Конспект урока литературного чтения "Н.М. Рубцов "Сентябрь" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Волкова Александра Анатольевна

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова; формирование навыка выразительного чтения; раз­витие речи, мышления, памяти.

Планируемые результаты:

Предметные:  уметь  прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение.

Личностные:

·        способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;

·        проводить самооценку своих действий;

·        развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:15.04.2020 г.                                                                                                 ФИО учителя: Шабалина М.Г.

Школа: МОУ Уйско-Чебаркульская сош                                                                       ФИ студента: Бобровникова А.,45 гр.                                                          

Класс: 4                                                                                                                          ФИО руководителя практики: Боева С.З

Кабинет: 4                                                                

Конспект урока по литературному чтению

                                          Тема урока: Н.М Рубцов «Сентябрь»

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова; формирование навыка выразительного чтения; развитие речи, мышления, памяти.

Планируемые результаты:

Предметные:  уметь  прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение.

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой - рифмованное начало урока.

1-2 мин.

 - Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Приветствуют учителя.

Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.

2. Актуальность знаний и мотивация

Словесный метод – беседа.

4-5 мин.

- Как называется раздел, который изучаем на уроке литературного чтения? (поэтическая тетрадь)

- С произведениями каких писателей познакомились?

( Б.Л. Пастернак, С.А. Клычков, Д. Б. Кедрин)

- О чём эти произведения? (о природе, временах года)

Проверка домашнего задания: чтение стихотворения  выразительно Д. Б. Кедрина «Бабье лето».

Отвечают на вопросы учителя.

Поэтическая тетрадь.

О природе, временах года.

Читают стихотворение выразительно.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

3. Постановка учебной задачи

Словесный метод – беседа.

Практический метод – работа с книгой

4- 5 мин.

-Сегодня на уроке мы с вами совершим то, что никогда не сможем сделать в реальной жизни. За окном весна, солнце светит ярко, скоро совсем растает снег.

- А мы с вами отправимся в гости к осени.

- С какого месяца начинается осень?

-Что происходит в это время в природе?

- Как вы думаете, как называется стихотворение, с которым мы с вами сегодня познакомимся? А кто написал это стихотворение, мы узнаем на странице учебника 119.

- Рассмотрите портрет поэта, чье стихотворение мы будем сегодня читать.

-   Какие его произведения вам знакомы?

 - Что вы знаете об этом поэте?

- Сформулируйте тему и цель урока.

Слушают учителя.

С сентября.

«Сентябрь».

Формулируют тему и цель урока.

Регулятивные: выполнять учебные задания, используя план.

Познавательные: формулировать проблемы.

4. Открытие нового знания

Словесный метод – рассказ о творчестве писателя учителем.

Практический метод – работа с произведением.

7- 8 мин.

Рассказ о творчестве поэта.

– Николай Михайлович Рубцов (1936–1971) – русский советский поэт. Родился 3 января 1936 г. в поселке Емецк Архангельской области, сын погибшего в войну политработника. Учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962–1969 гг. учился в Литературном институте им. М. Горького.

Печататься Николай Рубцов начал с 1962 года.

Умер Николай Рубцов в Вологде 19 января 1971
года.

Учитель читает стихотворение.

- Как я прочитала это стихотворение?

- А сейчас прочитайте стихотворение шепотом (еще: с вопросительной интонацией, с утвердительной, с интонацией раздражения, восхищения).

- Скажите мне, пожалуйста, как все-таки стоит читать данное стихотворение? С каким чувством, интонацией? Какое настроение у самого поэта?

Внимательно слушают рассказ учителя о творчестве поэта.

С интонацией восхищения.

С интонацией и чувством восхищения.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Познавательны: применять свои знания.

5. Первичное закрепление во внешней речи 

Практический метод – анализ стихотворения.

Словесный метод – фронтальная беседа.

Практический метод - работа со стихотворением.

Практический метод – анализ стихотворения.

Словесный метод – фронтальная беседа.

Практический метод - работа со стихотворением.

5- 7 мин.

Вопросы и задания для детей по стихотворению Н.М. Рубцова «Сентябрь»

• Какие слова в стихотворении «Сентябрь» передают радость поэта? («Слава тебе», «радостный покой»; «солнечный блеск чудесный», «роща багряная», «россыпь ягод», «праздник нагрянул на златогривых конях».)

• Что, кроме слов, передает радость? (Восклицательные интонации. Все предложения, кроме последнего, восклицательные.)

- Прочитайте все восклицательные предложения так, чтобы можно было почувствовать, что вы разделяете радость поэта.

• Чему же так радуется поэт? (Красоте осени и покою, который она несет.)

• Говорит ли это что-нибудь об авторе стихотворения? (Он не избалован радостями и умеет быть благодарным судьбе за самый малый подарок.)

• Почему поэт называет покой поднебесным? Что он имеет в виду? (Покой людям в сентябре дарит ясное синее небо, когда нет ветра и дождя.)

• Почему этот «поднебесный покой» поэт называет кратким? (Хорошая погода осенью не может длиться долго. Дожди и холод неизбежны.)

• Почему поэт сравнивает сентябрь с праздником? (В праздник люди радуются, и поэт радуется сентябрю. В праздник украшают города, жилища, и люди нарядные — все красивее, чем обычно. И сентябрь красив. Праздники всегда быстрее кончаются, чем нам хочется. И сентябрь скоро пройдет.)

• Почему Рубцову кажется, что сентябрь нагрянул на златогривых конях! Что напоминает ему золотые гривы коней? (Кроны деревьев. Желтые листья колышутся, горят на солнце, и кажется, что развеваются гривы коней.)

• Какой прием использовал поэт, говоря о сентябре так: Словно бы праздник нагрянул на златогривых конях? (Сравнение.)

• Поэт говорит, что солнечный блеск играет с рощей, рекой, с россыпью ягод. Как называется такой прием? (Олицетворение.)

• Подумайте, какой звук в двух первых предложениях, повторяясь, дает представление о солнечном блеске? (С.)

Значит, как и многие другие поэты, Николай Михайлович Рубцов использовал звукопись.

Попробуйте прочитать два первых предложения, акцентируя, подчеркивая звук С.

• Сентябрь представляется поэту месяцем веселым. А какой месяц кажется ему грустным? (Октябрь. Стихотворение заканчивается словами грусть октября.)

• Почему поэту кажется, что октябрь сейчас, в сентябре, притаился в небесной бездне? (Его еще не видно, но он уже готовится проливным дождем известить о своем скором приходе.)

• Будет ли в октябре так же радостно поэту? (Нет. Но сейчас он не хочет об этом думать и радуется всему: лаю собак, корове, грачу, покою и красоте сентября.)

Анализируют стихотворение по вопросам учителя.

Восклицательные интонации. Все предложения, кроме последнего, восклицательные.

Красоте осени и покою, который она несет.

Хорошая погода осенью не может длиться долго. Дожди и холод неизбежны.

В праздник люди радуются, и поэт радуется сентябрю.

Сравнение.

Олицетворение.

С.

Октябрь.

Нет. Но сейчас он не хочет об этом думать и радуется всему: лаю собак, корове, грачу, покою и красоте сентября.

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Познавательны: применять свои знания.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы

Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод - словарная работа.

Практический метод – выборочное чтение.

10 - 13 мин.

—  Подберите синонимы к словам:

КРАТКИЙ — (короткий, сжатый, лаконичный, сокращенный и др.)

НАСТУПИЛ- (настал).

ЖЕЛАТЬ — (хотеть, стремиться к чему-нибудь, мечтать, жаждать, алкать (устар. книжн.)).

—  Подберите антонимы к словам:

КРАТКИЙ— (долгий, продолжительный).

РАДУЯСЬ — (огорчаясь, печалясь, горюя, кручинясь).

—  Найдите сравнения, олицетворения. (Солнечный блеск играет с рекой, рощей, ягодами, как с игрушками. Праздник на златогривых.)

—  Объясните слова поэта: «и ничего не желаю, и ничего не хочу».

—  Перечитайте четыре последние строчки. Меняется ли настроение автора? Какие слова помогают это понять?

Подбирают синонимы к словам.

Подбирают антонимы к словам.

Объясняют слова поэта.

Выборочное чтение.

Познавательны: применять свои знания.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы

7. Включение в систему знаний

Практический метод –чтение стихотворения

2 - 3 мин.

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают домашнее задание.

Познавательны: применять свои знания.

8. Рефлексия деятельности

Аналитический метод – цветотехника.

1-2 мин.

- Оцените свою деятельность на уроке при помощи смайликов.

- Что самое интересное запомнилось про автора?

- Что можете сказать о стихотворении, с которым мы сегодня познакомились?

Оценивают свою деятельность на уроке.

Регулятивные: анализировать собственную работу.

Задания, разработанные для дистанционного обучения:

  1. На данный урок детям был отправлен видео-урок для самостоятельного изучения темы.
  2. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы:

• Какие слова в стихотворении «Сентябрь» передают радость поэта?

• Что, кроме слов, передает радость?

- Прочитайте все восклицательные предложения так, чтобы можно было почувствовать, что вы разделяете радость поэта.

• Чему же так радуется поэт?

• Говорит ли это что-нибудь об авторе стихотворения?

• Почему поэт называет покой поднебесным? Что он имеет в виду?

• Почему этот «поднебесный покой» поэт называет кратким?

• Почему поэт сравнивает сентябрь с праздником?

• Почему Рубцову кажется, что сентябрь нагрянул на златогривых конях! Что напоминает ему золотые гривы коней?

• Какой прием использовал поэт, говоря о сентябре так: Словно бы праздник нагрянул на златогривых конях?

• Поэт говорит, что солнечный блеск играет с рощей, рекой, с россыпью ягод. Как называется такой прием?

• Подумайте, какой звук в двух первых предложениях, повторяясь, дает представление о солнечном блеске?

       • Сентябрь представляется поэту месяцем веселым. А какой месяц кажется ему грустным? (Октябрь. Стихотворение заканчивается словами грусть октября.)

• Почему поэту кажется, что октябрь сейчас, в сентябре, притаился в небесной бездне?

• Будет ли в октябре так же радостно поэту.

  1. Подберите к данным словам синонимы и запишите их в тетрадь:

Краткий-

Наступил-

Желать-

 Радуясь-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Э. Успенский. Чебурашка" (2 класс, Школа России).

Конспект урока литературного чтенияТема: Э. Успенский "Чебурашка"Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством Э.Успенского и отрывком из его произведения "Крокоди...

Конспект урок литературному чтению "Стихи И. Токмаковой" 2 класс УМК "Школа России"

Дата: 29.04.2020                                                     ...