Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Тарасова Людмила Алексеевна

Рабочая программа по литературному чтению в соответствии ФГОС      Программа "Школа России" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass_2012-2013.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературному чтению

4 класс 2012-2013

Пояснительная записка

  1. Закон РФ «Об образовании»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования 2004 г.;
  3. Базисный учебный план Министерства образования и науки РФ 2004 г.; (Приказ Министерства образования и науки от 05.03.2004 г. № 1089)
  4. Примерные программы начального общего образования, опубликованные в сборнике нормативных документов. Москва. Издательство «Дрофа». 2007 г.;
  5. Примерного учебного плана 1-4 классов для общеобразовательных учреждений РТ
  6.  Учебник Родная речь 1-2 часть 4 класс, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др., - М. «Просвещение» 2009г.
  7. Школьное положение о рабочей программе.

Программа "Литературное чтение" имеет два основных направления:

- знакомство с лучшими литературными произведениями, разбор и анализ которых строится по законам искусства;

- формирование грамотного читателя, который умеет правильно и выразительно читать, понимать и переживать содержание прочитанного.

Отсюда вытекают два основных принципа построения программы - коммуникативно-речевой и литературно-художественный.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование у них всех видов речевой деятельности, и прежде всего на развитие навыка чтения: от чтения вслух (громко-речевой его формы) до чтения про себя.

Литературно-художественный принцип позволяет реализовать на уроках чтения основные литературные функции: эстетические, познавательные и нравственные, которые создают прочную основу для глубокого изучения и понимания литературного произведения как искусства слова, формирует заинтересованного читателя с широким кругозором, содействует нравственно-эстетическому и общему развитию младших школьников.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно- ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,

-формирование эстетического отношения к искусству слова;

-совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

-овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

-воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Общая характеристика курса

Курс включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Результаты изучения курса

                         Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

- названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
-  наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;
-  более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

-  владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно); --

- устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;

 - придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
 - составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
 - вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
 -  давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
 - полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого  произведения;
 - давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Календарно-тематическое планирование

№  урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип/форма урока

Планируемые результаты обучения

Виды контроля

Дата проведения

(план)

Примечание

Освоение предметных знаний

УУД

1

Знакомство с системой условных знаков

1

Урок введения в новую тему

Отработать запоминание системы условных знаков

Знать систему условных знаков учебника

текущий

04.09

2

Летопись - источник исторических фактов « И повесил Олег…

1

Урок введения в новую тему

Прогнозировать  содержание раздела,  читать, выражая настроение произведения

  Знакомство с произведением, обогащение знаний о былинах

Учить понимать исторический текст  Находить интересную информацию из жизни  святого человека

Познакомить с творчеством П. П.  Ершова, работать  над содержанием сказки ,обучать правильному и выразительному чтению

Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта

Учит анализировать поступки героев

Познакомить с творчеством Лермонтова ,  Отработать  навыки беглого и выразительного чтения, чтения без ошибок, Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях русских писателей.

Воспринимать  на слух и читать выразительно стихи, воспроизводить на память.

Знание содержания произведения, учиться выделять ущественную информацию

текущий

07.09.12

3

«Ильины три звёздочки»

1

Комбинированный

Обучать правильному выразительному чтению, развивать память

текущий

11.09.12

4

«Житие Сергия Радонежского»

1

Комбинированный

Развивать речь, мышление воображение

14.09.12

5

Обобщение

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный (самостоятельная работа)

18.09.12

6

П. П. Ершов  «Конёк-горбунок»

1

Комбинированный

Учить понимать поступки героев, давать им характеристики

текущий

21.09.12

7

П.П. Ершов. «Конек-горбунок».

 А. С. Пушкин Стихотворения »Няне» «Туча»  Унылая пора»

1

Урок  повторенияизучения нового материала

Прививать любовь к природе, к поэзии

Текущий (наизусть)

25.09.12

8-9

А.С.  Пушкин »Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

2

Комбинированный

Развивать память, речь.

текущий

28.09.12

02.10.12

11

М. Ю. Лермонтов» Дары Терека»

1

Комбинированный

Развивать память,речь

текущий

05.10.12

12-13

М. Ю. Лермонтов  «Ашик-Кериб»

2

Урок изучения нового материала

Сравнивать произведения разных жанров,

текущий

09.10

12.10

14

Л. Н. Толстой «Детство»

1

Комбинированный

Проверять себя и самостоятельно оценивать  свои достижения  при работе с  текстом, используя обобщающие вопросы учебника. Характеризовать героев разных жанров

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Самостоятельно оценивать свои достижения

текущий

16.10

15

Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал»

1

Комбинированный

текущий

19.10

16

А. П. Чехов «Мальчики»

1

Комбинированный

текущий

23.10

17

Обобщение по теме

1

Систематизация знаний

Фронтальный (самостоятельная работа)

26.10

18

Ф. И. Тютчев Стихи

1

Комбинированный

текущий

(наизусть)

30.10

19

А. А. Фет «Весенний дождь» «Бабочка»

1

Комбинированный

текущий (наизусть)

02.11

    20

Е. А. Баратынский «Весна, весна!» А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

1

Комбинированный

текущий (наизусть)

13.11

21

Никитин «В синем небе плывут над полями»

1

Комбинированный

Текущий (наизусть)

16.11

22

«Школьник» «В зимние сумерки»

1

Комбинированный

Текущий (выразительное чтение)

20.11

23

И. Бунин »Листопад»

1

Комбинированный

Текущий (наизусть)

23.11

24

Обобщение

1

Систематизация знаний

Анализировать заголовки рассказов. Знать произведения  авторов.  Уметь определять эмоциональный тон   персонажа, проводить лексическую работу . Вступать в дискуссию, оценить  свой ответ.  

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Умение объяснять авторское и собственное отношение к персонажам

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Делать анализ  объектов с выделением существенных и несущественных признаков . Сравнивать произведения схожие по тематике .Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств Обмениваться мнением с товарищем по поводу читаемых произведений .Определять эмоциональный характер текста. Обобщать, т .е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущности связи. Допускать возможность  существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Фронтальный (самостоятельная работа)

27.11

25-26

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

2

Комбинированный

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов. Определять отношение автора к героям. Выражать своё отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Участвовать в обсуждении

текущий

30.11

04.12

27-28

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

2

Комбинированный

текущий

07.12

11.12

29-30

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

2

Комбинированный

текущий

14.12

18.12

31-32

С Аксаков «Аленький цветочек»

2

комбинированный

текущий

21.12

25.12

33

Обобщение. Техника чтения

1

Обобщение

фронтальный

11.01

34

С. Аксаков «Аленький цветочек»

1

Комбинированный

15.01

35

Обобщение по теме. Техника чтения

1

Систематизация знаний

18.01

36

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1

Комбинированный

22.01

37

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

1

Комбинированный

Знать творчество писателей и поэтов. Знакомиться с их творчеством .Уметь отвечать на вопросы по тексту .Уметь находить информацию  из дополнительной литературы по заданию учителя.

25.01

38

Драгунский «Что любит Мишка»

1

Комбинированный

Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Учиться любить природу. Уметь определять главную  мысль, тему.

29.01

39

В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

1

Комбинированный

01.02

40

Обобщение. Проверочная работа

1

Систематизация знаний

05.02.

41

Б. Житков «Как я ловил человечков»

1

Комбинированный

08.02.

42

К.  Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

Комбинированный

Читать  плавно, целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями .Сотрудничать с  одноклассниками. Учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

12.02.

43

М. Зощенко Ёлка» Обобщение

1

Комбинированный, обобщение

15.02.

Поэтическая тетрадь-3(ч)

44

Брюсов « Опять сон» «Детская»

1

Комбинированный

19.02.

45

С. Есенин « Бабушкины сказки»

1

Комбинированный

22.02.

46

М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

1

Комбинированный

26.02.

47

М. Цветаева «Наше царство» Обобщение

1

Обобщение

Конкурс чтецов

01.03.

48

Мамин - Сибиряк «Приёмыш»

1

Комбинированный

05.03.

49

А. И. Куприн» Барбос и Жулька»

1

Комбинированный

12.03.

50

М. Пришвин «Выскочка»

1

Комбинированный

15.03.

51

Е. И. Чарушин «Кабан»

1

Комбинированный

19.03.

Административная проверка читательских умений работать с текстом

20.03.

52

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

Комбинированный

22.03.

53

Лирические стихотворения русских поэтов 20 века. Пастернак «Золотая осень»

1

Комбинированный

02.04.

54

Кудрин «Бабье лето», Клычков. Картины весны и лета в их произведениях.

1

Комбинированный

03.04.

55

Рубцов «Сентябрь»

1

Комбинированный

12.04.

56

Есенин «Лебедушка»

1

Комбинированный

16.04.

57

Никитин «Русь»

1

Комбинированный

19.04.

58

Дрожжин «Родина», Жигулин «О Родине», «В неярком блеске»

1

Обобщение

23.04.

59

Велтистов «Приключения Электроника»

1

Комбинированный

25.04.

60

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

1

Комбинированный

30.04.

61

Обобщение по теме. Проверочная работа.

1

Контроль

07.05.

62

Свифт «Путешествие Гулливера»

1

Комбинированный

14.05.

63

Андерсен «Русалочка»

1

Комбинированный

17.05.

64

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

1

Комбинированный

21.05.

65

Сельма Лагерлеф. Святая ночь.

1.

Комбинированный

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...