Проблемно-диалогическое обучение

Золотухина Екатерина Ивановна

Предварительный просмотр:

Методы проблемно-диалогического обучения

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Общеизвестно, что основными образовательными целями учебного процесса являются: знания – понимаемая и воспроизводимая научная информация; умения – применяемые на практике знания; навыки – автоматизированные действия.

Цель «знания» достигается двумя этапами учебного процесса: введением и воспроизведением нового материала. Умения формируются на этапе решения задач и выполнения упражнений. Навыки вырабатываются путем многократного повторения действия.

Все этапы учебного процесса, кроме введения знаний, организуются с помощью заданий – отдельных поручений учителя. Подготовка этих этапов урока сводится к выбору ряда заданий из имеющегося в учебниках и дополнительных источниках набора и не представляет для учителя трудности.

Этап введения знаний организуется посредством методов – определенных сочетаний заданий, приемов, вопросов. В психолого – педагогической литературе метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. Именно он является наиболее сложной (и творческой!) частью подготовки к уроку. Возможно, поэтому методы введения знаний (или методы обучения) являются одной из наиболее исследуемых дидактических категорий.

Рассмотрим классификацию методов обучения. Существует множество классификаций методов обучения по самым разным основаниям. В рамках научного направления, получившего известность как «проблемное обучение» (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.), методы классифицировались в их связи с особенностями учебной (познавательной, творческой) деятельности учащихся. Дальнейшая разработка этой плодотворной идеи позволила предложить следующую классификацию методов обучения.

Таблица 1. Классификация методов обучения        

Методы

Проблемные

Традицион-ные

«Классические»

«Сокращенные»

Постановки проблемы

Сообщение проблемы учителем от пробл. ситуации

Постановка проблемы учениками от пробл. ситуации

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы с мотивирующим приемом

Сообщение темы

Поиска решения

Сообщение гипотез, проверка учителем

Выдвиже-

ние, проверка гипотез учениками

Побуждающий к гипотезам и проверке диалог

Подводящий от проблемы диалог

Подводящий без проблемы диалог

Сообщение знания

В данной таблице существующие методы обучения классифицированы по двум главным основаниям: творческому звену и типу учебной деятельности. В соответствии с первым основанием разграничены методы постановки учебной проблемы и методы поиска решения. Под учебной проблемой понимается отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия. По второму основанию методы разделены на проблемные и традиционные.

При традиционном введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы учителем, а поиск решения редуцирован до сообщения готового знания, вследствие чего деятельность учащихся репродуктивна. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу.

Однако учебная деятельность творческого типа может иметь разный характер: в одних случаях она действительно адекватна подлинному научному творчеству, а в других является лишь его имитацией. Таким образом, дополнительным основанием для классификации проблемных методов является характер учебной деятельности.

По этому основанию проблемные методы можно разделить на «классические» и «сокращенные».

В настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию. Поэтому «классическая» постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее. Возможны три принципиально разных выхода:

  1. Учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему;
  2. Ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему;
  3. Учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему.

Таким образом, существуют три «классических» метода постановки учебной проблемы. Их сходство состоит в создании учителем проблемной ситуации, их различие заключается в организации выхода из нее.

К «сокращенным» методам постановки проблемы относятся подведение к теме урока и сообщение темы с мотивирующим приемом. Оба метода не предполагают создания проблемной ситуации и потому лишь имитируют творческий процесс.

В настоящем научном творчестве поиск решения проблемы идет через выдвижение и проверку гипотез. Поэтому «классический» путь «открытия» знаний на уроке заключается в организации выдвижения и проверки гипотез.

При этом возможны три принципиально разных варианта:

  1. Учитель лично выдвигает и/или проверяет гипотезу;
  2. Ученик сам выдвигает и/или проверяет гипотезу;
  3. Учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

Таким образом, существуют три «классических» метода поиска решения, различающихся тем, кто именно осуществляет творческие действия.

«Сокращенный» поиск решения состоит в том, что учитель пошагово подводит учеников к знанию либо от сформулированной проблемы, либо без нее. Оба метода подведения не предполагают выдвижения и проверки гипотез и, следовательно, лишь имитируют творческий процесс.

Проведем сравнительный анализ методов обучения. Проблемные методы эффективнее традиционных, поскольку постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством класса. Но в то же время сами проблемные методы не равноценны.

«Классическая» группа обеспечивает на уроке подлинно творческую деятельность, но осуществляют ее разные лица: либо учитель лично, либо ученик сам, либо они вместе. При проблемном монологе учителя школьники наблюдают за его творческим процессом, следовательно, развивающий эффект здесь снижен. Проблемный монолог ученика является достаточно редким случаем, и на реальном уроке нельзя на него рассчитывать. Поэтому из «классических» методов наиболее эффективен побуждающий диалог, при котором учитель стимулирует учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и формулированию проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности учащихся.

«Сокращенная» группа методов (за исключением сообщения темы с мотивирующим приемом) представляет собой подводящий диалог, при котором учитель пошагово приводит учеников к формулировке темы или знания. Подводящий диалог развивает речь учащихся и логическое мышление.

Таким образом, из всей палитры проблемных методов наиболее эффективными являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги.

Вышеизложенная классификация методов обучения и сравнительный их анализ позволяют:

  • определить проблемно – диалогическое обучение как тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем;
  • разработать методы проблемно-диалогического обучения, т.е. представить детальное описание диалогических методов постановки проблемы и поиска решения.

Методы постановки учебной проблемы

Учебная проблема существует в двух основных формах:

  1. Как тема урока;
  2. Как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.

Следовательно, поставить учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Рассмотрим эти методы подробнее.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

  1. Создания проблемной ситуации;
  2. Побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
  3. Побуждения к формулированию учебной проблемы;
  4. Принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Рассмотрим эти действия.

Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое создается приемами 1 и 2.

Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или точки зрения.

Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

В основе проблемных ситуаций «с удивлением» может лежать и другое противоречие — между житейским (т.е. ограниченным и даже ошибочным) представлением учеников и научным фактом. Для его создания применяется прием 3.

Прием 3 в сравнении с предыдущими он сложнее, так как выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, которое создается приемами 4. 5, 6. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие — в сути задания.

Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще.

Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

Прием 6 тоже сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущие. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и разными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой.

После применения приема 1 добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?». Если же классу предъявлялись не факты, а противоположные научные теории или точки зрения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения)?». После приема 2, провоцирующего разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же в нашем классе разных мнений?». В случае приема 3 научный факт и житейские представления учеников «разводятся» в их сознании репликой: «Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».

При использовании приема 4 осознание школьниками абсолютной невозможности выполнения задания стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?». После приема 5 (задание, не сходное с предыдущими) ученики схватывают суть возникшего затруднения, если им помогают словами: «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?». Из проблемной ситуации, созданной приемом 6, где ученики используют старое знание, можно вывести так: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?».

Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Принятие ученических формулировок учебной проблемы. При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала – поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».

Сказанное выше можно резюмировать в виде таблицы (таблица 2)

Таблица 2. Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения

о фактах;

- Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

о теориях:

- Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

 

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием

- Сколько в классе мнений? Почему так получилось?

Продолжение таблицы 2

3.Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью

- Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?

4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще

- Вы смогли выполнить задание? Почему? В чем затруднение?

5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими

- Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?

6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

- Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Подводящий к теме диалог

Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, необходима принимающая реакция учителя («Так. Кто думает иначе?»).

Сообщение темы с мотивирующим приемом

Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

Таким образом, существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов – в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приемом незначителен.

Еще одно различие методов состоит в форме возникающей учебной проблемы. При побуждающем диалоге может появиться и тема урока, и вопрос для исследования. При подводящем диалоге и сообщении обычно формулируется тема урока.

Поставив учебную проблему любым из названных методов, переходим к организации поиска решения.

Методы поиска решения учебной проблемы

Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое «открытие»: побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию. Рассмотрим их подробнее.

Побуждающий к гипотезам диалог

Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

  1. Побуждения к выдвижению гипотез;
  2. Принятия выдвигаемых учениками гипотез;
  3. Побуждения к проверке гипотез;
  4. Принятия предлагаемых учениками проверок.

Рассмотрим эти действия.

Побуждение к выдвижению гипотез. Выдвинуть гипотезу значит высказать предположение, истинность или ложность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет искомым знанием, называется решающей, остальные — ошибочными.

Побуждающий к выдвижению гипотез диалог имеет «сужающуюся» структуру. Он начинается с общего побуждения, т.е. призыва к мыслительной работе: «Какие есть гипотезы, предположения?». Если общее побуждение не помогло и решающая гипотеза не высказана, диалог продолжается подсказкой к решающей гипотезе. Подсказка — намек на искомое знание — каждый раз придумывается заново. Если не срабатывает и подсказка, учитель завершает диалог сообщением решающей гипотезы.

Принятие выдвигаемых учениками гипотез. При побуждающем диалоге существует опасность оценочно отреагировать на высказываемые учениками предположения: отвергнуть ошибочную гипотезу («неправильно», «не так», «нет») и похвалить за решающую («молодец», «верно»). Однако учительская оценка гипотезы лишает шаг проверки всякого смысла. Поэтому реагировать на гипотезы школьников следует эмоционально неокрашенно: словом «так» и кивком головой.

Побуждение к проверке гипотез. Смысл проверки состоит в приведении аргумента на решающую гипотезу («это так, потому что») или контраргумента на ошибочную («это не так, потому что»). Проверка гипотезы может быть либо устной, либо практической. В первом случае аргументация приводится посредством рассуждения, а во втором - добывается в практической (в том числе экспериментальной) работе. Побуждающий к проверке гипотез диалог тоже имеет «сужающуюся» структуру: от общего побуждения через подсказку к сообщению.

При устной проверке диалог побуждает учеников непосредственно к аргументации. При этом общее побуждение осуществляется репликой: «Согласны с гипотезой? Почему?». Если общее побуждение не срабатывает, вводится подсказка, наталкивающая на довод за или против гипотезы. В крайнем случае, учитель сам сообщает аргумент или контраргумент.

При практической проверке диалог стимулирует школьников к выработке конкретного плана действий. Общее побуждение осуществляется репликой: "Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?». Подсказка намекает на план. Если не срабатывает и подсказка, план действий в готовом виде предлагает учитель.

Принятие предлагаемых учениками проверок. При побуждающем к проверке гипотез диалоге ученики могут предложить ошибочную аргументацию или неверный план действий. Учителю необходимо отреагировать на них принимающей репликой: «Так. Кто думает иначе?».

Представим вышесказанное о побуждающем к гипотезам диалоге в виде таблицы.

Таблица 3. Побуждающий к гипотезам диалог

Структура

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

устной

практической

Общее побуждение

К гипотезам:

- Какие есть гипотезы?

К аргументу/ контраргументу:

 - Согласны с этой гипотезой? Почему?

К плану проверки:

- Как можно проверить эту гипотезу?

Подсказка

К решающей гипотезе

К аргументу/ контраргументу

К плану проверки

Сообщение

Решающей гипотезы

Аргумента/ контраргумента

Плана проверки

Порядок выдвижения гипотез на уроке. Существуют два варианта выдвижения гипотез на уроке: последовательный и одновременный. В первом случае сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая — и так вплоть до появления решающей гипотезы. Во втором случае все гипотезы (и ошибочные, и решающая) выдвигаются сразу, и лишь затем начинается проверка. Рассмотрим особенности побуждающего диалога при названном порядке выдвижения гипотез.

При последовательном варианте диалог начинается с общего побуждения («Какие есть гипотезы?»), после чего учащиеся в большинстве случаев высказывают ошибочную догадку. Отреагировав на нее нейтральным словом «так», учитель переходит к проверке, которая начинается с общего побуждения («Вы согласны?» или «Как эту гипотезу проверить?») и движется по «сужающейся» схеме к контраргументу. Затем диалогический цикл «выдвижение-проверка» повторяется снова до тех пор, пока не будет выдвинута и проверена решающая гипотеза.

При одновременном варианте диалог начинается с общего побуждения («Какие есть гипотезы?»). Отреагировав на первую - обычно ошибочную - гипотезу нейтральным словом «так», учитель продолжает побуждение репликой «Какие еще есть гипотезы?» до тех пор, пока не будет высказана решающая гипотеза. После того как все гипотезы выдвинуты и зафиксированы, начинается их проверка, которая может быть организована по-разному. В одних случаях по поводу каждой гипотезы разворачивается побуждающий диалог, причем сначала проверяются ошибочные гипотезы, а в последнюю очередь - решающая. В других случаях возможна одна проверка всех гипотез сразу.

Подводящий к знанию диалог

Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. Иными словами, подводить учеников к новому знанию можно, так или иначе, проработав звено постановки проблемы либо пропустив его вообще.

Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса - воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме вопроса требуется:

Во-первых, вернуться с вновь «открытым» знанием к вопросу и ответить на него;

Во-вторых, предложить ученикам сформулировать тему урока. Задание на формулирование темы урока также обязательно при подводящем без проблемы диалоге.

Анализируя и систематизируя изложенный выше материал, составим схему, характеризующую методы проблемно – диалогического обучения (рис. 1)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. К О М П О З И Ц И Я 2. Р А С С К А З 3. Т Е М А 4. И Д Е Я 5. С Ю Ж Е Т 6. П О В Е С Т Ь

Слайд 2

Проблема нравственной памяти в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Слайд 3

В ыявить художественную идею произведения, авторскую позицию, особенности главных героев. Цель

Слайд 4

Почему фотография, на которой нет главного героя, так дорога ему? Проблемный вопрос

Слайд 5

1 группа. Задание: выписать цитаты, свидетельствующие о заботливости, стойкости, терпении, мудрости, искренней вере в Бога бабушки героя . 2 группа. Задание: какие качества Витька унаследовал от бабушки (эпизод таинства расцветания)? Выпишите цитаты. 3 группа. Задание: за что жители деревни уважают учителей? Выпишите цитаты. Исследовательская работа с текстом

Слайд 6

открыл … почувствовал… узнал… понял… испытал… задумался… Сегодня на уроке я



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

Проблема нравственной памяти в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Ф. И. О. педагога

Золотухина Екатерина Ивановна

Предмет

Литература

Класс

8

Тип урока

Урок актуализации знаний

Вид (форма) урока

 Проблемный урок

Цель урока

Выявить художественную идею произведения, состоящую в утверждении необходимости сохранения памяти о прошлом во имя счастья в будущем, авторскую позицию, особенности главных героев.

Задачи урока:

1) обучающие

2) развивающие

3) воспитательные

1) обучающие:

  • отработать умение проводить анализ художественного текста, опиpаясь на задания и вопpосы;
  • способствовать фоpмиpованию потребности читать внимательно и вдумчиво.

2) развивающие:

  • способствовать развитию у обучающихся навыков самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы;
  • формировать аналитическое мышление и эмоциональный потенциал, интеллектуальные навыки обобщения, структурирования, развивать речевые навыки.

3) воспитательные:

  • формировать нравственные ценности, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой;
  • способствовать процессу духовного развития.

Основные понятия занятия

Композиция, тема, идея, сюжет, рассказ, нравственная память

Риски

проблема и ситуация на уроке не заинтересует обучающихся, возникновение сложностей  при выполнении заданий и с самостоятельной формулировкой вывода обучающимися

Ресурсное обеспечение занятия

 Мультимедийная презентация, персональный компьютер, мультимедийное рабочее место учителя, интерактивная доска Smart Board.

***ПрУУД – предметные УУД

МетаПрУУД – метапредметные УУД

ПУУД - познавательные УУД

КУУД – коммуникативные УУД

РУУД – регулятивные УУД

ЛУУД – личностные УУД

Этап урока

Время (мин.)

Микроцель

урока

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы.

Элементы педагогических технологий

Форма деятель-

ности

Деятельность учителя.

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Деятель-

ность ученика

Планируемые результаты

ПрУУД  

МетаПрУУД:

 ПУУД

КУУД

РУУД 

ЛУУД

УУД

Организационный момент 

1

Создание положительного эмоционального настроя

Слово учителя

Технология коллективно-познавательной деятельности

Самоорганизация

РУУД: организация  своего рабочего  места

 Формулирование темы, постановка цели и задач урока.Мотивация, «погружение» в тему урока

5

Заинтересовать обучающихся.

Формулирование темы и задач урока. Мотивирование на работу на уроке

Кроссворд с ключевым словом «Память»

Метод «погружения»,

метод диалогичности.

Личностно ориентированное развивающее обучение, технология коллективно-познавательной деятельности, ИКТ.

коллективная работа

Слово учителя.

Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Ключевое слово будет связано с темой нашего сегодняшнего урока. (Приём «яркое пятно»)

1.Построение произведения (Композиция).

2.Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека (Рассказ).

3. Круг жизненных явлений, изображённых в произведении, образующих основу произведения (Тема).

4.Основная мысль художественного произведения (Идея).

5. Ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу (Сюжет).

6. Литературное повествовательное произведение, больше по объему, чем рассказ, но меньше романа (Повесть).

Как ключевое слово связано с рассказом, который вы читали дома? Сформулируйте тему нашего урока.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы

Формулируют тему, определяют цель

Владение литературоведческими терминами

КУУД: уметь вести диалог.

ПУУД: развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

РУУД:  умение самостоятельно формулировать тему и цель занятия

Постановка проблемного вопроса (выявление противоречия)

1

Заинтересовать обучающихся.

Мотивирование на работу на уроке

Проблемный вопрос: «Почему фотография, на которой нет главного героя, так дорога ему?»

Метод диалогичности.

Коллективная работа.

Учитель ставит проблемный вопрос: «Почему фотография, на которой нет главного героя, так дорога ему?» (противоречие)

Выдвигают гипотезы

умение правильно выделять главное; умение строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей

ПУУД: развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

Аналитический блок

Разрешение противоречия путем побуждающего диалога

7

Подвести обучающихся к решению проблемного вопроса

Побуждающий диалог

Метод диалогичности.

Личностно ориентированное развивающее обучение

Коллективная работа.

Побуждающий диалог

1)От чьего лица ведётся повествование?

2) Где и когда происходит действие?

3)Учитель обращает внимание детей на фотографии, которыми иллюстрирован рассказ, предлагает детям высказать своё мнение о фотографиях.

4) Какой была жизнь деревни?

5) Почему приезд фотографа стал важным событием в жизни деревни? Почему вся деревня решает, где будет ночевать фотограф?

6)Каков смысл троекратного повторения «Вздохнул облегчённо учитель. Ученики вздохнули. Село вздохнуло».

Учитель подводит детей к выводу: «На чем держалась нравственная основа жизни деревни, что важно подчеркнуть автору?»

7)Какие герои в центре внимания?

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы

Умение отвечать на конкретно поставленный вопрос, делать выводы

.

РУУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

ПУУД: уметь четко сформулировать свои мысли

Применение знаний и умений в новой ситуации

6

Формирование опыта самостоятельной  практической деятельности обучающихся

Работа в группах

Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.

Коллективная работа

Исследовательская работа с текстом в группах:

1 группа выписывает цитаты, свидетельствующие о заботливости, стойкости, терпении, мудрости, искренней вере в Бога бабушки героя.

2 группа: какие качества Витька унаследовал от бабушки (эпизод таинства расцветания)? Выпишите цитаты.

3 группа: За что жители деревни уважают учителей? Выпишите цитаты

Работают в малых группах в соответствии с поставленной проблемной задачей

Умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

КУУД: развитие коммуникативных навыков, умение эффективно разрешать конфликты;

ПУУД: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания

Представление результатов работы групп

5

Формирование творческой личности

Представляют результаты работы

Метод диалогичности.

Работа в малых группах, индивидуальная

Каждая группа представляет итог своей работы, исходя из поставленной задачи, отвечает на вопросы

Умение презентовать свой результат

КУУД: повысить уровень владения коммуникативной культурой;

 РУУД: умение работать по плану, уметь четко сформулировать свои мысли

Подведение итогов

Вывод урока (разрешение противоречия)

1

Фиксация нового знания.

Закрепление положительного эмоционального настроя

Ответ на проблемный вопрос

Метод диалогичности.

Личностно ориентированное развивающее обучение, ИКТ.

Коллективная работа.

Контроль, регулятивный самоанализ

Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос, заданный в начале урока (разрешение противоречия)

Ученики отвечают на вопросы. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

ПУУД:

развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

Рефлексия.

2

Личностно ориентированное развивающее обучение, ИКТ.

Регулятивный самоанализ

Учитель помогает обучающимся оценить собственную деятельность в рамках урока, просит закончить предложения: «Сегодня на уроке я открыл…

почувствовал…

узнал…

понял…

испытал…

задумался…

                             

Ученики делятся собственными впечатлениями от урока при помощи незаконченных предложений

КУУД: уметь строить монологическое высказывание; строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

РУУД: уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Оценка результативности деятельности учащихся на уроке

1

Способствовать тому, чтобы изученный материал вошёл в «субъектный» опыт

обучающихся

Метод диалогичности.

Личностно ориентированное развивающее обучение, ИКТ

контроль

Учитель оценивает деятельность групп и отдельных обучающихся. Выставляются отметки

Домашнее –задание

ИТОГО

1

30 мин

Способствовать самостоятельному

повторению и углублению полученных знаний на уроке

Личностно ориентированное развивающее обучение, ИКТ

Написать эссе на тему «Прошлое – родина души человека»

Ученики принимают к сведению предложенное учителем домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС Золотухина Е.И., учитель русского языка и литературы МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия № 1», IKK

Слайд 2

Место проблемно-диалогического обучения: Урок изучения нового материала на любом предметном содержании. Цель : Обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний. Задачи : ф ормировать знания; р азвивать интеллект и творческие способности; в оспитывать активную личность.

Слайд 3

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. «проблемный» п остановка проблемы п оиск решения «диалог» п обуждающий подводящий

Слайд 4

Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развивает творческое мышление. + Максимально близок к жизненным ситуациям. - Ученики могут увести в сторону от темы. - Невозможно рассчитать время на уроке. Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление. + Просчитывается по времени. + Ведет к нужному результату коротким путем. - В меньшей степени развивает творчество и инициативу Виды диалогов

Слайд 5

Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Слайд 6

Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Слайд 7

Приёмы создания проблемной ситуации «с удивлением» Приём 1 . У читель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?» Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами : «Вопрос был один? А сколько мнений?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?» И далее: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?» Приём 3. Проблемная ситуация создается противоречием между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1 . Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью . Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вы думали сначала? А что оказывается на самом деле?»

Слайд 8

«с затруднением» Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос ). Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими. Приём 6 : шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2 . Доказывает, что задание всё-таки не выполнено. Приёмы создания проблемной ситуации

Слайд 9

Система вопросов для побуждающего диалога: Побуждение к осознанию противоречия Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Вопрос был один? А мнений сколько? Что вас удивило? Что интересного заметили? Почему это задание не получилось? Что мы не знаем? Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока Какой возникает вопрос? Какова будет тема нашего урока?

Слайд 10

Методы постановки учебной проблемы Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом «яркое пятно» «актуальность»

Слайд 11

Методы поиска решения учебной проблемы Подводящий от проблемы диалог Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий без проблемы диалог имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности .

Слайд 12

1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. Применение знаний учениками . Проблемно –диалогический урок

Слайд 13

Технология проблемно-диалогического обучения является : результативной обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; здоровьесберегающей позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний; о бщепедагогической реализуется на любом предметном содержании и в любой образовательной ступени.

Слайд 14

Спасибо за внимание!

Слайд 15

Источники 1. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: Пособие для учителя. – М.: ФГАОУ АПКиППРО , 2013. – 138 с. 2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М.: АПК и ПРО , 2012. – 168 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы создания проблемной ситуации Золотухина Е.И., учитель русского языка и литературы МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия № 1», IKK

Слайд 2

«с удивлением» Приём 1 . Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?» Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А сколько мнений?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?» И далее: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?» «с удивлением» Приём 1 . У читель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?» Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами : «Вопрос был один? А сколько мнений?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?» И далее: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?»

Слайд 3

Приём 1. Урок литературы в 6 классе по теме «Образ Бирюка в одноимённом рассказе И.С. Тургенева» Учитель Ученики - Кто главный герой рассказа «Бирюк»? - Лесник, которого все называли бирюком. Предъявление 1-го факта - Это слово устаревшее. А что оно обозначает? - Угрюмый, нелюдимый, злой человек. Предъявление 2-го факта - Ребята, а вам самим понравился Бирюк? - Да, понравился (проблемная ситуация). Побуждение к осознанию - Что вас сейчас удивляет? Какое противоречие налицо? - Бирюк нам понравился, но само слово обозначает отрицательные качества (осознание противоречия). Побуждение к проблеме - Какой возникает вопрос? - Почему нам понравился Бирюк? - Точнее, тема урока …? - Образ Бирюка (или какая-то другая формулировка, близкая к теме. Учитель может сам скорректировать )

Слайд 4

Приём 2 Урок литературы в 5 классе по теме «Средства художественной выразительности (метафора)» Учитель Ученики - Определите, каким средством художественной выразительности являются выделенные сочетания слов. На доске запись: Анчар, как грозный часовой, Стоит, один во всей вселенной. (А.С. Пушкин) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный…(И.А. Бунин) А по двору метелица Ковром шелковым стелется , Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые , Прижались у окна. (С.А. Есенин) Побуждающий диалог - Что же получилось? Задание было одно? А выполнили вы его как? ( побуждение к осознанию противоречия ) - Задание было одно, но в ыполнили мы его по-разному (осознание противоречия). Почему же так вышло? Чего мы еще не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы, а далее – темы урока ). Какова тема урока? Учащиеся могут сформулировать по-разному. Учитель с помощью побуждающего диалога скорректирует тему.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы создания проблемной ситуации Золотухина Е.И., учитель русского языка и литературы МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия № 1», IKK

Слайд 2

«с удивлением» Приём 3. Проблемная ситуация создается противоречием между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1 . Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью . Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вы думали сначала? А что оказывается на самом деле?» с затруднением» Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос).

Слайд 3

Приём 3. Урок литературы в 9 классе по теме « Художественные особенности поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души » Учитель Ученики - Определите жанр произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души» ( практическое задание на ошибки ) Ученики предлагают варианты: повесть, роман, обосновывают их ( роман – это жанр эпоса. Его особенности: большой объем произведения, разветвленный сюжет, широкая тематика и проблематика, большое количество персонажей, сложность композиции, наличие нескольких конфликтов ; повесть – прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни ). Предъявление научного факта сообщением - Посмотрите, а сам Гоголь называл своё произведение поэмой. И в литературе принято считать, что «Мёртвые души» – это поэма. На доске запись - слова Н.В. Гоголя: «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, - писал Гоголь Погодину из Парижа,- и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похожа ни на повесть, ни на роман, длинное, длинное, в несколько томов, название ей «Мертвые души». Если Бог поможет выполнить мне мою поэму, то это будет первое мое порядочное творение. Вся Русь отзовется в нем». Побуждение к осознанию А вы как определили сначала? А как на самом деле? Повесть или роман Поэма. Побуждение к проблеме Какая проблема возникла? Значит, какая тема? Определение жанра произведения. Художественные особенности поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Слайд 4

Приём 4. Урок литературы в 6 классе по теме «Трёхсложные стихотворные размеры» Учитель Ученики Практическое задание на известный материал - Определите стихотворный размер по схемам. На доске запись (схемы ): (-/) (-/) (-/) (/-) (/-) (/-) - Первая схема иллюстрирует двусложный размер с ударением на 2-ом слоге – ямб; вторая схема – двусложный размер с ударением на 1-ом слоге. Это хорей. Задание на новый материал - Что иллюстрируют эти схемы? На доске запись: (-/-) (-/-) (-/-) (/--)(/--) (/--) (--/) (--/) (--/) Ученики испытывают затруднение ( проблемная ситуация). Побуждение к осознанию проблемы Смогли выполнить задание? В чём затруднение? Не смогли. Мы еще не знаем, как называются трёхсложные размеры (осознание проблемы) Побуждение к проблеме Что нового предстоит узнать? Значит, какая тема? Как называются трёхсложные стихотворные размеры. Трёхсложные стихотворные размеры.

Слайд 5

Приём 4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы создания проблемной ситуации Золотухина Е.И., учитель русского языка и литературы МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия № 1», IKK

Слайд 2

«с затруднением» Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими.

Слайд 3

Приём 5. Урок литературы в 7 классе по теме «Образ Митрофанушки в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Учитель Ученики - Как вы думаете, что обозначают эти «говорящие фамилии»? На доске записаны фамилии героев: Простакова , Стародум, Скотинин, Правдин, Вральман, Цыфиркин, Кутейкин. Ученики легко справляются с заданием, так как им уже известен такой приём, как «говорящие фамилии», и по лексическому значению, скрытому в словах, от которых образованы фамилии, легко характеризуют персонажей. Практическое задание, не сходное с предыдущим - А теперь поясните значение имени Митрофанушка. Испытывают затруднение, потому что по графическому облику слова невозможно догадаться о значении имени (возникновение проблемной ситуации). Побуждающий диалог В чем возникла трудность? Как вы думаете, является ли это имя «говорящим»? Оно как-то характеризует его носителя? Какой будет тема нашего урока? Мы не знаем, что означает имя Митрофан. Скорее всего да. Да. Если имя говорящее, то оно характеризует его носителя. Образ Митрофанушки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы создания проблемной ситуации Золотухина Е.И., учитель русского языка и литературы МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия № 1», IKK

Слайд 2

«с затруднением» Приём 6: шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.

Слайд 3

Приём 6. Урок литературы в 6 классе по теме «Миф» Учитель Ученики Какую тему мы проходили на предыдущем уроке? Найдите черты сказки в «Сказке о молодильных яблоках и живой воде» Сказка как жанр устного народного творчества. Ученики легко выполняют задание, потому что знают черты сказки: установка на вымысел, устная форма существования (вариативность), волшебство, поучение и развлечение, герои либо положительные, либо отрицательные, люди и животные (очеловечивание), определенная композиция, максимальное приближение к жизни. Практическое задание, сходное с предыдущим - А теперь найдите эти же черты в произведении «Яблоки Гесперид». Пытаются найти черты сказки и якобы находят (допускают ошибку, применяя известный материал).

Слайд 4

СКАЗКА УСТАНОВКА НА ВЫМЫСЕЛ УСТНАЯ ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ (ВАРИАТИВНОСТЬ) ВОЛШЕБСТВО ПОУЧЕНИЕ И РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА ГЕРОИ ЛИБО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ, ЛИБО ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ И ЖИВОТНЫЕ (ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ) СОБЛЮДЕНИЕ КАНОНОВ ПОСТРОЕНИЯ МАКСИМАЛЬНО ПРИБЛИЖЕНЫ К ЖИЗНИ

Слайд 5

Приём 6. Урок литературы в 6 классе по теме «Миф» Учитель Ученики Практическое задание, сходное с предыдущим - А теперь найдите эти же черты в произведении «Яблоки Гесперид». Пытаются найти черты сказки и якобы находят (допускают ошибку, применяя известный материал). Давайте проверим. Я выделила в этом произведении следующие черты: воспринимается как реальность, устная форма существования, сверхъестественное, передача опыта, герои совмещают положительные и отрицательные черты, боги, герои, сверхъестественные существа, главное – сюжет, значимые события (доказывает, что задание не выполнено). Ученики осознают ошибку, реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации. Т.е. приходят к выводу, что «Яблоки Гесперид» - это не сказка.