Конспект урока по литературному чтению, 4 класс Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Нарваткина Татьяна Александровна

Конспект урока по литературному чтению, 4 класс

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова                                                                                                                                                                

Тема: Басня Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_respublika.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению, 4 класс

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова                                                                                                                                                                

Тема: Басня Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень».

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: Басня Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень».

Цель урока: Изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень».

Задачи урока:

Обучающие задачи:

  • Сформировать понятие о басне, о морали басни, сформировать опыт творческой деятельности.
  • Учить анализировать поступки героев.
  • Учить переносить литературные характеры в реальную жизнь и наоборот.

Развивающие задачи:

  • Развивать интерес к художественному слову, умению выразительно читать.
  • Развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Развивать речь, творческое мышление учащихся.
  • Развивать у школьников образное мышление, связанного с раскрытием метафор басни.
  • Развитие логического мышления детей.
  • Развитие умения проникать в скрытый (неявный) смысл произведения и понимания замысла автора.
  • Развивать свои начальные понятия о морали, нравственности и других качествах людей.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать нравственные качества личности.
  • Формировать у детей определенные этические взгляды.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, учебник 4 класса «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова , иллюстрация к басне Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень», пословицы, мультимедийный проектор, презентация. 

        

ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

Много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, веселых
В городах, станицах, селах …
Ты идешь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать.
         

2. Мотивация к учебной деятельности.

 Начнём урок с речевой разминки. А для чего мы проводим речевую разминку?  (Чтобы правильно воспроизводить слова, правильно читать, чтобы тренировать речь)

-Давайте выполним такое задание я предлагаю вам прочитать то, что написано на экране но сделать это так я скажу. не делать ни вдоха, ни добора воздуха.

«Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки»: выдохнуть остаток воздуха, сделать новый вдох и считать Егорок.

3. Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

– Сегодня на уроке будем изучать басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Вспомним что такое басня, в чём её особенности. Постараемся определить мораль этой басни, поработаем над пословицами.

4. Изучение нового материала. Актуализация знаний

-Для начала давайте вспомним определение басни.

– Что такое басня?                                                                     3 слайд
 Вот такое определение дает толковый словарь Ожегова:

 1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

 2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор (из словаря С.И.Ожегова)

  4 слайд
– В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.)
- А какие ещё особенности басни вы знаете?

-интересный короткий занимательный сюжет;

-мало описаний;

-много диалогов;

-героев обычно несколько;

-главный герой выражает основную идею;

-героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы, люди;

-высмеиваются человеческие пороки.

-короткое повествование в стихах или прозе;
-наличие морали;
- комизм;
-поучительность;.

5 слайд

– Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)

-А что басни высмеивают ?                6 слайд

-лесть

-ложь

-глупость

-лень

-безнравственность

-невежество

-хвастовство

-Чему учат басни?         7 слайд

-дружбе

-трудолюбию

-усердию

-честности

-доброте

-отзывчивости

-благородству

-благодарности

-добывать знания

Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем же нам детям 21 века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать  басни?

(у каждого человека есть свои недостатки , помагают нам увидеть их и постаратся избавится от них)

 Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и его басни как никогда актуальны, для усовершенствования своих черт. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков. 

-Ребята, а вы знаете  откуда  к нам пришли басни?

8 слайд

Басенный жанр уходит своими корнями в фольклор многих народов.

9 слайд

Устойчивую жанровую форму басня приобретает в греческой словесности. Наиболее видным представителем  этого времени является легендарный  Эзоп  (6 век до н.э.)  Первым кто стал использовать приём иносказание, а иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей - был Эзоп. Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающими властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека. До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря их переводам. Русские писатели тоже прославились своими баснями как например иЛев Николаевич Толстой.

10 слайд

-А сейчас мы послушаем запись этой басни Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Постарайтесь  определить мораль этой басни.

Звучит аудиозапись басни

-Понравилась ли вам басня?

-Что понравилось в басне?

- А смогли ли вы определить мораль?

(Важна не сила, а смекалка)

  • А сейчас вам предстоит самостоятельно прочитать басню, но перед этим предлагаю вам провести артикуляционную гимнастику, чтобы подготовить наш артикуляционный аппарат к чтению. В этом нам поможет (ученик)

  • лошадка
  • вкусное варенье
  • грибочек
  • трубочка
  • часики      

                                                                                                                                                 - Прочитайте басню про себя. Определите непонятные слова. (3 мин)

 Работа со словарем                                                                                                                                      

-Какие слова показались трудными?
-Есть ли такие слова, которые непонятны?

- Давайте разберём значение слов:    

12 слайд                                                                                                                                                                                                                                                                    

Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
Порох – взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта,
Выдумка – вымысел, изобретение.

- Теперь текст понятен. Прочитаем басню вслух  и поупражняемся в выборочном чтении.  

6. Первичное закрепление.

-Сейчас  я предлагаю вам прочитать басню по частям  и ответить на вопросы.


Читаем по частям. (Выборочное чтение)
Прочитайте 1 часть.
-О чем в ней говорится?
- Где лежал камень?

  • Чем он мешал горожанам?
  •  О чём попросили инженеров?
  • Прочитайте 2 часть.
    -О чем в ней говорится?
    -Что предложил 1 инженер?
    -Что предложил 2 инженер?
    Прочитайте 3 часть.
    -Что предложил мужик?

-Сколько он запросил?

- Какое решение проблемы стоило дешевле и на сколько? 7900, 5900

-Почему ему дали еще 100 руб.
-За какие деньги инженеры хотели убрать камень?
-Кто вызвал удивление инженеров?
-Как вы его себе представляете?

13 слайд

-Какие  строчки из басни подходят к этой иллюстрации?                                                                                                                    

-Какими  чертами обладал  мужик? (смекалка, сообразительность)

-В чём же мораль  басни Льва Николаевича Толстого? (Важна не столько сила, сколько смекалка.)

-Почему данное произведение можно назвать басней? (есть мараль, мало описаний, поучительность, интересный короткий сюжет, несколько героев, высмеиваются человеческие пороки.)

Найдите строчки, в которых заключена  мораль басни.  (мужик получил 100 р за работу и 100р за выдумку)

- Какой урок для себя вы можете извлечь?  (Важна не столько сила, сколько смекалка. Нужно хорошенько подумать: возможно, существуют и нестандартные решения  проблемы).

  1. Физкультминутка

А по небу ходят тучи,
Вот пробился солнца лучик. 
(Потягивания , руки вверх.) 
И вокруг запели птицы!
(Потягивания , руки в стороны.)
Ну а нам пора учиться. (Дети садятся за парты.) 

8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

- Сейчас я предлагаю  вам хорошенько подумать, проявить смекалку и  сообразительность.  Вам нужно собрать пословицы и объяснить их смысл.

Класс делится на группы и собирает пословицы из конверта.
-Что такое пословица? (Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом).

Дети в группах собирают пословицы  из конверта

Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка.

Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Достигай всего своими способностями.

Красна гора скалой, а человек - головой.

Смётка дороже богатства.

 Мало что хотеть, надо знать да уметь.
Ленивые руки не родня умной голове.
Каков мастер, такова и работа.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Сила ломит всё, а ум силу.

9. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание.
Выразительно читать изученную басню и пересказывать. Можно нарисовать рисунок.

А ещё  я вам предлагаю творческую работу по желанию. Писали ли вы когда-нибудь свои собственные басни? Попробуйте! Сочините свою басню, запишите её и по желанию оформите своими рисунками. Из лучших работ   мы оформим альбом «Наше творчество».

Мне было интересно с вами работать на уроке, но хотелось что бы вы сами подвели итог нашей работы.

  1. Рефлексия( подведение итогов).

-Что делали на уроке?

- Что нового вы узнали на уроке?  (Басни  учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.)

-Что интересного узнали  на уроке

-Нужно изучать басни?

- Что этот урок дал для жизни?

-Урок понравился?

- У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я произнесу некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

-Я знаю, что такое басня.

-Я знаю, что такое мораль басни.

-В самостоятельной работе у меня всё получилось.

-Я доволен своей работой на уроке. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Школа России Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс, программа Школа России, авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова (102 ч.)...

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого и др. УМК "Школа России". Авторы программы Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина.

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной "Литературное чтение.1 - 4 классы". Программа включает в себя поя...

Технологическая карта урока русского языка в 3В классе. Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» УМК Школа России Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Тип урока: Открытие нового знанияЦель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной)....

Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...

Технологическая карта по литературе по теме: "Федина задача" (3 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 3 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведения Николая Николаевича Носова «Федина задача»: выд...