Исследования обучающихся

Золотухина Екатерина Ивановна

Предварительный просмотр:

1 июня 6 «Б» класс провёл социологический опрос «Культура речи жителей города Борисоглебска». В опросе участвовало 111 человек разного возраста и пола.  Они ответили на 4 очень важных вопроса. Результаты можно представить в виде следующей таблицы:

Культура речи жителей города Борисоглебска

Вопрос

Положительно

Отрицательно

Нейтрально

1. Как вы относитесь к нецензурной лексике?

17 (15%)

87 (78%)

7 (6%)

2. Употребляете ли вы нецензурную лексику?

да

нет

иногда

14 (13%)

82 (74%)

15 (13%)

3. С какой целью вы употребляете нецензурную лексику?

Привычка; когда зол; просто так; чтобы выпустить эмоции; при ссоре или обиде; для унижения или оскорбления; так удобнее выражать свои мысли

4. Можете ли вы обойтись без бранных слов?

нет

да

не всегда

9 (8%)

69 (62%)

29 (26%)

Вывод: таким образом, можно прийти к выводу, что большинство опрошенных (78%) отрицательно относятся к нецензурной лексике и не употребляют её в речи (74%). Остальные респонденты используют её в основном для выражения своих эмоций.



Предварительный просмотр:

31 мая 8 «А» класс провёл социологический опрос «Культура речи жителей города Борисоглебска». В опросе участвовало 204 человека разного возраста и пола.  Они ответили на 4 очень важных вопроса. Результаты можно представить в виде следующей таблицы:

Культура речи жителей города Борисоглебска

Вопрос

Положительно

Отрицательно

Нейтрально

1. Как вы относитесь к нецензурной лексике?

47 (23%)

142 (70 %)

17 (8%)

2. Употребляете ли вы нецензурную лексику?

да

нет

иногда

54 (26%)

71 (35%)

79 (39%)

3. С какой целью вы употребляете нецензурную лексику?

Бывало, выскакивает; эмоции; всё из-за работы; стресс; в приступах ярости; когда больно; когда плохо; когда нервничаю; чтобы выразить свои мысли; чтобы объяснить понятнее; когда не слушают подчинённые; когда выводят из себя; когда сын не слушает; для связи слов; для поднятия авторитета; чтобы поставить человека на место.

4. Можете ли вы обойтись без бранных слов?

нет

да

не всегда

32 (16%)

134 (66%)

34 (17%)

Вывод: таким образом, можно прийти к выводу, что большинство опрошенных (70%) отрицательно относятся к нецензурной лексике и не употребляют её в речи (71%). Остальные респонденты используют её в основном для выражения своих эмоций или как реакцию на стрессовые ситуации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллект-карта по теме «Родительский наказ и его воплощение в судьбе литературных героев»

Слайд 2

Родительский наказ Русские народные сказки П овести Романы Л.Н. Толстой «Война и мир» Отец – Андрею Болконскому Наказ выполнен «Волк и семеро козлят» Наказ не выполнен Мама Коза – козлятам Наказ выполнен Отец – Петру Гринёву А.С. Пушкин «Капитанская дочка»



Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Компьютерная зависимость в наше время».

        

        Кажется, компьютеры заполонили все свободное пространство в нашем окружении. Мало того, они еще и покушаются на целостность нашего мира, втягивая в себя целые поколения.

        Это явление получило название компьютерной зависимости. Сродни наркотической. Человек не может обойтись без того, чтобы не включить компьютер, и делает он это не ради своих деловых или познавательных задач — просто ради того, чтобы сидеть за ним.

        Весь ужас в том, что компьютерная зависимость не щадит никого, и практически любой человек может стать ее жертвой, и 25-летняя девушка, и 50-летний мужчина. Настолько интересен и привлекателен этот мир виртуальных приключений. Но самые страшные трагедии случаются тогда, когда жертвой зависимости от компьютера становятся дети.

 

        Жизнь современного общества такова, что дети едва ли не с рождения учатся нажимать кнопки на клавиатуре и орудовать мышкой. Скоро, наверное, мы увидим в продаже коляски для младенцев со встроенными планшетами. Компьютер –  это удобно. Более того, без него сейчас никуда. Он заменил нам массу других предметов: будильник, навигатор, радио, телевизор, книгу, музеи и галереи. Человек, не дружащий с компьютером, не сможет устроиться на хорошую работу. Если раньше в школах дети писали свои доклады на альбомных листочках и от руки, то сейчас такую работу даже не примет учитель: она должна быть распечатана на компьютере. Поэтому вполне понятно стремление родителей как можно раньше познакомить детей с этим чудом техники. Однако благое желание родителей порой приносит чудовищные плоды.

        В сети компьютерной зависимости чаще всего попадают несчастные дети. Или у них нет взаимопонимания с родителями, или их терроризируют одноклассники, или они чувствуют себя ущербными из-за своей внешности, либо у них нет возможности реализовать свои способности в жизни. Компьютер – это побег из гнетущей реальности в другой мир, где слабак и ботаник, затравленный однокашниками, превращается во всесильного космического владыку, а одинокий Малыш встречает своего Карлсона. В виртуальном мире дети находят то, чего их лишил мир реальный. Но это не единственная причина зависимости. Нередко родители, сами того не желая, толкают детей на гибельный путь.

         Чем раньше ребенок начал приобщаться к компьютеру, тем у него выше шансы стать зависимым. При этом немаловажно, во что играет ребенок, в какие игры. Психологи говорят, что детям до 7 лет если и приобщаться к компьютеру, то через образовательные игры, обучающие чтению и счету. Крайне нежелательно, чтобы дети младшего возраста играли в агрессивные игры или просто бесцельно бродили бы со страницы на страницу, а лучше, если бы они вообще не садились ни за компьютер, ни за планшет.  А если уж вы его решили допустить к технике, то не забывайте о том, что компьютерная игра не способна заменить классических развивающих и обучающих игр с реальными предметами — кубиками, пирамидками, книгами и карандашами. Ребенку необходимо прикосновение, чтобы понять этот мир. Трогая новый предмет, он не только познает его в ключе твердый-мягкий/теплый-холодный, но и текстуру, форму, объем, массу.  Почему многие детские игрушки для раннего возраста сочетают в себе разные материалы — чтобы ребенок научился чувствовать текстуру, понимать, как ведут себя дерево, ткань, пластик, чего от них можно ждать. Компьютер не дает такой возможности.

        Мы все понимаем, что компьютер вреден в наше время и что надо меньше проводить времени в «нем», ведь это вредит нашему здоровью. Давайте беречь своё здоровье и реже проводить время за компьютером, а больше гулять и проводить время с друзьями на природе.

        Глебова Кристина, ученица 7 «Б» класса (2016-2017 уч.год)



Предварительный просмотр:

Интернет-зависимость.

Интернет – великое и нужное  изобретение современного мира. Если задуматься, когда еще у людей были такие возможности общения и передачи информации, как сейчас? Могли ли наши родители, бабушки и дедушки представить себе, что можно будет в любую минуту связаться с родными, живущими в другом конце мира? Прочитать любую книгу и не идти для этого в библиотеку, купить товар, сидя дома на диване?

В XXI веке трудно представить подростка, который бы не слышал об Интернете. Интернет повсюду,  он стал частью обычной жизни людей. И, особенно, подростков, которые уже не могут представить свою жизнь без разных гаджетов.  Как и почти всё в нашей жизни, интернет может нести и пользу, и вред. Говорят, там много непроверенной и ненужной информации. А еще интернет приучает нас к сидячему образу жизни, что очень вредно для здоровья. Наверно, поэтому родители не разрешают мне проводить в Сети много времени. Интернет – это  простор информации и общения, в котором легко потеряться. И часто бывает, читал что-то полезное и интересное и как-то незаметно оказался на незнакомом сайте, где последние полчаса читаешь какую-то ерунду. Или часами переписываешься в социальной сети «Вконтакте» с друзьями вместо того, чтобы встретиться во дворе.  Подростковая интернет-зависимость ещё более страшна, чем зависимость взрослого человека, так как взрослый человек, осознаёт тот факт, что он часами просиживает за компьютером, в то время как подросток не задумывается, что он стал интернет-зависимым. Сейчас уже говорят о том, что скоро школьники вместо учебников будут носить компьютеры. Да, это, конечно, хорошо, школьник будет меньше носить тяжести в школу. Но уже с самого раннего возраста ребенок будет привыкать к этой затягивающей электронной технике. Однако я уверена, что преимуществ у интернета достаточно много. Он помогает в учебе. Есть очень полезные сайты, например, «Википедия», где можно найти информацию в понятном виде обо всем – событиях, людях, вещах, явлениях.

По-моему, интернет – хороший помощник во всем, нужно только научиться отбирать полезную информацию и не уходить от живого общении, заменяя его на электронное, занятиями спортом и другими полезными делами.

Дюндина Екатерина, ученица 7 «Б» класса (2016-2017 уч.год)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

«Борисоглебская гимназия № 1»

Проект

Влияние социальных сетей на нашу речь

выполнен обучающимися VII класса

Зайцевой Ю., Лоховой К., Полукаровой М., Лапиной А., Шехматовой Е.

Руководитель:

Золотухина Е.И,

учитель русского языка и

литературы

                                                     

2017-2018 учебный год

Содержание:

I.Введение……………...………………………………………………………..  3

   

II. Основная часть ……………………………………………………………. .. 4  

2.1. Для чего мы используем социальные сети и какая речь употребляется  виртуально?..............................................………………………………………. 4

2.2. Способы общения в социальных сетях………………………………… .. 5

2.3. Особенности интернет-сленга……………………………………………..6

III.Заключение ……………………………………………………………..…… 8

Информационные источники ………………………………………………….  9

I. Введение

           Как известно, мы с вами живем в век инновационных информационных технологий, век модернизации, этот факт породил особый язык – язык виртуального общения. Этот особый язык  мы используем, общаясь в Интернете. Постепенно он стал перебираться и  в нашу повседневную жизнь.  

В настоящее время проблема чистоты современного русского языка актуальна, потому что наша речь все больше подвергается влиянию современных веяний. Свобода  в общении, с одной стороны, – благо для языка, это способствует его развитию, вовлекаются в активную сферу использования различные пласты: и разговорная речь, и просторечие, и жаргон, современный компьютерный сленг.

Но, с другой стороны, получается некая искусственная смесь, которая и не воспринимается серьезно. Это является большой потерей для общества.

Цель нашего проекта – исследовать влияние социальных сетей на нашу речь.        

Задачи: 

  1. Узнать, как влияют социальные сети на речь человека и на его жизнь в целом.
  2. Выявить полезные и неполезные «свойства» социальных сетей.
  3. Исследовать речь, которая используется в социальных сетях.
  4. Оформить информацию  в виде проекта.

II. Основная часть.

2.1. Для чего мы используем социальные сети и какая речь употребляется  виртуально?

Для регистрации в социальных сетях у каждого свои причины: одни стараются найти старых знакомых и друзей, другие мечтают восстановить былые отношения, а для кого-то это просто удобный способ поддерживать связь и заводить новые знакомства. Спрос на социальные сети растет с каждым днем, затягивая в свои объятия всё больше людей самой разной возрастной категории.

В русскоязычном Интернете социальные сети появились сравнительно недавно, но сразу завоевали огромную популярность. Общаясь в социальных сетях, мы заметили, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. Тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками.            

Раньше  люди вместо Интернета общались через письма, поэтому старшее поколение не так пострадало от этой проблемы. Современная молодежь старается общаться на более упрощённом языке, использует  иностранные эквиваленты слов, сокращает, старается говорить современно и не всегда правильно.

Использование особых форм общения в социальных сетях влияет на речь негативно. Ведь зачастую большую часть дня мы проводим в Интернете, где общаемся в виртуальном мире, не используя красоту нашего богатого русского языка.

«Мы уверены, что русской речи предстоит одно из двух: либо испошлить донельзя, либо, образумясь, свернуть на иной путь, захватив притом с собою все покинутые второпях запасы», – эти слова принадлежат Владимиру Ивановичу Далю, великому писателю, учёному, автору «Толкового живого великорусского языка».

Стремительные негативные  изменения,  которые  происходят в  нём,  заставляют  многих  учёных,  исследователей  всё  чаще  и чаще  говорить  о  том, что  он,  теряет свой  блеск,  глубину.

Самая главная проблема состоит в том, что многие подростки становятся полностью зависимыми от социальной сети, они уже не могут представить свою жизнь без неё. Постоянно взаимодействуя друг с другом посредством онлайн-переписки, они забывают про личное общение, у некоторых пользователей это доходит до фанатизма, иногда абсолютно не осознавая этого. Со временем у подростка может развиваться патологическая необходимость постоянного пребывания на сайте, от которой он уже не может избавиться самостоятельно. Такая зависимость весьма схожа с наркотической или алкогольной.

 

2.2. Способы общения в социальных сетях.

Общение в социальных сетях является не просто времяпровождением, но и становится образом жизни подростка. Из этого втекает множество проблем, одна из которых, негативное влияние социальных сетей на речь.

Есть различные способы общения в социальных сетях. Более совершенным графическим средством отображения эмоционального настроя собеседника являются смайлики.

         Смайл – это пиктограмма, изображающая эмоцию.

Сейчас, например, в социальных сетях люди, возможно, не задумываясь о последствиях, самостоятельно губят свою речь. Вместо звучащих эпитетов и определений мы выражаем множество эмоций в одной картинке-пиктограмме под названием «смайлик».  

Более того, замена грамотной речи данным способом развивается. Некоторые смайлики в процессе общения были преобразованы пользователями социальных интернет-сетей разного рода «улыбочки» или сокращения. Такие, как двукратное и многократное повторение скобок «))))», двоеточие и скобка и прочие.

Общаясь в сети при помощи коротких фраз, емких и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, подростки вырабатывают свой новый язык общения, построенный на графических символах и словах. Смайлики получают все большее распространение, становясь практически общепринятым интернет сленгом.

В жизни мы используем два языка – сложный письменный и простой устный. Интернет породил третий язык – промежуточный. Он соединил в себе точность первого и краткость второго.

Третий язык быстро набирает лексику. Слова типа «аська» или «мыло» давно перестали быть неологизмами и вошли в разговорный язык. Сетевой жаргон уже практически превратился в диалект. Ситуация стала меняться в самое последнее время, когда все больше и больше стал заявлять о своих правах так называемый промежуточный язык получил огромное распространение.

Основой такого языка как раз и является возведение ошибок в правило, говоря иначе, своеобразный культ ошибки, которая превращается в единственно признаваемый принцип.

Во-первых в социальных сетях часто работает правило «Пиши, как слышишь, все исправится», во-вторых, в моду вошло написание в конце слов тех шумных звонких согласных, которые в произношении невозможны (классические образцы — «превед» вместо «привет» или «красавчег» вместо «красавчик»),  а в-третьих, странные сокращения, вроде «прив»  или «даров» (что означает «Привет» или «Здравствуй»), или «спс», «пж», «нез», «норм». Таких примеров  очень много.

2.3. Особенности интернет-сленга.

Одна из основных проблем распространения интернет-сленга – это коверканье слов – неизбежно снижает грамотность: невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции в помощью «сетеяза» в любых его проявлениях, а потом, когда будет необходимо, заговорить красиво и грамотно.    

         Причина появления и распространения «сетеяза», с одной стороны – бедность словарного запаса пользователей и одновременно желание быть оригинальным, а с другой – новизна. Каждое очередное употребление эту новизну, а значит, игру, остроумие и веселость стирает и превращает в банальность.  

Исследователи  отмечают, что судьба сленговых слов и выражений неодинакова: одни из них с течением времени настолько приживаются, что переходят в общеупотребительную речь;    другие существуют лишь какое-то время вместе со своими носителями, а затем забываются и даже ими;  и, наконец, третьи сленговые слова и  выражения так и остаются сленговыми на протяжении длительного времени и жизни  многих поколений, никогда полностью не переходят в общеупотребительный язык, но в  то же время и совсем не забываются.

Как и в любом профессиональном «языке», в среде людей, так или иначе связанных с компьютерами, существуют и неофициальные обозначения тех или иных понятий, то, что можно назвать профессиональным «арго» (или жаргоном).

Некоторые слова данной лексической системы заимствованы из жаргонов других профессиональных групп: например, «чайник» (неопытный программист) и «движок» (алгоритм – ядро компьютерной программы) взяты из жаргона автомобилистов, где они обозначают соответственно неопытного водителя и автомобильный двигатель. «Тачкой» в городском фольклоре называется автомобиль, а в компьютерный жаргон это слово перешло со значением «компьютер».

Всемирная паутина Интернет давно опутала наш язык общения новыми терминами. И если раньше влияние сети было заметно лишь в узких кругах немногочисленных пользователей, то теперь «интернет - неологизмы» стали нормальным языком и даже модным стилем общения, особенно в среде молодежи, но не только. Бог Интернета – это краткость и доступность мысли. В жертву ему можно принести все – точность, красоту, стиль.

Обитатели чатов практически полностью лишены вспомогательных средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Отсюда надежность речевого общения становится крайне низкой. Желание пережить те или иные эмоции объясняется, вероятно, и стремление к эмоциональному наполнению текста. Алфавитная система письма располагает ограниченным набором собственно графических средств обозначения эмоциональности речи — только вопросительным (?) и восклицательным знаками (!). Смысловой потенциал этих знаков сводится к уточнению интонационной окраски сообщения. Эти знаки неспособны передавать человеческие эмоции во всем их разнообразии. Социальные сети  губят  грамотную речь!

III. Заключение

С появлением социальных сетей люди в целом вернулись на много лет назад – в то время, когда человек не мог нормально пообщаться с другими людьми, сделать что-то элементарное своими руками.

Мы считаем, что безграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого, интеллигентного современного человека. Если не исправить  эту ситуацию сейчас, то деградация всей нации неизбежна.

Исследование показало, что «сетевой язык» употребляют большинство пользователей-подростков, будем надеяться, что этот сленг скоро выйдет из моды. И все-таки безграмотность в  современном информационном обществе должна признаваться пороком, а писать и говорить правильно должно считаться престижным. Нужно повышать культуру речи и овладевать нормами языка. 

Существует Интернет-сленг уже 9 лет, и его пополнить может каждый. Как говорится :«Пиши слова, читай то, что другие пишут, и думай. Думай, не только о чем говоришь, но и о том, как говоришь».

Важно заставить задуматься каждого человека о том, как он говорит, какие слова употребляет в речи.

Информационные источники

  1. Козыревская А.В., Осипов В.Е. Современное информационное пространство, его влияние на образование и социализацию человека. // Вестник восточно-сибирской государственной академии образования: Иркутск, 2010. – Вып. 12. – С.24-30
  2. Плешаков В.А. Виртуальная социализация как современная проблема общества.
  3.  http://www.quans.ru/research/control/select-calc
  4. http://medpnz.ru/page.php?al=kak_dolgo_prodlilsja_vsplesk_rozhdaemosti_v_penze


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: