Материалы для дистанционного обучения

Золотухина Екатерина Ивановна

Предварительный просмотр:

Тест по биографии и творчеству А.Т. Твардовского

1.  Откуда был родом А.Т.Твардовский?

а) с Рязанщины

б) со Смоленщины

в) из Псковщины

2.  Кто из трудящихся газеты «Рабочий путь» принял юного А. Твардовского, помог ему не только напечататься, но и сформироваться как поэту, оказал влияние своей поэзией?

а) М. Исаковский;

б) С. Маршак;

в) И. Бунин.

3. В какой институт поступил А. Твардовский в 1936 году?

а) МИФЛИ;

б) МГЛУ;

в) МИФИ.

4. Укажите произведение, ставшее главной книгой А.Т.Твардовского

а) «Страна Муравия»

б) «Василий Тёркин»

в) «По праву памяти»

г) «За далью - даль»

5. Выход какого произведения изменил жизнь А. Т. Твардовского: он переехал в Москву, закончил институт и выпустил книгу стихов?

а) «Сельская хроника»;

б) «Страна Муравия»;

в) «Дом у дороги».

6. Назовите поэму А. Т. Твардовского, созданную во время Великой Отечественной войны и явившуюся ярким воплощением русского характера и общенародного патриотического чувства.

а) «Василий Теркин»;

б) «По праву памяти»;

в) «За далью – даль».

7. Как называется прозаическая книга А. Т. Твардовского, опубликованная в 1947 году и повествующая о минувшей войне?

а) «По праву памяти»;

б) «Родина и чужбина»;

в) «За далью – даль».

8. Главным редактором какого журнала был А. Т. Твардовский многие годы?

а) «Октябрь»;

б) «Знамя»;

в) «Новый мир».

9. За какую поэму Твардовскому была присуждена Сталинская премия?

а) «По праву памяти»;

б) «Родина и чужбина»;

в) «За далью – даль».

10. В редакции какой газеты Твардовский работал в годы войны

а) «Красная Армия»;

б) «За советскую Родину»;

в) «Боевой курс».

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я вам жить завещаю, - Что я больше могу… А.Т. Твардовский Поэма «За далью – даль»

Слайд 2

«За далью -даль» Мне дорог мир большой и трудный. Я в нём – моей Отчизны сын. Я полон с ней мечтою чудной Дойти до собственных вершин. А.Твардовский.

Слайд 3

Новый этап в развитии страны и литературы - 50-е-60-е годы - ознаменовался в поэмном творчестве Твардовского дальнейшим продвижением в сфере лирического эпоса - созданием своеобразной трилогии: лирической эпопеи «За далью - даль», сатирической поэмы-сказки «Теркин на том свете» и лирико-трагедийной поэмы-цикла «По праву памяти». Каждое из этих произведений по-своему явилось новым словом о судьбах времени, страны, народа, человека.

Слайд 4

Поэма «За далью - даль» (1950-1960) - масштабная лирическая эпопея о современности и истории, о переломном времени в жизни миллионов людей. Это - развернутый лирический монолог современника, поэтическое повествование о непростых судьбах родины и народа, об их сложном историческом пути, о внутренних процессах и переменах в духовном мире человека XX столетия.

Слайд 5

Поэма складывалась долго и публиковалась по мере написания очередных глав. В процессе формирования художественного целого некоторые главы менялись местами («В дороге»), другие коренным образом перерабатывались, например, «На мартовской неделе» (1954), которая частично и в существенно измененном виде вошла в главу «Так это было».

Слайд 6

Подзаголовок поэмы «За далью - даль» - «Из путевого дневника», но это еще мало что говорит о ее жанровом своеобразии. Картины и образы, возникающие по мере развертывания содержания поэмы, носят одновременно конкретный и обобщенный характер. Таковы рождающиеся в воображении автора на основе «заоконных» пейзажных впечатлений масштабные поэтические образы «Волги-матушки» (глава «Семь тысяч рек»), «Батюшки-Урала» («Две кузницы»), разметнувшихся на полсвета сибирских просторов («Огни Сибири»). Но и это не все. Автор подчеркивает емкость избранного «сюжета-путешествия», эпический и философско-исторический масштаб, казалось бы, незамысловатого рассказа о поездке на Дальний Восток: А сколько дел, событий, судеб, Людских печалей и побед Вместилось в эти десять суток, Что обратились в десять лет!

Слайд 7

Движение времени-истории, судьбы народа и отдельной личности, стремление проникнуть в глубинный смысл эпохи, в ее трагические противоречия составляют содержание раздумий лирического героя, его духовного мира. Боли и радости народные отзываются острым сопереживанием в его душе. Этот герой глубоко индивидуален, неотделим от автора. Ему доступна вся гамма живых человеческих чувств, присущих личности самого поэта: доброта и суровость, нежность, ирония и горечь... И в то же время он несет в себе обобщение, вбирает черты многих. Так в поэме складывается представление о внутренне цельном, сложном и многообразном духовном мире современника.

Слайд 8

Сохраняя внешние приметы «путевого дневника», книга Твардовского превращается в своеобразную «летопись», «хронику», а точнее - в живую поэтическую историю современности, честное осмысление эпохи, жизни страны и народа в прошедший большой исторический период, включающий и жестокие несправедливости, репрессии сталинских времен (главы «Друг детства», «Так это было»). При этом лирика, эпос, драматическое начало поэмы сливаются, образуя художественный синтез, взаимодействие родовых начал на лирической основе. Поэтому «За далью - даль» и можно определить как своеобразную лирико-философскую эпопею о современности и эпохе.

Слайд 9

«За далью -даль» Время написания -1950-1960 гг. Жанр – поэма. Форма повествования – путевой дневник. Удостоена Ленинской премии за 1961 год. Тема поэмы – своеобразная энциклопедия жизни страны. Герой – память о настоящем, прошлом и будущем.

Слайд 10

Смысл названия Слово «даль» в поэме употребляется в двух значениях: - отдалённое, далёкое место; - отдалённое от настоящего время, отдалённость во времени.

Слайд 11

Значения концепта «даль» в поэме Дали – огромной страны и мира; -путей, дорог; -истории и времени; -памяти автора; -героев поэмы и народа; -мысли «внутрь себя»,к правде, к будущему; - творчества. .

Слайд 12

Проанализировав одну из глав поэмы, ответьте на вопросы 1.О чем рассказывает поэт в данной главе? 2.Какие образы, участвующие в раскрытии темы, созданы поэтом? 3. C помощью каких средств художественной изобразительности это достигнуто? 4.Какова композиция главы? 5.Каким предстает перед читателями автор и каково его отношение к изображаемому?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1. Как жители коммунальной квартиры помогали Анне Федотовне пережить её горе?

Слайд 3

Пришла незваная война, И сын уходит со двора. С ним сердце матери летит, Ь – душа её навзрыд кричит. Мечтает сына видеть мать, А годы всё летят, летят, летят… 2. Зачем каждый день Анне Федотовне читали письма, присланные сыном и его другом с фронта? П И С Ь М А

Слайд 4

3. Какими словами из текста можно озаглавить финальный эпизод рассказа? 4. В каком слове отчётливо видно авторское отношение к пионерам?

Слайд 5

5.Составьте ассоциативную цепочку из существительных с приставкой бес- (без-), характеризующих поведение пионеров.

Слайд 6

6. Какую проблему затрагивает автор в эпизоде «Визит старательных пионеров»? 7. Какими изображены пионеры в рассказе Б.Л.Васильева «Экспонат №..»? Все ли дети жестоки по отношению к Анне Федотовне?

Слайд 7

8. Прочитайте заключительные строки произведения. Почему эти строки выделены автором курсивом? 9. Какой смысл вкладывает автор в строки «ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ»?

Слайд 8

10. Какой смысл вложен автором в название рассказа «Экспонат №»? 11. Можно ли утверждать, что в названии скрыта ирония, горькая усмешка?

Слайд 9

12. Как вы понимаете фразу «формальное отношение к делу»? Формализм

Слайд 10

14. Продолжите начатое предложение, выразив своё отношение к поступку пионеров. 13. В каких словах заключается идея рассказа?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Талант человечности в произведении А.Г. Алексина «Безумная Евдокия»

Слайд 2

Анатолий Алексин( Гоберман ) русский прозаик, драматург; родился 3 августа 1924 года в Москве; в детстве выступал в пионерской печати со стихами ; 1941г.-окончил школу; работал литературным сотрудником в газете Крепость обороны; в годах работал на стройке-гиганте.

Слайд 3

Повести - на 48 языках мира: «Саша и Шура», 1956; «Говорит седьмой этаж», 1959; «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», 1965; «Поздний ребенок», 1968; «Звоните и приезжайте!», 1970; «Третий в пятом ряду», 1975; «Безумная Евдокия», 1976; «Сердечная недостаточность», 1979; «Домашний совет», «Ивашов», «Дневник жениха», 1980; «Прости меня, мама...», 1989, «Мой брат играет на кларнете», 1968; «В стране вечных каникул», 1970; «Обратный адрес», 1971; «Десятиклассники», 1974; «Пойдем в кино», 1977; «Поздний ребенок», 1983 и др. Некоторые повести экранизированы, ставятся на театральных сценах страны.

Слайд 4

Анатолий Алексин награжден высшими советскими орденами: Орденом Ленина, двумя Орденами Трудового Красного Знамени, а также многими другими высокими зарубежными наградами; включен в Почетный список имени великого датского писателя Андерсена; С 1993 писатель живет в Израиле.

Слайд 5

1.Какой предстаёт перед нами Евдокия Савельевна ? 2.Как можете охарактеризовать родителей Оли? 3.Какой вы увидели Оленьку: а) отношение к классному руководителю и одноклассникам; б) отношение к Люсе; в) отношение к Боре Антохину ?

Слайд 6

4. Как понимать принцип Евдокии Савельевны «со всеми», «как все»? 5.В чём беда и в чём вина Олиных родителей? 6. Какие нравственные уроки преподаёт «безумная» Евдокия? 7. Как соотносятся талант и человечность?

Слайд 7

Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком. Поль Брюла – франц. писатель



Предварительный просмотр:

Тест по повести В.Железникова «Чучело»

1. Имя главной героини:

А) Света

Б) Лена

В) Вера

2. Как звали дедушку главной героини:

А) Николай Николаевич

Б) Николай Степанович

В) Николай Иванович

3.Что коллекционировал дедушка Лены:

А) книги

Б) посуду

В) картины

4. В каком классе училась главная героиня:

А) в пятом

Б) в седьмом

В) в шестом

5. Прозвище Вальки:

А) Мародер

Б) Живодер

В) Фашист

6.Прозвище Мироновой:

А) Железная Кнопка

Б) Железная Леди

В) Железная Стрела

7. Прозвище дедушки главной героини:

А) Затворник

Б) Заплаточник

В) Заводила

8.На что собирали деньги ученики:

А) На поход в кино

Б) На вечеринку

В) На поездку в Москву

9. Какой урок они прогуляли в последний день перед каникулами:

А) Русский язык

Б) Литературу

В) Физику

10. Как наказала Маргарита Ивановна ребят за прогул:

А) лишила поездки в Москву

Б) перестала с ними разговаривать

В) задала много заданий на каникулы

11. Что проверяла Миронова у ребят, чтобы найти предателя:

А) пульс

Б) сердце

В) глаза

12. Как поступили с предателем ребята:

А) побили

Б) все рассказали Маргарите Ивановне

В) объявили бойкот

13. За кого взяла на себя вину главная героиня:

А) За Шмакову

Б) За Сомова

В) За Васильева

14. Где спрятались ребята от погони:

А) В булочной

Б) в парикмахерской

В) в школе

15.Кто ждал Рыжего в Москве:

А) брат

Б) дядя

В) отец

16. Название картины, где изображена девочка, похожая на главную героиню:

А) «Дашка»

Б) «Сашка»

В) «Машка»

17. Что ребята сделали с Чучелом:

А) сожгли

Б) закопали

В) утопили

18.На каком празднике главная героиня появилась в образе Чучела:

А) на карнавале

Б) на школьном Огоньке

В) на Дне Рождения

19. Что подарил дедушка главной героини городу:

А) дом

Б) картины

В) дом и коллекцию картин

20.Что он сделал с Картиной «Машка»:

А) забрал с собой

Б) продал

В) подарил школе



Предварительный просмотр:

Задания по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

Прочитайте текст и выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа:

 Вообще,  приглядываясь   к   Матрене, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело, закономерный порядок этих дел она держала в голове и, проснувшись поутру, всегда знала, чем сегодня день ее будет занят. Кроме торфа, кроме сбора старых пеньков, вывороченных трактором на болоте, кроме брусники, намачиваемой на зиму в четвертях ("Поточи зубки, Игнатич", – угощала меня), кроме копки картошки, кроме беготни по пенсионному делу, она должна была еще где-то раздобывать сенца для единственной своей грязно-белой козы.

– А почему вы коровы не держите,  Матрена  Васильевна?

– Э-эх, Игнатич, – разъясняла  Матрена , стоя в нечистом фартуке в кухонном дверном вырезе и оборотясь к моему столу. – Мне молока и от козы хватит. А корову заведи, так она меня самою' с ногами съест. У полотна не скоси – там свои хозява, и в лесу косить нету – лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят – не колхозница, мол, теперь. Да они и колхозницы до самых белых мух всё в колхоз, а себе уж из-под снегу – что за трава?... По-бывалошному кипели с сеном в межень, с Петрова до Ильина. Считалась трава – медовая...

Так, одной утельной козе собрать было сена для  Матрены  – труд великий. Брала она с утра мешок и серп и уходила в места, которые помнила, где трава росла по обмежкам, по задороге, по островкам среди болота. Набив мешок свежей тяжелой травой, она тащила ее домой и во дворике у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена – навильник.

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: А) рассказ, Б) повесть, В) быль, Г) роман.

А2. Какое место занимает фрагмент в произведении? А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжетного действия, Г) является кульминацией сюжета.

А3. Главной темой данного фрагмента является: А) людская зависть, Б) трудовой день Матрёны, В) красота села Тальново, Г) деревенская жизнь.

А4. Чем занималась Матрёна изо дня в день? А) воспитанием внуков, Б) только стряпней и хозяйством, В) уходом за скотиной, Г) дел у Матрёны было множество.

А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание будней Матрёны? А) выявить отсутствие в героине серьезного отношения к жизни, Б) показать угнетающее действие рутины порядков на человеческую душу, В) раскрытие образа жизни героини, Г) заинтересовать читателя.

Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:

В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить свое отношение к ней: «великий», «тяжелой», «медовая»?

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Кроме торфа…»)

В3. Из реплики Матрёны выпишите предложение, которое объясняет, почему она не держала коровы.

В4. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор во втором абзаце?

В5. Из абзаца, начинающемся со слов: «Так, одной утельной козе…» найдите слово, которое объясняет, сколько сена получалось из мешка свежескошенной травы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синонимы Подготовка к ОГЭ по русскому языку (задание № 6)

Слайд 2

Стили речи разговорный книжные художественный Официально-деловой публицистический научный

Слайд 3

Окраска слов нейтральная Стилистически окрашенное разговорное книжное просторечное

Слайд 29

Замените слово ОЦЕПЕНЕВШИМ из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Но весь пароход все-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблем-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещенной прогалине среди тумана.

Слайд 30

Замените индивидуально-авторское слово БРЕШЕТ из этого предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Встряхивается запевала и понаддает: На дворе собака брешет, А хозяин пузо чешет.

Слайд 31

Замените слово БАРЫШ из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам.

Слайд 32

Замените слово ОСКУДЕВАЕТ из предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Случилось несчастье: он оскудевает и мертвеет на наших глазах.

Слайд 33

Замените слово ЗАКЛИНАЛА из этого предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Я просила его взмахнуть крылышками, заклинала спастись, повторяя на человеческом языке, наверное, то же самое, что непрерывно щебетала ему мать.

Слайд 34

Замените слово ПОЗЛАЩЕННЫЕ из предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги, в колеях которых, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты, и он был уверен, что не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии .

Слайд 35

Замените слово ВОЗЗВАНИЕ из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Однажды в «Последних Новостях» я напечатал коротенькое воззвание – просьбу помочь молодой женщине, матери двух детей, попавшей в тяжелое положение .

Слайд 36

Замените слово УЗНИКОВ из предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Я разрушу все клетки и освобожу несчастных узников.

Слайд 37

Замените слово ОБВЕТШАЛЫЕ из этого предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Он полюбил в ней все: каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые мраморные фасады зданий, оборванных смуглых детей, померанцевые рощи, «отцветающий лотос» – Венецию, статуи Латерана, осенний воздух, холодноватый и пьянящий, мерцание куполов над Римом, старинные холсты, ласкающее солнце и то множество плодотворных мыслей, которые рождала Италия в его сердце.

Слайд 38

Замените слово ЧЕРВЛЕНОМ из данного предложения стилистически нейтральным общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним. В 1776 году Козельску был присвоен герб, причем в указе императрицы Екатерины II сказано, что козельцы своей смертью засвидетельствовали верность и в память об их подвиге им полагается герб, на котором на «червленом поле, знаменующем кровопролитие, накрест расположенные пять серебряных щитов с черными крестами», свидетельствующие о храбрости и несчастной судьбе горожан, и «четыре златые креста», показывающие их верность.