Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Величко Наталия Ивановна

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

 начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение»

 для 1–4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя

 (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.docx58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Литературное чтение»

(для четырехлетней начальной школы)

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

1. Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с руским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
  • развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  • приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

2. Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  • овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
  • овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
  • овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

  • определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  • приобщение к литературе как искусству слова;
  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (1-й класс – «Капельки солнца»; 2-й класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

 Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

 Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

(Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре класса в неделю (136 ч. в год) или по три часа в неделю (102 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения) или 306 часов (обучение в школе с нерусским (родным) языком обучения со второго класса).

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Класс

Результаты освоения учебного предмета

Личностные

Метапредметные

Предметные

1 класс

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
  • осмысленно, правильно читать целыми словами;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • заучивать наизусть небольшие стихотворения;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
  • различать рассказ и стихотворение.

2 класс

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
  • размышлять о характере и поступках героя;
  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
  • относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

3 класс

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.
  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
  • делить текст на части, составлять простой план;
  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;
  • находить в тексте материал для характеристики героя;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять рассказ-характеристику героя;
  • составлять устные и письменные описания;
  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

4 класс

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
  • самостоятельно находить ключевые слова;
  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
  • формулировать основную мысль текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
  • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
  • видеть языковые средства, использованные автором.

6. Содержание учебного предмета, тематическое планирование

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

  • Круг детского чтения.
  • Техника чтения.
  • Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
  • Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
  • Литературоведческая пропедевтика.
  • Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Круг детского чтения чтения

1-й класс – 45 (4 часа в неделю)

«Попрыгать, поиграть…» (12 ч).

Наш дом (8 ч).

Ребятам о зверятах (12 ч).

Маленькие открытия (13 ч).

2-й класс –136 ч (4 часа в неделю)

«Там, на неведомых дорожках…» (23 ч).

Сказочные человечки (27 ч).

Сказочные богатыри (13 ч).

«Сказка мудростью богата…» (20 ч).

«Сказка – ложь, да в ней намёк…» (21 ч).

«Самое обыкновенное чудо» (31 ч).

3-й класс – 136 ч (4 часа в неделю)

Прощание с летом (6  ч).

Летние путешествия и приключения (19  ч).

Природа летом (9 ч).

«Глухая пора листопада…» (8 ч).

 «И кот ученый свои мне сказки говорил…» (18 ч).

 «Поет зима, аукает…» (12 ч).

Животные в нашем доме (9 ч).

Мы с мамой и папой (12 ч).

«Наполним музыкой сердца…» (9 ч).

День смеха (4  ч).

«О весна, без конца и без краю…» (8 ч).

День Победы (5 ч).

Родная земля (6 ч).

4-й класс – 136 ч (4 часа в неделю)

Произведения современной детской литературы разных жанров (9 ч).

У истоков русской детской литературы (20 ч).

Детская литература XIX в. (46 ч).

Детская литература XX в. (61 ч).

Техника чтения

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

способ чтения – чтение целыми словами;

правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.

1-й класс Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

2-й класс Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

3-й класс Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

4-й класс Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.

Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

1-й класс

Развитие умения разъяснять заглавие текста.

Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.

Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.

Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов.

Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного и прослушанного текста.

Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.

2-й класс

Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.

Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.

Развитие умения находить ключевые слова в тексте.

Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.

Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.

Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.

3-й класс

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).

Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

Развитие умений:

  • выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
  • самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
  • составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
  • сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
  • самостоятельно составлять план рассказа о герое;
  • отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста;
  • самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;
  • использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

4-й класс

Развитие умений:

  • самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
  • проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
  • самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
  • устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
  • находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:

  • прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
  • самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
  • проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
  • формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • пересказывать текст по плану.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа

1-й класс

Учитель создаёт необходимые условия для эмоционального «проживания» текста детьми, для выражения эмоций. Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир.

Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передаёт через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают своё отношение к прочитанному.

2-й класс

Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чём захотелось подумать).

Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.

Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления о том, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.

Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

Высказывание своего отношения к прочитанному.

3-й класс

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.

Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:

портрет;

детали биографии (что известно о его жизни);

черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;

речь героя как средство его характеристики;

отношение автора к герою;

собственное отношение к герою, его обоснование.

Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.

Высказывание своего отношения к написанному автором .

Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.

4-й класс

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.

Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).

Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.

Наблюдение над языком художественных произведений.

Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.

Литературоведческая пропедевтика

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

1-й класс

Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении. Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор.

2-й класс

Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.

Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.

Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).

Тема и основная мысль произведения.

Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создаёт (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, муми-тролли и др.).

Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).

3-й класс

Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.

Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор».

Повесть, её отличие от рассказа.

Пьеса. Признаки драматического произведения.

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.

Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе.

4-й класс

Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы.

Пролог и эпилог в художественном произведении.

Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).

Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).

Баллада – рассказ в стихах.

Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести.

Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи

1-й класс

Развитие устной речи:

  • обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);
  • обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам, составлению устных рассказов по картинкам (комиксам);
  • работа над грамматически правильным построением устного высказывания;
  • показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.

Творческие работы: иллюстрации к прочитанному, инсценирование.

2-й класс

Обучение:

  • подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;
  • выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;
  • устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;
  • составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.

Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.

Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3-7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.

Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок; иллюстрирование, инсценирование.

3-й класс

Обучение:

  • подробному и краткому пересказу текста по плану;
  • выборочному пересказу текста;
  • словесному рисованию картин к художественным текстам;
  • составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
  • составлению устных рассказов от имени одного из героев;
  • составлению устных и письменных описаний-миниатюр.

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).

Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.

4-й класс

Обучение:

  • подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
  • составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
  • творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.

Дети, оканчивая начальную школу, должны уметь:

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
  • составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
  • учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
  • выполнять творческие задания по прочитанному тексту.

7. Планирование уроков литературного чтения

по учебнику «Маленькая дверь в большой мир»

Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, 2014 год

(4 часа в неделю)

урока

Тема урока

Литературные понятия

Виды работы над текстом

Дата

1

Знакомство с учебной книгой. Б. Заходер «Моя Вообразилия», «Сказочка»

Выразительное чтение.

Составление рассказа о своей «Вообразилии».

2

Мир сказок нашего детства. М. Цветаева «В субботу».

Выразительное чтение.

Деление текста на части.

3

Знакомство с героями книги. Русская народная сказка «Царь-девица»

Народная сказка.

Сказочные приметы.

Ответы на вопросы по содержанию.

4

Русская народная сказка «Царь-девица»

Положительные герои, отрицательные герои, герои-помощники, нейтральные герои.

Троекратный повтор.

Беседа о героях сказки.

Подготовка к пересказу сказки.

5

Вн. Чтение «Самые интересные книги, прочитанные летом»

Индивидуальные выступления детей.

6

П. Ершов «Конек-Горбунок» (из первой части)

Авторская сказка. Зачин и концовка сказки.

Ответы на вопросы по содержанию.

7

П. Ершов «Конек-Горбунок» (из второй части)

Выборочное чтение с комментированием. Словарная работа. Чтение по ролям.

8

П. Ершов «Конек-Горбунок». Герои сказки. Сказочные приметы

Положительные герои, отрицательные герои, герои-помощники, нейтральные герои.

Сказочные приметы.

Беседа о сказочных элементах. Составление рассказа о понравившемся герое.

9

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Авторская сказка.

Выразительное чтение. Беседа по содержанию. Словарная работа.

10

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Положительные герои, отрицательные герои, герои-помощники, нейтральные герои.

Сказочные приметы.

Характеристика героев-персонажей сказки. Анализ сказочных примет.

11

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Пушкин - сказочник

Творческая работа «что бы я попросил у Золотой рыбки»

12

От сказки народной к сказке авторской. В. Одоевский «Мороз Иванович»

Авторская сказка.

Сравнение народной и авторской сказки. Беседа по содержанию.

13

В. Одоевский «Мороз Иванович» (4-5 части)

Беседа по содержанию.

14

В. Одоевский «Мороз Иванович». Герои сказки

Цитатный план.

Составление цитатного плана.

Пересказ сказки по плану.

Сравнение главных героинь сказки.

15

П.  Бажов «Серебряное копытце» (1-3 части)

Сказы.

Чтение и беседа по содержанию. Словесное рисование.

16

П.  Бажов «Серебряное копытце» (4-5 части)

Сравнение сказки и сказа.

Выборочный пересказ.

17

Литовская народная сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»

Чтение и беседа по содержанию.

18

Литовская народная сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»

Чтение и беседа по содержанию.

Озаглавливание частей.

19

Литовская народная сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»

Характеристика героев-персонажей.

Подготовка к пересказу.

20

Литовская народная сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»

Положительные герои, отрицательные герои, герои-помощники, нейтральные герои.

Сказочные приметы.

Исследование концовок прочитанных сказок. Подготовка к сочинению сказки.

21

Русские народные скороговорки

Скороговорка.

Работа над скороговорками. Игра в диктора.

22

Обобщающий урок по разделу 1 «Путешествие по волшебным сказкам». Проверочная работа №1.

Народная сказка. Сказочные приметы. Авторская сказка. Зачин и концовка сказки.

Работа с пословицами, соответствующими сказкам.

23

Вн. Чтение «По дорогам волшебных сказок»

Народная сказка. Авторская сказка.

Беседа по прочитанным авторским и народным сказкам. Вопросы загадки по сказкам.

24

Голландская народная песенка «Морская прогулка»

Народная песня.

Выразительное чтение. Беседа по содержанию. Словарная работа.

25

Т. Янссон «Шляпа Волшебника». Вступление, глава 1 (часть 1)

Чтение и беседа по содержанию.

26

Т. Янссон «Шляпа Волшебника». глава 1 (часть 2)

Чтение и беседа по содержанию. Чтение по ролям.

27

Т. Янссон «Шляпа Волшебника». глава 1 (часть 3, 4)

Чтение и беседа по содержанию. Составление плана. Подготовка к пересказу.

28

Т. Янссон «Шляпа Волшебника». Заключительный урок

Сказка и сказочные приметы.

Герои сказки. Составление рассказа о герое.

29

Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи» (ч. 1,2)

Чтение и беседа по содержанию.

30

Глава «Пауки и мухи» (ч. 3, 4). Наблюдение над характером Бильбо, его чувствами, настроением.

Чтение и беседа по содержанию. Наблюдение над характером Бильбо, его чувствами, настроением.

31

Глава «Пауки и мухи» (ч. 5, 6). Продолжение наблюдения над характером Бильбо.

Чтение и беседа по содержанию. Продолжение наблюдения над характером Бильбо.

32

Глава «Пауки и мухи» (ч. 7, 8). Завершение сбора материала для характеристики Бильбо.

Завершение сбора материала для характеристики Бильбо.Подготовка к рассказу о главном герое.

33

Заключительный урок. Устный рассказ о хоббите Бильбо.

Устные рассказы детей о хоббите Бильбо по плану.

34

А. Милн «Винни-Пух» (гл. 3)

Авторская сказка. Пересказ сказки.

Чтение и беседа по содержанию.

35

А. Милн «Винни-Пух» (гл. 3). Наблюдение над характером героев, языком сказки

Язык сказки.

Беседа о характерах героев с выборочным чтением.

36

А. Милн «Винни-Пух» (гл. 3). Заключительный урок. Пересказ от лица героев-персонажей.

Пересказ от лица героев-персонажей.

37

Обобщающий урок. Песенки Винни-Пуха. Песня гномов.

Песенки героев.

Выразительное чтение. Беседа по содержанию.

38

А. Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино»

.

Чтение и беседа по содержанию.

39

А. Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние»

Чтение и беседа по содержанию.

40

А. Н. Толстой «Приключения Буратино». Герои сказки. Два мира в сказке.

Характеристика героев-персонажей сказки.

41

А. Н. Толстой «Приключения Буратино». Заключительный урок.

Повесть-сказка и ее сказочные приметы.

42

Дж. Родари «Приключения Чиполлино. Чтение отрывка.

Чтение и беседа по содержанию.

43

Дж. Родари «Приключения Чиполлино. Составление характеристики Чиполлино.

Составление характеристики Чиполлино. Пересказ от имени разных героев.

44

Вн. чтение Дж. Родари «Приключения Чиполлино».

Эпилог.

Положительные герои, отрицательные герои.

45

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» (1-3 части)

Сказочная повесть.

Чтение и беседа по содержанию. Чтение по ролям.

46

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» (3-4 части)

Беседа о героях сказки.

47

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…». Заключительный урок.

Составление рассказа о герое.

48

Обобщающий урок по разделу «Сказочные человечки»

Музей восковых фигур.

Характеристика героев-персонажей сказки. Сказочная викторина.

49

Сочинение-рассказ о сказочном человечке

Составление плана, подбор материала к сочинению.

50

Любимые герои книг – сказочные человечки. Проверочная работа №2.

Творческая работа по выбору.

51

Вн. чтение «Коротышки – сказочные человечки из Цветочного города»

Сюжет сказки. Роман-сказка.

Анализ содержания романа-сказки. Творческая работа.

52

Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Поэма.

Выразительное чтение. Беседа по содержанию.

53

Былина – фольклорный жанр (ознакомление).

Былина – фольклорный жанр.

54

«Сказка про Илью Муромца»

Богатырская сказка.

Чтение и беседа по содержанию. Словарная работа.

55

Сказка про Илью Муромца».

Богатырская сказка.

Выборочное чтение, пересказ, составление устного рассказа об Илье Муромце.

56

Былина «Илья Муромец и Святогор»

Былина – фольклорный жанр.

Чтение и беседа по содержанию. Словарная работа.

57

Сравнение богатырской сказки и былины

Богатырская сказка. Былина – фольклорный жанр.

Сравнение богатырской сказки и былины

58

Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»

Богатырская сказка.

Чтение и беседа по содержанию.

59

Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»

Беседа о героях сказки. Пересказ сказки, пересказ от лица разных героев..

60

Дагестанская сказка «Богатырь Назнай»

Чтение и беседа по содержанию. Словарная работа.

61

Дагестанская сказка «Богатырь Назнай».

Пересказ, составление рассказа о главном герое.

62

Былины и богатырские сказки (обобщающий урок). Н. Матвеева «Пираты». Проверочная работа №3

Богатырская сказка. Былина – фольклорный жанр.

Выразительное чтение. Литературная викторина.

63

Вн. чтение «Мифы, легенды, предания».

Мифы. Легенды. Предания.

Индивидуальные выступления детей. Литературная викторина.

64

Вводный урок во вторую часть книги

65

Татарская сказка «Мудрый старик»

Бытовая сказка.

Чтение и беседа по содержанию.

66

Татарская сказка «Мудрый старик».

Составление плана, пересказ.

67

Киргизская сказка «Мудрая девушка»

Бытовая сказка.

Чтение и беседа по содержанию.

68

Киргизская сказка «Мудрая девушка»

Подробный и краткий пересказ. Беседа о героях сказки.

69

Русская сказка «Мудрая дева»

Бытовая сказка.

Чтение и беседа по содержанию.

70

Русская сказка «Мудрая дева».

Инсценирование сказки. Сравнительный анализ сказок о мудрости.

71

Долганская сказка «Как появились разные народы»

Чтение и беседа по содержанию, подготовка к пересказу.

72

Корейская сказка «Честный мальчик»

Волшебная сказка.

Чтение и беседа по содержанию, подготовка к пересказу.

73

Японские сказки «Настоятель и служка». Сказка первая.

Чтение и беседа по содержанию, подготовка к пересказу.

74

Японские сказки «Настоятель и служка». Сказка вторая.

Инсценирование сказки.

75

Русская сказка «Три калача и одна баранка». И. Франко «Сказка о глупости»

Сказка-анекдот.

Чтение и беседа по содержанию, подготовка к пересказу.

76

И. Франко «Сказка о глупости». Завершение работы.

Образы охотника и птички.

77

Обобщающий раздел по разделу 4. Проверочная работа № 4.

Творческая работа.

78

Русские народные загадки. Пословицы и поговорки об уме и глупости.

Русские народные загадки. Пословицы и поговорки.

Составление загадок.

79

Литературные загадки

Литературные загадки

Сочинение загадок.

80

Народные колыбельные песни

Народные колыбельные песни

Выразительное чтение.

81

Авторские колыбельные песни

Авторские колыбельные песни

Сравнение колыбельных авторских сказок.

82

Вн. чтение «Какие вопросы задают сказки?»

Виды сказок.

Индивидуальные выступления детей. Коллективное составление сказок.

83

Введение в новый раздел. Ю. Мориц «Слониха, слоненок и слон»

Выразительное чтение.

84

Русская народная сказка «Лиса и рак». Бр. Гримм «Еж и лиса»

Анималистические сказки.

Чтение и беседа по содержанию, подготовка к пересказу.

85

Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»

Анималистические сказки.

Чтение и беседа по содержанию

86

Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»

Чтение и беседа по содержанию, подготовка к пересказу.

87

Африканская сказка «Похождение дикого кота Симбы»

Анималистические сказки.

88

Африканская сказка «Похождение дикого кота Симбы»

Составление сложного плана сказки. Пересказ сказки. Образ кота.

89

Сказка афроамериканцев США «как Братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну».

Анималистические сказки.

Чтение и беседа по содержанию

90

Сказка афроамериканцев США «как Братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну».

Беседа о героях сказки.

91

Сказка афроамериканцев США «как Братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну».

Образ братца Кролика. Составление рассказа о главном герое.

92

Рассказы о братце Кролике. Чтение сказок из цикла «Сказки дядюшки Римуса»

Творческий пересказ от имени разных героев.

93

Эстонская сказка «почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул»

Анималистические сказки.

Чтение и беседа по содержанию. Инсценирование сказки.

94

А. Курляндский «Ну, погоди!»

Текс-сценарий.

Выборочное чтение. Составление кадров мультфильма.

95

Как создаются мультфильмы. Сравнение текста сказки и сказки-сценария.

 Сравнение текста сказки и сказки-сценария.

95

Г. Сапгир «Песня», Л. Квитко «Веселый жук»

Выразительное чтение.

97

Л. Квитко «Смелые воробьи», Ю. Мориц «Резиновый ежик»

Выразительное чтение.

98

Авторские считалки

Считалки.

Выразительное чтение.

99

Б. Заходер «Считалия». Литературные игры.

Литературные игры.

Литературные игры.

100

Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №5.

Анималистические сказки, стихи, считалки.

Литературные игры.

101

Вн. чтение «Читаю стихотворение и слышу сказку. Литературные стихи-сказки»

Индивидуальные выступления детей. Литературная викторина.

102

Введение в новый раздел. Г. Горбовский «Розовый слон»

Выразительное чтение. Деление на части.

103

Сент-Экзюпери «Маленький принц» часть 1.

Чтение и беседа по содержанию

104

Сент-Экзюпери «Маленький принц» часть 2. Знакомство Маленьким принцем.

Чтение и беседа по содержанию

105

Сент-Экзюпери «Маленький принц» часть 3,4. «А как это приучить?»

Чтение и беседа по содержанию

106

Сент-Экзюпери «Маленький принц» часть 5, 6. Секрет Лиса.

Чтение и беседа по содержанию. Инсценирование сказки.

107

Дж. Родари «Солнце и туча»

Чтение и беседа по содержанию, подготовка к пересказу.

108

Дж. Родари «Как Алиса в море побывала?» В. Орлов «Я рисую море»

Чтение и беседа по содержанию, подготовка к пересказу.

109

В. Берестов «Честное гусеничное»

Чтение и беседа по содержанию, подготовка к пересказу.

110

В. Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка»

Сказки-миниатюры.

Чтение и беседа по содержанию, подготовка к пересказу.

111

В. Хмельницкий «Гора», «Снег и скрипка»

Чтение и беседа по содержанию, подготовка к заучиванию наизусть..

112

Г. Цыферов «Град», «Про чудака лягушонка»

Чтение и беседа по содержанию, подготовка к заучиванию наизусть..

113

Б. Сергуненков «Куда лето прячется», «Одуванчик»

Чтение и беседа по содержанию, подготовка к пересказу.

114

Б. Сергуненков «Кот белый – кот черный»

Чтение и беседа по содержанию, подготовка к пересказу.

115

Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №6.

Экскурсия «обыкновенные предметы», «обыкновенные звуки». Творческая работа.

116

Вн. чтение «Сказки-миниатюры»

Сказки-миниатюры.

Индивидуальные выступления детей. Литературная викторина.

117

Дж. Родари «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки»

Сказки-шутки.

Чтение и беседа по содержанию. Инсценирование сказки.

118

Творческий урок-конкурс

Работа в группах. Инсценирование сказки.

119

Веселые стихи Ю. Владимирова, Г. Остера, О. Григорьева.

Выразительное чтение.

120

Веселые стихи. М. Бородицкая «Колдунье не колдуется», Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!»

Выразительное чтение.

121

Урок-отчет «Вот и закрыли мы маленькую дверь в большой мир»

Инсценирование сказки. Литературная викторина.

122

Проверка техники чтения

123

Вн. чтение «Урок-отчет «По дорогам сказки»

Сказочный конкурс.

124

Урок по итогам самостоятельного домашнего чтения

125-136

Резервные уроки

8. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по литературному чтению к концу 2 класса

Учащиеся должны знать:

  • жанры произведений устного народного творчества (сказку, былину, загадки, песенки, скороговорки); литературные жанры ( повести-сказки, стихотворения);
  • «сказочные приметы»: зачин, концовку, троекратные повторы, постоянные эпитеты.

Учащиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, выразительно целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа (55-60 слов в минуту) и громкости;
  • осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью;
  • находить ключевые слова в тексте;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, находить в тексте предложения, которые подтверждали бы высказанную мысль;
  • уметь делить текст на части, озаглавливать их;
  • находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действий, материал для характеристики героя, размышлять над его поступками;
  • выражать свое отношение к герою, событию, аргументировать свою точку зрения;
  • подробно пересказывать небольшие произведения или отдельные эпизоды;
  • выборочно пересказывать тексты;
  • составлять устные рассказы от имени одного из героев по заданному плану;
  • заучивать наизусть стихотворения и небольшие отрывки из прозы (3-7 предложений);
  • сочинять сказки, загадки, считалки.

9. Контрольно-тематическое планирование по литературному чтению

Направление контроля

Сроки

1.

Стартовая муниципальная проверка техники чтения

сентябрь

2.

Проверка техники чтения 1 полугодие

декабрь

3.

Проверка техники чтения 2 полугодие

апрель-май

10. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

для реализации рабочей программы

Обучение грамоте и пропедевтический курс русского языка обеспечиваются:

• учебником для  первоклассников «Букварь» (авторы Р.Н.  Бунеев,  Е.В. Бунеева, О.В. Пронина);

• комплектом прописей в 5-ти тетрадях «Мои  волшебные пальчики» (автор О.В. Пронина);

• «Тетрадью для   печатания»  (авторы О.В.  Пронина, Е.П.   Лебедева,  О.Ю. Мальцева);

• комплектом наглядных пособий;

•методическим пособием для  учителя «Уроки обучения грамоте по учебнику "Букварь" и прописям "Мои волшебные пальчики"» (под ред. Е.В. Бунеевой).

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению:

учебники «Литературное чтение»

1-й класс – «Капельки солнца»;

2-й класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.;

3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.;

4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.;

 «Тетради по литературному чтению» для учащихся;

«Летняя тетрадь будущего четвероклассника»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...