Урок литературного чтения по системе Л.В. Занкова 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Дятлова Надежда Анатольевна

А.Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый.."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Тема урока: «А.С.Пушкин. У лукоморья…Представление древнего человека о мире»

Тип урока: урок - исследование.

Цели: Создание условий для вовлечения детей в активную исследовательскую  деятельность через знакомство со стихотворением А.Пушкина "У лукоморья дуб зеленый.."

Задачи: 1. Учиться раскрывать тайны сказок Пушкина, обратившись  к сравнительному анализу образа дуба через славянскую мифологию;

2. Формировать навыки анализа поэтического текста, целостного восприятия художественных  образов,  навык выразительного чтения; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование:

 -для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

 -для учащихся: учебник «Литературное чтение» 2 класс

(авт.В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова)

Содержание урока:

1. Организационный момент.

-Я хочу показать вам 2 картинки.

(слайд1  слон и сова)

-Почему я показала эти картинки?

-Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы глазами внимательно читали и ушами слушали меня и слышали друг друга.

-Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

2. Целеполагание и  определение темы.

 (слайд 2) Работа с эпиграфом «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Как вы думаете, кому бы могли принадлежать эти слова?  Почему  писатель так сказал?

Действительно эти строки принадлежат знаменитому русскому поэту (слайд 3)

  -Александру Сергеевичу Пушкину

- Как вы думаете, почему я начала с этих строчек?  Чему мы посвятим наш сегодняшний урок?

(мы будем говорить о Пушкине и его сказках)

(слайд 4)

6 июня 1799 года, более 170 лет назад родился  "солнце русской поэзии" , так его часто называют, гений литературы - Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь поэта была короткой, но произведения, оставшиеся нам в наследство до сих пор интересны и поучительны.

-Сегодня  мы с вами вновь  будем в роли   исследователей литературы. А кто такие исследователи? (люди, создающие или открывающие новые знания.)

-Нам сегодня предстоит  раскрыть тайны, которые спрятаны в сказках Пушкин, сделать свои новые открытия.

3. Актуализация имеющихся знаний

 -А.С.Пушкин очень ценил русскую речь, русский язык,  а особо русский. фольклор

-А кто знает, что такое фольклор?(народное творчество: сказки, песни, легенды и т.д.)

-Как вы думаете,  кто мог заложить в  поэте любовь песням, сказкам? (бабушка, няня). (слайд 5)

У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева (Яковлева). «Подруга дней моих суровых» – называл её поэт. У неё он с малых лет слушал песни, предания, учился чистому народному языку.

От неё впервые услышал замечательные русские сказки.

-А няня откуда знала так много сказок?

_А вы хорошо знаете сказки Пушкина?

 -Знаете ли вы сколько сказок написал Пушкин?

-А наши гости как считают?

-Сейчас мы узнаем точный ответ на этот вопрос.

Внимание на экран.

- Перед вами рисунок к этой сказке. Что это за сказка? (слайд 6)

-Что понадобилось старику, чтобы поймать золотую рыбку?(невод)

- Назовите первый заказ, исполненный рыбкой (новое корыто)

-А это какое произведение Пушкина? "Ветер  по морю гуляет и кораблик подгоняет". (слайд 7).

- На уроке экономики мы с вами уже сталкивались с героями этого произведения, разбирая передачу информации  от царицы к царю и обратно через гонца. Что движило действиями ткачихи, поварихи и сватьи бабы-бабарихи?

   

(слайд 8)

"Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!»

(слайд 9)

 "Бедный поп

Подставил лоб:

С первого щелка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка;

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

А Балда приговаривал с укоризной:

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной» 

-Что значит "гоняться за дешевизной?".

Физминутка ( повторяют движения).

«….И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Но царица молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела…»

-Из какой сказки прозвучал отрывок?

(«о Мертвой царевне и семи богатырях») (Слайд 10)

-Сколько сказок мы сегодня вспомнили? (Слайд 11)

-На самом деле у Пушкина еще одна сказка («О Медведихе», но она была не окончена. Всего было окончено 6 сказок, которые и дошли до наших дней.

4. Проблемная ситуация

-Среди сказок, рассказанных няней Ариной Родионовной Пушкину была  и такая: "Что за чудо,-говорит мачеха, вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а  на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет-сказки сказывает, вниз идет-песни поет."

 -Кто-нибудь  что-то знакомое услышал в этих строчках?

- Какое произведение Пушкина мы сегодня будем исследовать? ("У лукоморья дуб зеленый..")

с.112 учебника

То, что мы сейчас будем читать всего лишь пролог (вступление) к поэме "Руслан и Людмила", которая повествует о том, как злой волшебник Черномор унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу, о том, как Руслан и еще три жениха отправились ее выручать, о их приключениях и счастливом конце.

Итак,  в путь к нашим открытиям.

Первичное чтение учителем стихотворения

-Что вам показалось удивительным?

Повторное самостоятельное чтение учащимися  текста

 -Перечитайте первые 6 строчек.

 -Прочитайте их с такой интонацией, с которой бы их прочитал Пушкин.

 -Получилось ли у ребят? Оцените.

5. Исследование

-Вам не кажется, что в первых шести строчках сплошные загадки? Именно в этих строчках Пушкин спрятал тайны для исследования.

-Что же такое лукоморье?

Если обратиться к  словарю, то вы прочтете, что лукоморье-это морская лука, изгиб моря. Представьте себе лук и стрелы. Когда на луке тетива натянута, лук сгибается. Так же изогнут и берег моря. Получается залив..

-А теперь подумайте, почему А.С. ставит огромный дуб на берегу моря и селит сказочных персонажей? (высказывания детей)

-А знаете ли вы, что это не простое дерево, не просто дуб. Наши предки, согласно мифам, считали, что это мировое дерево. Как же древний человек представлял себе это дерево, почему оно мировое ? (слайд 12)

-Рассмотрите его. Куда упирается вершина?(в небеса)

-Кто там живет? (боги)

-Значит это не наш мир, в котором мы с вами живем, не свой, а какой? (чужой)

-Где корни растут?(под землей)

-Значит какой мир там находится? (подземный)

-Кто может  жить в подземном мире? (злые духи)

-А в дупле, что там? Хочется залезть, но страшно, т.к. там тайна .

-Вот Пушкин и хочет ее разгадать и нам предлагает это сделать.

-А тайна где прячется? (в сказках)

-Значит какой мир там найдем? (сказочный)

- А где мы с вами находимся?( посередине, под дуплом)

-Что же делает это дерево своим стволом? (соединяет эти миры)

- Итак, почему же А.С. привлек образ дуба? (высказывания детей)

(В нем отражены народные представления о мире)

-Вот почему его считали мировым деревом.

- А где дорога, которая ведет в мир опасности, кто догадался?(по цепи)

- Прочитайте первые 4 строчки про себя.

-Где живет кот? (на границе своего мира и чужих миров)

- Почему эта цепь золотая? Вспомните, в сказках волшебные предметы какие были?(золотые)

-Золотой может быть  символом  чего?(солнца)

- Как думаете, у наших предков с чем ассоциировалось солнце ?(высказывания детей)

-Значит солнце – это сказочный мир?(да)

-А где вход в сказочный, волшебный мир?(в дупле)

-Вот кот и живет на границе.

- А как он ходит кот, прочитай.

- Он ходит вокруг дуба днем и ночью, значит как?(по кругу, беспрерывно)

Круг- это символ времени, именно круг в глубокой древности почитался наряду с крестом, был для наших предков священной фигурой.

- А солнце по форме что напоминает?(круг)

Вот почему это символ волшебства.

Двигательная  физминутка

- Почему Пушкин отправляет кота то налево, то направо?

(высказывания детей)

-Налево- мир волшебства, мир духов каких? (сказочных из сказок)

-Направо- наш мир, правда.

 Вот кот и ходит на границе этих миров. вот почему, когда хотят, чтобы существа, обитающие в чужом мире не помешали чему либо сбыться, плюют через левое плечо.

-Почему Пушкин на эту цепь посадил именно кота?

-Вспомните сказки, кот-герой, какой? («Кот в сапогах» герой- помощник и учитель.)

-Кот Тимофеевич, кот Иванович, почему его величали в народных сказках по отчеству? (уважали, почитали).

 -Издревле считалось, что кошка связана с чужим миром, со злыми духами. Почему?

-Кого люди «берут» с собой, когда въезжают в новый дом?(домового)

-Что знаете о домовом?

- А знаете кто его жена? Это кикимора в теле кошки. Как вы думаете, кикимора какой дух? (злой).

 

-С давних времен кот является атрибутом новоселья.

-Как думаете, для чего в дом впускают первую кошку?

Да, чтобы не мешали жить в новом доме злые духи. Вот почему он связывает наш мир с чужим.

 

-Вдумчиво перечитайте оставшиеся строчки стихотворения.

Вчера на уроке мы с вами заглядывали в сказочный сундучок. (с. 110). Еще раз перечитайте. Какие особые сказочные признаки мы можем найти в любой сказке?

-О каких сказочных событиях рассказывает Пушкин? Докажите, что они сказочные. (кот разговаривает, волк служит царевне, ступа "бредет сама собой" и др.)

-Какие волшебные предметы называет? (ступа, избушка на курьих ножках и т.д)

-Какие слова и выражения говорят о том, что сказочный мир таинственный и загадочный? (Чудеса, неведомые дорожки, невиданные звери и т.д)

-Прочитайте окончание пролога. Что заметили? (Похож на конец народной сказки) .

-Кому рассказывал свои сказки кот? (слайд 13)

6. Итог урока

- Сегодня мы только начали наши исследования, на следующем уроке продолжим раскрывать тайны и загадки Пушкинских произведений.

- Благодаря кому мы сегодня смогли узнать о древних предтавлениях и секретах?( А.С. Пушкин)

«Вы подарили нам царевну,

Что спит спокойно вечным сном,

И море синее и пену…

И рыбку золотую в нем.

И три девицы пряжу пряли…

По морю плавал царь Гвидон.

А поп с Балдою выясняли,

Кому и как менять закон…

Мы с детства знаем сказки эти,

Они нам дороги всегда.

Вы нам оставили в наследство

Любовь друзей и злость врагов,

И изумительное средство

Познанья вечного стихов.»

Фильм

7. Рефлексия.

- Выскажетесь одним предложением,

     " Сегодня на уроке я….."

"Я доволен или не совсем доволен работой, т.к....."

-А я сегодня на уроке довольна вашей работой и радостью общения с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: литературного чтения. Система РО Л.В.Занкова Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 2 «А» Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Работа над произведением развивает  речь учащихся, обогащает их  словарный запас, формирует оценочное суждение, учит понимать содержание сказки через анализ поступков героев, учит...

Урок математики по системе "Школа России" 4 класс, тема: "Таблица единиц времени"

Урок построен в виде космического путешествия. Закрепление единиц времени происходит путём преодоления преград в "космическом пространстве". Разнообразны формы и методы урока, дефференцированы упражне...

КТП по литературному чтению. Система Л.Занкова.1 класс

Календарно-тематическое планирование по ФГОС. Система Л.В.Занкова. Литературное чтение. 1 класс...

Урок математики по системе Занкова "Миллиметр" 2 класс

Тема урока: МиллиметрЦель урока: познакомить учащихся с новой единицей измерения длины – миллиметром....

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения  системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...