План урока литературного чтения в 3 классе "М.Ю. Лермонтов- выдающийся русский поэт. Биография и творчество", УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Конспект  урока литературного чтения в 3 классе "М.Ю. Лермонтов- выдающийся русский поэт. Биография и творчество", УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению в 3-А классе 15.11.2021. учитель Кривоносова Т.И.

Тема: «М. Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт. Биография и творчество».

Цели урока: ознакомить учащихся с биографией и  творчеством М.Ю.Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений М.Ю.Лермонтова; развивать эмоции и чувства детей; прививать любовь к русской поэзии.

Задачи урока:

1.Образовательныезнакомство детей с биографией и творчеством

М.Ю. Лермонтова, познакомить детей с его произведениями, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения; правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; продолжить работу над выработкой хорошей дикции; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

2. Развивающиеразвивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность, развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение  детей; развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления; развивать фонематический слух.

3. Воспитательныевоспитание интереса к миру русской поэзии и жизни талантливых людей; воспитание усидчивости, взаимоуважения; воспитание умения работать в команде, согласованно с одноклассниками.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Коммуникативные УУД – стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения; к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; к умению работать в паре, оказывать взаимопомощь, формирование умения слушать собеседника, договариваться.

Регулятивные УУД – организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности (умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности)

Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии, об истории города.

Личностные – формирование положительного отношения к учебе и своим знаниям, ответственности за свою деятельность, развитие творческого воображения, умения объективно оценивать результат собственной деятельности.

Оборудование урока:

- учебник  Литературное чтение 3 класс;
- мультимедийная презентация;
- карточки с заданиями для детей.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  Вы готовы к работе? Тогда в путь.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Девизом нашего урока будет следующие слова:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет…

-Почему я выбрала такой девиз?

- Из какой басни взяты  эти слова? Кто написал эту басню?

(Иван Андреевич Крылов)

Прежде чем мы прейдем к новой теме с вами, я бы хотела проверить ваши знания о пройдённом материале. Вы сейчас будете работать по группах, у вас будут карточки с вариантами ответов. Вы должны вместе быстро найти и отметить верные ответы.

  Работа в группах.

1группа

2 группа

3 группа

4 группа

1.Кто лето красное пропела?

муха  

стрекоза

скрипка

2.Сколько очков купила мартышка?

Одни

Полдюжины

Десять

1.Какую ягоду не смогла достать лиса в саду?

Киви

Виноград

Персик

2.У кого к зиме был готов и стол, и дом?

У муравья

У стрекозы

У хозяйки

1.Что не могли сдвинуть с места Лебедь, Щука и Рак?

Поезд

Самолёт

Воз

2.Кто был соседкой Моськи?

Слон

Шавка

Клоун

1.От кого Ворона получила сыр?

От бога

От повара

Из мусорного бака

2.С помощью какого предмета можно увидеть, «что там за рожа»?

Зеркало

Бинокль

Микроскоп

Капитаны команд , по очереди назовите вопросы и верные ответы на них.

Молодцы ребята.

Продолжите ответ. Басня –это…

Мораль-это….

Перед слайд (слайд1), на котором перечисляются различные поступки людей. Разбейте их на две группы.

1 группа

2 группа

поступки, которые может высмеивать поэт

поступки, которые могут одобряться поэтом

ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость,  храбрость, трусость, лесть, лень, нежность, верность

- Итак, Иван Андреевич Крылов в своих произведениях  действительно высмеивал жадность, глупость, ложь, лицемерие, лесть, пустое времяпровождение и другие людские пороки. Но чтобы не обидеть людей главными героями были животные.

Физкультминутка

 -Вы, наверное, устали?

-Да!

-И поэтому все встали

Дружно вытянули шеи

И, как гуси, зашипели «ш-ш-ш!»

Пошипели, помолчали

И, как зайки, поскакали

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

3. Работа над новым материалом:

1. Сообщение темы урока    (слайд 2)

- Сегодня, ребята, в вашей жизни состоится важное знакомство. Важное потому что мы прикоснёмся к творчеству великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, которому в этом году исполняется 207 лет со дня рождения.

2. Биография писателя

- Подумайте, как можно познакомиться с поэтом , если его уже нет с нами?

- Михаил  Юрьевич Лермонтов расскажет о себе стихами. 

Учитель читает: (слайд2)

Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?

- Получилось ли у вас представить, что за человек Лермонтов?

- Посмотрите теперь на его портрет.

Работа с учебником, стр.142-144.

Откройте разворот в учебнике на стр.140. Рассмотрите его.

- Что вы увидели на этих страницах? Портреты М. Лермонтова в маленьком возрасте, его автопортрет, портрет в военной форме, Петербургский университет и Кавказские горы.

3. Постановка учебной задачи

- Поставим цели и задачи урока. Чему мы должны научиться, с чем познакомиться.

Познакомимся с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова, научимся выразительно читать стихотворение М. Ю.Лермонтова, понимать прочитанное, анализировать стихотворение.

Рассказ учителя о поэте.

        Михаил Юрьевич Лермонтов родился 2 октября 1814 года в г. Москве. Родители :  отец Юрий Петрович Лермонтов,  мать- Мария Михайловна. Когда Мише было 3 года, его мама умерла в возрасте 21 года. Воспитанием мальчика занималась его бабушка Елизавета Алексеевна в своём имении Тарханы Пензенской губернии. Михаил Юрьевич получил прекрасное домашнее образование. Он знал французский и немецкий языки,  потом овладел и английским, латынью. Кроме этого Михаил Юрьевич прекрасно рисовал, играл на фортепиано, скрипке. Прекрасно лепил из цветного воска.    Не зная еще грамоты, едва умея ходить и предпочитая ползать, маленький Лермонтов хорошо уже мог произносить слова и любил говорить в рифму... К этому его никто не приучал, да и довольно сложно в таком возрасте приучить к разговору в рифму! Привезут гости механическую заводную птичку, которая может махать крылышками и красиво петь, послушает маленький Лермонтов ее пение и скажет:
«Эта птичка хороша,
У нее поет душа».

Или уйдет мама из комнаты, а маленький Лермонтов сядет на ковер около двери и ждет ее, ждет, а потом скажет:
«Что же мама не идет?
Ведь Мишель все ждет и ждет.»

И взрослые гости и мама с бабушкой этому удивлялись и радовались.

– Какое дитя интересное! – говорили некоторые гости. – Еще и ходить не умеет как следует, на четвереньках ползает, а уже говорит, да все в рифму.

– Надо записывать за Мишелем его изреченья, – советовали другие гости. – Вырастет, быть может, знаменитым поэтом сделается.

Но так никто и не записывал, все только продолжали удивляться.

— Баба: окошка — кошка, слышишь? Стол — пол.

    Арсеньева прислушалась:

— Что же, Миша, стол — пол?

    Видя, что бабушка его не понимает, он отвернулся недовольный, сам же объяснить не мог.

    Гости говорят:

— А может, он в стихи играет? Ведь стол и пол — рифма. Кошка и окошка — тоже.

— А сколько ему?

— Немного больше двух с половиной.

— Рано. Разве кто насчет рифмы в таком раннем возрасте понимает? Ведь он говорить еще толком не умеет.

Первую поэму Лермонтов написал  в 14 лет, учась в благородном пансионе. Затем Лермонтов учится в Московском Университете. Впоследствии М.Ю. Лермонтов стал офицером гусарского полка. Большая часть жизни Лермонтова связана с Кавказом. Ещё ребёнком бабушка привозила его на лечение в Пятигорск на «кавказские воды». Очень много произведений посвятил поэт Кавказу, воспевая красоту гор. Служба Лермонтова проходила на Кавказе, здесь он и погиб у подножия горы Машук, на дуэли.  Лермонтову было 27 лет.

4. Работа с учебником

1.Слушание   стихотворений  «Горные вершины», «На севере диком»

Словарная работа над словом риза.

2.Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

 Работа над стихотворением «Утёс»  (слайд3)

3.Слушание  стихотворения

4.Словарная работа.

 Утёс, лазурь

Беседа с учащимися.

-  Скажите о чём стихотворение - о природе или о людях?

Учитель читает стихотворение. Затем идут высказывания детей (одни говорят о природе, другие - наоборот).

- Правы и те и другие ученики. У поэзии есть одна важная, почти волшебная особенность. Поэт произносит слова, которые живут одновременно двойной жизнью. Например, мы можем увидеть и пейзажную зарисовку, очень красочную и достоверную, и одновременно угадываем в ней рассказ о сложных человеческих отношениях.

- Сейчас мы и рассмотрим данное стихотворение с этих двух сторон.

 2 -3 ученика читают вслух.

- Посмотрим на стихотворение как на удивительно красивый пейзаж. Если бы нас попросили нарисовать иллюстрацию к нему, чтобы вы изобразили на своей картине? (слайд 4)

- Почему тучка золотая? Она из золота? - Цвет заката, заходящего солнышка. Такое приём в литературе называется эпитет.(слайд 6)
- Почему ночевала на груди утёса-великана? Что за грудь у утёса? -
Утёс большой, высокий, на вершине склон. Тихая, безветренная погода. Тучка остановилась на этом склоне. Такой приём, когда неживому предмету наделяются качества человека, называется олицетворение (слайд 7).
- Почему утром она умчалась в путь рано, играя? - 
Её снесло ветром, а поскольку она небольшая, то ветер подхватил её и понёс..
- Что значит по лазури, играя? - 
По ярко-синему небу.
- Почему у утёса морщина влажная? - 
Это ложбинка, трещинка. За ночь часть тучки превратилась в капельки воды.
- Почему утёс тихонько плачет? - 
Влага под лучами солнца стала медленно испаряться.

- Мы сейчас так расшифровали образный язык стихотворения М. Ю. Лермонтова. Но согласитесь, что это помогло нам представить огромный утёс, стоящий в одиночестве в пустыне, лучи заходящего солнца, окрашивающие золотом маленькую игривую тучку.

Что является ведущей темой стихотворения? (слайд5)

Итог урока

Рефлексия

– С каким писателем мы сегодня познакомились на уроке?

– Что интересного запомнили о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова?

С какими литературными терминами мы сегодня познакомились?

Давайте подарим утёсу тучку.

Если у вас всё сегодня получилось, нужно раскрасить тучку голубым цветом, если удалось, но не всё – синим, если было много трудностей – черным.

     Домашнее задание

- Выучить стихотворение  «Утёс» наизусть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 группа 2 группа поступки, которые может высмеивать поэт поступки, которые могут одобряться поэтом ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, нежность, верность

Слайд 2

Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо мной? Зачем не могу в небесах я парить И одну лишь свободу любить? Михаил Юрьевич Лермонтов (3 (15) октября 1814 – 15 (27) июля 1841) - поэт, писатель, художник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока Литературное чтение 4 класс Б. Пастернак "Осень"

Борис Леонидович Пастернак в стихотворении "Золотая осень" изобразил русскую осень. Пастернак сам любуется и восхищается золотой осенью. В разработке урока стремилась показать Любовь поэта к...

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: Какая душа у поэта? (Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»). ОС "Школа 2100"

Данный конспект урока литературного чтения смоделирован в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: А.П. Платонов "Цветок на земле". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование навыка анализа и восприятия фрагмента произведения, навыка прогнозирования сюжета по отдельным частям произведения А.П. Платонова «Цветок на земле» ...

Проверочная работа по литературному чтению, 3 класс, по теме «Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета»

В проверочной работе ребята проверяют свои знания по разделу «Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета». Работа в двух вариантах....

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему : А.П.Платонов «Ещё мама» (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А.П.Платонов «Ещё мама» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве А.П.Платонова ; развитие умения анал...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему : М.М.Зощенко «Великие путешественники» (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: М.М.Зощенко  «Великие путешественники» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; раз...