Методическая разработка урока литературного чтения "И в шутку, и всерьёз. Рассказы Виктора Драгунского".
методическая разработка по чтению (4 класс)

Ливенцова Ольга Викторовна

Методическая разработка в форме технологической карты к уроку литературного чтения или для внеклассной работы в 3-4 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dragunskiy_dlya_detey.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  И в шутку, и всерьёз. Рассказы Виктора Драгунского.

Цели:

• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему, какие эмоции вызвало содержание текста)

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

Ι. Актуализация знаний.

1  2

Проверка домашнего задания.

Выставка иллюстраций к одному из стихотворений. Выразительное чтение стихов наизусть по предыдущему домашнему заданию

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, иллюстрировать фрагменты произведения.

II. Развитие умений.

2  4  2  3  2  1  4

Работа с текстом рассказа В. Драгунского «Надо иметь чувство юмора».

1. Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте название, фамилию автора. Вы согласны с утверждением, которое автор вынес в заглавие рассказа? Почему? Объясните.

– Как вы думаете, почему рассказы Драгунского называются «весёлыми»? Должен ли человек уметь смеяться над собой, относиться к некоторым жизненным ситуациям с юмором? А хотите знать, что думает об этом писатель Виктор Драгунский?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение части 1 (дети читают самостоятельно, про себя).

2. Выявление первичного восприятия.

– В части 1 сначала смеются Дениска и Мишка. Над чем?

– Кто такие лемуры? (слово вынесено на доску, для наглядности подобрана иллюстрация) Лемур – полуобезьяна с длинным хвостом и удлинёнными задними конечностями. Живёт в тропических лесах.

– А в конце этой части Дениска смеётся один. Почему?

– Можете ли уже сказать, у кого из героев есть чувство юмора?

3. Первичное чтение частей 2 и 3 (вслух, комбинированное чтение).

При чтении части 2 в конце нужно провести диалог с автором:

После предложения «Они оба на меня смотрели и хохотали» (Они смеялись почему-то или над кем-то?)

«…мы этого ещё не проходили» (А Дениске было смешно? Почему?)

«…такого скоро выгонят из школы» (Вы поняли, почему Дениска ушёл? Что он чувствовал?)

При чтении части 3 нужен небольшой комментарий:

«…я могу уйти из дома прямо на целину» (Что такое целина, куда собрался Дениска? Это освоение никогда не паханной земли в Казахстане, Поволжье, Сибири. В 1954–1960 годы в эти места ехали люди, особенно молодёжь, чтобы осваивать, покорять дикие степи, пахать землю и выращивать урожай хлеба.)

– Вот как Дениска обиделся на папу за эту задачу и как ему жалко себя – он даже собирался уйти из дому на целину!

4. Обобщающая беседа.

а) Как вы думаете, стоило ли Дениске обижаться на задачу? (Слушаем версии детей.) А почему всё-таки он обиделся? (Принял задачу на свой счёт, решил, что несправедливо папа про него говорит; обиделся, что папа с Мишкой смеялись.)

б) Почему папа первый подошёл к Дениске, нашёл его за вешалкой? (Папа понял, что Дениска обиделся, чувством юмора он ещё не обладает в полной мере. Папа старается смягчить ситуацию и помочь сыну научиться смеяться над собой.)

в) Есть ли у Дениски чувство юмора? (Не совсем.) А у его отца? (Конечно. Задачку придумал смешную и полезную.)

г) Поможет ли папина задача Дениске стать лучше? (Задача заставила сына задуматься о своём обычном поведении и критически взглянуть на себя со стороны.)

5. Самостоятельное перечитывание текста про себя, выполнение заданий по вариантам.

I вариант: выписать ключевые слова.

II вариант: составить простой план.

Проверка по окончании работы.

3. Работа с текстом после чтения.

1. Итоговая беседа.

– Как бы вы теперь ответили на вопрос темы урока?

– Как вы думаете, кому живётся лучше: человеку, обладающему чувством юмора, или тому, кто не имеет этого чувства?

– А у вас есть чувство юмора?

– Чему научил вас рассказ В. Драгунского?

2. Рассказ учителя о В. Драгунском с презентацией и викториной по произведениям автора:

(слайд 3)

Родился Виктор Юзефович в Нью-Йорке. Это большой город в Америке. Детство его прошло в Гомеле, небольшом зелёном городе, что находится в Белоруссии.

В. Драгунского часто называют мастером улыбки. Он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил собственным театром, который назывался «Синяя птичка». А ещё В. Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках, и все дети, мамы, папы, бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха – такой весёлый это был Дед Мороз. В. Драгунский одно время работал клоуном в цирке на Цветном бульваре в Москве, рыжим клоуном – в лохматом рыжем парике. Во время войны Виктор Юзефович с другими артистами ездил на фронт выступать перед бойцами, чтобы у них было хорошее настроение.

(слайд 4)

Когда у В. Драгунского подрос сын Дениска, с ним начали происходить всякие смешные истории, и вскоре вышли книги: «Денискины рассказы», потом «Он живой и светится», «Расскажите мне про Сингапур», «Человек с голубым лицом». Всего В. Драгунский написал около 90 рассказов.

(слайд 5)

А сейчас мы с вами вспомним некоторые из произведений В. Драгунского. На слайдах будут фрагменты из рассказов писателя, вам нужно узнать название произведения, главных героев и вспомнить, чем закончились эти истории.

слайд 6 – «Арбузный переулок»,

слайд 7 – «Где это видано, где это слыхано»,

слайд 8 – « Девочка на шаре»,

слайд 9 – «Куриный бульон»,

слайд 10 – «На Садовой большое движение»,

слайд 11 – «Пожар во флигеле».

слайд 12 – Желаем новых открытий!

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3.Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

IV. Домашнее задание.

1. Пересказать рассказ, используя план и опорные слова.

2. Ответить письменно на вопрос: что такое чувство юмора?

Список  литературы:

Литературное чтение. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.]. 5-е изд.- М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил.- (Школа России).

Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс.- 2-е изд. М.: ВАКО, 2016.- 432 с.- (В помощь школьному учителю).

Драгунский В. Ю.  Денискины рассказы. – М.: Изд-во Эксмо, 2015.

Драгунский В. Ю. Денискины рассказы: (рассказы)/ Виктор Драгунский. – М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВТК, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка урока литературного чтения 1 класс по рассказу В.Осеевой "Плохо".

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по рассказу В.Осеевой "Плохо".Главными целями на данном уроке является создание условий для полноценного восприятия рассказа В.Осеевой.Также ос...

Презентация "И в шутку, и всерьёз. Рассказы Виктора Драгунского".

Презентация-викторина по произведениям замечательного детского писателя содержит также краткую информацию о жизни и творчестве Виктора Драгунского. Может быть использована как на уроке литературного ч...

Методическая разработка. Урок - викторина «И в шутку и всерьёз»

Обобщить и систематизировать знания по разделу; развивать память, внимание, мышление, речь; поддерживать интерес к чтению....

Методическая разработка урока литературного чтения. В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным»

Цель: формирование у обучающихся способности к осмыслению главной идеи рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».Задачи:- познакомить учащихся с содержанием рассказа- формировать...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «ТЕМА ДРУЖБЫ И ВЕРНОСТИ В РАССКАЗЕ А. КУПРИНА «БАРБОС И ЖУЛЬКА»

Данный методический материал может быть использован педагогами для организации образовательной деятельности обучающихся 4 класса по предмету «Литературное чтение» в соответствии с учебно-м...