Вариативные формы аттестации педагогических работников. Методическая разработка урока
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Шмакова Оксана Юрьевна

 

        Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Начальная школа XXIвека» под редакцией Н.Ф.Виноградовой по теме «И.Панькин «Легенда о матерях»» посвящена проблеме использования информационно-коммуникативных технологий на уроках литературного чтения. Методическая разработка раскрывает вопросы использования презентаций, созданных  педагогом, на  уроках литературного чтения. Данная разработка может быть полезна учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей и высших учебных заведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_shmakova.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вариативные формы аттестации педагогических работников.

Методическая разработка урока

Учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 8 г.Петровска

Саратовской области»

Шмакова Оксана Юрьевна

                                               

                                            г. Саратов 2012

                                                 

                                             Аннотация.

        Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой по теме «И.Панькин «Легенда о матерях»» посвящена проблеме использования информационно-коммуникативных технологий на уроках литературного чтения. Методическая разработка раскрывает вопросы использования презентаций, созданных  педагогом, на  уроках литературного чтения. Данная разработка может быть полезна учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей и высших учебных заведений.

                                                           Содержание.

1. Введение.

2. Основная часть.

     2.1 Методическое обоснование темы.

     2.2  Методические рекомендации по проведению урока.

2.3. План урока (с технологической картой).

2.4. Дидактический материал к уроку.

   3. Заключение

   4.Список литературы (источников) для учащихся.

   5.Список литературы для педагогов.

    .

                                                       Введение.

        Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.

         Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

         Уроки литературного чтения  будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание - аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

        Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. И здесь на помощь приходят компьютерные технологии. Они могут быть органично включены в любой этап урока: во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, при обобщении и закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Кроме того, с помощью данных технологий можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Компьютер помогает вовлечь всех учеников класса в литературное творчество.

       На уроках литературного чтения используется иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Хорошо проходит данный вид работы в группах. Выполненные работы сканируются, и каждая группа приступает к созданию диафильма по заданной теме. В результате дети точнее усваивают последовательность событий, что помогает им при пересказе произведения.

        В последнее время все чаще стоит вопрос о том, что дети не умеют правильно называть произведение (имя автора, название произведения) и его истинного содержания. В учебниках по литературному чтению практически нет информации о писателях. Поэтому, готовясь к уроку, учителю приходится по крупицам собирать информацию о писателе в библиографических справочниках, в сети Интернет и на основании этих данных составлять презентации к урокам, иногда вставляя в них документальные фильмы или аудиозапись с голосом писателя.  Учащиеся заинтересованно относятся к подобной информации. А рассказ об интересных фактах биографии писателя служит стимулом к чтению его книг.

                Презентации, приготовленные к урокам литературного чтения, помогают учащимся образно представить изучаемое произведение любого жанра. Продуктивность уроков с использованием информационных технологий очень высокая, а также высок уровень познавательной активности учащихся.

       При разработке урока с использованием ИКТ особое внимание уделяется  использованию элементов здоровьесберегающих технологий: физические и динамические паузы, зарядка для глаз.

       Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

         Работа эта очень сложная, но очень важная, и её нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.

        

                                         Основная часть.

                                2.1 Методическое обоснование темы.

         Данная методическая разработка является  одной из форм обмена накопленным педагогическим опытом и видением, какими методами и приёмами можно воспользоваться при проведении уроков по литературному чтению, акцентируя внимание на использовании информационно-коммуникативных технологий на уроках литературного чтения.

         Тема данного урока выбрана неслучайно,  она является основополагающей для понимания целого ряда тем по литературному чтению в разделе «Семья и я», в котором, практически в каждом произведении, рассматриваются взаимоотношения матери с детьми, раскрывается роль матери в жизни каждого человека, определяется отношение подрастающего поколения к своим матерям.  Следует отметить, что обучающиеся начальных классов испытывают затруднения при определении названия произведения, фамилии, имени, отчества автора, жанра произведения, его главной мысли, умении анализировать текст и делать соответствующие выводы, при выполнении тестовых заданий к произведению. Всеми перечисленными умениями и навыками обучающиеся должны владеть в полной мере, поскольку подобные задания даются в КИМах мониторинговых исследований за 4 класс. Поэтому, начиная с 1 класса, учителем ведется каждодневная кропотливая работа в этом направлении и, несомненно, неоценимую роль в данной работе оказывают информационно-коммуникативные технологи.

          2.2  Методические рекомендации по проведению урока.

           Урок литературного чтения по программе Л.А. Ефросининой, М.И.Омороковой «Литературное чтение» 2 класс  из программной темы «Рассказы, стихи, сказки о семье (Семья и я)» по теме «И. Панькин «Легенда о матерях»» целесообразно начать с проблемной ситуации, мотивирующей творческую деятельность обучающихся, в данном случае это составление предложения из отдельных слов, представленных на слайде № 2 презентации. Обучающимся предлагается составить предложение и доказать, что высказывание, которое  они составили действительно является предложением. Затем необходимо определить его жанр, что способствует повторению, закреплению и систематизации полученных ранее знаний. Далее нужно выделить из пословицы, которой является составленное  предложение, ключевое слово «матушка» и таким образом плавно подойти к теме произведения, с которым обучающиеся будут работать на уроке.

          Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирование специальных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения определять название произведения, его автора, жанр и тему) авторы программы по литературному чтению Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова предлагают использовать на уроках литературного чтения  метод моделирования – введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем и составление моделей обложек к изучаемым произведениям. Поэтому данный метод работы включен в разработку урока. Работая над коллективным созданием  модели обложки к произведению И.Панькина «Легенда о матерях», учителю необходимо одновременно вести работу по развитию речи обучающихся. Понятие «легенда» лучше ввести  через рассмотрение лексического значения этого слова по толковому словарю С.И.Ожегова, по словарю-справочнику по литературному чтению для 1-4 классов  Книгочей,  Ефросининой Л.А., по учебной хрестоматии Литературное чтение. 2 класс Ч. I, Ефросининой Л.А. при этом данный вид работы осуществляется через работу обучающихся в группах и сопровождается показом ответов детей на слайдах № 3, 4, 5 презентации.

         Указав название произведения и определив значение слова легенда, необходимо определить имя, фамилию автора и довести до сведения детей небольшую библиографическую справку о Иване Панькине при этом внимание детей снова обращается к слайдам №5, 6  презентации.

          На этапе первичного знакомства с текстом обучающиеся одновременно находят ответ на вопрос: когда и где происходили описанные в легенде события?

Затем целесообразно снова создать на уроке проблемную ситуацию, задавая обучающимся вопрос: откуда же у моряков взялась сила? Сразу ответить на поставленный вопрос дети не смогут, так как для этого необходимо полностью познакомиться с произведением И. Панькина «Легенда о матерях». С этой целью на уроке осуществляется выразительное выборочное чтение произведения  обучающимися.

          После проделанной работы нужно снова вернуть внимание детей к созданию модели обложки к изучаемому произведению, но теперь обучающиеся будут определять жанр, слайд № 5  . Для этого, сначала надо установить, в какой форме написано произведение и только потом изобразить в центре модели обложки  круг, обозначающий сказочную форму произведения, слайд № 9 . Для того, чтобы дети лучше усвоили понятие термина «легенда», нужно снова обратиться к толкованию этого слова и затем указать в центре изображенного на модели обложки круга букву Л, слайд № 9  . Таким образом, проделанная работа способствует введению нового символа, при помощи которого будет обозначаться жанр легенда. Чтобы подвести обучающихся к теме чтения, необходимо выяснить, что  сказочного есть в этом произведении и что в нем реально. Установив тему чтения (произведение о волшебстве и приключениях), приходим к выводу о том, что круг с изображением буквы Л на модели обложки необходимо закрасить синим цветом, слайд № 10 .

          Для того, чтобы определить степень усвоения обучающимися прочитанного произведения,  предлагается самостоятельная работа по группам в виде тестов, в каждом тесте представлено три вопроса, на каждый вопрос даны три ответа. Надо выбрать правильный ответ и в окошко напротив него поставить галочку. Но чтобы правильно ответить на поставленные вопросы I группа прочитает про себя 2 часть и даст по ней ответы, II группа прочитает 3 часть и ответит на поставленные вопросы в тестах, III группа поработает с 4 частью и соответствующими вопросами к ней.

           Затем целесообразно осуществить проверку самостоятельной работы. Сначала заслушиваются ответы I группы, затем II группы и, наконец, III группы.

Ответы обучающихся сопровождаются слайдом № 11    презентации, в котором постепенно представляются  ответы, иллюстрации к вопросам теста каждой группы. В результате на слайде №11  предстает логическая цепочка всего произведения изучаемого на уроке. В ходе ответов на поставленные вопросы в тестах нужно обращать внимание обучающихся на незнакомые слова, встречающиеся в тексте произведения (вал, манильские травы) и объяснять их лексическое значение, обращаясь к толковому словарю С.И.Ожегова и иллюстрациям, представленным на слайде № 11. Таким образом, практически одновременно, на уроке происходит проверка самостоятельной работы, анализ произведения и работа по развитию речи обучающихся в виде словарной работы.

           С целью сохранения здоровья обучающихся на уроке проводится физминутка для глаз, представленная на слайде №12 презентации. Перед глазами обучающихся появляется иллюстрация с изображением Черного моря, чаек парящих над ним и шум морского прибоя. При этом слайд физминутки носит и обучающий характер: дети видят море, красоту чаек и снова включаются в анализ произведения (дети должны выяснить, кем являются чайки в произведении И.Панькина «Легенда о матерях», найти в тексте и прочитать отрывок, в котором говорится о том, как морской царь превратил своих дочерей в чаек, ответить на вопросы: почему чайки так жалобно кричат и почему моряки, глядя на чаек, не могут на них наглядеться).

            После проделанной работы необходимо вернуться к вопросу, поставленному в начале урока: откуда у моряков взялась сила? Именно теперь дети приходят к выводу о том, что моряки сильны, благодаря помощи своих матерей. Для того, чтобы понять почему автор назвал свое произведение «Легендой», надо снова вернуться к определению лексического значения слова «легенда». Затем нужно поразмышлять над вопросом: можно ли поступок матерей назвать героическим? И таким образом подойти к вопросу о том, что отдает мама каждого из них своим детям, то есть им самим. В итоге обучающиеся приходят к выводу о том, как они сами должны относиться к своим мамам и зачитывают главную мысль произведения И.Панькина «Легенда о матерях»:

            - Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им все лучшее, что имели.

           В конце урока дети получают дифференцированное домашнее задание по группам с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

                            2.3. План урока (с технологической картой).

Тема программы:  «Рассказы, стихи, сказки о семье (Семья и я)».

Тема урока:  И. Панькин «Легенда о матерях».

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

Вид урока: Смешанный (первичное восприятие текста, беседа, работа с текстом

                     произведения, самостоятельная работа, проверка самостоятельной

                     работы, итог урока, задание на дом).

Цель методическая: использование информационно-коммуникативных

                                     технологий на уроках литературного чтения.

Цели образования:

Обучения: познакомить обучающихся с произведением И.Панькина  

                   «Легенда о матерях», ввести понятие «легенда», учить обучающихся

                   осознавать роль матери в жизни, совершенствовать навык              

                   выразительного чтения, умение обучающихся работать с толковыми      

                   словарями, работать над пониманием  содержания литературного

                   произведения, уметь правильно называть произведение ( название,

                   имя автора), уметь определить тему, главную мысль,

                   последовательность событий, учить формулировать  личную оценку

                   происходящему, формировать представление о добре и зле;

Воспитания: формировать у обучающихся эстетическое отношение            

                       к искусству слова, воспитание интереса к чтению и книге,

                      потребности в общении с миром художественной литературы;

                      обогащение нравственного опыта, формирование представлений о

                      добре и зле; способствовать воспитанию у учащихся любви      

                      и бережного, уважительного  отношения к матери, научить их        

                         дорожить материнской любовью;

Развития:   развивать внимание, память, речь, логическое мышление,    

           эмоциональную отзывчивость при чтении художественного

           произведения,  умение высказывать свои мысли.

                  Материально-техническое обеспечение урока:

- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 2 класс Ч. I.;

- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь № 2, 2 класс;

- словарь - справочник по литературному чтению «Книгочей»

Л.А.Ефросининой;

- электронное учебное пособие словарь – справочник «Книгочей»

- «Толковый словарь» С.И.Ожегова;

-  тесты;

- наборы для составления модели обложки на столах у  обучающихся;

- цветные карандаши, простой карандаш, ручка;

- презентация по теме «И.Панькин «Легенда о матерях»»;

- персональный компьютер;

- мультимедийное оборудование.

Межпредметные и внутрипредметные связи: русский язык, жанры устного народного творчества.

                                                        Эскиз доски:                 

                              Число

Тема: И.Панькин «Легенда о матерях».

                                                    Ход урока

I. Орг. момент. – 1 мин.

              - Ребята, что вы видите на экране? (Слайд 1)   ( Слова )

              - Вы готовы совершить маленькое открытие? Тогда в путь!

II. Постановка темы урока – 5 мин.

                - Попробуйте расположить слова так, чтобы получилось предложение.

                                                    (Нет такого дружка как родимая матушка.)

                - Кто из вас может доказать, что это предложение?

                                                    (Данное высказывание имеет законченную мысль.)

                - А можете ли вы определить жанр этого предложения?

                                                            (Пословица. Один из жанров УНТ.)

                - А какое ключевое слово есть в пословице? («Матушка»)

                - А какие ассоциации возникают у вас со словом «матушка»?

                             (Матушка – мама, близкий, родной, самый любимый человек.)

                - Ребята, подумайте, а на какую тему будет произведение, с которым мы будем работать сегодня на уроке? (Это произведение о маме.)

                - Сегодня, действительно, мы будем работать с произведением И.Панькина «Легенда о матерях».

III. Моделирование обложки – 3 мин.

                - Попробуем составить модель обложки, возьмите на своих столах наборы для составления модели обложки.

    Легенда о  

      матерях.

- Что на данный момент мы можем разместить на модели  

 обложки?  (Название произведения.)

 - Где будет расположено название произведения? (Внизу)

 - Назовите название нашего произведения.  

                                («Легенда о матерях».)                                                                          (Дети кладут на  белый лист на парте, заменяющий модель обложки, прямоугольник, обозначающий название                        

                                                  произведения.)

             -Какое слово в названии произведения вызывает у вас затруднение? («Легенда»)

                 - Где можно найти значение этого слова?                  

                    (В толковом словаре С.И. Ожегова, В.И.Даля, Ушакова, в словаре-справочнике «Книгочей», в учебной хрестоматии литературное чтение Ч. I.

Л.А.Ефросининой.)

         - Так, что же такое легенда? Заслушаем ответы каждой группы.

           ( 1. Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка» с. 321. Легенда – поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии.

              2. «Книгочей»  с. 50,  ЭОР «Книгочей»:  Легенда – это фольклорное или авторское произведение, в котором повествуется, часто в сказочной, фантастической форме, о каком-то реальном событии прошлого или деянии известного всем лица.  

              3. Л.А.Ефросинина Учебная хрестоматия литературное чтение Ч. I.  Легенда – это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа.)

    Иван Панькин

  Легенда о матерях.

  -  А что еще мы можем сейчас разместить на модели обложки? (Фамилию, имя автора.)

   - Где на модели обложки размещается имя автора   произведения? (Вверху)

  - Назовите автора произведения «Легенда о матерях».

                                         (Иван Панькин)

    (Дети размещают еще один прямоугольник сверху, он обозначает имя автора.)

         - Иван Федорович Панькин (1921-1998) является практически нашим земляком. Он родился в селе Пылково Лопатинского района Пензенской области.

IV. Работа с произведением И.Панькина «Легенда о матерях» .

  1. Первичное восприятие текста – 3 мин.

        - Возьмите на своих столах учебные хрестоматии по литературному чтению и откройте их на странице 146. Я прочитаю начало этого произведения, а вы постарайтесь дать ответ на вопрос:

       - Когда и где происходили описанные в легенде события?      

                    (Чтение 1 и 2 абзаца произведения «Легенда о матерях» с. 146-147 в хрестоматии).

     - Так, когда и где происходили описанные в легенде события?

                    (Описанные в легенде события  происходили очень давно  на побережье Черного моря.)

    - Откуда же у моряков взялась сила?

    - Ответ на этот вопрос мы получим в конце урока.

  1. Выборочное чтение обучающихся –  7 мин. 

    - Продолжим чтение нашего произведения с.147-151 (читают 10 обучающихся).        

V. Физминутка - 1 мин.  

Руки в стороны и вверх

Повторяем дружно.

Засиделся ученик –

Разминаться нужно.

Мы сначала всем в ответ головой покрутим: НЕТ!

Энергично, как всегда,

Головой покрутим: ДА!

Чтоб коленки не скрипели,

Чтобы ножки не болели,

Приседаем глубоко,

Поднимаемся легко.

Подает учитель знак.

Это значит, что пора

Нам за парты сесть. Ура!

Перестанем мы лениться,

Будем снова мы трудиться.

VI. Моделирование обложки – 3 мин.

    Иван Панькин

 

      Легенда о  

       матерях.

  - Возвратимся к модели обложки.

  - Что мы уже указали на ней? (Имя автора и название.)

  - А, что осталось определить? (Жанр произведения)

  - Как вы думаете, в какой форме представлено это  произведение?  (В форме сказки.)

  - Что изобразим в середине модели обложки? (        )

  - Прочитайте название произведения. («Легенда о матерях»)

  -С каким новым словом познакомились на уроке? (легенда)      

   - Что такое легенда?

          (Легенда – это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа.)

      - Укажем, в середине круга, букву Л. Итак, мы ввели новый символ:          -

круг с изображением буквы Л, при помощи которого мы будем изображать жанр – легенда.

                - А что сказочного в этом произведении?

          (Морской царь – Нептун превращал своих дочерей в чаек, женщины отдавали силу, красоту, свет своих глаз.)

                - А что является реальным?  

           (Женщины- матери  готовы отдать все лучшее, что у них есть: силу, красоту, здоровье, свет своих глаз ради счастья, жизни своих детей.)

                - Каким цветом раскрасим круг?  (Синим.)

               - Почему именно синим цветом?  

                                    ( Произведение о волшебстве и приключениях.)

VII. Самостоятельная работа –  5 мин.

              - Перед каждым из вас лежат на столах рабочие листы, на которых даны тесты. В тестах представлено 3 вопроса. На каждый вопрос даны 3 ответа. Надо выбрать правильный ответ и в окошке напротив него поставить  галочку     .    Но чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, I группа прочитает про себя 2 часть и даст по ней ответы, II группа прочитает 3 часть и ответит на поставленные вопросы в тестах, III группа поработает с 4 частью и соответствующими вопросами к ней.

VIII. Проверка самостоятельной работы  и составлении схематического плана произведения – 10мин.

 Прослушаем ответы I группы.

           - Какова была первая угроза Нептуна?  

                     (Нептун собирался похоронить в пучине моря юношей.)

           - Почему он собирался это сделать?

                     (Нептун был разъярен: он был уверен в том, что люди никогда не решатся испытать свое счастье в море.)

          - Какое решение приняли женщины?  (Отдать силу сыновьям.)

         - Почему матери  так поступили? (Ради спасения своих детей они пожертвовали своей силой.)

         - Расскажите о действиях сыновей. (Сыновья подошли к морю, Нептун бросил им навстречу громадный вал, но юноши устояли и на побежали домой.)

         - Что такое ВАЛ ?  

                  (Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка» с.67,  ВАЛ – это 2 очень высока волна (самая сильная и бурная волна, по старинным представлениям, роковая для мореплавателей.)

        - Что после этого стало с матерями юношей?  (Они стали слабыми.)

        - Почему нельзя смеяться над слабыми женщинами?

                (Потому что они отдали всю свою силу детям.)            

Прослушаем ответы II группы.

       - Чем теперь угрожал Нептун?   (Порвать руки юношам.)

       - Почему матери отдали свою красоту дочерям Нептуна?

                 (Дочери Нептуна обещали матерям юношей достать со дна моря манильских трав и свить из них жилы для их сыновей.)

              - А что такое МАНИЛЬСКИЕ ТРАВЫ? (Водоросли,  морская трава, она  имеют длинные и упругие стебли длиной 1,5-2 метра, которые  косят обычной косой, а на глубине до 1,5  м. Очищенную от камней и ракушек морскую траву промывают морской водой для удаления песка и ила, а затем отмачивают и промывают в пресной воде для удаления соли. Промытую траву тщательно просушивают на воздухе и закручивают в длинные жгуты. Канаты из морской травы экологичны, красивы и имеют природный бежевый цвет. Применяются в мебельной промышленности, дизайне помещений).

              - Каковы были действия сыновей?

                            (Вышли в море, почувствовав крепость в руках и силу в плечах.)

              - Почему, встретив на улице некрасивую женщину, нельзя над ней смеяться?                  

            (Потому что надо помнить о том, что ради жизни и благополучия своих детей, она пожертвовала собственной красотой.)

IX. Физминутка для глаз - 1 мин. ( Море, полет чаек над морем)

               - Красивые птицы, не правда ли?

               - А, может кто-нибудь из вас знает, что это за птицы? (Чайки)

               - А, кем являются чайки в нашем произведении?  (Дочерями Нептуна.)

               - Найдите в тексте и прочитайте отрывок, в котором говорится о том, как морской царь превратил своих дочерей в чаек.   (С.150, 2 абзац)

               - Почему же так жалобно кричат чайки?

                          (Они просятся домой, в море, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.)

               - А почему моряки, глядя на чаек, не могут на них наглядеться?

                    (Потому что чайки очень красивы, так как носят красоту их матерей.)

   Прослушаем ответы III группы.

               - Какова же последняя угроза Нептуна?

                   (Сыновья потеряются в морской пучине и будут там блуждать вечно.)

               - Какое решение приняли матери?

                   (Отдали свет своих глаз звездам для того, чтобы они ярче светили и помогали их детям вернуться домой.)

               - Каковы были действия сыновей?                  

           (Юноши увидели на небе яркие звезды и благополучно вернулись домой.)

X. Итог – 4 мин..

               - Давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.

                 - Откуда у моряков взялась сила?

                           (Моряки постоянно получали помощь своих матерей, именно поэтому они стали сильными, крепкими, непобедимыми. Матери моряков отдали ради спасения сыновей  все лучшее, что у них было.)

               - А почему И.Панькин назвал свое произведение «легендой»?

                           (Легенда – это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа. В своем произведении И.Панькин в сказочной форме рассказывает о освоении людьми морских просторов, о их героизме в сражениях с морской стихией и о героических поступках матерей, которые ждали своих сыновей на берегу.)

              - Можно ли поступок матерей назвать героическим?

                         (Да, матери совершили героический поступок, они ценой собственного здоровья смогли спасти жизни своих детей.)

             - Как вы думаете, что ваша мама отдает для каждого из вас?

                         (Все самое лучшее, что есть у мамы (силу, здоровье, любовь, ласку, внимание)  они отдают своим детям. Мамы безгранично посвящают всю себя своим детям.)

             - Как мы должны относиться к маме?

                        (Мы должны  с особым уважением, трепетом, любовью относиться к маме, заботиться о ней,  быть чуткими и внимательными по отношению к ней. Ценить и беречь маму, стараться дарить ей как можно больше приятных мгновений, радовать своими успехами и достижениями.)

            - Найдите в тексте и прочитайте главную мысль нашего произведения.

                        (Последний абзац в произведении. Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им все лучшее, что имели.)

             - И закончить наш урок хочется словами:

                        Любите мать!

                        Любите как святыню!

                        Любите крепче самого себя!

                        Она нам жизнь дала и воспитала.

                        ЛЮБИТЕ МАТЬ, ОНА У НАС ОДНА!!!

 XI. Домашнее задание – 1 мин.

        1группа -  найдите пословицы о маме.

        2 группа – нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся отрывку из текста.

        3 группа – найдите произведение, в котором рассказывается о маме.

XII. Выставление отметок 1 мин.


                                                Технологическая карта урока

Дидактическая

структура

урока

Методическая подструктура урока

Признаки

решения

дидактических

задач

Методы

обучения

Форма

деятельнос-ти

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

1.Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.

Проблем-ный: эврис-тический (частично- поисковый)

 Беседа

Составление предложения из представленных слов. Доказательство того, что составленное высказывание является предложением.

Определение жанра предложения. Выделение в нем ключевого слова и плавный переход к изучению новой темы.

Презентация к уроку, слайд № 2.

 Фронтальный.

 Подведение итогов урока  в соответствии с целями

2.Формирование новых понятий и способов действий.

Проблем-ный: эврис-тический (частично- поисковый)

Беседа ;

Составление модели обложки, с помощью которой дети устанавливают название произведение, автора, жанр произведения и его тематику.

Работа с толковыми словарями для определения лексического значения слова «легенда».

Презентация к уроку.

Фронтальный.

Успешные оценки за фронтальный опрос;

Подготовка к восприятию нового, решению проблемы, решение поставленной проблемы


3. Применение понятий и способов действий.

Проблем-ный: эврис-тический (частично- поисковый)

1.Самостоятельная работа.

2.Проверка самостоятельной работы

3.Подведение итогов

Работа с тестами в группах.

Поочередно заслушиваются ответы выполненного теста  каждой группы обучающихся. Одновременно ведется работа по развитию речи (рассматриваются слова, лексическое значение которых незнакомо обучающимся), осуществляется анализ произведения, в ходе которого дети приходят к выводу о том, какую роль в судьбе юношей сыграли их матери. На экране при этом выстраивается сюжетная цепочка всего произведения.

Определяется героический поступок матерей, роль матери в жизни каждого человека, основная мысль произведения.

Тесты

Презентация к уроку.

Презентация к уроку.

Групповая работа

Индивидуальные выступления от  каждой группы.

Фронтальный.

Успешные

выступления лидеров группы с ответами выполненного задания в тестах.

Полученные знания о роли матери в жизни каждого человека, о бережном, чутком отношении к ней.


2.4. Дидактический материал к уроку.

                              Тест для I группы.

1.Угроза Нептуна.

               

               Порву им руки.

               Похороню в пучине.

        

               На море нет дорог и тропинок, сыновья блуждают.

2.Решение женщин.

   Отдали всю свою силу сыновьям.

            Отдали свою красоту дочерям Нептуна.

               

                Отдали свет своих глаз звездам.

3.Действия сыновей.

               Вышли в море, почувствовав крепость

                в руках и силу в плечах.

          Юноши увидели на небе яркие звезды

             и благополучно вернулись домой.

            Взяли силу матерей, подошли к берегу моря,

            выдержали натиск громадного вала.

                              Тест для I группы.

1.Угроза Нептуна.

               

               Порву им руки.

               Похороню в пучине.

        

               На море нет дорог и тропинок, сыновья блуждают.

2.Решение женщин.

   Отдали всю свою силу сыновьям.

            Отдали свою красоту дочерям Нептуна.

               

                Отдали свет своих глаз звездам.

3.Действия сыновей.

               Вышли в море, почувствовав крепость

                в руках и силу в плечах.

          Юноши увидели на небе яркие звезды

             и благополучно вернулись домой.

            Взяли силу матерей, подошли к берегу моря,

            выдержали натиск громадного вала.

                     

                        Тест для II группы.

1.Угроза Нептуна.

               

               Похороню в пучине.

               На море нет дорог и тропинок, сыновья блуждают.            

              Порву им руки.              

2.Решение женщин.

            Отдали свою красоту дочерям Нептуна.

                Отдали всю свою силу сыновьям.

               

            Отдали свет своих глаз звездам.

3.Действия сыновей.

 

               Вышли в море, почувствовав крепость

            в руках и силу в плечах.

          Юноши увидели на небе яркие звезды

             и благополучно вернулись домой.

                Взяли силу матерей, подошли к берегу моря,

            выдержали натиск громадного вала.        

   

                        Тест для II группы.

1.Угроза Нептуна.

               

               Похороню в пучине.

               На море нет дорог и тропинок, сыновья блуждают.            

              Порву им руки.              

2.Решение женщин.

            Отдали свою красоту дочерям Нептуна.

                Отдали всю свою силу сыновьям.

               

            Отдали свет своих глаз звездам.

3.Действия сыновей.

 

               Вышли в море, почувствовав крепость

            в руках и силу в плечах.

          Юноши увидели на небе яркие звезды

             и благополучно вернулись домой.

                Взяли силу матерей, подошли к берегу моря,

            выдержали натиск громадного вала.        

                            Тест для III группы.

1.Угроза Нептуна.    

               

              На море нет дорог и тропинок, сыновья блуждают.

               Похороню в пучине.

               Порву им руки.

2.Решение женщин.

   

  Отдали всю свою силу сыновьям.

                Отдали свою красоту дочерям Нептуна.

             

            Отдали свет своих глаз звездам.

3.Действия сыновей.

 

               Вышли в море, почувствовав крепость

                в руках и силу в плечах.

          Юноши увидели на небе яркие звезды

                 и благополучно вернулись домой.

                Взяли силу матерей, подошли к берегу моря,

                выдержали натиск громадного вала.        

                     Тест для III группы.

1.Угроза Нептуна.    

               

              На море нет дорог и тропинок, сыновья блуждают.

               Похороню в пучине.

               Порву им руки.

2.Решение женщин.

   

  Отдали всю свою силу сыновьям.

                Отдали свою красоту дочерям Нептуна.

             

            Отдали свет своих глаз звездам.

3.Действия сыновей.

 

               Вышли в море, почувствовав крепость

                в руках и силу в плечах.

          Юноши увидели на небе яркие звезды

                 и благополучно вернулись домой.

                Взяли силу матерей, подошли к берегу моря,

                выдержали натиск громадного вала.        


                                                    Заключение

            В заключении хотелось бы отметить, что применяя данную методику работы над изучением произведения на каждом уроке, начиная с 1 класса, можно достичь положительных результатов в знаниях обучающихся при определении названия произведения, фамилии, имени, отчества автора, жанра произведения, его главной мысли, умении анализировать текст и делать соответствующие выводы, при выполнении тестовых заданий к произведению, и, несомненно, неоценимую роль в данной работе оказывают информационно-коммуникативные технологи.

           Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Доказательством сказанного являются  уверенные ответы обучающихся на уроках литературного чтения.  

         Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Список литературы (источников) для учащихся.

1.Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 2 класс Ч. I, М.:    

    «Вентана-Граф», 2011, с.146-152.

2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь № 2. 2 класс, М.:  

    «Вентана-Граф»,2011, 42-43.

4. Ефросинина Л.А. Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению 1-

    4 классы, М.: «Вентана-Граф»,2010,с.50.

5.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.,1997,  с. 321

Список литературы для педагогов.

1.Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 2 класс Ч. I, М.:    

  «Вентана-Граф», 2011, с.146-152.

2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь № 2. 2 класс, М.:  

   «Вентана-Граф»,2011, 42-43.

3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Методическое пособие, М.: «Вентана-  

    Граф»,2011, с.161-162.

4. Ефросинина Л.А. Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению 1-  

   4 классы, М.: «Вентана-Граф»,2010,с.50.

5.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.,1997,  с. 321

6. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник «Книгочей» Литературное

    чтение  1-4 классы, М.: «Вентана-Граф



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ вариативной формы предшкольного образования Лесиной Ольги Михайловны учителя начальных классов, заместителя директора МОУ ООШ №3 г. Камешково Владимирской области

ПРОЕКТ вариативной формы предшкольного образования (группа кратковременного пребывания "Росточек") Лесиной Ольги Михайловны,учителя начальных классов, заместителя директора МОУ ООШ №3 г. Ка...

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

«ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Отличительной чертой развития образовательного процесса в современных условиях является создание системы непрерывного образования. Одним из основных условий обеспечения функционирования и развития еди...

Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики

В материале предлагается проводить  артикуляционную гимнастику в разной форме для повышения мотивации к логопедическим занятиям....

Мастер-класс на тему "Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми"

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогам приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучен...

Вариативность форм профориентационной работы в студии "Макраме"

Система работы по теме "Профориентация" в начальной школе с конкретными примерами и активными ссылками на проведенные мероприятия....

«Аттестация педагогических работников. Портфолио педагогического работника. Презентация портфолио»

Опыт работы учителя начальных классовЖеребцовой Веры АлександровныМОУ «Основная школа № 30»г.Богородицк...