Рабочая программа по предмету чтение 3 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему

Гусева Анастасия Андреевна

Адаптированная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_predmetu_chtenie_3_klass.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 532

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Чтение»

3 КЛАСС

(для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений)

Составитель программы:

учитель

Гришина Анастасия Андреевна

Москва

2012 г.

Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

        Обучение чтению детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми, в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни.

        Рабочая программа по чтению реализуется на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII  вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой. Обучение на уроках чтения проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.

На предмет «Чтение» в учебном плане отводится 4 часа в неделю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ученика.  

В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями).

Уровень умений и знаний учащихся по предмету оцениваться в зависимости  от индивидуальных особенностей, потребностей учащегося.   Критерии оценки  данной категории учащихся  ориентированы  на  опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей.

Основные требования к умениям учащихся по предмету:

I уровень

II уровень

III уровень

- слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию;

- читать текст вслух целыми словами;

- активно участвовать в анализе произведения пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план;

- высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения;

- выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений.

- слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы информационного плана;

- правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов;

- соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста;

- пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинно-символическому плану к каждому предложению;

- выразительно читать наизусть 3-4 небольших стихотворения.

-слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы с помощью картинно-символического плана;

- читать текст по слогам;

- соотносить иллюстрацию с определенным отрывком;

- отвечать на вопросы по тексту с помощью учителя.

        

Обучение осуществляется по учебникам: 1. В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина, Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.:Просвещение», 2008; 2. Чтение. 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Авт.сост. Смирнова З.Н., Гусева Г.М. – М.:Просвещение, 2012.

В основу содержания программы положены три основные принципа: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость  тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.

Обучение может проводиться как традиционным как звуковым аналитико-синтетическим методом, так и нетрадиционными методами. Первоначально опора должна быть на зрительную память, на запоминание зрительного образа буквы с постепенным подключением слухового анализатора. На этом же основании используются также элементы глобального чтения.

        Обучение чтению во 2-ом классе начинается с послебукварного периода. Задачи этого этапа: закреплять навыки плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, учить читать новые слоговые структуры в словах, совершенствовать звуко-буквенный анализ отдельных слов, продолжать работу над дикцией и выразительностью речи.

Содержание рабочей программы по предмету «Чтение».

 

Раздел в программе

Содержание

Задачи

Цели (характеристика деятельности учащихся)

Способ проверки достижений учащихся

Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Предметные учебные действия

Чтение, техника чтения. Выразительное, сознательное чтение

Произведения русского народного творчества: сказки, загадки, поговорки, игровые песни. Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде,  о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи, содержащие практические советы на темы, связанные с трудом, школой, семьей, природой.

Техника чтения.

Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами.  Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре (речевая зарядка). Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов.

Выразительное чтение.

Соблюдение знаков препинания. Интонация законченности повествовательного предложения, вопросительная и восклицательная интонация. Передача тоном голоса эмоционального содержания читаемого и характера персонажа. Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой речью после работы над текстом.

Отрабатывать  чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Читать целыми словами, послоговое  чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре. Совершенствовать звуковую культуру речи.

Научить отвечать на вопросы по содержанию текста. Уметь вычленять слова из предложений по заданию учителя и соотносить слова и предложения с иллюстративном материалом. Разучить  загадки, потешеки и стихотворения с голоса учителя; уметь воспроизвести их в игровой ситуации.

Учащимся необходимо прейти на чтение целыми словами без искажения звукового состава небольших, простых по содержанию и структуре слов и предложений, рассказов и стихотворений. Развивать звуковую культуру речи. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план. Необходимо уметь вычленять слова из предложений по заданию учителя и соотносить слова и предложения с иллюстративном материалом; разучивать загадки, потешеки и стихотворения с голоса учителя; уметь воспроизвести их в игровой ситуации.

Проверка техники чтения

Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова).

Развивать звуковую культуру речи. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и находить в тексте предложения, подтверждающие правильность ответа. Уметь устанавливать с помощью учителя простых смысловых связей между событиями  и поступками героев; соотносить предложения и абзацы текста с иллюстративным материалом, а также содержания рассказа и его заглавия.

Читать без искажения звукового состава слов с правильным ударением в них. Соблюдать  интонации конца предложения и пауз между предложениями. Правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов. Выразительно читать, по возможности, наизусть 3-4 небольших стихотворения по образцу учителя.

Читать, по возможности, без искажения звукового состава слов с правильным ударением в них.

Прослушивать текст, знакомиться с новыми словами с опорой на наглядные средства. Соотносить предложения и абзацы текста с иллюстратив-ным материалом.

Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений с опорой на чтение учителя.

Сознательное чтение. Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязи событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения. Развитие умения прогнозировать содержание произведения до его чтения по заглавию. Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора его с учителем. Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя. Деление текста на части с опорой на серию картинок.  

Отрабатывать чтение без искажения звукового состава слов с правильным ударением в них. Соблюдать интонации конца предложения и пауз между предложениями. Уметь читать выразительно  стихотворения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и находить в тексте предложения, подтверждающие правильность ответа.  Уметь делить текст на части с опорой на серию картинок, устанавливать с помощью учителя простых смысловых связей между событиями  и поступками героев; соотносить предложения и абзацы текста с иллюстративном материалом, а также содержания рассказа и его заглавия.

Необходимо соблюдать  интонации конца предложения и пауз между предложениями. Выразительно читать наизусть короткие стихотворения по образцу учителя. Прослушивать текст, знакомиться с новыми словами с опорой на наглядные средства. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и находить в тексте предложения, подтверждающие правильность ответа. Уметь устанавливать с помощью учителя простых смысловых связей между событиями  и поступками героев; соотносить предложения и абзацы текста с иллюстративном материалом, а также содержания рассказа и его заглавия.

Проверка техники чтения

Выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений. Прослушивать текст, знакомиться с новыми словами с опорой на наглядные средства.

Прослушивать текст, знакомиться с новыми словами с опорой на наглядные средства. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного по наводящим вопросам учителя. Соотносить предложения и абзацы текста с иллюстратив-ным материалом.

Развитие речи

Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинку; выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.

Учить пересказывать текст по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинку; выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе.  

Учащиеся должны  научиться пересказывать текст по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинку; выделять в тексте слова, характеризующие персонажей; использовать эти слова в пересказе.  

Предметно-практическая деятельность, беседа.

Уметь правильно строить предложения при ответе на вопросы; работать на правильной интонацией.  Пересказывать с опорой на картинно-символический план к каждому предложению. Разучивать небольшие стихотворения с голоса учителя.

Уметь правильно строить предложения при ответе на вопросы.  Пересказывать с опорой на картинно-символический план к каждому предложению с помощью учителя. Разучивать небольшие стихотворения с голоса учителя (по возможности).

Уметь правильно строить предложения при ответе на наводящие вопросы учителя.  Разучивать двустишия  с голоса учителя (по возможности).

Внеклассное чтение

Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг. Правильное называние заглавия произведения и его автора. Знакомство с книгой по иллюстрации на обложке и ее заглавию. Знакомство с жанрами (сказки, рассказы, стихи).

Мотивировать учащихся к самостоятельному чтению книг, прививать любовь к художественному чтению и к активному участию в анализе произведения.  Учить эмоционально выражать содержание прочитанного, выделяя основные личностные качества, черты главных героев.

Самостоятельно читать художественную литературу по мимо школьной программы.

Уметь эмоционально выражать содержание прочитанного, выделяя основные личностные качества, черты главных героев. Уметь высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения.

Беседа на уроках по внеклассному чтению.

Самостоятельно читать художественную литературу по мимо школьной программы.

Уметь эмоционально выражать содержание прочитанного, выделяя основные личностные качества, черты главных героев.

Высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения.

Читать художественную литературу по мимо школьной программы с родителями.

Излагать прочитанное, опираясь на картинный план.

Слушать чтение художественной литературы на магнитных носителях или при помощи родителей.

Учебно-тематический план по предмету «Чтение»

Название раздела в программе

Количество часов (134 ч)

теория

Контрольные мероприятия

I.

Повторение пройденного  материала в 2-ом классе.

6 ч

1

II.

Содержание, выразительность, техника чтения

70 ч

2

III.

Развитие речи

46 ч

2

IV.

Внеклассное чтение

12 ч

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе П...

пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Чтение» для учащихся 3 класса специальной (коррекционная) общеобразовательной школы.

Рабочая программа по предмету «Чтение» составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида  под редакцией В. В. Воронковой. – М.: «Просвещение» 2004 г....

Рабочая программа учебного предмета « Чтение», 4 класс

Пояснительная записка, учебно-методический комплект, количество учебных часов, основные требование к ЗУ обучающихся, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методических средств обучения...

Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс

Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс...

Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» 3 класс

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой.Предлагаемая программа орие...

Рабочая программа по предмету "Чтение" для 4 класса коррекционной школы.

Рабочая программа составлена на основе "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 0-4 классы" (И.М.Бгажноковой). Прогрпмма расчитана на 136 часов (4 часа в неделю). Прил...