Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Рабочая программа по литературному чтению по программе "Школа России". 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_1_klass.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        I. Пояснительная записка

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения предмета литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Предмет литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в первом классе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения предмета у первоклассников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, работать с различными видами текстов.

     Предмет литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих технологий: деятельностный метод обучения, проблемно-диалогическая, технология продуктивного чтения. Использую коллективные ,групповые, индивидуальные формы работы ,метод беседы, создания проектов, методы проблемного обучения.

        В программу включён этнокультурный компонент, нацеленный на  приобщение первоклассников к традиционным ценностям на основе патриотического, духовно – нравственного воспитания, развитие познавательных интересов, представлений о природе, климатическом, этнографическом своеобразии Республики Хакасия, воспитание гражданской активности, толерантного отношения к представителям других культур.  Включено знакомство с УНТ хакасского народа, природой Хакасии, животным миром, играми.

               В ходе обучения реализуются межпредметные связи с содержанием курсов русского языка(составление и запись предложений и мини текстов о литературных героях),  ИЗО (иллюстрирование отдельных произведений), музыки (слушание муз произведений – колыбельные, народные и т.д). тесная связь с  внеурочными занятиями «Школа развития речи», «Клуб будущих отличников»

II. Результаты изучения предмета

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися 1 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

- Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).

- Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков

- Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.

- Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.

- Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты.

- Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.

- Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения.

- Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.

 - Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.

 - Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.

 Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

- Понимать, принимать и сохранять учебную задачу

- Составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя

- Составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений под руководством учителя

- Оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом

- Принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.

- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

-  Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

-Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

- Слушать и понимать речь других.

- Участвовать  в паре

                                                                       Предметные результаты

                                                  Виды речевой и читательской деятельности

Ученик научится:

- воспринимать  на слух чтение учителя и товарищей по классу;

- читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);

- читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения;

-самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;

-вычерпывать фактуальную информацию текста (герои, поступки героев, события);

-участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;

-пересказывать текст подробно с опорой на картинный  план, на иллюстрацию; на основе опорных слов (словесная модель текста);

-представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной книги).

Ученик получит возможность научиться:

- читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;

- самостоятельно определять главную мысль произведения;

- задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

- пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;

- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.

Творческая деятельность

Ученик научится:

называть авторов и заголовки прочитанных или прослушанных произведений в классе;

-находить в учебнике произведение в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название

Ученик получит возможность научиться:

- участвовать в организации выставки книг в классе;

- находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.

Работа с текстом

Ученик научится:

- определять тему и главную мысль текста;

- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Ученик получит возможность научиться

- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

- составлять небольшие отзывы о прочитанном.

                               III Содержание предмета

 Виды речевой и читательской деятельности. Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, умение задавать вопросы по прослушанному  художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Работа с разными видами текста

Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

 Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Работа с текстом художественного произведения

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Составлять рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста.

 Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику.

Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании.

 Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия первоклассниками.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение — общее представление о жанре.

Творческая деятельность обучающихся(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной  речи.

Этнокультурный компонент

Животный мир Хакасии, Природа родного края Хакасская,  сказка «Два брата», Хакасская игра «Медвежий пень», Художники Хакасии, Абакан – столица Хакасии, Абаканский зоопарк, Слушание хакасской сказки «Лягушка и журавль», Загадки хакасского народа, Пословицы хакасского народа, Н. Тиников «Жарки»

                                      IV. Тематическое планирование

по учебникам «Литературное чтение» (авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская)

1 класс (132 часа)

№п/п

Названия разделов

Кол-во часов

Обучение чтению -92часа:

1.

Добукварный период  

15часов

2.

Букварный период

57 часов

3.

Послебукварный период

20часов

Литературное  чтение -40ч:

4.

Жили-были буквы

7часов

5.

Сказки,загадки,небылицы

8 часов

6.

Апрель, апрель. 3венит капель!

5 часов

7.

И в шутку и всерьёз

6 часов

8.

Я и мои друзья

7 часов

9.

О братьях наших меньших

7 часов

                                                       V. Диагностический инструментарий

Сроки проведения

Название работы

Апрель

Комплексная работа на межпредметной основе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...