Рабочая программа по литературному чтению для 3класса
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Степанычева С.В.

 

Рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена на основе Программ общеобразовательных учреждений, рекомендованных Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской федерации, начальные классы (1 – 4).

Учебник: «Литературное чтение» 3 класс.  Авторы: В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова,  Просвещение 2011 год.

Программа рассчитана  на 106 ч.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена на основе Программ общеобразовательных учреждений, рекомендованных Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской федерации, начальные классы (1 – 4).

Учебник: «Литературное чтение» 3 класс.  Авторы: В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова,  Просвещение 2011 год.

Программа рассчитана  на 106 ч.

Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной  литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности.  Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. В поле внимания начинающего читателя должны оказаться образность художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя.

Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Художественно - эстетический принцип определяет  стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается  к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

Литературоведческий принцип в его  преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

          Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его  реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения. Работа над художественным произведением не должна сводиться к выявлению эпитетов, сравнений и других средств художественной  выразительности.  В начальной школе анализ образных  средств языка долен, проводиться лишь в той мере, в какой он помогает детям почувствовать целостность художественного образа и пережить его содержание. Литературоведческий принцип находит свое выражение в программе в том, что он охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших  школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.

Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого  как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приёмов чтения на уровне слова, на втором году обучения - постепенное введение чтения про себя, на третьем году обучения - наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведётся целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

          При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров.

          Отличительной особенностью программы литературоведческого чтения является введение в её содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приёмы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

    Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением ребенка воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.

Таким образом, курс литературного чтения нацелен  на решение следующих основных задач:

  • Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться  на прочитанное;
  • Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства,    создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
  • Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  • Работать с различными видами текстов.

Для углубления читательского опыта детей в программу вводятся отдельные произведения, которые затем повторяются в программе 5-8 классов.

Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.

Программа

3 класс (106ч.)

Устное народное творчество (10 ч.)

Народные сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван Царевич и Серый волк», «Никита Кожемяка»).

Былины («Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей Разбойник»).

Страницы русской классики (39 ч.)

Поэтические тетради.

  1. Ф.И. Тютчев («Люблю грозу в начале мая..»; «Листья»); А.А.Фет («Мама! Глянь-ка из окошка..»; «Зреет рожь..»); А.К.Толстой («Звонче жаворонка пенье..»; «Где гнутся над омутом лозы..»; «Вот уж снег последний в поле тает..»); А.Н. Майков («Весна»; «Колыбельная песня»; «Летний дождь»).
  2. И.С.Никитин («Полно, степь моя, спать беспробудно..»; «Утро»; «Встреча зимы»); А.Н.Плещеев («Весна»; «Мой садик»); И.З.Суриков («Детство»; «Зима»); С.Д.Дрожжин («Песня Микулы Селяниновича»; «В крестьянской семье»; «Деревня»).
  3. Н.А.Некрасов («Славная осень!»; «Перед дождем»; «Не ветер бушует над бором..»; «Дедушка Мазай и зайцы»); С.М.Соловьёв («Смерть птички»); К.Д.Бальмонт («Осень»; «От птицы к птице..»; «Золотое слово»); И.А.Бунин («Детство»; «Полевые цветы»; «На просёлке»; «Густой зелёный ельник у дороги»).
  4. Саша Чёрный («Что ты тискаешь утёнка..»; «Воробей»; «Слон»_; А.А.Блок («Ветхая избушка»; «Сны»; «Ворона»); С.А.Есенин («Черёмуха»; «Воробышки»).
  5. С.Я.Маршак («Голос в лесу»; «Гроза днём»); А.Л.Барто («Разлука»; «В театре»); С.В.Михалков ( «Если..»; «Рисунок»); Е.А.Благинина («Кукушка»).

А.С.Пушкин («Уж небо осенью дышало..»; «В тот год осенняя погода..»; «За весной, красой природы…»; «Опрятней модного паркета..»; «Зимнее утро»; «Зимний вечер»; «Сказка о царе Салтане..»); И.А.Крылов («Мартышка и очки»; «Зеркало и Обезьяна»; «Ворона и Лисица»); М.Ю.Лермонтов («Утёс»; «Горные вершины»; «Два великана»; «Осень»); Л.Н.Толстой («Акула»; «Прыжок»; «Лев и собачка»; «Какая бывает роса на траве»; «Куда девается вода из моря»; «Детство»); А.И.Куприн («Слон»).

Литературные сказки (8 ч.)

 В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»); С.Т.Аксаков («Аленький цветочек»); В.М.Гаршин («Лягушка - путешественница);

Д.Н. Мамин-Сибиряк («Алёнушкины сказки»).

Любимые детские писатели (38 ч.)

Были - небылицы.

М.Горький («Случай с Евсейкой»); К.Г.Паустовский («Растрёпанный воробей»); В.П. Катаев («Дудочка и кувшинчик»); В.В.Медведев («Как Воробьёнок придумал голосами меняться...») С.Я.Маршак («Двенадцать месяцев»).

Люби живое.

М.М.Пришвин («Моя Родина»); И.С.Соколов - Микитов («Листопадничек»); В.И.Белов («Рассказы про Мальку»); В.В.Бианки («Мышонок Пик»); Б.С.Житков («Про обезьянку»); В.Л.Дуров («Наша Жучка»).

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок.

Б.В. Шергин («Собирай по ягодке..»); А.П.Платонов («Цветок на земле»; «Ещё мама»); В.Г.Распутин («Мама куда- то ушла»); Н.Н.Носов («Федина задача»; «Телефон»).

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки».

Ю.И.Ермолаев («Проговорился»); Г.Б. Остер («Вредные советы»; «Как получаются легенды»); Роман Сеф («Весёлые стихи»).

Зарубежная литература (11 ч.)

Мифы и легенды древней Греции («Рождение героя»; «Храбрый Персей»).

Братья Гримм («Принц - лягушонок…»); Ш.Перро («Рикке с хохолком»); Г.- Х.Андерсен («Гадкий утёнок»).

Требования к развитию речевых умений и навыков

при работе с текстом к концу 3 класса

  • Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации с содержанием читаемого текста. Темп чтения – 70 -75 слов в минуту.
  • Подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций.
  • Установление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нём событий; подкрепление правильных ответов на вопросы выборочным чтением.
  • Самостоятельное деление текста на законченные смысловые части и выделение в них главного; определение с помощью учителя темы и смысла всего произведения в целом.
  • Составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художественным текстам.
  • Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
  • Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков.
  • Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нём.
  • Ориентировка в учебной книге.


№п/п

Содержание

Кол-во  часов

Дата

Формирование компетенций

Технологии

ключевые

общепредметные

предметные

Самое великое чудо на свете. - 3 ч.

 1.

Рукописные книги Древней Руси.

  1

Общекультурная.Коммуника-тивная.

Устный  диалог

Культуроведческая

 2.

Первопечатник Иван Фёдоров.

  1

Общекультурная.Коммуника-тивная.

Устный  диалог

Культуроведческая

 3.

Урок – путешествие в прошлое.

  1

Общекультурная.Ценностно-смысловая.

Устный  диалог

Культуроведческая

Устное народное творчество. - 11 ч.

 4.

Русские народные песни. Небылицы.

  1

Общекультурная.Коммуника-тивная.

Читатель-ская компетенция

Владение навыками работы с учебником.

Здоровье-сберегающая

 5.

Докучные сказки.

  1

Общекультурная.Коммуника-тивная.

Читатель-ская компетенция

Овладение нормами речевого этикета.

6,7.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».     

  2

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Владение навыками работы с учебником.

Игровая

 8.

Вн. чт. Устное  народное творчество.

  1

 9,   10, 11.

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк».                     

  3

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение нормами речевого этикета, приёмами выразительного чтения.

Проблемная

12.

Вн. чт.  Русские народные сказки.

  1

13,14,15.

Русская народная сказка «Сивка-бурка». 

  3

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и речеведческих умений.

Здоровье-сберегающая

16.

Вн.чт.  «Волшебные сказки».                                                    

  1

17.

Урок – КВН. Обобщение по теме «Устное народное творчество».      

  1

Общекультурная.Коммуника-тивная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и речеведческих умений.

ТРИЗ

Поэтическая тетрадь № 1. -  8 ч.

18.

Как научиться читать стихи.             Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

Здоровье-сберегающая

19.

Ф. И.Тютчев.  «Листья».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

20.

Вн. чт. Стихи русских поэтов об   осени.

  1

21.

А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

Игровая

22.

И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Утро».  

  1

Общекультурная. Учебно-познаательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

Проблемная

23.

И. С. Никитин. «Встреча зимы».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

Здоровье-сберегающая

24.

Вн. чт. Знай и люби родную природу!

  1

25.

И. З. Суриков. «Детство».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

26.

И. З. Суриков. «Зима».                       

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

27.

Урок – путешествие в Литературную страну.                                                 

  1

Общекультурная.Коммуника-тивная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

ТРИЗ

28.

Вн.чт.  В. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

  1

Великие русские писатели. -  19 ч.

29.

А. С. Пушкин. «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дыша-ло…», «В тот год осенняя погода…».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

30,31.

А. С. Пушкин.  «Зимнее утро», «Зимний вечер».

  2

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

Здоровье-сберегающая

32.

Вн. чт. Сказки П. П. Ершова.

  1

33-37.

А. С. Пушкин.  «Сказка о царе Салтане».

  5

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

Игровая

38.

Вн. чт. А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне».

  1

39.

И. А. Крылов.  Басня «Мартышка и очки».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

Проблемная

40.

И. А. Крылов.  «Зеркало и Обезьяна».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

Здоровье-сберегающая

41.

Вн.чт. Басни И. А. Крылова.

  1

42.

И. А. Крылов.  «Ворона и Лисица». 

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

43.

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

44.

М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «Осень».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

45.

Вн. чт. Стихи русских и современных писателей.

  1

46.

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя).                                

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приёмами речеведческих умений.

47.

Л. Н. Толстой. «Акула».  

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приёмами речеведческих умений.

Здоровье-сберегающая

48.

Л. Н. Толстой.  «Прыжок».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приёмами речеведческих умений.

49.

Вн. чт. Л. Н. Толстой детям.

  1

50.

Л. Н. Толстой. «Лев и собачка».  

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приёмами речеведческих умений.

Игровая

51.

Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» 

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приёмами речеведческих умений.

Проблемная

52.

Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели).

  1

Общекультурная.Коммуника-тивная.

Читатель-ская компетенция

Формирование читательской самостоятельности!

53.

Вн. чт. По страницам детских энциклопедий.

  1

Поэтическая тетрадь № 2. -  5 ч.

54.

Н. А. Некрасов. «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…»

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

Здоровье-сберегающая

55.

Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

56.

К. Д. Бальмонт. «Золотое слово».   

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

Игровая

57.

Вн. чт. Читаю стихотворение и слышу сказку. (Литературные стихи – сказки)

  1

58.

И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…»

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

Проблемная

59.

Развивающий час (обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь № 2»).

  1

Общекультурная.Коммуника-тивная.

Читатель-ская компетенция

Развитие поэтического слуха. Формирование эстетического отношения к жизни.

Здоровье-сберегающая

Литературные сказки. - 7 ч.

60.

Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Алёнушкиным сказкам». «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».                    

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приёмами речеведческих умений.

61.

Вн. чт. О братьях наших меньших (рассказы о животных В. Чаплиной, Б.Житкова, Е. Чарушина).

  1

62,63.

В. Гаршин. «Лягушка-путешествен-ница».

  2

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приёмами речеведческих умений.

64-66.

В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». 

Итоговый контроль по проверке техники чтения за 1 полугодие.

  3

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приёмами речеведческих умений.

Здоровье-сберегающая

67.

Вн. чт. Рассказы о зиме.

  1

68.

Урок – КВН. Обобщение по первой части учебника.

  1

Общекультурная.Коммуника-тивная.

Читатель-ская компетенция

Развитие способности полноценно воспринимать художественные произведения.

69.

Вн. чт. Конкурс стихотворений    «Зимушка – зима».

  1

Были – небылицы. – 9 ч.

70,

71.

М.Горький. «Случай с Евсейкой».

  2

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приёмами речеведческих умений.

72-74.

К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». 

  3

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приёмами речеведческих умений.

75.

Вн. чт. К. Г. Паустовский. «Жильцы старого дома».

  1

76-78.

А. Куприн. «Слон».

  3

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приёмами речеведческих умений.

Здоровье-сберегающая

79.

Урок – путешествие по «Былям – небылицам».

  1

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приемами речеведческих умений.

80.

Вн. чт. Рассказы В. Осеевой.

  1

                                                                     Поэтическая тетрадь № 1. – 4 ч.

81.

Саша Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?...», «Воробей», «Слон».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

Проблемная

82.

А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

Здоровье-сберегающая

83.

С. А. Есенин. «Черёмуха».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

84.

Вн. чт. Рассказы М. Пришвина.

  1

85.

Урок – викторина по теме «Поэтическая тетрадь № 1».

  1

Общекультурная.Коммуника-тивная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

Игровая

Люби живое. – 13 ч.

86.

М. Пришвин. Моя Родина (из воспоминаний).

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приёмами речеведческих умений.

 87,  

 88.

И. Соколов – Микитов. «Листопадничек».

  2

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Развитие способности полноценно воспринимать художественные произведения.

 89.

Вн. чт. Н. И. Сладков. Из «Лесной  азбуки».

  1

 90.

В. И. Белов. «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приёмами речеведческих умений.

 91,  

 92.

В. Бианки. «Мышонок Пик».

  2

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Развитие способности полноценно воспринимать художественные произведения.

Пос. с.291

 93.

Вн. чт. Рассказы о дрессировщиках.

  1

 94-

 96.

Б. С. Житков. «Про обезьянку».

  3

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приёмами речеведческих умений.

Здоровье-сберегающая

97.

Вн. чт. Рассказы и повести Л. Ф.    Воронковой.

  1

98.

В. Л. Дуров. «Наша Жучка».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Развитие способности полноценно воспринимать художественные произведения.

99.

В. П. Астафьев. «Капалуха».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приёмами речеведческих умений.

Здоровье-сберегающая

100

В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Развитие способности полноценно воспринимать художественные произведения.

101

Вн. чт. Рассказы В. Ю. Драгунского.

  1

102

Урок–конференция «Земля – наш дом родной».

  1

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приёмами речеведческих умений.

Игровая

Поэтическая тетрадь № 2. – 5 ч.

103

С. Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

Здоровье-сберегающая

104

А. Барто. «Разлука», «В театре».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

105

Вн. чт. С. В. Михалков. Стихи о детях.

  1

106

С. В. Михалков. «Если».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

Игровая

107

Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

108

Урок «Крестики – нолики» (обобщающий урок  по  разделу «Поэтическая тетрадь № 2»).

  1

Общекультурная.Коммуника-тивная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения. Развитие поэтического слуха.

109

Вн. чт. Л. Гераскина. «В стране невыученных уроков».

  1

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. – 10 ч.

110

Б. Шергин. «Собирай по ягодке  – наберёшь кузовок».                                                

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приёмами речеведческих умений.

111-  

112

А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Ещё мама».

  2

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Развитие способности полноценно воспринимать художественные произведения.

Здоровье-сберегающая

113

Вн. чт. Книги о маме.

  1

114115116

М. Зощенко. «Золотые слова»,      «Великие путешественники».

  3

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приёмами речеведческих умений.

 117

Вн. чт. Рассказы о космонавтах.

  1

 118  

 119

Н. Носов. «Федина задача», «Телефон».

  2

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Развитие способности полноценно воспринимать художественные произведения.

Игровая

120

В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приёмами речеведческих умений.

Проблемная

121

Вн. чт. По страницам детских журналов.

  1

122

Урок – конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».

  1

Общекультурная.Коммуника-тивная.

Читатель-ская компетенция

Развитие способности полноценно воспринимать художественные произведения.

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки». – 4 ч.

123

Ю. Ермолаев. «Проговорился»,

«Воспитатели».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приёмами речеведческих умений.

Здоровье-сберегающая

 124

Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Развитие способности полноценно воспринимать художественные произведения.

125

Вн. чт. Мифы, легенды, предания.

  1

126

Р. Сеф. «Весёлые стихи».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приёмами речеведческих умений

Игровая

127

Урок в библиотеке «По страницам детских журналов».

  1

Общекультурная.Коммуника-тивная.

Читатель-ская компетенция

Развитие способности полноценно воспринимать художественные произведения.

Зарубежная литература. – 8 ч.

 128  

 129

Мифы Древней Греции

«Храбрый Персей».

  2

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приёмами речеведческих умений.

 130

Вн. чт. Сказки датского сказочника Г.- Х. Андерсена.

  1

 131

 132  

 133

Г.- Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».

  3

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Развитие способности полноценно воспринимать художественные произведения.

134

Итоговый контроль по проверке техники чтения за год.

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приёмами речеведческих умений.

135

Развивающий час по теме «Зарубежная литература».

  1

Общекультурная. Учебно-познавательная.

Читатель-ская компетенция

Развитие способности полноценно воспринимать художественные произведения.

136

Брейн-ринг (обобщающий урок за курс 3-го класса). Задания на лето.

  1

Общекультурная.Коммуника-тивная.

Читатель-ская компетенция

Овладение приёмами выразительного чтения и приёмами речеведческих умений.


СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

                 

Особенности организации контроля по литературному чтению.

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определённом темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имён детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объёму (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчёт количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задаёт после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учёта результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 3класс

Рабочая программа  по УМК"Школа России" , авторы учебника Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. Программа составлена на 3 часа в неделю...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3класс

              Рабочая программа по литературному чтению для 3класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению 3класс "Перспектива"

Рабочая программа по литературному чтению 3класс "Перспектива"...

Рабочая программа по литературному чтению 3класс

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России"...

рабочая программа по литературному чтению 3класс

рабочая программа по литературному чтению 3класс...