Рабочая программа по литературному чтению для 3-го класса
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

 

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой (2008 г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_chteniyu.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза И.И. Борзова

села Середниково Шатурского муниципального района

Московской области

«Утверждаю»

Директор школы

__________ Ю.Г. Воронцова

Протокол педсовета № ____ от ____________

Приказ по школе №  ______ от ____________

Р А Б О Ч А Я      П Р О Г Р А М М А

по  _____________________________________________

для _______________________________

Составлена на основе  ___________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Рабочую программу составили:

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

Рассмотрена на ШМО учителей

___________________________

___________________________

Протокол № ___ от __________

Руководитель ШМО

___________________________

___________________________

Л И Т Е Р А Т У Р Н О Е      Ч Т Е Н И Е

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой (2008 г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год.

На изучение курса литературного чтение по учебному плану школы отводится 102 часа в год из расчета 3 часа в неделю. Часы вариативной части добавлены для более прочного освоения первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка, развития коммуникативно-речевой культуры обучающихся и формирования интереса к изучению языка, для расширения перечня литературных произведений, направленных на духовно-нравственной воспитание.

Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умение понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств  и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип находит свое выражение в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о  проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

Коммуникативно – речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. Развитие навыка чтения на втором году обучения предполагает постепенное введение чтения про себя.

Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к  классике художественной литературы;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

П Р О Г Р А М М А

III класс ( 102ч )

В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература.

Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей.

Самое великое чудо на свете (2 ч)

Рукописные книги Древней Руси.

Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество ( 8 ч)

Русские народные песни.

Докучные сказки.

Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь 1 ( 6 ч)

Ф.Тютчев «Весенняя гроза»; А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»,  «Зреет рожь над жаркой нивой»; И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы»; И.З. Суриков «Детство», «Зима».

Великие русские писатели ( 17 ч )

А.Пушкин «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер»,  «Сказка о царе Салтане…».

И.Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица».

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…», «Утес», «Осень».

Л.Толстой «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь 2 (6  ч )

Н.А. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»; К.Д. Бальмонт «Золотое слово»; И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…».

Литературные сказки ( 7 ч )

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Были и небылицы (8 ч )

М. Горький «Случай с Евсейкой».

К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей».

Н. Артюхова «Трусиха»

А.И. Куприн «Слон».

Поэтическая тетрадь 1 (5  ч )

С. Черный «Что ты тискаешь утенка…», «Воробей», «Слон»; А.А. Блок «Ветхая избушка…», «Сны», «Ворона»; С.А. Есенин «Черемуха».

 

Люби живое (15 ч )

М.М. Пришвин «Моя Родина».

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку».

В.В. Бианки «Мышонок Пик».

К.Д. Паустовский «Барсучий нос».

Б.С. Житков «Про обезьянку».

В.Л. Дуров «Наша Жучка».

В.П. Астафьев «Капалуха».

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2 (5  ч )

С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А.Л. Барто «Разлука», «В театре»; С.В. Михалков «Если…»; Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (10  ч )

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

А.П. Платонов «Цветок на земле», Еще мама».

М.М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники».

Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон».

В.Ю. Драгунский «Друг детства».

По страницам детских журналов «Мурзилка»

 и «Веселые картинки» (6  ч )

Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»; Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф «Веселые стихи».

Зарубежная литература (7 ч )

«Храбрый Персей».

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок».

Песенки и стихи народов мира.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны уметь:

- сознательно, правильно и выразительно читать текст целыми словами (темп чтения вслух не менее 70-75 слов в минуту);

- читать молча небольшими текстами (темп не менее 90 слов в минуту);

- пересказывать прочитанный текст (подробно, выборочно, сжато) с опорой на самостоятельно составленный план;

- самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему произведения и его смысл в целом;

- высказывать свое отношение к поступку героя;

- определять тему и жанр прочитанного или прослушанного произведения и книги;

- знать наизусть девять-десять стихотворений и 1-2 отрывка из прозы;

- составлять рассказы о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса;

- самостоятельно знакомиться с произведением и книгой для чтения;

- пользоваться словарями, книгами-справочниками;

- посещать библиотеку, самостоятельно отбирать книги для чтения.

 

Для реализации программного содержания используются:

  • Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2009
  • Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Просвещение, 2011
  • Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс. – М.: Просвещение, 2009
  • Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
  • Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов по программе "Перспектива"

Программа по литературному чтению  для  1-4 классов разработана в соответствии:- с требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего...

Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов, КТП для 1 класса. Программа "Начальная школа 21 века"

Пояснительная записка по литературному чтению составлена на весь курс (1-4классы), календарно-тематическое планирование составлено для 1 класса. Рабочая программа может быть использована учителями нац...

Рабочая программа по "Литературному чтению" для учащихся 2 класса по программе: "Планета знаний"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» К КОНЦУ 2 КЛАССАСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ» 2 КЛАСС (175Ч)...

Рабочая программа по литературному чтению, КИМы для 3 класса по программе "Школа России"

                                           Рабочая программа составлена в соответст...

Рабочая программа по "Литературному чтению" для учащихся 3 класса по программе "Планета знаний"

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 3 класса по программе: "Планета знаний"

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»Содержание учебного предметаТематическое планированиеКалендарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению для ученицы 1 класса, обучающейся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР

Рабочая программа по литературному чтению для ученицы 1 класса, обучающейся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...