Рабочая программа по Литературному чтению 1 класса
рабочая программа по чтению (1 класс)

Аксентьева Вера Павловна

Рабочая программа по Литературному чтению 1 класса составлена согласно ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_chteniyu_1_klass.docx49.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Оерская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_________/Бадмаев Ю.Р./

«__»_____________2018 г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УР

________/Петрова О.Г../

«___»____________2018 г.

РАССМОТРЕНО

На заседании МС

________/________________/

«__»______________2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по___ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ,    1 КЛАСС__________________

(предмет, класс)

136

(количество часов в год, в неделю)

АКСЕНТЬЕВА ВЕРА ПАВЛОВНА

(ФИО учителя)

__________________________УЧИТЕЛЬ_________________________

(должность)

2018/2019 учебный год

с. Тохой

2018 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НOO) с изменениями и дополнениями и на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:

  • Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования

  • Авторской программы Климановой Л. Ф. и др. Литературное чтение: рабочие программы.  Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы.
  • Основной образовательной программой начального общего образования филиалаМБОУ «Оерская СОШ»- «Тохойская ООШ»

  • Учебного плана филиалаМБОУ «Оерская СОШ»- «Тохойская ООШ» на 2018-2019 учебный год

  • Положения о рабочей программе

 Цели и задачи курса

Изучение литературы в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова и умения понимать художественное произведение; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
  • воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, дружбе, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Задачи:

  • формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
  • развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
  • формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
  • формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
  • развитие воображения, творческих способностей;
  • формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
  • обогащение представлений об окружающем мире. 

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение учебного предмета отводится 4 часа в неделю, всего 40 часов

(10 учебных недель)

Национально-региональный компонент

Внедрение национально-регионального компонента на уроках математики осуществляется при изучении:

  • К. Д. Ушинский «Наше Отечество» (Моя малая Родина)
  • Русская народная сказка «Руковичка»(Бурятская народная сказка «Бэлэй»)


Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 1-го года обучения.

        

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

  • называть место, где родился и вырос, составлять небольшой текст о природе родного края, о семье, родителях;
  • понимать свою принадлежность к определённому народу России; с уважением относиться к людям другой национальности, их традициям в процессе знакомства с народным творчеством разных народов;
  • знать и рассказывать о традициях своей семьи. Проявлять заботу к своим близким, с уважением относиться к родителям, помогать младшим; называть произведения разных народов, в которых тоже рассказывается о семье, о маме, об отношении детей к маме;
  • размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как честность, доброта, благородство, уважение к людям;
  • понимать смысл нравственно-этических понятий на основе бесед о пословицах и поговорках, произведениях К. Ушинского, Л. Толстого и других; и чтения произведений на уроках «Литературного чтения» о дружбе, об отношенниях между людьми, об отношениях к животным и т. д. (дружелюбие, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
  • проявлять интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях), выражая уважительное отношение к ней;
  • понимать значение новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни; ответственно относиться к урокам «Литературного чтения», беречь учебник, тетрадь, бережно относиться к книгам, предназначенным для самостоятельного чтения;l
  • понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
  • относиться с уважением к историческому прошлому своей
  • страны, своего народа, к его обычаям и традициям;
  • относиться с уважением к родному языку.

        Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

  • читать планируемые результаты на шмуцтитулах учебника и обсуждать их под его руководством учителя;
  • понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или найти ответ на вопрос и т. д.);

планировать

  • свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность планирования действий.

контролировать 

  • выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания;

оценивать 

  • чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной учителем системе (шкале);
  • определять границы известного и неизвестного под руководством учителя: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя.
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
  • осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.;
  • стремиться преодолевать возникающие трудности, проявлять волевое усилие (с помощью учителя).
  • принимать общие цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах, обсуждать их совместно с учителем;
  • понимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе и под руководством учителя.

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

осуществлять простейшие логические операции:

  • сравнение по заданным критериям, при помощи учителя (сравнить сказку и рассказ, разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку, художественный и научно-познавательный текст, художественный и учебный текст, сравнить пословицы и текст, текст и иллюстрации (что общего и чем отличаются), сравнить поступки героев и свои собственные;
  •  группировка книг (для выставки) по заданным критериям (на одну и ту же тему, одного автора, по заданному основанию (жанр), исключить лишнее (книгу, не соответствующую теме);
  • 3) классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова, которые соответствуют представлениям о дружбе);
  • находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение, номер страницы); в словаре учебника, пользоваться системой условных обозначений; в тексте для пересказа по заданным критериям, информацию для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание;
  • работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю;
  • соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии.
  • самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
  • выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
  • группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
  • сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

  • отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению;
  • создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца;
  • участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;
  • внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он говорит;
  • участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами (работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, находить общую точку зрения, учиться отстаивать свою точку зрения), задавать уточняющие вопросы на основе образца;
  • принимать участие в коллективной работе (распределять роли, договариваться, не конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной ситуации, знать и употреблять вежливые слова);
  • подготавливать небольшую презентацию с помощью взрослых по теме проекта, оформлять 2—3 слайда.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

  • lвоспринимать на слух произведения различных жанров (небольшие рассказы, стихи, сказки);
  • чётко и правильно произносить все звуки;
  • плавно читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения;
  • читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью учителя с содержанием произведения;
  • определять основную мысль прочитанного произведения с помощью учителя, а также с помощью пословицы;
  • определять последовательность событий и находить смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) под руководством учителя;
  • восстанавливать текст произведения, вставляя пропущенные слова и предложения;
  • соотносить иллюстрации и текст;
  • называть героев произведения, давать им простейшую характеристику; размышлять об их поступках;
  • уметь отвечать на вопросы: «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?», «Чем понравилось / не понравилось произведение?»;
  • выбирать нужную книгу по названию и обложке для самостоятельного чтения;
  • отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предмете идёт речь, как догадались), сопоставлять их с отгадками;
  • отвечать на вопросы о прочитанном произведении;
  • объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • соотносить название рассказа с его содержанием;
  • отвечать на вопрос: «Почему автор дал произведению именно такое название?».
  • читать с выражением, выделяя важные слова и мысли под руководством учителя;
  • читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под руководством учителя);
  • задавать вопросы по прочитанному произведению;
  • при помощи учителя составлять план, определять смысловые части;
  • пересказывать небольшой текст на основе картинного плана при помощи учителя;
  • выявлять под руководством учителя особенности научно-познавательных и художественных текстов;
  • определять особенности прозаического и поэтического текстов;
  • высказывать собственное мнение о прочитанном произ-

ведении;

  • сравнивать разные произведения на одну тему.

Творческая деятельность

Обучающийся научится:

  • восстанавливать содержание произведения (сказки) по серии сюжетных иллюстраций (картинному плану);
  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана, под руководством учителя;
  • составлять небольшое высказывание на основе образца, данного учителем (о дружбе, о питомце);
  • придумывать окончание сказок по образцу.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сочинять загадки в соответствии с тематическими группами (загадки о природе, животных и др.) по заданным критериям;
  • самостоятельно придумывать небылицы, потешки, песенки по образцу;
  • обсуждать прочитанное или прослушанные произведение; соглашаться или не соглашаться с высказыванием учителя, товарищей, приводить свои аргументы с помощью простых предложений (например, он хочет стать героем или поступков героя не совершал.)

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

  • на практике различать загадки, песенки, потешки, небылицы;
  • отличать прозаический текст от поэтического под руководством учителя;
  • понимать особенности народных и авторских сказок (авторская сказка — указание автора на обложке, к произведению; народная сказка — указание, что сказка русская народная, татарская и т. д.).
  • отличать сказку от рассказа, называть особенности сказочного текста (герои животные, герои — буквы разговаривают, как люди; поступают, как люди);
  • знать, что такое рифма, приводить примеры рифмованных строчек.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить в тексте различные средства художественной выразительности (слова, с помощью которых описывается объект наиболее точно, необычно, ярко; сравнивается с другим объектом; приписываются действия живого неживому, передается речь неживого);
  • определять тему произведения, выставки;
  • оценивать по предложенным учителем критериям поступки героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.

Содержание учебного предмета

Жили-были буквы (7 часов)

Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.

Вводятся  понятия – «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение произведений. Обучение орфоэпически правильному произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям.

Сказки, загадки, небылицы (7 часов)

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок, чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится понятие – «настроение автора».

Апрель, апрель. 3венит капель! (5 часов)        

Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.

Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание.

И в шутку и всерьез (6 ч)

Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.

Воспроизведение текста по вопросам или по картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте. Юмористические произведения. Вводится понятие – «настроение и чувства героя».

Я и мои друзья (7 часов)

Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А.  Барто, С. Маршаком, Я.  Акимом, о детях, их взаимоотношениях,  об  умении  общаться  друг с другом и со взрослыми.

Вводятся понятия – «поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию.

О братьях наших меньших (8 часов)

Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.

                         


Тематическое планирование

п/п

план

п/п

факт

Тема

Дата

Примеча

ния

План

Факт

Введение - 1 ч.

90

1.

Вводный урок. Знакомство с учебником.

5.03.

Жили-были  буквы - 7 ч

91

1.

В. Данько «Загадочные буквы»

6.03.

92

1

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква "А"»

Саша Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б»нет»

7.03.

93

1

Вы разительное чтение с опорой на знаки препинания.

Вн/чт №12  В.Бианки. «Чей нос лучше?»

11.03.

94

1

Г.Сапгир «Про медведя». М.Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова  «Кто как кричит?»

12.03.

95

1

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

13.03.

96

1.

Из старинных книг. Урок- обобщение

«Жили-были буквы»

Проверка навыков чтения  №2

14.03.

97

1

Е. Чарушин «Теремок» НРК

Бурятская народная сказка «Бэлэй»

Проект  №2  (Музей "Город букв")

18.03.

Сказки, загадки, небылицы - 7 ч

98

1.

Вн/чт №13 Русские народные сказки

19.03.

99

1

Малые фольклорные жанры. Загадки, песенки, потешки.

20.03.

100

1.

«Рифмы Матушки Гусыни».

«Дом, который построил Джек»

21.03.

101

1

Русская народная сказка «Петух и собака»

Сказки А.С. Пушкина

Вн/чт №14  А. С. Пушкин. Сказки.

1.04.

102

1

Из старинных книг. Урок-обобщение «Сказки,загадки, небылицы»

2.04.

103

1

А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась...». А. Плещеев «Травка зеленеет»

3.04.

104

1

Т. Белозёров. С. Маршак

4.04.

Апрель, апрель... Звенит капель - 5 ч

105

1

Стихи — загадки писателей И. Токмаковой, Л.Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой

8.04.

106

1.

Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг.

9.04.

107

1.

Повторение по теме «апрель! Апрель! Звенит капель...»

Проект №3  Составляем сборник загадок

10.04.

108

1

Вн/чт №15  Осеева. Рассказы.

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!».

11.04.

109

1

Н. Артюхова «Саша- дразнилка»

15.04.

И в шутку и всерьез - 5 ч

110

1.

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет» О.Григорьев «Стук»

16.04.

111

1

И. Пивоварова «Кулинаки -пулинаки».

17.04.

112

1

И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»  К.И.Чуковский  «Телефон»

18.04.

113

1

М.Пляцковский «Помощник»

22.04.

114

1

Урок-обобщение  «И в шутку и всерьёз»

Ю. Ермолаев «Лучший друг».

Е. Благинина «Подарок».

23.04.

Я и мои друзья - 6 ч.

115

1

Вн/чт №16 Житков. «Помощь идёт»

В. Орлов «Кто первый?».

29.04

116

1

Р. Сеф.  В. Берестов. В. Орлов И. Пивоварова.Я. Аким.

30.04

117

1

С. Маршак «Хороший день»

Итоговая комплексная к.р.

6.05

118

1

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль».

7.05.

119

1

Ю. Энтин «Про дружбу»

Урок-обобщение «Я и мои друзья»

8.05.

120

1

С. Михалков «Трезор».

Р. Сеф «Кто любит собак...»

Проверка навыков чтения  №3

13.05.

О братьях наших меньших (5 ч.)

121

1.

В. Осеева «Собака яростно лаяла»

14.05.

122

1

И. Токмакова «Купите собаку».

15.05.

123

1

Вн/чт №17  К.Паустовский. Кот-ворюга.

М. Пляцковский «Цап Царапыч».

Г. Сапгир «Кошка» В. Берестов «Лягушата».

16.05.

124

1

Д. Хармс «Храбрый ёж».

Н. Сладкое «Лисица и ёж».

20.05.

125

1

С. Аксаков «Гнездо». Итоговый урок.

21.05

126,

127,

2

Итоговое повторение

22,23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...