Разработка урока А.И.Куприн «ЗАВИРАЙКА»
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Ятманова Нина Петровна

Многие  рассказы   А. И. Куприна  посвящены  изображению животных (в  основном – домашних).

Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их своеобычные нравы и характеры, привычки и верность человеку. Писатель любил и  хорошо знал повадки многих животных., А. И. Куприн был великим «зверолюбом».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока :  А.И.Куприн  «ЗАВИРАЙКА»

Цели:

  1. Научить определять главную тему и идею литературного произведения.
  2. Перевести проблемную ситуацию рассказа в русло сегодняшнего дня.
  3. Вызвать живой отклик в душе ребенка по отношению к «братьям нашим меньшим».

Задачи:

  1. Познакомить с содержанием рассказа «Завирайка».
  2. Проанализировать прочитанный материал.
  3. На примере данного произведения обсудить нравственные проблемы:

- об отношении человека к окружающему миру (быть наблюдательным, изучать природу и ее особенности);

- о любви к животным;

- каким должен быть «хозяин вселено

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравиться учиться!Я- хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!

 Речевая разминка.

Ужа оса ужалила,     Ежу ужасно жаль его

II. Актуализация знаний.

Какие главные качества души, по – вашему, необходимы вашим друзьям и близким, чтобы мир был гармоничен и прекрасен?

-добрыми, заботливыми, чуткими, самоотверженными, отзывчивыми,  внимательными , милосердными (слова написаны на доске)

А можно ли эти слова отнести к братьям нашим меньшим? Назовите автора и его героев. Чему они вас научили?

А.Чехов «Белолобый», М.Пришвин «Лимон», Л.Н.Толстой «Лев и собачка», К.Паустовский «Кот Ворюга».

III . Постановка темы и целей урока

( Звучит мелодия  «В  мире  животных») . Почему  именно  эта  мелодия  прозвучала? (Ответы  детей) Сегодня  у нас обобщающий урок по теме «Братья наши меньшие»

На дом было задано прочитать рассказ  А.И.Куприна «Завирайка»

IV. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя о Куприне

Многие  рассказы   А. И. Куприна  посвящены  изображению животных (в  основном – домашних).

Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их своеобычные нравы и характеры, привычки и верность человеку. Писатель любил и  хорошо знал повадки многих животных., А. И. Куприн был великим «зверолюбом».

Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал. Все животные, о которых он писал, жили на самом деле: многие из них в доме Куприна, другие – у друзей, о судьбе некоторых он  узнавал из газет. С теми животными, которые жили у него, Куприн много занимался: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила смертельная опасность. «Все наши животные – собаки, лошади, кошки, козы, обезьяны, медведи и другие звери – были у нас членами семьи, – вспоминала дочь Куприна. – С нежным и пристальным вниманием следил мой отец за их жизнью и нравами».

  1. Работа над содержанием текста.

А) Состояние природы. Авторское отношение.

             - В какое время года происходит событие?

             Весной (стр.104)

             - Какие признаки есть в тексте, указывающие на то, что весна ранняя?

            (Снег сковал движения.  Всем было тяжело идти. )

            Вывод: и люди, и собаки попали в необычные условия.

            - Является ли природа, героем данного произведения?  Как она себя проявляет?

              Зима переламывалась. Издалека стало попахивать весной.

                Природа создает условия, при которых приходится охотиться.

             (стр.63 – возвращение с охоты).

             Природа у Куприна живет своей жизнью, не считаясь с человеком.

      Б) Портрет Завирайки.

          - А кто является главным героем рассказа?

              ( Завирайка)

          - Почему не люди, а Завирайка «спас Патрашку»?

          - Попробуем собрать словесный портрет Завирайки. (стр. 62)

  • А как вы думаете, почему собака представляла людей «огненными»? (Когда охотники стреляли из ружья, и от туда вырывался язычок пламени. Ну а как мы знаем любое животное боится огня, это её инстинкт.  И из-за этого они побаиваются людей.

  • Почему Завирайка обнаружил пропажу собаки и организовал спасение?

(Уговорил)

      ВЫВОД: Хозяева понимали язык животного, поверили ему.

                    - Почему пошли за ним?

                      (Собака была серьезная.)

  1. Как пес благодарил?

(С.107)

 Тест  (  9-10- «5»;     7-8- «4»;      4-6-  «3»  )

1. Это произведение

а) рассказ

б) стихотворение

в) сказка

-За правильный ответ 1 балл

2. Автор этого произведения

а) К. Паустовский

б) Б. Житков

в) А. Куприн

-За правильный ответ 1 балл

3. Имя главного героя

а) Завирайка

б) Патрашка

в) Чубарик

-За правильный ответ 1 балл

4. Когда герои пошли на охоту?

а) в конце осени

б) в конце зимы

в) в конце весны

-За правильный ответ 1 балл

5. Мы с Арапом на кого охотились?

а) собака

б) заяц

в) лиса

-За правильный ответ 2 балла

6. Почему охотничья собака звала людей в лес?

а) взбесилась

б) почуяла волка

в) спасти друга

-За правильный ответ 2 балла

7. Почему маленькая собачка не могла сама добраться до дома?

а) попала в капкан

б) снег был талым и липким

в) заблудился

-За правильный ответ 2 балла

Проверка.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного.

  1. Рассказ учащимися понравившегося эпизода.

  1. Определенные главной мысли рассказа.

-Чему учит нас рассказ? (Чтобы кого-то спасти, необязательно быть царем Вселенной, быть большим и ссыльным человеком, но можем организовать спасение, если не сами, то с чей-то помощью.) Не проходите мимо беды, не ссылайся на то, что ты маленький.

Но кроме Завирайки было много собак, но почему только он заметил (был охотничьей собакой), а др. охотились сами по себе.

VII.  Знакомство с картиной, автор Мурильо «Мальчик с собакой». 

Куприна называли художником слова, а мы познакомимся еще с одним художником: Б. Мурильо.

а) О художнике.

б) Рассматривание картины.

1.  Что вы видите на картине?

2.  Какие краски использовал автор? (спокойные, мягкие, теплые)

3.  Куда направлен взгляд мальчика?

4.  С какими чувствами смотрят друг на друга мальчик и собака?

5. Объясни жест его правой руки.

6. Расскажи о собаке, которая стоит возле мальчика.

7 .  Может ли мальчик быть равнодушным и злым к окружающему миру?.  Может ли пройти мимо чьей-то беды, продать друга?

8 .  Почему вы так думаете?

      VIII      Итог урока:

  а) Сегодняшний наш урок, чем может помочь в жизни? Что узнали о взаимоотношениях между животными и людьми? (не быть равнодушными)

IX. Рефлексия

-  Что понравилось на уроке?

- Как можете оценить свою работу на уроке?

     X.     Домашнее задание

 Придумать рассказ: Как завязалась дружба между мальчиком и собакой?

Исполнение песни « Не дразните собак»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Конспект открытого урока к семинару По УМК «Планета знаний» По литературному чтению Куприн «Завирайка»

Цели: Научить определять главную тему и идею литературного произведения.Перевести проблемную ситуацию рассказа в русло сегодняшнего дня.Вызвать живой отклик в душе ребенка по отношению к «братья...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Методическая разработка «Планирование и разработка урока с обучающимися с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОВЗ»

1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучать...

Александр Иванович Куприн ЗАВИРАЙКА

Александр  Иванович Куприн (1871 – 1938 гг.)ЗАВИРАЙКАЦели: Научить определять главную тему и идею литературного произведения.Перевести проблемную ситуацию рассказа в русло сегодняшнего дня....