Э.Т.А. Гофман « Щелкунчик и Мышиный Король». Особенности описания волшебного мира в народной и авторской сказке.
презентация урока для интерактивной доски по чтению по теме

 Старовойтова Светлана Владимировна

Урок Литературного чтения. Презентация к уроку (архив rar)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc67 КБ
Файл shchelkunchik.part1_.rar2.77 МБ
Файл shchelkunchik.part2_.rar1.65 МБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

4 класс

Тема: 

 Э.Т.А. Гофман  « Щелкунчик и Мышиный Король». Особенности описания волшебного мира в народной и авторской сказке.

Цели:

- исследовать особенности волшебного мира;

- продолжить наблюдение за характером главной героини;

- обсудить идею сказки.

Задачи урока:

Предметные:

- развивать умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в его обсуждении;
– активизировать словарь учащихся: лексику разнообразной тематики;
– заложить основу умения сравнивать художественные произведения одного и того же жанра на разные темы;
 


Метапредметные:

- овладевать навыком смыслового  чтения вслух и про себя текстов; - формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей в романтической волшебной сказки на примере сказки Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик И Мышиный король» через сопоставительный анализ с народной сказкой в обработке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек», былины «Садко» и арабской сказкой «Алладин и волшебная лампа»:

  1. наличие контраста между реальным и фантастическими мирами;
  2. наличие не только волшебного пространства, но и наличие волшебного времени;
  3. ценность мира чувств, любви и привязанности;
  4. ценность воображения, способности фантазировать и мечтать;

- учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;


– подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им; 


– развивать культуру общения; умение отстаивать свою точку зрения; умение принимать позицию одноклассников.

– продолжить формирование интереса к предмету.

Оборудование:

- учебник литературного   чтения Н.А. Чураковой, 4 класс;

- аудиозапись балет Чайковского «Вальс цветов»;

- раздаточный материал ( тексты для чтения сказка « Аленький цветочек», «Алладин и волшебная лампа»);

- компьютер.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Подготовка к восприятию

Слайд № 1 (фонограмма) (портрет Чайковского)

 - Давайте послушаем прекрасную музыку Петра Ильича Чайковского. Какие мысленно картины представятся перед вами?

 (Начинает тихо звучать музыка из балета Чайковского « Щелкунчик», «Вальс цветов».)

- Что представили?

- Куда перенесли нас волшебные звуки  музыки Чайковского?(В волшебную страну)

-  Какие чувства вызывает музыка?

- В каком  литературном произведении находится эта волшебная страна? (В сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»)

Слайд № 2 (Гофман)

III. Проверка домашнего задания.

- Какому эпизоду сказки «Щелкунчик и Мышиный король» соответствует этот музыкальный отрывок? (Эпизоду описания Кукольного царства, Мари в волшебном мире)

 -   Кто отправился в эту страну? (Мари и Щелкунчик)

 -  Как Мари и Щелкунчик попали в чудесную страну сладостей? (Путь в чудесную страну лежал через рукав отцовской лисьей шубы)

- Вам этот путь не кажется знакомым по другим сказкам? Каким? (Сказочная повесть Льюиса «Ведьма и платяной шкаф» и сказка Андерсена «Пастушка и Трубочист», «Огниво». В первом случае из этих двух путь в волшебную страну лежал непосредственно из платяного шкафа, где висели шубы, во втором случае – через дымоход. Рукав в «Щелкунчике» по форме напоминает трубу в «Пастушке и Трубочисте»: печь, очаг – это тоже то, что соединяет земной мир с волшебным.)

Слайд № 3 (сказки)

   - Исследуя описания Кукольного царства на прошлом уроке, вы рассматривали звуковые, цветовые эффекты. Что же  кажется автору самым важным в создании её особой атмосферы: благоухание, мелодичные звуки или цвето-световые эффекты?( Все три компонента одинаково ценны и важны) Подтвердите ответы чтением отрывков.

(Например, игру турецкого военного оркестра из шести обезьянок; шелест листвы; то, что «золотая мишура хрустела и трещала, словно ликующая музыка»; «охотники... весьма искусно трубили в рога»; воды озера «со сладостно-мелодичным звуком» плескались и журчали у ног Мари; «лебеди... пели прекрасные песни»;

 все запахи – например, луг назван «благоуханным»; Мари «овеяли сладостные ароматы»; дуновение эфира было напоено благоуханием апельсинов; «повеяло дивным благоуханием роз»;

 все цвето-световые эффекты – например, «луг... весь искрился, словно блестящими драгоценными камнями», «темная листва блестела и искрилась так ярко, что ясно были видны золотые и серебряные плоды, висевшие на разноцветных стеблях», золотая мишура сравнивается со сверкающими огоньками; у озера «все словно озарилось нежно мерцающим розовым сиянием», «бриллиантовые рыбки... ныряли и кувыркались в розовых волнах»; автор упоминает золотые плоды и хорошенькое золотое кресло, которое подали Мари; говорит о том, что «дома, церкви и амбары были темно-коричневые с золотыми кровлями, а многие стены расписаны так пестро...» – все вместе создает впечатление блеска и сияния.)

IV. Работа по новой теме. Объявление темы и постановка целей урока.

1.  – Как вы думаете, закончилось ли путешествие наших героев по волшебной стране? 

Слайд № 4 ( волшебная страна)

     -  К какому жанру относится наше произведение? ( жанр волшебной авторской сказки)

    -  В народных волшебных сказках также есть  описание реального и волшебного мира.                     -       Предположите,  о чём пойдет речь на  нашем уроке?

– Сегодня на уроке нам предстоит исследовать описание волшебного мира в сказке Гофмана и сравнить с  аналогичным миром в народных сказках.

    2. - В каждой стране есть главный город- столица. Вместе с нашими героями мы отправляемся сейчас туда.

 Чтение главы «Столица» (с. 145-149) по цепочке.

Слайд № 5-6 (марцепан, цукаты)

Арап- чернокожий, темнокожий человек, негр.

Цукат- сваренный в сахарном сиропе и подсушенный плод или часть его (чаще цитрусовый или его корки)

Марципан- кондитерское изделие из миндального теста.

Корица- высушенная кора ветвей некоторых тропических деревьев, употребляется как пряность.

Паж- в средние века: мальчик, молодой человек из дворян, состоящий при знатной особе.

Пест- короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе.

Ступа- тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-нибудь пестом.

   -  Хотели бы вы попасть в такой необычный город?

Слайд № 7 (цветы)

   3. Сравнительный анализ литературных произведений.

- А теперь вас ждёт задание для настоящих исследователей. Вы будете работать в парах.

Слайд № 8 (задание)

 - Давайте понаблюдаем, различается ли описание волшебного мира в народном и авторском творчестве. 1 ряд сравните описание волшебного царства Гофмана с описанием подводного царства в былине «Садко» (с. 34). 2 ряд- с описанием подземного сада в сказке «Алладин и волшебная лампа» (учебник 3 класса 1 часть, с. 133). 3 ряд- со сказкой Аксакова «Аленький цветочек».

(- В былине «Садко» подводный мир практически ничем не отличается от земного.

- В «Алладине» описание более подробное, там описывают прекрасный сад, густые деревья, душистые цветы, маленьких пёстрых птиц.

- В «Аленьком цветочке» описание волшебного мира красивое, загадочное, но в сказке Гофмана преобладает изобилие красочных подробностей.)

- В каких произведениях заметили сходство описания волшебного мира? (В сказке «Щелкунчик» и «Алладин»)_

- В чём это сходство?  (В «Алладине» уже намечается указание в сторону цвета, звука и запаха; птички громко щебечут, душистые цветы)

 

- В каком произведении явно чувствуется народное происхождение?

(В сказке «Аленький цветочек»)

- Но ведь там есть автор – С.Т.Аксаков?

(Дети доказывают, что в этой сказке есть все приметы народной волшебной сказки:

  1. Героиня: младшая дочь, сирота;
  2. Герой должен пройти испытания, чтобы получить в итоге награду;
  3. Есть волшебные предметы;
  4. Наличие волшебных чисел, волшебных цветов;
  5. Добро побеждает зло;
  6. Герой уходит из дома для выполнения испытаний.

Таким образом, эта сказка является народной, а С.Аксаков лишь обработал сказку).

В какой сказке композиция кажется вам более замысловатой?

(Конечно, в  авторской сказке «Щелкунчик…»)

- Давайте подведем итог нашему исследованию: какая сказка сложнее, богаче передает мир чувств героев?

(Это сказка Гофмана. Можно утверждать, что контраст между реальным и волшебным миром ярче выражен в авторской сказке.)

 

Слайд № 8 (вывод)

(Авторская сказка своими корнями уходит в фольклор и, используя фольклорные традиции, автор обогащает их, делая мир сказки сложным, наделяя героев миром чувств, используя для этого известные литературные приемы.)

Вывод: в волшебном мире, созданном воображением Гофмана, всякое зрительное впечатление, любой запах, каждый звук делаются необыкновенно прекрасными. Даже пестик, которым Мари толчет карамельки в ступке, звучит весело, даже ступка звенит мелодично и приятно: все, абсолютно все ласкает глаз, слух и обоняние.

V. Итог урока.

1. - Наша сказка приближается к концу, а кто попробует уже сказать, о чём же эта сказка?

(- Эта сказка о сне девочки Мари в рождественскую ночь, её туманных мечтах о будущей жизни, о любви и о верности, вознагражденной счастьем)

Синквейн ????

Слайд № 9 (Мари )

- Какой же характер  у Мари-главной героини сказки Гофмана?

( Храбрая, чувствительная, внимательная, добрая, мужественная)

- В чём бы вы хотели походить на эту девочку?

Слайд № 10 (качества)

- Кто из ребят нашего класса характеризуется такими чертами характера?

Очень важно уметь за некрасивой внешностью разглядеть прекрасную душу и сердце. Нужны, особенно в наше сложное время, добрые, порой совсем не заметные люди, которые своими руками могут сделать чудо. А ведь и дети тоже слышали в тишине что-то такое, что не каждому дано расслышать.

- Мы должны, пытаясь понять, оценить человека, прежде всего, выявить присущие ему черты характера: ум, волю, чувство. И в жизни, как и в литературе, мы понимаем характер человека через его поступки, потому что именно поступок, действие раскрывает черты характера. Характер человека раскрывается в любом его действии?

2. - Оцените свою работу на уроке и работу своих одноклассников.

 V.  Домашняя работа

- На следующем уроке мы будем писать аннотацию и рецензию к сказке, а эпиграфом урока будут слова: «Не рассказывай о том, что читал, а рассказывай о том, что понял» (Т. Полозова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение в 4 классе Тема: Реальный и волшебный мир в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

Урок литературного чтения в 4 классе. Тема:Реальный и волшебный мир  в  авторской сказке Э.Т.А.Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" Цель: Обнаружить одну из главных особенностей романтическо...

Особенности волшебного мира в сказке А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Часть «Битва»

Урок литературного чтения по системе Занкова. Автор учебника Н.А .Чуракова. 4 класс.тема урока:Особенности волшебного мира в сказке А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».  Часть «Битва»....

Урок литературного чтения на тему: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

На данном уроке в группах проходит исследование и изучение особенностей жанра волшебной сказки в произведении Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»....

Реальный и волшебный миры в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана«Щелкунчик и Мышиный Король»

Комбинированный урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Н.А. Чураковой....

Проект по чтению "Все начинается с чтения", по произведению Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик или мышиный король»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13461741","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Конспект урока по литературному чтению "Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король"

Цель:обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения;введение детей в атмосферу сказки Гофмана, воплощение волшебства с помощью средств музыкальной выразительности в б...