Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

При разработке данной программы использую

- общеобразовательную программу автора О.В.Кубасовой «Литературное чтение»,

- учебник О.В.Кубасовой «Литературное чтение 4 класс» (в 3 частях),

- методические рекомендации по учебнику О.В.Кубасовой «Литературное чтение 4 класс» составитель Н.Н.Дорогинина,

- «Вопросы и задания для уроков чтения» авт.И.Л.Гаркунова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Лопаевская Основная Общеобразовательная Школа

Утверждаю:

Директор МОУ Лопаевской ООШ

_____________________________

С.В.Ахметянова

Рабочая программа

по литературному чтению

Автор

Коптякова Светлана Ивановна

Учитель начальных классов 1 категории

МОУ Лопаевской ООШ

2009-2010 учебный

Пояснительная записка.

Литература является одним из мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения.

 Роль уроков чтения:

  • пробудить интерес к чтению,
  • научить с помощью книг приобретать новые знания,
  •  извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох.

Цель: формирование талантливого читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.

Задачи:

  • Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу.
  • Совершенствование у детей навык чтения: сознательность, правильность, беглость, выразительность.
  • Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста.
  • Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма.
  • Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу.
  • Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, водо-жанровой принадлежности; практическое освоение элементарных литературоведческих понятий.
  • Овладение детьми умением пользоваться определённым программой набором средств внетекстовой информации.
  • Развитие речи обучающихся.

В 4 классе большое внимание уделяется литературному образованию младших школьников. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, систематизации учебного материала.

Важно реализовать принцип продуктивного многочтения, который позволяет так организовать работу, чтобы обучающиеся, перечитывая знакомый по первичному чтению текст, всегда находили в нём что-то новое, ранее не замеченное ими, интересное, рождающее новые мысли и чувства.

Внимание уделяется чтению про себя, не вытесняя чтения вслух.

Помимо индивидуального подхода и дачи специальных заданий, необходима словарная работа: работа с трудными словами при прочтении и сносками в учебнике.

По БУПу на литературное чтение отводится 3 часа в неделю. Этого количества часов недостаточно для разбора больших по объёму текстов, поэтому частичное знакомство с произведением буду проводить на уроках, а дочитывать дети будут дома.

При разработке данной программы использую

  • общеобразовательную программу автора О.В.Кубасовой «Литературное чтение», учебник О.В.Кубасовой «Литературное чтение 4 класс» (в 3 частях),
  • методические рекомендации по учебнику О.В.Кубасовой «Литературное чтение 4 класс» составитель Н.Н.Дорогинина,
  • «Вопросы и задания для уроков чтения» авт.И.Л.Гаркунова.



Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС

Учебно-тематическое планирование

Кол-во часов

Сроки

Требования федерального компонента ГОСа (образователь-ный минимум)

Национально-региональный компонент

Педагогические условия и средства реализации ГОСа

Программное и учебно-методическое обеспечение

Контрольные параметры оценки достижения поставленных целей и задач

1.Гимн Российской Федерации

1

Знать символику России: гимн, герб, флаг.

Автор Гимна РФ –С.Михалков

Исполнение гимна наизусть.

Отличать герб, флаг РФ от герба, флага Новолялинского района.

Дополнительный материал ( из истории происхождения герба, флага РФ)

Грамза-пись «Гимн РФ», изображение Герба, Флага России, учебник

Исполнение под фонограмму

«Что за прелесть эти сказки!» Сказки. 19 часов

1.И.Токмакова «В чудной стране»

«Всё у нас ,слава богу , хорошо».

«Пётр 1 и мужик» (р.н.с.)

1

Заинтересованно, осмысленно, правильно, выразительно читать ориентировочным темпом 70-80 слов в мин.

Классификация сказок:

  • народные и литературные;
  • волшебные, о животных, бытовые.

Составлять план и пользоваться им при пересказе.

Составлять краткий и другие виды пересказа.

Выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета.

Словарная работа

Работа с текстом

Работа с «Толковым словарём»

Учебник

Плакат «Сказка –ложь, да в ней намёк»

Портрет Петра 1

Выразитель

ное чтение

Составление плана

2. «Пётр и Петруша»(р.н.с.)

2

3. «Марья и ведьмы»

1

Выставки книг «Сказки бытовые» и «Сказки волшебные».

4. «Василиса Прекрасная»

2

Прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия.

Воссоздавать в воображении образы и картины , соответствующие литературному источнику.

Средства языковой выразительности:

  • олицетворение,
  • сравнение,
  • звукопись,
  • художественный повтор.

Составлять первоначальное представление о наиболее известных сказочниках на основе знания их

Пользоваться справочной литературой.

Характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом.

Соответствие рисунка и эпизода текста.

Беседа .

Беседа по содержанию.

Словарная работа.

Работа с пословицами

Чтение цепочкой.

Игры.

Кроссворды.

Работа в парах.

Выставка книг с волшебными сказками.

Чтение по ролям

Краткий и подробный пересказ

Выборочное чтение

Творческая работа :рисунок и эпизод текста.

Конкурсы чтецов.

5. «Почему у месяца нет платья», «Жизнь человека»

1

Выставка книг «Сказки народов мира».

6.Г.Х.Андерсен «Русалочка»

3

Портреты, выставки книг с авторскими сказками(Андерсен, Пушкин, Перро, братья Гримм)

7.А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

2

8.А.Толстой «Кикимора»Д.Джекобс «Рыба и кольцо»

1

9.В.Берестов «Сказка»К.Чуковский «Приключения белой мыши»

1

Портрет Чуковско

го , выставка книг Чуковско

го.

10.А.Лингрен «Крошка Нильс Карлсон»

2

11.Дж.Родари «Эти бедные приведения»

1

12.К.Драгунский «Лекарство от послушности»

1

«О доблестях, о подвиге, о славе…» Былины 4 часа

1. «Добрыня и Змей»

1

Былина- вид устного народного творчества.

Сказители.

Богатыри: Добрыня, Илья Муромец.

Отличать былину от других литературных жанров.

Читать текст былины неторопливо, напевно, соблюдать спокойный, величавый тон.

Сравнивать прозаический и стихотворный тексты.

Беседа .

Беседа по содержанию.

Рассказ.

Картина В.М.Васнецова«Богатыри».

Иллюстрация сказителя.

Выразитель

ное чтение

Составление плана.

Рисунки

2. «Добрыня и змей» (отрывок)

1

3. «Болезнь и исцеление Ильи Муромца»

1

4. «Илья Муромец и соловей Разбойник»

. «Илья Муромец и соловей Разбойник»(отрывок)

1

Борьба русского народа с татарским нашествием.

Словарная работа.

Работа с пословицами

Чтение цепочкой.

Словесное рисование.

Чтение по ролям

Краткий и подробный пересказ

Выборочное чтение

«Уж сколько раз твердили миру…» Басни 3 часа

1.Г.Х.Андерсен «Эта басня сложена про тебя»Эзоп «Лисица и Козёл»

1

Понятие «басня».

Мораль басни.

Отличать басню от других литературных жанров.

Характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом.

Соответствие рисунка и эпизода текста

Беседа.

Работа с пословицей.

Чтение по ролям.

2.И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две бочки» Л.Толстой «Лев и Лисица»

1

Портрет И.А.Кры

лова, выставка книг басни Крылова.

Чтение басни наизусть.

3.С.Михалков «просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»

1

Творческая работа :рисунок и эпизод текста.

«Оглянись вокруг» Рассказы 20 часа

1.М.Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока» Н.Сладков «В норе»

1

Представления о различных рассказах (о животных, о детях, философские, юмористические, исторические).

Художественная литература, познавательная литература.

Некоторые приёмы художественной композиции (без термина) в процессе анализа текста.

Составлять первоначальное представление о наиболее известных писателях (Пришвин, Паустовский, Носов, Чехов, Мамин- Сибиряк).

Отличать рассказ от других литературных жанров.

Составлять план и пользоваться им при пересказе.

Составлять краткий и другие виды пересказа.

Выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета.

Характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом.

Соответствие рисунка и эпизода текста.

Иллюстрировать произведение в словесной, графической и музыкальной форме.

Работа в парах.

Беседа .

Беседа по содержанию.

Словарная работа.

Работа с пословицами

Чтение цепочкой.

Работа с книгой.

Выставка книг М.М.Пришвина, портрет М.М.Пришвина, карточки

2.К Паустовский «Заячьи лапы»

1

.

План

3.Р.Фраерман «Девочка с камнем»

1

Иллюстрация урагана.

Деление на части, план.

Чтение по ролям.

4.Ю.Ермолаев «Иголка с ниткой»

1

5.Ю.Яковлев «Полосатая палка»

1

Выразительное чтение эпизода с иллюстрацией

6.А.Платонов «Цветок на земле»

1

Конкурс рисунков.

7.К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

3

Пьеса Э.Грига «Утро», «Пер Гюнт», песня «Сольвейг»

Вопросы для конкурса «Внимательный читатель».

8.Н.Носов «Огородники», «Клякса»

1

Портрет писателя, выставка книг Н.Н. Носова.

Вопросы учебника.

9.Ю.Ермолаев «Жарко», М.Зощенко «Ёлка»

1

Жизнь трудового народа во время крепостничества и после падения крепостного права.

Чувство сострадания, переживания, доброты, милосердия.

Сравнивать свою радостную и счастливую жизнь с теми условиями, в каких жили ровесники сравнительно недавно, примерно 100-150 лет тому назад.

Пользоваться справочной литературой.

Пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей.

Использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений.

Создавать небольшие сочинения на основе литературных впечатлений.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Игры на внимание «Вниматель

ный читатель».

10.С.Алексеев «Капитан бомбардирской роты»

1

Пересказ любого рассказа.

11.С.Алексеев «Радуйся малому, тогда и большое придёт»

1

12.А.Чехов «Ванька»

2

Иллюстрации о нелёгкой детской жизни при царе.

Перов «Тройка».

Выразительное чтение отрывка или инсценировка.

13.Г.Сенкевич «Янко-музыкант»

2

Краткий пересказ, план.

14.Д.Мамин-Сибиряк «Вертел»

3

Вопросы учебника, краткий пересказ, план.

«Золотая колесница» Мифы Древней Греции.4 часа

1.«Персей»

2

Представление о мифе.

Отличие мифа от других литературных жанров.

Воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику.

Рассказ, знакомство.

Чтение по ролям

Выборочное чтение.

Беседа по содержанию.

Словарная работа.

Выставка книг «Мифы Древней Греции»

Энциклопедия «Мифы народов мира».

Иллюстрации мифических героев.

Пересказ.

Деление на части, план.

Чтение по ролям.

Творческая работа:

выразительное чтение эпизода с иллюстрацией

Конкурс рисунков

2.«Орфей и Эвридика»

1

3.«Дедал и Икар»

1

«В начале было слово, и слово было Бог…» Библейские сказания. 6 часов

Выразительное чтение эпизода с иллюстрацией

1.Семь дней творения. Бог сотворил первого человека. Жизнь первых людей в раю. Первый грех. Обещание Спасителя. Изгнание из рая

1

Понятие «Библия».

Крылатые слова библии «хлеб насущный», «соль земли», «блудный сын».

История христианства.

Откуда появились люди.

Библейские герои.

Раскрывать смысл понятия «Библия».

Характеризовать библейских героев.

Воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику

Пользоваться справочной литературой

Создавать небольшие сочинения на основе литературных впечатлений.

Работа в парах.

Беседа .

Беседа по содержанию.

Словарная работа.

Работа с пословицами

Чтение цепочкой.

Работа с книгой.

«Библия»

 Иллюстрации из серии «Библия для детей».

Ответы на вопросы.

Выразительное чтение.

10 заповедей наизусть.

Составление плана, пересказ.

2.«Моисей»

1

3.«Моисей в семье Иофора»

1

4.«Переход через Чёрное море» «Юность»

1

5.С.Лагерлёф «Святая ночь»

1

Пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей.

Творческая работа: иллюстрация и к ней эпизод из текста.

6.С.Лагерлёф «В Назарете»

А.Мень «Милосердие Иисуса»

1

«Мир- театр, люди- актёры…». Пьесы.7 часов

1.С.Маршак «Про козла»

1

Понятие «пьеса».

Тема труда и тема активного участия в жизни школьников.

Чувство ответственности за любое выполняемое дело, чувство рачительного хозяина своего класса, школы, стремление прийти на помощь товарищу, умение радоваться успехам своих друзей и всего класса.

Сопереживать героям.

Опираться на жизненный опыт.

Пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей.

Беседа .

Беседа по содержанию.

Словарная работа.

Работа с пословицами

Чтение цепочкой.

Работа с книгой

Портрет Н.Н.НосоваС.Я.Маршака выставка книг.

Ответы на вопросы.

Выразительное чтение.

Составление плана, пересказ.

Творческая работа: иллюстрация и к ней эпизод из текста.

2.Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

2

3.Н.Носов «Два друга»

2

4.С.Козлов «Снежный цветок»

2

Мир волшебных звуков. Поэзия.15 часов.

1.В.Жуковский «Песня»

А.Пушкин «Птичка», «Няне», «Зимняя дорога»

3

Особенности лирики.

Представление о своеобразии лирики: пейзажной, юмористической, философской, романтической.

Первоначальное представление о поэтах: А.Пушкин, М.Лермонтов, С.Маршак.

Приёмы заучивания стихотворений (с опорой на ключевые слова) и выразительно читать их.

Средства языковой выразительности( рифма, эпитет, олицетворение, сравнение, звукопись, художественный повтор).

Заучивать стихи.

Принимать участие в конкурсе чтецов.

Воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику.

Пользоваться справочной литературой и периодической печатью для детей.

Пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей.

Использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений.

Беседа .

Беседа по содержанию.

Словарная работа.

Работа с пословицами

Чтение цепочкой.

Работа с книгой

Выразительное чтение.

Знакомство с биографией поэтов.

Выставка книг со стихотворениями разных поэтов.

Портреты А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, С.Я.Маршака.

Иллюстрации художников о природе.

Выразительное чтение.

Заучивание:

  • А.Пушкин «Няне»,
  • А.Пушкин «Зимняя дорога»,
  • М.Лермонтов «Горные вершины»,
  • М.Лермонтов «Молитва»,
  • С.Есенин «С добрым утром!»,
  • В.Маяковский «Тучкины штучки»,
  • С Маршак «Пожелание друзьям»,
  • О.Высотская «Весенние рубашки».

2.М.Лермонтов «Горные вершины», «Утёс», «Молитва»

И.Суриков «Весна»

2

3.К.Бальмонт «Золотая рыбка»

А.Блок «На лугу», «Гроза прошла…»

С.Есенин «С добрым утром!»

2

4.М.Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…»

В.Маяковский «Тучкины штучки»

С.Маршак «Пожелания друзьям»

Саша Чёрный «Зелёные стихи»

3

5.Ю.Вларимиров «Чудаки»

Д.Хармс «Очень страшная история»

В.Хотомская «Два гнома», «Три сестры»

2

Конкурсы чтецов.

Творческая работа: иллюстрация и выразительное чтение стихотворения.

6.О.Высоцкая «Весенние рубашки»

Э.Мошковская «Песня»

Ю.Мориц «Чтоб летали мы все и росли»

В.Высоцкий «Песня Кэрролла»

3

Когда, зачем и почему? Познавательная литература.15 часов.

1.Н.Кун «Олимп»

1

Понятие «Познавательная литература»

Представления о различных рассказах (о животных, о детях, философские, юмористические, исторические).

Художественная литература, познавательная литература.

Некоторые приёмы художественной композиции (без термина) в процессе анализа текста.

Составлять первоначальное представление о наиболее известных писателях.

Работать с познавательной литературой: находить необходимую информацию, систематизировать и усваивать её.

Отличать познавательную литературу от художественной на основе их практического сравнения.

Выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию.

Составлять план и пользоваться им при пересказе.

Составлять краткий и другие виды пересказа.

Выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета.

Характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом.

Соответствие рисунка и эпизода текста.

Иллюстрировать произведение в словесной, графической и музыкальной форме.

Работа с иллюстрацией учебника.

Беседа .

Беседа по содержанию.

Словарная работа.

Работа с пословицами

Чтение цепочкой.

Работа с книгой

Выразительное чтение.

Грамзапись песни «С чего начинается Родина».

Иллюстрации природы, слайды.

Загадки.

Волшебная шкатулка.

Портреты писателей: Г.Х.Андерсена, А.Пушкина,выставка книг.

Ответы на вопросы.

Выразительное чтение.

Составление плана, пересказ.

Творческая работа: иллюстрация и к ней эпизод из текста.

Вопросы для игры на внимание «Вниматель

ный читатель».

2.Н.Кун «Царство мрачного Аида»

1

3.Ю.Яковлев, М.Пришвин «Моя Родина»

1

4.И.Соколов-Микитов «Русский лес»

1

5.Крещение Руси

1

6.Н.Соловьёв «Сергий Радонежский»

3

7.В.Губарев «В открытом космосе»

1

8.Л.Яхнин «Метро»

1

9.М.Ильин, Е.Сегал «Что из чего»

1

10.М.Константиновский «Что такое электрический ток?», Н.Надеждина «Лук – от семи недуг»

1

11.А.Дитрих, Г.Юрмин «Какая книжка самая интересная?»

1

12.К.Паустовский «Великий сказочник»

1

13.Я.Смоленский «Как научиться читать стихи», К.Паустовский «Сказки Пушкина»

1

«Самого главного глазами не увидишь». Повесть- сказка.7 часов.

1.Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

7

Понятие «Повесть-сказка».

Отличительные черты повести-сказки.

Читать повесть-сказку и отличать от других от литературных жанров.

Работать по содержанию.

Составлять план и пользоваться им при пересказе.

Составлять краткий и другие виды пересказа.

Выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета.

Характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом.

Соответствие рисунка и эпизода текста.

Иллюстрировать произведение в словесной, графической и музыкальной форме.

Работа с иллюстрацией учебника.

Беседа .

Беседа по содержанию.

Словарная работа.

Работа с пословицами

Чтение цепочкой.

Работа с книгой

Выразительное чтение.

Выставка рисунков учащихся.

Ответы на вопросы.

Выразительное чтение.

Составление плана, пересказ.

Творческая работа: иллюстрация и к ней эпизод из текста.

Вопросы для игры на внимание «Вниматель

ный читатель»

Итого

101 час



Предварительный просмотр:

Требования к выпускнику 4 класса.

Читательские умения:

К концу 4 класс обучающиеся должны :

  • Заинтересованно, осмысленно, правильно, выразительно читать ориентировочным темпом 110 слов в минуту (вслух), если позволяет характер текста; при чтении про себя – на 15-20 слов быстрее;
  • Полноценно воспринимать и осмысливать доступные возрасту литературные произведения разных жанров.

К концу 4 класс обучающиеся должны уметь:

  • Составлять план и пользоваться им при пересказе,
  • Составлять краткий и другие виды пересказа,
  • Работать с познавательной литературой: находить необходимую информацию, систематизировать её и усваивать,
  • Ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, тем, возрастным возможностям и интересам, опираясь при этом на весь комплекс внетекстового аппарата книги,
  • Читать значительные по объёму рассказы, сказки, сказочные повести,
  • Пользоваться приёмами заучивания стихотворений(с опорой на ключевые слова) и выразительно читать их.

Литературоведческая пропедевтика.

К концу 4 класс обучающиеся должны :

  • Практически освоить особенности лирики, эпоса, драмы в сравнении: сказка0 рассказ, басня- сказка, рассказ- повесть, сказка- сказочная повесть, рассказ- стихотворение, пьеса- рассказ, пьеса-сказка, былина- сказка, миф- сказка,
  • Уметь элементарно классифицировать сказки,
  • Иметь представления о различных рассказах( о животных, о детях, философские, юмористические, исторические),
  • Иметь представления о своеобразии лирики: пейзажной, юмористической, философской, романтической,
  • Уметь отличить художественную литературу от познавательной на основе их практического сравнения,
  • Знать некоторые приёмы художественной композиции (без термина) в процессе анализа текста,
  • Составлять первоначальное представление о наиболее известных писателях(А.С.Пушкин, Л.Толстой, Г.Х.Андерсен, И.Крылов, С.Маршак, К.Паустовский, и др.) на основе знания их творчества.

Развитие творческих способностей.

К концу 4 класс обучающиеся должны :

  • Освоить все используемые в начальной школе творческие виды интерпретации текста, уметь выбрать их в соответствии со спецификой произведения,
  • Принимать участие в конкурсах чтецов,
  • Писать небольшие сочинения разных типов( повествование, описание, рассуждение) на основе читаемой литературы.


Предварительный просмотр:

Критерии оценивания по литературе.

Критерии оценивания при 5-бальной системе оценки знаний, умений, навыков учащихся начальной школы.

«Чтение- главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность».

Н.Ф.Бунаков.

Навык чтения складывается из двух сторон:

  • Смысловой,
  • Технической.

Смысловая сторона чтения -это совокупное понимание читающим:

  • Значение большей части слов, употреблённых в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле,
  • Содержание каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями,
  • Предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, глав) и смысла этих частей (не только о чём говорится, но и что этим сказано),
  • Основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
  • Полнота и глубина ответа
  • Правильность фактического материала.
  • Логичность и последовательность изложения
  • Осознанность, понимание содержания.
  • Самостоятельность, устойчивость и гибкость мышления.
  • Правильность речевого оформления: правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.
  • Достаточная коммуникативная грамотность: соблюдение требований научно-учебной сферы общения и конкретной ситуации, корректное использование невербальных средств общения.

Техническая сторона чтения– способ чтения, правильность, выразительность, скорость(темп).

способ чтения

правильность

Выразительность

Скорость (темп) в минуту

Чтение по буквам

Без ошибок

Использование основных средств выразительности(пауз, логических ударений, тона, темпа), с помощью которых выражается понимание.

1 класс-25-30 слов

Чтение по слогам

Пропуск, замена, искажение букв, слогов

2 класс-30-40 слов

              40-50слов

Чтение по слогам и целыми словами

Постановка ударения

Осознанное чтение с соблюдением всех норм интонации

3 класс-50-60 слов

              75-80слов

Чтение целыми словами

Ошибки в окончании слов

4 класс-80-90 слов

            95-120слов

При проверке навыка чтения выявляется:

1.Понимание слов:

  • Ключевых,
  • Употреблённых в переносном смысле.

2.Понимание содержания отдельных предложений:

  • Самостоятельно,
  • При затруднении по вопросам учителя (что сообщается в этом предложении).

3.Понимание предметного плана:

  • О чём, о ком или что говорится в этой части, в тексте,
  • Осознание смысла предметного плана- что всем этим хотел сказать автор.

4.Осознание основной мысли произведения.

В 4 классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами, достижение осмысления текста, выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки:

Ошибки:

  • Искажение читаемых слов( замена, перестановка, пропуски или добавление букв, слогов, слов),
  • Неправильная постановка ударений(более 2),
  • Чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух,
  • Непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения,
  • Неправильные ответы на вопросы по содержанию текста,
  • Неумение выделить основную мысль прочитанного, неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного,
  • Нарушение при пересказе последовательности событий в произведении,
  • Нетвёрдое знание наизусть подготовленного текста,
  • Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочёты:

  • Не более двух неправильных ударений,
  • Отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух,
  • Осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное,
  • Неточности при формулировке основной мысли произведения,
  • Нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

При оценке устного ответа ученика можно учитывать действующие «Нормы оценки».

Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять свои знания на практике, приводить примеры, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и оценка «5», но допускает 2-3 ошибки, которые сам же исправляет и 4-6 недочета в последовательности изложения и языковом оформлении излагаемого. Не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу, незначительные нарушения логики изложения материала, использование нетрадиционных приёмов решения учебной задачи, отдельные недочёты в изложении материала.

Оценка «З» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, допускает фактические неточности, не умеет обосновать свои суждения и привести необходимые примеры, излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в речевом оформлении своего ответа. Допускает не более 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу, не более 3-5 ошибок или 8 недочётов по пройденному материалу, отдельные нарушения логики изложения материала, неполнота раскрытия вопроса.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает фактические ошибки, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу, более 5 ошибок или 8 недочётов по пройденному материалу, нарушения логики, неполнота раскрытия, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...