Методические приемы работы учителя, направленные на формирование навыка осознанного чтения у младших школьников и понимания ими прочитанного
методическая разработка по чтению

Некрасова Ирина Сергеевна

Методические приемы работы учителя, направленные на формирование навыка осознанного чтения у младших школьников и понимания ими прочитанного

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические приемы работы учителя, направленные на формирование навыка осознанного чтения у младших школьников и понимания ими прочитанного

Чтение – один из основных способов приобретения информации, поэтому овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам.

Как основной вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического, речевого развития ребёнка. Из этого следует необходимость систематической, целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Главным показателем уровня владения чтением как видом речевой деятельности является понимание содержания читаемого – слов, предложений, текста.

Метод чтения – рассматривания – это наглядно – исследовательский способ организации читательской деятельности, открывающий перед учащимися кратчайший путь в содержание каждой конкретной книги через отражение и осознание диалектического единства текста и в нетекстовой информации, в которой закодированы мысли и чувства автора литературного произведения, а через книгу – в мир человеческих чувств и мыслей – в мир книг.

Метод чтения - рассматривания

  • Выделяет материальные средства достижения цели, т. е. объекты, овладев которыми, можно прямо, не сбиваясь, двигаться вперёд, обретая с каждым шагом всё большую читательскую самостоятельность. Такими объектами являются книги.
  • Чётко прокладывается кратчайший маршрут к цели: от читателя к книге, от книги (её содержания) – в мир книг без посредников и промежуточных звеньев, ограниченный только возможностями читателя, а в принципе открытый ему безгранично.
  • С каждым шагом гарантирует ребёнку индивидуальный подход, обеспечивает учащимся в процессе формирования их как читателей пробуждение специфических для личности каждого ребёнка подробностей и потенциальных возможностей.

Беседа сопутствует многим занятиям на уроке чтения. Вопросы беседы по своей направленности делятся:

  • Вопросы по фактическому содержанию ставятся перед учащимися после первого чтения и в процессе выборочного чтения;
  • Вопросы, выясняющие различные связи: причина и следствие, сходство и контрастность, временные связи и др. Вопросы этого типа задаются при повторном чтении, выборочном чтении, в обобщающей беседе;
  • Вопросы, ведущие к оценкам и обобщениям, уместны при обобщении работы по тексту;
  • Вопросы, направленные на установление ассоциаций с опытом.

Выборочное чтение – это чтение части текста в соответствии с заданием или вопросом. Задания могут быть направлены на выяснения конкретного содержания, на становление различных связей, на раскрытие художественных особенностей, собственного отношения учащихся к прочитанному.

Выборочное чтение используется на всех этапах работы над текстом и может быть разной степени сложности. Наиболее простым оно является в том случае, когда ответом на вопрос будет репродукция текста. Усложнённым вариантом является поиск нескольких небольших частей в тексте, которые будут служить ответом на вопрос. Более сложным является выборочное чтение, в основе которого лежит подбор материала с целью доказательства какого – либо аналитического вывода.

Выборочное чтение позволяет эффективно сочетать работу над формированием навыков сознательного и выразительного чтения с формированием умений работать с текстом. Оно так же влияет на развитие творческого воображения, речи и памяти.

         Постановка вопроса самими учащимися является весьма результативным видом работы.

Постановке вопроса по тексту необходимо последовательно учить:

  • Сознательность постановки вопроса формируется в процессе анализа учителем собственных вопросов или вопросов, помещенных после текста. И тут же учитель показывает, как нужно отвечать на вопросы, используя текст.
  • Учащихся обучают самой технике постановке вопроса по тексту. Так, прежде чем поставить вопрос, нужно тщательно прочитать текст, постараться представить действующих лиц, если нужно, то выделить часть, по которой будет поставлен вопрос. На начальном этапе работа выполняется коллективно и носит обучающий характер, выделяют наиболее удачные вопросы, выясняется, почему одни из них интересны, а другие, наоборот, неудачны.

План – намечаемая на этапе подготовки краткая программа, предусматривающая выделение частей текста и их взаимное расположение.

              План может быть:

  1. Мыслимым (внутренним);
  2. Устным;
  3. Письменным

План бывает:

  1. Простым;
  2. Сложным

Пункты плана могут иметь:

  1. Форму вопросов;
  2. Форму повествовательных и назывных предложений;
  3. Форму цитат;
  4. Форму рисунка (картинный план)

                          Требования к пересказу

  • В пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец;
  • При пересказе ребёнок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца;
  • В пересказе должен сохраняться стиль образца;
  • Должны быть соблюдены последовательность оригинала, причинно – следственные зависимости, переданы все основные факты и описания;
  • В пересказе должны отражаться чувства ребёнка через выразительность его речи.

В  большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приёмы:

  • Предупреждение учащихся о том, что текст будет пересказываться;
  • Проведение анализа содержания, различных упражнений над языком;
  • Отработка выразительного чтения;
  • Расчленение рассказа на части и составление плана текста;
  • Пересказ фрагментов; предварительный (черновой) пересказ, разбор его недостатков.

                                   ПЕРЕСКАЗ

  • подробный, близкий к тексту

ставит своей задачей передать образец по содержанию, сохраняя при этом композицию, логику текста , лексику, синтаксис образца.

  • краткий/сжатый

предполагает передачу лишь основного содержания текста, лишенного деталей, подробностей.

  • выборочный

предполагает передачу какой-то одной из частных тем, микротем излагаемого текста по вопросу или заданию; по иллюстрации.

  • творческий характеризуется изменениями и дополнениями в тексте :

- изменение лица рассказчика,

- пересказ от лица одного из персонажей,

- инсценирование рассказа,

- словесное рисование,

- продолжение сюжета,

 - развитие какого-либо эпизода, пейзажной                                                         зарисовки,

- перестройка сюжетного произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка осознанного чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Доклад на ШМО учителей начальных классов. В работе раскрывается понятие осознанного чтения в психолого-педагогической литературе, описывается процесс формирования навыка осознанного чтения и особеннос...

Формирование навыков беглого чтения у младших школьников

Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает в...

Особенности формирования навыка осознанного чтения у младших школьников с умственной отсталостью.

Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи у младших школьников с нарушениями интеллекта приводят к нарушению осознанности чтения. Особенности формирования навыка чтения проявляется уже...

Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников.

В работе раскрывается технология продуктивного чтения, методы и приемы формирования смыслового чтения у обучающихся начальной школы....

Современный подход к формированию навыков смыслового чтения у младших школьников

1986 год… Результаты исследования PISA - Progress in International Reading Literacy Study (Прогресс в Международном исследовании по изучению грамотности чтения) Это международные исследования п...

Отчёт по самообразованию на тему: «Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями»

Данная тема актуальна как в рамках начальной школы, так и за её пределами, так как выразительность является одним из компонентов навыка чтения, а также помогает учащимся лучше понять смысл произведени...