Конспект урока обучения грамоте: Знакомство с буквой «Щ, щ»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Хитрик Суламита Витальевна

Урок обучения грамоте.

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: Знакомство с буквой «Щ, щ»

Цель урока: познакомить детей с буквой Щ, щ; отрабатывать умения выполнять звукобуквенный анализ.

Формируемые УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

Метапредметные:

- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

Предметные:

Знать: характеристику изучаемого звука
Понимать: отличие звонких и глухих согласных
Применять знания о букве Щ при выполнении заданий; соотносить звук и соответствующую ему букву
Анализ: выделять согласный звук [Щ] в словах
Синтез: характеризовать звук
Оценка: значимость новых знаний для применения в учебной деятельности и жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Время

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

30 сек

1. Организационный момент

(Ученики стоят около парт, на парте порядок)

 - Здравствуйте, ребята. Меня зовут .... Сегодня на уроках с вами буду работать я. Проверьте свою готовность к уроку (букварь, тетрадь на печатной основе, тонкая тетрадь, пенал). Желаю вам успехов.

(Ученики стоят около парт) (Кивают и садятся на места, проверив свою готовность к уроку)

3 мин

2. Введение в тему урока

- Послушайте стихотворение и догадайтесь, с каким новым звуком мы будем сегодня знакомиться. Этот звук в стихотворении часто повторяется.

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока


- Какой звук часто повторяется?

 

 

 

 

 

 

 

– [щ’]

15 мин

3. Изучение нового материала

-Откройте, пожалуйста, букварь. Посмотрите на картинки. Что на них изображено?

-Что нужно сделать со схемой под картинкой?

 

 

-Давайте сравним ваши схемы. Каким цветом вы разукрасили звук [Щ]?

– Давайте хором его произнесём и определим, какой он – гласный или согласный? 
– Ещё раз произнесём и определим, какой это звук – звонкий или глухой? (без колокольчика)
– А как мы его произносим – твёрдо или мягко?
– Какие ещё звуки обозначают всегда мягкий согласный?
– Как будем обозначать этот звук на схеме? 

– Звук [щ’] обозначается на письме буквой Щ, щ (ща).

-Посмотрите на слоги ниже. Какие гласные вы в них видите? Каких гласных здесь нет?

Вывод:

Не нужно показывать мягкость другими звуками. Гласные звуки не влияют на твердость.

-Подчеркните в словах те слоги, которые представлены ниже.

-Все ли слова вам понятны?

– А теперь, ребята, подберите свои слова, в которых встречается звук [щ’]. (Щегол, щука, щит, щётка, ящик, плащ и другие).
– Каким может быть местоположение этого звука в словах? (В начале, в середине и в конце слова).

-Ящик, клещи

 

-Охарактеризовать звуки

2 ребенка выходят к доске и характеризуют звуки.

 

 

 

 

 

 

-Ч, Й

-зелёным квадратом

 

 

-а, у, и, ё, е

-я, ю

 

 

 

 

 

 

 

Дети подчеркивают

1 мин

4. Физминутка

Дружно все мы тихо встали.                                                 

Ручками похлопали 1,2,3.                                                             

Ножками потопали 1,2,3,                                                             

Сели, встали, встали, сели,                                                              

И друг друга не задели                                                              

Мы немножко отдохнем                                                    

И опять считать начнем

 

15 мин

3.1 Изучение нового материала

- Ребята, теперь откройте свою зелёненькую тетрадь, будем учиться печатать букву Щ.

- На расческу Щ похожа.

Три зубца всего?

Ну что же!

- На что ещё похожа буква Щ?

- Из каких элементов она состоит? ( Три прямые, перекладина, хвостик )

- Посмотрите, как я на доске сейчас пропечатаю букву Щ.

- Откройте свои тетради, отступите 4 клеточки вниз, поставьте точку. И вместе со мной начинаем (веду прямую линию вниз длиной в две клетки, отступаю одну клетку и снова веду прямую линию вниз длиной в две клетки, отступаю одну клетку и веду прямую линию вниз длиной в две клетки. Слева направо провожу прямую горизонтальную линию длиной в три с половиной клетки и добавляю хвостик вниз)

- Пропечатайте самостоятельно у себя в тетрадях.

- Справились? Молодцы.

 

- Вернёмся к букварю.

- Страница 133. Выполним задание под значком «сообрази». Я читаю, а вы слушаете и считаете. А затем вы читаете еще раз и отмечаете галочкой.

- Так сколько было бы вещей? ( 9 )

- Молодцы, ребята, какие вы сообразительные.

 

-Прочитайте слова, данные ниже.

На доске схема слова РОЩА

-Подберите слово, соответствующее схеме

-А с какого столбика вы начали искать слово? Почему?

-Пропечатайте данное слово в тетради.

 

2 мин

5. Подведение итогов

- Итак, ребята, с какой буквой мы с вами сегодня познакомились?

- Какой звук обозначает буква Щ?

- Кто запомнил правило, которое мы сегодня изучили и может его озвучить?

 

2 мин

6. Рефлексия

- Сегодняшний урок был интересен вам?

- Какое задание вам понравилось выполнять больше?

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote._bukva_shch_shch.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте.

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: Знакомство с буквой «Щ, щ»

Цель урока: познакомить детей с буквой Щ, щ; отрабатывать умения выполнять звукобуквенный анализ.

Формируемые УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

Метапредметные:

- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

Предметные:

Знать: характеристику изучаемого звука
Понимать: отличие звонких и глухих согласных
Применять знания о букве Щ при выполнении заданий; соотносить звук и соответствующую ему букву
Анализ: выделять согласный звук [Щ] в словах
Синтез: характеризовать звук
Оценка: значимость новых знаний для применения в учебной деятельности и жизни

Ход урока

Время

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

30 сек

1. Организационный момент

(Ученики стоят около парт, на парте порядок)

 - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Суламита Витальевна. Сегодня на уроках с вами буду работать я. Проверьте свою готовность к уроку (букварь, тетрадь на печатной основе, тонкая тетрадь, пенал). Желаю вам успехов.

(Ученики стоят около парт) (Кивают и садятся на места, проверив свою готовность к уроку)

3 мин

2. Введение в тему урока

- Послушайте стихотворение и догадайтесь, с каким новым звуком мы будем сегодня знакомиться. Этот звук в стихотворении часто повторяется.

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока


- Какой звук часто повторяется?

– [щ’]

15 мин

3. Изучение нового материала

-Откройте, пожалуйста, букварь. Посмотрите на картинки. Что на них изображено?

-Что нужно сделать со схемой под картинкой?

-Давайте сравним ваши схемы. Каким цветом вы разукрасили звук [Щ]?

– Давайте хором его произнесём и определим, какой он – гласный или согласный? 
– Ещё раз произнесём и определим, какой это звук – звонкий или глухой? (без колокольчика)
– А как мы его произносим – твёрдо или мягко?
– Какие ещё звуки обозначают всегда мягкий согласный?
– Как будем обозначать этот звук на схеме? 

– Звук [щ’] обозначается на письме буквой Щ, щ (ща).

-Посмотрите на слоги ниже. Какие гласные вы в них видите? Каких гласных здесь нет?

Вывод:

Не нужно показывать мягкость другими звуками. Гласные звуки не влияют на твердость.

-Подчеркните в словах те слоги, которые представлены ниже.

-Все ли слова вам понятны?

– А теперь, ребята, подберите свои слова, в которых встречается звук [щ’]. (Щегол, щука, щит, щётка, ящик, плащ и другие).
– Каким может быть местоположение этого звука в словах?
 (В начале, в середине и в конце слова).

-Ящик, клещи

-Охарактеризовать звуки

2 ребенка выходят к доске и характеризуют звуки.

-Ч, Й 

-зелёным квадратом

-а, у, и, ё, е

-я, ю

 

Дети подчеркивают

1 мин

4. Физминутка

Дружно все мы тихо встали.                                                

Ручками похлопали 1,2,3.                                                            

Ножками потопали 1,2,3,                                                            

Сели, встали, встали, сели,                                                              

И друг друга не задели                                                              

Мы немножко отдохнем                                                    

И опять считать начнем

15 мин

3.1 Изучение нового материала

- Ребята, теперь откройте свою зелёненькую тетрадь, будем учиться печатать букву Щ.

- На расческу Щ похожа.

Три зубца всего?

Ну что же!

- На что ещё похожа буква Щ?

- Из каких элементов она состоит? ( Три прямые, перекладина, хвостик )

- Посмотрите, как я на доске сейчас пропечатаю букву Щ.

- Откройте свои тетради, отступите 4 клеточки вниз, поставьте точку. И вместе со мной начинаем (веду прямую линию вниз длиной в две клетки, отступаю одну клетку и снова веду прямую линию вниз длиной в две клетки, отступаю одну клетку и веду прямую линию вниз длиной в две клетки. Слева направо провожу прямую горизонтальную линию длиной в три с половиной клетки и добавляю хвостик вниз)

- Пропечатайте самостоятельно у себя в тетрадях.

- Справились? Молодцы.

- Вернёмся к букварю.

- Страница 133. Выполним задание под значком «сообрази». Я читаю, а вы слушаете и считаете. А затем вы читаете еще раз и отмечаете галочкой.

- Так сколько было бы вещей? ( 9 )

- Молодцы, ребята, какие вы сообразительные.

-Прочитайте слова, данные ниже.

На доске схема слова РОЩА

-Подберите слово, соответствующее схеме

-А с какого столбика вы начали искать слово? Почему?

-Пропечатайте данное слово в тетради.

2 мин

5. Подведение итогов

- Итак, ребята, с какой буквой мы с вами сегодня познакомились?

- Какой звук обозначает буква Щ?

- Кто запомнил правило, которое мы сегодня изучили и может его озвучить?

2 мин

6. Рефлексия

- Сегодняшний урок был интересен вам?

- Какое задание вам понравилось выполнять больше?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Обучение грамоте "Знакомство с буквой "Ч,ч"

Данная презентация может быть использована на уроках обучения грамоте по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.УМК "Планета Знаний"...

План - конспект урока.Обучение грамоте:" Знакомство с буквой "М".

План - конспект урока обучение граммоте 1 класс "Знакомство с буквой "М"...

конспект урока обучения грамоте " Знакомство с буквой Р,р".

организовать работу по ознакомлению с буквой Р, р, наблюдение за её применением в устной и письменной речи; научить выполнять звукобуквенный анализ слов «рысь», «речка», плавно читать по слогам ...

конспект урока обучения грамоте "Знакомство с буквой "Ё, ё ".

конспект открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Знакомство с буквой "Ё, ё"....

Конспект урока обучения грамоте "Знакомство со строчной буквой г, письмо строчной, письменной и печатной буквы г" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках г,г  и  букве г, первоначального графического навыка: обучение написанию  буквы  г, строчных и письменных соединений, слов, ...

Конспект урока обучения грамоте: «Знакомство со звуком и буквой Ы», 2 класс, УМК: «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование различий и чёткого произношения звука Ы в слогах, словах, предложениях, знакомство с буквой Ы.Задачи урокаДидактические:Познаком...