Рабочая адаптированная программа по речевой практике 1 класс ФГОС ОВЗ
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс)

Паладьева Татьяна Валерьевна

Рабочая адаптированная программа по речевой практике  1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_praktika_1_klass_fgos_ovz_2017.docx38.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями МКОУ «Самарская СОШ», составленной в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с интеллектуальными нарушениями, рекомендациями ТПМК.  

Программа отражает содержание обучения предмету «Речевая практика» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета:

Основная цель курса «Речевая практика»  -  развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.  

Задачи обучения в первом классе:  

-  учить школьников понимать  и четко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать

друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу,  

-  развитие интонационной выразительности речи детей, совершенствования их лексики,

грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного монологического высказывания.  

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая

практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для дополнительного первого класса (I')-IV классов, курс речевой практики в первом  классе рассчитан на 66 ч. (33 учебные недели).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные

подразделы, содержание которых  постепенно расширяется и усложняется.  

Аудирование и понимание речи

Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: сядь за парту и достань книгу,

возьми тетради на столе и раздай их, возьми вазу и поставь в нее цветы и т.д.  

Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: жа-жа-жа – есть иголки у ежа; ша-ша-ша – мама моет малыша; тра-тра-тра – мы проспали до утра; тру-тру-тру – со скамейки пыль сотру.

Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному

предложению: Шура вытирал пыль. - Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. - Лена спускалась с горки.

Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по

мере изложения текста.

Дикция и выразительность речи

Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного

аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их

произнесение.

Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы

детских песен. Перечисление предметов (2  –  3) на одном выдохе с указанием на эти

предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.

Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации.

Выбор и использование правильной силы голоса  в индивидуальных и хоровых

упражнениях.

Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении

темпа речи в соответствии с заданной ситуацией, типа: бабушка медленно спрашивает:

Ты…куда…идешь,… внучка? Внучка быстро отвечает: Я бегу к подружке.

Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их

воспроизведением в ролевых играх.  

Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса

учителя (по подражанию). Практическое использование  вопросительной и

восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).

Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на

речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием.

Базовые формулы речевого общения  

Обращение, привлечение внимания. 

 «Ты»  и  «Вы»,  обращение по имени и отчеству, по

фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и

негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).  

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы  «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание.  Употребление различных формул приветствия и прощания в

зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия:  замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.  

Формулы  «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».

Неофициальные разговорные формулы  «привет», «салют», «счастливо», «пока».  Грубые

(фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы).

Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными

взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.  

Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях.   

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками.  Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.  

Поздравительные открытки.  

Благодарность. Формулы  «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».   Благодарность за поздравления и подарки  («Спасибо  …  имя»),  благодарность как ответная реакция на

выполнение просьбы. Мотивировка  благодарности. Формулы  «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения  («Я нечаянно», «Я не хотел»  и др.).

Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.

Обращение и мотивировка при извинении.

Примерные темы речевых ситуаций  

«Я  –  дома»: «Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Надо, надо умываться….»,

«Помощники», «Спокойной ночи!», «Доброе утро!» . «Весенние праздники»

«Я и мои товарищи»: «Знакомство во дворе», «Теремок», «В магазине игрушек», «Заячья

избушка», «Петушок и бобовое зернышко» «Я за порогом дома»: «Давайте познакомимся!», «Знакомство в гостях», «Покупка школьных принадлежностей», «Зимняя прогулка», «День Победы».

По рекомендациям темы «Весенние праздники» (место уроков по данной теме в последовательности уроков 3 четверти определяется учителем по календарю, исходя  из необходимости приблизить их к календарным датам  23 февраля и 8 марта) и «День победы» (место уроков по данной теме в последовательности уроков 4 четверти определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарной дате 9 мая).

Формы и методы работы с обучающимися

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

практический метод (упражнения, практическая работа);

репродуктивный метод (работа по алгоритму);

коллективный, индивидуальный;

творческий метод;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(Речевая практика 1 класс 8 вид 2 ч. в неделю – 66 часов)

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

проведения

план

факт

1

Давайте знакомиться

1

2

Давайте знакомиться

1

3

Давайте знакомиться

1

4

Давайте знакомиться

1

5

Знакомство во дворе

1

6

Знакомство во дворе

1

7

Знакомство во дворе

1

8

Знакомство во дворе

1

9

Дорога домой

1

10

Дорога домой

1

11

Дорога домой

1

12

Дорога домой

1

13

Теремок

1

14

Теремок

1

15

Теремок

1

16

Теремок

1

17

Знакомство в гостях

1

18

Знакомство в гостях

1

19

Знакомство в гостях

1

20

Знакомство в гостях

1

21

Покупка школьных принадлежностей

1

22

Покупка школьных принадлежностей

1

23

Покупка школьных принадлежностей

1

24

Покупка школьных принадлежностей

1

25

В магазине игрушек

1

26

В магазине игрушек

1

27

В магазине игрушек

1

28

В магазине игрушек

1

29

Готовимся к празднику

1

30

Готовимся к празднику

1

31

Готовимся к празднику

1

32

Готовимся к празднику

1

33

Новогодние чудеса

1

34

Новогодние чудеса

1

35

Новогодние чудеса

1

36

Новогодние чудеса

1

37

Зимняя прогулка

1

38

Зимняя прогулка

1

39

Зимняя прогулка

1

40

Зимняя прогулка

1

41

«Надо, надо умываться...»

1

42

«Надо, надо умываться...»

1

43

«Надо, надо умываться...»

1

44

«Надо, надо умываться...»

1

45

Помощники

1

46

Помощники

1

47

Помощники

1

48

Помощники

1

49

«Петушок и бобовое зернышко»

1

50

«Петушок и бобовое зернышко»

1

51

«Петушок и бобовое зернышко»

1

52

«Петушок и бобовое зернышко»

1

53

Весенние праздники  

1

54

Весенние праздники  

1

55

Весенние праздники  

1

56

«Заячья избушка»

1

57

«Заячья избушка»

1

58

«Заячья избушка»

1

59

«Спокойной ночи!»

1

60

«Спокойной ночи!»

1

61

«Спокойной ночи!»

1

62

«Спокойной ночи!»

1

63

«Доброе утро!»

1

64

«Доброе утро!»

1

65

«Доброе утро!»

1

66

«Доброе утро!»

1

Итого

66

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые предметные  результаты усвоения после 1 года обучения  

Достаточный уровень:

-  выполнять задания по словесной инструкции;

-  называть предметы и действия, соотносить их с  соответствующими картинками;

-  внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;

-  соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;

-  уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;  

-  уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;  

-  слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.

Минимальный уровень:

-  выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;

-  называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;

-  употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;

-  правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;  

-  знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу;

-  слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их

содержанием.  

Лист внесения  изменений в рабочую программу

№ п/п

Тема урока

Дата по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятие

Новая тема

Дата проведения

Реквизиты приказа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая адаптированная программа по изо 1 класс ФГОС ОВЗ

Адаптированная программа разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГО ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ составлена согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа ручной труд 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа ручной труд  1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по музыке 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по музыке 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по речевой практике 2 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по речевой практике 2 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....