Урок обучения грамоте по теме "Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]."
презентация к уроку (чтение, 1 класс) по теме

Айрапетян Раиса Юриковна

Урок обучения грамоте в 1 классе. Урок ознакомления с новым звуком и буквой. Урок проводится с использованием презентации к данной теме.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Привет, друзья! Я смешарик . Меня зовут Крош

Слайд 2

а о у ы н м л р б в г д з я и е п к т с ч ь

Слайд 3

БАНЬКА ДЕНЬ КОНЬКИ СЕМЬЯ ВОРОБЬИ ВЕСЕЛЬЕ

Слайд 6

Рассмотри внимательно. Поразмысли не спеша И отыщешь обязательно Пять вещей на букву Ш.

Слайд 7

Ш ш согласный глухой твердый шипящий

Слайд 8

На что похожа буква Ш Посмотри на букву Ш – Буква очень хороша, Потому что из неё Можно сделать Е и Ё Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл.

Слайд 9

Ш а о и е у

Слайд 10

шуба – шубы шапка – шапки шар – шары шляпа - шляпы

Слайд 11

ГРУША ПЫШКА МЫШКА ШУМ ШТОРМ ШТОРЫ ШУТ ШИНЫ ШИПЫ

Слайд 13

Поспешишь – людей … догонишь насмешишь удивишь

Слайд 14

крыса - пар - малина - месть - крыша шар машина шесть

Слайд 15

шут шутник шутливый шутка шутить шуруп

Слайд 16

Ф шашка а И

Слайд 17

ОК НО РА КИ НО ША ГИ РЯ Покорение вершин

Слайд 18

ШУ ЛЫ РУ СНЕ МО СА

Слайд 19

Собака, что лаешь? Волков пугаю. Собака, что хвост поджала? Волков боюсь.

Слайд 21

Молодцы, ребята! Желаю вам успехов в учёбе! До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Тема:  Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш].

Цели: 1. Познакомить учащихся с новыми буквами и звуком, формировать

                навыки чтения, учить работать с текстом.

            2. Развивать фонетический слух, внимание, память, речь, мышление.

            3. Воспитывать интерес к профессиям, к чтению сказок.

Оборудование: DVD проектор, презентация, рисунки к текстам.

Ход урока.

Ι. Организация внимания.

    -правило звонка.

    -приветствие гостей.

ΙΙ. Актуализация ранее изученного.

1.Чтение отрывка из стихотворения С. Михалкова «А что у вас».

    - О чём идёт речь в стихотворении?

    - Почему такое необычное название?

    - О чем вели разговор ребята?

    - С каким чувством они рассказывали о своих мамах? (любви, гордости,

       уважения)

    - К какому выводу они пришли?

                                                              (Мамы всякие нужны,

                                                              Мамы всякие важны!)

   - Как  мы можем сказать строками из стихотворения.

     «А у нас сейчас … (урок). И у нас сегодня …(гость)»

   - К нам в гости пришел  Смешарик  Крош. Он посмотрит, как мы будем

      изучать новый звук и букву. А почему именно он к нам пришёл вы

      скажете мне в конце урока.

   - А пока повторим изученные звуки и буквы.

2.Повторение изученных букв по ленте.

- Называем гласные звуки.

- Чем необычны буквы я и е.

- Называем согласные

                         -звонкие [н],[н'], … .

                         -глухие [п],[п'], … .

- Чем отличается буква Ч от других согласных букв.

                        (звук[ч'] всегда мягкий)

          - Что это за буква? (ь)

          - Что в ней особенного

                         (не обозначает звука)

3.Повторение значения ь.

               банька                     семья

               день                        воробьи

               коньки                    веселье

- Чем отличается Ь в словах 1 и 2 столбиков?

             (В первом столбике обозначает мягкость согласного звука;              

               во втором разделительный мягкий знак).

ΙΙΙ.Изучение нового материала.

1.Сообщение темы и цели.

- Как шипят змеи (ш-ш-ш)

- Как шипит гусь (ш-ш-ш)

- Какой звук мы будем изучать?     [ш]

2.Чистоговорка. Ф.М. (показываем движениями)

Ша- ша- ша- мама моет малыша.

Шу- шу- шу- я письмо пишу.

Ши- ши- ши- в садик ходят малыши.

Аш- аш- аш- у Марины карандаш.

Шо- шо- шо все будет хорошо.

3.Определение места звука в словах.

- Отгадайте загадки и определите, где находится звук [ш] в словах-

  отгадках?

- Смешарик слушает как вы работаете.

1. Сегодня всё ликует

    В руках у детворы!

    От радости танцуют

    Воздушные ... .        (шары)

2. И на мачеху стирала,

    И горох перебирала

    По ночам при свечке.

    А спала у печки.

    Хороша как солнышко

    Кто же это?... .         (Золушка)

3. Кот живет у нас на крыше,

     А в подвале живут… .    (мыши)

4. Стоит высокий светлый дом,

     Ребят проворных много в нем:

     Там пишут и считают,

     Рисуют и читают.         (школа)

5. Не поедет без бензина

    Ни автобус, ни … .     (машина)

6. Если ты его заточишь,

    Нарисуешь все, что хочешь

    Солнце, море, горы, пляж,

                                Что же это … .        (карандаш)

4. Найти 5 слов со звуком [ш].

        - Найдите на рисунке 5 слов, в которых есть звук [ш].

                (шуба, шапка, шарик, шарф, шнурки)

5. Артикуляция при произношении.

        [ш] – согласный, глухой, всегда твердый, шипящий.

6. Знакомство с буквами Ш, ш.

                Ш – заглавная, ш – строчная.

        - На что похожа буква Ш?

                Посмотри на букву Ш –

                Буква очень хороша,

                Потому что из нее

                Можно сделать е и ё.

                        

                        Шура сено ворошил,

                        Вилы в сене позабыл.

IV. Чтение с буквами Ш, ш.

1. Чтение слогов.

        - Игра «Звездопад» (на облаке нарисована буква ш, к ней подлетают

            звезды с гласными буквами, получаются слоги. Дети читают хором.)

        ша  шо  шу  ши  ше

2. Чтение слогов в учебнике.

3. Чтение слов с буквой ш и определения значений единственного и

    множественного числа.

        шуба – шубы

        шапка – шапки

шар – шары

- Чем отличаются слова слева и справа?

4. Работа над лексическим значением слов.

а) груша                        б) шут                        в) шум

    пышка                            шипы                            шторм

    мышка                            шины                            шторы

а) Объясните значение подчеркнутого слова.

        (пышная круглая булочка)

б) Какое слово в этом столбике отвечает на вопрос кто?

        (шут – человек, который веселит людей)

в) Какое слово обозначает значение «сильная буря на море?

        (шторм)

5. Работа с пословицами.

- Дополни пословицу.

        Поспешишь – людей … .

                догонишь                насмешишь                удивишь

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Чтение пословиц в учебнике с. 140.

6. Физминутка.

        Шура в школу шла, шишечку нашла.

        Шелуха шершавая, видно шишка старая.

6. Анаграммы.

- Заменить одну букву в слове на букву ш и получить новое слово.

        крыса – крыша

        пар – шар

        малина – машина

        месть – шесть

7. Повторение сведений о родственных словах.

        шут     шутник     шутка     шуруп     шутливый     шутить

- Какое слово лишнее? (шуруп). Почему?

- Как назвать остальные слова? (родственные)

- Какая у них общая часть, корень? (шут) 

8. Чтение рассказа  в учебнике с. 141.

а) Чтение хорошо читающими учениками.

        - Какое время года описывает автор?

        - О ком рассказывается в тексте?

б) Вторичное восприятие.

        - Придумайте заголовок.

- Куда пошли дети?

           - Что они собирали?

        - У каких деревьев плоды шишки?

        - А все ли хвойные деревья вечнозеленые?

9. Знакомство со стихотворением В.Н. Милославской «Осень».

        - О чем стихотворение?

        - Как описывает автор осень?

10. Ребусы.

        шашка                                                                ф

             а    \и/   (шишка)                             (шарф)

V. Закрепление изученных знаний.

1. Игра «Покоряем вершины».

 (Постепенно  на экране появляются слоги, дети читают полученные слова).

2. Дополни слова на тему «Зима».

        мо…                        ру…                        шу…

        са…                        лы…                        сне…

3. Чтение по ролям.

        - Собака, что лаешь?

        - Волков пугаю.

        - Собака, что хвост поджала?

        - Волков боюсь.

VI. Итог урока.

Тест.        

        

У учащихся на столе в форме раскраски рисунок. Если ответы правильные, то  вырисовывается Смешарик.

- Если я читаю правильное утверждение, вы закрашиваете синим карандашом

  сектор с этим номером.

        1. Звук [ш] – согласный. +

        2. ь обозначает гласный звук. –

        3. Звук [ш] – всегда твердый. +

        4. Дети, лес, шишки. Это предложение. –

        5. Звук [ш] – глухой. +

        6. В слове шут звук [ш] в конце слова. –

        7. В слове кошка нет звука [ш]. –

        8. В слове шар звук [ш] в начале слова. +

        9. Дети собирали в лесу шишки. Это предложение. +

        10. Звук [о] – согласный. –

- Кто у вас получился на рисунке? (Смешарик)

- Почему именно Смешарик Крош (синего цвета) пришел к нам на урок?

   (Потому что звук [ш] всегда твердый).

- За хорошую работу на уроке Смешарик дарит вам звезды.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Д, Д′»

Цели: познакомить с согласными звуками д, д′, печатными буквами Д, д;          формировать навык чтения; обогащать словарный запас учащихся...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Согласный звук [ч], буквы Ч,ч"

Моделируя урок, стараюсь, чтобы ученик на моих уроках чувствовал себя успешным. Если ученик хочет учиться, то он обязательно добьётся успеха....

Урок обучения грамоте по теме: "Буква ы, обозначающая гласный звук звук [ы]"

Урок обучения грамоте  в первом классе по теме "Буква ы, обозначающая гласный звук  звук [ ы] " ....

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Согласный звук [ч,], буквы Ч,ч."

Конспект  урока  обучения  грамоте  в  классе по теме: "Согласный звук [ч,], буквы Ч,ч."...

урок обучения грамоте "Непарные по глухости - звонкости звонкие согласные звуки и их буквы" по УМК "Гармония"

Урок направлен на решение главной задачи урока: закрепить понятия: звонкие, глухие, парные, непарные согласные. Материал подобран таким образом, что параллельно основной теме отрабатываются понятия: а...

Урок обучения грамоте « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»

Разработка включает презентацию, технологическую карту и индивидуальный маршрут к уроку   « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».Учебный предмет: обучение грамоте....