Практико-ориентированные технологии на уроках информатики.

 Иванченко Надежда Владимировна
Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знания на деле.
Аристотель

Одна из составляющих качества образования – компетентность школьника в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях. На фоне этого практическая составляющая процесса обучения приобретает большое значение. Ценностью становятся не просто фундаментальные знания, а способность ученика применить полученные знания на практике, способность работать в измененных условиях, находить личностный смысл в содержании образования, проводить саморефлексию деятельности.

 Одна из особенностей предмета «информатика» именно в его прикладной стороне: живут только те знания, которые находят применение на практике. Это утверждение положено в основу системы практико-ориентированного обучения.

 При этом обучении приоритет отдается тем учебным задачам, которые формируют у обучающихся умение видеть их применение и использовать самим эти знания в повседневной жизни. Эти задания позволяют не только создавать положительную мотивацию к изучению предмета, но и через развитие интереса к информатике осуществлять профориентацию.

Основные  компоненты практико-ориентированного обучения информатике:

  • Нестандартные уроки: проблемные, уроки-визуализации, уроки-провокации;
  • Практические занятия упражнения, практические задачи;
  • Активные методы обучения: игровые методы, методы тренинга, дискуссионные методы;
  • Проектно-исследовательская деятельность.

Средства активизации  самостоятельной работы учащихся:

  • Формирование теоретических знаний;
  • Формирование умений применять свои знания на практике;
  • Формирование умений решать практические задачи;
  • Умение использовать ИКТ на практике;
  • Социализация в обществе;
  • Развитие познавательного интереса.

 В век информационных технологий современный школьник еще до начала изучения курса информатики приходит в школу пользователем ПК, знакомым с основами работы на компьютере, с опытом работы в социальных сетях. Задача учителя сложна -  перевести интерес учащихся от компьютерных игр и общения в социальных сетях в интерес к компьютеру как средству личностного саморазвития и профессионального роста. Практико-ориентированный урок информатики дает  хорошую возможность для оптимального сочетания теоретического и практического материала, демонстрации возможностей IT технологий в бытовой, повседневной и профессиональной деятельности.

 Для формирования практико-ориентированных знаний учащихся на уроках использую метод ситуационных задач. Ситуационная задача актуализирует для учащихся теоретический материал, делает его личностно значимым. При таком построении урока материал осознается учащимися сразу же в тесной взаимосвязи с практической деятельностью, дальнейшими возможностями его применения, при этом дальнейшие возможности применения теории прогнозируются самими учениками.

 Условно ситуационные задачи можно разделить на три типа: межпредметные, из  различных областей профессиональной деятельности человека, из общественной жизни.

Межпредметные:

 1. Построение графиков функций и диаграмм;  расчет геометрических параметров объекта; решение задач на проценты; решение экономических задач; средствами Excel.

 2. Написать алгоритм (программу) решения математической задачи. Например, даны длины сторон  треугольника, найти его периметр, площадь.

 Из общественной жизни:

 1. Подготовить доклад на тему «Информация как объект юридической защиты»

 2. Написать резюме для поиска работы

 3. Разработать дизайн своей визитки для будущей профессии, используя возможности Word и Paint.