Главные вкладки
Презентации к урокам
Презентации к урокам
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями,обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.
85 субъектов - именно столько их насчитывается на 2016 год в РФ: 22 Республики 46 областей 9 краев. 1 автономная область (Еврейская) 4 автономных округа (Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий). 3 города федерального значения – Москва , Санкт-Петербург и Севастополь.
Международное значение русского языка
Междунаро́дный язы́к — язык, использующийся для коммуникации значительным количеством людей по всему миру. Для обозначения этого понятия также используется термин язык мирового значения. В современном мире выделяется от 7 до 10 международных языков.
Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами рассыпано на святой, благочестивой Руси, так несметное множество племен, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли. И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога , своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца; лёгким щёголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто , бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало , как метко сказанное русское слово.
Но русский есть язык! И он навеки Мне близок и понятен, как родной. Две речи в моём сердце, будто реки, Звучат, текут, становятся одной. Забыв родной язык – я онемею. Утратив русский – стану я глухой ! (Т.М. Замакулова ) Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей вселенною знаком, Это потому, что я владею Русским всеохватным языком. (С.В. Данилов)
Работа в парах Назовите 4 основных фактора, определяющих роль того или иного языка в современном мире. Проанализируйте роль русского языка согласно этим факторам.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сложносочинённые предложения
Сложносочинённые предложения (ССП) – это сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.
Тип ССП Союзы Примеры 1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами ( соединительные отношения). И; да (в значении и ); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и. Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора (Паустовский). Лицо её бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели (Тургенев). 2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами ( противительные отношения). А; но; да (в значении но ); однако (в значении но ); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а ); частица только (в значении союза но ). Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо (Паустовский). Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде (Писемский). 3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами ( разделительные отношения). Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли. То ли на него подействовала тишина и одиночество , то ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку (Симонов). Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных
Поездка организованна родителями; речи проникновенны и взволнованны; девочка рассеяна; было уделенно внимание; бойцы мужествены ; утро туманно; всё было проверенно; движения медленны; работа оконченна ; просьба законна; правило выучено. Что не так?
Проверим 1 2 3 4 5 6 НН ++ ++ ++ Н + + +
Сегодня на уроке Я вспомнил… Я узнал… Я научился… Было интересно… У меня получилось… Мне было трудно…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образы чиновников в поэме Н.В . Гоголя «Мёртвые души»
Работа в группах 1. Анализ беседы Чичикова с Иваном Антоновичем. Как описывает Н.В. Гоголь здание казённой палаты и её чиновников? Как отреагировал Иван Антонович на просьбу Чичикова? Чем завершился их разговор? Как проявился характер Чичикова в этом разговоре? 2. Образ полицмейстера. Почему чиновники после оформления купчей крепости решили отправиться к нему? Как характеризует полицмейстера Н.В. Гоголь? Чем тот заслужил «всеобщую любовь» города и купцов? 3. Сцена «Бал у губернатора». Перечитайте сцену. Каким представлен губернатор, его семья? По какому принципу распределил городских чиновников писатель? Правомерно ли такое распределение? Обоснуйте свою позицию. 4. «Повесть о капитане Копейкине». Какое отношение, по мнению чиновников, Копейкин имеет к Чичикову? (сравните этих двух героев). Какова роль «Повести…» в изображении чиновничества?
Выразите своё отношение к героям поэмы с помощью синквейна : 1 и 2 группы – к помещику; 3 и 4 г руппы – к чиновнику. Структура синквейна : Тема; 2 прилагательных; 3 глагола; п редложение, в котором выражается ваше отношение; в ывод (синоним к теме).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Работа в группах (анализ эпизода) 1 группа. Размышления Чичикова над списком купленных крестьян (глава 7). 2 группа. Чичиков на балу у губернатора (глава 8). 3 группа. Разговор двух дам (глава 9). 4 группа. Чиновники расспрашивают Ноздрёва (глава 10).
Работа в группах. Сходство Чичикова с помещиками . 1 группа – сходство с Маниловым. 2 группа – сходство с Коробочкой и Плюшкиным. 3 группа – сходство с Ноздрёвым. 4 группа - сходство с Собакевичем.
Выразите своё отношение к Чичикову с помощью синквейна Структура синквейна : Тема; 2 прилагательных; 3 глагола; предложение, в котором выражается ваше отношение; вывод (синоним к теме).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Удаленная работа на просторах глобальной сети набирает популярность в нашем городе. Список профессий весьма обширен. Многие смогут подобрать себе дело по душе. Самое интересное — определенным видам заработка денег можно научиться за несколько недель. Это просто потрясающая возможность для тех, кто ищет основную работу или варианты дополнительного заработка.
Привет ! У меня для тебя клёвая новость! Представляешь, сегодня съездил на озеро, про которое говорили вчера. Отстой! Уехал через час, заехал на соседнее. Там вообще блеск! Вода чистая, теплая, народа не так уж много. Кстати, на рыбалку туда как-нибудь махнуть не хочешь?
Сидорович плохо спал ночью, то и дело просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Он думал о тайге…Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять, что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.
Я , Иванов Иван Иванович, выражаю свою искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Попову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример».
Стили речи
Функциональный стиль речи — разновидность литературного языка, выполняющий определенную функцию в общении.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема родины в одноимённом стихотворении М.Ю. Лермонтова
Для какого жанра характерны строки? Её степей холодное молчанье, Её лесов безбрежных колыханье, Разливы рек её, подобные морям… (ода) Люблю отчизну я, но странною любовью! Но я люблю – за что, не знаю сам… (дума)
Родина – 1 . Отечество, родная страна. 2 . Место рождения, происхождения кого-, чего-нибудь (Толковый словарь С.И. Ожегова) Отчизна – Отечество, Родина (Толковый словарь С.И. Ожегова)
Гумно – сарай для сжатого хлеба. Нива – засеянное поле, пашня. Жнивье – солома на поле, где сжали хлеб.
Алгоритм написания синквейна 1. Существительное – объект (тема синквейна ). 2. Два прилагательных, описывающих признаки или свойства объекта. 3. Три глагола, описывающих действия объекта. 4. Предложение, в котором выражается ваше отношение к объекту. 5. Вывод-синоним теме.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тире между подлежащим и сказуемым
Какова цель урока? Отработать навыки по постановке тире между подлежащим и сказуемым.
Задачи урока У - учиться Р – развивать О – обобщить К – контролировать правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым; умение использовать предложения с данной пунктограммой в речи; сведения о грамматической основе предложения и способах её выражения; свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке.
Найдите лишнее предложение (знаки препинания не расставлены) 1. Ученого учить только портить. 2. Наша задача отразить атаку. 3. Корень это значимая часть слова. 4. Впереди что-то смутно чернеет среди бегущего тумана. 5. Семью пять тридцать пять. 6. Русский язык это язык великого народа.
Лингвистическая сказка Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла: − В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире. − Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду Существительным в именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола. − Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ. – А ещё, − вмешалось Подлежащее, − я не хочу быть личным Местоимением.
Распределите предложения на 2 группы Простота необходимое условие прекрасного. Облака как причудливые замки. Дело художника рождать радость. Хороший вкус это прежде всего чувство меры. Глаза будто вишни. Старость не радость. Очень важное проявление вежливости поздороваться первым. Жизнь прекрасна и удивительна!
Измените предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире. Дедушка стал моим лучшим другом. С детских лет путешествия были моим любимым увлечением. Поверхность озера словно прозрачное стекло. Дубровский был мстителем за поруганную семейную честь. Дедушка – мой лучший друг. С детских лет путешествия – моё любимое увлечение. Поверхность озера –прозрачное стекло. Дубровский – мститель за поруганную семейную честь.
Исправьте ошибки, объясните постановку знаков препинания Я - ученик. Глаза – как небо. Хорошо учиться вот наша задача. Пятью пять двадцать пять.
ё
Составьте синквейн
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обособление несогласованных определений
Расставьте знаки препинания, объясните условия обособления несогласованных определений 1. Денис Антонович без пиджака в шлепанцах на босу ногу сидел у большого стола с газетой . 2.Сила сильнее его воли сбросила его оттуда. 3.Она с ярким румянцем на щеках и блестящими глазами была очень красива. 4.Огромный плакат метра два в длину висел над сценой. 5.Высокий человек с холодными серыми глазами строгий и неприступный сразу произвел на меня гнетущее впечатление. 6.Истонченное страданиями молодое лицо ее с выпуклым лбом с красивыми пепельными волосами окрученными косой вокруг головы было покойно и бесстрастно. 7.Утром уже в пальто с портфелем в руках Иван стоял в коридоре и ждал кого-то.
Оцените свою работу на уроке, придумав предложение с обособленным несогласованным определением.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В ыявить художественную идею произведения, авторскую позицию, особенности главных героев. Цель
Почему фотография, на которой нет главного героя, так дорога ему? Проблемный вопрос
1 группа. Задание: выписать цитаты, свидетельствующие о заботливости, стойкости, терпении, мудрости, искренней вере в Бога бабушки героя . 2 группа. Задание: какие качества Витька унаследовал от бабушки (эпизод таинства расцветания)? Выпишите цитаты. 3 группа. Задание: за что жители деревни уважают учителей? Выпишите цитаты. Исследовательская работа с текстом
открыл … почувствовал… узнал… понял… испытал… задумался… Сегодня на уроке я
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История создания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Этапы создания комедии «Горе от ума» 1821 г. — Тифлис — возникает идея и складывается план написания пьесы, написаны первые два акта . 1823 г.— Москва — С. Н. Бегичев становится первым слушателем и критиком первых двух действий комедии. 1823 г., июль — имение Бегичева — Грибоедов заканчивает работу над двумя последними актами. В это же время комедия получает своё окончательное название: «Горе от ума», а не «Горе уму». 1833 г. (после гибели Грибоедова ) — первое отдельное издание пьесы. 1862 г. — полное, не искажённое цензурой издание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
Цель урока – обобщение и систематизация изученного о соединительных союзах в сложносочинённом предложении.
Укажите предложение с сочинительным соединительным союзом: А) Все смолкли, зато громче затрещали, разгораясь, ветки. В)В доме всё было неспокойно, мне тоже не сиделось на месте. С) Хвали утро вечером, а жизнь под старость.
Допишите сложносочиненные предложения: 1 )[ Ласточки низко летали над землей], и [ ]. 2 )[ ] , [ ворона тоже уже свила себе гнездо]. 3 ) [ ] , и [ птицы уже улетели в теплые края].
Попробуйте пословицей описать свою работу на уроке. Славу свою добываю в бою. Бог-то бог, а не будь сам плох. Святой Боже пахать не поможет. Глаза с поволокой, а рот с позевотой. У врача лечись, у умного учись. Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба. Один глаз на мельницу, другой на кузницу. Добрый разум наживёшь не сразу. На свой ум надейся, а за чужой держись. Пчела мала, и та работает.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами
Цель урока – обобщить и систематизировать сведения о сложносочиненных предложениях с разделительными союзами.
Между частями ССП с разделительными союзами могут возникать следующие смысловые отношения... 1 ) одновременности; 2) противопоставления; 3) чередования; 4) взаимоисключения.
Выберите ССП с разделительным союзом. 1 ) Не то темнеет, не то тучи сошлись над головой. 2) Ни выспаться не дадут, ни весточкой доброй не обрадуют. 3) Барабаны грохотали все громче, однако слух к ним понемногу привыкал. 4) Теплело, и мухи начали понемногу оживать.
Выберите ССП, между частями которого возникают смысловые отношения чередования. 1 ) То ударится где-то о мягкую еловую подстилку шишка, то звонко пробарабанит по древесному стволу дятел. 2) Ученый дал крошечное интервью, но в газете оно выглядело крайне внушительно. 3) Либо мы сейчас все вместе выходим из дома, либо мы вообще на этой неделе никуда не идем. 4) Не то на деревне слишком много сплетничают, не то слухи разносятся сами собой.
Выберите ССП, между частями которых возникают отношения взаимоисключения. 1 ) Ни с места, или я стреляю! 2) То ли я становлюсь забывчивым, то ли конфет в вазочке действительно было больше. 3) То Вероника придумывала забавные приключения, то Игорь пересказывал ей сюжеты прочитанных книг. 4) Раздался выстрел, однако лес в ответ хранил торжественное безмолвие.
Спишите, подчёркивая грам.основы и расставляя знаки препинания. Обозначьте разделительные союзы . Только изредка прошумят и стихнут старые вербы или прогудит высоко над домом неизвестно чей самолёт.(К.Г. Паустовский ) Либо вы возьмёте деньги на этих условиях либо я прибегну к таким мерам ... ( И.С. Тургенев ) То вылетит из тени вспыхнув снежной белизной стая речных чаек то запылает красный флаг над отдалённой избой на берегу. (К.Г. Паустовский) То ли он не выспался то ли ему не нравилась эта поездка в сторону Бобруйска. (К. Симонов ) Или я не понимаю или же ты не хочешь меня понять. ( А.П. Чехов)
Опишите свою работу на уроке сложносочиненным предложением с разделительными союзами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О каком герое идет речь? Мужчина средних лет (ему где-то за 40). Он живет в провинциальном "захолустье", где активно занимается своей большой усадьбой. Внешность очень напоминает внешность медведя. Характер и манеры у этого героя далеко не такие деликатные, как у Манилова или Чичикова.
О каком герое идет речь? Скупой , неряшливый и недоброжелательный человек. Скупость его граничит с жестокостью. В его амбарах хранятся горы продуктов, которые гниют за ненадобностью. При этом его крестьяне ходят полуголодные и не смеют взять ни крошки. Это состоятельный помещик с 1000 крепостных душ. Но при этом он живет как бедняк, питается сухарями и носит лохмотья. По мнению Чичикова, если встретить его возле церкви, то его можно спутать с нищим.
Н. В. ГОГОЛЬ «МЁРТВЫЕ ДУШИ». ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ (НОЗДРЁВ, СОБАКЕВИЧ, ПЛЮШКИН)
Образы помещиков (работа в группах) Особенность 1-ая группа - Ноздрев 2-ая группа - Собакевич 3-я группа - Плюшкин Описание усадьбы Внешность помещика Внутреннее убранство комнат (интерьер) Ведение хозяйства Образ жизни Вывод (общая характеристика героя)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Заполните таблицу данными ниже словами Парта, окно, рожь, мышь, время, конь, доска, плач, область, путь, семья, парашют, брошь, добыча. Сущ.1-го склонения Сущ.2-го склонения Сущ.3-го скл . Парта, доска, семья, добыча Окно, конь, плач, парашют Рожь, мышь, область, брошь Время, путь?
Просклоняйте существительные «время» и «путь» и сравните их окончания с существительными 1-го, 2-го и 3-го склонения. Каким склонениям соответствуют их окончания в разных формах? Что вы можете сказать о склонении слов «время» и «путь»?
Разносклоняемые имена существительные
Цель урока? Познакомиться с разносклоняемыми именами существительными , особенностями их склонения, правописания.
Разносклоняемые имена существительные 10 существительных среднего рода на – мя : Бремя Время Вымя Знамя Племя Пламя Семя Имя Стремя Темя Существительное мужского рода Путь В Р.п , Д.п , П.п . в ед.ч . имеют окончания существительных 3-го скл . –и, а в Т.п. принимают окончания существительных 2-го скл . –ем(- ём ) Запомни !
А что еще вы отметили при склонении имени существительного «время»? У разносклоняемых существительных на – мя в Р.п ., Д.п . м П.п . в ед.ч . и во всех падежах во мн.ч . к корню прибавляется суффикс – ен -(- ён ).
Дополните стихотворение подходящими по смыслу разносклоняемыми существительными. В стародавнее древнее … В шалашах без окон и дверей Жило – было лохматое … Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове …, Как написать свою фамилию и …, Зачем на лошадь надевали седло и … – Необразованное было это … . Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их … забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер …, Что кислород всегда поддерживает… . Над тем, как в булку превратить простое …, С утра до вечера они чесали … . (А . Хайт)
Работа с толковым словарем Выясним лексическое значение слов: Бремя – Стремя – Темя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен . Нечто тяжкое, трудное, тяжесть ( книж .) часть верховой конской сбруи: железная дуга, подвешиваемая к седлу на ремне, для упора ног всадника. макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум теменным или макушным костям, и выше до спуска к затылку.
Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Укажите падежи разносклоняемых существительных. Занимать много врем ..н .., в плам ..н.. костра, выращивание сем ..н .., подарок африканскому плем .. н .., нога в стрем ..н .., звать по им ..н .., подъем знам ..н.. .
Самостоятельная работа (по выбору учащихся). Записать 3 словосочетания с разносклоняемыми существительными. Используя разносклоняемые существительные, составить простое распространенное предложение. Используя разносклоняемые существительные, составить сложное предложение.
Рефлексия - Тебя спросили: «Сколько время?» Что ты ответишь ? * Назовешь точное время . * Скажешь: «Надо говорить – сколько времени?»
Рефлексия - Тебя спросили: «Сколько время?» Что ты ответишь ? * Назовешь точное время . * Скажешь: «Надо говорить – сколько времени?» Какие имена существительные называют разносклоняемыми? Почему? Удалось ли нам достигнуть цели урока?
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Выявить особенности склонения порядковых числительных.
Особенности склонения порядковых числительных: Порядковые числительные обозначают порядок при счёте, отвечают на вопросы какой? какая? какие? и изменяются по падежам так же, как и прилагательные .
Оцените деятельность своей группы на уроке Назовите три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, используя порядковые числительные: п ервый момент – …; второй момент – …; т ретий момент – … . Предложите два действия, которые улучшат вашу работу на следующем уроке, используя порядковые числительные: первое действие – …; второе действие – … .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подумайте над высказываниями известных писателей Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости. А.С. Пушкин Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л.Н.Толстой
Что такое семья? Как появилось слово «семья»? Когда-то о нем не слыхала земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам: - Сейчас я тебе семь вопросов задам: Кто деток родит мне, богиня моя? И Ева тихонько ответила: «Я». -Кто платье сошьет, постирает белье? Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопросы, подруга моя! И снова послышалось тихое: «Я». Сказала она знаменитых семь «я». И так на земле появилась семья. Семья – группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе . Словарь С.И. Ожегова
Сегодня мы поговорим о том, как сохранить историю своей семьи и донести ее до внуков и правнуков. Это поможет сделать летопись семьи. Что такое летопись?
Что можно включить в семейную летопись? - родословную; - генеалогическое древо; - родовой герб; - семейные фотоальбомы и др. (видеофильмы, письма родных и близких, награды и все, что касается истории вашей семьи). генеалогическое (родовое) древо; родовой (фамильный) герб.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. У Т О Ч Н Е Н И Е 2. 3. 4. 5. 6. 7. Кроссворд
1. У Т О Ч Н Е Н И Е 2. О Г Р А Н И Ч Е Н И Е 3. 4. 5. 6. 7. Кроссворд
1. У Т О Ч Н Е Н И Е 2. О Г Р А Н И Ч Е Н И Е 3. У С И Л Е Н И Е 4. 5. 6. 7. Кроссворд
1. У Т О Ч Н Е Н И Е 2. О Г Р А Н И Ч Е Н И Е 3. У С И Л Е Н И Е 4. О Т Р И Ц А Н И Е 5. 6. 7. Кроссворд
1. У Т О Ч Н Е Н И Е 2. О Г Р А Н И Ч Е Н И Е 3. У С И Л Е Н И Е 4. О Т Р И Ц А Н И Е 5. С О М Н Е Н И Е 6. 7. Кроссворд
1. У Т О Ч Н Е Н И Е 2. О Г Р А Н И Ч Е Н И Е 3. У С И Л Е Н И Е 4. О Т Р И Ц А Н И Е 5. С О М Н Е Н И Е 6. В О С К Л И Ц А Н И Е 7. Кроссворд
1. У Т О Ч Н Е Н И Е 2. О Г Р А Н И Ч Е Н И Е 3. У С И Л Е Н И Е 4. О Т Р И Ц А Н И Е 5. С О М Н Е Н И Е 6. В О С К Л И Ц А Н И Е 7. У К А З А Н И Е Кроссворд
Смыслоразличительные частицы и их роль в речи
Лингвистическая сказка «Частицы» Эта история произошла с частицами в стране Языковии . Когда наступают тёплые летние дни и распускаются цветы, частицы отводят свои стада в горы, на пастбища. Там они живут в дачных домиках всё лето. Их хижины располагаются в достаточно глухом месте, около большого озера. (Всем известно, что государство частиц славится чудесными пейзажами и богатой природой). Это место очень красиво! Те, кто побывал там хоть раз, возвращаются сюда снова и снова. Вот и получилось, что на берегу прекрасного озера появилось целое поселение. Давным-давно предки рассказывали частицам необыкновенную историю, что в глубинах большого озера обитает страшное чудище - Водяной Бык, который рыщет по окрестным горам. Никто не знал, какое оно, это чудище, а те, кому удавалось увидеть его, умерли от страха. Ещё рассказывали, что когда Бык рыскал по горам, он принимал облик то человека, то птицы, то животного. Боялось чудище только частиц ограничения, которые жили на самой окраине государства. Этой легенде было столько лет! Она переходила из уст в уста, из поколения в поколение. Современные частицы её позабыли, а кто помнит, тот совсем ей не верит.
Несколько лет назад и произошла эта история. Частицы, как обычно, пасли свои стада около озера. Ничего не предвещало беды. На землю опустились сумерки. От озера повеяло прохладой. Некоторые частицы пошли в дома, а некоторые остались погулять ещё чуть-чуть на свежем воздухе. Так прошла ночь. На утро гулявшие не вернулись. Никто не знал, куда они пропали? Их искали везде, но не нашли. Тогда по дачникам прошла волна беспокойства. Кто-то предположил, что это чудище, но никто не хотел в это верить. Частицы прекратили гуляния по вечерам, но и это их не спасло. Бык являлся даже днём в образе частицы. Он нападал на рыбаков, охотников, на молодёжь и даже стал заходить в открытые дома. Частиц становилось всё меньше и меньше. Наконец они поверили, что легенда правдива. Оставшиеся две группы частиц решили создать разряды: формообразующие - боролись в северной и западной части, в самой глуши около озера, смыслоразличительные - занялись югом и востоком. Эти отряды стали бороться с чудовищем. Они отправили гонца к частицам ограничения. Когда те прибыли, и силы объединились, победа оказалась на стороне частиц. Вот так и появились в русском языке разряды формообразующих и смыслоразличительных частиц. Эти группы и по сей день защищают своё государство от разных напастей. Эту историю мне рассказал мой знакомый учебник русского языка. Если не верите, то откройте любую тему, и сказка сразу появится в вашей голове.
Цель урока – систематизировать знания о смыслоразличительных частицах, оформить информацию в виде мини-проектов
Проектная работа (15 мин)
Рефлексия Как организовали работу в группах? Что из запланированного получилось хорошо? Какие возникли проблемы? Оцените свою работу и работу группы в целом.
Спасибо за урок! Продолжение следует…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Дэвид Копперфильд » - это великолепный литературный шедевр, написанный выдающимся английским писателем Чарльзом Диккенсом. Роман представляет собой одно из наиболее известных и влиятельных произведений в истории английской литературы, занимая свое почетное место среди великих классических произведений XIX века. «Дэвид Копперфильд » был впервые опубликован в 1850 году, когда Чарльз Диккенс уже утвердил себя как ведущий литературный гений своего времени. Роман был написан в период расцвета викторианской эпохи, отражая сложные социальные, экономические и культурные изменения того времени. Это был период, когда в Англии происходили индустриальные революции, и общество претерпевало глубокие перемены.
Чарльз Диккенс, будучи мастером слова и беспрецедентным наблюдателем человеческой природы, внес неоценимый вклад в развитие английской литературы. Его произведения не только отражают социальные проблемы эпохи, но и глубоко проникают в человеческую душу. «Дэвид Копперфильд » является , по сути, литературным автобиографическим произведением, в котором Диккенс рисует живописный портрет своего героя, его восхождений и падений, побед и трудностей. Роман обогащен множеством персонажей, ярких и неповторимых, что делает его живым и увлекательным.
Структура романа Роман имеет обширную структуру, состоящую из 64 глав, которые подразделяются на две части. Первая часть (главы 1-34 ) описывает детство и юность Дэвида, его семейные отношения, обучение и первые взаимоотношения. Включает в себя такие важные эпизоды, как рождение Дэвида, его детство в Блабери , столкновения с Мурдстоунами и учебу в школе Сизара . Вторая часть (главы 35-64 ) посвящена взрослой жизни Дэвида, его карьере, любовным отношениям и поиску своего места в обществе. В этой части выделяются главы, посвященные его борьбе за прошлое , встрече с Агнес Уикфилд , бизнес-приключениям и, наконец, осознанию своего истинного призвания.
Проблематика романа Взросление и самопознание Роман следит за жизненным путем Дэвида Копперфильда от детства до взрослой жизни. Тема взросления пронизывает сюжет, описывая эволюцию героя, его стремление к самопониманию и поиску истинной идентичности. Социальная несправедливость и борьба за справедливость Через персонажей, таких как Мистер Микобер и Дэвид, роман затрагивает темы социальной несправедливости, бедности и трудностей рабочего класса. Через них автор выражает свое мнение о проблемах общества и призывает к борьбе за справедливость. Любовь и дружба Тема любви присутствует в различных формах: от дружбы и романтических отношений до семейной любви. Отношения Дэвида и Агнес, а также другие персональные связи, выражают разнообразные аспекты человеческих чувств и влияние близких людей на наше развитие. Семейные отношения и дом Роман обсуждает различные аспекты семейных отношений, включая семейные тайны, борьбу с разладом, а также тему дома и его значения в жизни героев. Дом становится символом уюта и стабильности или, наоборот, источником боли и страданий. Образование и интеллектуальное развитие В романе поднимаются вопросы образования и его влияния на формирование личности. Обучение Дэвида, его встречи с различными учителями и наставниками, а также умение учиться на своих ошибках, играют ключевую роль в его становлении.
Докажите, что Сэлем -Хаус – «плохая» школа. Приводя цитаты из текста, о характеризуйте: учителей (мистер Крикл , мистер Мелл ), их взаимоотношения друг с другом и учениками; отношение учеников к учителям; отношения между одноклассниками (Дэвид, Стирфорт , Трэдлс ); душевное состояние Дэвида в этой школе.
«Плохая» школа Сэлем -Хаус
Докажите, что школа доктора Стронга – «хорошая» школа. Приводя цитаты из текста, охарактеризуйте: - саму школу (внешний вид и внутреннее убранство); доктора Стронга и его взаимоотношения с учениками ; - душевное состояние Дэвида в этой школе (в начале учебы и впоследствии); - п очему глава называется « Я становлюсь другим мальчиком во многих отношениях »?
«Хорошая школа»