Внеклассное занятие во 2 классе "Созвездие сказок Андерсена"
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Блажко Ольга Петровна

Внеклассное занятие во 2 классе "Созвездие сказок Андерсена"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie_sozvezdie_skazok_andersena.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие во 2 классе «Созвездие сказок Андерсена»

Цель: обобщить знания детей по прочитанным сказкам Г.Х.Андерсена. 

 

Задачи:

1.Расширять и углублять представления  детей о сказках  Г.Х.Андерсена; проверка умения анализировать характеры героев, определять главную мысль произведения;

2. Развивать творческие способности детей способом выразительного чтения по ролям, инсценирования стихотворения.

3.Формировать умение работать в коллективе;

4.На примерах героев сказок Г. Х. Андерсена воспитывать доброту, желание и умение совершать добрые поступки.

Ход  занятия:

I. Организационный момент

Мы сегодня с вами дружно

В путешествие пойдём,

И с хорошим настроеньем

В страну сказок попадём.

 

Тем, кто любит приключенья,

Я открою свой секрет:

Удивительнее сказок  

Ничего на свете нет.

 

II. Сообщение темы и целей урока

1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас особенный урок: мы отправимся в путешествие в Сказочную страну и встретимся с героями сказок Андерсена. Вам сегодня предстоит доказать не только то, что вы любите сказки Андерсена, но и то, что вы их хорошо знаете.

Наверное, нет в мире человека, которому бы не было известно имя замечательного датского сказочника Г.Х. Андерсена. Волшебный мир его сказок покорял и покоряет своей добротой и поэтичностью.

Ганса Христиана Андерсена по праву считают Королем сказок.  Сказочник писал о причудливых феях, эльфах, троллях, но главное в его сказках - человек. Все его сказки, о чем бы он ни писал, рассказывают о людях, их мечтах, поступках, о скрытых тайнах души.

   Андерсен был похож на соловья и пел о счастливых и несчастных, о добре и зле, которые нас окружают, он понимал людей и сочувствовал им.  

2. Из биографии.

- Перед вами портрет великого сказочника.

  Ганс Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе. Жил он в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Чего он только не делал в юные годы — и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев. Он всегда находил повод для того, чтобы радоваться и выдумывать всякие истории.  

   Андерсен создал так много сказок, что нам понадобилось бы много времени для их перечисления. А уж о его героях и говорить нечего. Они любимы, вы их прекрасно помните, знаете.

А поможет нам приоткрыть дверь в этот чудесный мир сказок ... волшебная шкатулка

(На столике – шкатулка, в ней цветок, яйцо, осколок зеркала)

 

III. Работа по содержанию сказок Г.Х.Андерсена.

1.  «Дюймовочка»

Учитель достаёт из шкатулки цветок.

Учитель: Из какой сказки Г.Х.Андерсена этот прекрасный цветок, кто мог поместиться в нем? (Ответы детей)

Это Андерсена сказка
Обошла весь белый свет.
Героини её краше
И милее в мире нет.

(Выходит Дюймовочка)

 Инсценировка пьесы в стихах «Дюймовочка».

-А что произошло в сказке  дальше? (Ответы детей)

- Какое чувство воспитывает в нас сказка «Дюймовочка», и это чувство

присутствует на  протяжении всей сказки? (Доброта)

Учитель:   Какой же можно сделать вывод?   (ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО)

 2.  «Гадкий утёнок»

Учитель:    Мы продолжаем свое путешествие по сказкам Андерсена, и на свет появляется новый предмет. (Учитель достаёт из шкатулки яйцо.)

Учитель:  Что это? Из какой сказки?

Знаете ли вы, как появилась на свет эта сказка?

 

Рассказ учителя

Сейчас я поведаю Вам одну удивительную историю.

 Однажды Ганса Христиана Андерсена попросили написать автобиографию, где он родился и кто его родители? Но у него никак не получалось. И вот когда он, наверное, в сотый раз начинал всё сначала, ему вдруг вспомнилась фраза: «Гадкий утёнок». Так его однажды назвали в детстве. Тогда у маленького Андерсена рос длинный нос, а уши походили на крылышки. Мать, правда, не печалилась. Но соседи смеялись. И маленький Андерсен часто плакал от обиды, а потом вдруг начинал мечтать, он непременно должен вырасти красивым принцем. И как в сказке «Гадкий утёнок» Ганс Христиан Андерсен становится замечательным детским писателем.

Я думаю, «Гадкий утёнок» - это сказка жизни Андерсена, одна из самых добрых и чистых надежд.       Об этом нам расскажет вторая группа ребят.

Сказка «Гадкий  утенок-гордая птица!» в стихах. Иллюстрации детей к сказке.

Учитель:  Понравился ли вам главный герой этой сказки?

Что хотел сказать нам Г.Х. Андерсен в этой сказке?

Чему научила нас эта история? (Ответы детей)

 Учитель:  И в этой сказке ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ  ЗЛО.

3.     «Снежная королева»

Учитель:    Много невзгод претерпел бедный, но способный юноша Ганс до того, как стал сочинителем книг и сделался знаменитым.  Сам сказочник мечтал написать прекрасную сказку о Любви.  Вот ещё одна загадка.

(Учитель достаёт из шкатулки осколок зеркала.)

Учитель:  Из какой сказки этот опасный предмет?

Учитель:  О чём это сказка?

- Что помогло Герде в поисках Кая и освобождении его от чар Снежной королевы?  (Дружба,любовь)

Отрывок из стихотворения «Снежная королева»

Мне бабушка однажды прочитала,

Как маленькая Герда в путь пошла,

Спасая брата, лишь о нём мечтала,

Преграды все любовью превзошла.

О «Снежной королеве» эта сказка,

Но героиня вовсе не она,

А та, кто растопила зло всё лаской,

Преодолела трудности одна.

Что нового поведать миру можно

Из старой сказки много лет спустя?

А в ней–то истину познать возможно:

Как верить и любить людей, простя.

Учитель:  И опять ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО

4.     «Русалочка»

Учитель:    ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО. А всегда ли это так? Давайте вместе поразмышляем над этим вопросом. Вспомним героиню, которая погибла, превратившись в морскую пену. Кто это? (ответы детей)

Учитель: Она погибла, значит, зло победило? (ответы детей)

Учитель:   Русалочка погибла не потому, что победило зло, а потому, что она не может совершить зло ради своего спасения. Русалочка жертвует собой ради принца. Счастье – в стремлении к добру, в самоотверженности ради счастья принца! Нет, она не погибла, любовь делает её душу бессмертной.

В Дании, при входе в город Копенгаген со стороны моря, находится самая известная скульптура – Русалочка. Она перед вами. Да, да это та самая удивительная красавица, которая жертвует жизнью во имя любви к человеку.

 IV. Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена.

С помощью волшебной шкатулки мы вспомнили только несколько сказок Г.Х.Андерсена, но он их написал гораздо больше. Как вы думаете, сколько сказок он написал? (Ответы детей)

Учитель: 170 сказок! Назовите сказки Андерсена, которые вы читали. (Ответы детей)

А теперь пришло время выяснить, насколько хорошо вы знаете сказки Г.Х.Андерсена. И узнаем мы это при помощи викторины.

  «Узнай сказку по ее началу».

Задание 1 : « Жил-был принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жены непременно принцессу, да не какую-нибудь, а самую настоящую…» («Принцесса на горошине»).

Задание 2 : «Жила на свете одна женщина. У неё не было детей. А ей очень хотелось ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье…» («Дюймовочка»)

Задание 3 :  «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей и я все стал видеть злым и безобразным…» («Снежная королева»)

Задание 4 : «И соловей запел так дивно, что у этого героя слезы набежали на  глаза.  Он был очень доволен и хотел пожаловать соловью свою золотую  туфлю  на шею…» («Соловей»)

«Конкурс знатоков сказок» 

а) Снежная королева сказала ему : “Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков”. Какое слово должен был сложить Кай ? (вечность)

б) Вы хорошо представляете, как труден был путь Герды. На чём ей пришлось добираться до царства    Снежной королевы?(пешком- лодка-карета- олень)

в)Андерсен находил поэзию там, где другие едва осмеливаются искать ее на чердаке, в мусорном ведре. Вспомните, какую из своих сказок Андерсен нашел в канаве, где плавает старая бумага? ( «Стойкий оловянный солдатик»)

… в старом дупле? («Огниво»)

....в мышиной норе?(«Дюймовочка»)

...на скотном дворе? («Свинопас»)

... на птичьем дворе? («Гадкий утенок»)

... в каморке на чердаке? («Снежная королева»)

б) Цифры в сказках Андерсена:

-«Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас  на  зиму  ласточки, жил король. У него было ?? сыновей и одна дочка» (11 сыновей)  

                           

V. Физкультминутка

Самые-самые - сказки и герои.

Самая короткая сказка. («Принцесса на горошине»)
Самая грустная сказка. («Русалочка»)
Самая зимняя сказка. («Снежная королева»)
Самая смешная сказка. («Новый наряд короля»)
Самая крошечная девочка. (Дюймовочка)
Самый богатый жених. (Крот)
Самая настоящая принцесса. (Принцесса на горошине)
Самая злая королева. (В сказке «Дикие лебеди»)
Самая знатная утка. (В сказке «Гадкий утенок»)
На долю какого героя выпали самые большие беды и несчастья?
(Гадкий утенок. Допускается:Стойкий оловянный солдатик)
Самый бедный принц. (В сказке «Свинопас»).
Самый бравый, добрый и находчивый солдат. (В сказке «Огниво»)
Самая, на ваш взгляд, правдивая история. («Принцесса на горошине». Можно: «Новый наряд короля», «Стойкий оловянный солдатик»)
Самый молчаливый герой. (Стойкий оловянный солдатик)
Самая молчаливая героиня. (Танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик»)
Ваша самая любимая сказка Г.-Х. Андерсена. (Дети называют).

Учитель:  Молодцы! Все поработали хорошо и доказали, что сказки вы любите и читаете.

 VI. Поэтическая страничка

Читая сказки, мы учимся сострадать, сопереживать, сочувствовать, сказки учат нас любить ближнего, иногда мы смеёмся, а иногда плачем... И когда эти чувства переполняют нас, в нас просыпается желание творить. В нашем классе есть дети, которые, прочитав сказки Г.Х.Андерсена, попытались выразить свои чувства в стихах и рисунках.

1 ученик:

Есть такой писатель,

Писал он для детей.,

Оловянного солдатика

Придумал он для нас,

И сказку о Русалочке

Читали мы не раз.

 

Про гадкого утёнка

Читают малышам.

И сказка про Дюймовочку

Нам снится по ночам.

 

2 ученик:

Есть в датских сказках какой-то секрет,

Дети их любят больше конфет!

 

Дети и спят и не ложатся,

Хочется сказки конца им дождаться.

«Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Сон» ...

Кто написал это чудо?! Кто это? Он!!!

 

3 ученик:

Горстку отважных героев,

Что не сдаются ветрам,

Бережно держит в ладонях

Андерсен Ганс Христиан.

 

Герды, Русалки, Солдатика стойкого,

Может быть, нет на земле.

Но их поступки достойные –

Лучший пример детворе!

Героев сказок Ханса Кристиана
Узнали мы, дружок, довольно рано,
Когда читать-то толком не умели
И на коленях маминых сидели.
Идут по жизни с нами постоянно
Дюймовочка, солдатик оловянный,
Русалочка, Элиза, Герда с Каем -
Все эти сказки наизусть мы знаем.
В них словно отразилась жизнь сама:
Печаль и радость, свет и тьма.
Но если скучно станет, мы готовы
Взять книжку да перечитать их снова.

VII. Итог занятия:

 

- Вот и закончилось наше путешествие по сказкам Андерсена. По сказкам Андерсена написано много пьес, созданы мультфильмы и художественные фильмы.

Вам, ребята, еще не раз  предстоит встретиться с героями любимых  сказок великого датского сказочника.

 -Возможно, вы еще не читали сказок, героями которых стали штопальная игла или свинья-копилка. Вы можете найти эти сказки на нашей книжной выставке.

Волшебный мир сказок Андерсена перед вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие на тему:"По страницам сказок Г.Х.Андерсена"

Занятие-путешествие по страницам сказок Г.Х.Андерсена....

Сценарий внеклассного занятия «Жили-были» по сказкам Г.Х. Андерсена.

Данный материал можно использовать учителям начальных классов для подведения итогов по прочтении сказок  Г.Х. Андерсена, организаторам для проведения внеклассных мероприятий  по сказкам в на...

Внеклассное занятие по сказкам Г.Х. Андерсена

Внеклассное занятие по сказкам Г.Х. Андерсена...

СКАЗКА «Путешествие Дюймовочки с героями сказок Андерсена»

Сказка "Путешествие Дюймовочки с героями сказок Андерсена"...

Внеклассное занятие "В мире сказок и чудес"

Разработка внеклассного мероприятия по сказкам для обучающихся 1 классов. Разработана в соответствии с ФГОС....

Мир сказок Андерсена

Презентация для уроков литературного чтения или внеклассного чтения. Можно использовать во внеурочной деятельности....