Интегрированное занятие «Сказочная музыка Эдварда Грига»
план-конспект занятия по теме

Фахрутдинова Эльвира Данировна

Вызвать у детей интерес к культуре скандинавских стран. Познакомить с творчеством Эдварда Грига, сказками и легендами народов Норвегии, Швеции, Дании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integr._zanyatie._skazochnaya_muzyka_griga.doc52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

«Сказочная музыка Эдварда Грига»

Старший возраст

Музыкальный руководитель:

 Фахрутдинова Э.Д.

Цель. Вызвать у детей интерес к культуре скандинавских стран. Познакомить с творчеством Эдварда Грига, сказками и легендами народов Норвегии, Швеции, Дании.

Задачи:

- Развивать воображение детей средствами музыки и изобразительного искусства;

- Обогащать их речь поэтическими образами;

- Учить воспринимать в единстве музыкальные и зрительно-цветовые образы;

- Закреплять навыки работы с гуашью и другими изобразительными материалами.

Литературный ряд. Сказки скандинавских писателей из сборника «Подарок Тролля», «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена, стихи о гномах, феях, эльфах.

Зрительный ряд. Иллюстрированные книги сказок, репродукции картин Н. Рериха, игрушки по данной тематике.

Ход занятия

        Дети входят в музыкальный зал. Садятся на стульчики.

Муз. рук. Здравствуйте, друзья! Сегодня я расскажу вам об удивительном сказочнике, который жил в северной стране Норвегии. Он сочинял сказки не простые, а музыкальные. И рассказывал в них о том. Как прекрасна его страна, какие в ней высокие горы и густые леса, бурные реки и водопады. О том, какие волшебники живут в тех местах. А знаете, как звали этого доброго сказочника? (Ответы детей.) Эдвард Григ! Вы, конечно, знакомы с его музыкой. Какие произведения Грига вам больше всего запомнились? (Ответы детей.) Сегодня музыка этого великого композитора поведет нас в мир сказок и легенд, в мир добра и красоты.

(Звучит музыка  Э. Грига «Утро».)

Муз. рук. Слышите эти ласковые, тихие звуки? Так начинается рассвет в горах. Давайте встретим его вместе.

(Дети – эльфы, Белоснежка. Лесная фея – участвуют в пластическом этюде-импровизации «Здравствуй, солнце!»)

Великан (взрослый в костюме). Ах, какая красота! Неужели я вижу страну, о которой мечтал столько лет! Доброе утро вам всем!

Муз. рук. Здравствуйте, уважаемый Великан. Скажите, что привело вас в нашу сказочную страну?

Великан. Меня привела волшебная музыка. Я шел за ней по горным и лесным тропинкам, по сказочным вершинам и цветущим долинам. Друзья, это правда, что в вашей стране живут гномы и эльфы, тролли и феи?

Муз. рук. Уважаемый Великан, хотите познакомиться с жителями этой сказочной страны?

(Да!) Давайте же отправимся в гости к гномам! (Подходят к домику гномов, стучат.)

Великан. Гномы, вы проснулись? Солнышко уже встало, вам пора приниматься за работу!

Исполняется пластический этюд «Танец гномов и Белоснежки.

Великан. Спасибо вам, гномы! Я слышал. Что вы искусные мастера. Посмотрим, что в вашей шкатулке. Какая красота! А вот это украшение подойдет милой принцессе, которая так грациозно танцевала. Кто она, признайтесь, гномы? Гномы. Это Белоснежка!

Великан. Какое красивое имя! Подойди ко мне Белоснежка! Скажи, ты сегодня рано встала? Кто тебя разбудил, принцесса?

Белоснежка. Меня разбудили мои друзья гномы.

(Дети инсценируют стихотворение Уолтера де ла Мэра «Гномы».)

Белоснежка.

Когда я проснулась, была тишина.

Вдруг звонкая песенка стала слышна…

1-й гном.

Скорей поднимайся!

Скорей одевайся!

Ну сколько же можно лежать?

Мы здесь, за стеною,

Под старой сосною.

До нас так легко добежать!

Белоснежка.

Взглянула в окошко. Там роща спала.

А песня меня все звала и звала:

2-й гном.

Ты выйди из дома,

Зовут тебя гномы

В свой замок на древнем холме.

В горелки и салки,

В лапту и скакалки

Мы будем играть в полутьме.

3-й гном.

Сметану, творог,

С вареньем пирог

И вкусный, как мед, ананас,

Малиновый джем,

Орехи и крем

Ты сможешь отведать у нас!

Великан. Ай да гномы! Настоящие кулинары! Повезло Белоснежке! Сколько лакомств она отведала у вас в гостях!

Муз. рук. Наши гномы – мастера на все руки. Видите, гном уселся у мухомора и плетет из паутинки сеть. Скоро он отправится на ночную рыбалку.

(Два ребенка инсценируют стихотворение Тадеуша Кубяка «О гноме-рыбаке».

Гном.

Проходя вечерним бором,

Я видал картину:

Гном вязал под мухомором

Сети паутину.

- Для кого? – спросил его я.

Гном оскалил зубки…

Гном-рыбак:

Видишь, в луже небольшое

Судно из скорлупки?

Я сейчас плыву на ловлю,

Поплывем со мною!

А на что я снасть готовлю,

Я покуда скрою.

Гном.

Мы с ним сели и пруточком

Лодку оттолкнули,

Из кленового листочка

Парус развернули.

И поплыли в лунном свете.

Тут он не дремал –

Развернул, закинул сети

И звезду поймал.

Муз. рук. Эта звездочка осветит нам путь к старинному дворцу, где сейчас начнется бал эльфов. Смотрите, мелькнули чьи-то прозрачные крылышки!

Звучит Прелюдия Э. Грига, девочки в костюмах зльфов исполняют импровизированный танец с прозрачными шарфами.

Муз. рук. Все эльфы любят танцевать, а вот этот эльф увлекается сочинением сказок. Давайте послушаем его.

Эльф. (Читает стихотворение Йована Йовановича-Змая «Маленькая сказочка»).

Маленький мальчик

В маленькой лодке

В маленьком море плывет.

Маленький ветер

По маленьким волнам

Лодочку гонит вперед.

К маленькой пристани

В маленький город

Мальчик приплыл наконец.

Маленький парус

Спущен на мачте,

И маленькой сказке коней.

Великан. Браво, молодец, эльф! Дай пожму твою руку!

Муз. рук. Великан, прошу вас, потише! Ведь эльфы очень хрупкие создания!

Великан. Извините, пожалуйста.

Муз. рук. Жители нашей сказочной страны превыше всего ценят тишину. Ведь из нее рождаются звуки музыки. Прислушайтесь! (Звучит музыка Э. Грига «Ручеек».) Вы узнали эту мелодию? (Ответы детей.) Смотрите, по лесному ручейку к нам приплыла Лесная Фея.

Девочка в костюме Лесной Феи исполняет импровизированный танец.

Лесная Фея (читает отрывок из стихотворения К. Бальмонта «Находка феи»).

Фея сделала находку:

Листик плавал по воде.

Из листка построив лодку,

Фея плавает везде…

Все бы, все бы было складно,

Да внезапно с ветерком

Стало сумрачно, прохладно,

Громыхнул далекий гром.

Лодку феи ветер, вея,

Опрокинул не со зла,

Но, однако ж, вправду фея

Утонуть в реке могла.

Но она лишь усмехнулась,

Миг – и в замок, до грозы

Фея весело вернулась

На спине у стрекозы.

Великан. Ах, как это чудесно – летать на спине у стрекозы! Жаль, что мне никогда не придется испытать такого удовольствия.

Муз. рук. Не огорчайтесь, Великан! Ведь вы пришли в сказочную страну. Здесь музыка творит чудеса, она на своих крыльях может перенести нас куда угодно, даже в пещеру троллей.

Звучит музыка Э.Грига «В пещере горного короля».

Тролли (дети в длинных накидках-плащах) исполняют импровизированный танец.

Муз. рук. Уважаемый Великан, наши дети знают игру, которая называется «Гномы и великаны», мы хотим показать ее.

Великан. Игра про меня, очень интересно!

Игра «Гномы и великаны»

Великан. Я очень рад, что побывал у вас в гостях, увидел ваши сказочные края. Скоро я отправлюсь в свою страну Великанию. Мне бы хотелось рассказать о вас всем своим друзьям.

Муз. рук. В этом вам  поможет госпожа Художница.

Великан. Госпожа Художница (обращаясь к Марине Владимировне) окажите мне любезность, попросите художников создать для меня картины о вашей необыкновенной стране.

 Художница. Ну, художники, подходите ко мне. Мы создадим самую лучшую картину о нашем королевстве. (Дети подходят к Марине Владимировне)

Дети, представьте, какую картину вы бы подарили Великану на память о встрече со сказочной музыкой Эдварда Грига. Что вам показалось самым интересным в нашем путешествии по удивительной стране гномов и эльфов?

(Ответы детей).

Давайте посмотрим, как великий художник Н. Рерих, отобразил в своих картинах сказочные северные страны. (Дети разглядывают репродукции картин Н. Рериха и иллюстрации к сказкам с изображением гномов, эльфов).

Приступайте к работе!

(Дети выполняют коллективную аппликации «Сказочная страна», под музыку Э.Грига.)


Когда я проснулась, была тишина.

Вдруг звонкая песенка стала слышна…

1-й гном.

Скорей поднимайся!

Скорей одевайся!

Ну сколько же можно лежать?

Мы здесь, за стеною,

Под старой сосною.

До нас так легко добежать!

Белоснежка.

Взглянула в окошко. Там роща спала.

А песня меня все звала и звала:

2-й гном.

Ты выйди из дома,

Зовут тебя гномы

В свой замок на древнем холме.

В горелки и салки,

В лапту и скакалки

Мы будем играть в полутьме.

3-й гном.

Сметану, творог,

С вареньем пирог

И вкусный, как мед, ананас,

Малиновый джем,

Орехи и крем

Ты сможешь отведать у нас!

Гном.

Проходя вечерним бором,

Я видал картину:

Гном вязал под мухомором

Сети паутину.

- Для кого? – спросил его я.

Гном оскалил зубки…

Гном-рыбак:

Видишь, в луже небольшое

Судно из скорлупки?

Я сейчас плыву на ловлю,

Поплывем со мною!

А на что я снасть готовлю,

Я покуда скрою.

Гном.

Мы с ним сели и пруточком

Лодку оттолкнули,

Из кленового листочка

Парус развернули.

И поплыли в лунном свете.

Тут он не дремал –

Развернул, закинул сети

И звезду поймал.

Маленький мальчик

В маленькой лодке

В маленьком море плывет.

Маленький ветер

По маленьким волнам

Лодочку гонит вперед.

К маленькой пристани

В маленький город

Мальчик приплыл наконец.

Маленький парус

Спущен на мачте,

И маленькой сказке коней.

Фея сделала находку:

Листик плавал по воде.

Из листка построив лодку,

Фея плавает везде…

Все бы, все бы было складно,

Да внезапно с ветерком

Стало сумрачно, прохладно,

Громыхнул далекий гром.

Лодку феи ветер, вея,

Опрокинул не со зла,

Но, однако ж, вправду фея

Утонуть в реке могла.

Но она лишь усмехнулась,

Миг – и в замок, до грозы

Фея весело вернулась

На спине у стрекозы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного музыкального занятия в образовательной деятельности «Три кита в музыке Эдварда Грига» для старшей и подготовительной к школе групп

Цель: Закрепить представление о музыкальных жанрах (марш, танец, песня) посредством восприятия музыкальных произведений Э. Грига...

Путешествие в волшебный мир музыки Эдварда Грига

Музыкальное занятие с нетрадиционными формами развития (музыкальное путешествие) разработано в соответствии с  основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Ладушки»...

тематическое занятие "Волшебная музыка Э.Грига"

Пррект для старших дошкольников...

Слушание музыки Эдвард Григ

Слушание музыки для детей старшего возраста Цель:познакомить детей с творчеством Э. Грига.развивать эмоциональную отзывчивость.совершенствует мыслительную систему ребенка. З...

Конспект фрагмента музыкального занятия по слушанию музыки. Эдвард Григ "Пер Гюнт" для детей 6-7 лет

Используемые технологии:ККТ - технологииСлушание музыкиЦель: Расширение кругозора детей, знакомство с классической музыкой, развитие чувства прекрасного через музыкальные и художественные произведения...

Сценарий интегрированного занятия по восприятию музыки в подготовительной группе Тема: «Сказочные образы Эдварда Грига. В пещере Горного Короля»

Целевая аудитория: педагоги дошкольных образовательных учрежденийЦель: показать возможности творческого похода в восприятии музыки, с использованием двигательной импровизации и дидактического материал...