Конспект урока литературного чтения "Э. Успенский «Чебурашка» (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения повести Э. Успенского

«Чебурашка»; формирование знаний о жанровых особенностях повести; формирование умения составлять план и использовать его при пересказе; совершенствование умения объяснять значение слов с помощью словаря, определять нравственный смысл рассказа, анализировать текст, подтверждать свою точку зрения выдержками из текста.

 

Планируемые результаты:

 

Предметные:

  • знать биографию и творчество Э. Успенского; основную мысль повести «Чебурашка»;
  • уметь составлять план и использовать его при пересказе; определять нравственный смысл рассказа, анализировать текст, подтверждать свою точку зрения выдержками из текста.

 

Личностные:

  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

 

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Литературное чтение. 2 кл. Ч. 2, Климанова Л.Ф. («Школа России»).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 20.04.2021

ФИО учителя: Хамидуллина Р.В.

Школа: МОУ «Дербишевская СОШ»

ФИ студента: Сайфуллина С.

Класс:

ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 11

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «Э. Успенский «Чебурашка»»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения повести Э. Успенского

«Чебурашка»; формирование знаний о жанровых особенностях повести; формирование умения составлять план и использовать его при пересказе; совершенствование умения объяснять значение слов с помощью словаря, определять нравственный смысл рассказа, анализировать текст, подтверждать свою точку зрения выдержками из текста.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать биографию и творчество Э. Успенского; основную мысль повести «Чебурашка»;
  • уметь составлять план и использовать его при пересказе; определять нравственный смысл рассказа, анализировать текст, подтверждать свою точку зрения выдержками из текста.

Личностные:

  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Литературное чтение. 2 кл. Ч. 2, Климанова Л.Ф. («Школа России»).

Челябинск 2021


Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Психологический настрой

1-2 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Вот звенит для нас звонок - начинается урок.

- Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

- Садитесь. Проверьте порядок на парте.

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок

Проверяют свою готовность к уроку

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Л:освоение личностного  смысла учения.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя, учебный диалог

Практический: артикуляционная разминка

Словесный: учебный диалог

мин

- Итак, что обязательно нужно провести в начале урока?

- Прежде, чем начать читать, мы с вами проведём речевую разминку! Для чего нужна речевая разминка?

- Посмотрите на слайд. Прочитайте про себя чистоговорку:

Чтобы разговаривать,

Надо выговаривать

Все правильно и внятно

Чтоб было всем понятно

Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать!

Все правильно и внятно,

Чтоб было все понятно

- Теперь прочитаем полушепотом все вместе. 3,4.

- Теперь чуть быстрее.

- Совсем быстро.

- Молодцы!

- Перед тем, как перейти к изучению нового материала, давайте вспомним, какой раздел мы изучаем?

- Чему посвящен этот раздел?

- Совершенно верно! На каком произведении мы остановились?

- Сегодня мы с вами приступаем к изучению нового произведения и нового автора. Чтобы узнать, что это за произведение, посмотрим небольшой отрывок из мультфильма.

- Итак, кто вспомнил название этого мультфильма?

- Верно. Сегодня пойдет речь об одном из героев этого произведения. Отгадайте загадку.

Он дружок зверям и детям, Он живое существо,

Но таких на целом свет

Больше нет ни одного, Потому что он не птица,

Не тигренок, не лисица,

Не волчонок, не сурок. А заснят он для кино

И известна всем давно .

Эта милая мордашка А зовется…

Чебурашка – герой произведения, о котором мы сегодня будем говорить!

Речевую разминку.

Чтобы читать быстро, без ошибок, выразительно, с разной интонацией.

Выполняют упражнения.

И в шутку, и всерьез.

Юмористическим  произведениям.

На произведении Б. Заходера

«Песенки Винни-пуха».

Воспринимают информацию.

«Крокодил Гена и его друзья».

Чебурашка.

П: ориентирование в своей системе знаний

П: выстраивание логической цепи рассуждений, доказательств

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ, синтез

III. Постановка учебной задачи

 Словесный: беседа

Практический: формулировка темы и целей урока

мин

- Чтобы        узнать        тему        нашего        урока,        откройте  учебники на с. 139.

- Знаете ли вы автора данного произведения?

- Автором этой замечательной повести является          Эдуард Успенский.

- Итак,        какие        задачи        мы        можем        перед        собой  поставить?

- И еще одна задача нашего урока – научиться  составлять план и пользоваться им при пересказе.

- Чтобы достичь всех задач, нам с вами придется                      очень хорошо поработать.

«Чебурашка» (из сказки «Крокодил Гена и его друзья»).

Ответы детей.

Познакомиться с биографией                              Э. Успенского. Познакомиться с повестью «Чебурашка».

Р: планирование учебной деятельности

П: самостоятельное выделение и формулирование цели

IV. Открытие нового знания

Наглядный: демонстрация слайда

Словесный: слово                  учителя

Практический: лексический анализ

Словесный: учебный                  диалог

Практический: чтение текста, работа с учебником

Практический:   беседа по тексту

Словесный: учебный  диалог

Практический: анализ повести

мин

- Ребята, кто-нибудь из вас уже знаком с биографией или творчеством данного писателя?

- Давайте познакомимся с ним более подробно

- Я вам прочитаю биографию Э. Успенского.

- Ребята, в ходе чтения вам могут встретиться                некоторые незнакомые слова. Посмотрите на слайд.

- Кто-нибудь знает значения этих слов?

- Молодцы! Переходим к чтению. Я начинаю, а вы внимательно следите, и будьте готовы продолжить чтение.

По ходу чтения задаются вопросы.

До слов «…прямо на фруктах и улёгся спать».

- Как вы думаете, что могло произойти дальше?

До слов « - Как хотите, так и поступайте».

- А вы, ребята, как поступили бы на месте директора?

- Сейчас я проверю, внимательно ли вы слушали одноклассников и читали сами.

- Кто является главным героем отрывка? Почему у главного героя такое странное имя?

-                                           Где жил Чебурашка?

- Как он попал в ящик с апельсинами?

- Как он оказался в магазине?

- Почему Чебурашку не приняли в зоопарк? - Как оказался в магазине уценённых товаров?

- Какую работу предложили Чебурашке?

- Посмотрите на иллюстрацию к этой сказке, найдите и прочитайте отрывок, к которому она подходит.

- К какому типу текста можно отнести этот рассказ? Докажите!

- Как вы думаете к какому жанру относится это произведение?

- Обсудите в парах героя, и ответьте на вопрос: какими качествами обладает Чебурашка?

- Какова основная мысль данного произведения?

- Молодцы!

- Давайте с вами немного разомнемся. Вставайте со своих мест и повторяйте движения.

Ответы детей

Воспринимают информацию

Читают слова со слайда

Ответы детей

Читают повесть.

Ответы детей.

Чебурашка. Ответы детей

В ящике с апельсинами.

Ответы детей

Повествование. События сменяют друг друга.

Повесть.

Добрый, мягкий, застенчивый, робкий, заботливый.

Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья.

Выполняют физминутку с учителем

П: осознанное и произвольное выстраивание речевого  высказывания

П:        ориентирование        в своей системе знаний

П:        структурирование знаний

К: точное и полное выражение        своих мыслей

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: повторное чтение

Практический: составление вспомогательного плана

4-5 мин

- Найдите отрывок со слов «Продавцы вытащили Чебурашку из каюты…». Приготовьтесь читать по ролям.

- Сколько потребуется чтецов?

- Как будем читать слова Чебурашки, с какой интонацией?

- А как надо читать слова первого директора?

- Как прочитаем слова второго директора?

- (Имя ребенка), читай за автора.

- (Имя ребенка), за Чебурашку.

- (Имя ребенка), за первого директора.

- (Имя ребенка), за второго директора.

- Молодцы, вы правильно находили свои слова, читали выразительно, сумели передать настроение героев, отношение автора к героям.

- Теперь переходим к следующему заданию. Первое задание – вам нужно составить план рассказа по вопросам, представленным в учебнике. План будем составлять все вместе.

- Итак, я буду читать вопрос. А вы подумайте, как можно кратко, но информативно ответить на этот вопрос. Будем исходить из ваших ответов и озаглавливать части.

  1. Как у забавного зверька появилось имя?
  2. Что оно означает?
  3. Почему Чебурашку не приняли в Зоопарк?
  4. Как он оказался в магазине уцененных товаров?
  5. Где жил Чебурашка?
  6. Где жил Чебурашка?

6. Нравится ли тебе он?

- Молодцы! Подумайте, какие еще вопросы можно было задать, чтобы они помогли в пересказе?

- Молодцы!

Ответы детей.

Читают текст по ролям.

Воспринимают информацию.

Ответы на вопросы.

План:

Невиданный питомец.

Знакомство с людьми.

Куда        пристроить зверька?

Новый дом и работа.

Жизнь налаживается.

Какие фрукты любил Чебурашка?

Сколько апельсинов он мог съесть за раз?

Почему Чебурашку не взяли в зоопарк?

Что должен был делать Чебурашка в магазине уцененных товаров?

Почему Чебурашке некуда было звонить?

К:        умение        с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р:        волевая

саморегуляция        в ситуации затруднения

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: объяснение

Практический: тест

мин

- Самостоятельная работа. Я раздам вам карточки с тестами. Ваша задача обвести правильный ответ. Не забудьте пописать вашу работу.

- Приступайте.

- Обменяйтесь работами с соседом по парте. Возьмите ручку или карандаш другого цвета. Сравните работу соседа со слайдом. Рядом с правильными ответами поставьте «+», с неправильными – «-».

Передаем работы на первую парту.

Внимательно слушают задание

Выполняют самостоятельную работу

Оценивают работу соседа

Р: контроль, коррекция

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Л: умение видеть и признавать ошибки

VII. Включение в систему знаний

  1. мин

- Теперь переходим к следующему заданию.

- Ваша задача – поработать в группах по 5 человек по нашему плану. Я раздала вам цифры. Каждая группа работает по такому плану: человек, у которого попался №1 рассказывает ту часть произведения, которая соответствует 1 пункту плана. №2 – второй пункт, и т.д.

- Приступаем. Я буду ходить и слушать ваши рассказы.

- Ребята, вы хорошо справились со своей задачей и очень интересно и точно пересказали всё по плану.

Внимательно слушают задание

Объединяются в группы

Начинают выполнение

П: анализ, синтез, обобщение

К: аргументация своего  мнения

VIII. Рефлексия

Словесный: беседа

  1. мин

- Оцените результат своей деятельности. Поднимите зеленый карандаш, если вы всё поняли и у вас всё получилось. Желтый – если что-то не поняли, что-то не получилось. Красный – если ничего не поняли, ничего не получилось.

- Открываем дневники, записываем домашнее задание: прочитать повесть «Чебурашка», подготовить пересказ по плану.

- Урок окончен. Спасибо за работу.

Оценивают свою работу на уроке

Записывают домашнее задание

Л: умение ставить оценку собственной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтобы разговаривать, Надо выговаривать Все правильно и внятно Чтоб было всем понятно Мы будем разговаривать, Мы будем выговаривать! Все правильно и внятно, Чтоб было все понятно

Слайд 2

Тема: Э. Успенский. «Чебурашка» Цели: Познакомиться с биографией Э. Успенского. Познакомиться с повестью «Чебурашка». Научиться составлять план и пользоваться им при пересказе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урок литературному чтению "Стихи И. Токмаковой" 2 класс УМК "Школа России"

Дата: 29.04.2020                                                     ...

Конспект урока литературного чтения "Сказки А. Пушкина", 1 класс, "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Сказки А.С. Пушкина»Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с биографией и произведениями А. C.Пушкина; формирование интереса и...