Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению. 3-4 класс
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Ламмерт Светлана Валентиновна

Данные КИМы помогут проверить предметные, а также метапредметные результаты у обучающихся 3-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_cht_3_kl.docx24.22 КБ
Файл lit_cht_4_kl.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Стоит заговорить о самых маленьких птицах, мы сразу вспоминаем колибри. О красивых этих птицах-(гигантах, лилипутах, великанах) слышали все. Ещё бы! Размером колибри со шмеля, вес её — менее двух граммов. (Колибри, синица, кукушка) — жительница тропиков Америки.

А ведь (хищные, крошечные, быстрые)  птички есть и в нашей стране. Это корольки. Эта птичка-малютка, весящая пять-шесть граммов, любит хвойные леса и постоянно живёт не только в Европе, но и у нас в Сибири.

И внешним видом, и повадками  корольки напоминают мелких синиц. Свои (роскошные, великолепные, крошечные) гнёзда-корзиночки (ежи, птички, белки) устраивают обычно на кончиках еловых ветвей и так искусно их маскируют, что такое (гнездо, место, дупло) легко принять за спутавшиеся в комок мелкие веточки и хвоинки. В гнёздышке — кладка: восемь, а то и одиннадцать розовых яичек-горошинок.

Около трёхсот раз должны прилететь родители к (лесу, гнезду, озеру), чтобы накормить своих (соседей, птенцов, друзей).

Наконец заботы позади, и выводок, объединившись в (стадо, табун, стайку), начинает кочевую жизнь. Во время кочёвок и зимовок корольки очень доверчивы и почти не боятся человека.

Очень трудно королькам приходится зимой. За одну ночь (воробьи, клесты, корольки)  порой худеют так, что утром не могут лететь на поиски корма. Не насытившись,  днём, (колибри, синички, малютки) гибнут от истощения и холода.

Но вот (осень, зима, весна) отступает, солнышко растапливает сугробы. Тонкий (писк, крик, шум) корольков, несущийся из (хвойной, берёзовой, осиновой) густели, говорит о том, что корольки всё-таки выжили. (Гололедица, бескормица, засуха) и стужа позади... С (весной, летом, праздником) вас, малые птахи! С солнышком!

(Из книги Юрия  Могутина «Берег бродячих камешков. Рассказы о природе Заполярья, Приморья и Сибири»)

9

18

30

36

48

58

72

82

89

100

111

123

127

137

143

153

163

169

179

192

201

203

211

220

231

242

245

К каждому из заданий 1-6 даны три варианта ответов, из которых только один правильный. Выбери  его и обведи  нужную букву.

1. В какой из сборников можно было бы поместить прочитанное произведение?

а) Сказка за сказкой;

б) Рассказы о детях;

в) Рассказы о природе Сибири.

2. О ком это произведение?

а) о корольках;

б) о колибри;

в) о человеке.

3. Сколько граммов весит колибри?

а) менее двух граммов;

б) десять граммов;

в) пять-шесть граммов.

4. Сколько граммов весит королёк?

а) менее двух граммов;

б) десять граммов;

в) пять-шесть граммов.

5. Сколько яиц обычно откладывает королёк?

а) пять-шесть;

б) восемь-одиннадцать;

в) один-два.

6. Какую птицу не упоминает автор?

а) синицу;

б) воробья;

в) колибри.

7. Запиши ответ на вопрос. 

С каким животным автор сравнивает королька?

____________________________________________________________________

8. Запиши ответ на вопрос. 

Где в нашей стране обычно обитают корольки? _____________________________________________________________________

9. Запиши ответ на вопрос. 

Какие леса предпочитают корольки? _____________________________________________________________________

10. Подчеркни в тексте строчки, которые доказывают, что корольки – заботливые родители.

11. Запиши ответ на вопрос. В какое время года королькам приходится тяжелее всего и почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Запиши ответ на вопрос. Сопереживает ли автор королькам? Если да, подтверди свой ответ словами из текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Запиши ответ на вопрос. 

Что нового ты  узнал(а)  из этого произведения? __________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Озаглавь прочитанный текст. Запиши. _____________________________________________________________________

Ключи.

1. Рассказы о природе Сибири (в).

2. О корольках (а).

3. Менее двух граммов (а).

4. Пять-шесть граммов (в).

5. Восемь-одиннадцать (б).

6. Воробья (б).

7. Мелких синиц.

8. В Сибири.

9. Хвойные.

10. Подчеркнуты строчки: «Около трёхсот раз должны прилететь родители к гнезду, чтобы накормить своих птенцов».

11. Очень трудно королькам приходится зимой. За одну ночь корольки  порой худеют так, что утром не могут лететь на поиски корма. Не насытившись,  днём, синички, малютки гибнут от истощения и холода.

12. Автор сопереживает королькам. Он поздравляет их с наступлением весны и ласково называет их птахи: «С весной вас, малые птахи! С солнышком!».

13. Учащийся дает полный, связный ответ о том, что нового он узнал.

14. Авторский заголовок: «Малая птаха королек»



Предварительный просмотр:

Идёт красная рыба

На отмели стояла корова и жевала рыбину. Вот ведь какая история! Стоит себе

в луже, хрустит (гусиным, рыбьим, утиным)  позвонком и даже хвостом от удовольствия помахивает.

Тут мне рассказали, что рыбу к обычному (кошачьему, собачьему, коровьему)  корму добавляют во многих камчатских посёлках. И бурёнки так к рыбе привыкли, что при случае сами не прочь («порыбачить», «пострелять», «поохотиться»). Бродят среди водорослей, оставленных отливом, выискивают (рыбёшку, травку, червячка,). А что к (травке, червячку, рыбёшке) прилипают клочья морской капусты, так это для коров даже лучше.

Странности (коровьего, собачьего, кошачьего) вкуса объясняются просто. И (свёкла, морковь, капуста), и сама рыба солоны от морской воды. А для животных, известное дело,  соль — лучшее лакомство.

И не они одни (крабов, рыбу, рачков) любят. На  Камчатке её с удовольствием едят и лошади, на неё с жадностью набрасываются олени.

От учёных я слышал, что таким способом олени и лошади получают необходимое для их организма вещество — белок. Потому что ягель и трава, которыми они питаются, бедны белками.

На любой поселковой помойке можно увидеть лошадь, и даже не одну, в окружении собак и ворон. Не подумайте только, что эти  лошади  голодны. Сена и овса им хватает. А в отбросах они роются в поисках рыбных остатков. Особенно выискивают остатки (сладких, кислых, солёных) лососей.

Но настоящее пиршество у животных начинается в ту пору, когда из океана на нерест идут в (камчатские, крымские, абхазские) реки косяки  лососей. Плотным стадом, живой взблескивающей лавой движутся они вдоль тихоокеанского берега, пока не вольются в свою нерестовую речку или ручей.

И тут, на подходе к речке, набрасываются на лакомую добычу ненасытные морские волки — акулы. Хищницы выхватывают из косяков тяжёлых от икры и молок (щук, лососей, крабов), глотают и мчатся за стадом до самого мелководья.

Но пока (касатки, дельфины, акулы) хватают одних рыбин, тысячи других лососей успевают прорваться к речному устью. И — попадают в зубы к

морским зверям — нерпам.

Неуклюжие на суше, ластоногие (моржи, нерпы, тюлени) обнаруживают

поразительную ловкость в воде и, ухватив рыбину покрупней, скрываются с нею под (землёй, песком, водой).

Нерп в устьях рек много, лососей же — видимо-невидимо. И они прорываются сквозь (тюленьи, нерпичьи, моржовые)  заслоны, устремляются в ручьи, речки и идут вверх по течению такой плотной массой, что кажется, будто речки потекли вспять.

В пору нереста запрещена на камчатских реках всякая (охота, рыбалка, прогулка).  Но кто запретит ловить рыбу зверю и птице! И спешит к рыбным речкам всякий таёжный и тундровый (охотник, рыбак, зверь), летит на поживу (птица, комар, шмель).

(По Юрию  Могутину )

13

24

26

36

48

58

66

79

82

90

103

108

121

130

141

152

157

169

182

195

201

214

224

233

242

253

264

276

286

296

299

307

319

322

334

344

356

357

367

381

392

394

К каждому из заданий 1-6 даны три  варианта ответов, из которых только один правильный. Выбери его и обведи нужную букву.

1.  Где происходит действие рассказа?

а) на Ямале;

б) на Камчатке;

в) на Таймыре.

2.  Что добавляют к обычному корму коров?

а) рыбу;

б) морскую капусту;

в) морковь.

3.  Какая красная рыба упоминается в рассказе?

а) горбуша;

б) сёмга;

в) лосось.

4. Чем богата красная рыба?

а) жирами;

б) белками;

в) углеводами.

5. Что является лакомством для многих животных?

а) сахар;

б) соль;

в) крупа.

6.  Кого в рассказе называют «морские волки»?

а) нерп;

б) лососей;

в) акул.

7. Откуда и куда идет лосось на нерест?

а) из океана в реку;

б) из реки в океан;

в) из реки в озеро.

8. В книгу с каким названием ты поместил(а) бы это произведение?

а) «Энциклопедия»;

б) «Рассказы о природе Приморья»;

в) «Сказка за сказкой».

9. Подчеркни в тексте строки, где рассказывается, как коровы «рыбачат».

При выполнении заданий 10-20 запиши ответы в отведённом для этого месте.

10. Почему коровы не прочь  полакомиться морской капустой?

__________________________________________________________________

11. Кто из животных, кроме коров, любит полакомиться лососем? Выпиши тех из них, кого автор упоминает в тексте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Почему оленям и лошадям недостаточно ягеля и травы?

__________________________________________________________________

13. Когда лосось становится особенно лёгкой добычей? Почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Почему акул называют морские волки? Выскажи своё мнение.

______________________________________________________________________________________________________________________________

15. Кто нарушает запрет на рыбалку  в пору нереста лосося?

_________________________________________________________________

16. Как ты думаешь, почему автор сравнивает стадо лососей с лавой?

__________________________________________________________________

17. Почему лосось, идущий на нерест, становится особенно лакомой добычей?

__________________________________________________________________

18.  Что нового ты узнал из рассказа, чем он тебя удивил? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19.Можно ли данный рассказ использовать при подготовке сообщения на уроке по окружающему миру? Если да, как бы ты назвал своё сообщение?

________________________________________________________________

20. Придумай свой заголовок к тексту. ________________________________

Ключи.

1. На Камчатке (б).

2. Рыбу (а).

3. Лосось (в).

4. Белками (б).

5. Соль (б).

6. Акул (в).

7. Из океана в реку (а).

8. «Рассказы о природе Приморья» (б).

9. В тексте подчеркнуты строки: «Бродят среди водорослей, оставленных отливом, выискивают  рыбёшку».

11. Лошади, олени, собаки, вороны, акулы, нерпы.

12. Ягель и трава бедны белками, а лосось как раз богат белками.

13. Лёгкой добычей лосось становится в пору нереста, когда тяжёлый от икры и молок идет плотным стадом из океана в реку.

14. Автор называет акул морские волки, так как акулы – хищницы и у них «волчий»  аппетит.

15. Нарушают запрет на охоту и рыбалку в пору нереста звери и птицы.

16. Лосось – красная рыба с блестящей серебристой чешуёй. Когда лосось идет плотным стадом, он напоминает лаву.

17. В лососе, идущем на нерест, много икры и молок.

18. Учащийся даёт связный ответ на вопрос.

19.  Учащийся отвечает «можно» и придумывает заголовок, отражающий тему или микро тему текста.

20. Учащийся придумывает заголовок, отражающий тему или главное переживание  текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению для 1 класса программа «Школа 2100»

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению для 1 класса программа «Школа 2100» Проверочная работа по разделу 1    «Попрыгать, поиграть…». Соедини названия прои...

Контрольно- измерительные материалы по литературному чтению 1- 4 классы

Этот материал будет полезен учителям начальных классов.В рамках внедрения ФГОС НОО при проверке техники чтения учитывается 3 компонента: БЕГЛОСТЬ, ОСОЗНАННОСТЬ,ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.Данный текст в КИМ читае...

Конторольно-измерительные материалы по литературному чтению 1-4 класс

Данные КИМы помогут проверить метапредметные результаты у обучающихся начальных классов....

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению. 1-2 класс

Данные КИМы помогут проверить предметные, а также метапредметные результаты у обучающихся 1-2 кл....

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с оценочными и методическими материалами по литературному чтению для 2 класса

В материале представлено календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России"....

Оценочные материалы по литературному чтению для 2 класса УМК Перспектива

Данные материалы разработаны для оценивания результатов учебной деятельности учащихся 2 класса....

Контрольно измерительные материалы по литературному чтению 2-4 класс

Контрольно измерительные материалы по литературному чтению  2-4 класс...