Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
рабочая программа (чтение, 2 класс) на тему

Рабочая программа для 2 класса по учебному курсу "Литературное чтение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_szr.doc364.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу  «Литературное чтение»

2 класс

(УМК «Школа России»)

………

(Ф.И.О. учителей-разработчиков)

2010 - 2011  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа  по литературному чтению для 2 класса разработана на основе примерной программы, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утверждённой Министерством образования и науки РФ  (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта второго поколения начального общего образования начальной школы.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения призван продолжить обуче ние детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскры вается во всей своей полноте и многогранности.

Курс литературного чтения для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  2. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  3. воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  1. развивать у детей способность полноценно восприни мать  художественное  произведение,   сопереживать  героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  2. учить  детей  чувствовать  и  понимать  образный  язык художественного   произведения,   выразительные   средства, создающие    художественный    образ,    развивать    образное мышление учащихся;
  3. формировать   умение   воссоздавать   художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее  воображение учащихся,  и  особенно  ассоци ативное мышление;
  4. развивать поэтический слух детей, накапливать эстети ческий опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  5. формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  6. обогащать чувственный  опыт  ребенка,  его  реальные представления об окружающем мире и природе;
  7. формировать эстетическое отношение ребенка к жиз ни, приобщая его к классике художественной литературы;
  8. обеспечивать достаточно глубокое понимание содержа ния произведений различного уровня сложности;
  9. расширять кругозор детей через чтение книг различ ных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обо гащать  нравственно-эстетический  и   познавательный   опыт ребенка;
  10. обеспечивать  развитие  речи  школьников   и  активно формировать навык чтения и речевые умения;
  11. работать с различными типами текстов;
  12. создавать условия для  формирования  потребности  в самостоятельном    чтении    художественных    произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стра тегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно худо жественные тексты.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литера турного произведения, выдвигает на первый план художе ственный образ.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения – формирование целостных синтетических прие мов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение).

В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возмож ности детей и их знания об окружающем мире, о своих свер стниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отно шения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятель ности детей, которые помогут им воспринимать художе ственное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Содержательные линии программы

Основные линии программы

Читательские умения

Развитие навыка чтения, восприятия произведения,

литературоведческих представлений и понятий,

речевых умений,

творческой деятельности

  1. Понимать образный характер литературы;
  2. осознавать особенность литературы по сравнению с другими видами искусства;  
  1. особенность искусства в целом по сравнению с наукой;
  2. различать книги по темам детского чтения.

В круг чтения детей входят произведения, представляю щие все области литературного творчества: фольклор, рус ская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература.

Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено про изведениям современных писателей.

Виды учебной деятельности:

  1. восприятие  на слух художественных произведений;
  2. характеристика особенностей прослушанного художественного произведения: определение  жанра, раскрытие последовательности развития сюжета, описание героев;
  3. чтение текстов вслух;  
  4. чтение про себя;
  5. сравнение  произведений разных жанров;
  6. пересказ текста художественного произведения;
  7. работа с иллюстрациями;
  8. выбор книги в библиотеке (по рекомендованному списку); составление краткого отзыва о прочитанной книге;
  9. участие в диалоге;
  10. инсценировка художественного произведения (его части): чтение по ролям, участие  в драматизации;
  11. конструирование устных сочинений.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса (Результаты обучения)

К концу обучения учащиеся научатся:

  1. читать целыми словами вслух и про себя; темп чтения – 50 слов в минуту;
  2. подробно и выбо рочно пересказывать про читанное с исполь зованием приемов устного рисования и иллюстраций;
  3.  устанавливать  по следовательность дей ствий в произведе нии и осмысливать взаимосвязи описы ваемых в нем собы тий, подкреплять ответы на вопросы выбо рочным чтением;
  4. делить тек ст на части, озаглавливать их, выявлять основную мыс ль прочитан ного (с помо щью учителя);
  5. ориентироваться в учебной кни ге: знакомиться  с содержанием, находить в ней название нужного про изведения, уме ть пользо ваться задания ми и вопроса ми, помещен ными в учеб ной книге;
  6. различать художествен ные и научно-популярные тексты, наблюдать над стилисти ческими осо бенностями текстов;
  7. узнавать и различать такие жанры лите ратурных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. различать художественную и научную литературу, прозу и поэзию, разнообразие жанров литературы и фольклора;
  2. находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях;
  3. систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы при подготовке собственных работ (сообщений, сочинений, простых исследований, проектов и т. п.);
  4. хранить информацию на бумажных носителях;
  5. соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  6. для поиска нужной информации использовать такие внешние формальные элементы текста, как подзаголовки, иллюстрации;
  7. делать выписки из используемых источников информации, составлять письменные отзывы, аннотации.
  8. на основе прочитанного принимать несложные практические решения;

• создавать небольшие собственные устные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию разными способами, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

•   работать с доступными книгами справочниками и словарями.

____________________________

Курсивом обозначено содержание, которое обязательно для изучения, но не входит в «Требования»

Формы организации учебного процесса:

  1. индивидуальные;
  2. индивидуально-групповые;
  3. фронтальные;
  4. работа в парах

Формы контроля ЗУН (ов);

  1. наблюдение;
  2. беседа;
  3. фронтальный опрос;
  4. опрос в парах;

Рабочая программа рассчитана на 140  часов (4 часа в неделю).

Плановых контрольных уроков _4 _.

В авторскую программу изменения не внесены.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Родная речь» 2 класс, М.: Просвещение, 2007


календарно - Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохожде

ния

Примечание


         Устное народное творчество(12 ч.).

1

День знаний. Русские народные песни.

1

2

Потешки, прибаутки, считалки.

1

3

Небылицы, загадки, пословицы и поговорки.

1

4

Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт».
Вн. чт. «Моя любимая сказка».

1

5

«Петушок и бобовое зёрнышко» - русская народная сказка.

1

6

«У страха глаза велики» - русская народная сказка.

1

7

«Лиса и тетерев» – русская народная сказка.

1

8

«Лиса и журавль» - русская народная сказка.
Вн. чт. «Кот, Петух и Лиса» - русская народная сказка.  

1

9

«Каша из топора» - русская народная сказка.

1

10

«Гуси-лебеди» - русская народная сказка.

1

11

Разноцветные страницы.

1

12

Проверь себя!
Вн. чт. «Морозко» - русская народная сказка.

1

Люблю природу русскую. Осень (9ч.).

1

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

1

2

К. Бальмонт «Поспевает брусника…»

1

3

А. Плещеев «Осень наступила…»
А. Фет «Ласточки пропали…»

1

4

А. Толстой «Осень», С. Есенин «Закружилась листва…»
Вн. чт. «Лиса-лапотница»

1

5

В. Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник».

1

6

В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии).

1

7

М. Пришвин «Осеннее утро».

1

8

Разноцветные страницы.
Вн. чт. К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».

1

9

Проверь себя!

1

Русские писатели (14 ч.).

1

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный».

1

2

А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

1

3

А. С. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя…»
Вн. чт. А. С. Пушкин «Какая ночь! Мороз трескучий».

1

4-7

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Вн. чт. Сказки А. С. Пушкина.

4

8

И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

1

9

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

1

10

Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».
Вн. чт. Л. Н. Толстой «Азбука».

1

11

Л. Н. Толстой «Филиппок».

1

12

Л. Н. Толстой «Правда всего дороже», «Котёнок».

1

13

Разноцветные страницы.

1

14

Проверь себя!
Вн. чт. Л. Н. Толстой  «Какая бывает роса».

1


О братьях наших меньших (9 ч.).

1

Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…»
И. Пивоварова «Жила-была собака…»

1

2

В. Берестов «Кошкин щенок».

1

3

М. Пришвин «Ребята и утята».

1

4

Е. Чарушин «Страшный рассказ».
Вн. чт. М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

1

5

Б. Житков «Храбрый утёнок».

1

6

В. Бианки «Музыкант».

1

7

В. Бианки «Сова».

1

8

Обобщение по теме. Разноцветные страницы.
Вн. чт. В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка».  

1

9

Проверь себя!

1

Из детских журналов (8 ч.).

1

Д. Хармс «Игра», «Вы знаете?»

1

2

Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи».
Вн. чт. Б. Заходер «Птичья школа».

1

3

Д. Хармс «Что это было?», «Очень вкусный пирог».

1

4

Ю. Владимиров «Чудаки».

1

5

А. Введенский «Учёный Петя».

1

6

А. Введенский «Лошадка».
Вн. чт. Журнал «Мурзилка».

1

7

Обобщение по теме. Разноцветные страницы.

1

8

Проверь себя!

1

Люблю природу русскую! Зима (10 ч.).

1

И. Бунин «Зимним холодом пахнуло…»

1

2

К. Бальмонт «Светло-пушистая…»
Вн. чт. «Зимние» стихи.

1

3

Я. Аким «Утром кот…»

1

4

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою».

1

5

С. Есенин «Поёт зима – аукает».

1

6

С. Есенин «Берёза».
Вн. чт. Е. Пермяк «Бумажный змей».

1

7

С. Михалков «Новогодняя быль».

1

8

А. Барто «Дело было в январе…»
С. Дрожжин «Улицей гуляет…»

1

9

Обобщение по теме. Разноцветные страницы.
Вн. чт. Н. Артюхова «Трудный вечер».

1

10

Проверь себя!

1

 
Писатели – детям (18 ч.).

1

К. Чуковский «Путаница».

1

2

К. Чуковский «Радость».

1

3-4

К. Чуковский «Федорино горе».
Вн. чт. Сказки К. И. Чуковского.

2

5

С. Маршак «Кот и лодыри».

1

6

С. Михалков «Мой секрет».

1

7

С. Михалков «Сила воли».

1

8

С. Михалков «Мой щенок».
Вн. чт. Стихи С. В. Михалкова.

1

9

А. Барто «Верёвочка».

1

10

А. Барто «Мы не заметили жука», «Вовка - добрая душа».

1

11

А. Барто «В школу».
Вн. чт. Стихи А. Л. Барто.

1

12

Н. Носов «Затейники».

1

13

Н. Носов «Живая шляпа».

1

14-15

Н. Носов «На горке».
Вн. чт. Рассказы Н. Н. Носова.

2

16

Н. Носов «Заплатка».

1

17

Обобщение по теме. Разноцветные страницы.

1

18

Проверь себя!

1

Я и мои друзья (12 ч.).

1

В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты».
Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду».

1

2

В. Лунин «Я и Вовка».
Вн. чт. Е. Пермяк «Бумажный змей».

1

3-4

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

2

5

Ю. Ермолаев «Два пирожных».

1

6-7

В. Осеева «Волшебное слово».

2

8

В. Осеева «Хорошее».
Вн. чт. Рассказы В. Осеевой.

1

9-10

В. Осеева «Почему?»

2

11

Обобщение по теме. Разноцветные страницы.

1

12

Проверь себя!
Вн. чт. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

1

Люблю природу русскую! Весна (12 ч.).

1

Ф. Тютчев «Зима не даром злится…»

1

2

Ф. Тютчев «Весенние воды».

1

3

А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка».

1

4

А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег теперь уже не тот…»
Вн. чт. Стихи о весне.

1

5

И. Бунин «Матери».

1

6

А. Плещеев «В бурю».

1

7

Е. Благинина «Посидим в тишине».

1

8

Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»
Вн. чт. «Праздник бабушек и мам».

1

9

Обобщение по теме. Разноцветные страницы.

1

10

Проверь себя!

1

11

Урок-КВН.

1

12

Библиотечный урок.

1


И в шутку, и всерьёз (13 ч.).

1

Б. Заходер «Товарищам детям».

1

2

Б. Заходер «Что красивей всего?»

1

3

Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха».
Вн. чт. Б. Заходер «Кит и кот».

1

4-5

Э. Успенский «Чебурашка».

2

6

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой».

1

7

Э. Успенский «Над нашей квартирой», «Память».
Вн. чт. Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».

1

8

В. Берестов «Знакомый».

1

9

И. Токмакова «Плим», «В чудной стране».

1

10

Г. Остер «Будем знакомы».

1

11

В. Драгунский «Тайное становится явным».
Вн. чт. В. Драгунский «Заколдованная буква».

1

12

Обобщение по теме. Разноцветные страницы.

1

13

Проверь себя!

1

Литература зарубежных стран (14 ч.).

1

«Бульдог по кличке Дог» - американская народная песенка.

1

2

«Перчатки», «Храбрецы» - английские народные песенки.
Вн. чт. Английские песенки в переводе
С. Я. Маршака.

1

3

«Сюзон и мотылёк» - французская народная песенка.
«Знают мамы, знают дети» - немецкая народная песенка.  

1

4-5

Ш. Перро «Кот в сапогах».

2

6-7

Ш. Перро «Красная шапочка».
Вн. чт. Братья Гримм «Золотой гусь».

2

8

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

1

9-10

Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».

2

11-12

Эни Хогарт «Мафин и паук».

2

13

Обобщение по теме. Разноцветные страницы.

1

14

Проверь себя!
Вн. чт. Братья Гримм «Бременские музыканты».

1

Народные сказки (9 ч.)

1-2

«Колосок» - украинская сказка.

2

3

«Лёгкий хлеб» - белорусская сказка.

1

4-5

«Айога» - нанайская сказка.
Вн. чт. Любимые сказки.

2

6

«Белый медведь и бурый медведь» - ненецкая сказка.

1

7

«Три дочери» - татарская сказка.

1

8

Обобщение по теме. Разноцветные страницы.

1

9

Проверь себя! Что читать летом.

1


Примерные контрольно-измерительные материалы:

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения на конец каждой четверти не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится как «чтение вслух» и «чтение про себя». Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

Контрольная работа № 1 за I четверть

  1. Проверка техники чтения

СТАРЫЙ ПЁС

Был у человека верный друг – Пёс. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:
– Значит, ты уже не узнаёшь меня?
Пёс вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:
– Прости меня, что я не узнал тебя.
Через несколько дней человек принёс маленького щенка и сказал Щенку:
– Живи здесь.
Старый Пёс спросил у человека:
– Зачем тебе ещё один пёс?
– Чтобы тебе одному не было скучно, – сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине.

(94 слова)
(
В. Сухомлинский)

Вопросы и задания

1. Почему верный друг – Пёс залаял на хозяина, как на чужого?
2. Как к этому отнёсся человек?
3. Что тебе понравилось в этом произведении?

II. Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

ВЕНИК

Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом.
Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо».

Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.
Старик говорит:
– Переломите веник.
Сыновья сказали:
– Разве можно веник переломить?
Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.
– Ломайте прутья! – сказал старик.
Сыновья все прутья переломали.
Старик говорит:
– Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тогда все пропадёте.

(103 слова)
(
Л.Н. Толстой)

Вопросы и задания

Прочитай текст «Веник» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей басни.

А) Старик, трое сыновей; 
Б) старик, один сын; 
В) старик, двое сыновей.

2. Как жили братья между собой?

А) Часто ссорились; 
Б) жили дружно; 
В) во всём поддерживали друг друга.

3. Чем был озабочен их отец? Восстанови последовательность его мыслей.

А) Всем будет худо; 
Б) все разделятся; 
В) все разойдутся.

4. Какое значение, на твой взгляд, автор вкладывает в слово худо?

А) Скучно; 
Б) плохо; 
В) весело.

5. С какой целью старик попросил сыновей принести ему веник?

А) На примере прутьев в венике показать необходимость взаимной поддержки;
Б) переломить веник;
В) подмести пол в избе.

6. Подумай, какие два выражения лучше других помогают понять главную мысль басни?

А) С кем поведёшься, от того и наберёшься;
Б) Где мир и лад, не нужен и клад;
В) Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось;
Г) Добрый пример лучше ста слов.

7. Какой наказ дал старик сыновьям?

8. Как называют обобщённую главную мысль в этом жанре?

9. Какое важное человеческое качество обсуждается в произведении?

10. Понравилось ли тебе произведение и чем?

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

Г

1.

+

 

 

 

2.

+

 

 

 

3.

3

1

2

 

4.

 

+

 

 

5.

+

 

 

 

6.

 

+

+

 

7.

 

8.

Мораль

9.

Умение дружно жить

Контрольная работа № 2 за II четверть

  1. Проверка техники чтения

Услужливый

Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилёг на поляну и попросил Зайца:
– Разбуди меня через полчасика!
Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его.
– Спи-спи! Разбужу! – пообещал он.
Лось потянулся и закрыл глаза.
– Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц.
Притащил стог сена и давай его Лосю под бок пихать.
– Спасибо, не надо! – сквозь сон сказал Лось.
– Может, тебе перед сном напиться принести? Я мигом сбегаю!
– Да нет, не надо... я спать хочу...
– Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу?
Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплёлся прочь.
– Куда же ты? – удивился Заяц. – Ведь ещё и двадцати минут не прошло!

(103 слова)

(С. Михалков)

Вопросы и задания

1. О чем Лось попросил Зайца?
2. Как Заяц хотел услужить Лосю?
3. Почему

  1. Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

Дедушка

Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает.
Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.
– Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.
– Коробочку, – отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.
Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.
Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят.
Уважай старика: сам будешь стар.

(161 слово)

(К.Д. Ушинский)

Прочитай текст «Дедушка» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей басни.

А) Дедушка, сын, невестка, внук;
Б) старик, невестка, внук;
В) дедушка, сын, внук.

2. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова дряхлый в данном тексте.

А) Ненужный, использованный;
Б) слабый, немощный от старости;
В) плохой, скверный.

3. Восстанови с помощью цифр последовательность описания автором немощи дедушки.

А) Плохо он видел; 
Б) руки и ноги у него дрожали от старости; 
В) плохо слышал.

4. Почему сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать?

А) Они не хотели общаться с отцом;
Б) отец стал неаккуратно есть;
В) отец стал их обижать.

5. Какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении?

А) Любовь к детям;
Б) любовь к престарелым родителям;
В) умение уважать старость.

6. Выбери из пословиц ту, которая больше других помогает понять главную мысль басни.

А) Любишь кататься – люби и саночки возить.
Б) Сделав худо, не жди добра.
В) Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.

7. Перечитай диалог дитятка с матерью. Подумай, почему отец и мать переглянулись и покраснели?

8. Почему родители дитятка перестали старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить?

9. Выпиши мораль басни.

10. Определи жизненные правила по отношению к старикам в твоей семье.

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

1

+

 

 

2

 

+

 

3

1

3

2

4

 

+

 

5

 

 

+

6

 

 

+

7

Стало стыдно

8

Чтобы в старости с ними так не поступили

9

Последние два предложения

10

 

Контрольная работа № 3 за III четверть

  1. Проверка техники чтения

Озеро

Видишь, вон на том месте пройти нельзя – топко.
А когда-то там было озеро. Чистое, прозрачное. На дне каждая рыбёшка, каждый камушек видны были. Но, о чистоте своей заботясь, поссорилось Озеро с Ручейками:
– Вы только воду мою после дождей мутите. Поворачивайте в другую сторону!
Удивились Ручейки, да что поделаешь – само большое Озеро велело, а они только маленькие Ручейки...
И побежали они стороной, в другую долину.
А одинокое Озеро радовалось: теперь некому воду мутить.
Но вскоре заметило: почему-то мелеет оно. И, позабыв о ссоре, хотело оно позвать Ручейки, но уж так обмельчало, что даже не нашлось у него волны подходящей друзей кликнуть.

(102 слова)
(Я. Ярмыш)

Вопросы и задания

1. Назови персонажей произведения.
2. Почему Ручейки побежали в другую долину?
3. Как было наказано Озеро?

  1. Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

Лошадь и жаба

После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлёпать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи – хорошо ей.
Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев и давай ими тыкать жабу. Всю её изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают да ещё хохочут.
Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на неё крикнул... Колёса глубоко увязли в грязи: трудно лошади свернуть в сторону. А всё-таки собрала она все силы и объехала жабу.
Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!» – сказал он.
Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.

(155 слов)
(Л.Н. Толстой)

Прочитай текст «Лошадь и жаба» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей произведения.

а) Ребятишки, жаба, лошадь;
б) ребятишки, жаба, лошадь, мужик;
в) ребятишки, мужик.

2. Выбери одно из значений слова околица, употребленное в данном тексте.

а) Окольная, непрямая дорога вокруг селения;
б) изгородь вокруг деревни;
в) окраина селения.

3. Какое значение в слово гадина вкладывают дети?

а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.

4. Какое значение в слово гадина вкладывает мужик?

а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.

5. Определи с помощью цифр последовательность действий жабы в тексте.

а) Сидит;
б) прыгает;
в) вылезла;
г) хочет спрятаться.

6. Определи с помощью цифр последовательность действий ребятишек в тексте.

а) Изранили;
б) наломали;
в) давай тыкать.

7. Выпиши определения, которым автор характеризует лошадь.

8. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.

а) Почему детям стыдно?
б) Встреча лошади с жабой.
в) Как хорошо после дождя!
г) Потеха детей.
д) «Лошадь гадину пожалела».

9. Есть ли в тексте персонажи, которые у тебя вызывают сочувствие? Почему?

10. Какой нравственный урок получили дети?

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

Г

Д

1

 

+

 

 

 

2

+

 

 

 

 

3

+

 

 

 

 

4

 

+

 

 

 

5

2

3

1

4

 

6

3

1

2

 

 

7

старая, худая

8

5

3

1

2

4

9

жаба, лошадь

10

стыдно обижать слабых, беззащитных

Итоговая контрольная работа №4

  1. Проверка техники чтения

Белка и волк

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
– Пусти, меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

(110 слов)
(
Л.Н. Толстой)

Вопросы и задания

1. На какого зверя упала белка?
2. Что хотел с ней сделать волк?
3. Почему белки веселы?

II. Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

Ветер и Солнце

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше.
Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника.
Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

(164 слова)
(
К. Д. Ушинский)

Прочитай текст «Ветер и Солнце» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей произведения.

а) Солнце, Ветер, путешественник;
б) Солнце, Ветер;
в) Солнце, Ветер, Лошадь.

2. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?

a) На лесной тропинке;
б) в горном ущелье;
в) на большой дороге.

3. О чём затеяли спор Солнце и Ветер?

а) Кто из них нужнее;
б) кто из них сильнее;
в) кого из них больше любят.

4. Подбери словосочетание, близкое по смыслу значению выражения дуть что было мочи.

а) Из последних сил;
б) изо всех сил;
в) по мере возможности.

5. Восстанови последовательность действий путника в ответ на старания Ветра.

a) Ехал всё дальше и дальше;
б) крепче закутывался;
в) надел свой плащ в рукава;
г) ворчал на непогоду;
д) подвязался поясом.

6. Восстанови последовательность действий Солнца.

а) Выглянуло; 
б) улыбнулось; 
в) осушило; 
г) обогрело.

7. Выпиши из текста определения, данные автором Ветру.

8. Дай свою характеристику Солнцу.

9. Выпиши из текста слова, помогающие понять, о чём главном нам хотел сказать автор.

10. Определи жанр произведения. Свой ответ обоснуй.

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

Г

Д

1

+

 

 

 

 

2

 

 

+

 

 

3

 

+

 

 

 

4

 

+

 

 

 

5

3

1

4

2

5

6

2

1

4

3

 

7

Сердитый, северный

8

Ласковое, доброе, могущественное

9

Последние 9 слов

10

Сказка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...