Открытый урок по Литературному Чтению Л.Н.Толстой. Сказка "Два брата" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Конобрицкая Ирина Михайловна

Открытый урок по Литературному Чтению Л.Н.Толстой. Сказка "Два брата" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_chteniyu_l._tolstoy_skazka_dva_brata.docx35.62 КБ

Предварительный просмотр:

Лев Николаевич Толстой. Сказка «Два брата»

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, 3 КЛАСС

(УМК  «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»)

И. М. Конобрицкая, учитель МАОУ

«Гимназия № 39»,

г. Петропавловск-Камчатский

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

способствовать формированию коммуникативных навыков учащихся: умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям, научить определять жанр произведения, сравнивать, выделять их особенности; делить текст на части; составлять план; выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки;

          воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого, к предмету «литературное чтение», умение  понимать эмоционально-нравственные переживания героев;

           формирование умений учащихся анализировать художественное произведение, определяя основную мысль.

Планируемые результаты:

личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, желание больше узнать, осознают значимость чтения для развития и обучения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное;

метапредметные:

 регулятивные – планируют решение учебной задачи: выстраивают

последовательность необходимых операций (алгоритм действий); анализируют собственную работу;

познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; презентуют подготовленную информацию в наглядном виде;

коммуникативные - уметь задавать вопросы, вести диалог при работе в группах; использовать получаемую в учебной деятельности подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

предметные: научатся определять жанр произведения, сравнивать, выделять особенности; делить текст на части, составлять план, выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, портрет Л.Н. Толстого, «стрелка знаний», карточки с заданиями, картинки с изображениям мешков с зерном для каждого ученика, учебник Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. - 3 класс (в 2-х частях) - Москва, «Вентана-Граф», 2013 г., Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 3 класса. - Москва, «Вентана-Ераф», 2015 г.

Формы и методы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организа-ционный момент

Упражнение

«Горячие ладошки» растирание ладоней, до появления тепла.

Учитель:

Я держу в ладошках солнце!

И  дарю его друзьям!

Пусть оно согреет  вас.

За работу, в добрый час!

Выполнение упражнений

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация

2. Актуализация знаний.

Игра «Доскажи словечко»

- Предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко»

На доске:

Ясная …….(поляна)

«Русская   ……(азбука»)

«муравейные»   ….(братья)

зелёная ………..(палочка)

-Что объединяет эти слова?

Эти слова связаны с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого.

 ( На доске  ПОРТРЕТ + ФИО писателя)

- Что вы знаете об этом писателе?

- Какую историю  о зелёной палочке рассказал Л. Н. Толстому его брат Николай в детстве ?

Известно, какие слова были написаны на этой палочке? А вам бы хотелось узнать?

А может ли нам Л. Н. Толстой помочь раскрыть эту тайну?

Викторина по произведениям Л. Н. Толстого.

-Вспомнить  произведениям  нам помогут ребята.

-Определите жанр и название.

1.Тогда послали за отцом и матерью, позвали гостей и сыграли свадьбу. Жили они счастливо и всегда берегли ореховую ветку»

( Л. Толстой.  Сказка «Ореховая ветка»)

2.Подошёл Емельян с барабаном к реке, и все солдаты за ним пришли. Пробил Емельян  у реки барабан, разломал в щепки, бросил его в реку – разбежались все солдаты.

( Л. Толстой. Сказка «Работник Емельян и пустой барабан»)

 3.«В  согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит»

( Л. Толстой. Рассказ  «Отец и сыновья»)

Учитель:  

В творчестве Л. Н. Толстого встречаются произведения разных жанров.

-Прочитайте  слова.

 К какому жанру они относятся? (СКАЗКА)

- Послушайте , значение  слова «сказка»  в толковом словаре.

-Какими словами  вы бы дополнили запись?

народная                            бытовая

………….                           волшебная

 (литературная)                ……………..

                                      (о животных)

 Назовите признаки сказки.

(зачин, концовка, троекратные повторы, волшебство и т.д.)

Отвечают на вопросы учителя.

На этой палочке написаны слова, которые сделают всех людей муравьиными братьями.

Читая произведения Л. Н. Толстого мы , наверное , сможем раскрыть эту тайну.

Ученики читают отрывки  из произведений и называют названия произведений.

Работа со словарём.

Ученик зачитывает значение слова «сказка» в толковом словаре.

Коммуникативные УУД:

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке

Познавательные

УУД:

уметь находить и выделять необходимую информацию

Личностные УУД:

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

не бояться собственных ошибок;

понимать свои желания и цели по отношению к общим учебным задачам

3. Определение темы и цели урока.

Думаю, что вы  уже догадались,  с  произведением  какого писателя мы познакомимся на этом уроке.

Каким будет жанр этого произведения?

Проверим наше предположение.

Откройте учебник на с. 131 –ой. Прочитайте.

- Сформулируйте тему урока. 

Л. Н. Толстой. Сказка «Два брата».

Какие цели вы перед собой ставите?

Узнать…

Учиться находить…..

Составить…..

Понять……

Что поможет вам достичь этих целей?

Отметьте на стрелке,  место, которое соответствует вашим знаниям по теме.

Где вы разместили  смайлик?

Почему?

Уточняют формулировку темы урока.

Наши  знания,  материал учебника, совместная работа….

Учащиеся рисуют  «стрелку знаний».

Регулятивные

УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке

Познавательные

УУД:

ориентироваться в своей системе знаний

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

4. Изучение нового.

1.Работа над текстом до чтения.

  • Высказывание предположений.

-Можете ли вы  по названию предположить о ком, о чём будет сказка Л. Толстого?

Посмотрите на иллюстрацию. Что вы можете сказать о братьях?

Как вы думаете, какой будет эта сказка: бытовой, волшебной или о животных?

  • Чтение сказки хорошо читающими детьми.

2 .Работа над текстом после чтения.  Проверка предположений.

-Какие предположения оправдались?

-О ком эта сказка? Есть ли в сказке волшебные чудеса, превращения? Какие?

Высказывания  с опорой на иллюстрацию.

Ответы по содержанию.

(о братьях, бытовая, чудеса с зерном легко объясняются, т. к. братья пересыпали зерно)

Регулятивные УУД: выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль

Познавательные УУД:

ориентироваться в задании;

уметь находить и выделять необходимую информацию;

самостоятельно  объяснять информацию;

понимать, объяснять и осознанно воспроизводить учебные алгоритмы

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

допускать возможность различных мнений;

высказывать своё мнение, выслушивать мнения других

Личностные УУД:

Установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

принимать участие в «открытии» и формулировании нового знания или умения;

выполнять работу в соответствии с выведенными алгоритмами или понятиями.

Коммуникативные УУД:

работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.

Познавательные УУД:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; презентовать подготовленную информацию в наглядном виде.

Физкультминутка

Физкультминутка для глаз  «Часики»

Мы ногами топ – топ,

 мы руками хлоп – хлоп.

Мы глазами миг – миг,

плечиками чик –чик.

Носиками – шмыг -шмыг.

Раз сюда, раз туда, повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели. Встали. Сели. Встали.

И подскоки делать стали.

Раз – два, раз – два – заниматься нам пора.

  • Вопросы после чтения

На слайде:

Перечитайте сказку. Найдите  в тексте ответы на вопросы.

  1. Какие семьи были у братьев?
  2. Как жили братья?
  3. Как поделили урожай?
  4. О чём думали братья?
  5. Чему удивились братья?

В каком значении дано слово «хорошо»?

  • Характеристика героев

- Посмотрите на слова

(на партах карточки):

добрые   жадные   честные

трудолюбивые    отзывчивые

злые              хитрые

верные      заботливые

грубые       щедрые  внимательные

- Какие слова характеризуют братьев?

Работа по учебнику

С .132 вопрос 1

Почему «ещё крепче стала любовь между братьями»?

  • Подготовка к пересказу

Работа в тетрадях с 74 «Проталинки»

Вписать пропущенные слова

Какие слова вписали?

(правильное положение за партой)

На доске и на карточках напечатаны пункты плана.

-Что напечатано на карточках?

-Внимательно прочитайте все пункты плана и расположите их  по порядку. (около доски работает пара учеников)

Сбор урожая.

Удивление братьев.

Братья и их семьи.

Чудеса с зерном.

Крепкая братская любовь.

(проверка, обсуждение)

Работа в тетрадях

С. 75 задание 2

Есть ли ошибка в плане?  Какая?

  • Подготовка к выразительному чтению

Перечитывание  сказки  и выделение слов братьев.  

Как надо прочитать слова братьев? С каким чувством?  Почему? Попытайтесь передать  во время чтения чувства братьев.

  • Выразительное чтение.

Физкультминутка для глаз  «Часики»

  • Работа над пословицами  в парах на карточках

Прочитайте пословицы.

Подчеркните пословицу, которая наиболее подходит к сказке.

В дружной семье и в холод тепло.

Горька работа да сладок хлеб.

Жизнь дана на добрые дела.

-У кого такой  же выбор?

  • Моделирование обложки. Работа в группах

-Я предлагаю вам поработать в группах и выполнить модель обложки к произведению.

Вспомните правила работы в группе.

Ответы на вопросы по содержанию.

(правильно, по- справедливости)

(пункты плана)

1.Братья и их семьи.

2.Сбор урожая.

3.Чудеса с зерном.

4.Удивление братьев.

5.Крепкая братская любовь.

В дружной семье и в холод тепло.

Обсуждение в группах, выступление представителей групп.

5.  Итог.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Домашнее задание.

-Какими мыслями с нами поделился Л. Н. Толстой в сказке «Два  брата»?

Какие слова вы бы написали на зелёной палочке?

Достигли ли вы целей, которые ставили в начале урока?

Отметьте своё продвижение по стрелке знаний.

Какие задания вам понравилось выполнять?

Чью работу вы хотите отметить?

Упражнение «Урожай знаний»: раскрасить тот рисунок, который соответствует собранному урожаю мыслей, знаний.

(рисунки мешков с зерном)

Подготовить пересказ сказки.

 По желанию найти пословицы, поговорки, которые подходят к сказке.

Познавательные УУД:

выполнять логические операции; строить цепь рассуждений; уметь подбирать аргументы

Коммуникативные УУД:

участвовать в обсуждении

Регулятивные УУД:

оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Филиппок». 2 класс

Цели:прививать учащимся интерес к школе, предмету;работать над развитием грамотной, выразительной речи.Познакомить учащихся рассказом Л.Н Толстого «Филипок»;Развивать умение делить текст на части, сос...

Разработка урока по литературному чтению. Л.Н.Толстой "Филипок" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению во 2 классеУМК ГармонияТема урока: Л.Н. Толстой «Филиппок»Цель: создание условий для формирования осознанного выразительного, правильного чтения.Задачи:1.Образов...

Проект урока по литературному чтению Л.Н.Толстой «Русак», 2 класс

Развивать аналитическое и образное мышление; учить определять тему и жанр произведения, выделять основную мысль; совершенствовать коммуникативные умения, воспитывать любовь к родному языку средствами ...

открытый урок по литературному чтению Л. Н.Толстой "Как мужик убрал камень"

урок проводился учителям кожууна в рамках семинара учителей начальных классов "Подготовка к ВПР"...

Открытый урок по литературному чтению "Л.Н. Толстой "Котенок"

Разработка открытого урока по литературному чтению 2 класс "Л.Н. Толстой "Котенок"...

Конспект открытого урока по литературному чтению на родном языке в 1 классе "Л.Н. Толстой "Косточка", В.Осеева "Кто наказал его?"

Открытый урок по литературному чтению на родном языке в 1 классе "Л.Н. Толстой "Косточка", В.Осеева "Кто наказал его?"...

Открытый урок по литературному чтению "Л.Н.Толстой "Котёнок" 2 класс УМК "Школа России"

Открытый урок по литературному чтению "Л.Н.Толстой "Котёнок" 2 класс УМК "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС НОО...