виды сложных трехмерных композиций
Теория: Просмотр презентации «Виды сложных композиций». Принципы создания трехмерных сложных композиций
Практика: Создание сложной трехмерной композиции с применением простых компонентов
Тема 12. Практика: Разработка и выполнение проекта с применением полученных знаний
Форма аттестации: Выставка работ. Итоговое занятие
Защита проекта.
Планируемые результаты освоения программы
Система оценки результатов освоения программы включает в себя оценку предметных, личностных и метапредметных результатов.
В результате освоения программы, обучающиеся 1 года обучения:
будут знать:
- технику безопасности при работе с ЗD-ручкой;
- принципы работы с ЗD-ручкой;
- способы рисования по шаблону;
- основы цветоведения;
- основы плоскостного моделирования;
- принципы работы с ЗD-ручки;
- способы создания простых ЗD-моделей;
будут уметь:
- создавать плоские и простые объемные работы;
- применять различное цветовое решение;
- создавать простые ЗD-рисунки и ЗD-модели;
- эффективно использовать базовые инструменты создания объектов;
- модифицировать, изменять и редактировать объекты или их отдельные элементы;
будут владеть:
- навыками рисования ЗD-ручкой на плоскости и в пространстве;
- навыком совмещения материалов при работе с пластиком;
- навыками техники безопасности.
- КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАДОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: кабинет для занятий должен соответствовать требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г.
№ 41. Помещение, в котором проводятся учебные занятия — проветриваемое и хорошо освещенное. Учебная мебель соответствуют возрасту обучающихся.
Сведения о наличии подсобных помещений: в кабинете располагается лаборантская, в которой находится рабочая зона педагога и резервное оборудование для работы.
Перечень оборудования учебного кабинета: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов. Оборудовано место для выставочных стендов для постоянно действующей выставки работ обучающихся, педагогов.
Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий (из расчета 8 человек в гpyппe): ЗD-ручка с дисплеем, пластик PLA (пластик производят из кукурузы или сахарного тростника), трафареты (шаблоны), развертки, малярный скотч, бумага А-4, ножницы, простой карандаш, кусачки для пластика.
Перечень технических средств обучения: компьютер, ЗD-принтер, принтер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, колонки.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющий знания в области ЗD-моделирования и объемного рисования ЗD-ручкой.
Организационно-педагогические условия: образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, дополнительной общеразвивающей программы и регламентируется расписанием занятий. Для всех участников образовательного процесса обеспечен доступ к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления
Формы аттестации
Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Цель аттестации: выявить основные знания, умения и навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные результаты освоения программы и их соответствие прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы «ЗD-моделирование с помощью ЗD-ручки».
Задачи аттестации:
- определить уровень теоретической и практической подготовки обучающихся в конкретной образовательной области;
- определить уровень достижения метапредметных и личностных результатов;
- проанализировать полноту и эффективность реализации дополнительной общеразвивающей программы «ЗD-моделирование с помощью ЗD-ручки», выявить причины, способствующие или препятствующие её полноценному освоению обучающимися;
- внести необходимые коррективы в содержание и методику образовательной деятельности;
- представить основания для перевода учащегося на следующий год обучения или выпуска.
Текущая аттестация проводится в процессе усвоения программы после прохождения каждой темы (раздела). Используются различные формы проверки знаний: игры, кроссворды, тесты, загадки, выставки, конкурсы.
Промежуточная аттестация осуществляется в конце каждого учебного полугодия (декабрь, май) с целью мониторинга знаний, умений, полученных обучающимися. Проверка знаний проводится в форме практических заданий, проверочных работ.
Итоговая аттестация проводится по окончанию обучения по дополнительной общеразвивающей программе с целью оценки качества освоения обучающимися содержания образовательной программы. Аттестация осуществляется в форме защиты проекта, выставки. При выполнении итогового проекта обучающийся демонстрирует как практические, так и теоретические знания по всему курсу обучения.
Оценка метапредметных и личностных результатов проводится в конце
каждого учебного полугодия посредством наблюдения.
Результаты обучения фиксируются в оценочном листе.
Уровень достижения прогнозируемого результата фиксируется в Портфолио достижений обучающихся. Кроме того, анализируются и обобщаются результаты выставок, конкурсов и соревнований.
- Оценочные материалы
Система оценки планируемых результатов программы представлена тремя группами результатов: личностными, предметными и метапредметными.
Мониторинг результатов обучения
Оцениваемые параметры | Низкий | Средний | |
Теоретическая подготовка | |||
Владение теоретическими знаниями | Учащийся владеет менее чем 50% объема знаний, предусмотренных программой. | Объем усвоенных знаний составляет 50-70% | Учащийся освоил 70-100% объема знаний, предусмотренных программой. |
Владение понятиями и терминами | Учащийся, как правило, избегает применять специальные термины. | Учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой. | Специальные тер- мины употребляет осознанно и в полном объеме в соответствии с содержанием программы. |
Практическая подготовка | |||
Практические навыки и умения. | Учащийся овладел менее чем 50% предусмотренных программой умений и навыков. | Объем усвоенных навыков и умений составляет 50-70%. | Учащийся овладел 70-100% умений и навыков, предусмотренных программой. |
Владение специальным оборудованием. | Учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием. | Работает с оборудованием с помощью педагога. | Работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых затруднений. |
Требуется постоянное пояснение педагога при изготовлении модели | Выполняет работу после объяснений педагога. | Самостоятельно выполняет работу без помощи педагога. | |
Оценочный лист
№ п/п | Планируемые результаты освоения программы | Диагностический инструментарий | Оценка педагога (высокий, средний, уровни) | Самооценка обучающегося | |
1 | Метапредметные | Освоить способы решения задач творческого и поискового характера | Наблюдение | ||
2 | Использовать при выполнении заданий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации (справочную и прочую литературу, ИКТ и пр.) | Наблюдение | |||
Осуществлять планирование, контроль и оценку учебных действий, выстраивание оптимальной технологической последовательности для достижения результата | Наблюдение | ||||
4 | Личностные | Научить умению слушать и слышать партнера, признавать право на собственное мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников. | Наблюдение | ||
5 | Овладеть навыками продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях | Наблюдение | |||
6 | Проявлять уважительное отношение к результатам своего труда, труда взрослых и сверстников | Наблюдение | |||
7 | Предметные | Владение теоретическими знаниями | Тестирование, викторины, кроссворды, опросы | ||
Владение понятиями и терминами | Тесты, кроссворды | ||||
8 | Практические навыки и умения. | Наблюдение, практические задаНния | |||
Владение специальным оборудованием. | Анализ выполненных работ | ||||
Степень самостоятельности в изготовлении модели по образцу. | Наблюдение | ||||
- Методические материалы
Форма обучения — очная.
Методическое обеспечение образовательной программы.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический; репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая.
Формы организации учебного занятия: рассказ, беседа, дискуссия, учебная познавательная игра, мозговой штурм, практическое занятие.
Педагогические технологии, применяемые в ходе реализации образовательной программы:
№ п/п | Педагогические технологии | Характеристика |
1 | Личностно-ориентированные | Ставят в центр образовательной деятельности личность ребенка, обеспечение комфортных условий для творческого развития обучающегося. |
2 | Игровые | Обучающиеся усваивают опыт, знания овладевают умениями и навыками в соответствии с поставленной целью посредством игровой деятельности. |
3 | Проблемного обучения | Предполагает систему проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. |
4 | Групповые | Предполагают:
|
5 | Дифференцированный подход | Предполагает дифференциацию по возрасту, уровню развития творческих способностей; позволяет осуществлять развивающее обучение с учетом разного состава обучающихся |
6 | ИКТ-технологии | Предполагают овладение обучающимися способами получения, хранения и распространения информации с помощью современных машин и программных продуктов. |
7 | Проектные технологии | Проектное обучение является непрямым, ценен не только результат, но в большей мере сам процесс. Педагог выступает в роли куратора или консультанта: помогает обучающимся в поиске источников, координирует и корректирует весь процесс, поддерживает непрерывную обратную связь, поддерживает и поощряет обучающихся, сам является источником информации. |
Рекомендуемыми технологиями, используемыми в процессе реализации общеразвивающей программы «ЗD-моделирование с помощью ЗD-ручки», являются: проектная и игровая технологии.
Работа над проектом позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, учит:
- целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
- представлению результатов своей деятельности и хода работы;
- презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования;
- практическому применению приобретённых знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования; проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
- поиску и отбору актуальной информации, усвоению необходимого знания.
Использование технологии проектно-исследовательской деятельности позволяет развивать познавательные и творческие навыки обучающихся при разработке ЗD-моделей. Самостоятельная работа над техническим проектом дисциплинирует обучающихся, заставляет мыслить критически и дает возможность развивать у обучающихся пространственное воображение.
Игровая технология — это способ обучения с применением на занятиях игр. Игра — вид деятельности, при котором в процессе игровой ситуации решается учебная задача. Игровая технология представляет особый интерес, так как в игре происходит решение важных и сложных вопросов, разработка и моделирование необходимого ЗD-объекта.
Этапы организации игры на занятии:
- введение в игру, когда педагог рассказывает обучающимся правила игры, делит класс на группы при необходимости, раздает средства, необходимые для организации игры;
- конструирование описания разрабатываемого объекта, когда происходит работа в командах или индивидуально;
- реализация разрабатываемого объекта, когда происходит озвучивание результатов работы;
- оценка работы обучающихся.
Алгоритм учебного занятия
Структура учебного занятия представлена последовательностью этапов:
- Организационный
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
- Проверочный
Задача: установление правильности и осознанности выполнения задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
- Подготовительный (подготовка к новому содержанию)
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).
- Основной
- усвоение новых знаний и способов действий;
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
- первичная проверка понимания;
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием
- закрепление знаний и способов действий;
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.
- обобщение и систематизация знаний;
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
- Контрольный
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
- Итоговый
Задача: установить соответствие между поставленной целью и результатом урока; проанализировать, где и почему были допущены ошибки, как их можно было исправить, проговорить способы решения действий, вызвавшие затруднения, организовать рефлексию и самооценку учащихся; проанализировать и оценить успешность достижения цели.
Список литературы
Литература для педагога
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. — М., 2013 г.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.
- Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 2007.
- Заворотов В.А. От модели до идеи. — М.: Просвещение, 2008.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества. — М., 2015.
- Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2011.
- Кружки начального технического моделирования // Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Техническое творчество. — М.: Просвещение, 1999. — С. 8-19.
- Кружок «Умелые руки». — CП6: Кристалл, Валерии CП6, 2012.
- Падалко А.Е. Букварь изобретателя. — М.: Рольф, 2013. (Внимание: дети!).
Литература для обучающихся
- Заворотов В.А. От модели до идеи. — М.: Просвещение, 2008.
- Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2011.
- Падалко А.Е. Букварь изобретателя. — М.: Рольф, 2013. (Внимание: дети!).
- тhttд://тfiпa.rи/chtо-takоe-3d-rиchka история изобретения 3D ручки httд://lib.chiдdiд.rи/170/DОC001l70798.оdf инструкция по использованию 3 D ручки, техника безопасности.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общекультурное направление
«Моё творчество»
Учитель Иванченко Надежда
Владимировна
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Цель: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Задачи: - развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;
- расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
- ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Системно -деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Планируемые результаты освоения учащимися программы кружка
«Моё творчество»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
Количество часов: 34 ч. в учебный год (1 час в неделю).
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
Из истории лепки. Рисунок на пластилине | 1 | 1.09 | |||
Лепка конструктивным способом из разных частей | 1 | 08.09 | |||
Обрубовка | 1 | 15.09 | |||
Налепные украшения | 1 | 22.09 | |||
Лепка из целого куска пластилина способом вытягивания. | 1 | 29.09 | |||
Из истории аппликации. Обрывная аппликация | 1 | 06.10 | |||
Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу, на картонной основе | 1 | 13.10 | |||
Объемная аппликация | 1 | 20.10 | |||
Из истории мозаики. Мозаика из обрывных кусочков | 1 | 27.10 | |||
Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги | 1 | 10.11 | |||
Объемная мозаика из гофрированной бумаги | 1 | 17.11 | |||
Мозаика из карандашных стружек | 1 | 24.11 | |||
Мозаика из фольги | 1 | 01.12 | |||
Мозаика из газетных комков | 1 | 08.12 | |||
Мозаика из кусочков ткани | 1 | 15.12 | |||
Художественное складывание Складываем гармошкой | 1 | 22.12 | |||
Оригами. Из истории оригами | 1 | 29.12 | |||
Складываем из квадрата бумаги | 1 | 12.01 | |||
Из истории плетения. Косое плетение в четыре пряди | 1 | 19.01 | |||
Прямое плетение из полосок бумаги | 1 | 26.01 | |||
Вышивание по криволинейному контуру | 1 | 02.02 | |||
Использование пуговиц в поделках | 1 | 09.02 | |||
Мозаика и аппликация из геометрических фигур | 1 | 16.02 | |||
Мозаика из частей квадрата | 1 | 02.03 | |||
Мозаика из частей прямоугольника | 1 | 09.03 | |||
Мозаика из частей ромба | 1 | 16.03 | |||
Аппликация из частей круга | 1 | 23.03 | |||
Объемное моделирование | 1 | 06.04 | |||
Объемное конструирование из бумаги | 1 | 13.04 | |||
Объемное моделирование и конструирование из бумаги | 1 | 20.04 | |||
Композиция «Корзина с цветами». Объёмное торцевание из бумаги по контуру. | 1 | 27.04 | |||
Композиция «Сердце». Создание объёмной открытки. | 1 | 04.05 | |||
Составление композиций (картин) по схеме из пайеток. | 1 | 11.04 | |||
Объёмные игрушки. Яйца, пингвин, киска, мишка. | 1 | 18.04 | |||
.
Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие пособия:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература»
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература»
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература»
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература»
5.Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество; пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение (работаем по новым стандартам)
6. Григорьев Д.В. Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
личностно-ориентированное направление
«Сберкласс»
Учитель Иванченко Надежда
Владимировна
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка.
Программа социально-эмоционального развития детей в первую очередь решает задачу
социализации ребёнка. Благодаря развитию эмоционального интеллекта и навыков коммуникации улучшаются взаимоотношения в группе сверстников, а семейные задания способствуют созданию доброжелательной атмосферы в семье воспитанников. Занятия отличаются многообразием форм и содержания, что способствует поддержанию интереса и расширению кругозора. Программа является важным элементом средообразования и создаёт условия для формирования в образовательной организации культуры, готовой к изменениям и развитию. Особое внимание в программе уделено вовлечению родителей, так как максимальная эффективность обучения может быть достигнута только при условии сотрудничества всех сторон — участников образовательного процесса: учеников, учителей и родителей. С учётом анализа теории и опыта накопленного в области духовно-нравственного образования была разработана программа духовного воспитания школьников в рамках внеурочной деятельности «Школа возможностей».
Сроки реализации программы:1 год
Режим занятий: Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 40 мин каждое.
Место проведения занятий – учебный кабинет.
Цели программы: Способствовать самопознанию и самопринятию.
Обеспечение усвоения учащимися основных положений школы возможностей на основе создания комфортных условий для каждого ребёнка. Программа направлена на оптимизацию вхождения детей в широкое социальное пространство, в мир взрослых. В ней отражена система условий социализации и развития школьников, включая формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения взрослых и детей.
Задачи:
Обучающие:
- дать ребёнку системные знания об эмоциональном мире в соответствии с его возрастом и способностями;
- научиться применять на практике полученные знания.
- формировать представления о групповой работе, эмоциональном развитии, сфере воспитания.
Развивающие:
- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом общения;
- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром;
- повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге;
- развивать творческую деятельность.
Воспитательные:
- прививать чувство доброго и милосердного отношения к миру;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- воспитывать потребность в общении с природой и человеком;
- способствовать формированию эмоционального восприятия и сознания общественной активности;
- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:
- обществознание;
- технология.
Учебно-методический комплект и электронные ресурсы:
- Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы / Е. А. Сергиенко, Т. Д. Марцинковская , Е. И. Изотова – М. : Дрофа, 2019
- vbudushee.ru›UMK_SER_V22.pdf. Школа возможностей.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Сберкласс» в 10-11 классе:
Личностные результаты:
- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты курса «Сберкласс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости взаимопонимания и взаимопомощи;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные результаты:
В ходе обучения по программе подростки учатся понимать себя и других, сотрудничать; развивают критическое мышление и коммуникативные навыки. Стратегия программы выстроена с учётом возрастных особенностей и результатов исследований в области личностного развития подростка. Главным принципом программы, который реализуется через свободу высказываний и поддерживающую позицию педагога, выступает принятие без ограничения автономии. Важным акцентом программы является рефлексия. Программа, реализуясь через выделенный курс, содержит инструменты и техники, которые могут интегрироваться в предметное преподавание; способствует вовлечению всей школы в процесс коммуникации. Программа имеет модульную структуру (каждый курс состоит из двух модулей). Первый модуль является инвариантным и обязательным для проведения. Остальные модули являются вариативными. Вовлечение родителей является важной задачей программы. Реализация каждого курса программы начинается со встречи с родителями, на которой обсуждаются особенности возраста и даются рекомендации по взаимодействию с подростком.
Содержание курса внеурочной деятельности .
МОДУЛЬ 1.
Раздел 1. Общая психологическая характеристика старшего подросткового возраста.
- Особое значение старшего подросткового возраста
- Познавательное развитие
- Эмоциональное развитие
- Общение со сверстниками и взрослыми
- Личностное развитие
- Проблемы, характерные для подросткового возраста
- Современный старший подросток
- Ориентиры психического развития старших подростков
- Психологический климат в классе. Занятие
- Мой класс — это место, где мне хорошо
- Нормы и правила в группе. Правила нашего класса
Раздел 2. Восприятие и понимание причин эмоций.
- Многообразие эмоций. Занятие. Сад души.
- Причины возникновения и способы выражения радости. Занятие. Почему мы радуемся. Занятие Как мы радуемся.
- Причины возникновения и способы выражения грусти. Занятие. Почему и как мы грустим.
- Причины возникновения и способы выражения злости. Занятие. Почему и как мы злимся.
- Причины возникновения и способы выражения страха. Занятие. Почему и как мы боимся.
- Причины возникновения и способы выражения интереса. Занятие. Интерес и как мы его проявляем.
- Уникальность и многообразие эмоциональных реакций людей. Занятие. Разные эмоции и их причины.
- Индивидуальные особенности в эмоциональной сфере человека. Занятие. Разные люди — разные эмоции.
- Интенсивность эмоций. Занятие. Разные эмоции и их сила.
Раздел 3. Эмоциональная регуляция.
- Модальность эмоций. Занятие. Приятные и неприятные эмоции.
- Влияние эмоций на поведение. Занятие. Как эмоции влияют на поведение
- Выражение эмоций, основы саморегуляции. Занятие. Эмоции, которые хочется спрятать
- Влияние злости на поведение. Основы управления злостью. Занятие. Когда злость бывает полезной?
- Конструктивные способы выражения злости. Основы саморегуляции. Занятие. Как не лопнуть от злости?
- Значение эмоции страха в жизни человека. Занятие. Когда страх помогает, а когда мешает?
- Управление страхом. Основы саморегуляции. Занятие. Как справиться со страхом
- Элементарные навыки саморегуляции. Занятие. По волнам эмоций
МОДУЛЬ 2.
Раздел 4. Социальное взаимодействие.
- Сходства и различия в группе. Общение в мире различий. Занятие. Что, если ты не похож на меня?
- Согласованность в совместной работе. Занятие. Как работать вместе
- Важность умения слушать другого человека. Занятие. Как услышать другого
- Децентрация. Понимание ментальных состояний и неверных мнений. Занятие. Как понять другого
- Эмпатия, сочувствие и сопереживание. Занятие. Как понять, что человеку нужна поддержка
- Эмпатия, элементарные навыки оказания эмоциональной поддержки. Занятия. Как поддержать другого
- Ценность взаимопомощи в дружеских отношениях. Занятие. Как помочь другому
- Умение обратить внимание других на свои потребности, попросить о помощи. Занятие. Как попросить о помощи
- Сложные ситуации в общении и способы их разрешения. Занятия. Как решать конфликты
- Осознание изменений за время первого года обучения. Мотивация к саморазвитию. Занятие. Мои достижения и планы
- Сходства и различия в группе. Занятие. Мой класс. В чём мы разные? Что нас объединяет?
- Важность дружбы, уважения и социального принятия в группе. Занятие. Дружба в классе
- Навыки совместной работы в группе. Сплочённость класса. Занятие. Мы — команда
- Развитие способности к децентрации. Занятие. Как посмотреть на мир глазами др.
Раздел 5. Восприятие причин эмоций и Эмоциональная регуляция.
- Интерес как ключевой мотиватор учебной деятельности. Занятие. Школа — это интересно!
- Ситуации и причины, вызывающие удивление. Мимические, пантомимические, вербальные и паравербальные проявления удивления. Занятие. Как так может быть?
- Интенсивность эмоций и их проявлений. Занятие. Сильные и слабые эмоции
- Модальность эмоций. Занятие. Приятные и неприятные эмоции
- Амбивалентные эмоции. Занятие. Когда трудно выбирать
- Многообразие эмоций и способов их выражения: радость, злость, страх, грусть, интерес, удивление, отвращение. Занятие. Краски эмоций. Занятие. Портрет эмоции
- Идентификация собственных эмоций, осознание их причин. Занятие. Мой эмоциональный портрет. Как я чувствую свои эмоции. Занятие. Мой эмоциональный портрет. Причины моих эмоций. Занятие Мой эмоциональный портрет. Мои эмоции и мои мысли
- Эмоциональная обусловленность поведения. Конструктивное и деструктивное влияние эмоций на эффективность поведения. Занятие. Я и мои эмоции — кто главный?
- Ситуативная обусловленность эмоций и поведения. Занятие. Эмоции в разных ситуациях
- Последствия подавления эмоций. Занятие. Как не прятать эмоции?
- Основы эмоциональной саморегуляции. Занятия. Повелитель эмоций .
- Выражение эмоций через творчество как метод саморегуляции. Занятия. Эмоции и творчество.
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема | Дата занятия | |
План | Факт | ||
Особое значение старшего подросткового возраста. Я и ты | 07.09 | ||
Познавательное развитие. Мы разные, но мы вместе | 14.09 | ||
Эмоциональное развитие. Чего я о тебе не знаю. | 21.09 | ||
Эмоциональное развитие. Расскажи мне, расскажи | 28.09 | ||
Общение со сверстниками и взрослыми | 05.10 | ||
Общение со сверстниками и взрослыми. Ненасильственное общение Маршалл Розенберг «Жираф и Волк» | 12.10 | ||
Личностное развитие. Я и другие. | 19.10 | ||
Проблемы, характерные для подросткового возраста. Что я думаю о себе, что я думаю о других | 26.10 | ||
Проблемы, характерные для подросткового возраста. Что я думаю о коллективе класса? | 09.11 | ||
Современный старший подросток. Я и Мы. | 16.11 | ||
Ориентиры психического развития старших подростков. Соглашения о взаимоотношениях. | 23.11 | ||
Психологический климат в классе. | 30.11 | ||
Мой класс — это место, где мне хорошо | 07.12 | ||
Нормы и правила в группе. Правила нашего класса | 14.12 | ||
Нормы и правила в группе. Правила нашего класса | 21.12 | ||
Многообразие эмоций. Занятие. Сад души. | 28.12 | ||
Причины возникновения и способы выражения радости. Занятие. Почему мы радуемся. Занятие Как мы радуемся. | 11.01 | ||
Причины возникновения и способы выражения грусти. Занятие. Почему и как мы грустим. | 18.01 | ||
Причины возникновения и способы выражения злости. Занятие. Почему и как мы злимся. | 25.01 | ||
Причины возникновения и способы выражения страха. Занятие. Почему и как мы боимся. | 01.02 | ||
Причины возникновения и способы выражения интереса. Занятие. Интерес и как мы его проявляем. | 08.02 | ||
Уникальность и многообразие эмоциональных реакций людей. Занятие. Разные эмоции и их причины. | 15.02 | ||
Индивидуальные особенности в эмоциональной сфере человека. Занятие. Разные люди — разные эмоции. | 22.02 | ||
Интенсивность эмоций. Занятие. Разные эмоции и их сила. | 01.03 | ||
Модальность эмоций. Занятие. Приятные и неприятные эмоции. | 15.03 | ||
Влияние эмоций на поведение. Занятие. Как эмоции влияют на поведение | 22.03 | ||
Влияние эмоций на поведение. Занятие. Как эмоции влияют на поведение | 05.04 | ||
Выражение эмоций, основы саморегуляции. Занятие. Эмоции, которые хочется спрятать | 12.04 | ||
Выражение эмоций, основы саморегуляции. Занятие. Эмоции, которые хочется спрятать | 19.04 | ||
Влияние злости на поведение. Основы управления злостью. Занятие. Когда злость бывает полезной? | 26.04 | ||
Конструктивные способы выражения злости. Основы саморегуляции. Занятие. Как не лопнуть от злости? | 03.05 | ||
Значение эмоции страха в жизни человека. Занятие. Когда страх помогает, а когда мешает? | 10.05 | ||
Значение эмоции страха в жизни человека. | 17.05 | ||
Элементарные навыки саморегуляции. Занятие. По волнам эмоций | 24.05 | ||
Простой уровень:
- Кубик Блума
- Верно – неверно
- Метод ассоциаций
- Игра в случайность
- Парковка идей
- Дидактический синквейн
- Отсроченная отгадка
- Сменные пары
- Подумай, объединись, поделись
- Мгновенное сообщение
- Выглядит, как… Звучит, как...
- Сорбонка
Средний уровень:
- Эпиграф
- Письмо без остановки
- Письмо по кругу
- INSERT
- «Толстый» и «тонкий» вопрос
- Плюс – минус – интересно
- Драмогерменевтика
- ПОПС-формула
- Четыре угла
- Рейтинговое голосование
- Шесть шляп мышления
- Интеллект-карта
- Кластер
- Диаграмма сближения
Сложный уровень:
- Общее видение
- SWOT-анализ
- SMARTER
- Кейс-метод
- Круги Эйлера
- Диаграмма Венна
- РАФТ-технология
- Эвристическое исследование
- Метод Уолта Диснея
- Аквариум
- Фишбоун
- Дерево предсказаний
- Пять «почему»
- Ромашка Блума
Многие техники давно известны педагогам и эффективно используются в практике. Вы найдете техники из разных методологических подходов:
- Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: «Кластер», «Выглядит, как… Звучит, как...», «Фишбоун», ИНСЕРТ;
- ТРИЗ-педагогика: «Отсроченная отгадка», «Игра в случайность»;
- Менеджмент: «SWOT-анализ», «Кейс-метод», SMARTER;
- Социоигровая педагогика: «Драмогерменевтика»;
- Персонализированное образование: «Общее ви́дение», «Диаграмма сближения», «Рейтинговое голосование», «Парковка идей»;
- Концепция латерального мышления Эдварда де Боно: «Шесть шляп мышления», «Плюс – минус – интересно»;
- Авторские методы: «Кубик Блума», «Ромашка Блума», «Круги Эйлера», «Диаграмма Венна», «Метод Уолта Диснея»
Инструменты оценки. Каждый модуль имеет свои инструменты оценки (диагностики), целью которых является отслеживание динамики развития в рамках конкретной темы. Оценка осуществляется с помощью следующих инструментов.
- Вопросы и задания для саморефлексии педагога и подростков;
- Вопросы для наблюдения за изменениями для педагога и родителей;
- Тесты на самодиагностику для педагога и подростков.
Презентации. К УМК разработаны презентации, которые педагог может использовать как на занятиях с детьми, так и на родительских встречах. В случае необходимости их можно дополнить своими слайдами.
Материалы для родителей содержат описание некоторых инструментов и техник учебно-методического комплекта «Развитие личностного потенциала подростков», которые можно успешно использовать в семейном кругу; рекомендации специалистов по личностному развитию подростков, полезные советы по эффективным стратегиям взаимодействия. Эти материалы могут быть распечатаны и переданы родителям во время родительских встреч и совместных мероприятий, использованы на индивидуальных и групповых консультациях, а также могут быть выложены на цифровой ресурс школы.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«УМЕЙ повести за собой»
8 класс
Учитель Иванченко Надежда
Владимировна
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: Важнейшими направлениями современного этапа возрождения детского движения является, в том числе, разработка и реализация образовательных программ по целенаправленному воспитанию лидеров в подростковой среде.
Результаты деятельности детских организаций всегда отражаются в ее лидерах.
Внешкольными учреждениями был накоплен огромный позитивный опыт по развитию в школах детского самоуправления, формированию у детей лидерских качеств в советский период. Сегодня, к сожалению, этот опыт частично утрачен.
Однако, стремление к личностному развитию, лидерству – важнейшая потребность человека и отменить ее невозможно, несмотря ни на какие идеологические нововведения.
Новизна программы:
Новизна дополнительной образовательной программы заключается в использовании: - технологии коллективного творческого воспитания; - технологии исследовательского обучения и проектной технологии, согласно которых, итогом комплексной деятельности всех участников работы является творческий продукт совместного труда.
В реализации данной программы используется проблемно-диалогический подход в обучении. Подростки, которых выбрали на первую руководящую роль, как правило, уже обладают определенными лидерскими качествами. Но им необходимо дать теоретические знания, на которые они будут опираться при работе руководителями органов детского самоуправления. Важно развивать лидерские качества, которые будут способствовать формированию у них активной жизненной позиции. Особую роль в освоении знаний учащимися имеют проблемные вопросы, являющиеся необходимым структурным элементом каждого занятия. Теоретические темы занятий оптимально подобраны, исходя из требований, предъявляемых современным обществом и из практической значимости, а также связаны с содержанием Учащиеся имеют больше возможностей общения, отработке лидерских навыков, а также навыков делового общения, учатся смело высказывать свое мнение, не стесняясь других. Каждый
учащийся обязательно высказывается о том, что понравилось на занятии, что запомнилось, что узнал нового, а также и то, что не понравилось. В программу включены новые актуальные темы: «Социальное проектирование», «Мое портфолио», «Пирамида лидера». Это также является отличием от других программ.
Актуальность
Актуальность данной программы заключается в ее практической значимости и востребованности, так как приобретаемые знания и умения на занятиях детского объединения «Искусство вести за собой» ребята могут применить и в жизни. Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров – со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Лидер должен соответствовать требованиям времени. Именно активность, способность брать на себя ответственность, ставить перед собой задачи и находить самостоятельные пути их достижения, считать себя не “песчинкой”, которую несет по воле волн, а субъектом собственной жизни, ответственным за свои поступки, жизнь и общество, дает возможность адаптироваться к современным условиям и эффективно функционировать в социуме. Лидер – лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества. Стремление к объединению детей и подростков - естественная потребность в этом возрасте, так как, объединяясь в группы, подростки стремятся самоутвердиться, самореализоваться, испытывают свою защищенность. В программе особое значение уделяется формам социализации, самореализации, саморазвития.
Условия реализации образовательной программы:
Формы организации учебных занятий:
- теоретическая подготовка (беседы, семинары, лекции);
- практическая деятельность (акции, социологические опросы, консультации, тренинги, деловые и ролевые игры);
Наиболее эффективными и популярными формами работы являются
традиционные: совместные коллективно-творческие дела, слёт, акции.
Формы организации воспитательного процесса:
- познавательно-творческая деятельность (конкурсы, турниры, дискуссии);
- культурно - досуговая деятельность (праздники, экскурсии, тренинги);
- индивидуальная работа (консультации, составление индивидуальной карты развития воспитанника);
- работа с родителями (индивидуальные консультации для родителей, гостиные, творческие мастерские, беседы);
- взаимодействие (внутренние и внешние связи коллектива).
Наряду с лекционными формами применяются тренинги, деловые и ролевые игры, дискуссионные формы, беседа и дискуссия, творческих заданий, коллективно-творческое дело. Занятия проводятся по группам и индивидуально. Наиболее продуктивными являются те занятия, которые сочетают в себе беседу/дискуссию (не более 10-15 минут) и практическую деятельность с демонстрацией практических приемов деятельности
Деловые и ролевые игры учат обучающихся анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, в разрешении которых существенно не только правильное решение, но и поведение, интонация, мимика и т.д. Между практическими блоками организуются семинары-практикумы, беседа и дискуссия.
Педагогическая целесообразность.
Воспитание лидера и его самовоспитание предполагают тренировку умения вести за собой людей, устанавливать отношения с ними и на этой основе организовывать управление. Лидера отличают не честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а подлинное, естественное право сильной, волевой и одновременно интеллектуальной личности вести за собой людей. Воспитание лидера – важная общественная задача. Это и передача знаний, опыта анализировать ситуации, и развитие управленческих качеств и навыков, и воспитание ответственности, и обучение различным стилям управления, общения с людьми, умению изменять стиль и приемы руководства. Лидер (или будущий лидер) должен научиться принимать решения, избегать крайних, безвыходных ситуаций либо, напротив, создавать неизбежную, но выгодную совокупность обстоятельств.
Цель программы Программа обучения внеурочной деятельности «Умей повести за собой» нацелена на развитие личности подростка, способного к самоопределению и самовыражению, через включение его в разнообразную содержательную и коллективную деятельность, овладение лидерскими социально значимыми качествами.
Задачи программы
*Обучение лидеров знаниям, умениям, навыкам работы в детских общественных объединениях.
* Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала детей, реализация их склонностей в разнообразных сферах деятельности и общения.
*Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской ответственности как важнейшей черты личности.
*Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношениям к людям), культуры общения.
*Воспитание социально-значимой целеустремленности, ответственности в деловых отношениях.
Методы обучения:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);
- - эвристический метод («нахожу», «открываю»);
- - исследовательский метод (предполагает самостоятельный поиск и пути решения поставленных задач);
- - наглядные методы (демонстрация схем, таблиц, образцовых работ и т.д.);
- - игровые методы (ролевые, деловые, интеллектуальные и творческие игры);
- - практические методы (задания, упражнения, тренинги и т.д.).
Организация работы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст обучающихся: 16-18лет. Учебный материал рассчитан на 34 часа в год; количество занятий в неделю – 1 час
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ урока | Тема | Количество часов | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | ||||
Вводное занятие. «Лидер – это…» | 1 | 01.09 | |||
Игра – инструмент лидера | 1 | 08.09 | |||
Игры на знакомство. Игры на взаимодействие | 1 | 15.09 | |||
Виды, типы игр и их значение. | 1 | 22.09 | |||
Общение как одна из основных ценностей человека. | 1 | 29.09 | |||
Понятие «общение», «собеседник». Общение и его слагаемые . | 1 | 06.10 | |||
Условия эффективности разговора. | 1 | 13.10 | |||
Лидерство | 1 | 20.10 | |||
Понятие «Лидер», «лидерство». | 1 | 27.10 | |||
Человек. Гражданин. | 1 | 10.11 | |||
Лидер «команда», качества. | 1 | 17.11 | |||
Лидер и его команда. | 1 | 24.11 | |||
Типы лидеров. Стили управления | 1 | 02.12 | |||
Взаимодействие в команде | 1 | 09.12 | |||
Упражнение “Предвыборная программа”. | 1 | 16.12 | |||
Рисование лидера. Творческая работа “Кто такие лидеры?” | 1 | 23.12 | |||
Понятие «стиль работы лидера», принципы организаторской деятельности. | 1 | 30.12 | |||
Организаторская техника. Деловая игра. | 1 | 13.01 | |||
Готовность стать лидером. | 1 | 20.01 | |||
Коллективное творческое дело (КТД). Организация. | 1 | 27.01 | |||
Познавательная программа | 1 | 03.02 | |||
Организация игры по станциям (Квест). | 1 | 10.02 | |||
Деление на команды. | 1 | 17.02 | |||
Портфолио лидера | 1 | 24.02 | |||
Понятие термина «портфолио». | 1 | 03.03 | |||
Виды портфолио. | 1 | 10.03 | |||
Содержание портфолио, структура. | 1 | 17.03 | |||
Оформление портфолио. | 1 | 24.03 | |||
Требования к портфолио | 1 | 07.04 | |||
Основы публичного выступления. | 1 | 14.04 | |||
Ораторское искусство, культура речи | 1 | 21.04 | |||
Стили управления. | 1 | 28.04 | |||
Творческая работа “Составление путеводителя жизни”. Тест “Я –концепция” | 1 | 05.05 | |||
Защита портфолио. | 1 | 12.05 | |||







