Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс. Программа Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа402 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. Место учебного предмета в учебном плане.
  1. Об учебной программе.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования по литературному чтению, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС),   введённому приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009  года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и авторской программе авторов Л.Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.

Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МКОУ «СОШ им. П.П. Грицая ст. Солдатской»

  1. О количестве учебных часов.

В соответствии с учебным планом школы на 2018-2019 учебный год данная  рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 136 часов в год (4 часа  в неделю).

  1. Используемый учебно-методический комплект.

1. Рабочая программа Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение», 3 класс: М., Просвещение 2014 год

2. Учебник по чтению «Литературное чтение»  в двух частях, Л Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова,3 класс,М.: Просвещение, 2016 г. с логотипом ФГОС

3.Рабочая тетрадь по литературному чтению для 3 класса, Кутявина С.В.,ООО «ВАКО», 2018 г. с логотипом ФГОС

4.Методическое пособие с поурочными разработками Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецким, М.В. Головановой.

  1. Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета.
  1. Цели и задачи, основные принципы.

     Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.

Цели рабочей программы:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова,
  • формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  •  обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи реализации программы:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

 - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

-   обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

-   работать с различными типами текстов;

-   создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

         Логика изложения, содержание обучения, перечень практических работ рабочей программы в полном объеме совпадают с  авторской программой по предмету, поэтому в программу не внесено изменений.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Виды речевой и читательской деятельности.  

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных

текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы

по  содержанию  услышанного  произведения,  определение  последовательности  событий,

осознание  цели  речевого  высказывания,  умение  задавать  вопрос  по  услышанному

учебному, научно-познавательному и художественному  произведению.

Чтение

Чтение  вслух.  Постепенный  переход  от  слогового  к  плавному  осмысленному

правильному  чтению  целыми  словами  вслух  (скорость  чтения  в  соответствии  с

индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на

нормальный  для  читающего  темп  беглости,  позволяющий  ему  осознать  текст.

Соблюдение  орфоэпических  и  интонационных  норм  чтения.  чтение  предложений  с

интонационным  выделением  знаков  препинания.  Понимание  смысловых  особенностей

разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение  про  себя.

 Осознание  смысла  произведения  при  чтении  про  себя (доступных  по  объему  и  жанру  произведений).

 Определение  вида  чтения  (изучающее, ознакомительное,  просмотровое,  выборочное).  Умение  находить  в  тексте  необходимую информацию.  Понимание  особенностей  разных  видов  чтения:  факта,  описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. 

 Общее представление о разных видах текста: художественных,  учебных,  научно-популярных  –  и  их  сравнение.  Определение  целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое  освоение  умения  отличать  текст  от  набора  предложений.

Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на

смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие  в  коллективном  обсуждении:  умение  отвечать  на  вопросы,  выступать  по

теме,  слушать  выступления  товарищей,  дополнять  ответы  по  ходу  беседы,  используя

текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая  культура. 

Книга  как  особый  вид  искусства.  Книга  как источник  необходимых  знаний.  Первые  книги  на  Руси  и  начало  книгопечатания  (общее представление).  Книга  учебная,  художественная,  справочная.  Элементы  книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно -иллюстративный материал).

Типы  книг  (изданий):  книга-произведение,  книга-сборник,  собрание  сочинений,

периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор  книг  на  основе  рекомендованного  списка,  картотеки,  открытого  доступа  к

детским  книгам  в  библиотеке.  Алфавитный  каталог.  Самостоятельное  пользование

соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа  с  текстом  художественного  произведения.

  Понимание  заглавия произведения,  его  адекватное  соотношение  с  содержанием.  Определение  особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и

отношений.Понимание  нравственного  содержания  прочитанного,  осознание  мотивации

поведения  героев,  анализ  поступков  героев  с  точки  зрения  норм  морали.  Осознание

понятия  «Родина»,  представления  о  проявлении  любви  к  Родине  в  литературе  разных

народов  (на  примере  народов  России).  Схожесть  тем,  идей,  героев  в  фольклоре  разных

народов.  Самостоятельное  воспроизведение  текста  с  использованием  выразительных

средств  языка:  последовательное  воспроизведение  эпизода  с  использованием

специфической  для  данного   произведения  лексики  (по  вопросам  учителя),  рассказ  по

иллюстрациям, пересказ.

Характеристика  героя  произведения  с  использованием  художественно-выразительных  средств  данного  текста.  Нахождение  в  тексте  слов  и  выражений,

характеризующих  героя  и  событие.  Анализ  (с  помощью  учителя),  мотивы  поступка

персонажа.  Сопоставление  поступков  героев  по  аналогии  или  по  контрасту.  Выявление

авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика  героя  произведения.  Портрет,  характер  героя,  выраженные  через

поступки и речь.

Освоение  разных  видов  пересказа  художественного  текста:  подробный,

выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный  пересказ  текста:  определение  главной  мысли  фрагмента,  выделение

опорных  или  ключевых  слов,  озаглавливание,  подробный  пересказ  эпизода;  деление

текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание

каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в

виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный  выборочный  пересказ  по  заданному  фрагменту:  характеристика

героя  произведения  (отбор  слов,  выражений  в  тексте,  позволяющих  составить  рассказ  о

герое),  описание  места  действия  (выбор  слов,  выражений  в  тексте,  позволяющих

составить  данное  описание  на  основе  текста).  Вычленение  и  сопоставление  эпизодов  из

разных  произведений  по  общности  ситуаций,  эмоциональной  окраске,  характеру

поступков героев.

Работа  с  учебными,  научно-популярными  и  другими  текстами.

  Понимание заглавия  произведения;  адекватное  соотношение  с  его  содержанием.  Определение

особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание

отдельных,  наиболее  общих  особенностей  текстов  былин,  легенд,  библейских  рассказов

(по  отрывкам  или  небольшим  текстам).  Знакомство  с  простейшими  приемами  анализа

различных  видов  текста:  установление  причинно-следственных  связей.  Определение

главной  мысли  текста.  Деление  текста  на  части.  Определение  микротем.  Ключевые  или

опорные  слова.  Построение  алгоритма  деятельности  по  воспроизведению  текста.

Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ

текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать

вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не

перебивая,  собеседника  и  в  вежливой  форме  высказывать  свою  точку  зрения  по

обсуждаемому  произведению  (учебному,  научно-познавательному,  художественному

тексту).  Доказательство  собственной  точки  зрения  с  опорой  на  текст  или  собственный

опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство

с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа  со  словом  (распознавать  прямое  и  переносное  значения  слов,  их

многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог  как  форма  речевого  высказывания.  Монологическое  речевое

высказывание  небольшого  объема  с  опорой  на  авторский  текст,  по  предложенной  теме

или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании.

Передача  содержания  прочитанного  или  прослушанного  с  учетом  специфики  научно-популярного,  учебного  и  художественного  текста.  Передача  впечатлений  (из

повседневной  жизни,  художественного  произведения,  изобразительного  искусства)  в

рассказе  (описание,  рассуждение,  повествование).  Самостоятельное  построение  плана

собственного  высказывания.  Отбор  и  использование  выразительных  средств  языка

(синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное  сочинение  как  продолжение  прочитанного  произведения,  отдельных  его

сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы  письменной  речи:  соответствие  содержания  заголовку  (отражение  темы,

места  действия,  характеров  героев),  использование  в  письменной  речи  выразительных

средств  языка  (синонимы,  антонимы,  сравнение)  в  мини-сочинениях  (повествование,

описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения  устного  народного  творчества  разных  народов  России.

Произведения  классиков  отечественной  литературы  XIX–ХХ  вв.,  классиков  детской

литературы,  произведения  современной  отечественной  (с  учетом  многонационального

характера  России)  и  зарубежной  литературы,  доступные  для  восприятия  младших

школьников.

Представленность  разных  видов  книг:  историческая,  приключенческая,

фантастическая,  научно-популярная,  справочно-энциклопедическая  литература;  детские

периодические издания (по выбору).

Основные  темы  детского  чтения:  фольклор  разных  народов,  произведения  о

Родине,  природе,  детях,  братьях  наших  меньших,  добре  и  зле,  юмористические

произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение  в  тексте,  определение  значения  в  художественной  речи  (с  помощью

учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор,

гипербол.

Ориентировка  в  литературных  понятиях:  художественное  произведение,

художественный  образ,  искусство  слова,  автор  (рассказчик),  сюжет,  тема;  герой

произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее  представление  о  композиционных  особенностях  построения  разных  видов

рассказывания:  повествование  (рассказ),  описание  (пейзаж,  портрет,  интерьер),

рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая  и  стихотворная  речь:  узнавание,  различение,  выделение

особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные

песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки)  –  узнавание, различение, определение

основного  смысла.  Сказки  (о  животных,  бытовые,  волшебные).  Художественные

особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ,  стихотворение,  басня  –  общее  представление  о  жанре,  особенностях

построения и выразительных средствах.

Творческая  деятельность  обучающихся  (на  основе  литературных произведений)

Интерпретация  текста  литературного  произведения  в  творческой  деятельности

учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное  рисование,

знакомство  с  различными  способами  работы  с  деформированным  текстом  и

использование  их  (установление  причинно-следственных  связей,  последовательности

событий:  соблюдение  этапности  в  выполнении  действий);  изложение  с  элементами

сочинения,  создание  собственного  текста  на  основе  художественного  произведения

(текст  по  аналогии),  репродукций  картин  художников,  по  серии  иллюстраций  к

произведению или на основе личного опыта.

  1. Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многофункционального российского общества;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  •  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  •  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  •  использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  •  активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;
  •  использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  •   овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  •  умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные

В  результате  изучения  курса  ученик,  освоивший  программу 3 класса:

  осознает  значимость  чтения  для  своего  дальнейшего  развития  и  успешного

обучения  по  другим  предметам,  у  него  будет  сформирована  потребность  в

систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

  научится  полноценно  воспринимать  художественную

  литературу,  эмоционально  отзываться  на  прочитанное,  высказывать  свою  точку

зрения и уважать мнение  собеседника;

  получит  возможность  познакомиться  с  культурно-историческим  наследием

народов  России  и  общечеловеческими  ценностями,  произведениями  классиков

российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей,

осмыслить  этические  представления  о  понятия:  «добро»,  «зло»,  «справедливость»,

«отзывчивость»,  «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего

у обучающегося начнѐтся формирование системы духовно-нравственных ценностей;

  начнѐт  понимать  значимость  в  своей  жизни  родственных,  семейных,

добрососедских  и дружественных  отношений  получит  возможность  осмыслить

понятия   «дружба»,  «взаимопонимание»,  «уважение»,  «взаимопомощь»,  «любовь»  и

познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и

сверстникам,  на  основе  чего  у  обучающегося  будет  формироваться  умение  соотносить

свои  поступки  и  поступки  героев  литературных  произведений  нравственно-этическими

нормами;

  освоит  восприятие  художественного  произведения  как  особого  вида  искусства,

научится соотносить его с другими видами искусства;

  полюбит  чтение  художественных  произведений,  которые  помогут  ему

сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;

  приобретѐт  первичные  умения  работы  с  учебной  и  научно-популярной

литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.

Учащиеся овладеют  техникой  чтения,  приѐмами  понимания  прочитанного  и

прослушанного  произведения,  элементарными  приѐмами  интерпретации,  анализа  и

преобразования  художественных,  научно-популярных  и  учебных  текстов.  Научатся

самостоятельно  выбирать  интересующую  их  литературу  пользоваться  словарями  и

справочниками,  включая  компьютерные,  осознают  себя  как  грамотных  читателей,

способных творческой деятельности.

Обучающиеся  научатся  вести  диалог  в  различных  коммуникативных  ситуациях,

соблюдая правила речевого этикет, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного

(прочитанного)  произведения.  Они  будут  составлять  несложные  монологические

высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по

плану,  составлять  небольшие  тексты  повествовательного  характера  с  элементами

рассуждения  и  описания.  

Учащиеся научатся  декламировать  (читать  наизусть) стихотворные  произведения.  Они  получат  возможность  научиться  выступать  перед  знакомой  аудиторией  (сверстников,  родителей,  педагогов)  с  небольшими  сообщениями, используя  иллюстративный  ряд  (плакаты,  аудио-  и  видеоиллюстрации,  видеосюжеты  и анимации и др.).

Они  научатся  приѐмам  поиска  нужной  информации,  овладеют  алгоритмами

основных учебных действий по анализу и интерпретации х удожественных произведений

(деление  текста  на  части,  составление  плана,  нахождение  средств  художественной

выразительности  и  др.),  научатся  высказывать  и  пояснять  свою  точку  зрения,

познакомятся  с  правилами  и  способами  взаимодействия  с  окружающим  миром,  получат

представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.

  Овладеют  основами  коммуникативной  деятельности  (в  том  числе  с

использованием  средств  телекоммуникации),  на  практическом  уровне  осознают

значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности

Ученик научится:

  осознавать  значимость  чтения  для  дальнейшего  обучения,  саморазвития;

воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;

понимать  цель  чтения:  удовлетворение  читательского  интереса  и  приобретение  опыта

чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

  прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку,

автору, жанру и осознавать цель чтения;

  читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

  различать  на  практическом  уровне  виды  текстов

(художественный,  учебный,  справочный),  опираясь  на  особенности  каждого

вида текста;

  читать  (вслух)  выразительно  доступные  для  данного  возраста  прозаические

произведения  и  декламировать  стихотворные  произведения  после  предварительной

подготовки;

  использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное,

выборочное  поисковое,  выборочное  просмотровое  в  соответствии  с  целью  чтения  (для

всех видов текстов);

  ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного

текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

  для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;

воспроизводить  в  воображении  словесные  художественные  образы  и  картины  жизни,

изображенные  автором;  этически  оценивать  поступки  персонажей,  формировать  свое

отношение  к  героям  произведения;  определять  основные  события  и  устанавливать  их

последовательность;  озаглавливать  текст,  передавая  в  заголовке  главную  мысль  текста;

находить  в  тексте  требуемую  информацию  (конкретные  сведения,  факты,  описания),

заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них,

подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с

использованием словарей и другой справочной литературы;

  для  научно-популярных  текстов:  определять  основное  содержание  текста;

озаглавливать  текст,  в  краткой  форме  отражая  в  названии  основное  содержание  текста;

находить  в  тексте  требуемую  информацию  (конкретные  сведения,  факты,  описания

явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и

отвечать  на  них,  подтверждая  ответ  примерами  из  текста;  объяснять  значение  слова  с

опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

  использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

  для  художественных  текстов:  устанавливать  взаимосвязь  между  событиями,

фактами,  поступками  (мотивы,  последствия),  мыслями,  чувствами  героев,  опираясь  на

содержание текста;

  для  научно-популярных  текстов:  устанавливать  взаимосвязь  между  отдельными

фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями

текста, опираясь на его содержание;

  использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

для  художественных  текстов:  формулировать  простые  выводы,  основываясь  на

содержании  текста;  составлять  характеристику  персонажа;  интерпретировать  текст,

опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать

связи,

  для  художественных  текстов:  формулировать  простые  выводы,  основываясь  на

содержании  текста;  составлять  характеристику  персонажа;интерпретировать  текст,

опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности;  устанавливать

связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и

поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

  для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на

тексте;  устанавливать  связи,  отношения,  не  высказанные  в  тексте  напрямую,  например,

объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием

текста;

  ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать

выводы,  соотносить  поступки  героев  с  нравственными  нормами  (только  для

художественных текстов);

  различать  на  практическом  уровне  виды  текстов  (художественный  и  научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

  передавать  содержание  прочитанного  или  прослушанного  с  учетом  специфики

текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

  участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы,

высказывать  и  обосновывать  собственное  мнение,  соблюдая  правила  речевого  этикета  и

правила  работы  в  группе),  опираясь  на  текст  или  собственный  опыт  (для  всех  видов

текстов).

Ученик получит возможность научиться:

  осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и

высказывать суждение;

  осмысливать эстетические и нравственные ценности  художественного текста и

высказывать собственное суждение;

  высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении,

доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

  устанавливать  ассоциации  с  жизненным  опытом,  с  впечатлениями  от

восприятия других видов искусства;

  составлять  по  аналогии  устные  рассказы  (повествование,  рассуждение,

описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Ученик научится:

  осуществлять  выбор  книги  в  библиотеке  (или  в  контролируемом  Интернете)  по

заданной тематике или по собственному желанию;

  вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной

деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

  составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному

образцу.

Получит возможность научиться:

  работать с тематическим каталогом;

  работать с детской периодикой;

  самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Ученик научится:

  распознавать  некоторые  отличительные  особенности  художественных

произведений  (на  примерах  художественных  образов  и  средств  художественной

выразительности);

  отличать  на  практическом  уровне  прозаический  текст

от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

  различать  художественные  произведения  разных  жанров  (рассказ,  басня,  сказка,

загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

  находить  средства  художественной  выразительности  (метафора,  олицетворение,

эпитет).

Получит возможность научиться:

  воспринимать художественную литературу как вид  искусства, приводить примеры

проявления художественного вымысла в произведениях;

  сравнивать,  сопоставлять,  делать  элементарный  анализ  различных  текстов,

используя  ряд  литературоведческих  понятий  (фольклорная  и  авторская  литература,

структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание,

метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

  определять  позиции  героев  художественного  текста,  позицию  автора

художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Ученикник научится:

  создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

  восстанавливать  текст,  дополняя  его  начало  или  окончание,  или  пополняя  его

событиями;

  составлять  устный  рассказ  по  репродукциям  картин  художников  и/или  на  основе

личного опыта;

  составлять  устный  рассказ  на  основе  прочитанных  произведений  с  учетом

коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Получит возможность научиться:

  вести  рассказ  (или  повествование)  на  основе  сюжета  известного  литературного

произведения,  дополняя  и/или  изменяя  его  содержание,  например,  рассказывать

известное  литературное  произведение  от  имени  одного  из  действующих  лиц  или

неодушевленного предмета;

  писать  сочинения  по  поводу  прочитанного  в  виде  читательских  аннотации  или

отзыва;

  создавать серии иллюстраций с короткими текстами по  содержанию прочитанного

(прослушанного) произведения;

  создавать  проекты  в  виде  книжек-самоделок,  презентаций  с  аудиовизуальной

поддержкой и пояснениями;

  работать  в  группе,  создавая  сценарии  и  инсценируя  прочитанное  (прослушанное,

созданное  самостоятельно)  художественное  произведение,  в  том  числе  и  в  виде

мультимедийного продукта (мультфильма).

В результате изучения литературного чтения ученик должен знать/понимать:

  • наизусть не менее 15 стихотворений;
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

уметь:

  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
  • соблюдать паузы  и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
  • раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
  • сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
  • овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75  слов в минуту.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
  • работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

3.Система контроля,  оценивания.

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

1-й класс

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

2-й класс

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

3-й класс

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

4-й класс

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.

Классификация ошибок и недочетов,влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

Техника чтения

Переход к осмысленному правильному чтению целыми словами.

В I-м полугодии темп чтения вслух незнакомого текста – 60 слов. Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя – на 10 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.

II-е полугодие. Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. Темп чтения вслух незнакомого текста – 75 слов, про себя – на 10 и более слов быстрее.

Критерии оценки по технике чтения в 3 классе

отметки

класс

«5»

«4»

«3»

«2»

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

III

не менее 60 слов

не менее 75 слов

не менее 55 слов

не менее 70 слов

не менее 50 слов

не менее 65 слов

не менее 35 слов

не менее 50 слов

Объём прочитанного на оценку текста должен быть не менее:- в третьем классе – 1/3 страницы.

Оценка «5» ставится ученику, если он:

  • читает в 1 полугодии осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, темп чтения - не менее 60 слов в минуту;
  • во 2 полугодии - бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию, темп чтения - не менее 75 слов в минуту;
  • полно, кратко и выборочно пересказывать текст, самостоятельно составлять простейший пан, выявляет основной смысл прочитанного;
  • самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
  • знает и читает наизусть стихотворение.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

  • читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;
  • темп чтения - не менее 55 слов в минуту в 1 полугодии, во втором полугодии - не менее 70 слов;
  • делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
  • составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
  • самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
  • читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

  • читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, темп чтения - не менее 50 слов в минуту в 1 полугодии;
  • во 2 полугодии - целыми словами, недостаточно выразительно, темп чтения - не менее 65 слов в минуту, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок;
  • передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др.  помощью наводящих вопросов учителя;
  • воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправления их только с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

  • читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, темп чтения - 35 слов в минуту в 1 полугодии, во 2 полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок, темп чтения до 50 слов в минуту;
  • пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
  • не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
  • при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.

Чтение наизусть

Оценка "5" – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка "4"– знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,    

                         самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3"– читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

  • Правильная постановка логического ударения
  • Соблюдение пауз
  • Правильный выбор темпа
  • Соблюдение нужной интонации
  • Безошибочное чтение

Оценка "5" – выполнены правильно все требования

Оценка "4" – не соблюдены 1–2 требования

Оценка "3"– допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2"– допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

  • Своевременно начинать читать свои слова
  • Подбирать правильную интонацию
  • Читать безошибочно
  • Читать выразительно

Оценка "5" – выполнены все требования

Оценка "4"– допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" – допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2"– допущены ошибки по трем требованиям        

Пересказ

Оценка "5" – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не                

                         упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на  

                         вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4"– допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3"– пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет  

                         последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2"– не может передать содержание прочитанного.

IV. Содержание  учебного предмета.

Введение (1 ч)

  • Знакомство с учебником.

Самое великое чудо на свете (5  ч)

  • Знакомство с названием раздела.
  • Рукописные книги древней Руси.
  • Первопечатник Иван Федоров.
  • Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений.

 Обучающиеся должны знать:

  • историю создания книги,
  • имя русского первопечатника Ивана Федорова

Обучающиеся должны уметь:

  • обобщить полученную информацию по истории создания книги;
  • осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего;
  • придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.

Устное народное творчество (14 ч)

  • Знакомство с названием раздела.
  • Русские народные песни.
  • Докучные сказки.Сочинение докучных сказок.
  • Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
  • Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
  • Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
  • Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
  • Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
  • Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
  • Русская народная сказка «Сивка-бурка».
  • Русская народная сказка «Сивка-бурка».
  • Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.
  • КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»).
  • Проект «Сочиняем волшебную сказку. Оценка достижений.».

Обучающиеся должны знать:

  • различные произведения устного народного творчества (пословицы ,загадки, песни, сказки)

Обучающиеся должны уметь:

  • различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры
  • приводить примеры произведений фольклора ( пословицы ,загадки, песни, сказки)
  • отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;
  • делить текст на смысловые части;
  •  составлять его простой план
  • участвовать в диалоге при обсуждении произведения;
  •  выражать личное отношение к прочитанному.

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

  • Знакомство с названием раздела.
  • Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского).
  • Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза».
  • Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
  • А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...».
  • И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...».
  • И. Никитин «Встреча зимы».
  • И. З. Суриков. «Детство».
  • И. З. Суриков «Зима».Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.
  • Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»).
  • Оценка достижений.

Обучающиеся должны знать:

  • произведения выдающихся представителей русской литературы (Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, И. С. Никитин. И. З. Суриков)
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений;
  •  имена, фамилии их авторов
  • выразительные средства( эпитеты ,метафоры, сравнения)

Обучающиеся должны уметь:

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).
  • осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией

Великие русские писатели (25 ч)

  • Знакомство с названием раздела.
  • А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».
  • А. Пушкин. Лирические стихотворения.
  • А. Пушкин «Зимнее утро».
  • А. Пушкин «Зимний вечер».
  • А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
  • А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
  • А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
  • А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
  • Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.
  • И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.
  • И. Крылов «Мартышка и очки».
  • И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».
  • И. Крылов «Ворона и Лисица».
  • М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.
  • М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».
  • М. Лермонтов «Утёс», «Осень».
  • Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.
  • Л. Толстой «Акула».
  • Л. Толстой «Прыжок».
  • Л. Толстой «Лев и собачка».
  • Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.
  • Оценка достижений.
  • Литературный праздник (обобщающий урок по разделу Великие русские писатели).

Обучающиеся должны знать:

  • произведения выдающихся представителей русской литературы (И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой);
  • классиков советской детской литературы;
  • произведения современной отечественной литературы (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  •  читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию
  • последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст;
  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

  • Знакомство с названием раздела.
  • Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…».
  • Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
  • К. Бальмонт «Золотое слово».
  • И. Бунин. Выразительное чтение стихотворение.
  • Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений.

Обучающиеся должны знать :

  • произведения выдающихся представителей русской литературы (Н. А. Некрасов  К. Д. Бальмонт,  И. А. Бунин )
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений;
  • имена, фамилии их авторов.
  • выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)

Обучающиеся должны уметь :

  • отвечать на вопросы по содержанию произведения,
  • характеризовать выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)
  • заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов,
  • выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)
  • составлять отзыв о понравившемся произведении

Литературные сказки (8 ч)

  • Знакомство с названием раздела.
  • Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка).
  • Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
  • В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
  • В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
  • В. Одоевский «Мороз Иванович».
  • В. Одоевский «Мороз Иванович».
  • Оценка достижений. Контрольная работа. КВН (обобщающий урок по I части учебника).

Обучающиеся должны знать :

  • жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные -жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня
  • особенности литературной сказки
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений
  • имена, фамилии их авторов.

  Обучающиеся должны уметь:

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные

Были и небылицы (10 ч)

  • Знакомство с названием раздела.
  • М. Горький «Случай с Евсейкой».
  • М. Горький «Случай с Евсейкой».
  • К. Паустовской «Растрёпанный воробей».
  • К. Паустовской «Растрёпанный воробей».
  • К. Паустовской «Растрёпанный воробей».
  • А. Куприн «Слон».
  • А. Куприн «Слон».
  • А. Куприн «Слон».
  • Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений.

Обучающиеся должны знать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

 Обучающиеся должны уметь:

  • последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос;
  • воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров передавать их содержания по вопросам.
  • осознавать цели и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

  • Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..».
  • С. Чёрный «Воробей», «Слон».
  • А. Блок «Ветхая избушка».
  • А. Блок «Сны», «Ворона».
  • С. Есенин «Черёмуха».
  • Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.

Обучающиеся должны знать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • имена поэтов ( Саша Черный, А.А. Блок, С.А.Есенин)

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонациючитать стихотворные произведения наизусть;
  • безошибочно читать незнакомый текст с соблюдением норм литературного произношения;
  • не допускать  искажения ударений

Люби живое (16ч)

  • Знакомство с названием раздела.
  • М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок-«входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста.
  • И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
  • И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
  • В. Белов «Малька провинилась».
  • В. Белов «Ещё раз про Мальку».
  • В. Бианки «Мышонок Пик».
  • В. Бианки «Мышонок Пик».
  • Б. Житков «Про обезьянку».
  • Б. Житков «Про обезьянку».
  • Б. Житков «Про обезьянку».
  • В. Дуров «Наша Жучка».
  • В. Астафьев «Капалуха».
  • В. Драгунский «Он живой и светится».
  • Урок-конференция «Земля-наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое»).
  • Оценка достижений.

Обучающиеся должны знать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии)
  • выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения
  • пересказывать  текст, последовательно воспроизводить содержание рассказа, кратко пересказывать произведение ( эпизод)
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
  • оценивать события, героев произведения
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему

Поэтическая тетрадь 2 (7 ч)

  • Знакомство с названием раздела.
  • С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».
  • А. Барто «Разлука».
  • А. Барто «В театре».
  • С. Михалков «Если». «Рисунок».
  • Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
  • «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»).
  • Оценка достижений.

Обучающиеся должны знать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Обучающиеся должны уметь:

  • выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Собирай по ягодке — наберешь кузовок (13 ч)

  • Знакомство с названием раздела.
  • Б. Шергин «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения.
  • А. Платонов «Цветок на земле».
  • А. Платонов «Цветок на земле».
  • А. Платонов «Ещё мама».
  • А. Платонов «Ещё мама».
  • М. Зощенко «Золотые слова».
  • М. Зощенко «Великие путешественники».
  • Н. Носов «Федина задача».
  • Н. Носов «Телефон».
  • В. Драгунский «Друг детства».
  • Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Оценка достижений.

Обучающиеся должны знать:

  • основное содержание текста.
  • героев произведения;

Обучающиеся должны уметь:

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
  • оценивать события, героев произведения;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии)

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (7 ч)

  • Знакомство с названием раздела.
  • Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».
  • Ю. Ермолаев «Проговорился».
  • Ю. Ермолаев «Воспитатели».
  • Г. Остер «Вредные советы».
  • Г. Остер «Как получаются легенды».
  • Р. Сеф «Весёлые стихи».
  • Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений.

Обучающиеся должны знать:

  • основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • героев произведения;

Обучающиеся должны уметь:

  • находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме;
  • готовить сообщение по теме, используя информацию журнала;
  • читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» ;
  • создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению;
  • участвовать в литературных играх

Зарубежная литература (7 ч)

  • Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.
  • Мифы Древней Греции.
  • Мифы Древней Греции.
  • Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
  • Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
  • Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
  • Развивающий час по теме «Зарубежная литература».
  • «Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса).

Обучающиеся должны знать:

  • изученные произведения зарубежной литературы,
  • их авторов;
  • героев произведения;

Обучающиеся должны уметь:

  • находить в мифологическом тексте эпизоды рассказывающие о  представлениях древних людей о мире;
  • сравнивать сказки разных народов,
  • сочинять свои сказки
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план
  • выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;
  • четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценировании произведений зарубежной литературы

Тематическое план

Наименование разделов и тем

Кол-во часов рабочей программы

1

Самое великое чудо на свете

5

2

Устное народное творчество

14

3

Поэтическая тетрадь

30

4

Великие русские писатели

25

5

Литературные сказки

8

6

Были-небылицы

10

7

Люби живое

16

8

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

12

9

По страницам детских журналов

8

10

Зарубежная литература

8

Итого:

136

V.Календарно - тематическое планирование.

п/п

Наименование разделов и тем Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План.

Факт

I четверть ( 36 ч)

Самое великое чудо на свете (5 часов)

1

1.1

Введение. Знакомство с учебником.

1

3.09

2

1.2

Знакомство с названием раздела.

1

5.09

3

1.3

Рукописные книги древней Руси. Подготовка сообщения.

1

6.09

4

1.4

Первопечатник Иван Фёдоров.

1

7.09

5

1.5

Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений.

1

10.09

Устное народное творчество ( 14 часов)

6

2.1

Знакомство с названием раздела.

1

12.09

7

2.2

Русские народные песенки.

1

1309

8

2.3

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

1

14.09

9

2.4

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

1

17.09

10

2.5

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1

19.09

11

2.6

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1

20.09

12

2.7

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

1

21.09

13

2.8

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

1

24.09

14

2.9

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

1

26.09

15

2.10

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

1

27.09

16

2.11

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

1

28.09

17

2.12

Художники –иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.

1

1.10

18

2.13

КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество)

1

3.10

19

2.14

Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений

1

4.10

Поэтическая тетрадь 1 (11 часов)

20

3.1

Знакомство с названием раздела.

1

5.10

21

3.2

Проект «Как научиться читать стихи»

1

8.10

22

3.3

Ф. Тютчев «Весенняя гроза»

1

10.10

23

3.4

Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

1

11.10

24

3.5

А. Фет «Мама! Глянь-каиз окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

1

12.10

25

3.6

И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

1

15.10

26

3.7

И. Никитин Встреча зимы».

1

17.10

27

3.8

И. Суриков «Детство»

1

18.10

28

3.9

И. Суриков «Зима».Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

1

19.10

29

3.10

Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»)

1

22.10

30

3.11

Оценка достижений.

1

24.10

Великие русские писатели  (24 часа)

31

4.1

Знакомство с названием раздела.

1

25.10

32

4.2

А. Пушкин «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина».

1

26.10

33

4.3

А. Пушкин. Лирические стихотворения.

1

7.11

34

4.4

А. Пушкин «Зимнее утро».

1

8.11

35

4.5

А. Пушкин «Зимний вечер».

1

9.11

36

4.6

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

1

12.11

II четверть (28 часов)

37

4.7

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

1

14.11

38

4.8

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

1

15.11

39

4.9

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

1

16.11

40

4.10

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.

1

19.11

41

4.11

И. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

1

21.11

42

4.12

И. Крылов «Мартышка и очки»

1

22.11

43

4.13

И. Крылов «Зеркало и обезьяна».

1

23.11

44

4.14

И. Крылов «»Ворона и лисица».

1

26.11

45

4.15

М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

1

28.11

46

4.16

М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

1

29.11

47

4.17

М. Лермонтов «Утёс», «Осень».

1

30.11

48

4.18

Детство Л. Толстого(из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

1

3.12

49

4.19

Л. Толстой «Акула»

1

5.12

50

4.20

Л. Толстой «Прыжок»

1

6.12

51

4.21

Л. Толстой «Лев и собачка»

1

7.12

52

4.22

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.

1

10.12

53

4.23

Оценка достижений.

1

12.12

54

4.24

Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»).

1

13.12

Поэтическая тетрадь 2 (6 часов)

55

5.1

Знакомство с названием раздела.

1

14.12

56

5.2

Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…»

1

17.12

57

5.3

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

19.12

58

5.4

К. Бальмонт «Золотое слово».

1

20.12

59

5.5

И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений.

1

21.12

60

5.6

Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений.

1

24.12

Литературные сказки (8 часов)

61

6.1

Знакомство с названием раздела.

1

26.12

62

6.2

Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка)

1

10.01

63

6.3

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

1

11.01

64

6.4

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

14.01

III четверть (40 часов)

65

6.5

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

16.01

66

6.6

В. Одоевский «Мороз-Иванович».

1

17.01

67

6.7

В. Одоевский «Мороз-Иванович».

1

18.01

68

6.8

Оценка достижений. КВН (обобщающий урок по 1 части учебника).

1

21.01

Были-небылицы (10 часов)

69

7.1

Знакомство с название раздела.

1

23.01

70

7.2

М. Горький «Случай с Евсейкой»

1

24.01

71

7.3

М. Горький «Случай с Евсейкой»

1

25.01

72

7.4

К. Паустовский «Растрёпанный воробей

1

28.01

73

7.5

К. Паустовский «Растрёпанный воробей

1

30.01

74

7.6

К. Паустовский «Растрёпанный воробей

1

31.01

75

7.7

А. Куприн «Слон».

1

1.02

76

7.8

А. Куприн «Слон».

1

4.02

77

7.9

А. Куприн «Слон».

1

6.02

78

7.10

Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений.

1

7.02

Поэтическая тетрадь 1 (6 часов)

79

8.1

Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..»

1

8.02

80

8.2

С. Чёрный «Воробей», «Слон».

1

11.02

81

8.3

А. Блок «Ветхая избушка».

1

13.02

82

8.4

А. Блок «Сны», «Ворона».

1

14.02

83

8.5

С. Есенин «Черёмуха».

1

15.02

84

8.6

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.

1

18.02

Люби живое (16 часов)

85

9.1

Знакомство с названием раздела.

1

20.02

86

9.2

М. Пришвин «Моя Родина».

1

21.02

87

9.3

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

22.02

88

9.4

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

25.02

89

9.5

В. Белов «Малька провинилась»

1

27.02

90

9.6

В. Белов «Ещё раз про Мальку»

1

28.02

91

9.7

В. Бианки «Мышонок Пик».

1

1.03

92

9.8

В. Бианки «Мышонок Пик».

1

4.03

93

9.9

Б. Житков «Про обезьянку»

1

6.03

94

9.10

Б. Житков «Про обезьянку»

1

7.03

95

9.11

Б. Житков «Про обезьянку»

1

8.03

96

9.12

В. Дуров «Наша Жучка»

1

11.03

97

9.13

В. Астафьев «Капалуха».

1

13.03

98

9.14

В. Драгунский «Он живой и светится».

1

14.03

99

9.15

Урок-конференция «Земля - наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое»)

1

15.03

100

9.16

Оценка достижений.

1

18.03

Поэтическая тетрадь 2 (7 часов)

101

10.1

Знакомство с названием раздела.

1

20.03

102

10.2

С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»

1

21.03

103

10.3

А. Барто «Разлука».

1

22.03

104

10.4

А. Барто «В театре».

1

1.04

IV четверть (36 часа)

105

10.5

С. Михалков «Если», «Рисунок».

1

3.04

106

10.6

Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

1

4.04

107

10.7

«Крестики – нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»)

1

5.04

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (13 часов)

108

11.1

Знакомство с названием раздела.

1

8.04

109

11.2

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

1

10.04

110

11.3

А. Платонов «Цветок на земле».

1

11.04

111

11.4

А. Платонов «Цветок на земле».

1

12.04

112

11.5

А. Платонов «Цветок на земле».

15.04

113

11.6

А. Платонов «Ещё мама».

1

17.04

114

11.7

А. Платонов «Ещё мама».

1

18.04

115

11.8

М. Зощенко «Великие путешественники».

1

19.04

116

11.9

М. Зощенко «Великие путешественники».

1

22.04

117

11.10

Н. Носов «Федина задача»

1

24.04

118

11.11

Н. Носов «телефон».

1

25.04

119

11.12

В. Драгунский «Друг детства»

1

26.04

120

11.13

Урок – конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Оценка достижений.

1

29.04

По страницам детских журналов (7часов)

121

12.1

Знакомство с названием раздела.

1

1.05

122

12.2

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

1

2.05

123

12.3

Ю. Ермолаев «Проговорился».

1

3.05

124

12.4

Ю. Ермолаев «Воспитатели».

1

6.05

125

12.5

Г. Остер «Вредные советы».

1

8.05

126

12.6

Г. Остер «Как получаются легенды».

1

9.05

127

12.7

Р. Сеф «Весёлые стихи».

1

10.05

128

12.8

Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений.

1

13.05

Зарубежная литература (8часов)

129

13.1

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.

1

15.05

130

13.2

 Мифы Древней Греции.

1

16.05

131

13.3

Мифы Древней Греции.

1

17.05

132

13.4

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

1

20.05

133

13.5

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

1

22.05

134

13.6

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

1

23.05

135

13.7

Развивающий час по теме «Зарубежная литература»

1

24.05

136

13.8

КВН по изученным произведениям

1

резерв

ИТОГО:

136 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...