Урок литературного чтения в 3- А классе по теме: Н.Н. Носов «Федина задача»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Кукушкина Елена Юрьевна

Цель урока: определить произведение Н.Носова «Федина задача» сатирическое или юмористическое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_teatr.pptx2.49 МБ
Файл gruppovaya_rabota.docx15.45 КБ
Microsoft Office document icon urok_chteniya_fedina_zadacha_nosov.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д етский театр

Слайд 2

Николай Николаевич Носов ( 1908 – 1976) АЧАДАЗ АНИДЕФ

Слайд 3

Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Николаевича Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедится: все герои Н.Н . Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству. С.В. Михалков.

Слайд 4

Словарная работа Рокочущим басом – низким мужским голосом. Титулярный советник – гражданский чин 9 класса. Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами. Борзая – быстрая. Репродуктор – громкоговоритель.

Слайд 6

1. нарисовать рисунок к произведению . 2. Написать сочинение о Феде Рыбкине . 3. Написать юмористический рассказ о детях. Домашнее задание- выбери сам!



Предварительный просмотр:

Мыслители

Исследователи

Аналитики

Консультанты


Мишкина        

Каша

Приключения

Незнайки

Живая

Шляпа

Фантазёры


ЮМОР

САТИРА

Задание для группы «МЫСЛИТЕЛИ»

Словесное рисование

  • Представьте, как произошла встреча Юры и Феди. Распределите роли и покажите эту встречу (инсценировка)

Задание для группы «ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Математический диктант

  • Используя текст, запиши ответы на математические вопросы:
  1.  Сколько раз прочитал Федя задачу?

  1. Сколько концертных номеров прослушал Федя?

  1. Какой номер задачи решал герой по учебнику?

  1. Сколько доставили на мельницу мешков ржи?

  1. Сколько вышло муки из 6 кг зерна?

  1. Сколько муки помещалось на каждой машине?

Задание для группы «АНАЛИТИКИ»

Пословицы и поговорки

  • Подчеркни пословицы и поговорки, которые подходят к рассказу «Федина задача».

  1. Дурная голова ногам покоя не дает.
  2. Дело мастера боится.
  3. Делу время, потехе час.
  4. Кончил дело, гуляй смело.
  5. Не спеши языком, спеши делом.
  6. Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
  7. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
  8. За много дел не берись, а в одном отличись.
  9. Всему своё время.

10.Работа не волк, в лес не убежит.

Задание для группы «КОНСУЛЬТАНТЫ»

Советы

  • Напишите правила «Как правильно готовить домашнее задание
  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  
  6.  
  7.  
  8.  
  9.  



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3- А классе

по теме: Н.Н. Носов «Федина задача»

Цель урока: определить произведение Н.Носова «Федина задача» сатирическое или юмористическое.

Задачи урока:

  • Познакомить с юмористическим и сатирическим направлением в литературе на примере рассказа Н.Носова «Федина задача»
  • Продолжить работу по формированию навыка чтения, умению пользоваться выразительными средствами языка.
  • Формировать умение выделять главное, доказывать, делать выводы.
  • Развивать умение выражать своё отношение к герою, оценивать его поступки и мотивы и определять отношение к нему окружающих и автора.
  • Воспитывать ответственное отношение к делу, умение организовать свое время, работать в группе.

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор
  2. портрет Н.Н. Носова
  3. толковый словарь
  4. стикеры
  5. карточки с заданием для групп
  6. карточки названия групп и эмблемы
  7. смайлики для рефлексии
  8. листы самооценки

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

У всех ребят эмблемы разного цвета: красный, синий, зеленый, желтый.

2. Мотивация

-Вам предстоит сегодня побыть в роли зрителей.

– Писатель, чей рассказ мы прочитаем сегодня, вам хорошо знаком.

  1. Именно он рассказал детям о Цветочном городе и его необыкновенных жителях. 

Составьте из слов название этого произведения:

Приключения                                   шляпа

                                   Незнайки

Мишкина     

                                    

Живая                                    каша

  1. В одном из его рассказов вдруг ожила...шляпа.

Как называется этот рассказ?

  1. А уж все приключения, которые произошли с Мишуткой и Стасиком – героями многих произведений этого замечательного детского писателя, сразу и перечислить невозможно.

Вспомните одно из них.

-Как называется это произведение?

ФАНТАЗЁРЫ

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

 - Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.

- Девяносто пять. А тебе?

 -А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, -раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

- А я, - говорит Стасик, -сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

-А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, -говорит Мишутка.

- У! А я море мог переплыть!

- Подумаешь - море! Я океан переплывал!

- А я раньше летать умел!

- А ну, полети!

- Сейчас не могу: разучился.

 

– Догадались, кто этот писатель?

- Как можно назвать этих мальчиков?              стикеры

 (Фантазеры, выдумщики, болтуны, врунишки…)

-Скажите, какой этот рассказ?

3.Работа с толковым словарем Ожегова

САТИРА, -ы, ж. 1. Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. 2. Обличающее, бичующее осмеяние. || прил. сатирический, -ая, -ое. С. жанр. С. стиль

ЮМОР, -а, л. 1. Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-н. Чувство юмора. Рассказывать о чем-н. с юмором. 2. В искусстве: изображение чего-н. в смешном, комическом виде. Ю. и сатира. Отдел юмора в газете. 3. Насмешливая и шутливая речь. Тонкий ю. Грубый, неуместный ю. || прил. юмористический, -ая, -ое

Вопросы:

  1. Как вы понимаете слово «сатира» (объяснение детей своими словами)
  2. Как вы понимаете значение слова «юмор» (объяснение детей)

Вывод: Значит, юмор – это добрый смех, а сатира – злой, высмеивающий смех.

4. Формулировка темы урока, определение цели.

- Исходя из этого, определите тему урока.

– Совершенно верно, творчество Николая Николаевича Носова и чтение его произведения.

-Отгадайте, над каким произведением будем работать?

-Сформулируйте цель урока.

Цель: выяснить произведение Н.Н.Носова «Федина задача» сатирическое или юмористическое?

5 Работа над произведением

Интересно, кем был Н.Н.Носов?

Николай Николаевич Носов родился в семье актера. Николай Николаевич не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком бревен. После окончания института, больше двадцати лет проработал кинорежиссером и художником-мультипликатором. В годы Великой Отечественной войны за серию военно-технических картин режиссер был награжден боевым орденом Красной Звезды.

Сборники рассказов Носова представляют собой целую школу жизни. Каждый рассказ заставляет о чем-то задуматься, чему-то научиться в жизни.

Наибольшую известность и любовь читателей получили его сказочные произведения о Незнайке.

-Попробуйте предположить; о чём будет это произведение?

Словарная работа

  • Рокочущим басом – низким мужским голосом
  • Титулярный советник – гражданский чин 9 класса
  • Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.
  • Борзая – быстрая
  • Репродуктор – громкоговоритель

6.Физминутка

7. Работа над произведением

 Комбинированное чтение (4 ученика)

Определите жанр произведения

- Удалось Феде решить задачу?

  1. Какое настроение вызвал у вас рассказ?
  2. Как Федя готовился делать уроки?
  3. Почему Феде так и не удалось решить задачу?
  4. Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитай
  5. У Феди есть чувство юмора?
  6. Как автор относится к герою своего рассказа?

Посмеивается над ним? Осуждает его?

Или помогает ему что-то понять?

  1. Не случалось ли с вами подобных историй?

-Вспомним цель урока.

- Какой это рассказ сатирический или юмористический?

-Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ?

-Вспомним главное правило работы в группах.

8. Анализ прочитанного. Работа в группах.

1 группа «Мыслители» - Словесное рисование

  -Представьте, встречу Юры и Феди.

   Инсценировка

2 группа «Исследователи» - математический диктант

- Сколько раз прочитал Федя задачу?

 -Сколько концертных номеров прослушал Федя?

-Какой номер задачи в учебнике?

-Сколько доставили на мельницу мешков ржи?

-Сколько вышло муки из 6 кг зерна?

-Сколько муки помещалось на каждой машине?

3 группа «Аналитики» - пословицы и поговорки к рассказу:

Дурная голова ногам покоя не дает.

Дело мастера боится.

  • Делу время, потехе час.
  • Кончил дело, гуляй смело.
  • Не спеши языком, спеши делом.
  • Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
  • За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
  • За много дел не берись, а в одном отличись.

Всему своё время.

Работа не волк, в лес не убежит.

4 группа «Консультанты» -советы

«Как правильно готовить домашнее задание

9. Отчет спикеров групп о проделанной работе

Обсуждение результатов самостоятельной работы в группах

10. Итог урока

-Чему учит нас произведение Носова?

- В чем заключена его главная мысль?

11. Домашнее задание- выбери сам:

  1. Нарисовать рисунки к произведению.
  2. Написать сочинение о Феде Рыбкине.
  3. Написать юмористический рассказ о детях.  

12. Самооценка

- Оцените свою работу по принципу трех цветов:

кр., жел.. зел.  

Красный – «Недоволен своей работой»

Зеленый – «Доволен своей работой»

Желтый – «Допускал ошибки»

Активно работал на уроке

Соблюдал правила совместной работы

Участвовал в обсуждении

Не нарушал дисциплину

Был внимательным читателем

14. Рефлексия

 -Закончите фразу: «Я ………»

 -Урок окончен. Спасибо за работу.

- занять места в

4 группах

Приключения Незнайки

Живая шляпа

Мишкина каша

2 ученика показывают инсценировку отрывка из рассказа «Фантазёры»

Н.Н.Носов

«Фантазеры»

Юмористический, сатирический,

Ученица зачитывает, что такое «сатира» и «юмор»

Ученики формулируют тему и цель урока

Ачадаз анидеф

(«Федина задача»)

Рассказ о писателе.

 

Ответы детей

(Чтоб дети посмеялись над своими недостатками, избавились от них).

Инсценировка

8 раз

7 концертных номеров

№ 639

450 мешков

5 кг

3 тонны

1. При выполнении домашнего задания отключи телевизор.

2. Во время выполнения заданий не разговаривай по телефону.

3.Не слушай музыку, когда работаешь.

4.Внимательно читай задания к работе.

5.Проверяй выполненное задание.

Лист самооценки

Ф.И.____________________________________________

Принцип трех цветов:

Красный – «Недоволен своей работой»

Зеленый – «Доволен своей работой»

Желтый – «Допускал ошибки»

Активно работал на уроке

Соблюдал правила совместной работы

Участвовал в обсуждении

Не нарушал дисциплину

Был внимательным читателем

Лист самооценки

Ф.И.____________________________________________

Принцип трех цветов:

Красный – «Недоволен своей работой»

Зеленый – «Доволен своей работой»

Желтый – «Допускал ошибки»

Активно работал на уроке

Соблюдал правила совместной работы

Участвовал в обсуждении

Не нарушал дисциплину

Был внимательным читателем

Лист самооценки

Ф.И.____________________________________________

Принцип трех цветов:

Красный – «Недоволен своей работой»

Зеленый – «Доволен своей работой»

Желтый – «Допускал ошибки»

Активно работал на уроке

Соблюдал правила совместной работы

Участвовал в обсуждении

Не нарушал дисциплину

Был внимательным читателем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...

Конспект урока и материал для создания дистанционного урока в 3 классе по теме "Н.Н.Носов "Федина задача"

Класс: 3Предмет: литературное чтениеУчитель: Карпичко Ольга Владимировна, к.п.н., учитель начальных классов, ОЧУ «Газпром школа»Тема урока: Н.Н. Носов «Федина задача» (дистанци...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме Н.Н.Носов «Федина задача»

Обеспечение мотивации и принятия учащимися целей учебно-познавательной деятельности осуществляла при помощи создания на уроке ситуации успеха,  стимулирования  любознательности, постановкой ...

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по теме "Н.Носов "На горке"

по теме "Н.Носов "На горке"Цели урока:Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, память уч...

Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «Обобщающий урок по теме « Природа и мы».

Тема: «Обобщающий урок по теме « Природа и мы».Форма проведея: урок – игра.Тип урока: закрепление и обобщение знаний, умений и навыков.Программа: УМК «Школа России»...