Урок литературного чтения в 4 классе. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

Урок по литературному чтению в 4 классе  А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..." ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_o_care_saltane.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа                    с. Калининское Марксовского района Саратовской области

                                                                       

ПЛАН-КОНСПЕКТ

  УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

В 4 КЛАССЕ

по теме « А.С. Пушкин  «Сказка  о царе Салтане…» 

                               Подготовила и провела Разина Н.В.

                                          учитель начальных классов

                                                                                                                                     

2011 г.

                             

Урок литературного чтения  (4 класс)  ОС «Школа 2100»

Тема: А.С. Пушкин  «Сказка  о царе Салтане…»  (Урок – прогулка по Лукоморью)

Цель:

  1. Обобщение знаний в занимательной форме по изученному произведению А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;
  2. Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.
  3. Воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок - путешествие по Лукоморью. Кто придумал  слово Лукоморье?  Что оно означает?

 От вас потребуется знание сказки, внимание и  желание правильно отвечать на вопросы. Внимательно слушайте задания, поднимайте руки для ответа. Итак, можно начинать. Подготовленные ребята читают стихотворение А.  Пушкина.

 

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

   Там лес и дол видений полны;

   Там о заре прихлынут волны

   На брег песчаный и пустой,

   И тридцать витязей прекрасных

   Чредой из вод выходят ясных,

   И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

  Колдун несёт богатыря;

  В темнице там царевна тужит,

  А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух, там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету...


- Вы помните, какая сказка начинается этим стихотворением? Какие еще сказки А.С.Пушкина вам известны?

- Я вижу, что вам знакомы многие сказки. Ну что ж, в путь по неведомым дорожкам!

3. Работа над темой.

Дорожка 1. (Показ страницы презентации) Слушаем сказку.( МР3 запись 1 части «Сказки о царе Салтане»).

Дорожка 2. Название. (Показ страницы презентации)

Давайте, восстановим полное название сказки, изучение которой мы заканчиваем.

(дети называют  «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.»)

Дорожка 3. Вопрос-ответ. (Показ страницы презентации)

  1. Когда царь Салтан подслушал разговор трех сестер?

« Говорит он, - будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.»      (Под Новый год)

2. Какой величины родился ребенок у царицы?     ( Сына дал им Бог с аршин…)

3. О чем подумал царевич, когда они с матерью оказались на воле?

« Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам, однако, нужен.»

4. Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?

« Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный,

Опечалился чему?»

5. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца? ( в комара, муху, шмеля)

6. «А комар-то злится, злится –

И впился комар как раз

Тетке прямо в правы глаз…»

Какой тетке? (поварихе)

7. Какую песенку пела белочка при всем честном народе?

«Во саду ли, в огороде…»

8. Царь глядит – и узнает…

В нем взыграло ретивое!...

Что такое ретивое? ( сердце)

Дорожка 4. Портреты и герои. (Показ страницы презентации)

1) Узнать героев по портрету:

а) Под месяц под косой блестит,

а во лбу звезда горит;

А сам-то величава,

Выступает, словно пава…

б) Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор…

2) Я буду называть героев, а вы будете делать один хлопок, если этот герой из «Сказки о царе Салтане…»

- Золотой петушок, золотая рыбка, Робин Гуд, корабельщики, серый волк, лебедь белая,  дядька Черномор, Белоснежка, королевич Елисей, князь Гвидон, Белка, старик и старуха, Ткачиха и повариха, Поп, Балда, Коршун.

Дорожка 5 . Иллюстративная. (Показ страницы презентации)

Рассмотрите иллюстрации, найдите и прочитайте  к какому фрагменту относится иллюстрация.

Дорожка 6. Литературные знания. (Показ страницы презентации)

- Кто является положительными, а кто отрицательными героями в “Сказке о царе Салтане...”?

- Одной из особенностей народной сказки  являются троекратные повторы . Встречаются ли такие повторы в сказке Пушкина? О чем это говорит?

- В чем главный смысл сказки? (Добро и любовь побеждают зависть и зло.)

- Какие сравнения использовал автор в сказке?

Дорожка 7. Верю- не верю. (Показ страницы презентации)

1. . Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон. (-)  (указ)

2. Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)
3. Над лебедью носился в море орел. (-)  (коршун)

4. Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем. (+)

5. Остров, на котором жил Гвидон назывался Боян. (-) (Буян)

6. Гвидон  сам построил город на острове. (-) ( лебедь ему сделала подарок)

7. О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (-) ( От корабельщиков)

8. Гвидон трижды летал к Салтану. (+)

9.  Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)

10. Каждая из 3 отрицательных героинь (ткачиха, повариха, Бабариха) осталась без одного глаза. (-) (Гвидон пожалел свою бабушку)

Дорожка 8. Продолжи фразу. (Показ страницы презентации)

А) Сын на ножки поднялся,

В дно руками уперся,

Понатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать? – молвил он,

… (Вышиб дно и вышел вон)

Б) Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

… (На раздутых парусах)

В) Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

 Все скорлупки золотые…

(Ядра чистый изумруд;

Слуги белку стерегут)

4. Д/З. (Показ страницы презентации)

  1. Выучить  любой отрывок сказки наизусть          

  2.Нарисовать иллюстрацию к сказке.

5. Подведение итога урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие по Лукоморью.  

 

- Какая тропинка вам больше всего понравилась?

- Что запомнилось?  

- Что понравилось?

- А закончить наш урок я хочу стихотворением о Пушкине.

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.

6. Выставление оценок. СПАСИБО всем за работу! МОЛОДЦЫ!

 Использованная литература:

  1. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е,, Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 4-ый класс.- 2-е изд.,доп.- М.: ВАКО, 2005.- 192 с. – (Мозаика детского отдыха.
  2. Литературное чтение 4 класс: поурочные планы по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой / автор-составитель Л.И. Рудченко. – Волгоград: Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..."" и презентация к нему.

Технологическая карта урока.Учебный предмет: литературное чтение.Класс: 3Учитель: Чигорина Светлана Сергеевна.УМК: Школа России.Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»Тип урока: комбин...

Урок литературного чтения А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Знакомство с произведениями А.С.Пушкина и  "Сказка о царе Салтане..."...

Конспект урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане ..." УМК "Планета знаний" 4 класс (1 урок).

Урок построен на основе технологии формирования у детей типа правильной читательской деятельности и включает основные этапы работы с текстом: работа с текстом до чтения, работа с текстом во врем...

Конспект урока литературного чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве А.С. Пушкина; ознакомление с художественным произведением «Сказка о цар...

Технологическая карта урока литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Технологическая карта урока литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..." УМК "Школа России"...