Урок – путешествие по разделу «Были-небылицы»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Анисимова Елена Анатольевна

Открытый урок по литературному чтению, 3 класс, "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit.chteniya_3kl.docx39.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК «Школа России»

Тема урока

Урок – путешествие по разделу «Были-небылицы»

Тип урока

Урок систематизации знаний

Дата урока

Цель

Повторить и обобщить изученный материал, развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их

Формы и методы обучения

  • репродуктивный – формирование умений и навыков через систему упражнений;
  • стимулирование интереса к обучению – создание эмоциональных ситуаций;
  • метод организации учебно-познавательной деятельности (словесный, частично-поисковый, беседа)

Планируемые образовательные результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Учащиеся научатся:

  •  отвечать на поставленные вопросы по теме раздела;
  • работать самостоятельно и в группе;
  • оценивать свои достижения

Личностные:

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные

Регулятивные:

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

  • освоение умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их;
  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
  • формирование умения работать в группах;
  • формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов)

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

Учебник: «Литературное чтение» 3 класс, Л.Ф. Климанова и др., М.: «Просвещение»

Мультимедийный проектор, книги по разделу учебника, портреты писателей, карточки с заданиями для учащихся

Межпредметные связи

 Литературное чтение – развитие речи – русский язык – окружающий мир

Организация образовательного пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах

Этап урока

Цель

Содержание совзаимодействия с учащимися

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

     Дорогие ребята, сегодня мы с вами вновь отправляемся в путешествие по Литературной стране. И в этот раз заглянем в другие ее уголки.

     

Стимулирование интереса к обучению

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные учебные навыки)

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Коммуникативные:

-формирование умения слушать и слышать.

Актуализация опорных знаний

Повторение изученного материала

-Определение темы урока.

-Постановка цели

1

А

Б

В

Г

Д

Е

2

Ж

З

И

Й

К

Л

3

М

Н

О

П

Р

С

4

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

5

Ш

Щ

Ь

Ы

Э

Ю

1

2

3

4

5

6

-Расшифруйте, что здесь написано

2,1; 4,5; 6,2; 3,2; 2,3; 6,1; 2,1; 4,5; 6,2; 3,2; 5,4; 4,5

(Были-небылицы)

Путешествие первое

  1. Речевая разминка.

-Чтобы заветная дверь открылась, мы должны быстро и грамотно произнести скороговорку.

Пошел Ипат

        Лопаты покупать.

                         Купил Ипат

                         Пять лопат.

     Шел через пруд,

        Зацепился за прут

       Упал в пруд Ипат,

          Пропали пять лопат.

-Прочитайте способом «птичий базар»;

-Прочитайте медленно, с ускорением;

-Начинайте читать тихим голосом, затем все громче, и наоборот – начиная громко, затем снижая силу голоса до шепота;

-Прочитайте с разной интонацией (восклицательной, сердитой, веселой)

Конкурс

-Кто быстрее произнесет скороговорку.

  1. Сочинение историй учащимися

-Ребята, вы и не заметили, как мы с вами оказались в пруду вместе с Ипатом. Сочините историю о том, что с вами могло бы произойти в пруду.

-Чтобы вам было легче, вспомните обитателей водоема, отгадав загадки:

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом.)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука.)

На воде увидел ты

Белые цветы.

Это жители воды

На ночь прячут лепестки.  (Водяная лилия.)

Не кузнец, а с клещами. (Рак.)

Драчун и забияка,

Живет в воде.

Кости на спине,

И щука не проглотит. (Ерш.)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы.)

-Вот вы и вспомнили только малую часть обитателей водоемов.

  1. Работа по карточке. Работа с отрывком из ранее прочитанного текста.

-Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова.

(с. 43 учебника, последний отрывок. М. Горький «Случай с Евсейкой». Нужные слова: «точно крупные вишни»)

Организация учебно-познавательной деятельности

Выявляет уровень знаний

Готовятся к работе

Работают с шифром

(рассказы детей)

Групповая работа по карточке

Учащиеся вспоминают интересные факты из биографии писателя

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

-логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные:

-прогнозирование, целеполагание

Коммуникативные:

-умение работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли

Словарно-орфографическая работа

Развитие таких учебно-интеллектуальных умений, как анализ, синтез, обобщение.

Путешествие второе

«У слона на дне рожденья»

-Выбравшись из пруда, попадаем на день рождения к слону. Мы там, оказывается, не одни. Мы могли бы прочитать, кто еще был у слона, но слоги в словах перепутались.

Начинаем склейку слов

Из рассыпанных слогов

                Изучите эти строчки

        Сложив правильно кусочки.

У слона на дне рожденья

Это было в воскресенье

У слона на дне рожденья.

Гости пели, веселились,

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Помоги гостей собрать:

Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил,

Ко-кро-шим-зе-пан-ко-ри-рил,

Ена-мот-ге-бе-раф-ги,

Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи!

 

(Ответ: к слону пришли антилопа, крокодил, дикобраз, шимпанзе, бегемот, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена.)

-Молодцы, собрали всех гостей. Посмотрите, кто пришел! Да ведь это же немец, хозяин зверинца. Он рассказывает какую-то удивительную историю. Кто нам поведает, что он рассказывает?

Работа с отрывком из ранее прочитанного текста

-Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова.

(с.43 учебника, первый отрывок. А.И. Куприн. «Слон». Нужные слова: 1. «Ноги толстые, как столбы». 2. «Уши большие, как лопухи». 3. «Хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец».)

Путешествие третье.

-Вспомните, чьи это слова, откуда они и о чем идет речь.

Мы объехали весь свет,

                Торговали соболями,

Чернобурыми лисами;

      А теперь нам вышел срок,

Едем прямо на восток,

  Мимо…(острова Буяна)

               В царство… (славного Салтана)

(это отрывок из «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина

Формирование самоанализа и самоконтроля

Организует диалог с обучающимися

-Какой прием использует автор, описывая слона?

 (Сравнение)

Работают с карточкой

Дети рассказывают историю про слона от имени хозяина зверинца.

Учащиеся вспоминают интересные факты из биографии писателя

Регулятивные:

-умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Физкультминутка

Полное расслабление

-Мы проплыли мимо острова и попали на другой. Давайте на нем отдохнем.

Релаксация

Организация психофизической разгрузки

(Учитель включает аудиозапись песни «Чунга-Чанга»

Выполняют упражнения для релаксации

(Дети танцуют)

Коммуникативные:

-умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Продолжение работы по теме урока

Организация коммуникативного взаимодействия

Путешествие четвертое

Работа с отрывком из ранее прочитанного текста

-Вспомните автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова.

(с.43 учебника, средний отрывок. К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Нужные слова: 1. «От маленькой радости смеются…». 2. «а от большой – плачут». 3. «и крупный снег…». 4. «счастливые».)

Работа по карточке

Коммуникативные:

-умение работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли

Продолжение работы по теме урока

Организация коммуникативного взаимодействия

Выразительное чтение отрывков

-Прочитайте выразительно отрывок из рассказа «Слон», который вам больше всего понравился.

Инсценировка

-Выберите любое прочитанное произведение, приготовьте инсценировку. Другая команда должна узнать его.

Проверочная работа (тест)

  1. Кто не встретился Евсейке на морском дне?
  1. Голотурии, сепии
  2. рыба-пила
  3. Сифонофоры, актинии, лангусты

2.Закончите предложение

 Глаза у рыб были круглые и скучные, как …

  1. алгебра;
  2. русский язык;
  3. математика

3.Вставьте пропущенное слово.

Как он может жить на свете

Без усов и чешуи?

Мы бы, рыбы, не могли бы

…. хвосты свои!

  1. Намочить;
  2. Раздвоить;
  3. Разделить.

4.Кто написал рассказ «Случай с Евсейкой»?

  1. К. Г. Паустовский;
  2. А. И. Куприн;
  3. Максим Горький.

5.Чья настоящая фамилия – Пешков?

  1. Максим Горький;
  2. А. И. Куприн;
  3. К. Г. Паустовский.

6.Как звали нянюшку из рассказа К. Паустовского?

  1. Ивановна;
  2. Петровна;
  3. Степановна.

7.Чьё прозвище  - Чичкин?

  1. милиционера;
  2. воробьишки;
  3. старого воробья.

8.Что, по мнению мамы, делают люди от большой радости?

  1. смеются;
  2. плачут;
  3. прыгают и кричат.

9.Найдите «лишнее» в утверждении: «Особенно отличается самый большой слон, он …»

  1. cтановится на голову, ногами вверх;
  2. ходит по стеклянным бутылкам;
  3. ходит по катящейся бочке.

10. С помощью какого лакомства слона завели в дом? Что это было?

  1. круглый фисташковый торт;
  2. квадратный фисташковый торт;
  3. круглый банановый торт.

11.Как звали куклу, с которой Надя познакомила слона Томми?

  1. Саша;
  2. Катя;
  3. Матрёшка.

12.Почему немец казался Наде похожим на слона? Закончите предложение.    Потому что он сам такой …

  1. большой;
  2. толстый;
  3. добродушный;
  4. лысый.

Ответы:

1.б;  2.а;  3.b;  4.с;  5.а;  6.b;  7.с;  8.b;  9.b;  10.а;  11.с;  12. а,b,с.

Допишите пропущенные буквы и получится стишок-небылица.

Танцевала рыба с р ____.

А  петр ____ - с пастернаком,

А  ци ____ - с чесноком,

А  ин____ - с пет____,

Ск________ - с кателком,

Красна девка – с к ______,

А  ухват – просто так,

А  морковка  не  ______,

Потому что не умела.

Переставьте все, как надо!

Нет ни склада тут, ни лада…

Пингвины – жители пустыни,

Ужата очень любят дыни.

Шоферы знают толк в малине,

Ребята ползают в трясине.

Верблюды плавают на льдине,

Медведи возят груз в машине.

Неспешно ходит черепаха,

Могучий еж не знает страха.

Колючий лев в траве таится,

За ним охотится лисица.

Ужи летают в облаках,

Стрижи на севере, во льдах.

Ослы расселись на кустах

Коты плывут в крутых волнах …

А все ли на своих местах!

СТИШОК-НЕБЫЛИЦА

Танцевала рыба с раком,

А петрушка – с пастернаком,

А цибуля – с чесноком,

А индейка – с петухом,

Сковородка – с котелком,

Красна девка – с казаком,

А ухват – просто так,

А морковка не хотела,

Потому что не умела.

Самооценка

Творческая работа

Стишок – небылица звучит так (у детей могут быть вставлены другие слова, главное, чтобы они подходили по смыслу и рифмовались.)

Дети читают заранее подготовленные отрывки

Дети показывают инсценировку

Дети выполняют тестовую работу

Дети ищут подходящие по смыслу слова. Учитывают, чтобы слова рифмовались

Личностные:

овладение монологической и диалогической формами речи

Регулятивные:

-оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

-осуществлять итоговый контроль.

Познавательные:

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Путешествие пятое. Возвращение домой.

-Пора нам возвращаться домой. Жаль расставаться со старыми друзьями.

Как вы думаете, почему они попали в раздел «Были-небылицы»?

Формирование умений рефлексировать пройденный материал

Беседа

Постановка проблемного вопроса

Организует рефлексию. Обеспечивает положительную реакцию на уроки литературного чтения

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Получают позитивный настрой от урока

Дети ищут ответ на вопрос, высказывают свое мнение

Регулятивные:

-оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

-осуществлять итоговый контроль.

Личностные:

-оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач

Подведение итогов

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

Домашнее задание

-Вот мы с вами и дома, среди привычных вещей. Придумайте свою невероятную историю с обычными вещами. Можете проиллюстрировать ее.

Анализ успешности усвоения знаний

Проводит разбор домашнего задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Познавательные:

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

(приложение 1)

Ползёт, не торопясь, алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб; везде на камнях, … , рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук.

(приложение 2)

Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках. Ноги … . Голова в больших шишках. Уши … и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот – … .

(приложение 3)

 – От … смеются, – ответила мама, – а от … плачут. А теперь спи!

Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и … снег, что падал и падал с неба, всё прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей … сны и сказки.  

(приложение 4)

Индивидуальная работа учащихся (работа по карточкам)

Карточка 1

Соедините автора с названием его произведения. Допишите пропущенные слова.

М. Горький                                                    «Слон»

К.Г. Паустовский                                          «Случай …________________»

А.И. Куприн                                                  «Растрепанный …_____________»

Карточка 2

Вспомните героев произведения. Допишите.

Пашка – …………………….., Петровна – ………………………., Маша – ………………………., Чичкин – ……………………, разбойница – ……………………… .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу "Были-небылицы".

На уроке предлагается ребятам совершить путешествие по литературной стране....

Тест по литературному чтению по разделу "Были-небылицы"

Тест по литературному чтению по разделу "Были-небылицы" составлен по УМК "Школа России" для учащихся 3 класса. Вопросы теста проверяют знание учащимися текстов изученных произведений (вопрос 2, 4, 5)...

Обобщающий урок по литературному чтению по разделу "Были-небылицы" 3 класс

В конспекте указан материал для подведения итогов по разделу "Были - небылицы". Благодаря данному материалу учитель сможет оценить умение детей ориентироваться в тексте и то, как внимательно...

Конспект урока по литературному чтению "Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений"

Конспект урока по литературному чтению  "Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений" для 3 класса....

Литературное чтение. 3 класс. Тема: Путешествие по разделу «Были-небылицы»

Литературное чтение. 3 класс. Тема: Путешествие по разделу «Были-небылицы»...