Методическая разработка урока литературного чтения 1 класс по рассказу В.Осеевой "Плохо".
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Панина Ирина Николаевна

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по рассказу В.Осеевой "Плохо".

Главными целями на данном уроке является создание условий для полноценного восприятия рассказа В.Осеевой.

Также особое внимание уделяется работе по формированию читательских умений у первоклассников, развитию представлений о средствах создания художественного образа в литературе и изобразительном искусстве. Одной из целей урока является обучение словесному и графическому рисованию, поэтому особое внимание уделяется работе по художественному анализу текста, характеристике персонажей и мотивов их поступков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 1 классе

по УМК "Школа России",

учителя  начальных  классов  ГБОУ  СОШ № 336 г. Санкт-Петербурга

Паниной Ирины  Николаевны

1. Тема: В. Осеева «Плохо»

2. Цель – способствовать полноценному восприятию  рассказа В. Осеевой «Плохо» , развивать умение пересказывать текст по плану, развить интерес к иллюстрированию.

3. Задачи: 

предметные: 

  • совершенствовать навык чтения целыми словами,
  • учить пересказывать текст по картинному плану, правильно формулировать ответы на вопросы по тексту
  • развивать представление о средствах создания художественного образа в литературе и изобразительном искусстве.
  • овладевать системой читательских умений
  • обучить словесному и графическому рисованию, сопоставляя иллюстрацию с фактическими деталями и со смыслом текста

метапредметные:

  • регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, способствовать развитию навыков самоконтроля;
  • коммуникативные – развивать умения формулировать точные, полные ответы.
  • познавательные (информационные) - способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию;

личностные:

  • организация участия детей в действиях интриги учебника по данной теме, учёт позиции собеседника.

4. Оборудование:

    - проектор;

    - ноутбук;  

    -вырезанные по контуру фигурки персонажей: большой взъерошенной собаки,   котенка, двух мальчиков.

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

УУД

Вступительная беседа. Актуализация опорных знаний

-Сегодня я  слышала, как в школьном коридоре ссорились две девочки. И одна другой выкрикнула: «Бессовестная ты! Бессовестная!» Мне захотелось поговорить с вами на эту тему. Безрадостный - значит, нет радости, безнадежный- нет надежды, а бессовестный- нет чего? А что такое совесть? (Ответы детей)

Совесть - это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек все-таки совершил что-то неблаговидное, то совесть сурово наказывает его: человек вдруг понимает, что поступил нехорошо, жалеет о содеянном, ругает сам себя.

- Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть?

-А по отношению к животным должна быть у человека совесть?

 

Личностные

Регулятивные

Подготовка к первичному восприятию.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом детской писательницы Валентины Осеевой «Плохо». Она сочиняла для ребят сказки, писала пьесы и любила ставить их с детьми. Именно по просьбе детей она отнесла свои рассказы в издательство.

 

Регулятивные

Коммуникативные

Первичное восприятие.

Чтение учителя.

Познаватель

ные

Постановка учебной задачи.

Давайте представим, что мы художники и нам надо проиллюстрировать этот рассказ. Какие иллюстрации мы сделаем? Прочитайте текст про себя и подумайте об этом.

Личностные

Познавательные

Чтение и анализ текста.

- Прочитайте первый абзац. Опишите как будет выглядеть первая иллюстрация. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

-Кто на ней изображен?

-Подходит ли иллюстрация к рассказу?

-Обоснуйте свою точку зрения текстом.

-Какие слова  в тексте подскажут вам, какую нужно изобразить собаку? («яростно лаяла», «припадая на передние лапы»)

-А котенка? («жалобно мяукал», «маленький, взъерошенный», «прижавшись к забору»)

-Какие из деталей мы не сможем нарисовать? (Нельзя нарисовать,как собака лает , как котенок мяукает)

- Как же художник может передать, что котенок очень испуган, что он просит о помощи?

-Задача у художника и писателя одна, а средства разные.Писатель пользуется словом, а художник передает ярость собаки и беззащитность котенка с помощью позы, расположения фигур, выражения глаз.

-Давайте расположим на доске вырезанные фигурки собаки и котенка, подумаем как их правильно расположить.

- Кто еще должен быть изображен на рисунке? Прочитайте

-Какое выражение лица должно быть у мальчиков; встревоженное, заинтересованное, безразличное, равнодушное?

-Почему вы так считаете?

-Где лучше расположить фигурки мальчиков- со стороны собаки или со стороны котенка?

-Со стороны котенка нельзя, расположим их в сторонке. Значит художник на иллюстрации должен продумывать расположение фигур. Расположение фигур, или композиция – одно из важных выразительных средств.

-  Мы расставили фигуры, получилась ли иллюстрация?

- Ясно ли когда происходит действие? Какое время года, погода?

Писатель об этом не говорит, но художник должен это изобразить, хотя в рассказе об этом не упоминается. Эти детали являются второстепенными, а вот изменить позу собаки и котенка нельзя, так как потеряется смыcл .

-Прочитайте рассказ до конца и подумайте, какие еще иллюстрации вы бы еще нарисовали?

Почему к первой части рассказа легко было нарисовать иллюстрации, а ко второй- очень сложно?

Потому что нельзя изобразить диалог, действие.

-Значит, во второй части главное-действия персонажей и их характер. Прочитаем вторую часть и обратим внимание на то, как автор описывает действия героев.

-Почему автор пишет, что женщина поспешно выбежала на крыльцо? Почему она сначала говорила с мальчиками сердито, а потом – гневно. Что вызвало гнев женщины?

Познавательные

Личностные

Физминутка

Раз - подняться на носки и улыбнуться.

Два - руки вверх и потянуться.

Три - согнуться, разогнуться.

Четыре - снова все начать.

Пять - поглубже всем вздохнуть.

Шесть - на пояс руки ставим.

Семь - повороты туловища начинаем.

Восемь - столько раз присядем.

Девять - Потягиваемся и отдыхаем.

Десять - и урок наш продолжаем

Обобщение

- Мы говорили об отношении женщины к поступку, вернее отсутствию поступка мальчиков, а каково отношение автора? Где-нибудь Осеева прямо показывает свое  отношение к персонажам?

 Не показывает, но подбирает такие слова, что нам становится жалко котенка и страшно за него.

- В чем убеждает нас автор?

Не делать ничего плохого мало, нужно делать добрые поступки. Нельзя оставаться равнодушным, когда рядом творится зло, когда рядом кто-то нуждается в помощи.  

-Ребята, у меня есть план этого рассказа, прочитайте его.

  • Вот это и плохо!
  • Собака яростно лаяла.
  • Как вам не стыдно!
  • Мальчики стояли и ждали.

-Что интересного вы заметили? (нарушен порядок изложения)

-Восстановите план. (2, 4, 3, 1)

-Давайте попробуем пересказать рассказ.

Вам в помощь будет иллюстрация и план.

Познавательные

Регулятивные

Творческие задания.

- У этого рассказа есть и другое название – "Cобака яростно лаяла».

- Какой заголовок выбрали бы вы? Почему?

-Как можно озаглавить этот рассказ по-другому?

-Как можно продолжить рассказ?

Личностные

Подведение итога урока. Рефлексия учащихся.

-С каким произведением познакомились на уроке?

-Чтобы вы спросили у мальчиков?

- Какой совет вы бы дали мальчикам?

-Как вы думаете, мальчиков будет мучить совесть после слов женщины?

-Как поступили бы вы на месте этих мальчиков?

-Какие выводы вы сделали для себя?

А я хотела бы добавить:  

Герои рассказа не виноваты в создавшейся ситуации, они лишь случайные свидетели. Но свидетели равнодушные. Своим рассказом В. Осеева убеждает читателей – не совершать зла мало, надо творить добро. Давайте быть добрее к окружающим и весь мир от этого станет лучше  и добрее, и мы сами тоже станем лучше и добрее.

Урок окончен.

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения1 класс (обучение грамоте) по теме "Звуки [м] — [м`], буква М м"

Технологическая карта урока в период обучения грамоте по ознакомлению с согласными звуками....

Методическая разработка урока ОРКСЭ 4 класс по теме «История религий в России. Рассказ о выборе веры» с использованием игры «Как ты думаешь» (Технология критического мышления)

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет преподавателю вышеупомянутого курса провести урок по этой теме в форме увлекательной игры (Технология критического мышления, игра "Как ты думаешь"...

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Урок литературного чтения1 класс "Гласный звук и буквы О, о."

Урок литературного чтения  по программе "Школа России" Раздел "Добукварный период" Тема   Гласный звук [o], буквы О, о. https://yadi.sk/d/XaSZhZ-fjvVtVw ...

Методическая разработка урока литературного чтения "И в шутку, и всерьёз. Рассказы Виктора Драгунского".

Методическая разработка в форме технологической карты к уроку литературного чтения или для внеклассной работы в 3-4 классе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «ТЕМА ДРУЖБЫ И ВЕРНОСТИ В РАССКАЗЕ А. КУПРИНА «БАРБОС И ЖУЛЬКА»

Данный методический материал может быть использован педагогами для организации образовательной деятельности обучающихся 4 класса по предмету «Литературное чтение» в соответствии с учебно-м...