Рабочая программа по предмету чтение 4 класс
материал по чтению (4 класс) на тему

Гусева Анастасия Андреевна

Адаптированная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Колледж малого бизнеса № 4

115054, г. Москва, Дубининская улица, д. 25, стр. 1.

                                                     тел./факс: 8 (499) 235-52-94;                e-mail: spo-4@edu.mos.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Чтение»

4 «А» КЛАССА

(для учащихся с легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта)

Составитель программы:

учитель

Гусева Анастасия Андреевна

Москва

2013 г.

Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

        Обучение чтению детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми, в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни.

        Рабочая программа по чтению реализуется на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII  вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой. Обучение на уроках чтения проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.

На предмет «Чтение» в учебном плане отводится 4 часа в неделю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ученика.  

В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями).

Уровень умений и знаний учащихся по предмету оцениваться в зависимости  от индивидуальных особенностей, потребностей учащегося.   Критерии оценки  данной категории учащихся  ориентированы  на  опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей.

Основные требования к умениям учащихся по предмету:

I уровень

II уровень

III уровень

- читать после анализа текст вслух целыми словами ( по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующем тоном голоса и темпом речи.

- отвечать на вопросы по прочитанному.

- читать про себя, выполнять задания учителя.

- выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам.

- читать диалоги по ролям.

- пересказывать прочитанное по частям.

- выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса.

- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами.

- пересказывать содержание прочитанного по вопросам.

- участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий.

- выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед учениками класса.

-слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы с помощью картинно-символического плана;

- читать текст по слогам;

- соотносить иллюстрацию с определенным отрывком;

- отвечать на вопросы по тексту с помощью учителя.

        

Обучение осуществляется по учебникам: 1. В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина, Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.:Просвещение», 2008; 2. Чтение. 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Авт.сост. Смирнова З.Н., Гусева Г.М. – М.:Просвещение, 2012.

В основу содержания программы положены три основные принципа: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость  тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.

Обучение может проводиться как традиционным как звуковым аналитико-синтетическим методом, так и нетрадиционными методами. Первоначально опора должна быть на зрительную память, на запоминание зрительного образа буквы с постепенным подключением слухового анализатора. На этом же основании используются также элементы глобального чтения.

        Обучение чтению во 2-ом классе начинается с послебукварного периода. Задачи этого этапа: закреплять навыки плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, учить читать новые слоговые структуры в словах, совершенствовать звуко-буквенный анализ отдельных слов, продолжать работу над дикцией и выразительностью речи.

Содержание рабочей программы по предмету «Чтение».

 

Раздел в программе

Содержание

Задачи

Цели (характеристика деятельности учащихся)

Способ проверки достижений учащихся

Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Предметные учебные действия

Чтение, техника чтения. Выразительное, сознательное чтение

Произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, б их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми.

Техника чтения.

Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трехсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами.

Выразительное чтение.

Соблюдение пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого. Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи. Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.

Отрабатывать  чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Читать целыми словами, послоговое  чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре. Совершенствовать звуковую культуру речи.

Научить отвечать на вопросы по содержанию текста. Уметь вычленять слова из предложений по заданию учителя и соотносить слова и предложения с иллюстративном материалом. Разучить  загадки, потешеки и стихотворения с голоса учителя; уметь воспроизвести их в игровой ситуации.

Учащимся необходимо прейти на чтение целыми словами без искажения звукового состава небольших, простых по содержанию и структуре слов и предложений, рассказов и стихотворений. Развивать звуковую культуру речи. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план. Необходимо уметь вычленять слова из предложений по заданию учителя и соотносить слова и предложения с иллюстративном материалом; разучивать загадки, потешеки и стихотворения с голоса учителя; уметь воспроизвести их в игровой ситуации.

Проверка техники чтения

Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова).

Развивать звуковую культуру речи. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и находить в тексте предложения, подтверждающие правильность ответа. Уметь устанавливать с помощью учителя простых смысловых связей между событиями  и поступками героев; соотносить предложения и абзацы текста с иллюстративным материалом, а также содержания рассказа и его заглавия.

Читать без искажения звукового состава слов с правильным ударением в них. Соблюдать  интонации конца предложения и пауз между предложениями. Правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов. Выразительно читать, по возможности, наизусть 3-4 небольших стихотворения по образцу учителя.

Читать, по возможности, без искажения звукового состава слов с правильным ударением в них.

Прослушивать текст, знакомиться с новыми словами с опорой на наглядные средства. Соотносить предложения и абзацы текста с иллюстратив-ным материалом.

Сознательное чтение.

Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку. Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этого цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи. Помощь учителя в объяснении симантики слова. Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учитеем.

Отрабатывать чтение без искажения звукового состава слов с правильным ударением в них. Соблюдать интонации конца предложения и пауз между предложениями. Уметь читать выразительно  стихотворения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и находить в тексте предложения, подтверждающие правильность ответа.  Уметь делить текст на части с опорой на серию картинок, устанавливать с помощью учителя простых смысловых связей между событиями  и поступками героев; соотносить предложения и абзацы текста с иллюстративном материалом, а также содержания рассказа и его заглавия.

Необходимо соблюдать  интонации конца предложения и пауз между предложениями. Выразительно читать наизусть короткие стихотворения по образцу учителя. Прослушивать текст, знакомиться с новыми словами с опорой на наглядные средства. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и находить в тексте предложения, подтверждающие правильность ответа. Уметь устанавливать с помощью учителя простых смысловых связей между событиями  и поступками героев; соотносить предложения и абзацы текста с иллюстративном материалом, а также содержания рассказа и его заглавия.

Проверка техники чтения

Выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений. Прослушивать текст, знакомиться с новыми словами с опорой на наглядные средства.

Прослушивать текст, знакомиться с новыми словами с опорой на наглядные средства. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного по наводящим вопросам учителя. Соотносить предложения и абзацы текста с иллюстратив-ным материалом.

Развитие речи

Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрации к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приемов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным. Предварительная работа над текстовыми синонимами. Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и высказываний. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.

Учить пересказывать текст по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинку; выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе.  

Учащиеся должны  научиться пересказывать текст по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинку; выделять в тексте слова, характеризующие персонажей; использовать эти слова в пересказе.  

Предметно-практическая деятельность, беседа.

Уметь правильно строить предложения при ответе на вопросы; работать на правильной интонацией.  Пересказывать с опорой на картинно-символический план к каждому предложению. Разучивать небольшие стихотворения с голоса учителя.

Уметь правильно строить предложения при ответе на вопросы.  Пересказывать с опорой на картинно-символический план к каждому предложению с помощью учителя. Разучивать небольшие стихотворения с голоса учителя (по возможности).

Уметь правильно строить предложения при ответе на наводящие вопросы учителя.  Разучивать двустишия  с голоса учителя (по возможности).

Внеклассное чтение

Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчет о прочитанной книге перед классом на уроке чтения.

Мотивировать учащихся к самостоятельному чтению книг, прививать любовь к художественному чтению и к активному участию в анализе произведения.  Учить эмоционально выражать содержание прочитанного, выделяя основные личностные качества, черты главных героев.

Самостоятельно читать художественную литературу по мимо школьной программы.

Уметь эмоционально выражать содержание прочитанного, выделяя основные личностные качества, черты главных героев. Уметь высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения.

Беседа на уроках по внеклассному чтению.

Самостоятельно читать художественную литературу по мимо школьной программы.

Уметь эмоционально выражать содержание прочитанного, выделяя основные личностные качества, черты главных героев.

Высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения.

Читать художественную литературу по мимо школьной программы с родителями.

Излагать прочитанное, опираясь на картинный план.

Слушать чтение художественной литературы на магнитных носителях или при помощи родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе П...

пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Чтение» для учащихся 3 класса специальной (коррекционная) общеобразовательной школы.

Рабочая программа по предмету «Чтение» составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида  под редакцией В. В. Воронковой. – М.: «Просвещение» 2004 г....

Рабочая программа учебного предмета « Чтение», 4 класс

Пояснительная записка, учебно-методический комплект, количество учебных часов, основные требование к ЗУ обучающихся, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методических средств обучения...

Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс

Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс...

Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» 3 класс

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой.Предлагаемая программа орие...

Рабочая программа по предмету "Чтение" для 4 класса коррекционной школы.

Рабочая программа составлена на основе "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 0-4 классы" (И.М.Бгажноковой). Прогрпмма расчитана на 136 часов (4 часа в неделю). Прил...